Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Важнейшая особенность человеческого отношения к миру это постоянное изменение мира, его преобразование с целью удовлетворения потребностей человека и общества. Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.
Познание это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Человек вступает с миром во многие отношения: преобразует, осваивает, подчиняется, страдает. В чем специфика именно познавательного отношения человека к миру?
Она состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:
а) знание как информация об объективном мире природы и общества (знание-информация);
б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания (знание-рефлексия);
в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного миров (знание-стратегия).
Что необходимо для получения достоверных знаний? Два компонента. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает:
а) наличие развитых форм сознания;
б) существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения.
Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.
С этой точки зрения правомерными являются две классификации форм познания.
По статусу в системе человеческой жизнедеятельности |
По функциям, языку, средствам и методам познавательной деятельности |
1. Духовно-практическая форма познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле. 2. Духовно-теоретическая форма познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. |
Мифологическое, Религиозное, Образно-художественное, Философское, Научное познание |
Познавательная деятельность человека, органично включена в ткань его реальной жизни и общения.
Суть познавательного отношения человека к миру заключается в двояком вопросе:
1) насколько адекватно субъект воспроизводит сущностные характеристики действительности в знании. Т.е., попросту, насколько имеющееся знание соответствует действительности?
2) насколько такое адекватное воспроизведение в принципе возможно. А вообще, можно ли знать что-нибудь точно, не приблизительно?
Этот вопрос, получивший название «проблемы истины в познании», является центральным для философского подхода к исследованию познавательной деятельности.
Анализ именно этого вопроса стимулировал формирование концепций, в которых проблемы познания становятся предметом специального рассмотрения и исследования средствами философии и логики. Такие концепции обозначаются термином «эпистемологические».
Понятие «эпистемология» (от древнегреческого ἐπιστήμη «наука», «достоверное знание») возникло в античности. В античной традиции эпистемология рассматривалась как специальный раздел философии, посвященный анализу основных проблем знания и познания.
К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина теория познания или «гносеология» (от греч. gnosis знание, logos учение).
Как соотносятся понятия гносеологии и эпистемологии? Нередко гносеология и эпистемология рассматриваются как тождественные по своим характеристикам, т.е. как синонимы. Но есть и определенные основания различать их.
Центральная проблема гносеологии: как соотносятся субъект и объект; как субъект узнает про объект.
Центральная проблема эпистемологии: как соотносятся объект и знание. Насколько мое знание соответствует объекту.
Соответственно этому различается набор проблем гносеологии и эпистемологии.
Основной круг проблем гносеологии традиционно включал в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, форм и методов познания, проблемы истины и др. |
Набор проблем эпистемологического анализа составляется иначе. Это вопросы природы знания, его различных видов и типов, механизмов его объективации в различных формах деятельности, закономерностей функционирования и развития знания |
Гносеология тесно соседствует с логикой, когнитологией (теорией познавательных процессов) |
Эпистемология тесно соседствует с теорией аргументации, философией науки |
Одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий соответствия наших знаний объектам исследуемой реальности.
Уже в Древней Греции были сформулированы две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании:
а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная прежде всего в философии Платона, в частности в его концепции познания как припоминания (теория анамнесиса);
б) идея соответствия человеческих знаний миру природных вещей, которая была разработана Аристотелем и использована впоследствии как фундаментальное основоположение наивно-реалистических и материалистических концепций познания.
В зависимости от того или иного решения вопроса о принципиальной познаваемости мира в классической философии выделялись:
Эпистемологический оптимизм. Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма, исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.
Эпистемологический скептицизм. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию гносеологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма, который сформулировал систему аргументов против способности разума постичь природу причинных связей в мире.
Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма был И. Кант, утверждавший, что мир объектов это непознаваемые «вещи-в-себе».
Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Аристотелем была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Истинны не вещи, а только наши знания. Причем истина понималась Аристотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей.
Именно это понимание положено в основание классической концепции истины, согласно которой она интерпретировалась как соответствие знаний познаваемой действительности. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.
В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие:
а) действительность, которая как предмет познания в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;
б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;
в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;
г) классическая концепция истины является логически непротиворечивой системой знания.
Впоследствии британским философом ХХ в. Дж. Муром эта концепция истины была названа «корреспондентной теорией истины».
Но корреспондентная теория не единственная.
В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем, которые стимулировали развитие теории познания в двух направлениях.
Первое из них было связано с попытками усовершенствовать и развить классическую теорию истины. В рамках этого направления была обоснована диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Еще одна программа рационализации классической концепции истины была предложена в семантической теории истины Альфреда Тарского. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, по Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. |
В рамках второго направления критики классической концепции истины были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным из них относятся: 1. Когерентная (от лат. cohaerentia связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. 2. Прагматическая (от греч. pragma дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. 3. Конвенционалистская (от лат. conventio соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. |
Другая
2)
Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных в формах обыденного познания.
Научная истина это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода:
а) соответствовать исследуемой предметной области;
б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.
Важно подчеркнуть, что истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знания. Вместе с тем научная истина, особенно в социально-гуманитарном познании, должна рассматриваться и исследоваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.
С точки зрения классической философии исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение. Категориальная оппозиция «субъект объект» предполагает существование автономного субъекта, наделенного сознанием и познавательными способностями, и противостоящего ему объекта, под которым чаще всего понимался природный объект, не зависящий в своем существовании от сознания и воли субъекта. Такая интерпретация ставит во главу угла принцип субъективности. Иными словами, с т.зр. классической философии основная задача теории познания раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.
В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Объект познания рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей. Конечно, о субъекте можно говорить лишь в рамках субъект-объектного отношения. Иными словами, проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретает смысл и значение лишь в той степени, в какой она связана с проблемой субъекта познания.
В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений.
Наивно-реалистическая теория познания наиболее полно представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.). В этой гносеологической программе субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого это результат естественной эволюции природы.
Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма была предложена Д. Юмом, Дж. Беркли, Э. Махом, Р. Авенариусом и др. В рамках этой программы субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Существование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность ощущений («идей»). Существовать значит быть воспринимаемым. Esse est percipi.
Программа трансцендентальной гносеологии впервые была разработана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Основополагающая идея этой программы утверждение о том, что мир вещей и объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. Но при этом под субъектом имеется в виду «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные формы организации познавательной деятельности. К ним относятся априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные формы чистого разума. Именно благодаря наличию этих форм познания и априорных условий его реального осуществления становится возможной познавательная деятельность как творческий процесс генерации нового знания в математике, естествознании, метафизике.
Социокультурная программа в теории познания была представлена в двух ее основных версиях: в объективно-идеалистической философии Гегеля; в марксистской диалектико-материалистической гносеологии. Здесь обосновывается принципиально новое понимание субъекта познания. Он социально-исторический субъект, то есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе практической и теоретико-познавательной деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа.
Таким образом, человек становится субъектом познания лишь в той степени, в какой он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.
Развернувшаяся к концу XIX в. критика основоположений классической философии затронула и гносеологическую проблематику. В ходе этой критики была обоснована принципиальная недостаточность и неадекватность абстракций «самосознающего» «автономного» субъекта, а также была раскрыта ограниченность субъект-объектной схемы анализа познания.
В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую и др. Что объединяет эти программы между собой?
1) их общая задача обосновать такие модели сознания, которые не сводились бы к рационально-теоретическим или чувственно-эмпирическим проекциям.
2) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной гносеологической установки в исследованиях познания;
3) акцент на вопросе о природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире;
4) переосмысление проблемы истины в познании;
5) исследование прагматических функций языка и речи.
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.
Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил возникновение дилеммы эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм направление в теории познания, которое признает чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. Рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающие содержательного приращения знаний. В рамках эмпиризма различается: |
Рационализм направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др. |
|
идеалистический, или британский, эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли и др.), представители которого рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний |
материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк и др.), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира |
В рамках названных направлений в теории познания было высказано и обосновано немало верных и глубоких идей, раскрыто множество важнейших характеристик познавательного процесса. Вместе с тем, в целом они остались в плену противопоставления чувственного и рационального.
современная философия и когнитивная наука устраняют это противопоставление, утверждая, что:
1) опыт теснейшим образом связан с рациональной деятельностью сознания.
2) чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они оба укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека.
Каково же современное философское представление о чувственном и рациональном познании?
Чувственное познание |
Рациональное познание |
|
Чувственное познание, или «живое созерцание», как первый уровень в структуре познания, осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях. Ощущение это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. |
Основные формы рационального познания это понятия, суждения, умозаключения. Понятие форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Важно различать два вида понятий: абстракцию и идеализацию. |
|
Абстракция это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета. |
Идеализация это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде». |
|
Суждение это форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинная оценка определенного события или положения дел. Умозаключение это форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение. |
Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным познанием, но и с различными психологическими и внерациональными его факторами. В структуре познавательного процесса, интерпретированного как исследовательская творческая деятельность, большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции.
Интуиция это такая познавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В истории философии и психологии были обоснованы различные концепции и модели интуитивного познания. Оно понималось как «внезапное сверхчувственное озарение» (Платон); «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт); «познание в виде чувственного созерцания» (Л. Фейербах); «скрытый бессознательный первопринцип творчества» (З. Фрейд) и др.
В современной эпистемологии и психологии интуиция трактуется как сложно структурированная познавательная процедура, соединяющая в себе рационально-дискурсивные и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуитивного акта выделяют ряд этапов. К ним относятся:
а) инкубационный период, предполагающий накопление и аккумуляцию в сознании образов, идей, абстракций;
б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации;
в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить;
г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения, или инсайта.
PAGE \* MERGEFORMAT 11