Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ |
Кафедра педагогики
ПАК ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ И КНДР |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. Б2309/ко2__________________ (подпись) |
|
Руководитель к.п.н. доцент _____________ Т.Н. Шурухина |
|
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» __________________ 2014 г. |
Оценка _________________________ ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 2014 г. |
г. Уссурийск
2014
Содержание
Введение ……………………………………………............................…..3
1. Общественно политическое развитие на корейском полуострове во второй половине ХХ века………………………………...…...............................5
2. Образование РК и КНДР …………………………..…......................10
2.1. Становление современного образования в РК………...….............10
2.2. Становление современного образования в КНДР………...…........13
3. Роль современного образования в общественно политической системе государства на корейского полуострове ……...…….…..........................14
3.1. Роль современного образования в общественно политической системе государства РК …………………….….....................................................14
3.2. Роль современного образования в общественно политической системе государства в КНД……………………......................................................18
4. Различия и общие черты между образовательными системами Севера и Юга ……………………………………….…............................................23
Заключение ……………………………….…..........................................24
Список литературы …………………………..........................................26
Введение
В наступившем тысячелетии, азиатские государства, такие, как Япония, Южная Корея, Китай демонстрируют небывалые достижения в области образования. Об этом свидетельствуют и цифры охвата высшим образованием всего азиатского населения, и достижения в области науки и техники, которые показывают эти страны.
14 марта 2013 года из программы развития ООН был опубликован список стран по индексу человеческого потенциала. Список охватывает 185 стран членов - ООН из 193 стран, а также Гонконг (Китай) и Палестинские территории. 8 стран членов ООН исключены из-за недостатка данных. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для всех стран во всем мире. Этот индекс используется для выявления отличия между развитых стран развивающихся и недостаточно развитыми странами. В 2013 году было отмечено, что азиатские страны (Китай, Корея и Япония) совершили прорыв в сфере образования.
В этом списке стран нас интересуют такие страны как Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея (РК). Индекс развития человеческого потенциала четко показал нам разницу образования КНДР и РК. ИРЧП по странам и континентам (Азия и Океания) Республика Корея занимает 4 место, а Корейская Народная Демократическая Республика входит в ряд стран отсутствующих в отчете из-за недостатка данных. В списке стран ИРЧП по данным 1995 года КНДР занимает 75 место, а это означает, что система образования КНДР существенно отстает, по сравнению с системой образования РК, которая совершила колоссальный прорыв в области образования.
Анализ систем образования стран КР и КНДР поможет понять особенности развития современного образования этих двух государств.
Целью нашей работы является выявить влияние идеологии, а также общественно политическую деятельность на образование.
Объектом исследования является система образования РК и КНДР
Предметом исследования является сравнительная характеристика систем образования РК и КНДР
Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Общественно - политическое развитие Кореи во второй половине ХХ века
Победа союзников по антигитлеровской коалиции в войне с Японией принесла народу Кореи свободу, однако её последствием явился раздел полуострова на советскую и американскую оккупационные зоны с последующим провозглашением двух корейских государств. 15 августа 1948 года было объявлено о создании Республики Кореи (РК), а 9 сентября Корейской Народной Демократической Республикой (КНДР). Конфронтация между США и СССР в конце 40-х годов, привела к развязыванию трагической братоубийственной войны 1950- 1953 года. С этого момента и до сентября 1992 года оба корейских государства продолжали находиться в состоянии войны, отношения между ними регулировались Соглашением о примирении, поэтому практически отсутствовали какие- либо экономические, политические и культурные контакты. С начала 1990-х годов ситуация начала меняться к лучшему, но процесс этот осложнялся рецидивами прошлого.
Формирование антагонистических режимов, взаимная вражда и недоверия привели к идеологической обособленности КНДР и РК. Оба корейских государства претендовали на исключительное право представлять нацию на мировом уровне, в то числе и в политическом отношении. Результатом длительного отсутствия межгосударственных контактов стало формирование в каждой из стран особой идеологической и общественно - политической среды.
Существенное воздействие на развитие современной идеологии и общественно политических систем двух государств продолжает оказывать внешний фактор. В южной части корейского полуострова в результате тесного сотрудничества РК и США и западным миром наблюдается развитие современного демократического строя с явным влиянием американского образца, но в тоже время сохраняют национальные традиции. Северокорейское общество попало в прямую зависимость от идеологии, основанной на влиянии СССР и КНР классовом пролетарском подходе и культе партийного руководства.
Идеологическое строительство в КНДР определяется общим политическим курсом Трудовой партии Кореи (ТПК) и опирается на следующие принципы: партийность, приверженность идеалам социализма и коммунизма, приоритет интересов пролетарских слоёв общества. В Северной Кореи идеологию считают основой общества, поэтому её развитие тесно связано с практикой социалистического строительства. Главной задачей в современных условиях считается поддержание культа партийного государственного руководства и обоснование идей чучхе как официальной идеологической доктрины ТПК и всего северокорейского общества. Доклад Ким Ирсена (1912- 1994гг., лидер КНДР в 1948-1994гг.)
Идеология чучхе сочетает в себе основные принципы марксизма ленинизма и традиционного дальневосточного национализма, в том числе культ личности руководителя. Формирование идеологической системы КНДР началось с конца 1940-х годов, когда присутствие советских войск в Северной Кореи определило выбор в пользу социализма. С середины 1950-х и до начала 1960-х годов, в КНДР произошел крутой перелом, ознаменовавший отход от просоветской ориентации. В декабре 1955 года, ЦК ТПК вскрыл ошибки в области культурного и идеологического строительства, некоторые партийные руководители обвинялись в отсутствии должного внимания к национальной специфике. На пленуме послужил сигналом к преследованию советских корейцев. Доклад Ким Ирсена (1912- 1994гг., лидер КНДР в 1948-1994гг.).
В 1956 году северокорейская сторона предпринимала усилия по ограничению советского идеологического влияния: сокращалась трансляция Московского радио на корейском языке, упразднили Институт иностранных языков, в котором шло обучение преимущественно русскому языку. Политический кризис в 1956 году закончился полной победой Ким Ирсена и открыл ему путь к абсолютной власти. Началась пропаганда « собственных» моральных ценностей и идей чучхе, направленная на установление культа личности Ким Ирсена и освобождение от иностранного (советского и китайского) влияния в области идеологии.
Основной философской идеей чучхе является убежденность в том, что человек, является хозяином всего сущего (« человек властелин мира и хозяин своей судьбы»)[5,с.127].
Суть общественной доктрины чучхе можно свести к следующим положениям:
- в качестве субъекта истории и общественного развития выступает нация ;
- Корея - особая страна, а корейцы особая нация ;
- корейская нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима;
- для корейцев нет авторитетов на международной арене, их задача идти собственным самобытным путем;
- идти своим путем можно лишь при опоре на свои собственные силы;
- в отличии от капиталистической экономики, нацеленной на извлечении прибыли, главной целью социалистической самостоятельности, против империализма и доминирующих держав, посягающих на самостоятельность народов других стран;
- для защиты своей самостоятельности следует создать общенародную систему обороны, вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость;
- революция это борьба народных масс за реализацию своего движения к самостоятельности;
- революция требует активных действий ожидать, пока созреют необходимые условия, равнозначно отказу от дела революции;
-успех революции зависит от руководства, следовательно, особое место в революции и самостоятельном национальном государстве занимает вождь руководитель;
- чтобы вооружить народ правильным взглядом на революцию, требуется воспитать в нём чувство беззаветной преданности вождю и партии [3,с.305].
В настоящее время доктрина чучхе является не только конституционно закрепленной идейной основной северокорейского общества, но и единственно разрешённым и допущенным в стране в официальном порядке мировоззрением. Доктрина чучхе также имеет особое влияние на систему образования , так как поклонение культу личности Ким Ирсена прививают с раннего возраста, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
2.Влияние современной идеологии на содержание образования в Республике Корее
Официальной идеологией Южной Кореи на долгие годы стал антикоммунизм, поэтому до настоящего времени любое проявление социалистических взглядов и симпатии к КНДР воспринимается как преступление против государственной безопасности[3,с.267].
В РК до сих пор сохраняются ограничения на коммунистическую и социалистическую пропаганду. Стремительная демократизация Южной Кореи с конца 1980-хгодов свидетельствовала о переходе на новую стадию идеологического строительства, страна максимально открылась миру и пережила политическую модернизацию. С середины 1980-х годов власти постепенно отказывались от авторитарных методов управления и контроля над обществом, общественно политическая система РК претерпевала стремительную трансформацию в направлении создания сбалансированных отношений между государством и обществом.
На рубеже ХХ-ХХI вв. созрели реальные условия для формирования гражданского общества присущей ему автономией общественно политической среды. Демократизация и всесторонняя политическая модернизация южнокорейского общества проводилась на основе идеологической концепции синхангуг « новая Корея», разработанной в 1993 году одним из политических деятелей и президентом страны Ким Ёнсамом. [3,с.184]. Она была направлена на внедрение в политическую систему Республики Корея демократических и либеральных начал. Синхангуг призывала все политические силы отказаться от исторической вражды и приступить к построению новой Кореи свободного и зрелого демократичного общества, обеспечивающего социальный мир и благополучие, дающего возможность каждому трудиться и сосуществовать в гармонии с окружающим миром.
Изменение традиционного образа жизни и идеологии современного южнокорейского общества вызвано глубокой социально экономической модернизацией и политическими преобразованиями, катализатором которых является сильное западное, преимущественно американское, влияние.
Несмотря на стремительное развитие модернизационных процессов, политическая традиция Южной Кореи максимально сохраняет конфуцианское наследие, в общественном сознании современных корейцев. Образование важнейший инструмент достижения успеха в жизни. Семья жертвует многим, чтобы дать своим детям лучшее образование и обеспечить тем самым их будущие. Охраняя традиционные формы жизни и общественной деятельности, конфуцианское наследие культивирует в национальном сознании южнокорейцев ценность науки и образования, открывающего доступ к государственной службе как путь к социальному успеху и благополучия. В Южной Кореи очень четко прослеживается идейная установка на поддержание чиптанджуи « коллективизм», которая означает примат корпоративных или коллегиальных ценностей над индивидуальными [3,с.205] .
Южная Корея культивирует демократическую идею образования, основанную на общечеловеческих ценностях и гуманизме. В КНДР единственно возможным направлением образовательной политики является идеологическая обработка населения в духе чучхейского коммунизма. На Юге в свете гуманистических идеалов целью образования ставят воспитание гражданина с целостным характером, способного внести вклад в развитие и процветание демократического государства и общества. На Севере культивируется коллективистский подход к образовательным целям, подразумевающий преданность коммунистическому общественному устройству.
2. Сравнительный анализ в сфере образования РК и КНДР
2.1 Становление современного образования в РК
Освобождение Кореи от японского колониального господства стало поворотным моментом в истории корейского образования.
10 марта 1948 года была отменена плата за обучение в начальной школе. 17 июля 1948 года в конституции, провозглашалось обязательное бесплатное образование при равных возможностях [2,с.178].
Конституционная норма была закреплена в Законе об образовании 1949 г., где также шла речь о системе обязательного начального образования. Несмотря на финансовые затруднения, министерство образования и культуры РК приняло шестилетний план по внедрению обязательного образования 1 июня 1950 г., приступило к его осуществлению.
К 1968 г. Первые представители поколения завершили начальное образование, и страна столкнулась с новым социально демократическим явлением, получившим название «экзаменационная горячка»[17,с.79].
Министерство образования и культуры в 1969 г. Ввело новую систему перехода из начальной школы в среднею, упразднив вступительные экзамены. Успешно справившись с проблемой « экзаменационной горячки» при переходе из начальной школы в среднюю школу, через три года возникла та же проблема только при поступлении её выпускников в среднюю школу повышенной ступени. К 1974 году была проведена полная стандартизация школ повышенной ступени, отменены экзамены, которые раньше проводились каждой школой отдельно. Была внедрена система единого экзамена, а конкретная школа, в которой абитуриенту предстояло учиться, выбиралась методом лотереи. Из-за отсутствия финансов, государство придерживалось политики поощрения частных школ.
Таким образом, расширение сети школ средней и средней повышенной ступени достигалось за счет средств родителей и частных учебных заведений.
После освобождения на юге Кореи функционировало 21 высшее образовательное учреждение, в которых обучались 2 382 человек [10, с.35].
Однако полностью соответствовал понятию «вуза» лишь Национальный университет Кёнсон. 22 августа 1946 г., по распоряжению властей состоялось объединение Национального университета Кёнсон и десяти других вузов, так был создан Сеульский национальный университет.
Руководство РК во главе с Пак Чжонхи в 1961г. Приняло решение усилить контроль над системой высшего образования. Власти заявили о своем намерении регулировать численность студентов вузов, осуществить реформы, нацеленные на повышение качества высшего образования.
Одним из важнейших мероприятий на пути создания современной системы образования РК стало принятие Хартии национального образования в конце 1968 года, акцент в которой был сделан на философскую и правовую основу учебного процесса.
Перед системой образования были поставлены задачи:
-помочь людям обрести чувство национального единства;
-привить молодежи уважение к отечественной истории и историко культурным традициям ;
-вдохновить граждан РК на творческие начинания;
-культивировать стремление к всеобщему благосостоянию;
- способность восстановления национальной мощи;
-обеспечить оптимальное сочетание традиций и современности;
-способствовать гармонизации интересов и потребностей личности и нации в целом [1, с. 643-644].
К концу 1990-х гг. количество поступающих в южнокорейские вузы составило 70% от общего числа выпускников средних учебных заведений, что соответствует лучшим мировым показателям. В связи с этим высшие учебные заведения стремятся повысить свою самостоятельность в вопросах наборе студентов, совершенствуют принципы и методы работы с абитуриентами, проводят реорганизацию учебного процесса, внедряют систему его организации по факультетам и специальностям.
Важнейшими мероприятиями властей в сфере образования следует отметить определение национальных приоритетов в области просвещения
(Хартия национального образования, 1968г.), регулирование процесса перевода учеников на более высокую ступень обучения (1969 и 1974 гг.), установление выпускных квот для высших учебных заведений и введение единого государственного экзамена(1980г.) [19,с.89].
Все это, наряду с целенаправленной регулярной работой по совершенствованию образовательного процесса, придало образованию Южной Кореи общенациональный характер, позволило реально обеспечить принцип всеобщего и обязательного среднего образования, создать широкую сеть учебных заведений, обеспеченных необходимой финансовой и материальной базой за счет привлечения государственных и частных средств.
2.2 Становление современного образования в КНДР
После освобождения Кореи, в августе 1945 года в северной части Корейского полуострова насчитывалось 2 192 начальных и 116 средних школ, 4 техникума [14,с. 129].
В 1956г. в КНДР было введено обязательное четырехлетнее начальное образование, а с 1958г. обязательное семилетнее, а с 1966 г. девятилетнее среднее образование. 1972- 1975гг. был осуществлен переход к одиннадцатилетнему обязательному бесплатному образованию. Внедрение системы обязательного бесплатного образования и повышение грамотности населения КНДР шло более быстрыми темпами, чем в Южной Кореи. Северокорейские власти придавали образованию первостепенное значение образованию еще в конце 40-х годов, а Южнокорейские власти только в первой половине 1960-х годов.
Становление системы образования КНДР условно можно разделить на три этапа. Первый этап (1945-1956гг.) характеризовался ускоренным развитием сети начальных школ. Второй этап (1957-1966гг.) это период быстрого роста средней школы и высших учебных заведений. В ходе третьего этапа (1967-1980гг.) наблюдался скачкообразный рост числа учащихся неполной и полной средней школы. В первой половине 1980-х гг. была отмечена тенденция роста студентов высших учебных заведений. К сожалению достоверных статистических и аналитических материалов по дальнейшему периоду у нас нет, поскольку демографические данные в современной КНДР засекречены.
В систему общего образования КНДР была включена почти треть населения республики, примерно 5,6 млн. человек, а если включить сюда бесплатные дошкольные заведения ( ясли и детские сады)- то почти половина населения [3].
3. Роль современного образования в общественно политической системе государств Корейского полуострова
3.1 Роль образования в общественно политической системе РК
Непредвиденным следствием курса южнокорейских властей на приоритетное развитие высшего образования явилось превращение университетов в центры диссидентского движения за демократию. Инакомыслие и борьба студентов и профессуры с авторитарным режимом V Республики (В российской и зарубежной политологии политическая история РК подразделяется на этапы, связанные с развитием её политической системы: I Республика (1948-1960гг.), II Республика (19601961гг.), III Республика (1963-1972гг.), IV (1972-1979гг.), V (1980-1987гг.) и ныне существующая VI (с 1988г.) [16,c. 368].
Получили широкую известность и признание международной демократической и правозащитной общественности. На местном уровне система общеобразовательных (начальных и средних) учреждений продолжала культивировать конфуцианские традиции в сочетании со значительной идеологической обработкой учащихся в интересах официальной политики властей. В университетах же студенты получали возможность отвлечься от привычной традиционной среды, впервые в жизни они получали относительную личную и гражданскую свободу, вливаясь в либеральную субкультуру вузов, атмосферой которой в корне отличилась от настроений и нравов, царивших в семье и школе. Главная задача подросткового периода: поступление в вуз была ими успешно решена, поэтому студенческая молодёжь по своему усмотрению пользовалась значительным ресурсом своего времени.
Активное диссидентское движение студентов в 1980- 90-х гг., обусловлено рядом социальных причин, рядом психологических обстоятельств, связанные с интенсивной подготовкой молодых людей к поступлению в вузы. В соответствии с классическими конфуцианскими представлениями о родительском долге многие семьи приносили значительные, и не только материальные, жертвы с тем, чтобы обеспечить детям высшее образование. В ответ от ребенка требовались сыновья благодарность и почтительность, выражавшиеся беспрерывной зубрежке, нескончаемых занятиях с репетиторами, трата значительного времени на дополнительные занятия, курсы, кружки и т.д. все это шло в ущерб не только отдыху или играм со сверстниками, но и необходимому общению внутри семьи.
Поступление в вуз это не только осуществление вожделенной цели: университет знаменовал окончание долгого кошмара, в течении последующих четырех лет студенты имели возможность сочетать учебу с личной общественной жизнью. Протест, учащийся молодёжи принимал такие крайние формы, как столкновение с полицией, массовые уличные беспорядки, насилие в городских районах и студенческих кампусах, демонстративный суицид. Сторонние наблюдатели в Сеуле и других крупных городах Кореи приходили в шоковое состояние, увидев картину разгона демонстрации, когда в состоянии истерического исступления дети с двух сторон забрасывали друг друга камнями, бутылками с зажигательной смесью или гранатами со слезоточивым газом, так полицейские и служащие других силовых структур, относились к той же возрастной группе [20,с.354].
Политические условия, сложившиеся в РК в начале 1990-х гг., потребовали существенных изменений системы образования, прежде всего морально устаревших в рамках демократического государства норм и законов, хранивших наследие авторитарной эпохи. В первой половине 1990-х гг. в рамках общей демократизации политического режима осуществляется реформа системы образования, направленная на повышение академической автономии учебных заведений и развитие внутри высшей и средней школы демократических начал. Она началась в декабре 1994г. и осуществлялась под эгидой президентской Комиссии по проведению реформы системы образования. Основной задачей проекта провозглашалась создание системы образования, нацеленной на широкое включение Кореи в мировую информационную и образовательную среду.
Реформа осуществлялась в два этапа: на первом доминировало ее юридическое и организованное обеспечение, на втором упор делался на увеличении финансирования государством и обществом развития высшей школы и системы просвещения. В качестве главной задачи выдвинуто введение общедоступной открытой программы непрерывного( в течении всей жизни ) образования и значительное облегчение доступа к высшему образованию за счет упрощения процедуры сдачи вступительных экзаменов в вузы. В 1995- 1996 гг. были внесены существенные изменения в инструктивные материалы министерства культуры и образования, уставы государственных и частных университетов, обеспечивающие студентам большую свободу при выборе изучаемых предметов, предоставившие образовательным учреждениям большую самостоятельность при формировании учебных планов, регулировании учебного процесса, привлечении иностранных специалистов таким, образом, вузы получили реальную академическую автономию.
Одновременно с реформой образования шла подготовка Закона о защите молодёжи, а 1 июня 1997 года он вступил в силу [14,c.6].
Закон был направлен на предотвращение таких негативных тенденций в молодежной среде, как рост подросткового насилия, преступности и проституции, употребление наркотиков, распространение порнографии и три вида ограничений: первое касалось влияние средств массовой информации, второе запрещало продажу молодежи табачных изделий, алкоголя, некоторых лекарств, третье регламентировало сферу молодёжных развлечений и досуга.
Система образования РК включает дошкольное, начальное, среднее образование, среднее образование повышенной ступени, профессионально техническом и высшее образование. В профессионально техническом и высшем образовании выделяется два направления: для обычных студентов ( очное обучение) и для взрослых (заочное обучение и обучение без отрыва от производства)
Современная система РК решает задачу обеспечения республики квалифицированными национальными кадрами и трудовыми резервами, готовыми к решению многочисленных проблем экономического развития и повышения конкурентной способности Южной Кореи на мировом рынке.
3.2 Роль образования в общественно политической системе КНДР
Как неотъемлемый элемент политической системы социалистической Кореи образования КНДР решает задачи воспитания общества в духе чучхейской идеологии. Образование в республике носит обязательный и бесплатный характер, что закреплено в статье 45 конституции среднюю школу заканчивает практически вся молодежь [2,c.146].
Обучение девочек и мальчиков в школах ведется раздельно. Ликвидировав неграмотность как общественное явление к 1949г., республика добилась несомненных успехов в развитии системы образования, с 1956г., введено всеобщее обязательное начальное образование, а в 1975г.- всеобщее обязательное 11- летнее обучение, в рамках которого сочетается образование среднее и техническое. Всего насчитывается более 10 тыс. школ, студенты техникумов и вузов получают государственные стипендии, бесплатную форму и учебники. В середине 1990-х гг. в школах, технических и высших учебных заведениях обучалось свыше 5 млн. человек [2,с.141].
Большое внимание уделяется дошкольному воспитанию детей в яслях и детских садах. Уже на этой образовательной ступени начинается пропаганда идей социализма и духа преданности ТПК и лично вождям - Ким Ирсену и Ким Ченыру.
Идеология определяет состояние высшей школы КНДР, это многократно подчеркивалось в партийно государственных документах Северной Кореи: « Социалистическое образование должно осуществляться на базе революционных идей партии, взяв их на вооружение как единственное руководство» [7,c.8].
В связи с такой постановкой вопроса в университетских программах явно ощущается засилье общественных наук, стержнем которых являются чучхейская философия и история ТПК; изучению технических и специальных дисциплин придается второстепенное значение. Система высшего образования включается учительские институты и профессиональные техникумы, с двухгодичным сроком обучения, вузы и втузы; к началу 1990-х гг. в КНДР стране насчитывалось более 250 вузов и около 600 средних специальных учебных заведений, преобладали технические. Ведущую роль играют Государственный университет Ким Ирсена( открыт в 1946 г. в Пхеньяне; на его 14 факультетах обучаются более 12 тыс. студентов) и Чхонджинский политехнический институт. К числу главных вузов страны можно отнести Пхеньянскую консерваторию, Институт иностранных языков, Медицинский институт, Институт народного хозяйства, Пхеньянский политехнический институт; все они расположены в столице. Право поступить в пхеньянские вузы предоставляется далеко не каждому выпускнику средней школы лишь лучшие ученики и семьи со связями получают направления на вступительные экзамены в столицу, остальные довольствуются провинциальными институтами и техникумами, а большая часть идет на производство и в армию.
Северокорейские студенты и школьники очень организованны и дисциплинированны, они одеты в форму одинакового покроя и цвета, направляются в школу и возвращаются с занятий организованными колонами , которые формируются по месту жительства. После уроков и в выходные дни под руководством пионервожатых и преподавателей строем и с громкими песнями учащиеся идут на стадион, в музей или на работу по благоустройству города. Их звонкие голоса слышны с раннего утра до сумерек, дети поют о социалистической родине, о Трудовой партии Кореи и её вождях, о боевых подвигах старшего поколения и тяжелой участи своих сверстников в Южной Кореи. Труд и учеба, идеологическая обработка важнейшая составляющая политики ТПК по отношению к молодежи. Её культурный и образовательный уровень не выдерживает критики, поскольку усилия властей направлены на то, чтобы граждане страны знали как можно меньше.
Зарубежная история и литература не изучается нив школе, ни в вузах, от иностранной культуры и литературы корейцы надежно ограждены.
Характерная черта северокорейского общества полная монополия властей на информацию, она обеспечивается целым рядом запретительных мер и системой карательных органов. Здесь, запрещена продажа радиоприемников со свободной настройкой, преследуется несанкционированное общение с иностранцами, запрещено распространение зарубежных печатных СМИ. Любое нарушение запретов сурово наказывается.
Нормативно правовая база РК провозглашает и реально обеспечивает полное равноправие граждан в образовательной сфере, а Нормативно правовая база КНДР декларирует и формально обеспечивает равноправие граждан в образовательной сфере, однако получить достойное образование часто ограничивается материальным положением конкретных граждан и их семей.
4. Различия и общие черты между образовательными системами Севера и Юга
В заключении мы выявим различия и общие черты между образовательных систем Севера и Юга:
- Образовательные системы двух корейских государств решают различные основные задачи. РК нацелено на обеспечение государства квалифицированными кадрами и трудовыми резервами, призванные решать проблемы экономического развития, то КНДР выполнение данной целевой установки неразрывно связано с воспитанием подрастающего поколения в духе верности идеалам социализма и безграничной преданности политическому строю и руководству;
- Нормативно правовая база РК провозглашает и реально обеспечивает полное равноправие граждан в образовательной сфере, а нормативно правовая база КНДР декларирует и формально обеспечивает равноправие граждан в образовательной сфере, однако получить достойное образование часто ограничивается материальным положением конкретных граждан и их семей;
- В социалистической Корее создание и управление учебными заведениями в сфере образования, является исключительной прерогативой государства и руководящей партии. Южнокорейское образование строится на альтернативных принципах и включает в систему государственных и частных учебных заведений;
-Северокорейское образование характеризуется явно выраженным идеологизированным уклоном, служит интересам внутренней и внешней политики ТПК, в полной мере соответствует тоталитарной политической системе КНДР, образование РК отличается гуманистической направленностью, дает широкий простор для выбора жизненных целей и приоритетов;
- Системы образования Севера и Юга значительно отличаются механизмами управления и контроля над учебным процессом. В КНДР степень самостоятельности чрезвычайно низка, учебный процесс находится под строгим контролем властей, а в РК пользуются преимуществами академической автономии, степень их самостоятельности чрезвычайно высока и ограничена лишь общим национальным культурным контекстом.
Общие черты систем образования Севера и Юга:
- Образовательные системы двух корейских государств решают сходные задачи по обеспечению национального хозяйства квалифицированными кадрами и трудовыми резервами для дальнейшего экономического развития КНДР и РК;
- Структура образовательных систем РК и КНДР практически идентична и включает дошкольное, начальное, среднее образование и среднее образование повышенной ступени, среднее специальное (профессионально техническое) и высшее образование (очное, заочное и без отрыва от производства);
- Учебный процесс в РК и КНДР осуществляется на основе государственных образовательных программ, обеспечивающих поддержание государственных стандартов по различным направлениям и специальностям;
-В РК с начала, а в КНДР с конца 1990-х гг. началась модернизация системы образования; причем на Севере она нацелена на внедрение новых технологий и достижений научно технического процесса, а в Южной Корее на переход к образованию гуманистическому;
-в обоих корейских государствах образование остается одним из важнейших политических институтов; на Севере оно служит для поддержания современной политической системы КНДР, на Юге инструментом дальнейшей демократизации и построения основ.
Несмотря на различие идеологических принципов, которыми руководствуются на Севере и на Юге, в образовательной сфере КНДР и РК обнаруживается достаточно общих черт. Граждане двух корейских государств имеют общие культурные корни, традиционно морально этнические принципы и традиционное мировоззрение, основанное на конфуцианской системе. Все это является проявлением единого духовного наследия корейской нации, которая всегда воспринимала образование как важный инструмент государственной системы и повышения народного благосостояния.
Заключение
Система образования КНДР решает двуединую задачу: с одной стороны, она обеспечивает республику квалифицированными национальными кадрами и трудовыми резервами, способными решать проблемы развития народно хозяйственного комплекса и дальнейшего построения социализма, с другой формирует особый тип личности, воспитывая подрастающие поколение в духе верности идеалам социализма и коммунизма, личной преданности вождю, что максимально соответствует идейным установкам и политическому курсу партийно государственного руководства.
Нормативно правовая база не только декларирует, но и реально обеспечивает полное равноправие граждан КНДР в образовательной сфере, что делает её одним из политических инструментов для поддержания социального неравенства ведущего атрибута социалистического строя Северной Кореи.
Система образования КНДР включает дошкольное, начальное, среднее (повышенной ступени), среднее специальное (профессионально техническое) и высшее образование. В системе высшего образования КНДР выделяется два направления: средне специальное и высшие образование для обычных студентов (очное обучение) и для взрослых (заочное и вечернее обучение без отрыва от производства).
Учебный процесс осуществляется на основе образовательных программ, обеспечивающих поддержание государственных стандартов по различным направлениям и специальностям. Степень независимости и самостоятельности учащихся и преподавателей, школ и вузов КНДР чрезвычайно низка.
Политика КНДР в сфере образования отвечает целям и задачам ТПК и нацелена на социалистическое строительство. Руководство партии жестко контролирует образовательную сферу, начиная с управления и заканчивая учебным процессом. Образование является одним из важнейших Общественно политических институтов Северной Кореи.
Система образования РК решает задачу обеспечения республики квалифицированными национальными кадрами и трудовыми резервами, готовыми к решению многочисленных проблем экономического развития и повышения конкурентной способности Южной Кореи на мировом рынке.
Нормативно правовая база провозглашает и обеспечивает равноправие граждан РК в образовательной сфере, однако в условиях рыночной экономики реальное получение достойного образования часто оказывается ограниченным финансовыми возможностями конкретных семей и граждан. Южнокорейский власти пытаются решить данную социальную проблему, уже сейчас подрастающие поколение республики гарантировано получает бесплатное десятилетнее образование в начальной школе, средней и на первом году повышенной средней школы. Реализуется государственная программа помощи малоимущим слоям населения для продолжения обучения детей в выпускных классах полной средней школы и в государственных вузах.
Система образования РК включает дошкольное, начальное, среднее образование, среднее образование повышенной ступени, профессионально техническое и высшее образование. В профессионально техническом и высшем образовании выделяется два направления: для обычных студентов (очное обучение) и для взрослых ( заочное обучение и обучение без отрыва от производства ). Учебный процесс осуществляется на основе государственных образовательных программ и стандартов по различным направлениям и специальностям.
Образование РК в целом носит гуманистический характер, дает широкий простор для выбора жизненных целей и приоритетов, обеспечивает культурное и социальное многообразие южнокорейского общества, не препятствует инакомыслию, но в тоже время служит для стойкой ориентации учащихся на общепринятые и призванные государством и обществом установки и национально культурные традиции.
Список литературы
PAGE \* MERGEFORMAT 1