У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

своеобразному и во многом перспективному явлению общественнополитической жизни Западной Европы США и Лат

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

JLB. Дьякова

Гуманистическое движение в Чили: низовая социальная практика

В последние годы в социологической и политологической литературе большое внимание уделяется так называемым альтернативным, или низовым, социальным движениям - своеобразному и во многом перспективному явлению общественно-политической жизни Западной Европы, США и Латинской Америки. Растущая популярность этих движений, их роль в возрождении активности широких слоев населения вызывают серьезный интерес. Неоднородность социального состава, аморфность структуры, различная степень политизации и пестрота программных установок, необычный стиль поведения затрудняют объяснение этого феномена в рамках традиционных подходов, свидетельствуют о невозможности применения устаревших схем.

Особых размышлений заслуживает тот факт, что всевозможные альтернативные, молодежные, неофеминистские, антивоенные, экологические, христианские и другие движения, заявившие о своем существовании на рубеже 60-70-х годов и особенно в 80-е, стали заметной общественной силой в странах, резко отличающихся друг от друга не только особенностями политической культуры и национального самосознания, но и уровнем социально-экономического развития, и характером всего комплекса исторических традиций.

Несмотря на многочисленные теоретические и практические разногласия, эти движения объединяет одно: обостренное понимание кризиса современного мира и тоска по высоким духовным ценностям, без которых невозможно найти ответ на вопрос о смысле жизни. Новые социальные движения и стали одним из моментов поиска гармонии и единства в распадающемся мире.

Следует отметить, что в их идеологии отразился общий "кризис доверия" государству, приобретший с конца 70-х перманентный характер, что дополняется на уровне массового сознания разочарованием в системе традиционной представительной демократии. Подобно тому, как государство уже не в состоянии управлять громоздкой экономикой, режим представительной демократии со сложившимся институтом партий не успевает за развитием общества, не обеспечивает участия в политике широким массам, стремящимся к проявлению социальной активности.

д

В странах Латинской Америки, переживших не только ряд экономических кризисов, но и длительный период политической нестабильности, падение и

Людмила Владимировна Дьякова - кандидат политических наук, младший научный сотрудник ИЛА.

возрождение парламентской демократии, особенно остро стоят морально-этические проблемы: о степени допустимости насилия в обществе, о свободе личности, об уважении гражданских прав человека, о непреходящей ценности жизни.

Своеобразную интерпретацию эти идеи получили в идеологии и практической деятельности гуманистического движения, территорией возникновения и наибольшего влияния которого стали Аргентина и Чили. Его идеолог и основатель - аргентинский писатель и философ Марио Луис Родригес Кобос -Сило. В 60-е - начале 70-х годов под его руководством были организованы небольшие группы левой ориентации, их участники назвали себя "гуманистами". В начале 80-х в Аргентине и Чили были образованы первые гуманистические партии, ведущие достаточно активную деятельность. Гуманистическое движение вышло на национальный и международный уровень, завоевало определенную известность: в настоящее время его организации действуют более чем в 30 странах мира, в том числе и в России. Осенью 1993 г. в Москве состоялись 1 Международный гуманистический форум

и II конгресс Гуманистического Интер-

* национала .

Ориентируясь в основном на массовое сознание и формируя своего рода "политическую философию для масс", Сило осуществил незаурядную, даже талантливую компиляцию различных концепций человека, создал своеобразный экстракт психологических и философских рассуждений о месте человека в мире, о смысле жизни, о кризисе современного общества, и придал этому сложному материалу популярную форму. В конечном счете, "силоизм" - это попытка сформулировать общую для многих движений тенденцию к поиску внутренней духовно-политической опоры, своего места в противоречивом мире. Однако то, как реализуется эта тенденция, может вызывать различные толкования и оценки.

Гуманистическое движение - достаточно сложное, многоуровневое образование, которое, несмотря на сходство с другими новыми социальными движениями, сильно отличается от них более

* О встрече с Сило в редакции журнала см.: 1992, № 10-11; о деятельности Гуманистического Интернационала см.: 1992, М° 9. (Прим. ред.)

выраженным стремлением систематизироваться, организоваться, относительно четко определить себя как альтернативный склад мысли и тип деятельности.

Структура движения громоздка и довольно запутанна. Она представляет собой несколько вертикальных линий, в основе которых находятся небольшие группы активистов. Все члены связаны достаточно жесткой дисциплиной и строгой субординацией, однако эта внутренняя иерархия практически незаметна, ибо у всех участников доминирует чувство добровольной вовлеченности и личной свободы. В подобной структуре отразилась такая тенденция современного, преимущественно молодежного сознания, как стремление к предельной децентрализации и автономии, праву принимать решения на низовом уровне, к идейной и организационной мобильности, гибкости в отношениях с массами, приоритету личных связей. Это позволяет сохранять "молодежный" психологический настрой участников, поддерживает уверенность в значимости собственной инициативы. Строго говоря, лучшей модели отношений людей, стремящихся к свободной реализации возможностей, мы не знаем, ибо все традиционные партии и движения (речь не идет о других низовых течениях), как правило, подавляют, а не возвышают личность, деформируют дружеские связи, видят в активистах только функционеров. Другой вопрос - как эта новая система человеческих контактов воздействует на политическую ориентацию и поведение людей: это особая тема.

Социальную базу гуманистического движения составляют разнородные общественные элементы: представители интеллектуальных профессий, мелкие служащие, студенты, женщины, маргинальные и' полумаргинальные слои населения. Руководители в социальном отношении отличаются от рядовых участников: большинство из них в той или иной степени выходцы из среднего класса, имеют хорошее образование и возможность поддерживать достаточно высокий уровень жизни.

Характерной чертой, объединяющей и участников движения, и сочувствующих ему, является их принадлежность преимущественно к молодежи, что и определяет многие специфические особенности течения.

У гуманистического движения много недостатков: оно в значительной мере

претенциозно и не всегда готово к восприятию иных точек зрения, подчас замкнуто, неохотно идет на союз с другими силами, даже близкими по духу, не отличается терпимостью в оценке пестрого спектра социально-политической жизни.

В то же время нельзя не отдать должное благородству гуманистических устремлений, отразившихся в теории и практике движения. Можно предположить, что позитивные моменты возобладают в мировоззрении и в реальной жизни его участников, что позволит в будущем влиться в общечеловеческую культурную традицию.

А

Практическая деятельность гуманистических партий развивается в нескольких направлениях, сохраняя элементы различных течений (молодежного, женского, экологического, дискриминируемых меньшинств и т.д.). Однако их объединяющим началом является, с одной стороны, "идеология силоизма", общие принципы и формы работы, характерный стиль социального поведения, с другой - тактическая установка активизировать деятельность на местах, укрепить влияние в массах.

С начала 90-х годов первоочередной задачей стало смещение акцента на низовую социальную практику, на создание многочисленных "очагов влияния" и развитие инициативы "снизу".

Как отмечают исследователи, ключевыми вопросами для участников новых социальных движений являются: вовлеченность в процесс децентрализации власти; развитие локальной автономии; решение проблемы маргинальности. Последнее направление занимает особое место.

Наиболее интересна и показательна в этом отношении (с точки зрения и достоинств, и недостатков) практика активистов чилийского движения, которую мы рассмотрим на примере их работы в Сантьяго.

Главная цель деятельности чилийских гуманистов - укрепиться на муниципальном уровне, оказывать влияние на местную власть; основное содержание -работа с беднейшими слоями населения. Эта установка не случайна.

Как известно, в маргинальной среде особенно распространены этатистские настроения, надежды на социальные программы и помощь государства. Однако на практике государство персонифицируется в лице представителя муниципальной власти  алькальда или одного из его советников, с чьей деятельностью связываются удачи или неудачи различных проектов в сознании населения. Эту особенность учитывают гуманисты, принимающие активное участие в муниципальных выборах. Предполагается, что член гуманистической партии, оказавшись в администрации, будет на практике проводить теорию "малых дел", активно использовать методы работы движения, решать социальные проблемы района.

Характерным примером может служить деятельность муниципальных властей одного из районов Сантьяго -Нуньоа, алькальдом которого дважды - в 1990 и 1994 гг. - избирался член Гуманистической партии Чили Пабло Верга-ра.

В Нуньоа живут преимущественно люди среднего класса. Однако на этой территории расположено несколько кварталов бедноты с деклассированным населением и массой нерешенных проблем. Очевиден тот факт, что удерживать под своим влиянием представителей совершенно разных слоев общества чрезвычайно трудно, а с помощью жестких и унифицированных схем - просто невозможно.

Вергаре удалось выработать такой стиль деятельности, который наиболее подходил к конкретной ситуации в районе: отсутствие штампов, гибкость и разнообразие приемов в работе с людьми, упор на решение конкретных вопросов хозяйства, использование популистских методов социального поведения.

В 1990-1992 гг. Вергара воплотил в жизнь несколько проектов, направленных на поддержку самых беззащитных -

..* стариков, женщин и детей .

В Нуньоа около 180 тыс. жителей, 30 тыс. из них составляют люди преклонного возраста. В январе 1991 г. был открыт "Дом для всех" - небольшой культурный центр для пожилых людей, созданный по инициативе Вергары и при поддержке ряда общественных организаций и частных лиц. Выступая на

* Вся конкретная информация дана по районным газетам - "hojas de barrios" - за 1990-1994 гг.

церемонии открытия, алькальд выразил надежду, что "Дом для всех" - попытка муниципальных властей решить сложную проблему одиночества, поразившую чилийское общество, и будет не только местом общения и отдыха, но и своеобразным творческим клубом, в программе которого предусматривались театральная самодеятельность, курсы актерского мастерства, психологическая помощь, занятия оздоровительной физкультурой и восточной гимнастикой и т.д.

При поддержке Вергары и активном участии его жены, Марии де ла Лус Серды, был открыт и "Дом женщин". Женщины составляют 56% населения района; из них 44% работают, а в 38% семей обеспечивают материальную сторону жизни. Помимо ежедневных встреч и общения, каждой женщине предоставлялась возможность участвовать в культурной жизни, а также юридическая и психологическая помощь. По инициативе Лус Серды был проведен литературный конкурс, отмечался Международный день женщин.

Однако представительниц бедных слоев волнует иная проблема - безработица. В целях ее решения министр Национальной службы занятости Соледад Альвеар и администрация Нуньоа в январе 1991 г. подписали договор, согласно которому 300 женщин из малообеспеченных семей после предварительной подготовки должны были получить работу в швейных мастерских, небольших магазинах готового платья, кондитерских и продуктовых лавках. Финансировать проект согласилась Национальная служба занятости. Альвеар, выражая озабоченность нерешенностью многих важных проблем, заявила: "Нас интересует реальное участие женщины в развитии страны, предоставление равных возможностей для всех. Чтобы добиться этого, необходимо наладить систему информации. Мы собираемся создать информационные центры по правам женщин во всех частях страны" .

Сложной проблемой является рождение внебрачных детей, особенно девушками, не достигшими совершеннолетия. По сведениям муниципалитета Нуньоа, 40% детей в районе рождаются вне брака, большинство из них - девушками 14-16 лет. И "Дом женщин" оказывает мате-

"LaTercera", 19.V.1991.

риальную и моральную поддержку тем, кто оказался в подобном положении.

В Нуньоа создан гуманистический "центр прямого действия", объединивший женщин, задавшихся целью построить собственное жилье. Его участницы через депутатов-гуманистов в парламенте пытались добиться решения жилищной проблемы.

Женщины Нуньоа проводили и мероприятия политического характера, в частности, подписали манифест против войны в Персидском заливе, выступая против любых военных действий как способа решения международных конфликтов.

Большое внимание в Нуньоа уделяется и проблемам детей. Лус Серда, заняв в начале 1990 г. пост председателя Национального фонда комплексного развития ребенка "Интегра", в первые же дни провела совещание с директорами детских медицинских учреждений, чтобы выяснить реальное положение дошкольников в Нуньоа.

В результате оказалось, что 19% детей - каждый пятый - страдали от недоедания. Было решено создать сеть специальных центров для детей, нуждающихся в лечении и уходе. Благодаря поддержке 80 частных предприятий и "Интегра", старый подвал, подаренный муниципалитетом, был преобразован в детский центр "Рассветное солнце", готовый принять 250 детей в возрасте от 2 до б лет. Надеясь получить средства на постройку еще нескольких подобных заведений, Лус Серда организовала серию визитов в "Рассветное солнце" высокопоставленных чилийских дам. Вдохновленные активной общественной деятельностью в Нуньоа, представительницы высшего общества выразили стремление оказать всестороннюю поддержку намеченным П. Вергарой социальным программам.

Особым направлением в деятельности муниципалитета стала работа с молодежью.

В августе 1991 г. открылся "Дом молодежи", строительство которого на 80% финансировал муниципалитет, на 20% - Национальный фонд регионального развития. "Дом молодежи" предназначался тем, кому от 15 до 25 лет, а представителей этого поколения в Нуньоа - 37 тыс. Центр был задуман его организаторами как своего рода противодействие распространению наркомании, алкоголизма, преступности, пау-

перизации молодежи. Ненасильственные формы борьбы с социальными пороками - беседы, занятия) психологическая помощь - занимали важное место в работе активистов движения.

Одним из направлений деятельности властей Нуньоа было повышение уровня муниципальной системы образования, на что в 1990 г. было выделено 200 млн песо, и 280 млн на повышение жалованья работникам начальной и средней школы. Были созданы курсы подготовки  для  поступления  в университет, а также курсы повышения квалификации для школьных учителей. Семи лучшим выпускникам школ были вручены стипендии для обучения в университете.

Достаточно разнообразной была культурная жизнь Нуньоа. Состоялось театрализованное музыкальное представление "Ночь поэтов", на котором профессиональные актеры и музыканты исполняли стихи великих поэтов - Пабло Неруды, Габриэлы Мистраль, Висенте Уидобро. Перед жителями Нуньоа выступали филармонические оркестры, фольклорные ансамбли, другие музыкальные коллективы. При участии посольства Японии прошла Неделя японского кино, была организована фотовыставка. Кроме того, выступления профессиональных деятелей искусства постоянно сопровождались разнообразными выставками, концертами, конкурсами, проведенными благодаря широкой вовлеченности самих жителей.

Важным моментом в работе алькальда стала поддержка экологического движения. Совместно с Ассоциацией защиты жизни и окружающей среды, созданной в Нуньоа, была проведена "экологическая неделя", включавшая обсуждение насущных экологических проблем страны в целом, а также составление плана работы ассоциации. В числе наиболее важных были выделены задачи озеленения района, создание комиссий контроля за чистотой окружающей среды, экологическим качеством продуктов, за деятельностью предприятий района. Жители Нуньоа вместе с активистами "зеленых" отмечали Всемирный день защиты окружающей среды. Важным событием стала очистка многолетних свалок, проведенная самими жителями.

В 1992 г. новым алькальдом был избран представитель христианско-демократической партии, достаточно бесцеремонно оборвавший все начинания

своего предшественника. Гуманистическое движение, утратив поддержку муниципалитета, сосредоточилось на уровне небольших центров общения.

Но в 1994 г. П. Вергара вновь избирается алькальдом Нуньоа. Мне довелось присутствовать на первых встречах нового главы муниципалитета с жителями района через две недели после его вступления в должность. Он и сегодня пытается продолжить имевшую успех практику "малых дел" для наименее обеспеченных, социально неблагополучных жителей района.

Гуманистическое движение в Чили возлагает большие надежды на Нуньоа, рассчитывая сделать этот район примером воплощения идей гуманизма в жизнь.

л

Другая яркая страница в истории гуманистического движения Чили связана с личностью Лауры Родригес. Она занимала пост президента гуманистической партии с марта 1990 г. до своей кончины в июле 1992 г., была депутатом конгресса. Эти годы были посвящены решению самых насущных проблем населения, связанных с жилищными условиями, здравоохранением, образованием, с социально-экономическим положением женщин и пенсионеров, политзаключенных, представителей национальных меньшинств.

Л. Родригес добилась улучшения медицинского обслуживания в двух районах Сантьяго - Пеньялолене и Ла-Рейна, где пользовалась наибольшей популярностью, акцентировала внимание муниципальных властей на положении хронических больных, детей и подростков, подверженных наркомании и алкоголизму, лиц, зараженных вирусом СПИД, пожилых людей, нуждающихся в медицинском наблюдении, несовершеннолетних матерей.

Особое значение Родригес придавала защите интересов женщин и детей. Она поддерживала тесное сотрудничество с различными благотворительными и профессиональными организациями, исследовательскими центрами, занимающимися состоянием здоровья женщин и детей, чтобы использовать их рекомендации для улучшения медицинского обслуживания и повышения культурного уровня населения, а также при разработке новых законопроектов.

По инициативе Родригес была сформирована рабочая комиссия, чтобы внести соответствующие изменения в законы о защите и предотвращении беременности, о половом воспитании, об ответственности родителей. Специальная рабочая комиссия совместно с Институтом питания и технологии продуктов занималась подготовкой рекомендаций для кормящих матерей и тех детей, чьи матери вынуждены работать.

Много внимания Родригес уделяла решению социальных проблем. Она организовала рабочие комиссии, призванные подготовить материалы для выработки законопроектов относительно прав женщин при приеме на работу, их участии в профсоюзах, использовании сокращенного рабочего дня и т.д.

Большой вклад Родригес внесла в подготовку проекта закона о разводе, которого до сих пор в Чили нет. Основой проекта послужили многочисленные опросы жителей, дискуссии в женских, студенческих, профессиональных и других организациях, в учебных и научных центрах. Специальная исследовательская группа, созданная по инициативе Родригес, занималась разработкой поправок для внесения в существующее законодательство о защите прав детей. Для получения информации "из первых рук" о проблемах женщин и их совместного решения она поддерживала постоянные контакты с женскими организациями муниципального и национального уровня.

Важное место в парламентской практике Родригес занимали вопросы жилья. Она организовала систему информации для населения своего округа о правительственных планах строительства, проводила многочисленные встречи с жителями. По ее инициативе развернулась кампания протеста против политики министерства обороны, разместившего военные подразделения на территории района Ла-Рейна и препятствовавшего передаче этой земли муниципальным властям. Была создана специальная комиссия, которая, совместно с представителями района и правительственными службами, должна была выработать проект самодеятельного строительства для остро нуждающихся семей.

Особое внимание Л. Родрягес уделяла развитию образования и спорта: отстаивала интересы преподавателей высших и специальных учебных заведений, была инициатором спортивных мероприятий,

поддерживала деятельность спортивных клубов.

Защищая права человека, Л. Родригес настаивала на скорейшем освобождении политзаключенных, на расследовании преступлений военного режима, поддерживала индейские общины в их борьбе за достойное существование.

Многогранная и энергичная деятельность этой женщины явилась наглядным подтверждением ее девиза: "Спиной к парламенту и лицом к народу", которому она никогда не изменяла. Можно с уверенностью сказать, что в нелегкий процесс демократизации страны она внесла заметный вклад - не случайно видные политические деятели считали ее фигурой национального масштаба.

Преждевременная смерть оборвала многие начинания Лауры Родригес. были существенно ослаблены и позиции гуманистической партии, так и несумевшей воспитать в своих рядах личность, подобную ей. Но две созданные ею организации - "Фонд Лауры Родригес", занимающийся социальной адаптацией и моральной поддержкой дискриминируемых групп общества (сексуальных и национальных менынинств, носителей СПИД, проституток и т.д.), и "Объединение во имя гуманного будущего" (КОРФУ) продолжают начатое ею дело.

Необходимо отметить, что практика гуманистического движения в Чили не ограничивается деятельностью муниципалитета Нуньоа, КОРФУ и "Фонда Лауры Родригес". Активисты движения организовали во всех районах столицы центры прямого общения. С лета 1994 г. многие кварталы, где работают гуманисты, издают свои газеты - "районные листки" - на средства состоятельных людей квартала.

Представляется, что чилийский вариант гуманистического движения -наиболее успешный образец претворения в жизнь некоторых принципов гуманизма. Высокая "обреристская" культура населения - солидарность соседей, склонность к взаимопомощи, выработанные еще в годы диктатуры Пиночета, -обусловила известную социальную предрасположенность к восприятию того типа деятельности, который предлагают гуманисты. Как заявил президент гуманистической партии Т. Хирш, основная цель - сохранить легальность и возможность иметь собственное мнение, использовать все для популяризации программы социальных преобразований.




1. Спокойной ночи мой котенок Последние слова сказанные супруге.html
2. Передача прав по векселю
3. Реферат на тему- Способи та методики вивчення власної психологічної готовності до військової служби Що
4. 22 Klochok Vcheslv Jurijovuch Kiev 2013 Contens Intro Controlling the Die Csting Process The min benefits of high pressure diecsting re Die csting ve.html
5. Занятость и безработица
6. Машины и оборудование для механизации малых животноводческих ферм
7. 100летия единения Тувы с Россией и была посвящена актуальному вопросу захоронения останков царской четы по
8. рефератов по философии 1
9. Система образов комедии Проблема прототипов АС Грибоедов Горе от ума
10. В Конституции России содержится норма гарантирующая свободу научного поиска
11. Прикладная культурология- понятие объект предмет цель задачи и социальные функции Прикладная куль
12. ДУБНА Календарный план РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Утверждаю учебнометодическая карта дисциплины
13. . 1. Острый аппендицит.
14. Тема 2 Технологические процессы обработки информации 1
15.  Информация и способы её представления
16. Роль лидера В данном случае имеется в виду неформальный лидер обладающий высоким авторитетом и способно
17. налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья нефть газ горючий природный газовый к
18. РЕФЕРАТ В данной курсовой работе рассматривается тема зарождений путешествий первых открытий в Древне
19. ТЕМА ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Играрасследование Трапезникова В
20. Im~mk~n bir qy~d~~d~rrdquo; 4 H~qiq~t~n Biz yerin onlrdn n~yi ~skiltdiyini onlr~n t~dricl~ nec~ ~~r~d~b m~hv etdiyini bilirik