Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет 2
ВОПРОС 1 Античная философия: основные проблемы, понятия, школы. Роль Платона и Аристотеля.
Античные школы и основные философские понятия.
Античная философия совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э.
Периодизация. В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития: досократики; классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); эллинистическая философия; эклектизм рубежа тысячелетий; неоплатонизм.
Досократики (6 сер. 5 вв. до н.э.). Главная тема ранней греческой философии первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода или воздух.
В этот период была сформирована милетская школа. У истоков формирования Милетской школы стоял Фалес, живший в 625545 до н.э. Как философ Фалес обратился, прежде всего, к онтологии, т.е. к тому разделу философии, который изучает мир в целом. Что, какая стихия лежит основе мира? - вот главный вопрос, на который стремились дать ответ он и его ученики. С точки зрения Фалеса, в основе мира лежит вода. Все произошло из воды. В качестве аргументов приводились следующие: любая пища имеет влагу и высыхает на солнце; все вырастает из влажных семян. На основании этого делался вывод о том, что вода есть первооснова мира.
Следует подчеркнуть, что Фалес одушевлял природу. По его мнению, магнит имеет душу, поскольку он притягивает к себе железо. Отсюда делал вывод, что, весь мир одушевлен, пронизан жизнью. Такой подход в философии получил название «гилозоизм». Это учение о всеобщей одушевленности природы, космоса.
Другим видным представителем Милетской школы был ученик Фалеса Анаксимандр (610 - ок. 540 гт. до н.э.). Анаксимандр продолжил разработку вопроса о первооснове мира. По его мнению, началом сущего является «апейрон». Апейрон - некое бесконечное и беспредельное начало. Это генетическая основа мироздания. Из апейрона возникли небеса и миры (их Анаксимандр называл «космосами»). В него же они превращаются вновь при своем уничтожении и гибели. Основными свойствами, которыми обладает апейрон, были следующие: он не возникает и не уничтожается, он все объемлет и всем управляет. Опираясь на концепцию апейрона, Анаксимандр впервые попытался дать картину онтогенеза - происхождения земли и жизни на земле.
Представителем Милетской школы был ученик Анаксимандра Анаксимен, живший в 585-525 гт. до н.э. Он считал первоосновой мира воздух. В зависимости от разрежения и уплотнения воздуха возникали разные явления предметы действительности. Так, разреженное состояние воздуха рождает огонь. Сгущенное состояние - ветер. Еще более уплотненное состояние - землю Воздух находится в вечном движении, и все находится в вечном движении. Благодаря движению происходит изменение. Для Анаксимена было аксиомой общее положение основателей Милетской школы - из чего возникают и состоят все вещи, в то же самое они и возвращаются, разрушаясь, по окончании своего существования.
Наиболее ярким представителем философии Милетской школы был Гераклит, живший в г. Эфес в 540-480 гг. до н. э. Гераклит учил, что этот мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся, и в полную меру угасающим. Другими словами, мир находится в вечном процессе возникновения и уничтожения. На этот процесс не в силах оказывать влияние ни боги, ни люди, - т.о. Гераклит завершает путь от мифа к Логосу; провозглашает преодоление Милетской школой мифологической традиции. В результате философия отделилась от мифологии и стала наукой.
Сказанное позволяет заключить, что философия Милетской школы была натурфилософией, т.е. философией природы. Главной ее задачей было изучение природы в целом через исследование и описание отдельных природных тихий. Натурфилософия Милетской школы стала важным шагом в постижении мира и заложила основы античной философии. Начиная с Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита вопросы, связанные с поиском первооснов мироздания, прочно вошли в европейскую традицию. Но установка философов той школы на исследование природы в целом сковывалась неразвитостью опытной базы, которая была ограничена узким горизонтом ремесленных мастерских эпохи античности. Провозглашая изучение природы, каждый из этих философов концентрировался на изучении отдельной стихии. При этом изучение свойств воды, воздуха, огня тормозилось примитивными технологическими процессами античной мастерской. Это предопределило натурфилософский тупик Милетской школы.
Этот тупик преодолевался по двум направлениям. Первым явилась атомическая гипотеза Левкипа и Демокрита.
Вторым направлением преодоления натурфилософского тупика стало обращение греческих мыслителей к гносеологии и антропологии. Это определило выход философии на совершенно новый уровень.
Классика древнегреческой мысли (кон. 54 в.). Период досократиков сменяет софистика. Софисты странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа.
Роль Платона и Аристотеля
Платон. Самое важное в философии Платона - открытие самого факта существования идей, их необходимости для познания вещей. Платон обратил внимание на тот факт, что существуют не только вещи, но и идеи вещей. Придя к этой мысли, Платон попытался понять природу, своеобразие и назначение мира идей. На этом пути им был осуществлен ряд достижений. Так, в частности, было обращено внимание на то, что идея вещи заключает в себе смысл вещи. Для того чтобы отличить одну вещь от другой, следует ответить на вопрос: что есть данная вещь? С точки зрения Платона идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь. Идея вещи невещественна. Она обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Идеи принадлежат некому идеальному миру. Этот идеальный мир вечен и неизменен. Идея не рождается и не умирает, она есть вечное образование. Идей столько же, сколько вещей и явлений. Для Платона, мир идей - это реальность, которую следует понять. Только познав мир идей, можно преобразовать мир вещей. Мыслитель полагал, что достаточно правильно созерцать идеи и последовательно воплощать их в жизнь, как сама жизнь изменится к лучшему. Показательна в этом отношении концепция идеального государства Платона. Согласно Платону, идеальное государство есть реализация правильных идей. Нужно найти правильные идеи и воплотить их в жизнь, и государство станет идеальным.
Высшей идеей у Платона выступает идея блага. Философ писал, что идея блага - вот это самое важное знание, через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное. При этом идея блага выступала источником истины, гармонии и красоты. Можно сказать, что идея блага венчала собой пирамиду идей Платона.
Можно сделать вывод: идеалистическая философия Платона стала новым словом в европейской мысли. Его заслуга состояла не только в том, что он первым обратил внимание на мир идей и сделал их предметом своего изучения. Фактически этим Платон подготовил почву для дальнейшего развития европейской философии.
Аристотель. Будучи учеником Платона, Аристотель принял его учение об идеях. Но стремился преодолеть созданный его учителем разрыв между миром идей и миром вещей. Он выступил против отрыва идеи от самой вещи. Аристотель мыслил идею в самой вещи. Идея вещи есть сущность этой вещи. Аристотель считал материю вечной, несотворенной и неуничтожимой.
Аристотеля по праву считают отцом логики. Им были заложены основы этой науки. Он сформулировал законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Кроме того, Аристотель стоял у истоков биологии как области научного знания. Наконец, Начиная с Аристотеля, европейские философы обратили внимание на человека как на живое существо. Шагом вперед стало в другое положение, выдвинутое философом: в каждом произведении природы найдется нечто, достойное удивления.
В вопросе о мироздании Аристотель стоял на позиции объективного существования материи. Она понималась им как вечный и неизменный субстрат, из которого создано все многообразие вещей. Но материя сама по себе пассивна. Чтобы из нее что-то произошло, нужно активное начало. Это активное начало виделось Аристотелем в форме. Форма придает вещам очертание, образуя их. Материя и форма есть два начала, связанные между собой. В свою очередь вещь есть единство материи и формы. Высшим выражением формы, по Аристотелю, является Бог. Аристотель называл его «Ум-Перводвигатель».
Другим важным направлением философских размышлений Аристотеля явилась этика. По его мнению, этика - «это философия, касающаяся человека» Аристотель полагал, что нельзя быть хорошим человеком от рождения, добродетель приобретается в процессе человеческой жизни.
Без знания невозможно воспитать добродетельного человека, считал Аристотель, соглашаясь в этом с Сократом. Однако одного знания недостаточно. Человек должен научиться применять его. Так Аристотелем была поставлена проблема знания и его воплощения в реальной жизни.
Аристотелю принадлежит один из первых трактатов «О душе». В нем с провозгласил тезис о единстве души и тела. Согласно Аристотелю, «душа не отделима от тела, она не является телом, но представляет собой нечто, принадлежащее ему, а потому пребывает в соответствующем ей теле, и не правы те кто думает, что одна и та же душа может пребывать в разных телах: ведь каково тело, такова и душа». Душа присуща лишь живому существу, которое способно к питанию, росту и закату. Этим обладают растения, животные и человек. Исходя из этого, были выделены три типа души: растительная, чувственная и разумная душа.
Эллинистическая философия (кон. 4 в. до н.э. 1 в. до н.э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья. Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданию.
Неоплатонизм (3 в. до н.э. 6 в. н.э). В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм). Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский). Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.
В целом для античной философии характерно рассмотрение человека, прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. Широкое разнообразие и богатство античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку.
ВОПРОС 2 Особенности философской точки зрения на инженерные науки. Понятие инженерной деятельности.
Считается, что инженер это профессия чрезвычайно широкого профиля. Полагают: человек этой профессии призван создавать приборы, устройства и технологии. Другими словами, инженер есть специалист с высшим техническим образованием.
С философской точки зрения, наука - область знаний, открывающая исследователям закономерности в явлениях природы, общества, государства, человечества. Например, в естественных науках ученые занимаются, главным образом, свержением научных открытий. Инженер, работающий в этой области, обычно изучает прикладные возможности естественнонаучных открытий для внедрения их в производственную практику посредством изобретений, проектирования, конструирования. Говоря иначе, инженер как изобретатель, проектировщик, конструктор выступает в роли своеобразного протежировщика научных открытий. Только посредством инженерного протекционизма эти открытия попадают в руки техников, технариев для того, чтобы они посредством своего профессионального "технэ" модифицировали их в искусственные спутники Земли, радиотелескопы, электрокардиографы, атомные электростанции, электронные вычислительные машины, ракеты, самолеты и прочие орудия физического и умственного труда.
Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т.д.
В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития инженерной деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке. Первоначально вся инженерная деятельность была ориентирована на использование лишь естественнонаучных знаний, и в ее осуществлении принимали деятельное участие многие ученые-естествоиспытатели, конструируя экспериментальное оборудование и даже технические устройства. Поэтому именно в естественных науках формируются постепенно особые разделы, специально ориентированные на обслуживание инженерной практики. Помимо ученых-теоретиков и ученых-экспериментаторов, появляются специалисты в области прикладных исследований и технических наук, задача которых - обслуживание инженерной деятельности.
С появлением и развитием технических наук изменилась и сама инженерная деятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства и прежде всего - проектирование.
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническимси расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе - направлено на проработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке.
Проектирование необходимо отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.