Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
А.Н. Аринин
Подлинный федерализм, гражданское
общество и свобода личности
О понятии федерализма
Россия переживает переходный период своей истории. Главное его содержание состоит в преобразовании тоталитарного государства с отсталой экономикой в государство правовое и демократическое, с развитым гражданским обществом и эффективной рыночной экономикой. Особо важной теоретической и практической проблемой этого переходного периода является проблема становления и развития федерализма. По существу от того, как будет развиваться российский федерализм, зависит судьба России.
Возникает вопрос о природе федерализма в нашей стране. Эта проблема неотделима от проблемы соотношения федерализма и демократии. Действительно, почему федерализм в таких странах как Танзания, Нигерия, Эфиопия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия, Коморские острова, Папуа-Новая Гвинея, Микронезия не способствовал достижению в них подлинной демократии, эффективной рыночной экономики, успешному решению этнических проблем, в конечном итоге установлению развитого гражданского общества? Многие из названных задач до сих пор не решены в таких федеративных государствах, как Индия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика. Не были они решены и в федеративных социалистических странах - бывших СССР, Югославии, Чехословакии.
Между тем указанные стандарты современного общества прочно укоренились в таких классических унитарных государствах, как Великобритания, Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Финляндия, Италия и в других странах Европы.
Выходит, что федерализм, как таковой, не является универсальным средством для развития рыночной экономики, строительства правовых и демократических институтов. Вместе с тем, примеры классических федеративных государств - США, Швейцарии и Канады, а также ФРГ, Австрии и Австралии, убедительно свидетельствуют о преимуществах федеративного развития.
Следовательно, с одной стороны, нельзя идеализировать федерализм, с другой - недостаточно только называться федеративным государством (быть им номинально) или существовать только по форме (быть им формально), необходимо им быть по существу (быть истинным).
Раскрывая сущность понятия “федерализм”, Даниэль Элазар отмечал, что оно имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти. В более широком смысле понятие “федерализм” заключается в сочетании “самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации”.1
Солидарную характеристику сущности федерализма дает Винсент Остром, она “состоит в том, чтобы, опираясь на процесс заключения совместного договора - соглашения и объединения людей, установить взаимоотношения самоуправляющегося сообщества”.2
Федерализм, считает Элазар, удовлетворяет как потребности людей, так и интересы государственных институтов. Он объединяет их для достижения общих целей. Федерализм, таким образом, возникает и развивается потому, что политические, социальные институты и отношения наилучшим образом устанавливаются посредством договоров и соглашений во имя свободы людей, создающих федерацию.3
Чтобы понять суть федерализма необходимо раскрыть его мировоззренческие и идейно-теоретические основы. Слово “федерализм” происходит от латинского “foedus”, означающего “соглашение”. “Foedus” по смыслу совпадает с древнеиудейским термином brit (berith), который является фундаментальным понятием в библейской традиции и означает соглашение с Богом, а также между теми людьми, которые решили строить отношения друг с другом на основе соглашения (by covenant).
Пуритане Новой Англии, основатели классического федеративного государства - Соединенных Штатов Америки, были конгрегационалистами, приверженцами федеральной теологии. Самоуправленческие начала их общин опирались на идеи раннехристианских братств (congregations), отраженные в Новом Завете. Используя современную лексику, можно сказать, что пуритане были первыми представителями того социального слоя, которые мы называем средним классом. Исповедуя библейскую истину о равенстве всех людей перед Создателем, именно они несли идею свободы человека, личности, гражданского самоуправляющегося общества.
Суть понятия “федерализм” состоит в том, что самоуправляющееся гражданское общество, опираясь на процесс заключения совместного договора-соглашения между гражданами, устанавливает партнерские взаимоотношения с органами государственной власти.
К определяющим показателям федерализма относятся, на наш взгляд, приоритет прав человека над законами государства; равноправие всех граждан; народовластие; развитое гражданское общество; разделение властей; сильный правопорядок.
Итак, первый гуманистический признак федерализма - приоритет прав человека означает, что государство, в том числе его высшие законодательные и исполнительные органы, не имеют права нарушать основополагающие права граждан. Общая система реализации этого принципа подразумевает, что права и свободы человека фиксируются в конституции, и независимый суд следит за их обязательным соблюдением. При этом сами граждане играют решающую роль в реализации своих прав.
Говоря словами А. де Токвиля, “искусство жить свободными способно творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободными”.4 Недостаточно формально провозгласить приоритет прав и свобод человека. Без реального владения ими, умения ими пользоваться и распоряжаться, а также способности их защищать и развивать, едва ли можно говорить о гражданском обществе как таковом.
Второй гуманистический признак федерализма, выводимый из приоритета прав человека, - равноправие всех граждан. Договоренность людей о федеральном устройстве оказалась бы недолговечной, если бы у народов, на которых она распространялась, не было определенных стимулов для объединения. Одним из таких стимулов, безусловно, стала идея равенства всех граждан.
Этот признак федерализма основывается на всеобщности права, которое распространяется на всех граждан государства, его организации и общественные институты, в том числе и на сами органы власти. Равноправие граждан не допускает разделение людей по социальному происхождению и положению, возрасту, полу, этнической принадлежности и вероисповеданию. Наличие равноправия исключает деление людей на титульных и на не титульных, на государствообразующих и не имеющих права так называться, на коренных и пришлых, на имеющих особые права и привилегии и не имеющих таковых.
Третий гуманистический признак федерализма связан с участием общества во власти. В сущности федерализм по своей природе должен быть республиканским, ибо в первоначальном смысле res publica - общественная вещь. Федеральное государство должно принадлежать народу, а не быть частной собственностью какого-либо лица или части общества, и его управление, следовательно, требует общественного участия. При этом люди, объединившиеся в самоуправляющееся общество и делегирующие полномочия своим правительствам, остаются независимыми. Независимость является их неотъемлемой собственностью. Поэтому относительно федеральных правительств вопрос о суверенности не ставится, а рассматривается только вопрос о полномочиях. Ни одно правительство в подлинно федеративных государствах не является полностью суверенным. Оно обладает только теми полномочиями, которые делегированы ему суверенным народом.
Следовательно, правительства (органы государственной власти штатов, федерации, органы местной власти) правят в узком смысле этого слова. При такой системе взаимоотношений сами независимые люди играют решающую роль в управлении своими делами.
Вот почему концепция федерализма обретает смысл только тогда, когда подразумевает действительное, а не мнимое правление народа.
Четвертый признак федерализма - наличие развитого гражданского общества. В тех странах, где господствует принцип участия общества во власти, каждый человек обладает равной долей этой власти и каждый в одинаковой степени участвует в управлении государством. То есть подразумевается, что каждый человек является и просвещенным, добродетельным, и в такой же мере сильным, как и другие. Естественно встает вопрос, почему же он подчиняется обществу, и где находятся разумные пределы подобного повиновения? Можно с большой долей вероятности утверждать, что он подчиняется обществу не потому, что он меньше чем другие способен управлять государственными делами, и не потому, что менее других способен управлять самим собой, а потому повинуется обществу, что признает для себя полезным союз с себе подобными и понимает, что этот союз не может существовать без власти, поддерживающей порядок.
Таким образом, во всем том, что касается взаимных обязанностей граждан в отношении друг к другу, гражданин оказывается в положении подчиненного. Однако во всем том, что касается непосредственно его самого, он остается полновластным хозяином.
Если большинство людей может активно участвовать в местном самоуправлении, другой общественной деятельности, а не быть пассивными зрителями и статистами, то гражданское общество можно считать развитым.
Пятым гуманистическим признаком федерализма является разделение государственной власти на три ветви - исполнительную, законодательную и судебную.
В такой системе нет верховной власти. Более того, действия любой власти могут быть оспорены. Результативность развития властных полномочий зависит, в первую очередь, от согласованности между многочисленными структурами принятия решений. Таким образом, в федеративном государстве право приобретает общественный характер тогда, когда ни одной системе правления не позволяется действовать в качестве верховной власти.
Там же, где верховный суверен имеет возможность авторитарно распределять блага и распоряжаться существующими в обществе механизмами принуждения,он не несет ответственности перед другими членами общества, оставаясь вне их контроля. Он самовластно судит об интересах других людей. Право сводится к приказу, а осуществление властных полномочий опирается на силу. Это антитеза федерализма.
Шестой гуманистический признак федерализма заключается в сильном правопорядке. Твердый правопорядок - важное условие не только подлинного федерализма, а стало быть, и демократии, но и эффективного выполнения любым типом государства своих основополагающих функций.
В проблеме обеспечения правопорядка можно выделить два главных момента. Во-первых, это верховенство закона: уважение права самим государством, его различными институтами и учреждениями. Во-вторых, это законопослушность граждан, их активное участие в правотворческой и правоохранительной деятельности, высокий уровень правосознания людей.
Чем более могущественна и независима власть, тем опаснее злоупотребление ею. Поэтому федерализм соответсвует такой системе, в которой законы существуют для населения, а не население для законов.
При верховенстве права по существу невозможен деспотизм власти. Законодатель сам связан своим законом и его право на законодательство не является средством произвольного господства.
Следовательно, признаки федерализма имманентно присущи демократическому, правовому государству. В то же время они относятся только к истинному федерализму, который именно по этим признакам следует отличать от номинального и мнимого федерализма.
Принципы функционирования федерализма
Анализируя типы федерализма, следует опираться на специфику основных принципов его функционирования.
Исходным принципом федерализма является целостность государственного суверенитета федерации и отсутствие такого у ее составных частей. Характерно, что в таких государствах, как США, Канада, данный принцип подтвержден решениями федеральных верховных судов. Специфической чертой отсутствия суверенитета у субъектов федерации является то, что они не могут быть субъектами международного публичного права.
Другим важным принципом федерализма является провозглашение верховенства федерального права над правом субъектов. Следует иметь в виду, что именно на федеральные конституцию и законы возлагается функция обеспечения государственно-территориального и правового единства, а также защита прав и свобод граждан.
Следующим объективным принципом федерализма выступает единство экономической и социальной систем государства (единая денежная система, единые и эффективные налоги и т.д.). Необходимо обратить также внимание на анализ ряда факторов, обеспечивающих социальное единство федерации: единое гражданство для всего населения, равенство всех перед законом, определение одного или нескольких языков в качестве официального языка федерации.
Закономерным принципом является единство системы государственных органов власти на всей территории федерации. В унитарном государстве единство власти обеспечивается отношениями субординации с некоторыми элементами децентрализации. В федеративном же государстве единство системы государственной власти основывается на сочетании субординации, нецентрализации и кооперации.
Важнейшим принципом федерализма выступает равноправие субъектов федерации, а также территориальный подход к строительству федерации. Он представляет собой легитимную основу гражданского самоуправляющегося общества и не тождественен этно-лингвистическому принципу, который по своему содержанию нередко выполняет дезинтеграционную функцию. На практике успешно функционирующими являются те полиэтнические федеративные системы, где границы федерированных единиц не полностью совпадают с границами этнических образований.
Закономерный принцип федерализма заключается в законодательном, главным образом конституционном способе разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Таковы основные критерии типологизации федеративных государств. Именно их наличие и соотношение в процессе развития, позволяет классифицировать федеративные государства по различным типам.
Нам представляется, что таких типов можно выделить три: подлинный или истинный федерализм; формальный или номинальный федерализм; мнимый или квазифедерализм.
Подлинный (истинный, настоящий) федерализм включает в себя сущностные черты классического федерализма, его основные признаки и принципы. Именно их развитие обеспечивает функционирование гражданского самоуправляющегося общества. Оно рождает партнерские взаимоотношения общества и власти, заключая своеобразный социальный (федеративный) договор.
Важно заметить, что заключившие такой общественный (федеративный) договор граждане могут относится к разным социальным группам и слоям, политическим партиям и общественным организациям. У них, естественно, могут быть разногласия по текущим вопросам, но всех их объединяет объективный общий интерес - успех и процветание государства и гражданского общества. Естественно поэтому участники федеративного, а по сути социального, договора смотрят на это процветание, как на дело своих рук, не отделяя благополучие общества от собственного благополучия.
Таким образом, подлинный федерализм невозможен без гражданского общества и его взаимодействия с государством.
Формальный или номинальный федерализм характеризуется, на наш взгляд, тем, что федеративным государство является только по форме, не имея в своей основе развитого гражданского самоуправления с настоящей культурой взаимоотношений.
Для этой модели характерен не социальный договор граждан, которые устанавливают партнерские взаимоотношения общества и власти, а бюрократическое “творчество” политических и этнических элит.
Нам представляется, что процесс перехода номинального (формального и неразвитого) федерализма к истинному (подлинному и настоящему) зависит от последовательного развития гуманистических признаков и принципов классического федерализма, а, в конечном итоге, формирования гражданского общества.
К государствам с формальным типом федерализма, на наш взгляд, относятся такие страны, как Россия, Югославия, Бельгия, Индия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Мексика.
Третий тип федерализма - мнимый или квазифедерализм (будто бы существующий, ненастоящий, ложный) характеризуется неразвитой федеративной структурой и отсутствием партнерских взаимоотношений.
К такому типу государств можно отнести Пакистан, Малайзию, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова, Нигерию, Танзанию, Эфиопию, Папуа - Новую Гвинею, Соединенные Штаты Микронезии.