Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Маятник запущен
Отчасти написанное ниже является продолжением, ранее размещенной в сети, статьи о перспективах буржуазной революции в России ("Правые, левые и тайна буржуазной революции" точное название статьи). Большинство отказалось как-либо воспринять общий смысл написанного из-за положительной оценки событий на Болотной, из-за идеи реванша Февраля 1917 года, кого-то испугали экономические термины, кто-то принял меня за очередного болтуна и пр. На самом деле я мало надеялся на лучшую реакцию. В правом движении много умных людей, но, к сожалению, не они определяют общий информационный фон. И все же мне бы хотелось продолжить. Не только из-за желания быть услышанным, но больше из-за внутренней необходимости высказаться. Так сказать, для успокоения совести. Просто есть ощущение, что мы теряем время. Опыт тюремного заключения, конечно же, по-своему ценен, но история любит лишь тех, кто способен оказаться в нужное время в нужном месте. Сотни правых, находящихся за решеткой, именно сегодня, как никогда раньше, могли бы повлиять на происходящее.
Я исхожу из двух утверждений: националисты не являются самостоятельным субъектом современной российской политики, и второе при этом именно национализм наиболее востребован сегодня. Объективная ситуация такова, что многие противоречия, присущие системе как таковой и историческому развитию России, в частности, стали актуальными в краткий период времени. Помимо национальных противоречий, сегодня обострились отношения между бизнесом и властью, властью и интеллигенцией, богатыми и бедными и пр. Одновременное обострение проблемных точек вывело систему из равновесия и открыло возможность для таких политических маргиналов как мы, заявить о себе и поучаствовать в грядущих переменах. Ставка на буржуазную революцию есть лишь одна из возможных позиций националистов в случае сценария дальнейшего роста напряженности между буржуазией и властью (Прим.1). Это вопрос тактики. Как и национализм, в целом, не является ни целью, ни стратегией, а лишь политической тактикой. Выбор тактики или пути действия, по сути, личный выбор или выбор отдельных групп. Движение, в целом, стоит выше сиюминутных и среднесрочных конъюнктур. Те, кто это понимают, стараются избегать идеологических споров, которые могут быть бесконечными, предпочитая их действию. Движению нужен результат. В этом главное. Сегодня идеальное время для роста компетенций наработки связей, приобретения новых навыков, повышения социального статуса, создания материальной базы и пр. Короче, всего того, что позволит правому движению стать сильной лоббистской группой в российском обществе.
Наиболее перспективна игра на противоречиях между, условно говоря, "силовиками" и "либералами" основными субъектами современной политики в России. Если смотреть глубже, то в этом разделении видна давняя традиция противостояния власти и интеллигенции. Либеральная оппозиция стремится разъярить массы, во что бы то ни стало, и вынуждена идти на диалог с националистами, поскольку масса, в целом, проявляет себя наиболее охотно в стихийном национализме. Силовики желают задействовать консервативное большинство в провластном русле и вынуждены делать "интересные" предложения националистам. Националисты востребованы массой и основными игроками российской политики, чего ранее никогда не случалось. Чем обусловлена столь благоприятная среда для нас? «Методы изменились», - пишет либерал Евгений Гонтмахер, - «…Еще недавно, наблюдая у себя под боком оранжевые революции, официальные политтехнологи и чиновники повторяли мантру о том, что не надо "раскачивать лодку". Протесты, которые начались в 2011, сделали эту установку не актуальной… Вместо, потерпевшей очевидную неудачу, "стабильности", отдающей болотом застоя, теперь начинает использоваться тактика "клин клином вышибать": сверху всячески провоцируются активисты одной части общества в пику другой его части». И далее: «… мы видим осознанную попытку противопоставить достаточно массовым и в открытую выражаемым протестным настроениям государственное поощрение национализма и ксенофобии, изоляционизма и имперскости, сталинизма, религиозной и прочей кондовости». (Ведомости №26, ст. "Сыграть на предрассудках".)
Гонтмахер либерал старой закалки, и ему, наверняка, знакомы слова "веховца" Гершензона, написанные им более 100 лет назад: «Мы должны благодарить эту власть, которая штыками ограждает нас от гнева народного». Он аккуратен в оценках и выступает против союза либеральной оппозиции националистами, как и любыми другими радикалами. К счастью, позиция Гонтмахера вряд ли популярна. Дмитрий Быков, наиболее известный либерал в оппозиционной среде, высмеивая осторожные голоса в своем лагере, пишет:
«Существует традиционный русский дискурс: нам демократия не годится, потому что мы любим палку и с нами иначе нельзя, именно эта любовь к палке делает нас последним оплотом духовности в мире; интеллигенция должна благословлять власть уже за то, что она защищает нас от ненавидящего нас народа». (Профиль №30. ст. "Почему Россия не Египет?")
Критикуя власть, либералы все чаще встают на национальные позиции. Наиболее яркий тому пример последняя публицистика либерального экономиста Вл. Иноземцева (Прим.2). Либералы уже не пытаются оправдать национализм Навального, а любят его таким, какой он есть. И это логично. Либерализм как идеология не способен на революционные перемены в обществе. К нему равнодушны массы. Лишь в смычке с праворадикальными или леворадикальными идеями либерализм способен воодушевить людей. Конечно, антифашистские и левые настроения очень сильны в либеральной среде, но неизбежна и праволиберальная позиция. Ультраправые могут оказаться "редкими находками" для либеральной оппозиции. Почти как в романе "Доктор Живаго":
«В эти первые дни люди, как солдат Памфил Палых, без всякой агитации, лютой озверелой ненавистью ненавидевшие интеллигентов, бар и офицерство, казались редкими находками восторженным левым интеллигентам и были в страшной цене. Их бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, их варварство образцом пролетарской твердости и революционного инстинкта».
Аналогия уместна. Акции прямого действия националистов, столь бесчеловечные и варварские в глазах либералов, сегодня становятся издержками "прямой" народной демократии, а националиты уже стали желанными гостями на акциях "рассерженных горожан". Либералы вошли в игровой азарт после событий на Болотной. Порой они ощущают, какой внизу "хаос шевелится", но им уже не остановиться…
Схожие процессы протекают в среде "силовиков". Вот лишь пара экспертных оценок:
а) «власть не только воюет на выживание в большой политике, но и разжигает множество мелких фронтов, стравливая группы и страны, подзуживая и поощряя наиболее конфликтных и агрессивных» (Ведомости №30, ст. Александра Рубцова "Государство как миротворец".)
б) «…у пребывающих у руля людей возникает соблазн задержаться в Кремле навсегда. Это радикальная задача, и такая задача требует радикальных технологий контроля - в ответ на усиление недовольства со стороны общества, приходится заниматься созданием и мобилизацией провластного большинства. Контролировать приходится все более широкое пространство, частную жизнь, творчество. Чтобы подданные на это согласились, необходимо состояние войны, в которой «электоральное большинство» будет побеждать "врагов" недовольное меньшинство». (Ведомости №36, ст. редакции "Черно-белая политика".)
На провластных митингах выступают иногда такие известные личности, как писатель Александр Проханов, автор книги "Господин Гексоген", думские партии выдвигают инициативы все более и более близкие к ультраправым. Отдельная тема опыт взаимодействия Церкви и Власти. Сегодня в обмен на преференции со стороны государства слышатся все более и более занятные заявления со стороны первых лиц Церкви: «Среди чиновников много четных людей» (В.Чаплин), или сравнение 90-х годов патриархом Кириллом с «наполеоновским нашествием», «гитлеровской агрессией» и гражданской войной (Прим.3).
Пусть это все цинично и отвратительно, но даже попытка прикрыть эту дешевую схему мистической связью Престола и Алтаря открывает пространство для авантюристов. Прежде всего, для различных темных личностей. В свое время олицетворением подобной связи стал Григорий Распутин. Человек, неожиданно заявивший о себе в пространстве мировой истории. Некоторые современные историки сравнивают с Григорием Распутиным Бориса Березовского "по его роли в разложении общества" (Прим.4). У меня есть куда более удачная фигура для сравнения с Распутиным это Рамзан Кадыров. Объясню свою логику. Внимательно наблюдая за политикой на Северном Кавказе, можно заметить как "силовики" преклоняются перед Рамзаном. Это не просто уважение сильного лидера, а прямо-таки восторженное преклонение перед его демонстрациями варварства. Маленькое "фашистское" ичкерийское государство выбивается как из мирового тренда строительства исламского халифата, так и российской реальности полураспада. Но зато вполне укладывается в модель отношений элиты с отдельными сильными личностями авантюристами. А еще точнее дело в особой, женственной природе мотивации российской элиты. Из этого же разряда мне запомнился знакомый русский мусульманин, объяснивший свой религиозный выбор тем, что «Кавказ это ареал мужественности», и множество студенток-первокурсниц, сделавших свой выбор п пользу более «мужественных», «крутых» гостей с Юга. Короче, "дамам" из высшего света всегда хочется обо что-то заморочиться. Националист Шульгин В.В. (один из лидеров Союза Русского Народа), вначале XX в. Писал об этом же, объясняя поразительный успех Григория Распутина среди столичной богемы (Прим.5).
Но вернемся к сути вопроса. И «игроки при дворе», и оппозиционные лидеры сделали ставку на перемены. Разница лишь в том, что для одних ("либералов") они желаемы, а для других ("силовиков") они вынуждены. Одни склонны приписывать митинговое беспокойство как свой результат, другие как временное послабление. Но ничего не сделаешь маятник запущен, просто в силу того, что политика "заморозки" общества не может быть бесконечной. Россия слишком неоднородна. Социологи говорят о трех, а то и четырех разных Россиях, и у тех Россий во многом противоположные программы, установки и ритм жизни. Разнообразие пространств и сообществ в современной России ни разу ни "цветущая сложность", а причина грядущих перемен, возможно революционных (Прим.6). Цветущая сложность, единство в разнообразии возможно при наличии общей идеи, которая объединяет элиты различных сообществ, как это было во времена Российской Империи. Сегодня есть лишь силовые скрепы и временная договоренность между отдельными элитами, что делает пространство РФ похожим на лоскутное одеяло, готовое пойти в любой момент по швам. Либералы по-своему оценивают эту неоднородность и себя в разнообразных сообществах России видят в качестве «мыслящего актива», «креативного класса», «рассерженных горожан», «постиндустриального слоя», «людей XXI века» и пр. Так Булат Столяров пишет:
«Сегодняшняя Россия находится сразу во многих эпохах на оси времени: от начала XXI века внутри Садового кольца и индустриальной середины XX века в крупных промышленных городах до эпохи натурального обмена в горах Кавказа и первобытно-общинного строя коренных народов на северо-востоке страны.
В России происходит структурное изменение политического поля именно по фактору принадлежности социальных групп к той или иной эпохе. В последний год о себе как об активной общественной силе через гражданский протест ярко заявила аудитория XXI в., которая живет в постиндустриальном экономическом укладе и возражает против того, чтобы тренды развития страны определялись только консенсусом мнений архаичной власти и сообществ, продолжающих жить и работать в архаичных эпохах.
Власть, напротив, окончательно потеряв ресурс возможной поддержки креативного класса и людей XXI в., заметно сдвинулась по оси времени влево и нашла свои 63% голосов в индустриальных, аграрных и еще более древних аудиториях, все активнее работая с системами близких им символов от Холманских и РПЦ до гонок на комбайнах и рыбалках топлес.» (Ведомости №125, ст. "Времена выбирать выбирать времена".)
За всеми этими изысканными самовозвышениями скрывается средний класс. В лице своих либеральных идеологов он, наконец-то, почувствовал свою массовость и требует себе политических прав. Но слой «продвинутых горожан» на фоне общего населения России немногочисленен и не сможет повести за собой все общество. Главное условие буржуазного процветания гомогенность (однородность) населения невыполнимо для России. Равный диалог со всеми группами населения либералы, придя они к власти, смогут вести лишь с помощью националистов. И то, в перспективе, возможно лишь удерживать островки буржуазной стабильности лишь в мегаполисах. Но и они, при отсутствии скреп полицейского режима рано или поздно будут сметены голодными до нефтяного процветания бандами варваров с Северного Кавказа и Средней Азии. Держать на расстоянии и в повиновении инородческие окраины либералы смогут лишь с опорой на здоровый национализм.
Падение режима вполне вероятно. Сегодня многое напоминает ситуацию столетней давности. То же увлечение мистицизмом, островки стабильности в виде общества потребления и масса противоречий, и главное, нравы то же общество полураспада. Мы рискуем исчезнуть вместе с этим обществом, но можем и вернуть честь и достоинство русскому человеку на этом пространстве. Это стоит того, чтобы рискнуть. «Падающего подтолкни» сказал Ф.Ницше. Это мысль реалиста. Давайте будем реалистами. "Охранительная" или "революционная" позиция в начинающейся заварухе это тактический выбор каждого, оправданный перспективами "роста компетенций". Стратегически же важно помнить другое. Без разницы, на чью мельницу лить воду в этот короткий период времени главное, что маятник запущен, и так просто его уже не остановить. "Силовики", "либералы" и пр. далеки от народа в силу его незнания. Мы же, правые, далеки от народа в силу того, что слишком хорошо его знаем. Поэтому мы останемся впереди. Надо лишь не бояться темных закоулков собственной души.
Готфрид Бенн, поэт-пессимист, немец, чье творчество приходится на 20-е гг. XX в. Высказывает предостережения, прямо относящиеся к нашему времени:
«…грядущее столетие подвергнет мужской мир принуждению, поставит перед решением, не допускающим уклонения или эмиграции, оставив только два типа, две формы конституции, две формы реакции: те, которые рвутся наверх, и те, кто молча ждет преображения, вовлеченные в историю и приверженные глубинам, преступники и монахи я выступаю за черные рясы.»
Мы слишком долго ждали этого момента. Я выступаю а черные рясы!
Примечания:
Прим.1: Вадим Волков, автор книги "Силовое предпринимательство, XXI в. Экономико-социологический анализ" пишет о том, что на сегодняшний день системный конфликт между государством и предпринимателями не снят в силу как минимум четырех факторов:
«Во-первых оперативные подразделения по борьбе с эконом. преступлениями никуда не делись. А действующая ныне палочная система, по которой оценивают их деятельность (приказ №1310), сохраняет валовый показатель по числу лиц, уголовные дела в отношении которых по экономическим преступлениям направлялись в суд, т.е. стимулирует посадки.
Во-вторых, российское правоприменение в этой сфере ориентировано на резонансные дела, которые становятся одновременно и сигналами, и прецендентами. После дела ЮКОСа исследователи зафиксировали несомненный рост уголовных репрессий против предпринимателей.
В-третьих, общая идеологическая установка сотрудников правоохранительных органов, которые идентифицируют себя не как слуги закона, а в лучшем случае как "государевы люди", имеет своим следствием феномен, который можно назвать "моральной презумпцией виновности" в отношении бизнесменов. В худшем случае, правоохранители заняты силовым предпринимательством, главными инструментом которого являются уголовные дела.
В-четвертых, радикального улучшения предпринимательской культуры пока что не наблюдается. Значительная доля уголовных дел против бизнесменов возбуждается по заказу их конкурентов.» (Ведомости №150, ст. "Амнистия предпринимателей это только первые шаги".)
Прим.2: Выдержки из статьи Вл.Иноземцева "Где русским жить хорошо" (Ведомости №81):
«Интеграция России и стран центральной Азии в Евразийский союз е принесет нам, скорее всего, ничего, кроме мигрантов из самих этих государств, контрабанды из Китая и наркотиков из Афганистана. При этом Россия вынуждена будет экономически поддерживать страны, уровень жизни в которых ниже нашего в 6 15 раз. Но, воссоздавая в сознании образы советского прошлого, стоит помнить и о том, чем закончилась история Советского Союза, - о том, как быстро бывшие колонии отделились от метрополии, как жестко обошлись с ее представителями и как быстро начали заигрывания с другими своими соседями. Попытка в очередной раз облагодетельствовать эти страны, если она не будет сопровождаться комплексом мер по защите интересов русского населения и закреплению нашего, а не китайского присутствия в регионе, окажется проектом, по цинизму и бессмысленности не имеющим аналогов в истории.»
Прим.3: Подобные заявления тем более странны, что для верующих эпоха 90-х гг., наряду со сложностями, прежде всего, время избавления от атеистического рабства и обретения свободы, когда христиане, прошедшие десятилетия страха, дискриминации и тюрем, смогли восстанавливать храмы, издавать религиозную литературу, открывать воскресные школы.
Прим.4: В 90-х гг. массы и даже вполне просвещенные и влиятельные люди по инерции продолжали воспринимать Кремль как нечто монументальное и недоступное, и даже помыслить не могли, что все решаемо и на принятие нужных решений можно влиять легко и просто. А.Березовский это знал, как и то, что все продается и покупается.
В свете нового времени, как слабую копию событий 90-х можно вспомнить братьев Якеменко, которые с движением "Наши" в 2000-х гг. неплохо заработали на испуге Кремля от цветных революций в постсоветских республиках. В последнее время наметился выгодный тренд пугать Кремль американским влиянием и НКО, и выбивать на этой волне финансирование на патриотическую деятельность, чем некоторые уже неплохо занимаются.
Прим.5:
«Встречающиеся женщины часто страдают от того, что они ничего не чувствуют. Нередко они объясняют это тем, что муж "обыкновенный, серый человек".
Иногда это действительно так. У некоторых женщин чувственность просыпается только тогда, когда к ней прикоснется "герой". Герой нашего времени, разумеется.
Ибо для каждой эпохи свои герои. Это, вероятно, те, кто дают для данной эпохи наиболее нужное потомство. В этих случаях инстинкт женщины иногда на правильном пути. Она бессознательно стремится спасти вырождающуюся расу.»
«В поисках за «ключами счастья» одни из них ударяются в мистицизм, другие в разврат… Некоторые и вто, и в другое… Увы, они танцуют на вершинах нации… свой ужасный dаnsе mасаbге (фр. пляска смерти). Это своеобразный «журавль» начала века gгаnd гоnd (фр. жуткий хоровод) или, лучше сказать, сегсlеviсiеuх (фр. порочный круг) вьется круговым рейсом через столицу: от дворцов к соборам, от соборов к притонам и обратно. Этот столичный хоровод, естественно, притягивает к себе из глубины России с низов родственные души…
Там, на низах, издревле, с незапамятных времен ведутся эти дьявольские игрища, где мистика переплетается с похотью, лживая вера с истинным развратом… что же удивительного, что санкт-петербургская гирлянда мистически-распутная притянула к себе Гришку Распутина, типичного русского "хлыста"!.. Вот на какой почве произошло давно жданное слияние интеллигенции с народом!..» (Шульгин В.В. «Дни», 1920 М.:1989г.)
Прим.6: По словам В.И.Ленина, следующее противоречие объясняет русскую революцию:
«…самое отсталое землевладение, самая дикая деревня самый передовой промышленный и финансовый капитализм!» (Полн.собр.соч., т.16, с.417.)