Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

28 ПОВТОРЕНИЕ Методический комментарий Последняя часть ваших занятий посвящена подготовке к рабо

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

ЗАНЯТИЯ 25-28

ПОВТОРЕНИЕ

Методический комментарий

Последняя часть ваших занятий посвящена подготовке к работе с текстом в части С. Эта работа тесно связана также с умением определять тип исходного текста, средства выразительности, использованные автором, то есть с навыками работы в части В. Объемному блоку тренировочных повторительных упражнений предшествует теоретический обобщающий комментарий. Обращайтесь к нему по собственному усмотрению до выполнения упражнений или во время их выполнения. Желаем успехов!  

Ключи к заданиям этого блока не предусмотрены.

Текстоведение и основы стилистики

        Формулируя тему, проблему и идею текста, необходимо опираться на соответствующие ключевые слова: на объективные ключевые слова в случае формулировки темы и проблемы, на субъективные – при формулировке идеи. Если у текста есть заглавие, обязательно нужно задуматься над его смыслом, прежде чем формулировать тему, проблему или идею этого текста.

         Проблема текста – выделение какого-то аспекта содержания, проявление особого интереса автора к этому аспекту; тот вопрос, который постепенно раскрывается и разрешается в ходе движения и развития информации в тексте.

Авторская позиция — это мысли, чувства, мнения писателя по поводу проблемы (или проблем) текста, а также аспектов этой проблемы. Авторская позиция выражается разнообразными средствами, через всю систему образов и приемов речевого произведения. Чтобы понять авторскую позицию, нужно глубоко и всесторонне проанализировать текст.

Авторское мнение о решении проблемы или о возможных путях её  решения концентрируется в идее текста. Однако авторская позиция включает не только интеллектуальную идею, но и эмоциональную и нравственную оценку изображаемого или описываемого:

Мы люди светские, а это обязывает. Мы веселимся не столько для себя, как для других. Мы ходим, говорим, одеваемся - не для себя, а для других. Мы часто даже обедаем, спрашиваем лишнюю бутылку вина, распекаем слугу как будто не для себя, а для других.

(По И. С. Тургеневу.)

Комментирование авторской позиции:

Автор с горькой иронией относится к зависимости светского человека от общественного мнения, подчёркивает внутреннюю порабощённость светских людей, каждый шаг которых пронизан несвободой. Постоянно оглядываясь на то, что положено делать в их кругу, как принято себя вести, светские люди живут как будто не своей, а навязанной им жизнью, лишая себя индивидуальности.

         Если проблема текста может быть выражена явно, а может быть скрыта, то и авторская позиция может быть высказана в прямой, явной форме, а может быть глубоко скрыта и как бы растворена во всём тексте.

Прямое, непосредственное выражение авторской позиции характерно для научного и публицистического стилей.

Скрытое выражение авторской позиции свойственно стилю художественной литературы.

Скрытая авторская позиция проявляется, например,

- в индивидуальности отбора самих изображаемых предметов,

- в индивидуальности оценки этих предметов,

- в индивидуальности средств изображения этих предметов, т.е. в индивидуальности языка и стиля произведения.

Умение увидеть авторскую позицию, глубоко раскрыть её аспекты и оттенки проявляется в комментировании текста (пример см. выше).

Только сопоставление авторской позиции с собственной позицией читателя может породить обоснованное мнение о произведении.

         

         Авторская позиция есть в любом тексте публицистического стиля и стиля художественной литературы, посвящённом какой-либо проблеме. Чем сложнее проблема, тем больше аспектов её затрагивает автор и тем больше граней есть у авторской позиции.

Чтобы полно представить себе авторскую позицию в её многогранности, необходимо проанализировать текст, выявив не только основную проблему, но и все её аспекты, а также все аргументы, использованные автором для подтверждения своей точки зрения.

Кроме того, нужно учитывать, что авторская позиция включает в себя как интеллектуальное, так и эмоционально-оценочное отношение автора к проблеме и её аспектам.

         Поскольку авторская позиция включает в себя как интеллектуальное, так и эмоционально-оценочное отношение автора к проблеме и её аспектам, то это находит выражение в используемых в тексте речевых средствах.

Часто автор прибегает к прямым оценкам: оценочной лексике, в том числе построенной по принципу градации, риторическим восклицаниям и т.д.

Более сложными для понимания являются авторские оценки, выраженные через тропы или фигуры речи. Такими приёмами выразительности речи, способными отражать авторскую оценку изображаемого, являются, например, гип`ербола и лит`ота.

         Гип´ербола — прием выразительности речи, основанный на преувеличении («Разливы рек ее, подобные морям» — Лермонтов М. Ю., «Родина»).

         Лит´ота — прием выразительности речи, противоположный гиперболе (обратная гипербола); основан на преуменьшении («Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» — Грибоедов А. С., «Горе от ума»).

        Средства речевой выразительности, о которых уже говорилось в данном курсе.

Некоторые средства речевой выразительности

Лексические

Лексико-грамматические и фонетические

Синтаксические

лексический повтор

корневой повтор

(однокоренные слова)

ряды однородных членов

синонимы

омонимы

градация

антонимы

противопоставление

синтаксический параллелизм

перифраза

анафора

риторический вопрос

метафора

эпифора

риторическое восклицание

метонимия

эпитет,

в том числе и метафорический

вопросно-ответная форма изложения

синекдоха

употребление большого количества существительных

олицетворение

употребление большого количества

прилагательных и причастий

оценочная лексика

употребление большого количества

глаголов

гипербола

ирония

литота

каламбур

термины

слова разговорного стиля

        Комментирование точки зрения автора текста – это выявление авторской позиции (интеллектуальной и эмоционально-нравственной), её аспектов.

Комментируя сформулированную проблему, мы должны как бы пройти обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые особенно интересовали и волновали автора.

Именно комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно читатель понял эту проблему, сумел увидеть её грани, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Другими словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста читателем, умения видеть не только то, что лежит на поверхности, но и то, что находится в подтексте.

   Средства выразительности речи выбираются автором в соответствии со стилем и типом речи, а также в соответствии с тем, что хочет высказать и подчеркнуть в тексте автор. Поэтому так важно определить функцию выразительных средств.

Функциональные типы речи: 1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.

Повествование – один из основных типов речи, характеризующийся следующими признаками:

 - отличительной функцией повествования является изложение последовательно происходящих действий или событий,

 - в этом типе речи много глагольных частей речи: глаголов, деепричастий;

 - как правило, в этом типе речи употребляются глаголы-сказуемые совершенного вида (Пришёл, увидел, победил),

 - при таких глаголах-сказуемых можно по смыслу поставить наречия времени с фазовым значением (Сначала пришёл, потом увидел, наконец победил):

 Извозчика они чуть не загнали, из пролетки выскочили опрометью, совали ключ в замочную скважину и звонили отчаянно, но ключ не подходил и за дверями была тишина. Потеряв терпение, быстро пошли во двор, стали искать дворника.

(И. А. Бунин)

Описание – один из основных типов речи. При помощи этого типа речи создаются зримые картины. Именно поэтому в описании уделяется большое внимание перечислению предметов или одновременно происходящих действий, их свойствам и качествам, деталям.

Описание может быть статическим и динамическим.

Статическое описание изображает относительно неподвижную картину (описание местности, интерьера, портрета и пр.). Поэтому в этом типе описания преобладают такие части речи, как существительное, прилагательное, причастие:

 Дом, довольно большой, когда-то беленый, с блестящей мокрой крышей, стоял на совершенно голом месте. Не было кругом ни сада, ни построек - только два кирпичных столба на месте ворот да лопухи по канавам.

(И. А. Бунин)

Динамическое описание служит для изображения одновременно происходящих действий, которые складываются в подвижную картину (описание состояния человека, состояния природы и пр.). В этом типе речи много глаголов, однако, в отличие от повествования, глаголы-сказуемые здесь, как правило, несовершенного вида (Грохочет гром, сверкает молния, льёт дождь / Грохотал гром, сверкала молния, лил дождь). При таких глаголах по смыслу невозможно употребить наречия времени с фазовым значением, так как действия, обозначаемые этими глаголами, или чередующиеся, или одновременные:

Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и  разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды, - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие...

(И. А. Бунин)

Часто используется смешанное описание, когда автора интересуют подробности, детали подвижной картины:

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева - почти черная, с голубыми просветами, справа - седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков.

(И. А. Бунин)

Рассуждение - один из основных типов речи, характеризующийся следующими признаками:

 - отличительной функцией рассуждения является изложение хода мыслей,

 - это изложение подчиняется определённой логике и построено на чередовании тезисов (основных мыслей, утверждений, требующих доказательства) и аргументов (доказательств),

 - рассуждение может завершаться выводом.

Пример рассуждения:

А добродетельный человек все-таки не взят в герои. И можно даже сказать, почему не взят. Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово "добродетельный человек"; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем чем ни попало...

(Н. В. Гоголь)

Сравнение обычно грамматически оформляется  следующими способами:

 1) сравнительным оборотом (Меня несла - несла волна, |  Широкая, как волны моря!  - Тургенев И.С.); 

2) сравнительной степенью прилагательного или наречия (Опрятней модного паркета | Блистает речка, льдом одета.- Пушкин А.С.);

3) творительным падежом существительного  (Яркий румянец розами горел на её щеках - Тургенев И.С.);

3) развернутое сравнение может грамматически оформляться при помощи слова так (…И в сердце дума заронилась; | Пора пришлаона влюбилась. | Так в землю падшее зерно | Весны огнем оживлено. — Пушкин А. С., «Евгений Онегин»).

          Вам уже известны некоторые синтаксические средства выразительности речи, например: ряды однородных членов, градация, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, вопросно-ответная форма изложения. Особой выразительностью обладает парцелляция.

          Парцелл´яция – фигура выразительности речи; отделение части предложения при помощи интонации и знака препинания с целью подчеркнуть, выделить эту часть или облегчить переусложненное предложение. Парцеллированная часть обладает выделительной, подчёркивающей функцией и часто способствует пониманию авторской точки зрения, обозначая нечто важное, существенное, значимое для автора.:

Ему нужно оказать помощь. Немедленно – Шукшин В.М.;

Море было здесь, и завтра я его увижу. Здесь и завтра – Цветаева М.И., «Мой Пушкин».

         Все средства выразительности речи не только украшают словесное произведение, но и выделяют, подчёркивают то, что хотел сказать автор.

Например, в следующем парцелляция отмечает своеобразную канву содержания, формируя у читателя определённую мысль – можно и из пустяка, увидев в нём неплохую коммерческую идею, извлечь какую-то прибыль:

(1)Началось всё случайно. (2)С пустяка. <…> (6)Когда один из друзей специально пр…ехал из_за океана для того чтобы взглянуть как изменился его родной район я поняла: здесь есть ком…ерческая идея. (7)И неплохая. <…> (9)Теперь я продаю ност…льгию. (10)Недорого.

 

Часто авторская мысль подчёркивается в тексте сразу несколькими средствами выразительности речи.

Так, в следующем тексте А.Н. Островский акцентирует внимание на самом важном для него, используя сразу и метафору, и ряд однородных членов, причём он объединяет эти средства одной тематикой, связанной со светом:

(1)Каждый народ познаёт себя через своё искусство. (2)По мере того как народ узнаёт себя, и жизнь для каждого отдельного лица становится яснее и проще. (3)Искусство является светочем, освещающим жизненный путь для каждого вступающего в жизнь.

       Благодаря такому средству выразительности, как синтаксический параллелизм, сочетающемуся часто с анафорой и однотематической лексикой, выявляются смысловые параллели в тексте.

Так, в седьмой главе «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя благодаря этим средствам выразительности, а также благодаря лексическому повтору писатель уподобляется путнику, а процесс творчества — дороге (ср.: творческий путь). Это и позволяет понять авторскую мысль:

(1)Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…

(2)Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека…

Таким образом, анализ средств выразительности необходим прежде всего для того, чтобы понять авторскую мысль, авторскую позицию, которая складывается из интеллектуальной и эмоциональной оценки изображаемого.

       Поскольку все средства выразительности речи не только украшают словесное произведение, но и выделяют, подчёркивают то, что хотел сказать автор, интонация является одним из важных речевых средств выразительности.

По интонации предложения могут быть повествовательными, вопросительными или восклицательными:

 Вы не знаете самых простых вещей.

Почему вы не знаете самых простых вещей?

Оказывается, вы не знаете самых простых вещей!

Интонация вопроса передаётся на письме вопросительным знаком, который обычно ставится в конце предложения. Иногда для выражения особой эмоциональности высказывания употребляется сочетание вопросительного и восклицательного знака, причём первым ставится вопросительный знак: 

Неужели вы не знаете самых простых вещей?!

В некоторых случаях знак вопроса ставится после отдельных членов предложения, подчёркивая и усиливая вопросительную интонацию:

Зачем же здесь? и в этот час?

       И Софья!.. Здравствуй, Софья, что ты

       Так рано поднялась! а? для какой заботы?

(Грибоедов А. С.)

         Риторический вопрос – это фигура речи:

1) вопросительное по форме предложение, содержащее какое-либо сообщение, мнение. В таком риторическом вопросе всегда содержится противоречие между формой вопроса и утвердительным или отрицательным содержанием информации, которую он передаёт:

Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? (Горький М.),

то есть, иначе говоря,  доброту сердца нельзя равнять с деньгами;

2) вопросительное по форме предложение, вообще не требующее ответа, обращённое к читателю, или к отсутствующему, вымышленному лицу, или к неживому предмету:

   Белеет парус одинокой

               В тумане моря голубом!..

                Что ищет он в стране далекой?

                Что кинул он в краю родном?..

(Лермонтов М. Ю.)

    А вы

                   ноктюрн сыграть

                   могли бы

                   на флейте водосточных труб?

(Маяковский В. В.)

Риторический вопрос, заостряя внимание читателя на той или иной мысли, служит способом её выделения, то есть способом передачи авторской позиции или позиции героя.

            Риторическое восклицание – это фигура речи, передающая экспрессивное и эмоциональное отношение автора или героя к чему-либо:

Ужасный век, ужасные сердца!

(Пушкин А. С.)

Риторическое восклицание часто совмещается с риторическим обращением, а также с риторическим вопросом:

 Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?

(Гоголь Н.В.)

           Риторическое обращение – это фигура речи; обращение к читателю, к отсутствующим или вымышленным лицам, к неодушевлённым предметам:

         Убаюкай меня, ночь, - колыбель моя!

(Ремизов А. М.)

Все риторические фигуры заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи.

          Чтобы понять автора, необходимо обратить внимание и на систему его аргументов.

Аргумент – это довод, служащий основанием доказательства.

Если речь идёт о публицистическом или научном/научно-популярном тексте, то аргументы могут быть нескольких видов:

 - логические (логическое развитие идеи или доказательства от противного);

 - фактические (примеры из жизни, из литературы, из средств массовой информации);

 - ссылочные (пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты из произведений и статей).

Таким образом, цитаты в тексте могут играть роль доказательств мысли автора. Например:

Судьбы переменчивы: претерпевший столь многие гонения при жизни и по смерти, Пушкин воспоминается торжественно, официально установленным порядком, но "последняя горше первых". Возвышенный и чистый поэт становится достоянием толпы, той презренной черни, непонимание которой столь же грубо, как и в старину. Лишь оскорбительны для великой памяти эти надуманные торжества, подсказанные не общенародным восторгом, а простою календарною справкою литературных гробохранителей.

Вот стихотворение молодого поэта, господина Корина, которое в немногих словах передает это чувство обиды и возмущения:

                   Сбылось! - По всей Руси великой

                   Крылатый стих твой облетел!

                   И в сердце черни полудикой

                   Он смутным эхом прогудел!

                   И вот, кощунственно играя

                   Священным именем твоим,

                   Тебе несет толпа слепая

                   Своих кадильниц чад и дым...

                   Восстань, поэт! Как прежде, смело

                   Возвысь пред ними мощный глас:

                   "Подите прочь! Какое дело

                   Поэту мирному до вас!"

     Вот уже сказано это было им, уже недвусмысленно выразил поэт свое к ним презрение - чего же им еще надо?

(По Ф.К.Сологубу.)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН  АНАЛИЗА ТЕКСТА

  1.  Прочитайте текст.
  2.  Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?)  Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
  3.  К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
  4.  Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
  5.  Найдите ключевые слова  (сначала объективные, а затем субъективные) в каждом абзаце текста.
  6.  Какое настроение преобладает в тексте?
  7.  Определите тему текста.
  8.  Если у текста есть заглавие, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
  9.  Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.
  10.  Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
  11.  Как соотносятся начало и конец текста?
  12.  На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
  13.  Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
  14.  Сформулируйте проблему текста.
  15.  Отметьте аспекты этой проблемы, затронутые автором в тексте.
  16.  Обратите внимание на систему авторских аргументов.
  17.  Понаблюдайте над выразительными средствами, которые использовал автор.
  18.  Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст), авторскую позицию. Помните, что идея может быть не только в выражении определенной мысли (рациональная идея), но и в передаче какого-то чувства, настроения, состояния (экспрессивная идея).

В плане указан примерный порядок анализа, однако он может быть и изменён. Важно, чтобы в основе анализа лежало внимательное и вдумчивое отношение к самому тексту, стремление понять автора, его настроение, его мысль.

         

Упражнение 1. Прочитайте текст.

(1)В 1880 году при огромном стечении народа произошло торжественное открытие памятника поэту на Тверском бульваре. (2)До этого в Москве памятники ставились только коронованным особам и полководцам. (3)Построен памятник был, как храм, на народные деньги. (4)К этим торжествам Ф.М. Достоевский подготовил речь о Пушкине, которую и произнес на заседании Общества любителей российской словесности. (5)Эта речь, раскрывшая национальный и общечеловеческий смысл неповторимого явления Пушкина, стала крупнейшим литературным, историческим и общественным событием.

(Ю. Нагибин)

Задания.

  1.  Выберите наиболее верную формулировку основной проблемы текста.

1) Проблема установки памятника Пушкину на Тверском бульваре.

2) Проблема значения открытия памятника Пушкину в Москве.

3) Проблема подготовки речи к открытию памятника Пушкину.

4) На какие средства был построен и открыт памятник Пушкину в Москве?

  1.  Выберите правильную формулировку авторской позиции по основной проблеме текста.

1) Памятники должны ставиться только царям и полководцам.

2) Памятник Пушкину в Москве недаром был построен на народные деньги.

3) Открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году стало свидетельством всенародного признания поэта, его истинного величия.

4) Речь Ф.М. Достоевского произвела большое впечатление на всех, кто присутствовал при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году.

Упражнение 2. Прочитайте текст.

(1)Алексей Степанович, машинист при Буковской мельнице, среди ночи проснулся, не то уже выспавшись, так как накануне он завалился спать с восьми часов, не то от ровного шума дождя по железной крыше, от которого он отвык за семь зимних месяцев. (2)Рамы в окнах уже были выставлены, и звук приносился густой и отчетливый, точно над железом крыши опрокинули мешок с горохом, и сквозь этот шум едва пробивалось мягкое и задумчивое бульканье. (3)Алексей Степанович засветил огонь и, накинув пальто, выглянул наружу. (4)Было так темно, что в первую минуту он не мог рассмотреть ракиты, которая стояла как раз у входа. (5)Грохот дождя на крыше стал глуше, но бульканье усиливалось, и Алексей Степанович понял, что капли дождя попадают в воду, и удивился, откуда она взялась у его домика, стоявшего на бугорке.

(Андреев Л.Н.)

Задания.

  1.  Определите тип речи текста.

1) описание

2) повествование

3) рассуждение

4) повествование и описание

  1.  Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

  1.  Укажите номер простого предложения.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

  1.  Укажите номер предложения с последовательным подчинением придаточных.

1) 5

2) 4

3) 1

4) 2

  1.  Укажите номер предложения с параллельным подчинением придаточных.

1) 2

2) 1

3) 5

4) 4

  1.  Какой приём выразительности речи использован в выделенных фрагментах?

А. Грохот дождя на крыше стал глуше, но бульканье усиливалось…

1) ассонанс

2) аллитерация

3) метафора

4) метонимия

Б. …Звук приносился густой и отчетливый, точно над железом крыши опрокинули мешок с горохом, и сквозь этот шум едва пробивалось мягкое и задумчивое бульканье

1) олицетворение

2) перифраза

3) эпитет

4) метафора

В. Рамы в окнах уже были выставлены, и звук приносился густой и отчетливый, точно над железом крыши опрокинули мешок с горохом, и сквозь этот шум едва пробивалось мягкое и задумчивое бульканье.

1) метонимия

2) сравнение

3) метафора

4) олицетворение

Упражнение 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

(1)В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду - огромная …ранжерея из железа и стекла. (2)Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключённые р…стения. (3)Несмотря на вел…чину …ранжереи, им было в ней тесно. (4)Корни перепл…лись между собою и отн…мали друг у друга влагу и пищу. (5)Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. (6)Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, но это плохо помогало. (7)Для р…стений нужен был широкий простор, родной край и свобода. (8)Они были ур…женцы жарких стран, нежные, р…скошные создания; они помнили свою родину и т…сковали о ней.

(В. М. Гаршин)

Задания.

Подчеркните объективные ключевые слова.

Опираясь на подчёркнутые слова, выберите наиболее точную формулировку темы текста.

1) В тексте рассказывается о ботаническом саде.

2) Тема текста – жизнь растений в оранжерее.

3) Тема текста – экзотические растения.

4) В тексте говорится о том, как садовники обращаются с растениями.

В каком предложении яснее всего выражена авторская позиция по основной проблеме текста?

1) 3

2) 4

3) 6

4) 7

Параллельной связью связаны предложения:

1) 1 и 2

2) 2 и 3

3) 4 и 5

4) 7 и 8

Какие предложения связаны с предыдущими при помощи личного местоимения (замены существительного личным местоимением)?

1) 3, 8

2) 4, 6

3) 2, 5

4) 5, 7

Укажите номер сложносочинённого предложения.

1) 3

2) 5

3) 6

4) 8

В предложении 6 не является словосочетанием:

1) постоянно обрезали

2) подвязывали проволоками

3) это помогало

4) плохо помогало

Сочетание слов помнили родину (предложение 8) представляет собой:

1) словосочетание на основе согласования;

2) словосочетание на основе управления;

3) словосочетание на основе примыкания;

4) не словосочетание.

Упражнение 4. 

Прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Фонтан в центре города.

(1)Девочка ждёт начала.

(2)Вот струи пр…седают и прожектора пр…гасают а музыка даёт вступление. (3)Из середины взмывает, нар…стая и уже на ходу ра…ссыпаясь, ра…лохмачивая верхушку, невидная своим бе…цветным стволом, но оз..ряя окрес…ность белой к…пящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг неё, чуть скл…няясь каждая в свою сторону, возн…кают ещё струи. (5)Доб…вляется центральных струй и они закрывают пр…странство от центра до кр…ёв. (6)А когда они вновь ра…режены, то всё это пространство заполнено пр…красными огромными цветами из воды…

(7)Запомнить бы вот это – порыв ветра, как он накл…няет и треплет зар…сли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.

(8)Вот затихло и музыка пр…тихает, чу…ствуя, что не она …десь главное. (9)Вот нар…стает звучание воды, выплёскиваются всё новые ак…орды и вот уже соглас…ный хор, нап…м…нающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода подн…мается, кажется, не напором снизу, а небесным пр…тяжением зам…рает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот-вот в…летит и возьмёт с собой всю площ…дь.

Задания.

  1.  Сформулируйте тему текста. Запишите свою формулировку.
  2.  Подчеркните экспрессивную лексику.
  3.  Укажите номер предложения, в котором явно выражается отношение девочки к тому, что она наблюдает.
  4.  Сформулируйте идею текста. Запишите её.
  5.  На что – на тему или на идею – опирается название текста? Придумайте свой вариант названия.
  6.  Выпишите номер предложения, которое соответствует следующей характеристике: сложное, сложносочинённое, состоит из трёх частей, две из которых объединены детерминирующим обстоятельством времени; каждая из частей представляет собой простое двусоставное нераспространённое предложение.
  7.  Из предложения 8 выпишите все словосочетания, определите виды подчинительной связи в них.
  8.  Определите, какое средство выразительности  речи (метафора или сравнение) использовано в каждом случае:

взмывает, нар…стая и уже на ходу ра…ссыпаясь, струя –

(пространство заполнено) пр…красными огромными цветами из воды –

тонкие струи как колосья в поле перед грозой –

хор царствует над округой –

вся вода походит на огромный воздушный шар –

  1.  Выпишите из текста слова с приставкой при- в значении «неполнота действия или признака (чуть-чуть)».

Упражнение 5. Прочитайте диалог сначала про себя, а затем вслух, выделяя интонацией смысл высказываний.

- (1)Какой здесь пр…лес…ный уголок! (2)Вообще, я от пр…роды без ума!

- (3)Я уже давно это пр…метил. (4)Действительно, вы без ума от пр…роды.

Задания.

  1.  Выпишите слова с приставкой при-.

  1.  Выпишите из текста бесприставочные слова, начинающиеся на при-. Дополните список, выбирая слова из предыдущего задания.
  2.  Выпишите из текста слово, начинающееся на пре-. Является ли пре- здесь приставкой?
  3.  Подберите ряд однотематических слов, с помощью которых можно объяснить выражение «от пр…роды» в предложении 2.
  4.  Подберите синоним к выражению «от пр…роды» (предложение 4). Можно ли сказать, что смысл этого выражения такой же, как в предложении 2?

  1.  Разберите предложения 2 и 4 по членам предложения. Обратите внимание на то, каким членом предложения является выражение «от пр…роды» в каждом случае. Как это соотносится со смыслом?

  1.  Вспомните, как называется такая игра слов.

  1.  Озаглавьте текст.

          Упражнение 6. Прочитайте тексты. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип речи каждого текста.

(1)Я стою на носу парохода и смотрю то на острую железную грудь грубо режущую воду то на лежачую мачту бугшприта медленно но упорно лезущую в голубой склон неба. (2)Вода стекловидными в…лами ра…валивается на стороны и бежит назад широкими снежными грядами; глубоко внизу краснеет подводная часть носа, - и вдруг из-под него стрелой вырывается острорылая туша дельфина за ней другая... и долго-долго м…лькают в воде их летящие вперегонки спины. (3)Моему телу живо передается это буйное животное веселье и вся душа моя содр…гается от счастья.

(И.А. Бунин)

Текст .

 Был белый утрен…ий час; в огромном лесу стоял тонкий пар полный странных видений. Не_известный охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот однако пр…лежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя направляющийся к горам.

(По А. С. Грину.)

Текст .

Если вы совес…ливый художник, молитесь, чтобы ваш хаос (если вы хаотичны) просв…тился и устроился, или покуда сдерживайте его ясной формой: в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохр…ните для стихов. Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах точны и подлин…ы, - и вы найдете секрет дивной вещи - прекрасной ясности, которую назвал бы я "кларизмом".

(По М.А. Кузмину.)

Упражнение7. Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Драм…атизм исторического развития заключается в том, что прогрес… совершается через смену исключающих друг друга пок…лений. (2)Но природа см…гчает этот драм…атизм могучей силой сыновней и р…дительской любви. (3)Сыновними чу…ствами …держивается свойствен…ая юн…ости безоглядность и выр…стающий на ее основе эгоизм. (4)Но если случается, что заносчивая юн…ость переступает черту дозволен…ую ей природой, то навстречу этой заносчивости встает любовь отцовская и материнская с ее бе…заветностью и всепрощением.

Задания.

  1.  Определите стиль и тип речи текста.
  2.  Сформулируйте проблему текста. Как – прямо или косвенно – она выражена?
  3.  Как выражена в тексте авторская позиция? Не пересказывая текст, прокомментируйте авторскую позицию (то есть отметьте определённые аспекты проблемы и отношение к ним автора).

Упражнение 8. Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Текст.

(1)Я глянул вдоль ал…еи и ув…дал молодого вороб…я с желтизной около клюва и пухом на голове. (2)Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы ал…еи) и сидел неподвижно, бе…помощно ра…топырив едва прор…ставшие крылышки.

     (3)Моя собака медленно пр…ближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошен…ый, искажен…ый, с отчаян…ым и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

     (4)Он ринулся сп…сать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело тр…петало от ужаса, голосок од…чал и охрип, он зам…рал, он жертвовал собою!

     (5)И мой Трезор ост…новился, попятился...

(По И. С.Тургеневу.)

Задания.

  1.  Определите стиль и типы речи текста.
  2.  Сформулируйте проблему текста. Как – прямо или косвенно – она выражена?
  3.  Как выражена в тексте авторская позиция?
  4.  Выпишите из текста деепричастия. Помните, что они отвечают на вопросы «что делая?», «что сделав?».
  5.  Выпишите все словосочетания с главным словом-деепричастием. Определите вид связи в каждом словосочетании.
  6.  Обозначьте границы деепричастных оборотов.
  7.  С какой целью автор употребляет деепричастный оборот в предложении 2 и в предложении 3?

Упражнение 9. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Году в восемьдесят пятом мне пр…шлось пр…сутствовать при следующей сцене.

 (2)К эм…игран…ской бабушке-парижанке пр…ехала вместе с родителями из Москвы маленькая внучка Аня.

- (3)Скажи, Анечка, кого ты больше люб…шь, папу или маму? – задала ей вопрос бабушка.

(4)Аня на минуту задумалась нахмурив свой бе…бровый лобик и сер…ёзно и решительно ответила:

- (5)Пушкина!

(6)Эм…игран…ская бабушка от неожидан…ости даже руками всплеснула:

- (7)Пушкина? (8)Но почему Пушкина?!

(9)И Аня глядя на неё своими по-детски серьёзными глазами об…яснила:

- (10)А как же? (11)Когда мне чего-нибудь очень-очень захоч…тся, позову Золотую Рыбку. (12)И она всё исполн…т.

(13)Во времена моей д…лёкой юн…ости мой учитель Гумилёв предупреждал нас:

- (14)Если читатель говорит, что любит Пушкина, не верьте ему. (15)Это чаще всего знач…т, что он не любит и не пон…ма…т поэзии.

(По И. Одоевцевой.)

Задания.

  1.  Ответьте на вопросы:

- Читала ли Аня произведения Пушкина? Если читала, то какие?

- За что Аня любит Пушкина больше, чем папу и маму?

- Что вы можете сказать об отношении девочки к поэзии?

- Как вы понимаете слова замечательного поэта начала XX века Н.С. Гумилёва, сказанные ученикам – начинающим поэтам?

- Почему поэтесса Ирина Одоевцева вспоминает эти слова в связи с высказыванием Ани?

- Кто или что находится в центре внимания автора?

1) Аня

2) Пушкин

3) поэзия

4) Гумилёв

  1.  Сформулируйте главную проблему, интересующую автора.
  2.  Какие стороны этой проблемы затронуты в тексте?
  3.  Какие аргументы приводит автор, рассматривая разные аспекты проблемы?
  4.  Какова авторская позиция по этой проблеме? (Говоря об авторской позиции, постарайтесь отметить все её грани.)

Упражнение 10. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Текст.

(1)Приехав петь в Милан я на этот раз совсем не видел Италии погл…щён…ый всецело мыслями о театре. (2)Однако я лучше узнал итальянцев.

(3)В Италии весь состав служащих театра от директора до последнего плотника всегда горячо и живо интересуется всем что происходит на сцене. (4)Рабочие во время спектакля соб…раются за кулисами вн…мательно слушают и в антрактах обсуждают кто как пел и играл часто пор…жая меткостью своих суждений детальным знанием оперы.

(5)Казалось бы что спектакли идущие изо дня в день должны надоесть им. (6)<…> каждый день за кулисами я слышал голоса рабочих ведущих оживлён…ый спор о том какая ария звучала лучше. (7)Если же артист был не в голосе они молча разводили руками ничего не_говоря. (8)Тогда по выр…жению лиц было ясно что все испытывают чу…ство досады за неудачу.

(По Ф.И. Шаляпину.)

Задания.

  1.  Выберите подходящее по смыслу начало предложения 6.
    1.  В самом деле,
    2.  В общем,
    3.  Но
    4.  Безусловно,
  2.  Определите тип речи второго абзаца.
  3.  Сформулируйте главную проблему текста.
  4.  Отметьте аспекты этой проблемы, выделенные автором.
  5.  Среди предложений 1 – 4 найдите такие, которые содержат гиперболу. Запишите номера этих предложений.
  6.  Какую смысловую роль играют гиперболы в этом тексте? Как они выражают авторскую позицию?
  7.  Сформулируйте авторскую позицию, выраженную в тексте.
  8.  Выпишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, осложнённого обособленным обстоятельством в главной части.
  9.  Выпишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, осложнённого обособленным определением в придаточной части.
  10.  Выпишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным обстоятельственным условия, осложнённого обособленным обстоятельством в главной части.

Упражнение 11. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Текст.

(1)Однажды я прочёл о себе фельетон и почу…ствовал что меня оглушили. (2)В фельетоне я предст…вал вместилищем всевозможных гнус…ных пороков. (3)Я немедлен…о отправился домой.

(4)Там я взял зеркало поставил его против себя и с холодным ужасом в душе стал ра…сматривать отражён…ую в нём физиономию. (5)Так вот каков я! (6)Значит, до сей поры я не знаком был с собой. (7)И я смотрел смотрел на себя пытаясь открыть на лице своём печати совершён…ых мною пр…ступлений. (8)Я пр…помнил всё совершён…ое мной…

(9)Но сосч…тав мозоли на руках я не_нашёл пятен пр…ступлений на душе моей. (10)Ах, это меня не_утешило! (11)Я знаю что человек почти слеп глядя на самого себя. (12)Я знаю что он не видит теней на сер…це своём. (13)И всё же мне хотелось объясниться.

(По А.М. Горькому.)

Задания.

  1.  Сформулируйте проблему текста.
  2.  Найдите в тексте примеры гиперболы. С какой целью она использована?
  3.  Найдите в тексте литоту.
  4.  Как автор выражает свою позицию, используя сочетание гиперболы и литоты?
  5.  Проанализируйте синтаксическую структуру предложений 11 и 12. Как можно охарактеризовать эти предложения с точки зрения синтаксиса?
  6.  Какие средства выразительности речи использует Горький в предложениях 11 и 12?
  7.   Выпишите из третьего абзаца номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений.
  8.  Выпишите номер предложения с согласованным обособленным определением.
  9.  Замените это обособленное согласованное определение соответствующим придаточным предложением. Запишите получившийся вариант предложения.

Упражнение 12. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы. Расставьте  недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Каждый народ познаёт себя через своё искус…тво. (2)По мере того как народ узнаёт себя и жизнь для каждого отдельного лица ст…новит…ся яснее и проще. (3)Искус…тво является светочем осв…щающим жизнен…ый путь для каждого вступающего в жизнь.

(4)Вот, скажем, образование. (5)Чтобы образовать нацию не довольно выстроить унив…рситеты. (6)Умы чтобы быть готовыми к воспр…ятию научных истин нуждаются в предв…рительной культуре. (7)Процес…ы обобщения и отвлечения не сразу даются мозгу; они должны быть подготовлен…ы. (8)Обобщения предст…вляемые искус…твом легче воспр…нимаются и пост…гаются и практикуя ум подготовляют его к научным отвлечениям.

(По А.Н. Островскому.)

Задания.

  1.  Найдите лексические  и корневые повторы в первом абзаце текста. Какую роль они играют?
  2.  Сформулируйте проблему текста.
  3.  Определите её аспекты, отмеченные автором.
  4.  Проследите за ходом мысли автора, за аргументами, к которым он прибегает, убеждая читателя в своей точке зрения.
  5.  Найдите в тексте метафору. Какую роль она здесь играет?
  6.  Как метафора перекликается с рядом однородных членов в предыдущем предложении? Какой эффект это создаёт?
  7.  Согласны ли вы с авторской позицией? Выскажите собственную точку зрения на проблему текста.
  8.  Подберите контекстуальные синонимы к следующим выражениям:

выстроить университеты (предл. 5) –

научные истины (предл. 6) –

процессы обобщения и отвлечения (предл. 7) –

  1.  Выполните письменную творческую работу: сформулировав проблему текста, прокомментируйте её, стараясь не повторять слова Островского. Употребляйте такие выражения, как: «автор обращает внимание на», «автор особенно отмечает», «автор заостряет внимание на», «писатель считает», «автор подчёркивает», «автор выбирает наиболее важную, с его точки зрения, область»,  «писатель приходит к выводу» и пр.
  2.  Отметьте номера сложноподчинённых предложений. Определите виды придаточных предложений в них.
  3.  Определите род существительного «светочем» (предл.3), запишите его в форме Им.п. ед.ч.
  4.  Вставьте, где это необходимо, Ь.

Упражнение 13. Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Почему говорят что если знаешь особенности растений повадки животных умеешь видеть красоту леса реки неба то природа поможет решить многие проблемы а порой и спастись от беды? (2)Думается что дело в том что природа приподнимает нас над суетливостью будней настраивает на величественное стимулирует творческое начало. (3)Природа учит понимать прекрасное а прекрасное, как известно, пробуждает доброе. (4)А когда у человека добрые намерения и помыслы он чаще принимает верные решения которые нужны в любых жизненных ситуациях.

(По В. Бурлаку.)

Задания.

  1.  Определите тип речи текста.
    1.  Сформулируйте поднятую в тексту проблему.
    2.  Среди перечисленных далее отметьте те средства выразительности речи, которые используются в этом тексте:

1) риторический вопрос, 2) ряды однородных членов, 3) метафора, 4) эпитеты, 5) градация, 6) гипербола, 7) лексические повторы.  

  1.  Найдите в тексте конкретные примеры отмеченных средств выразительности речи.
    1.  Выпишите номера сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных.

Упражнение 14. Определите средство(-а) выразительности речи, использованное(-ые) в каждом выделенном жирным шрифтом фрагменте .

1) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...

(Чехов А. П.)

2) В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

(Чехов А. П.)

3)           Отсель грозить мы будем шведу,

              Здесь будет город заложен

              Назло надменному соседу.

              Природой здесь нам суждено

              В Европу прорубить окно,

              Ногою твердой стать при море.

(Пушкин А. С.)

4)   Сюда по новым им волнам

              Все флаги в гости будут к нам,

              И запируем на просторе.

(Пушкин А. С.)

5)   Люблю тебя, Петра творенье,

              Люблю твой строгий, стройный вид,

              Невы державное теченье,

              Береговой ее гранит…

(Пушкин А. С.)

6)   Люблю тебя, Петра творенье,

              Люблю твой строгий, стройный вид,

              Невы державное теченье,

              Береговой ее гранит…

(Пушкин А. С.)

7)   Но силой ветров от залива

              Перегражденная Нева

              Обратно шла, гневна, бурлива,

              И затопляла острова…

(Пушкин А. С.)

8)   Отсель грозить мы будем шведу,

              Здесь будет город заложен

              Назло надменному соседу.

              Природой здесь нам суждено

              В Европу прорубить окно,

              Ногою твердой стать при море.

(Пушкин А. С.)

Упражнение 15. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Сегодня я встал поз…но; пр…хожу к коло…цу - никого уже нет. (2)Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор обещая грозу; голова Машука дымилась как загашен…ый факел; кругом его вились и ползали как змеи серые клочки облаков, задерж…н…ые в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. (3)Воздух был напоён электричеством. (4)Я углубился в виноградную аллею  ведущую в грот; мне было грустно.

(По М. Ю. Лермонтову.)

Задания.

  1.  Найдите в тексте сравнительные обороты. Докажите, что в каждом из простых предложений со сравнительным оборотом  есть три элемента: 1) то, что сравнивается; 2) то, с чем сравнивается 1; 3) признак, по которому сравниваются 1 и 2.
  2.  Какова функция сравнений в этом тексте?
  3.  Найдите в тексте метафоры. Какова их функция здесь?
  4.  Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство.

Упражнение 16. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание слов. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Пустые мысли стали одолевать Эраста Петровича вследствие ужасной монотон…ости занятий и какой_то пыльной скуки которой было пропитан…о всё это помещение. (2)Время ползло еле-еле.

(3)Фандорину пр…выкшему к совсем иному существованию жизнь канцелярии казалась стран…ой и интригующей. (4)С одной стороны будто и вовсе не жизнь а какое_то сон…ое болото. (5)Однако эмоций под этой затянутой ряской поверхностью таилось не_меньше чем на светском балу, в кулуарах власти или на каком_нибудь дипломатическом конгрес…е.

(По Б. Акунину.)

Задания.

  1.  Найдите в тексте сравнения и среди них - сравнительный оборот.
  2.  Какие средства выразительности речи используются в предложении 5? Какого эффекта добивается автор, используя их?
  3.  Приведите примеры эпитетов в первом абзаце текста. Какую роль они играют?
  4.  Выпишите номер предложения с вводной конструкцией.
  5.  Из предложения 5 выпишите все сочинительные союзы.

Упражнение 17. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное или раздельное написание слов. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Известно что способ пред…явления и доставки сообщения меняет и само сообщение. (2)E-mail по сути мало отличается от почтового письма однако как не_похожи на современ…ые электрон…ые письма наши собствен…ые новогодние открытки из 20 века!

(3)С этим феноменом к сожалению приходится считаться издателям и вещателям во всём мире. (4)В США например исследователи  установили (было опрошено 1713 человек) что простой экспорт медиаконтента в телефон или интернет не отвечает ож…даниям людей а скорее разоч…ровывает их.

(5)Каждое средство распространения информации диктует ей свои законы. (6)И попытка держаться за производство информации не_подходящей к новым стандартам как попытка плыть в туго зашнурован…ых ботинках обречена на неудачу.

(По материалам приложения к газете «Коммерсантъ».)

Задания.

  1.  Выберите наиболее подходящее для этого текста значение слова «феномен» (предложение 3):

1) выдающийся, исключительный человек;

2) явление, в котором обнаруживается сущность какого-либо понятия;

3) необычное, удивительное явление;

4) обыкновенное, привычное явление.

  1.  Выберите наиболее подходящее для этого текста значение слова «медиаконтент»:

1) средство информации;

2) содержание сообщения;

3) электронное письмо;

4) какая-либо информация, доступная в средствах массовой информации.

  1.  В каком предложении текста наиболее точно выражена его основная идея?
  2.  Сформулируйте проблему текста.
  3.  Отметьте в тексте неологизмы. С какой целью они используются здесь?
  4.  Найдите в тексте сравнения и среди них - сравнительный оборот.
  5.  При помощи чего связаны предложения 4 и 3?
  6.  Найдите в тексте все вводные конструкции. Зачем они употреблены?
  7.  Найдите вставную конструкцию. Чем она отличается от вводных по функции?

Упражнение 18. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Я стоял на вершине пологого холма; передо мною  то золотым то посеребрён…ым морем раскинулась и пестрела спелая рож….

      (2)Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назр…вала гроза великая.

      (3)Около меня солнце еще светило - горячо и тускло; но там за рожью не слишком далеко тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. (4)Туча не_двигалась. (5)Она давила бе…молвную землю и только словно пухла да темнела.

(6)И вот наконец сорвалась буря - и пошла потеха!

      (7)Я едва домой добежал. (8)Ви…жит ветер меч…тся как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клоч…я разорван…ые облака, все закрутилось смешалось захлестал закачался отвесными столбами р…ян…ый ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...

Задания.

  1.  Найдите в тексте сравнения, выраженные:

1) сравнительным оборотом;

2) словосочетанием в творительном падеже.  

  1.  Запишите сравнения, выраженные творительным падежом, в форме сравнительных оборотов.
  2.  Является ли сравнением выражение молнии слепят огнистой зеленью (предл. 8)? Обоснуйте своё мнение.
  3.  Каким средством выразительности является выделенное выражение?
  4.  Какие средства выразительности речи употреблены в следующих случаях?

назр…вала гроза (предл. 2);

на целой половине небосклона (пр. 3);

бе…молвную землю (пр. 5);

ви…жит ветер (пр. 8);

рыжие, низкие, словно в клоч…я разорван…ые облака (пр. 8).

6. Запишите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора.

7. Какое предложение связано с предыдущим при помощи замены существительного личным местоимением?

8. Определите тип речи части текста, заключающейся в предложениях 1 – 5.

Упражнение 19. В следующих предложениях и фрагментах текстов расставьте недостающие знаки препинания. Отметьте сравнения, выраженные сравнительными оборотами. Подчеркните сравнения, выраженные творительным падежом. Найдите развёрнутое сравнение. Какова основная функция сравнений?

Определите тип речи каждого фрагмента.

1) Тяжелые, утомительно однообразные думы медленно проходили в уме моем подобно сплошной цепи туманных облаков безостановочно ползущих в ненастный день по вершинам серых холмов.

(Тургенев И.С.)

2) Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары и боже сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата под тяжестию которого кажется трескается самый гранит и миниатюрный легкий как дым башмачок молоденькой дамы оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина как подсолнечник к солнцу и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика проводящая по нём резкую царапину   все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.

(Гоголь Н. В.)

3) Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал одолевая и ее и эти горы точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады,  в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке.

(Бунин И. А.)

Упражнение 20. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)В России и…стари были такие люди у которых не_было н…_чего. (2)Ни дома ни крова ни семьи ни дела. (3)Они не_будучи цыганами вели цыганский образ жизни. (4)Это стран…ые люди или стран…ики.  

(5)Ходили они по просторной  русской земле с места на место из края в край блуждали по подворьям заходили в м…настыри заглядывали в к…баки тянулись на ярм…рки. (6)Отдыхали и спали где попало. (7)Цель их странствований угадать было не_возможно и я убеждён что если каждого из них в отдельности спросить куда и за_чем он идёт он не_ответит потому_что не_знает. (8)Он над этим не_думал.

(9)Кажется что они чего_то ищут. (10)Кажется что в их душах живёт смутное предст…вление о не_ведомом каком_то крае где жизнь праведнее и лучше. (11)Может быть они от чего_нибудь бегут но если бегут то конечно от особенной не_понятной не_выразимой иногда бе…причин…ой русской тоски.

(По Ф.И. Шаляпину.)

Задания.

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 1 – 2?

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 5 – 6?

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 9 – 10?

Определите тип речи первых двух абзацев текста.

Определите тип речи последнего абзаца текста.

Сформулируйте проблему текста.

Сформулируйте авторскую позицию.

Выпишите из текста все вводные конструкции.

Какая характеристика соответствует предложению 10?

1) Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух частей, одна из которых осложнена вводным словом.

2) Сложноподчинённое предложение, состоящее из трёх частей, связанных между собой последовательно.

3) Сложноподчинённое предложение, состоящее из трёх частей, одна из которых представляет собой придаточное обстоятельственное.

4) Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух частей, одна из которых представляет собой придаточное определительное.

Упражнение 21. Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Есть у Бунина слово которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. (2)Любимое, лейтмотивное – «блеск».

(3)Первое воспоминание детства такое большая, освещенная предосенним солнцем комната, «сухой блеск над косогором». (4)«Повсюду блеск, повсюду яркий свет», — так пишет он в стихотворении «Детство». (5)А читая «Листопад» мы видим как пленительна смена времен года блестит, играет красками роскошь осени.

(6)Бунинский «блеск» не однообразен то это алмазный блеск березняка, то янтарный блеск свечей, то синий блеск звезд…

(7)Вспомним высказывание Горького: (8)«Выньте Бунина из русской литературы – она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Задания.

  1.  Каким средством выразительности речи пользуется автор вначале текста, чтобы подчеркнуть свою главную мысль?
  2.  Найдите в тексте метафору, которая обобщает основную мысль, одновременно обыгрывая ключевой образ текста.
  3.  Сформулируйте основную проблему текста.
  4.  Сформулируйте авторскую позицию по этой основной проблеме.
  5.  Выберите соответствующую характеристику предложения 5:

1) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и рядом однородных членов.

2) Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух частей.

3) Сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной), состоящее из трёх частей.

4) Сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и сочинительной), состоящее из четырёх частей.

Упражнение 22. Прочтите отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Детство». 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

        Песок  как шелк... Прильну к сосне корявой

        И чувствую: мне только десять лет,

        А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Задания.

  1.  Какая характеристика второго предложения правильна?

1) Сложное бессоюзное предложение, состоит из двух частей, одна из которых представляет собой односоставное предложение.

2) Сложное предложение с разными видами связи (с сочинительной и бессоюзной), состоит из трёх частей, одна из которых (последняя) представляет собой двусоставное предложение.

3) Сложное предложение с разными видами связи (с сочинительной и бессоюзной), состоит из четырёх частей, две из которых представляют собой односоставные неопределённо-личные предложения.

4) Сложное предложение с разными видами связи (с сочинительной и бессоюзной), состоит из четырёх частей, две из которых представляют собой односоставные определённо-личные предложения.

  1.  Объясните постановку двоеточия во втором предложении.
  2.  Объясните отсутствие запятой перед союзом как в первом предложении.

Упражнение 23. Прочитайте стихотворение.

СЛОВО

         Молчат гробницы, мумии и кости –                

      Лишь слову жизнь дана:

         Из древней тьмы на мировом погосте

               Звучат лишь Письмена.

         И нет у нас иного достоянья!

               Умейте же беречь

         Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

               Наш дар бессмертный – речь.

         (Бунин И. А., 1915)

  Задания.

  1.  Значение слова погост в словаре определяется так: «кладбище, обычно сельское». Какое значение приобретает это слово в стихотворении?
  2.  Какие средства выразительности речи выявляют авторскую позицию в первой строфе стихотворения?
  3.  Сопоставьте авторскую позицию и дату написания стихотворения. Почему Бунин пишет такое стихотворение именно в это время?
  4.  Объясните постановку тире и двоеточия в первом предложении.
  5.  Объясните постановку тире в последней строфе стихотворения.

Упражнение 24. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание.

Текст.

(1)Стал Петя задумыват…ся, почему__же говорят: "Когда рак свис…нет"?  (2)Почему__нибудь да говорят же, что коли свистнет, так все и исполнится, чего хочешь.

     (3)Если__бы рачий свист был только символом не__возможности, то почему__же не говорят: "Как слон пол…тит" или "Когда корова зачирикает"? (4)Нет! (5)Здесь чу…ствуется глубокая народная мудрость. (6)Этого дела так оставить нельзя! (7)Рак не какое_нибудь млекопитающее. (8)Рак свис…нуть не__может, потому что у него и легких__то нету. (9)Пусть так! (10)Но неужели__же не__может наука воздействовать на рачий орг…низм и путем подбора и различных влияний заставить его обзавестись легкими?

(11)Петя  ходил и раздумывал, как__бы так сделать, что__бы рак по__скорее свис…нул.

(По Тэффи.)

Задания.

  1.  Отметьте номера риторических восклицаний.
  2.  В каком предложении содержится риторический вопрос?
  3.  Какую роль играют риторические восклицания и риторический вопрос в этом тексте?
  4.  Проанализируйте остальные вопросительные предложения. Какова их роль в тексте?
  5.  Как можно охарактеризовать Петю на основании этого текста?
  6.  Выпишите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи анафоры.
  7.  Определите тип речи второго абзаца:

1) описание

2) повествование

3) описание и повествование

4) рассуждение

  1.  Выпишите номер простого двусоставного предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного.
  2.  Объясните, пользуясь таблицей на страницах 3-5, отсутствие тире в этом предложении.

Упражнение 25.  Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Как часто люди ошибают…ся пр…нимая за дурака самого обыкновен…ого глупого или бе…толкового человека.

      - (2)Вот дурак, - говорят люди. – (3)Вечно у него пустяки в голове!

      (4)Они думают что у дурака бывают когда__нибудь пустяки в голове! (5)Да разве__ же это дурак?

(6)В том__то и дело что настоящий круглый дурак ра…познает…ся прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей сер…ёзности. (7)Он давно уже всё решил, понял и всё знает. (8)Он человек ра…судительный и в каждом вопросе сведёт концы с концами каждую мысль закруглит.

      (9)При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое__то м…стическое отча…ние. (10)Потому что дурак  это зародыш конца мира. (11)Человечество ищ…т, став…т вопросы, идёт вперед, и это во всем и в науке и в искусстве и в жизни, а дурак и вопроса__то н…какого не видит. (12)Какие там вопросы?!

      (13)Сам он давно уже на все ответил и закруглился. (14)Полностью.

(По Тэффи.)

Задания.

  1.  Среди предложений 6 – 12 найдите такие, в которых подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом личного местоимения или существительного. Объясните пунктуацию в этих предложениях.
  2.  Определите грамматическую основу в предложении 5. Объясните пунктуацию в нём.
  3.  Определите тип речи предложений 6 – 8.
  4.  Какие средства выразительности речи используются в этом тексте? Рядом с каждым встречающимся в тексте средством выразительности укажите номера предложений, в которых он используется:

1) ряд однородных членов

2) парцелляция

3) анафора

4) синтаксический параллелизм

5) метафора

6) эпитет

7) градация

8) риторический вопрос

9)фразеологизм

Упражнение 26. Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания.     

Текст.

(1)В Чехове толстовская отчетливость и лепка образов сочетается с неуловимым дуновением Рока как у Метерлинка но за этим дуновением сквозит мягкая грусть и тихая радость как бы непосредственного знания что и  Рок  иллюзия. (2)Чехов знает еще что-то чего мы не знаем  знает тайну, символ перед дыханием которого развеется Рок. (3)Он чувствует то чего не знают его печальные герои, - мягкую грусть и легкость. (4)Покоем Вечности - вечным покоем непроизвольно дышат его извне безнадежные образы. (5)И насколько сильна эта непроизвольность!

(6)Вот что думает одно из действующих лиц его рассказов глядя на картину: «(7)Юлия вообразила как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше, все дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи вдали мигает огонь. (8)И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка которые протянулись по красной части неба и лес и поле она видела уже давно и много раз, - она почувствовала себя одинокой и захотелось идти, идти и идти по тропинке; и там где была вечерняя заря покоилось отражение чего-то неземного вечного» («Три года»).

     (9)Вот непроизвольный символ. (10)Есть тут нечто неразложимое чувствуешь что все это так чувствуешь музыку Вечного Покоя наполняющую жизнь беспечальным забвением вопреки всему.

      (По А. Белому.)

Задания.

  1.  Определите стиль речи текста.
  2.  Определите основной тип речи текста.
  3.  Объясните композиционное членение текста на абзацы: что содержится в первом абзаце? что – во втором? чем завершается текст?
  4.  Какова роль цитаты в тексте?
  5.  В первом абзаце подчеркните лексические повторы. Среди них отметьте объективные ключевые слова.
  6.  Сформулируйте проблему текста.
  7.  Отметьте два аспекта этой проблемы, затронутые А.Белым.
  8.  Обратите внимание на другие средства выразительности речи, используемые автором в первом абзаце.
  9.  Отметьте средства выразительности речи, которые А. Белый использует в последнем абзаце.
  10.  Сформулируйте авторскую позицию по основной проблеме текста.
  11.  Из предложения 4 выпишите все словосочетания, основанные на примыкании.
  12.  Из предложения 7 выпишите все словосочетания, основанные на согласовании.
  13.  В первом абзаце найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Запишите его номер.
  14.  Обратите внимание на знаки препинания при цитировании.

Упражнение 27. Используя указанные в скобках предложения (текст 86) и их фрагменты, вставьте в следующие фразы цитаты и расставьте знаки препинания.

1) Подчёркивая связь чеховского творчества с традициями русской литературы А.Белый отмечает у писателя _______________________________________________________(1)

2) А. Белый причисляет Чехова к интуитивным символистам и утверждает _____________________________________________________________ (2)

3)______________________________________________________________восклицает автор. (5)

4) Особенно тонко и точно Чехов передаёт переход от созерцания пейзажа к внутреннему состоянию героини ________________________________________________________________

(часть предл. 8)

5) Используя метафору _________________________________ А.Белый раскрывает суть чеховского символизма. (10)

6) На основании этого аргумента А.Белый делает однозначный вывод _________________________________________________ (9)

Упражнение 28. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. В последнем абзаце расставьте знаки препинания. (В остальной части текста знаки препинания расставлены.)

Текст.

(1)У меня был маленький беленький котенок, на которого приятно было смотреть в минуты грусти. (2)Вся его не__хитрая жизнь была сплошной ил…юзией: н… одного предмета н… видел он таким, каков он есть, а вкладывал в него самостоятельное и очень интересное содержание. (3)Н… одной минуты н… проводил он в бе…плодном спокойствии. (4)То он позорно трусил и надолго скрывался под диваном, то бурно ликовал, то впадал в глубокое не__доумение и решал проклятые вопросы. (5)И временами я, человек, со всеми своими шестью чу…ствами и разумом, чу…ствовал себя обездол…н…ым бедняком в сравнении с этой не__разумной тварью, а жизнь свою - нищенской, плоской и скучной.

     (6)Теперь он возмужал - и более скучного, отвр…тительного и пошлого существа я не знаю. (7)Ил…юзий нет. (8)Н…каких. (9)Я страшно боюсь, как__бы он н… заговорил. (10)Я знаю, что он скажет что__нибудь в таком роде: «(11)Вот он сидит и пишет и думает, что из этого что__нибудь выйдет, а все это - суета сует и томление духа. (12)Тысячи лет стоит мир, и так изменилась земля в руках человеческих, что сам Творец, ее создавший, теперь н… узнал__бы ее, а н… счастливее, н… богаче, н… умнее, н… свободнее н… стал человек. (13)Потому что все дни его - скорбь, а его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его н… знает покоя. (14)И это - суета!»

 (15)Если то что говорят его глаза  правда то это скверная правда однако я уверен что это ложь. (16)Правда  это то что оправдывает жизнь и углубляет ее а то что  вредит  жизни  всегда и всюду ложь хотя__бы доказана она была математически.

(По Л.Н. Андрееву.)

Задания.

  1.  Определите стиль текста.
  2.  Определите тип речи первого абзаца текста.
  3.  Определите тип авторской речи во втором абзаце и тип речи предложений 11 – 14.
  4.  Определите тип речи последнего абзаца.
  5.  В последнем абзаце отметьте лексические повторы.
  6.  Выберите вариант, наиболее точно определяющий тему текста.

1) Этот текст рассказывает о коте.

2) Этот текст посвящён описанию характера кота.

3) В этом тексте описываются изменения, которые происходят по мере взросления кота.

4) Этот текст посвящён размышлениям о смысле жизни человека, о его роли в существовании мира.

  1.  Найдите лексические повторы, соединяющие первый и второй абзацы. Что они подчёркивают? В каких смысловых отношениях находятся первый и второй абзацы текста?
  2.  Сформулируйте основную проблему текста.
  3.  Отметьте номер предложения с парцелляцией. Что она подчёркивает?
  4.  Отметьте аспекты основной  проблемы, затронутые автором.
  5.  Какова авторская позиция Л. Андреева?
  6.  Используя цитаты из текста, запишите 3-4 предложения, в которых постарайтесь раскрыть авторскую позицию Л.Андреева.
  7.  Выпишите номера всех сложных предложений, содержащих бессоюзную связь между частями.
  8.  Из предложений 6 – 14 выпишите номер такого предложения, которое содержит обособленное согласованное определение.
  9.  Из предложения 15 выпишите все словосочетания, основанные на согласовании.
  10.  Из предложения 16 выпишите краткое страдательное причастие прошедшего времени.




1. Фундаментальная информатика и информационные технологии
2. это- системный подход к выявлению потерь и поиску путей их устранения для того чтобы уменьшить время между
3. тема неизбежно трансформировала курс на создание объединений в ведомственный монополизм что еще сильнее под
4. Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов профессий и должностей с вред
5. лекция прочитанная 6 марта 1927 г
6. экзаменационной сессии
7. Контрольная работа студента группы 112918 Сасимовича А
8. 05.1990 N 141 Ведомости СНД и ВС РСФСР 1990 N 2 ст
9. Реферат на тему- Гетьманство Богдана Хмельницького Виконав-Мороз Дмитро студент
10. Реферат- Организация грузоперевозок на железной дороге
11. Рута 2008 ББК 87
12. лишенных смысла не являются ни истинными по определению ни эмпирически верифицируемыми Полсби который
13. Местное самоуправление в зарубежных странах
14. Остеохандроз и его профилактика
15. агрессия произошло от латинского gressio что означает нападение приступ
16. тема социальнопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструк
17. вариант 1 17 февраля 814 февраля 1521 февраля 2228 февраля7 дней 6 ночейЯпонский фестиваль ш
18. 1939 рр Лютнева революція 1917 року в Росії Першим днем революції стало 23 лютого 8 березня 1917 року
19. тема ИС это организационно упорядоченная совокупность документов и ИТ вычислительной техники реализующи
20. преподавательского состава МФЮА