Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова
ЧТО ЕВРОПЕЙЦЫ ПОНИМАЮТ В РОССИИ
Россию в первые месяцы нового 2013 года захлестывают совсем экзотические страсти. Не успели мы все отойти от шокирующей истории с переходом Жерара Депардье в российское подданство как на наши головы обрушилось известие о скандальном ультиматуме Бриджит Бардо: не откажитесь от усыпления двух больных слонов в Лионском зоопарке непременно откажусь от французского гражданства и уеду в Россию! (И ведь подействовало слонов пощадили! Так и подмывает процитировать Высоцкого: «Им кровушки надо они по запарке замучили, гады, слона в зоопарке!»). Как сказано у Солженицына, «понравилось, запомнилось» и вот уже Нижний Тагил приглашает к себе на постоянное жительство Адриано Челентано (наверное, непременно с квартирой в Тагилстрое или Техпоселке самых загаженных, самых экологически невозможных районах того самого уральского города, где люди задыхаются от свежего воздуха, уже не могут жить в нормальной экологии!). А в это время театр абсурда продолжается: Депардье получает квартиру в Чечне и прописку в Саранске после чего в блогах артиста стали называть «мордвином французского происхождения». И, в довершении аттракциона в Ижевске великому Жерару присвоили звание «почетного гражданина Удмуртии»: теперь он еще и «почетный удмурт»...
Если честно, то это почти полная материализация известного советского анекдота из «чукотской» серии. Приходит чукча в академию наук и говорит: «Все нации есть академика, чукча нет академика, хочу быть академика!». Собрались светочи науки, подумали и решили: давайте сделаем его почетным академиком, ни к чему не обязывает... Сообщили об этом чукче а тот обрадовался: «Хорошо! Будем по четным академика, по нечетным рыбка ловить»...
Зачем все это нужно российскому официозу объяснять не надо. Если бы такого потрясающего «цирка» не случилось, его надо было бы выдумать: лучшего шоу для отвлечения внимания народа от насущных социальных и экономических нужд не придумаешь, даже если очень сильно напрячься... Да и пиар истэблишменту потрясающая со стороны таких «рекламных агентов» (и весьма своевременная реклама, что показательно случайно таких совпадений не бывает!). Кстати, это ни что иное, как своеобразный возврат к идеологической практике раннесоветской эпохи: тогда очень любили обхаживать отдельных наивных представителей западной культуры, чтобы потом представить их отзывы как торжество своей идейной платформы и свидетельство собственной респектабельности...
А вот что стоит за поведением европейских звезд, типа Депардье или Бардо? Тут, как представляется, срабатывают сразу несколько факторов, причем в достаточно своеобразном сочетании последних.
С одной стороны, не надо сбрасывать со счетов стандартное стремление деятелей западной культуры к эпатажу ставшее едва ли не традицией с начала ХХ века. Примеры тысячекратны от скандальных эскапад французских «проклятых поэтов» (особенно А. Рембо и П. Верлена) до недавнего хорошо продуманного пассажа великого датского кинорежиссера Ларса фон Триера в Каннах о том, что ему хотелось бы оказаться большевиком или нацистом... Для некоторых «великих» «маде ин там» эстетизированное хулиганство становилось буквально второй натурой например, для Сальвадора Дали: общеизвестен эпизод, когда величайший испанский художник-сюрреалист бегал голышом с саблей вокруг композитора Арама Хачатуряна, по музыку «Танца с саблями» последнего... В ряде же конкретных художественных направлений искусства ХХ века например, в футуризме или дадаизме эпатаж просто входил в художественный инструментарий стиля. Если вспомнить творческую биографию Ж. Депардье и Б. Бардо, то там эпатажных эпизодов более чем предостаточно: вспомним хотя бы изобретенную французской кинозвездой «бардотку» (бюстгальтер с дырочками, обнажающий соски) или же потрясшую кинематограф роль Депардье в легендарных «Вальсирующих» Бертрана Блие, где актер выступал с сногсшибательных, нокаутирующих сексуальных сценах... Так что обе французские кинозвезды вполне могли устроить весь этот эксцентрический спектакль как хорошо продуманную театрализованную постановку в скоморошьем стиле (точнее в «жонглерском», ибо европейским аналогом скоморохов были как раз средневековые «жонглеры»). Тем более что оба и Жерар, и Бриджит уже немолоды: в таком положении хорошо разрекламированный скандал является прекрасным поводом вернуть к себе внимание...
С другой стороны не исключено, что дело для России обстоит даже еще более скверно: вполне может быть, что европейцы просто насмехаются над нами! В самом деле: почему бы не разыграть на глазах у всего мира «экшн» на тему «Явление европейца варварам»? Тем более, что российские власти с упоением подыгрывают заморским визитерам именно в таковой постыдной стилистике: все эти «почетные мордвины, удмурты и чеченцы» выглядят буквально так, как выглядело бы присвоение европейскому путешественнику титула почетного шамана Маниту племени черноногих или Великого Небесного Бегемота (не подумайте, что это издевка был именно такой монархический титул у зулусов в Южной Африке!). Причем за этим не стоит абсолютно никакой «русофобии»: западные деятели культуры совершенно реально привыкли пользоваться совершенно реальной демократией, привыкли пользоваться высокой степенью свободы самовыражения и вдобавок не испытывают никакой традиционной для России холопской почтительности перед власть предержащими. Почему бы не подразнить правителей (и своих, и наших!), почему бы не сыграть в увлекательную корриду с сильными мира сего причем в ситуации, когда им лично это ничем не грозит: слишком знамениты в мире «шалуны»!
Но есть и менее приятный аспект всего происшедшего. Суть в том, что западные деятели культуры (и люди Запада в целом) на протяжении чуть ли всего ХХ века демонстрировали и демонстрируют поразительное непонимание того, что реально происходит в России. Это касается даже не только социальных, но чуть и не и природных специфик например, что такое «русская зима», любой «западник» может рассуждать с придыханием, но никогда не поймет, как это выглядит на деле. Примерно так, как никакой землянин не может прочувствовать на своей коже, что такое температура на Венере равная температуре доменной печи... Есть потрясающий эпизод Второй мировой войны: летом 1945 года англичане выдавали Сталину казаков, воевавших на стороне Третьего рейха (вместе с семьями, на верную расправу). Один казак в отчаянии закричал английскому офицеру: «Почему вы выдаете нас этом убийце?». Британец спокойно ответил: «Ну, если он вам не нравится выберите себе другого». Сын туманного Альбиона, конечно, теоретически понимал, что может быть страна без свободы, с режимом тирании; но применить это к себе и сейчас он был не в состоянии ведь в его родной Великобритании демократия существует без перерыва с 1688 года... Поэтому представить ситуацию, что население просто лишено возможности переизбрать главу государства для того англичанина было выше его мыслительных возможностей.
Именно поэтому люди Запада сплошь и рядом с поразительной легкостью попадали и попадают в заботливо расставленные капканы тоталитарных идеологий. Достаточно вспомнить, как ужасающе легко «сглотнули наживку» в сталинском СССР Л. Фейхтвангер или Б. Брехт, как поддавались ядовитому очарованию ультралевых идей корифеи латиноамериканской литературы, как с энтузиазмом согласился участвовать даже в оплаченных Сталиным террористических акциях великий Д. Сикейрос... А. Солженицын с горечью писал о приезжавших на стройки ГУЛАГа американских журналистах, которые, по словам писателя, «нанесли огромный вред, потому что стремились блеснуть эрудицией по поводу того, в чем ничего не поняли». Вполне может быть, что и нынешние потенциальные и реальные гастролеры из прекрасной Франции наступили на те же грабли за чистую монету приняли официозный агитпроп, не разглядели лживости псевдодемократической риторики. Тем самым став участниками постыдного и жалкого спектакля...
И забыли предостережение своего соотечественника мудрого и язвительного маркиза де Кюстина, побывавшего в нашей стране еще в николаевскую эпоху и написавшего: «Когда ваши дети вздумают роптать на Францию, скажите им: поезжайте в Россию! Это путешествие полезно для любого европейца... Всегда полезно знать, что существует на свете государство, в котором немыслимо счастье, ибо по самой своей природе человек не может быть счастлив без свободы». Даже если сделать поправку на историческую обусловленность этих горьких строк временем их написания все равно не стоит забывать сказанное, ибо в нашей стране прошлое имеет свойство реанимироваться и хватать настоящее.