Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство образования и науки РФ
Восточно-Сибирский государственный
технологический университет
Кафедра «Стандартизация, метрология и управление качеством»
Самостоятельная работа
на тему: «Формирование фонда нормативных документов
и составление карты метрологического обеспечения при производстве мягкой мебели по дисциплине «Метрология, стандартизация
и сертификация»
Выполнил: ст. Конева Н.С., 300гр.
Проверил: Доржиева А.А.
Улан-Удэ, 2010
Содержание Введение 1 Выбор продукта 2 Технологическая часть. 2.1 Производство мебели. 2.1.1 Сырье. 2.1.2 Упаковка. 2.1.3. Маркировка. 2.1.4 Хранение мебели. 2.1.5 Показатели качества мебели. 3 Общие требования к формированию фонда нормативных документов. 4 Карта метрологического обеспечения технологического процесса, контроля качества и количества сырья, материалов и готовой продукции при изготовлении мягкой мебели по ГОСТ 16371-93 Список используемой литературы. |
||||||||||
|
||||||||||
Лит. |
Масса |
Масштаб |
||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||
Разраб. |
Конева Н.С. |
|||||||||
Пров. |
Доржиева А.А. |
|||||||||
Т. контр. |
Лист |
Листов |
||||||||
ВСГУТУ 300 гр. |
||||||||||
Н. контр. |
||||||||||
Утв. |
Введение
История возникновения мягкой мебели уходит своими корнями в глубокую древность. Все основные виды мебели: скамейки, табуреты, стулья, кресла, различные варианты столов, кушеток, сундуков, были известны еще в Древнем Египте и Месопотамии. Людям надо было на чем-то сидеть, спать, куда-то складывать вещи. Первая мебель была жесткой и многофункциональной. В Египетских погребах находили древнейшие обломки царской мебели III века до нашей эры, окованную благородными металлами, украшенную фаянсом, слоновой костью и натуральными камнями. Постепенно появлялись табуреты с высокими отдельно стоящими спинками и кровати. Для изготовления мебели специально растили деревья, придавая им при росте нужный изгиб. Кровати были изготовлены совсем просто, некая тахта на четырех ножках с плетенным из шнура ковром напоминающим матрац. Те, кто был побогаче, делали изголовья и расписывали их золотом, росписью или слоновой костью.
Античные художники постепенно придумывали новые виды мебели, старались ее функционально видоизменить, что в последующие времена послужило возникновению различных стилей в интерьерах, в том числе и современных.
К середине XVII века стали появляться первые настоящие мягкие диваны и кресла, набитые шерстью. Мягкая мебель, в период классицизма, в европейских замках, предназначенная только для сидения, сначала обтягивалась тканью. Позже, когда европейская знать привыкала к роскоши и комфорту, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось очень неудобно и мебель стали набивать конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, а еще позже стали применять каучук.
Самый старый тип дивана, кстати, дошедшего и до современных интерьеров это кушетка. Она произошла от стула, судя по тонким изящным ножкам, выдающим ее родство. К роду стульев можно отнести и классическое французское канапе, хотя на кушетку оно совсем не похоже. Канапе изящные резные ножки, на которые крепится рама, длинная, во всю длину спинка. Его форма напоминает скрепленные между собой несколько стульев. На таких канапе можно было только сидеть, тогда как на кушетке светские дамы имели возможность прилечь.
С Востока в обиход пришла софа и со временем стала очень популярна. Это низкий диван, покрытый яркой обивочной тканью или кожей и солидными мебельными подушками. Вначале ее набивали конским волосом или шерстью, позже стали применять пружины.
Одним из первых создателей технологий мягкой мебели стал австрийский дизайнер Йозеф Хоффман. Его идеи по созданию мягкой мебели были признаны во всем мире. И сегодня его технологии используют при изготовлении мягкой мебели ведущие производители дорогой элитной мебели. Хоффман применил при создании научный подход: сочетание медицинской науки «Ортопедии» и точной науки «Сопротивление материалов».
С тех давних времен предназначение мебели по сути своей не изменилось. Она создает для человека удобство, рационализирует пространство, привносит эстетическую ценность. Мягкая мебель активно участвует в художественном оформлении интерьеров. В число художественных средств мебели вошли текстура, цветовая гамма и фактура. В современном дизайне интерьеров мягкой мебели добавили дополнительные требования многофункциональность. На мягкой мебели появились колесики, что делает ее мобильной.
Мягкая мебель для наших квартир стала не только многофункциональной, но и стильной, оригинальной и по-настоящему красивой. Она не может быть отдельным независимым предметом в интерьере, как например, спальня или кухня. Выбор мягкой мебели должен сочетаться со всеми предметами мебели, которые оказываются рядом с ней. При выборе мягкой мебели каждый может учитывать рекомендации дизайнеров, материальные возможности и конечно собственный вкус.
Текст форматировать по ширине, абзацы, 10 мм свободно над рамкой
Фонд маленький, дополнить
Карту расширить сырье, техпроцессы раздробить, там сидят по несколько разных операций, 8 колонка не заполнена совсем
1. Выбор продукта
Процесс производства мягкой мебели был выбран мной для подробного изучения по очень простой причине: ежедневно мы сталкиваемся с предметами мебели: дома, на работе, на учебе, следовательно, контроль качества данного продукта имеет весьма значительную роль для всего строительства.
2 Технологическая часть
2.1 Производство мебели
В мебельном производстве большей частью изготавливают изделия, характеризующиеся сложной конструкцией и большим количеством разнообразных деталей. Каждая деталь имеет свой технологический процесс изготовления.
Технологическим процессом называется совокупность технологических операций, которая непосредственно связана с изменением размеров заготовок, формообразованием, изменением физических свойств материалов.
Технологический процесс производства всего изделия складывается из технологических процессов производства отдельных деталей и сборки их в изделие.
В свою очередь технологический процесс изготовления каждой детали делится на несколько этапов, отличающихся один от другого характером и целью обработки.
Сырьем для мебельных производств служит древесина хвойных и твердых лиственных пород, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера, облицовочные ткани, полимерные материалы, металл и т.д.
В производстве древесину применяют в сухом виде. Первым этапом технологического процесса является сушка или подсушка древесных материалов.
Структура процесса
Процесс высыхания древесины заключается в испарении влаги с поверхности и перемещении ее из внутренних, более влажных слоев к наружным.
Основные промышленные способы сушки древесины- атмосферный и камерный. При атмосферной сушке пиломатериалы находятся в штабелях на открытом воздухе, при камерной сушке в закрытых сушильных установках,
оборудованных специальными нагревательными устройствами.
В том и другом случаях, а также при выдержке древесины в нормальных или других условиях, удаление влаги прекращается только после того, как она равномерно распределяется в древесине, а влажность древесины будет соответствовать условиям окружающего воздуха. Такая влажность называется равновесной.
Древесина, достигшая после окончания сушки заданной равновесной влажности, поступает на механическую обработку- второй этап технологического процесса.
Механическая обработка начинается с раскроя древесных материалов на заготовки.
Полученные в результате раскроя отрезки заданных размеров называются черновыми заготовками деталей. При раскрое древесных материалов следует добиваться максимального выхода заготовок, качество которых отвечает установленным требованиям.
Раскроенные черновые заготовки проходят две стадии обработки.
Первая стадия- формообразование, т.е. придание заготовке заданных геометрических форм и размеров, в результате чего получается чистая заготовка, имеющая базу для дальнейшей обработки. Черновые заготовки обрабатывают фугованием, фрезерованием, строганием. Эта стадия называется механической обработкой черновых заготовок.
Вторая стадия-обработка чистовых заготовок, которая заключается в нарезании шипов, проушин, сверлении отверстий, выборке гнезд, шлифовании. После выполнения второй стадии обработки получают готовые детали. Указанная последовательность прохождения стадий характерна для цельных деталей. Сборные, клееные или облицовочные детали дополнительно проходят стадию склеивания или облицовывания, а затем окончательную механическую обработку.
Третья стадия-отделка деталей и сборка изделий. Последовательность этапов сборки и отделки может взаимозаменятся в зависимости от
конкретных условий производства и конструкции изделия, т.е. сначала можно отделывать сборочные единицы или детали, а затем собирать изделия или, наоборот, сначала собирать изделия, а затем их отделывать. В современном специализированном массовом производстве наиболее распространена отделка деталей с последующей сборкой в изделие.
2.1.1. Сырье
В наше время в мебельной индустрии используется так много различных материалов, что порой сложно сориентироваться, из чего же лучше заказать мебель в дом. И если для производителей мебели и мебельных салонов все понятно, то простого обывателя иногда некоторые названия материалов приводят в замешательство. А есть и такие материалы, о которых знают и не все производители.
Древесно-стружечная плита (ДСП) - самое распространенное сырье для изготовления мебели продукт древесного происхождения, образованный прессованием древесных частиц с использованием связующих веществ в условиях высокого давления и температуры. В качестве связующих веществ используются преимущественно карбамидоформальдегидные смолы. К слову, ДСП используют не только в мебельной промышленности, но и в строительстве. Плиты ДСП бывают разной толщины: 8мм, 10мм, 16мм, 18мм, 22мм, 25мм, 28мм, 36мм. Плиты шлифованного ДСП, предназначенные для изготовления мебельных изделий, облицовывают ламинатом, меламином, шпоном, покрывают лаком или мелкодиспенсерной стружкой. Облицованные плиты бывают самых разнообразных цветов, оттенков и текстур, и по правилу, укомплектованные в группы: «древесные», «униколор», «фантазийные» и «металик». И, конечно же, в мебельном производстве наиболее распространенными являются цвета группы «древесные». Достоинствами ДСП можно назвать низкую стоимость, простоту обработки, прочность. А к недостаткам я бы причислила недостаточную влагостойкость при попадании воды плита разбухает. Но и тут плиты можно разделить на плиты с повышенной и обычной влагостойкостью. Из ДСП с повышенной влагостойкостью изготавливают кухонные столешницы, мебель для ванных комнат. Чтоб сделать ДСП более влагостойкой в стружечную массу добавляют специальную парафиновую эмульсию или расплавленный парафин, а огнестойкость придается ДСП за счет введения в состав специальных веществ антипиринов. Существующие стандарты выделяют две марки ДСП: П-А и П-Б. Эти марки отличаются своими механическими характеристиками. Марка П-А более высокого качества и имеет перед маркой П-Б лучшие показатели прочности на изгиб, более низкие показатели по проценту разбухания, покоробленности и шероховатости поверхности. Так же ДСП есть несортная, первый и второй сорт. Несортную используют в строительных целях, а на плитах первого сорта не допускаются выступы или углубления, смоляные или парафиновые пятна, не допускаются сколы кромок и выкрашивание углов, дефекты шлифования. По типу наружного слоя ДСП, различают плиты с мелкоструктурной поверхностью (М), обычной поверхностью и плиты с наружными слоями из крупной стружки. Последние используются только для строительных целей и под облицовку натуральным шпоном. ДСП бывают также шлифованными (Ш) и не шлифованными. Класс эмиссии формальдегида в ДСП (Е1, Е2) показывает допустимое содержание свободного формальдегида в 100г абсолютно сухой плиты. Существует два класса эмиссии: Е1 (до 10 мг) и Е2 (10-30 мг). Для облицовки бумажно-смоляными пленками (ламинирование и каширование) используют только шлифованную ДСП марки П-А, первого сорта с мелкоструктурной поверхностью и эмиссией формальдегида Е1. Интересный факт: Производство ДСП зародилось в конце 30х годов прошлого века в Германии и Швейцарии - странах, бедных собственными лесными ресурсами и поэтому особенно заинтересованных в максимальном использовании древесных отходов.
Древесно-волокнистая плита (ДВП) - листовой материал, изготовляемый в процессе горячего прессования массы из древесных волокон, сформированных в виде ковра. Эти волокна получают путем пропарки и размола древесного сырья. Они представляют собой отдельные клетки тканей, их обрывки или группы клеток древесины. Сырьем служат отходы лесопиления и деревообработки, технологическая щепа и дровяная древесина. Для улучшения эксплуатационных свойств в массу добавляют упрочняющие вещества (например, синтетические смолы), парафин, церезин, антисептики и др. Формирование ковра может осуществляться в водной среде с получением плит односторонней гладкости (мокрый способ производства) или в воздушной среде с получением плит двусторонней гладкости (сухой способ). Готовая продукция ДВП имеет толщину о 3,2 до 5,0 мм и плотность от 800 до 1000 кг/м. куб. Отдельную группу составляют мягкие плиты плотностью 100-400 кг/м. куб., изготовляемые путем сушки массы без горячего прессования. Они характеризуются высокой пористостью, малой теплопроводностью, но низкая прочность ограничивает область их использования - они применяются только в строительстве в качестве теплоизоляционного материала. Интересный факт: Исторической датой начала производства ДВП считается 1922 год (США). Первый технологический патент Асплундра (Швеция) был зарегистрирован в 1931 году. В то время, в основном использовалось оборудование фирмы "Defibrator". В дальнейшем именно эта технология производства ДВП и получила в мире наибольшее распространение.
Фанера это листы древесины различной толщины, склеенные между собой и с разно направленными волокнами для придания прочности материалу. На завершающем этапе производства, как и на другие продукты деревообработки, на фанеру наносится защитное покрытие из синтетических материалов. В качестве сырья для производства фанеры используется шпон или винир лиственных и хвойных пород дерева. Наиболее распространенными лиственными породами, шпон которых используется при производстве фанеры, являются красное дерево, дуб, тик, клен и ясень. В подавляющем большинстве случаев шпон склеивается фенолформальдегидными смолами, которые отличатся хорошими клеящими свойствами и высокой водостойкостью. В том случае, если фанера предназначена для использования внутри помещений, фенолформальдегидные смолы заменяются аммиачно-формальдегидными, а в ряде случаев и натуральными клеевыми составами. Такие замены делают фанеру абсолютно экологичной и безопасной для здоровья, однако ощутимо снижают ее влагостойкость. Интересный факт: первые фанерные листы были созданы еще в Древнем Египте, причем произошло это примерно в 15 веке до нашей эры. Впоследствии метод фанерования стали использовать древние римляне и греки, которые также постоянно ощущали дефицит древесины. Фанера использовалась в основном для производства мебели и предметов домашнего обихода. Несколько позже римляне уже научились применять отдельные частицы шпона - виниры и украшать ими самые разные предметы. В 1928 году появился первый стандартный формат фанерного листа - 4 на 8 футов или 120 на 240 сантиметров. Что касается стандартов толщины фанерного листа, то они до сих не приняты всеми производителями, а потому мы сегодня можем найти в продаже самые разные фанерные листы толщиной от 1,6 до 7,6см.
Тамбурат - самый удивительный и перспективный на сегодняшний день материал для изготовления сверхлегких и прочных конструкций повышенной толщины. Сотовый заполнитель (СЗ) представляет собой ячеистую конструкцию, форма ячеек которого повторяет форму пчелиных сотов, отсюда название сотовый. Отлично сохраняет первоначальную (прямолинейную) форму благодаря своей жёсткой структуре: между двумя листами фанеры находится слой гофробумаги, напоминающий по своей структуре пчелиные соты. В отличие от ДСП тамбурат обладает необычайной лёгкостью, поэтому не подвергается деформации под тяжестью собственного веса. Тамбурат широко используют в изготовление мебели стиля «хай-тек» и «минимализм», а так же там, где надо придать массивные формы деталям. На данный момент тамбурат не так широко распространен, как, например, ДСП или МДФ. Интересный факт: Впервые сота была изготовлена, как это ни удивительно, владельцем цирка Джорджем Мэем в 1943 году. Материал получился очень удачный и нашел широкое применение в военной технике. Хотя теперь бумажные соты не используются в самолетостроении, зато около половины дверей в мире имеют его между слоями облицовок. В последние годы он находит все более широкое использование и в мебельной промышленности.
ОСБ - плиты из ориентированной крупноразмерной древесной стружки. Аббревиатура ОСБ, подобно МДФ, является калькой OSB (Oriented Strand Board). Производство их возникло в США при совершенствовании технологии переработки древесного шпона - отходов фанерного производства. Высокое качество продукции ипрогрессивная технология привели к интенсивному развитию производства со среднегодовыми темпами роста объемов производства 7-10%. ОСБ начинают использовать для мебельных каркасов, складских стеллажей и других высокопрочных крупноразмерных изделий, но в основном эти плиты используются в строительстве.
Мебельный щит является сборкой из нескольких досок (ламелей) изготовленных из массива дерева. Мебельный щит используется в сухих внутренних помещениях. Как отделочный материал, мебельный щит, обладает рядом преимуществ: регулирует влажность воздуха, гигиеничен; безопасен; долговечен.
Так уж получилось, что в мебельной индустрии не так уж много основных материалов, но зато очень много отделочных материалов и покрытий, которые успешно наносятся как на ДСП, так и на МДФ.
Ламинат - многослойное покрытие, состоящее из декоративного слоя бумаги (текстура дерева, фантазийный, униколор или любой рисунок, нанесенный типографским способом), и защитного слоя высокопрочной полимерной смолы. Ламинированные плиты прессуются и в зависимости от пресса, получается тисненая или гладкая поверхность. Кроме декоративной функции, ламинат обеспечивает высокую прочность поверхности мебели. Он имеет высокую износостойкость и со временем не теряет своих свойств. Ламинирование - это физико-химический процесс облицовки ДСП бумажно-смоляными пленками под действием температуры (140-210° С) и давления (25-28 МПа). При этом декоративно-защитный слой на плите образуется за счет растекания смолы по поверхности ДСП с последующим доотверждением и образованием прочного единого покрытия «ДСП-смола-бумага». Каширование физический процесс облицовки ДСП полностью отвержденными бумажно-смоляными пленками (с отделкой, без отделки лаками) с предварительным нанесением на плиту-основу клеевого состава. Условия, при которых происходит процесс каширования, значительно более «мягкие»: температура 20-150° С и давление 5-7 МПа. Принципиальное различие этих двух методов облицовки заключается в том, что при кашировании готовое декоративное покрытие приклеивается на ДСП, а при ламинировании оно создается во время прессования за счет химических процессов и неотделимо от плиты-основы.
Меламин - в отличие от ламината при его изготовлении используются меламиновые смолы, отличающиеся более высокой износостойкостью. Меламин может быть различных однотонных оттенков.
Постформинг - это способ обработки, при котором отделочный материал плавно переходит с основной плоскости на торцы. Такое покрытие дороже и лучше, так как не имеет швов. Покрытие обладает более высокими защитными свойствами. Кроме того, постформинг позволяет использовать очень широкий цветовой спектр окраски покрытия.
Софтформинг - технология изготовления ламинированной ДСП, применяемой для создания мебельных фасадов. Плита изготавливается при более низком давлении, ее толщина не может превышать 20мм. До 100 вариантов цветового и фактурного оформления, множество типов бокового отделочного канта - таковы главные "дизайнерские достоинства" софтформинга.
Шпон - это древесный материал в виде тонких листов древесины, получаемый лущением коротких бревен на лущильных станках (строганый шпон), или пилением на фанеропильных станках или горизонтальных лесопильных рамах (пиленый шпон). Строганый шпон - шпон, вырабатываемый из древесины ценных пород, обладающих красивой текстурой древесины. Строганый шпон применяют для фанерования столярных изделий. Различают радиальный, радиально-тангентальный, тангентальный и тангентально-торцовый строганый шпон. Пиленый шпон, вырабатываемый из древесины ели, кавказской пихты и сибирского кедра, отличается наиболее высоким качеством и используется для изготовления дек струнных музыкальных инструментов. Производство пиленого шпона связано с большими потерями древесины на опилки. Шпон применяется в основном в мебельной промышленности и при изготовлении дверей. Это абсолютно натуральный продукт, каждый элемент шпона имеет свой неповторимый рисунок и при качественном изготовлении шпона и правильной эксплуатации изделие, изготовленное из этого материала, будет долговечно и, что немаловажно, экологично. Но это самый дорогой материал для покрытия плит. Интересный факт: технология производства шпона известна уже более 4000 лет. Идея распиливать дерево на тонкие листы возникла в высокоразвитой культуре Древнего Египта - стране, в которой, кроме живительной воды Нила, была только пустыня. Однако механизировать методы производства шпона удалось лишь в 19 веке. В 1806 году Марк Исамбард Брунель получил британский патент на строгальный станок с ручным приводом, а Генри Фаверер, тоже англичанин, в 1818 году изобрёл лущильный станок для производства шпона. В 1843 году появилась первая фабрика в Германии, оборудованная в то время ещё обычными пилами.
Если говорить о красках и лаках, то всегда имеется ввиду либо натуральное дерево, либо МДФ, которые, собственно, и покрываются красками и лаками. Краски могут быть на основе акриловые и полиуретановые. МДФ покрывается акриловыми красками в специальной покрасочной камере. Применяется в мебельной промышленности около 5 лет. Бесконечный выбор филенок, цветов и спецэффектов (мат, глянец, металик, краколет, антик) открыл данному материалу большое будущее. Однако, как практически все лакокрасочные изделия, царапается, выцветает на солнце и боится различных растворителей. Технология покраски полиуретановыми красками аналогична акрилу. Разница добивается путем применения красок на другой более дорогой и пластичной основе. Основные показатели одинаковы, но на полиуретане можно добиться более высокой степени глянца и практически убирается эффект «яичной скорлупы».
Пленка- общее название синтетических заменителей натурального шпона для облицовывания деталей мебели. К ним относятся пленки на основе бумаг, пропитанных смолами и пленки пластмассовыена основе поливинилхлорида (пленки ПВХ), акрилбутадиенстирола (пленки АБС), и полипропилена (пленки ПП). Пленка с финиш-эффектом - пленка из бумаги с имитацией пор древесины, покрытая лаком. Однослойный материал, изготовленный из текстурной бумаги, пропитанной карбамидной смолой и покрытой в процессе производства лаком (до 60 г/м2).
ПВХ - поливинилхлорид, синтетический материал, получаемый из натуральных продуктов: нефтепродуктов и обычной поваренной соли. Отличается высокой прочностью, экономичен, универсален в применении. Признан экологически безопасным. В корпусной мебели используется для облицовки фасадов и отделки.
Искусственный камень - особенный материал. Основа искусственных камней - песок, кварц, акрил, стеклянные волокна, бауксит и сильные связующие. Искусственный камень легче натурального, прост в обработке, гигиеничен, прочен и жароустойчив (выдерживает нагревание до 230 градусов), отличается высокой устойчивостью к истиранию и царапанью, что объясняется большей твердостью его минерального наполнителя и негорючестью при кратковременном воздействии пламени. Если сравнивать искусственный камень и натуральный, то по многим показателям искусственный камень превосходит натуральный. Технология обработки искусственного камня хорошо известна всем строителям и изготовителям мебели. Искусственный камень обрабатывается любыми видами деревообрабатывающего инструмента, отлично склеивается с образованием абсолютно невидимого стыка между отдельными деталями, прекрасно шлифуется и полируется. Используется для отделки кухонных столешниц, мебели в ванные комнаты, придает богатый вид любой рецепшн-стойке. Так же из искусственного камня делают изысканные кухонные раковины.
Синтетический камень - кристаллит, аксилан, варикор, кориан и другие - ни в чем не уступают природным аналогам, а часто и превосходят их по практичности. Весьма популярно сегодня для столешниц использовать кориан - высокотехнологичный материал, созданный на основе акриловой смолы, минерального наполнителя и пигмента. Он удивительно прочен и долговечен, устойчив к химическим воздействиям, нетоксичен.
Среди большого разнообразия основных материалов и отделочных покрытий, важное место в мебельной индустрии занимают и декорирующие материалы. Среди них почетное место занимают мебельное стекло, зеркало, акрил (оргстекло), кожа, метал.
В современном производстве мебели используют два вида стекла и зеркала: безопасное и обычное. Самый простой вид безопасного стекла «листовой» материал, наклеенный на синтетическую пленку. Как и любое стекло, оно бьется (правда, для этого требуется больше усилий, чем обычно), но, даже разбившись, не разлетается на мелкие осколки. Еще более надежный вариант триплекс (многослойное стекло, в котором специальная пленка находится между слоями материала). Безопасное стекло, мебельщики стали использовать сравнительно недавно. Стекло бывает прозрачным, тонированным, с напылением или окрашенное; прямое или гнутое; с фальцетом и без него. В основном применяется 4-мм стекло (кухонные витражи, фасады стенок, дверцы и полки тумбочек). Стекло толщиной 6мм используется там, где необходимо длительное время выдерживать существенную нагрузку. Стекло размером 8-10мм применяют в изделиях, рассчитанных на активное каждодневное использование (обеденные столы, подставки под телевизоры и др.). Что касается зеркал, то кроме серебряных есть еще бронзовые, золотые, графитовые и даже голубые и зеленые. И стекло, и зеркало можно украшать рисунками, декорировать с помощью декоративной ленты и других вспомогательных материалов.
Акрил (оргстекло) - полимерный материал в листовой форме на основе полиметилметакрилата. Наиболее часто встречающиеся названия оргстекла: ПММА, полиметилметакрилат, акрил, акриловый лист, оргстекло, органическое стекло, экструзионное оргстекло, литьевое оргстекло, матовое оргстекло, плексиглас, PMMA (англ.). Преимущества акрила: длительная устойчивость к воздействию окружающей среды, высокая ударная прочность, устойчивость к тепловому воздействию (максимально 80 градусов), хорошая светопроницаемость (для прозрачного стекла), хорошее светорассеивание (для матового стекла), высокая устойчивость к ультрафиолетовому излучению (не желтеет, не становится хрупким даже после длительного воздействия окружающей среды). Устойчив к воздействию неорганических веществ, кислот, щелочей, солей и их растворов. Толщина листового акрила может быть от 2мм до 20мм. Акрил поддается фрезеровке, сверлению, штамповке, формовке, резке. Листовой акрил, может быть, с легкостью изогнут и сформован в различные формы. Листы акрила можно склеить с другими листами или другими материалами. При возникновении царапин легко зашлифовывается. Но, несмотря на достаточно высокую стоимость парапана (акрила), он покоряет покупателей мебели своей красотой и "непохожестью" на другие материалы.
Кожа и кожезаменители активно используются не только в производстве мягкой мебели, но и в изготовлении корпусной мебели: для украшения фасадов, опор мебели, вставок в мебельные ручки, и пр. Это полноценный декорирующий материал, который по достоинству оценили дизайнеры. Кожа - это натуральный продукт, она дышит и приспосабливается к температурным изменениям, что позволяет ей быть комфортной в любое время года. Кожа - вневременной материал, со временем она становится лишь совершенней. Красочные метки, часто встречающиеся на коже, не являются дефектом (хотя многие думают именно так). Эти вариации окраса и разнообразные прожилки возникли в результате прожитой жизни животного, и придают вашей мебели неповторимость. В процессе обработки кожу окрашивают анилиновыми красителями. Хромированная кожа - это кожа, обработанная дубильным раствором, в состав которого входят различные соединения хрома. Экологически чистой альтернативой химическому веществу может служить экстракты из листьев и плодов деревьев. По мнению специалистов, даже отработанный дубильный раствор растительного происхождения не токсичен и практически не представляет опасности для окружающей среды.
В современной индустрии мебели не обходиться и без стильных хромированных металлических деталей. Алюминиевые каркасы, дверные рамы, ручки, мебельные опоры придают изящную изюминку, прекрасно сочетаясь с текстурами дерева. Но о метале более уместно говорить в публикации о фурнитуре.
В мире мебельной индустрии все время создаются все новые и новые материалы, появляются новые тенденции. Мы видим мебель из дерева, пластика, метала, стекла. Изготовление мебели это целое искусство с использованием кожи, ткани, фарфора, камней. Благодаря всему этому изобилию разнообразных материалов, цветов, декоров, у каждого потребителя есть возможность выбрать мебель соответствующую его вкусам.
2.1.2 Маркировка
Мебель маркируют краской или этикеткой с указанием изготовителя, его подчиненности и местонахождения, наименования и индекса проекта и изделия по классификатору, даты выпуска, цены, номера ГОСТа и других сведений. Марку ставят на нелицевой поверхности, чтобы ее можно было легко прочесть и в то же время не ухудшить внешний вид изделия, например, у стульев на нижней стороне сиденья, у шкафов на задней стенке.
2.1.3 Упаковка и перевозка мебели.
Мебель при перевозках в пределах одного населенного пункта не упаковывают, а перевозят в закрытом, специально оборудованном для этого транспорте стоймя, закрывают брезентом и увязывают. В местах соприкосновения с перевязочными материалами, стенками транспорта и одного изделия с другим помещают мягкие прокладки, предохраняющие мебель от повреждений, особенно мебель, отделанную по первой и второй категориям. При перевозке в другие районы мебель упаковывают в разобранном, реже собранном виде в деревянные яшики-решетки или картонную тару.
При перевозке с перегрузкой с одного вида транспорта на другой мебель упаковывают в мягкую и водонепроницаемую бумагу и тару только жесткой конструкции. Мебель, отделанную по первой и второй категориям, обертывают бумагой или гофрированным картоном. В местах соприкосновения мебели с тарой размещают мягкие прокладки.
На тару должны быть нанесены предупредительные надписи («Не кантовать», «Верх») и условные знаки в виде зонтика (для всей мебели) и рюмки (для мебели со стеклами или зеркалами).
Все подвижные элементы предметов мебели должны быть закреплены. Во время погрузки, разгрузки и транспортирования мебель необходимо предохранять от толчков, ударов, увлажнения и загрязнения.
При перевозках полированной мебели применяют поливиниловую пленку. Она хорошо защищает полированную поверхность от механических и химических повреждений, легко приклеивается и удаляется, при этом качество лакового слоя не ухудшается.
Гнутые стулья связывают шпагатом в пакеты по 2-4 и 6 шт.
2.1.4 Хранение мебели
Хранить мебель следует в распакованном виде в сухих проветриваемых помещениях, предохраняя от увлажнения, загрязнения и прямого воздействия солнечного света. При повышении влажности отделанные поверхности тускнеют, металлические детали подвергаются коррозии, может произойти расклеивание, коробление и деформация изделия. Температура в помещении должна быть 18-20 °С, относительная влажность воздуха 60-65%. В отапливаемых помещениях мебель следует защищать от источников тепла или размещать на расстоянии не менее 50 см от них, оставляя проход шириной не менее 1 м. Стулья устанавливают колонками по 8-10 шт., крупные изделия рядами по размерам, видам и другим особенностям. Пружинные матрацы устанавливают на ребро или укладывают в штабеля по 6 шт.
В процессе хранения и эксплуатации мебель следует периодически очищать от пыли и загрязнений. Мебель для сидения и лежания надо укрывать чехлами, а деревянные поверхности протирать фланелью, иногда смоченной специальными жидкостями {«Полироль», «Блеск» и др.). При эксплуатации чаще всего снижается прочность клеевых соединений, появляются трещины и царапины, снижается блеск. Для устранения этих недостатков заменяют поврежденные части или реставрируют покрытия лицевых поверхностей лаками либо политурами (при использовании нитроцеллюлозных лаков).
2.1.5 Показатели качества мебели.
Качество мебели как степень ее полезности определяется конструктивно-размерными факторами, технико-экономическими, физико-механическими, химическими, эстетическими и другими показателями, которые регламентируются ГОСТ 1637184 и 1991785.
Всесоюзным проектно-конструкторским и технологическим институтом мебели ВНПО «Мебельпром» разработана методика определения уровня качества мебели. Этой методикой предусматривается номенклатура показателей, которые учитываются при сопоставлении мебели и с лучшими отечественными и зарубежными образцами.
Качество продукции совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Оценка качества мебели производится по объективным техническим и органолептическим показателям, объединенным в следующие группы:
архитектурно- художественные (эстетические);
комфортабельность (функциональное решение изделия);
современность конструкции (конструктивные, технико-экономические);
уровень исполнения (соответствие требованиям ГОСТ 1637184);
уровень стандартизации и унификации конструкции (наличие стандартных, нормализованных и унифицированных элементов);
надежность и долговечность.
Количество и номенклатуру показателей устанавливают с учетом назначения и конструкции изделия, степени сложности исполнения и требований потребителя. Эстетические показатели оцениваются в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными образцами по сумме баллов. Комфортабельность характеризуется удобством пользования, технико-экономические показатели трудоемкостью, материалоемкостью и себестоимостью.
Надежность и долговечность характеризуются результатами лабораторных испытаний механической прочности, мягкости и др.
Наименование показателя |
Значение показателя |
Прочность под действием статической нагрузки: прогиб, мм, не более Прочность под действием ударной нагрузки: высота падения груза, мм Жесткость: деформация***, мм, не более Долговечность под действием горизонтальной нагрузки: циклы нагружения деформация***, мм, не более ИЗДЕЛИЯ МЕБЕЛИ Летучие химические вещества, выделяющиеся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений. Предельно допустимая концентрация (ПДК), мг/м3 *4: аммиак бутилацетат винилацетата дибутилфталат*5 диоктилфталат*5 метанол стирол формальдегид фенол этилацетат |
10,0 140,0 15,0 5000 20,0 0,04 0,1 0,15 0,05 0,05 0,5 0,002 0,01 0,003 0,1 |
3. Общие требования к формированию фонда нормативных документов.
Номер нормативного документа |
Название |
ГОСТ 6564-84 |
Пиломатериалы и заготовки. |
ГОСТ 6782.1-75 |
Пилопродукция из древесины хвойных пород. |
ГОСТ 7307-75 |
Детали из древесины и древесных материалов. |
ГОСТ 9685-61 |
Заготовки из древесины хвойных пород. |
ГОСТ 15613.1-84 |
Древесина клееная массивная |
ГОСТ 16369-96 |
Пакеты транспортные лесоматериалов |
ГОСТ 16371-93 |
Мебель. Общие технические условия. |
ГОСТ 16483.0-89 |
Древесина. Общие требования к физико-механическим испытаниям. |
ГОСТ 19041-85 |
Транспортные пакеты и блок-пакеты пилопродукции. |
ГОСТ 19414-85 |
Древесина клееная массивная. Общие требования. |
Карта метрологического обеспечения технологического процесса, контроля качества и количества сырья, материалов и готовой продукции при производстве мягкой мебели по ГОСТ 16371-93
Наименование параметра технологического процесса, метода испытаний или контроля и единицы измерений. |
Нормируемое значение параметра (показателя) с допустимым технологическим отклонением. |
НД. регламентирующая технологическое отклонение и этап ТП. |
МВИ, ИИС, СИ технологического контроля. |
МВИ, ИИС, СИ лабораторного контроля |
ПДП, МВИ, ИИС, СИ класс точности технологического контроля |
ПДП, МВИ, ИИС, СИ класс точности лабораторного контроля |
Периодичность контроля, форма регистрации, срок хранения документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Технологический процесс. Древесина ГОСТ 9685-61. |
|||||||
1.1. Раскрой: -раскрой досок и плит на заготовки |
тонкие толщиной до 32 мм, толстые толщиной более 32 мм, досковые заготовки толщиной толщиной от 7 до 100мм, брусковые- от 22 до 100мм, W=15% |
ГОСТ 9685-61 ГОСТ 6782.17 |
Круглопильные и ленточные станки, электрические и ручные пилы |
металлическая линейка, измерительная линейка, штангенциркуль |
±1-3 мм |
- |
- |
1.2. Обработка черновых заготовок: - фрезерование и строгание заготовок в размер, -подготовка к склеиванию и облицовыванию, -получение объемных криволинейных и точечных заготовок, подготовка шпона |
5-7 мм |
ГОСТ 789783 ГОСТ 730775 |
Фуговальные, рейсмусовые, объемно-копировальные, токарные и шлифовальные станки, электрорубанки, ручные строгальные инструменты, токарный инструмент, ножницы и инструмент для раскроя шпона, ребросклеивающие ленточные станки, приспособления для наклеивания клеевой ленты |
- |
1525 мм |
- |
- |
1.3. Склеивание и облицовывание заготовок: -склеивание заготовок по ширине и толщине, -склеивание плит, -приклеивание раскладок, -облицовывание шпоном, пластиками, -снятие свесов |
прочность клеевого соединения, кН/м 1,0-3,1 |
ГОСТ 16483.0-78 ГОСТ 19414-90 |
Цвинги, струбцины, притирочный молоток, инструменты для снятия свесов |
- |
- |
- |
- |
1.4. Повторная обработка черновых склеенных и облицованных заготовок: -фрезерование, -строгание, -торцевание заготовок в размер |
3 мм |
ГОСТ 9685-61 |
Фуговальные, рейсмусовые и торцовочные станки, ручные строгальные инструменты, ручные пилы, электрорубанки |
- |
0,5 мм |
- |
- |
1.5. Обработка чистовых заготовок: -формирование шипов, -проушин, -отверстий, -профилей, -зачистка поверхностей |
0,5-1 |
ГОСТ 9685-61 |
Фрезерные и сверлильные станки, ручные пилы, ручные строгальные инструменты, долота, стамески, шлифовальные станки, шлифовальные ручные машины |
- |
- |
- |
- |
1.6. Предварительная сборка изделий: -сколачивание и обжим изделий, -подстрагивание, -подпи ливание, -подшлифо вывание |
устранение неровностей, стыков и т.д. |
ГОСТ 16371-93 |
Цвинги, сборочные станки, ручные пилы, стамески, струбцины, ручные строгальные инструменты |
- |
- |
- |
- |
1.7 Отделка: -подготовка древесины, -нанесение отделочных материалов, -сушка, -облагора живание покрытия |
- |
ГОСТ 16371-93 |
Лаконаливная машина, шлифовальные и полировальные станки, ручные шлифовальные машины, кисть, тампон, шпатель |
- |
- |
- |
- |
1.8 Окончательная -сборка, -шлифование, -обжим изделий, -обработка после сборки |
не допускается шероховатость, щели в корпусах мебели |
ГОСТ 16371-93 |
Цвинги, сборочные станки, струбцины, ручные пилы, ручные строгальные инструменты |
- |
- |
- |
- |
2. Маркировка |
|||||||
2.1. Сорт: отборный 1 2 3 4 |
(-) (. или |) (.. или ||) (… или |||) не маркируют |
ГОСТ 6564-84 |
- |
- |
- |
- |
НТД на продукцию |
3.Транспортирование |
|||||||
3.1. Все виды транспорта , а также в контейнерах |
- |
ГОСТ 16371-93 |
- |
- |
- |
- |
Правила перевозки грузов |
3.2. Пиломатериалы и заготовки непакетированные |
штабеля, разделенные горизонтальными прокладками и вертикальными стойками толщиной 65-70 мм, горизонтальные прокладки укладывают через 1200 мм, вертикальные стойки устанавливают посередине ширины штабеля. Не допускается укладывать пиломатериалы и заготовки внахлестку. |
ГОСТ 16369-96 ГОСТ 19041-85 |
- |
- |
- |
- |
Правила перевозки грузов |
4. Готовая продукция. Мягкая мебель ГОСТ 16371-93 |
|||||||
4.1. Уровень летучих химических веществ, мг/м3 аммиак бутилацетат винилацетата дибутилфталат диоктилфталат метанол стирол формальдегид фенол этилацетат |
0,15 0,05 0,05 0,5 0,002 0,01 0,003 0,1 |
ГОСТ 16371-93 |
- |
аппарат для экстракции, перфоратор, спектрофометр, сушильный шкаф, водяной термостат для пробирок, нагреватель электрический, часы лабораторные, весы лабораторные, колба, пипетки, пробирки фотоколориметрические, толуол, ацетат аммония, вода дистилированная |
- |
- |
|
4.2. Комфортабельность: удобство эксплуатации и уход за изделием, удобство хранения предметов быта, удобство размещения изделия в помещении |
- |
ГОСТ 16371-93 |
- |
- |
- |
- |
- |
4.3. Эстетика: форма и внешний вид |
- |
ГОСТ 16371-93 |
- |
- |
- |
- |
- |
Список литературы.
20
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
13
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
7
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
8
Лист
Дата
Подпись
докум.
Лист
Изм.
9
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
19
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
12
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
4
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
5
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
2
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
Отделка
Раскрой
Сушка
Обработка сборочных единиц
Сборка деталей в единицы
Обработка чистовых заготовок
Склейка облицовка заготовок
Обработка черновых заготовок
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
18
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
1
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
16
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
21
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
Сборка единиц и деталей
3
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
6
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
7
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
10
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
11
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
15
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
14
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.