Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ог и свобода у Боэция.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
Факультет Международных отношений
Кафедра философии
Аналитическая справка на тему: Бог и свобода у Боэция
Студент 1-го курса ф-та МО
Полыскалов А.О.
Научный руководитель:
Зубов А.Б.
Москва, 2014
[1] Оглавление [2] Введение. [3] Основная часть. [3.1] Бог. [3.2] Свобода. [4] Заключение. [5] Список источников и историографии. |
«Утешение философией» - литературный труд Боэция, написанный им в пяти книгах. На страницах данного сочинения автор повествует нам о большом количестве различных категорий, разобраться в которых автору, являющемуся героем произведения, помогает Философия, главная героиня данного произведения. Она отвечает Боэцию на все его вопросы, открывает перед ним то, что ранее было не подвластно его взору. В сочинение разобрано большое количество различных понятий: удача, случай, благо, и т.д. Из названия данной работы следует, что нашему вниманию будут представлены такие категории, как: Бог и свобода. Также следует упомянуть о том, что помимо отдельного разбора этих двух компонентов будет отдельно описано их совместное существование и представлен пример, на котором будет показаны все детали и тонкости представленной концепции.
Данная категория является одной из важнейших и центральных в сочинении. Богу уделяется повышенное внимание, он представляет собой огромное множество различных понятий. В первой книге Боэций говорит, о том, что бог управляет миром, который создал: «Напротив, я знаю, что создатель руководит своим творением»1 Все на свете происходит под пристальным наблюдением Всевышнего. Помимо этого, бог является наивысшим благом, к которому стремятся люди. Они делают это, потому что «самое высшее блаженство есть не что иное, как высшая божественность»2. Человек в своей жизни всегда ищет счастье. Категории блага и счастья находятся в непосредственной близости друг от друга, и часто обладание определенным благом делает людей счастливыми, следовательно, приобщение к богу приносит им счастье. Несмотря на то, что бог един (это еще раз подтверждает существования Всевышнего как блага) «ничто не препятствует многим приобщиться к нему»3. Более того, для бога не существует категории времени, он является существом вечным.
Также с Всевышнем неразрывно связано такие понятия, как провидение и судьба. Боэций пишет: «Провидение есть сам божественный разум…
судьба же есть связующее расположение изменяющихся вещей»4, то есть провидение, по своей сути, является образом всех тех вещей, которые совершатся, а судьба ставит эти вещи в определенное место и отводит им определенные временные рамки. Можно говорить о том, что провидение это знание общее, а судьба более конкретное его выражение. Однако здесь стоит сделать оговорку насчет судьбы. В эпоху, в которой проживал Боэций, большой силой обладало христианство. Из этого следует, что судьба человека зависит от его поступков, но это будет не «земная» судьба, а судьба «небесная». То есть продолжение жизни на небе зависит от поступков человека на земле.
Необходимо упомянуть о том, что бог у Боэция «не имеет ничего общего с христианским богом, являясь высшей точкой, венцом машины морали»5. Он является абсолютной истиной и абсолютом всего на свете в целом.
Прежде всего, следует отметить, что в сочинение Боэция рассмотрена не категория свободы в целом, а такой сюжет как свобода воли человека. В пятой книге Боэций задается вопросом «останется ли место для какой-либо свободы нашей воли, или сами побуждения человеческих душ связаны цепью судьбы?»6 Философия дает ему ответ на этот вопрос. Несмотря на то, что все происходит под надзором Бога, которому известно, как все сложится, некоторые вещи произойдут или не произойдут только в зависимости от человека и тех решений, которые он примет. Однако тут необходимо иметь в виду, что зависимость от воли человека не скроет от бога всех возможных событий будущего. Всевышний «предзнает и то, и другое, одним взглядом охватывая изменчивые твои желания, предвидя и содержа их в совокупности»7. Свобода воли человека подвластна только ему самому, но «удивить» бога своим действием невозможно, потому что ему известны все последствия человеческих деяний.
В заключении хотелось бы скомпилировать две категории, описанные выше, создав простой пример, на котором можно показать суть всего вышеперечисленного. Можно обратиться к простому случаю из повседневной жизни: человек переходит дорогу на регулируемом переходе, посередине которого находится яма, со светофором для пешеходов. Перед героем стоит задача перейти дорогу, чтобы продолжить свой путь. Предположим, что сейчас на светофоре горит красный свет. У человека есть выбор: можно перебежать дорогу на красный или дождаться того момента, когда сигнал светофора изменится и спокойно продолжить свой маршрут. Решение полностью зависит от человека, тут мы можем говорить о том, что главным двигателем его будущего будет свобода воли этого человека. Если он решит перебежать дорогу, то сэкономит себе время, а если дождется зеленого света, то сможет перейти дорогу, меньше беспокоясь за собственную безопасность. Все описанные события, при этом, будут предузнаны богом. Однако теперь стоит поговорить о таких категориях как провидение и судьба. Допустим, нашему герою суждено добраться до того места, куда он следует. В таком случае, исходя из определения провидения, он прибудет туда в любом случае (переходя дорогу, как на красный, так и на зеленый сигнал светофора). А судьба сделала так, что в момент подхода к перекрестку горел красный свет, следовательно, человек не будет спешить к перекрестку, в надежде проскочить на зеленый свет и из-за этого придет в конечную точку позже, чем мог бы. Также он обойдет яму, которая находится на переходе. Таким образом, судьба конкретизировала время прибытия человека и траекторию перехода дороги.
Можно сделать вывод о том, что категории, описанные в работе, имеют четкую и легко заметную связь, а также просты для понимания. Дополняя друг друга, они дают нам возможность описать огромное множество событий в нашей жизни и нашей истории, лучше увидеть картину произошедшего.
Processum a Sergio Olore.
1 «Утешение философией» Боэций, книга первая, пункт 6.
2 «Утешение философией» Боэций, книга третья, пункт 10.
3 «Утешение философией» Боэций, книга третья, пункт 10.
4 «Утешение философией» Боэций, книга четвертая, пункт 6.
5 Сергеев К.В., Театр судьбы Данте Алигьери: введение в практическую анатомию гениальности, М., «Летний сад», 2004 г., с. 39.
6 «Утешение философией» Боэций, книга пятая, пункт 2.
7 «Утешение философией» Боэций, книга пятая, пункт 2.
1
Бог и свобода у Боэция.
1