Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

культура может связываться с городским образом жизни

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 17.5.2024

1-2. ? (частично что-то есть) Предмет и метод культурологии.  

Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура  -  это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

В обыденном понятии  «культура» может связываться с городским образом жизни.  Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному пониманию к-ра характеризует человека, его образ жизни  и отличает человека от животных. Сам термин культура имеет происхождение от  латинского слова "culture" -  что  в переводе означает "возделывание земли, уход" .Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под  которым  философы  понимают все виды преобразовательной деятельности  общества и человека вместе с ее результатами. Появился в Др. Риме.  Постепенно появляется новый смысл – «воспитание человека». Один из первых его сказал Цицерон. Первоначальное понятие культуры, существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего  целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно  также и воспитание и обучение самого человека.  Философы древней Греции видели  в "пайдейе",  т.е.  "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров  Современное понятие  возникает в 18 в. в Германии. Употреблялось в 2 смыслах – господство над природой и внутр. духовное богатство личности. В России появилось в 40 гг. 19 в.  В настоящее время  слово  "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и  просвещенности  и  воспитанности  человека. Культура стала  ассоциироваться с  признаками  личного  совершенства. Подлинное  возрождение  интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Именно в этот период под совершенством  культуры стали понимать соответствие  гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие  человеческого разума. Цель  этого  процесса,  по  их мнению,  сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы.

6.Современные направления (понятия) культурологии.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), Гердера (1744-1803) и Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей,  О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.  

Для Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное, как «остывшая свобода» личного духа, это - отделившиеся от человека результаты личного творчества, а не выражение некого безличного мирового разума. Культура не есть осуществление, реализация истины жизни..., красоты жизни..., божественности жизни. Ценность как основополагающий принцип культуры, П. А. Сорокин

Сорокин  принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.  В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов.

11. Различие между материальной и духовной культурой.

Социально-преобразовательная деятельность людей осуществляется в двух главных сферах человеческого бытия. 1) деятельность по созданию и преобразованию материальных объектов (материально-преобразующая деятельность); 2) деятельность, направленная на преобразование, формирование духовного мира человека (духовно-преобразующая деятельность).

В соответствии с двумя основными видами деятельности выделяют две основные взаимосвязанные структурные части культуры как целостного социального образования: материальная культура, духовная культура.

Материальная культура характеризует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в материально-преобразующей деятельности, которая охватывает:

а) сферу материального производства; б) материальную сферу быта; в) преобразование физической природы человека. Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в материальной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою материальную сторону, материальные элементы духовного производства.

Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и преобразованию материальных общественных отношений.

Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уровень производства, навыки и умение людей пользоваться техникой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей.

Духовная культура - это качественные достижения и широта достигнутого кругозора, это внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Разумеется выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Духовная культура включает в себя все виды, формы и уровни общественного сознания. Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию, ибо она функционирует в обществе посредством освоения и развития как самих идей, так и ценностно-нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

16. «Культурно-исторические типы» в учении Данилевского

Данилевский основал многолинейную концепцию, замкнутого развития культурологии. Он создал теорию исторических типов, каждый такой тип подобно живому организму проходит стадии зарождения, расцвета и гибели. Он отвергал идею о мысль о сущ-ии единственной мировой культуры, общей цивилиз-ции. Данилевский выделил неск. типов (10). Эти типы исчерпали возможн. своего разв-я. Он провозгласил славянский культ-историч. тип,  кот-ый призван объединить во главе с Россией  все славянск. народы.

Д. изложил свою конц. в книге «Россия и Европа». Культурологич. идеи Д-го сформир. под влиянием естественных наук (гл. образом биологии) и многообразия к-р народов, с кот. европейцы столкнулись во 2-ой пол. 19в.. В основе теории Д-го – идея обособленных локально-исторических типов (ЛИТ) подобных живым организмам. Эти ЛИТ нах. в отношениях борьбы друг с другом и с внешней средой. Д. счит., что ЛИТ замкнуты, не общаются между собой и не заимствуют ценностей друг друга. Все типы прох. в своем развитии след. стадии: возмужание, дряхление, гибель. ЛИТ отлич. по религ., политич., соц-экономич. признакам. Д. выделил 10 таких ЛИТ: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский; германо-романский. Он также выделил 2 типа, кот. были погублены и не смогли пройти все стадии в своём развитии: мексиканский и перуанский. Д. счит., что все эти 10 ЛИТ совершили полный цикл в своём развитии, имеют свою индивидуальную сист. ценностей и участвуют в дальнейшем развитии всего чел-ва.

Уязвимость конц. Д-го:   1) механич-ий перенос понятий биологии на историю, история лишается своего качественного многообразия;  2) принимаются значения общечел-кой к-ры, хотя не отрицает возможность влияния одной к-ры на другую, счит. местные культ-ые типы более значительными. Концепция Д-го оказалась довольно перспективной и её рассм.  как попытку пересмотреть место Зап. Евр. цивилизации в общечел-ой семье народов.

17.  «Морфология культур» Шпенглера.

«Закат Европы» в 1923 г. стала сенсацией. Шпенглер рассматривал историю как чередование  культур. Каждая культура ему представлялась в виде живого организма. Он выделил 8 культур в истории: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западно-европейская, культура майя, русско-сибирская. Культура в понятии Шпенглера – это символически выраженная смысловая целостность, в которой естественно (и многими способами) реализует себя соответствующая душа.

Гл. идея, кот. он развивал – взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва.

Ш. счит., что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. К-ра по Ш-ру – это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра – объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами.

Ш. выделяет след. типы души:  1) Аполлонистическая, 2) Магическая, 3) Фаустовская. Он счит., что этим типам души соответствуют греч-кая; средневек. арабская и Европ-кая к-ры.  Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа – живой процесс, а к-ра – рез-т этой деятельности. Ш. счит., что в основе каждой  к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в своём развитии след. стадии: 1) детство;  2) юность;  3) зрелость;  4) старость.  К-ры отлич. между собой политич., соц.-экономическими  отношениями, религией, искусством и наукой. Т.о. укаждой к-ры развив. своё собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д.  Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется.

Гл. смысл в существовании к-ры – это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры. Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит: к-ра – живое тело духовности, а цив-ция – её мумия. Признаки цивилизации – люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические  материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция.

Ш. счит., что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности и обратиться к истокам общ-ва и к-ры.

18. Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

19. Проблема единства и многообразия культур.

Понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

Простое воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в условиях господства до машинного производства и аграрного труда. В этой культуре субъект воспроизводства нацелен на неизменность масштабов воспроизводства, на максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия доурбанизированного земледелия. Для этой культуры характерно представление об окружающей среде как о заданной человеку внешними силами, убеждение, что она не может быть изменена человеком, так как не им создана. В культурах, сложившихся в этих условиях, даже активность самого человека рассматривается как результат действий нечеловеческих (однако часто антропоморфных) сил.

С интенсивным типом воспроизводства связан качественно иной тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию к заданным природным ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект динамичного типа культуры нацелен на совершенствование самого себя в единстве с совершенствованием человеческого мира, уже сформированного, созданного всей предшествующей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением уже ранее осмысленного, перестройкой самих ритмов окружающего его жира.

Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства и воспроизводства. Он характеризуется упадком культуры, недостаточной способностью находить эффективные средства и цели, стабилизирующие ситуацию. Этот тип воспроизводства отличается от других тем, что он никогда не является позитивной ценностью, и сама возможность сползания к нему выступает в качестве стимула для повышения активности субъекта, его стремления предотвратить этот процесс, а, возможно, и перейти к более прогрессивному типу и уровню воспроизводства, к соответствующему типу и уровню культуры.

Другая типология основана на цивилизационно-конфессиональном принципе. Здесь различают: конфуцианско-даосистский тип культуры; индо-будийский тип культуры; исламский тип культуры; христианский тип культуры.

23. Своеобразие культуры Древнего Востока (на примере Др.Египта)

Понятие «Древний Восток» - охватывает цивилизации складывающиеся с 4-5 тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость соц. структуры. В религиях Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план выходит религиозный культ могущественных богов. Главная черта религии Востока – политеизм (многобожие). Различные формы культуры начинают вести самостоятельное существование, т.е. культура становиться специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-администр. деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы из писцов происходят первые литераторы. Возникает математика, астрономия, медицина.

Важнейшая черта культуры Д.Е. — протест против смерти. Боги: бог Солнца — Ра - царь и отец богов. Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Исида - покровительница плодородия и материнства.

Архитектура и скульптура основывалась на принципах незыблемости и непостижимости, которые проявлялись, прежде всего, в гигантских размерах (Сфинкс, Пирамиды). Были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

В 3—2 тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Пирамида Хеопса (строили ее более 20 лет, высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м).

Статуя фараона Аменемхета III.

Скульптурный портрет Нифертити.

Литература не была высоко развита. Книга мертвых - худож. произведение, в котором зафиксированы моральные устои и принципы др. египтян.

«Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Наука. Астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены часы — водяные и солнечны. Химия, геометрия. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа». 

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Бальзамирование, искусство изготовления мумий. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.  Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца.

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения.

Тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

25. ? «Греческое чудо» и его истоки. Древняя Греция.

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации. Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. греки изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения. Достижения инженерной мысли ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XII вв. водопроводы и закрытые водосборники. Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов, произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях Микен.  Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея". Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX вв.) Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. отличительная черта субмикенского периода заключалась в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Важнейшим фактором, способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно, должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения Греции. Начавшийся еще в первой половине XII в. отток населения из наиболее пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в субмикенский период. Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в XII-XI вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то (в XVII столетии) начиналось становление микенской цивилизации.

27-28. ? Христианская церковь и средневековая культура. Особенности средневекового искусства.

Раннее средневековье  называют « темным веком» . Упадок и варварство в которое погрузилась Европа, в конце 5-7 веков  были следствием  непрекращающихся войн, к-е вели  вар-ские племена. (герм.слав) Возникали и гибли  гос-ва а в целом эта эпоха называется эпоха великого переселения народов. Именно в этот период закладываются  основы европейской цивилизации и культуры. Новая культура возникла на основе взаимодействия наследия античного мира, христианства и культуры племен варваров. Средневековая культура  формировалась  в регионе где недавно  нах-ся центр мощной Римской цив-ии. Вся лит-ра созд.  на лат. языке. С Е. сохранила  римскую школьную традицию, она называлась « система 7 свободных искуств». Наиболее яркие явления в культуре  конца 5 в. – 1 половины 7 в. связаны с усвоением  античного наследия. Боэций считался одним из самых почитаемых учителей средневековья. Его трактаты  по арифметике, музыке, логике, теологии стали  фундаментом средневековой  системы  образования  и философии. Его сочинение по философии  стало одним  из самых читаемых в средневековье и Возрождении. Однако усвоение активного наследия не беспрепятственно в широких масштабах. Против  допущения языческой мудрости выступил папа Римский – Григорий 1. Его позиция на неск. столетий восторжествовала в З.Е. Культурная жизнь в З.Е, со второй половины 7 в. приходит в упадок. Она едва теплилась в монастырях . До 11-12 вв. З.Е. в культурном развитии отставала от Византии и Арабского Востока. Интерес к античной рукописи возрастает ~ с 12в. Вар-ы нашего средневековья принесли своеобразное видение мира которое было наполнено первобытной мощью, воинственной энергией, им хар-но чувство неотделимости чел от природы. Необузданная мрачноватая фантазия  германцев и др. племен населяла леса реки злыми карликами, чудовищами, итд. В период перехода от античности к средневековью христианство было восприимчиво к другим идеологиям, явлениям, поглощала и соединяло  их, т.е. это были и философские идеи античности  и язычества. Это стало важнейшей причиной усиления христианства. Именно церковь оставалась единств. обществ. учреждением, общим для всех  племен, стран и гос-в Европы. Христианство становиться основной частью нового мировоззрения.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь была  господствующим  политическим институтом, но еще более значительно было то  влияние, которое она оказывала на сознание  населения. В условиях тяжелой и скудной жизни на фоне крайне ограниченных знаний о мире, христианство  предлагает людям  стройную систему  знаний о мире. Картина мира средневекового человека, целиком определившая его менталитет главным образом основывалась на образах и толкованиях. Библии. Средневековый человек безусловно был глубоко религиозен. В его сознании мир выджелялся как  своеобразная арена  противоборства сил небес, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности  чудес и воспринимали все о чем сообщала Библия буквально. Средневековый человек  был неграмотен. Лишь к концу XV в. церковь осознала необходимость образования.

30. Общая хар-ка культуры Ренессанса.

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся на 14-16 столетие, принято называть эпохой возрождения( Ренессанс). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение  к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства. Так в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры и архитектуры. Однако было бы неверно толковать Ренессанс  как простое возвращение, к античности, т. к. его представители не отбрасывали достижение средневековой культуры. Феномен Возрождения это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Это понимание не только отличается от античного, но и противоречит постулатам средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек , а не Созидатель, подобная система взглядов получила название гуманизм «человечный». Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов: формированием новых ( буржуазных или рыночных ) отношений, которые требовали разрушения, сдерживающей их развитие системы, новые формы хозяйствования требовали высвобождение субъекта хоз-ва в свободную единицу, а это сопровождалось соответственными переменами в духовной жизни общества. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, также как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства воля и образованность, а отнюдь не соц. положение и происхождение, на благодатную почву. В результате более чем двух вековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непроходяща.

Первоначальные черты Ренессанса обнаружены в Италии. Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: ранний Ренессанс- с середины 14-15 в., высокий Рен.- до второй четверти 16 в. поздний Рен.- первая половина 17 в.   Ранний Ренессанс – к его периоду относится литературное творчество – Франческа Петрарки, Джовании Боккаччо. Ф. Петрарки остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Росписи художников отличают тонкий колорит и настроение грусти-Мозолло и Сандро Боттичелли. Наиболее известный скульптор Донателло – он первым создал обнаженное тело, его скульптуры были реалистичными. Выдающийся архитектор – Филиппе Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса.

Высокий Ренессанс- он был сравнительно коротким. Он связан с именами трех гениальных мастеров титанов возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Поздний Ренессанс – он был отмечен наступлением католической реакции. Церковь пыталась восстановить утраченную власть над умами. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма унаследовав лишь манеру, технику ( так наз. Маньеризм ). Но он не стал ведущим направлением. Этот период отмечен реалистичным и гуманистичным творчеством живописи относящийся к венецианской шпаге.  

33. (очень мало) Культура Нового времени и развитие естествознания.

17-19 вв. Западной культуры – этому времени способствовал единый экономический базис, буржуазный способ производства и  единый ориентир развития человеческой индивидуальности. Вместе с тем каждая из трех эпох обладает своеобразием. 17в. – эпоха зарождения и становления рационализма. 18 в. – эпоха просвещения,  в ней рационалистическое  сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта. 19 век. Эпоха  утверждения капиталистических отношений, когда рационализм становится основой общественной и хозяйственной практики. Отличается небывалый научно – технический прогресс. По подсчетам Сорокина в 19 в. было сделано 8527 открытий.

34. Идеалы Просвещения и их отражение в искусстве.

Эпоха Просвещения-«век разума» охватывает конец 17-18в. Просвещение –необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Умы просвещения волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц, просветители видели в распространении знаний. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме. Благодаря достижениям естественный наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным доступным человеческому разуму законам. Победа разума-второй характерный признак. Третий признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопии 18в. служило естественное или природное состояние общества, живущего сообразно разуму, а не по «искусственным» законам. Просветители верили в возможность построения гармоничного общества. Глубокие изменения в социально-политической жизни Европы, связанные с зарождением  и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры 18в. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Это была славная эпоха, начавшаяся одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной- в Англии, политической- во Франции, философской и эстетической- в Германии. Все больше выветривались остатки феодализма,  все громче заявляли о себе буржуазные отношения. В философии Просвещение выступило против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма. Не случайно период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции- веком Вольтера, в Германии - веком Канта. В области политики и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие силы на магическую силу воспитания.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшем на все сферы и правовые нормы политической и культурной жизни.

35. ? Культура 20 в. – массовая и элитарная.

Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры . Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции  до христианского  язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется  сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой. Одним из наиболее ее ярких проявлений является поп – музыка.

38. Петр –1 и русская культура 18 века

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра 1, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра 1 занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции.  

39. « Золотой век» в культуре России.

1.Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театрыВ первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.  А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

2. Культура пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Классицизм (ранний1760-70 г., зрелый1780-1800 г., поздний до 30-х)-использование античных канонов. Русскому классицизму присущи: идеи служения обществу, причастности личности к судьбе родины, стремление к простоте, логической упорядоченности, приверженность к анатомической правильности тела. Одновременно с ним развивались и формировались сентиментализм и романтизм. Лит-ра: Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Державин- родоначальник реализма – оды, Сумароков, Ломоносов, Тредиаковский. Появление реалистов. Херасков, Копнист- против крепостничества, аристокр. системы. Фонвизин «Недоросль», «Бригадир». Театр: 1756г.-подписан указ об образовании русского нац. театра (директор Саморуков).Актеры: Дмитриевский, Шумский, Троепольский, Жемчугова. Живопись:1757г.-академия художеств. Персонаж- живой мыслящий человек. Новые жанры: исторический (Лосенко «Владимир перед Арагнедой»), пейзажи (Алексеев, С. Щедрин), бытовой, натюрморт. Знамен: портретисты: Рокотов – главное: эмоциональное состояние человека; Левицкий, Боровиковский. Скульптура: Шубин, Ф. Щедрин, Гордеев, Козловский «Самсон раздирающий пасть льва», Фольконе «памятник Петру1». Арх-ра: классицизм: Баженов (дом Пашкова), Казаков (здание сената в Кремле). Наука: Географическое исследование страны – Беринг, Лодыгин, Капустин.

40. Русская культура до и после 1917 г.

Начало – ряд мероприятий (формирование нового типа мышления): декреты Сов. Власти (все культурные ценности - общенародная собственность) В.И. Ленин:”Искусство принадлежит народу… Оно должно быть понятно и любимо им”. Декрет СНК “О памятниках республики(воздвигать памятники выдающимся людям революции)”-12 апреля 1918 и др. Соцалистический реализм. Идеологизация культуры. В 20-е годы - Маяковский, театр - Мейерхольд, кинематограф - Эйзенштенейн. Политический плакат (Моор”Ты записался добровольцем”, Дени”На могиле контрреволюции”). В 30-е годы –расцвета сов. искусства – соц-кий реализм. Худ. – Кустодиев ”Большевик”, Греков. Портретисты – Кончаловский, Дейнека. Скульпторы – Андреев, Шадр ”Булыжник – оружие пролетариата”, Мухина “Рабочий и колхозница”. Архитекторы – Щусев (Мавзолей Ленина), братья Веснины (Днепровская ГЭС). 20-30-е годы – строительство Московского метрополитена. Литераторы –Серафимович,Фадеев, Шолохов, Островский. Поэты – Маяковский, Блок, Есенин. Музыканты – Глазунов, Игумнов. Наиболее характерные черты культуры в первые годы существования сов. Власти – народность, гуманизм, патриотизм, верность большевистской идеологии, высокая идейность.

36. ? Русская культура и основные этапы ее развития.

1 этап - Языческая культура (до 988г)

2 этап - Киевская Русь (10-12 вв)

3 этап - Татаро-Мангольское нашествие (13-14 вв)

4 этап - Московская Русь (15-17 вв)

5 этап - Петровская Русь (17-18 вв - Просвещение)

6 этап - «Золотой век» (19 в)

7 этап - «Серебряный век» (к.19-н20 вв)

8 этап1 - Советская культура - 1917-1991 гг.

8 этап2 - Эмигрансткая культура - 1917-1991 гг.

9 этап - Современная культура

Языческая культура.

Основные памятники культуры того периода - священные песни, мифы, сказания.

Велесова книга - написана новгородскими жрецами около 9 в. По ней у древних славян  сущ. архаическая Троица: Сварог - небесный бог, Перун - громовержец, Велес - бог разрушитель Вселенной, сила которых пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и людей властью любви.

Согласно ВК, легендарных братьев Киа, Щека и Хорива - внуков Перуна можно считать прародителями русского народа.

Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеоцентризм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как не созданного,  мира - как вечно живого огня, мерно потухающего и мерно загорающегося.

Кирилл и Мефодий реформировали греческий алфавит (использовавшийся для написания ВК) и перевели Библию.

Узелковая письменность,  она была священным письмом.

Православие вытеснило древнюю культуру не ранее 11 в. До этого она существовала около 1500 лет.

Киевская Русь.

С принятием Христианства кн. Владимиром в 988 г. начинается строительство храмов и монастырей. Софийский собор, Киево-Печерский монастырь. Новгородский и киевский слили.

Литература представлена такими жанрами как летопись, житие и слово. Нестор «Повесть временных лет» (Откуда есть пошла земля Русская? Кто в Киеве нача первее княжити?); «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати».

В 11 в. КР достигла уровня передовых стран Европы.

Московское княжение 15-17 вв.

После победы над монголо-татарами основная литературная тема стала борьба русских людей с захватчиками и героях. «Слово о гибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Задонщи- на».

Построен Московский Кремль. В живописи развивается фреска. Среди художников к.14-н15 вв. Феофан Грек (расписал Архангельский собор в Кремле) и Андрей Рублев (роспись Благовещенского собора в Кремле, икона «Троица»).

Москва - «третий Рим».

Культуру 15-16 вв. характеризует растущий интерес к реальным историческим событиям. Кодификация права «Соборное Уложение» 1550 г.

Петровская Русь.

17 в. - формирование русской нации. Отход культуры от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Стремление к реализму в искусстве и живописи. Развитие образования и книгопечатания. Развивается парсунная живопись (изображение персон) - Ушаков «Спас Нерукотворный». Появился театр (придворный и школьный).

18 в. - перелом. Петровские реформы. Строительство Петербурга (Трезини, Растрелли - русское барокко, Росси - классицизм).

Скачок образования (Академия наук, МГУ), кораблестроения, книгоиздательское дело. Публичный театр(Сумароков), портретная живопись (Антропов, Рокотов, Шубин). Архитекторы Баженов (Царицино) и Пашков (Михайловский замок в Петербурге).Поэзия - Фонвизин, Державин. Ломоносов.

«Золотой век» (19 в.)

Реализм. В литер: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов.. В живописи: Спасов, Крамский.

Романтизм: Жуковский, Рылеев.

Музыка: Глинка, Мусорский, Римский-Корсаков.

Символизм: Мережковский, Брюсов, Анненский, Блок.

Импрессионизм: в живописи - Серов и Грабарь, в скульпт. - Трубецкой.




1. буддизм занят прежде всего тем чтобы привести к прямому личному пониманию учения Будды отдавая предпочтен
2. Профилактика заболеваний органов дыхани
3. Градостроительство Расчетнографическая работа 3 Обработка геод
4. Камушек ищем. Стоп я же магию не активировал может карта подействует но соберу вещи может есть камень
5.  Овладеть системой методов психологопедагогической диагностики учащегося и ученического коллектива
6. задание- Соотнесите критерий классификации управленческих решений с правильным примером
7. тематики З досвіду роботи вчителя математики Калинівської загальноосвітньої школи ІІІІ ступенів 2г.
8. реферату- Надзвичайні ситуації воєнного часуРозділ- Екологія Надзвичайні ситуації воєнного часу Війна за
9. казак тюркского происхождения; означал степной разбойник вольный человек
10. і б технологічні технічні міцнісні й протипожежні
11. Роль внешней торговли в экономики страны3 1
12. Дафна і Орфей та Еврідика Джакопо Пері
13. Бакалавр информационной безопасности
14. Статья 3 Брокерская деятельность 1
15. ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФГБОУ ОМГПУ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРА
16. Статья 19 Статус редакции Права редакции- Вправе осуществлять свою деятельность на основе професси
17. Реферат- Внутрішнє та зовнішнє середовище організації
18. Сравнительная характеристика различных методик исследования аномалий рефракции
19. ЦРТ Сервис Екатеринбургский филиал Акт выполненных работ и оказанных услуг
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата фармацевтичних наук Київ ~