Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Конец времен интенсивно репрезентируется всевозможными медиа включая романы комиксы кино телевидение

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024

Министерство образования, науки, молодёжи и спорта Украины

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

Образы апокалипсива в современной массовой культуре

Выполнил: студент группы ИИ-12-3

Чирков Пётр

Днепропетровск 2013

Современная массовая культура изобилует картинами Апокалипсиса в различных его проявлениях. Они варьируются от войн и террористических актов, связанных с оружием массового уничтожения, до религии, научной фантастики, ужасов и фэнтези. «Конец времен» интенсивно репрезентируется всевозможными медиа, включая романы, комиксы, кино, телевидение, видеоигры. Во всех этих повествованиях присутствует «библейская основа»

Введение

Популярная культура в настоящее время наводнена апокалиптическими образами и сюжетами, которые появляются повсюду – от книг, фильмов, телевидения, видео, комиксов до компьютерных игр, образуя субжанры научной фантастики, техно-триллеров, ужасов и фэнтези. Этот интерес имеет глубокие корни, уходящие в повседневное поведение и религиозные убеждения. В недавно опубликованной статье о пристрастии современных американцев к апокалиптической литературе говорится, что согласно опросу, проведенному “TIME” и “CNN”, более одной трети американцев уделяют теперь больше внимания новостям, в которых идет речь о конце света, или говорится о том, что сказано в Библии по поводу конца света. 59% опрошенных полностью уверены, что событие, о котором повествует Откровение Иоанна Богослова, осуществится, и почти одна четверть американцев думает, что в Библии предсказано вторжение 11 сентября (Gibbs 2002, 40).

Увлечение апокалиптической тематикой связано с фундаментальным сдвигом назад к традиционным идеалам и убеждениям об особой роли и предназначении США, которые тесно связаны с гражданской религией – основой американской цивилизации. На протяжении веков гражданская религия представляла собой «как казалось, универсальную и трансцендентную религиозную реальность... или раскрывалась в опыте американского народа» (Bellah 1991). Настоящая статья призвана исследовать «культурное переустройство», которое началось еще до теракта 11 сентября 2001 года и усилилось после этого события, обозначив настоящее время как время «Войны с террором».

Апокалипcисы являются одной из древнейших форм повествования, которые сообщают о наиболее впечатляющих и страшных картинах в истории культуры. Они пророчествуют о конце света, в них детально просчитывается, когда погибнет мир, говорится о том, как будет решена судьба мира в сражении между добром и злом, или, согласно христианской традиции, между Богом и войском Антихриста. Апокалиптические нарративы имеют глубокие корни в истории западной цивилизации и не только. Иудаизм, христианство и ислам имеют высокоразвитые эсхатологии – доктрины о конце времен. Для христиан главным ресурсом апокалиптических представлений является последняя книга Нового Завета – Книга Откровения. Этот и другие тексты породили ряд весьма влиятельных концепций, которые связаны между собой рамками различных апокалиптических повествований, религиозных и секулярных, оказывающих значительное влияние как на религию, так и на культуру в целом (Cohn 1995).

По мере развертывания нашего исследования мы предполагаем доказать, что ХХ век ознаменовался важным сдвигом в апокалиптической традиции. Можно вспомнить, как менялись взгляды на человеческую природу и историю от Прометея к Августину, то есть от веры человека в самоопределение к утверждению человеческой греховности и слабости. В процессе же секуляризации Нового времени имел место переход от утопии к дистопии, от гуманизма к антигуманизму, от прогрессизма к консерватизму. Оптимистическая по началу секулярная вера в человеческий прогресс – прогресс разума, науки, технологий и социальных преобразований сменялась гораздо более пессимистическими взглядами, неверием в ценности, представлением, что в ближайшем будущем в условиях социальной дезинтеграции возможны лишь насилие, войны и окончательная катастрофа, которая произойдет прежде, чем божественная власть даст избавление (Abanes 1998; Baumgartner 1999; Katz and Popkins 1999; Weber 1999). Именно это мрачное мировоззрение формирует современные апокалиптическую образность в ее религиозной и светской формах (Ketterer 1974).

Апокалиптическое воображение

Чтобы понять сегодняшнюю власть апокалиптической мысли, необходимо обратиться к истории, в частности, к истории Соединенных Штатов а аспекте значимости такого рода образов для политической и культурной традиции США. Апокалиптическая традиция стойко сохранялась в течение многих тысячелетий среди маргинализованных групп, оппозиционных классов и народов, особенно в контексте жесткого противостояния политической элите. Она сыграла важную роль в эпоху Ренессанса и Реформации и оказала чрезвычайное влияние на американских христиан. Пуритане видели себя в свете Апокалипсиса, отстраняясь, как им казалось, от демонических сил католических и государственных церквей. Новый Свет предоставил им шанс воздвигнуть тысячелетнее царство на «девственной» земле, создать Новый Иерусалим – город на холме, который был бы маяком всем людям, ищущим Божьей благодати.

Со временем идея о том, что Америка являет собой Новый Иерусалим, на которой строилась американская гражданская религия, трансформировалась в более общее представление об Америке, играющей роль искупительной жертвы в мировой истории (Bellah 1991). Эта тенденция была подкреплена религиозным возрождением, известным в истории как Великое пробуждение 1730-60 годов, которое под влиянием пуританского богослова Джонатана Эдвардса c оптимизмом смотрела на перспективу конец света. В ходе Апокалипсиса верующим Америки отводилась важнейшая роль в улучшении состояния мира, пока все ожидают второго пришествия Иисуса. Эта точка зрения стала известна как постмилленаризм, так как второе пришествие Христа должно было произойти после тысячелетия, которое рассматривается как время широкого распространения христианства, прогресса, социальной справедливости и равенства. Эта точка зрения нашла поддержку в секулярном утверждении Просвещения и победе американской революции, которая породила новое государство, выступающее за достижении прогресса и высоких идеалов. Этот оптимистический настрой радикально отличается от пессимизма позднего премилленаризма, который в настоящее время является доминирующей доктриной, как мы это увидим ниже.

Второе Великое пробуждение (1800-30-х гг.) на волне развития постмилленаристских идей способствовало социальным реформ и морального возрождения, сосредоточив внимание на зле рабства, нищеты, алкоголизма и сексуального разврата, которые необходимо было устранить до предстоящего возвращения Господа. В «Хижине дяди Тома» (1851) написано: «Читайте знамения времен... Но кто может пережить Его пришествие? В тот день будет гореть, как печь». В течение десятилетия американский народ, борясь с рабством, был погружен в гражданскую войну, которая уносила огромное число жизней американцев, как ни одна другая война, в которой участвовала Америка. Боевой гимн республики потрясающе отражает особое мессианское видение того периода:

Mine eyes have seen the glory

of the coming of the Lord

He is trampling out the vintage

Where the grapes of wrath are stored,

He hath loosed the fateful lightening

of His terrible swift sword

His truth is marching on

Роберт Белла подчеркивает, что гражданская война привнесла новые темы такие как смерть, самопожертвование и возрождение, после чего памятники жертвам становятся символами священной роли Америки в мире (Bellah 1991, 177). В течение следующих 50-ти лет Америка продолжала добиваться прогресса и придерживаться морального идеализма, одновременно поощряя непрерывный поток новых милленаристских движений и наблюдая за консервативной реакцией на либеральное христианское богословие, в конечном итоге приведшее к появлению фундаментализма и новых форм милленаризма (Abanes 1998, 209-54).

Первая Мировая Война 1914-18 гг. в значительной степени разрушила уверенность и энтузиазм западных обществ. Она существенно ослабила оптимизм либерального богословия и многие христиане обратились к неоортодоксальной традиции, напрямую связанной с Карлом Бартом, в то время как другие обратились к милленаризму. Один из историков так описывает последние дни мира в августе 1914 года: «Большинство западных обществ были рады жить в предвкушении конца света, который, в свою очередь, будет означать время, когда человеческий род, во главе с наукой и техникой, станет прекрасным... Взрыв Первой Мировой войны разрушил этот настрой и предоставил новые возможности премилленаристским пророкам. Благодаря милленаризму мы все еще слышим грохот орудий августа» (Baumgartner 1999, 194).

Доселе невообразимые ужасы Первой мировой войны спровоцировали фундаментальное изменение апокалиптической традиции от ее «прометеевской» версии – к «августинианской». Возросли мрачные и пессимистические представления. Утопии превратились в дистопии. Премилленаризм стремительно занимал центральное положение, предрекая массовое насилие в глобальном масштабе, предшествующие второму пришествию Иисуса, открывающего тысячелетнее царство. Премилленаризм синтезировался с новой теологической схемой истории, названной диспенсационализмом, чтобы сформировать то, что является в настоящее время главной апокалиптической моделью в США и некоторых других странах. Ключевыми фигурами в этой новой апокалиптической теории премилленаризма-диспенсационализма были ее разработчик Джон Нельсон Дарби (1800-1882) и Кир Скофилд (1843-1921). Последний распространял предлагаемую доктрину через популярное издание Библии с комментариями «The Scofield Reference Bible», продажи которой составили 12 миллионов копий начиная с 1907 года и которая стала самым важным источником современных милленаристских идей (Poythress 1987). Удобная система ссылок Библии с комментариями охватывала весь материал таким образом, чтобы читатель мог от отрывка к отрывку, двигаясь через всю Книгу Откровения, найти «правильный смысл».

Премилленаристический диспенсационализм предлагает целостное и непротиворечивое видение истории, которое его сторонники могут примерять на современные события общества, что неизменно подтверждает их апокалиптические ожидания. Согласно данной традиции, история делится на периоды (диспенсации) – обычно семь, – пять из которых зафиксированы в Библии, еще один период протекает в настоящем времени, и еще один – в будущем. Согласно этой схеме, текущая эпоха это время благодати и включает в себя всю историю, начиная с Христа, основавшего Свою церковь. Конечным периодом будет Царство Божие, тысячелетие, которое будет ознаменовано Вторым пришествием Иисуса Христа.

Решающее значение для политической и культурной роли данной модели имеет уникальное место, которое занимает Израиль, евреи как люди, избранные Богом. Они отвергли Иисуса как Мессию, нарушили божественный План Спасения, поэтому Бог утвердил Церковь в качестве посредника для своих небесных людей, христианских верующих. Диспенсационалисты верят, что Бог уделит особое внимание этим двум типам людей, и что христианские верующие будут вознесены перед тем, как Бог осуществит свой последний план по отношению к Израилю во время великих апокалиптический неистовств, названых в пророчестве великой скорбью, и тогда антихрист восстанет, чтобы править миром .

Самое главное для современного милленаризма это то, что новая система позволяет избежать установления сроков Апокалипсиса (которые прежде всегда оказывались ошибочными), а вместо этого подчеркивается необходимость фиксировать отдельные «знаки», которые могут свидетельствовать о втором пришествии Христа. Апокалиптическая идеология, таким образом, ищет подтверждение своего учения в фактических событиях, происходящих в мире. Как и все обобщающие идеологические системы, она закрыта для критики и опровержений (Poythress 1987, 52-65).

Современные христианские представления

Этот тип неизменно длящегося апокалиптического ожидания был впервые представлен широкой массовой аудитории Хэлом Линдси в книге «Последняя великая планета» (1970). Книга оказалась бестселлером в области научно-популярной литературы. Продажи составили более 35 миллионов экземпляров. Она была переведена более чем на 50 языков мира, вышло 12 продолжений книги и бесчисленное количество книг, подражавших ей. Написанная простым и понятным языком, с обложкой, оформленной для массового рынка, эта книга и ее продолжение «1980-ые: Армагеддон. Обратный отсчет» являлись попыткой сложить кусочки «паззла», которые по мнению Линдси, появились после Второй Мировой войны в виде образовавшегося государства Израиль, подъема Советского Союза до статуса супердержавы, создания Организации Объединенных Наций, НАТО и Европейского Союза, появления Арабского альянса, оппозиционного Израилю, победы Израиля в шестидневной войне 1967 года, присоединения к нему Иерусалима, забвения христианских церквей в экуменическом движении, возникновение движения «нью эйдж» и оккультных верований. Линдси предрекает ужасные войны с участием сотен миллионов человек, ядерную войну и гибель третьей части населения мира. Он продолжает снабжать пророческими комментариями события, происходящие в современном мире на своем веб-сайте www.hallindseyoracle.com, а также в еженедельной радиопрограмме, он широко освещает новинки в литературе и кино, содержащие, например, тему последней битвы или конец света.

Политико-апокалиптические размышления подобного рода получили широкий резонанс, с одной стороны, благодаря таким ключевым фигурам, как Рональд Рейган (который в 1970 году заметил, что «все готово для Последней битвы и второго пришествия Христа» (Berger 1999, 135)), Джерри Фалуэлл, Пэт Робертсон, с другой стороны, из-за обширных массовых христианских организаций, поддерживающих их (Barkun 1997; Kaplan 1997). Это особенно верно относительно американской политики на Ближнем Востоке. В послевоенный период ключевым знаком приближения Конца считалось возвращение евреев в Палестину и создание государства Израиль в 1948 году. Это событие, такое близкое во времени к концу второго тысячелетия, в значительной степени увеличило доверие к премилленаризму. Было бесчисленное множество других отличительных признаков, особенно в период Холодной войны, но ситуация с Израилем остается для диспенсационалистов центральной, поскольку они считают, что последняя великая битва Армагеддон должна произойти на территории Израиля. Ожидание Апокалипсиса усилилось после теракта 9/11 и объявленной войны с террором.

В 1990-ые годы массовые апокалиптические ожидания были слишком очевидными, поэтому ФБР даже создало специальную группу для проведения стратегической оценки возможного внутреннего терроризма до 2000 года. Эти ожидания усугублялись преувеличенной озабоченностью по поводу так называемой компьютерной проблемы Y2K. Все это приело к актуализации старой идеи «технологического милленаризма», весьма распространенной в американской культуре, особенно среди премилленариев, патриотов и сёрвайвелистов (Bozeman 1997). В ноябре 1999 года ФБР опубликовало доклад под названием «Проект Мегиддо» , названного в честь холма на севере Израиля, на котором, по апокалиптическому пророчеству, будет вестись самый ожесточенный бой, получивший название Армагеддон. В докладе говорится о чрезвычайной влиятельности апокалиптических идей в американском обществе, делается акцент на угрозе, исходящей от воинствующих милленаристских групп и их «религиозного права». Тексте «Проекта» также содержится предупреждение, что некоторые христианские боевики могут осуществлять террористические действия для того, чтобы инициировать Апокалипсис. Эти выводы не были лишены оснований. Наиболее вопиющие случаи проявления апокалиптического экстремизма имели место в 1990-х годах, например, когда двухмесячная осада частями Бюро по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и вооружения (BATF) и ФБР экстремистской секты «Колено Давидово» вблизи Вако (штат Техас) привело 19 апреля 1993 года к самосожжению 74 членов секты. Это радикализировало большинство ультраправых экстремистских групп. Член одной из них, Тимоти Маквей, желая взять реванш, ровно через два года (19 апреля 1995 года) взорвал здание федерального правительства в Оклахома-Сити. От взрыва погибло 168 человек и было ранено более 500 человек (Katz and Popkin 1999, 169).

Приверженность к насилию как реализации апокалиптических видений характеризует многие ультраправые экстремистские группировки милленаристского политического толка, которые получили обобщающее название « Американское  сообщество милленариев» (Kaplan 1997; Barkun 1997). Оно включает в себя «Подлинных Христиан» («Christian Identity»), «Свободных людей» (« The Freemen») и множество других боевых сёрвайвелистских группировок. Важной особенностью их верований является отказ от точки зрения, что христианский верующий будет вознесен на небеса, чтобы уберечься от ужаса конца света. Вместо этого они верят, что они будут оставлены на земле для борьбы со злом. Следовательно, они должны быть полностью уверены как в своих финансовых, так и военных силах, чтобы иметь возможность бороться за выживание во время надвигающегося Конца. Ключевым текстом для них является роман «Дневники Тёрнера» (1978) чрезвычайно жестокая, расистская, антисемитская и женоненавистническая книга, чрезвычайно влиятельная в крайне правых кругах. Ею, в частности, руководствовался упомянутый выше террорист Маквей, чей теракт в Оклахом-Сити буквально повторил взрыв штаб-квартиры ФБР, подробно описанный в романе.

Для боевиков апокалиптической ориентации «Дневники Тёрнера» служат парадигмой насильственной трансформации общества. Роман был написан Уильямом Пирсом, использующим псевдоним Эндрю Макдоналд, неонацистом, лидером группировки «Национальный альянс», провозглашающей превосходство белой расы. В романе его герой Эрл Тернер  и его «товарищи патриоты» вынуждены уйти в подполье, когда федеральное правительство внезапно начало кампанию по запрещению и изъятию всех видов огнестрельного оружия. На подозрительных владельцев оружия были совершены облавы так называемой «полицией равноправия», которая под руководством еврейских групп по защите прав человека, используя банды чернокожих, врывалась в домах белых людей. На это «патриоты» отреагировали созданием «Организации», подпольной группы сопротивления, которая использует диверсию и политические убийства для разжигания конфликтов до масштабов войны. Проведение эффективной партизанской войны против правительства и его сил позволит «Организации» в конечном итоге одержать решительную победу, не взирая на насилие и кровопролитие. В книге описывается, как десять тысяч «предателей расы» (либеральные политики, актеры и белые женщин, находившиеся в связи с чернокожими мужчинами) были линчеваны. Эта «великая революция» начала «новую эру» расовой чистоты сначала в Америке, а затем и по всему миру. Новый порядок утверждался посредством беспощадной войны с использованием ядерного, химического и биологического оружия в огромных масштабах. Гибли миллиарды, было опустошено более 16 миллионов квадратных миль  земной поверхности. Творя этот геноцид, Тернер и его союзники представлялись инструментом в руках Бога, действовашим во исполнение Его великого замысла. В свете события 9/11, следует отметить, что Тернер р романе погибает, врезаясь в здание Пентагона на самолете с ядерной бомбой на борту.

Систематическое убийство – привилегированный метод в «Непреднамеренных последствиях» Джона Росса  (1996). Эта история рассказывает об охотнике и любителе оружия, который создает террористический отряд для систематических убийств правительственных чиновников, расчленений их тел, куски которых он скармливает свиньям. Эта террористическая кампания была спровоцирована правительственным притеснением и насилием, направленным на владельцев оружия, и включает в себя повествование о реальных событиях, в том числе осаду Руби Риджа, при которой правительственные агенты убили нескольких членов семьи религиозного экстремиста. Тимоти Маквей сказал перед своей казнью, что, если бы он раньше прочел книгу «Непреднамеренные последствия», он бы выбрал не тактику взрыва, а метод систематических убийств.

Как уже говорилось, существует огромный рынок книг, в которых отражается связь между апокалиптическими пророчествами и текущими событиями (Forbes and Kilde 2004). В настоящее время эту влиятельную тенденцию олицетворяет невероятно успешная серия из 12 апокалиптических романов            « Оставленные» (более 50 миллионов продаж). В книге представлен последовательный премилленаристский взгляд на будущее. Эти романы, включая «Оставленные» (“Left Behind”), «Отряд скорби» (”Tribulation Force”), «Урожай души» (“Soul Harvest”) и «Убийцы» (“Assassins”), суть не что иное как религиозные техно-триллеры (подобно романам Тома Клэнси), сюжет которых развивается вокруг семилетнего периода Времени Скорби, следующего за Вознесением праведников на небо. Они построены на премилленаристской схеме. Внимание фокусируется на подпольном христианском сопротивлении («Отряд скорби»), которое ведет борьбу с силами Антихриста. Николае Карпатия – харизматический политический лидер, который, кажется, представляет надежду, мир и порядок, объединяет мир под своим руководством, но на самом деле ведет обманутые массы к апокалиптической битве. Карпатия использует различные средства для обеспечения своей власти, он манипулирует ООН и провозглашает антипапу, который учреждает на первый взгляд либеральную, но фактически демоническую религию посюстороннего мира. Он также руководит «миротворческой» армией для осуществления террористических акций, пыток и массовых уничтожений, вживляет микрочипы всему населению земного шара для полного контроля над людьми. В «Убийцах» Карпатия гибнет, но в «Живущих» (“ The Indwelling”) он возвращается из мертвых, как воплощенный дьявол. Недавно выпущена в свет последняя книга серии «Явление славы» (“Glorious Appearing”), которая описывает битву Армагеддон, в самый разгар которой Иисус вернется на землю, чтобы уничтожить Антихриста.

Основная идея всех этих книг заключается в том, что, по мнению их авторов, существующий мир является временным и случайным, ожидающим Апокалипсиса. Он представлен как абсолютно греховный мир, склонный соскользнуть в анархию и насилие в любой момент. И тогда появятся находчивые и решительные индивиды и группы, которые примут участие в кровавой и затяжной борьбе с силами зла для будущего человечества. Нет никакого смысла в том, что существующий повседневный мир ценен сам по себе; его ничтожное предназначение в том, чтобы стать полем для битвы Армагеддон. Более того, большинство людей, живущих в этом мире, изображаются как враги, коллаборационисты, простофили, грешники или просто как сопутствующие жертвы деятельности мессианской элита (“The Tribulation Force”), ведущей войну против «сил зла». Такое мировоззрение, религиозное по своим предпосылкам, становится все более влиятельным в светской популярной культуре.

Источники

  •  Эбенс, Ричард. 1998 год. Конец времени видений. Нэшвилл:
  •  Бродман и Холман. Баркун, Майкл. 1997 год. Религия и расистское Право. Чапел Хилл: Университет Северной Каролины.
  •  Баумгартнер, Фредерик. 1999 год. Тоска по концу. Нью-Йорк:
  •  Пэлгрейв. Белла, Роберт. 1991 год. Вне веры. Беркли Калифорнийского университета.
  •  Бергер, Джеймс. 1999 год. После окончания. Миннеаполис: Университет Миннесоты.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. экономических отношений а также производства с другой он предполагает осуществление стабилизационных ме
2. Потовые железы Гидраденит
3. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции
4. Российская партия Труда Трудящиеся России в непростое для страны время стремятся во что бы то ни стало до
5. санитарногигиеническое обеспечение человека; региональные экологические проблемы; проблемы экологи
6. Цель судебной ветеринарной медицины использование всего комплекса ветеринарных знаний специальных мето
7. на тему- Я готуюсь стати МАМОЮ ~ режим вправи тренування вагітних
8. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того чтобы пройти свой собственный путь познания
9. Тема- Изучение конструкции принципа действия основне неисправности автосцепки СА3rdquo;
10. Анализ финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия
11. ЛЕКЦІЯ 5 7 неділя ДІАЛЕКТИКА ТА ЇЇ АЛЬТЕРНАТИВИ
12. Анализ произведений А Камю
13. Скворцов Сергей Борисович
14. продажи однако этот документ говорит лишь о заключении сделки а не о том что вы передали продавцу деньги
15. Действие озона на насыщенные полимеры
16. Варіант 1 1 Мусієнко з дружиною та їхнім приятелем Сірком їхали в одному купе потягом з Києва до Мінська
17. 2014г Тур по дням- 1 ДЕНЬ- САНКТПЕТЕРБУРГ ХЕЛЬСИНКИ В 6
18. Тема 16 ИНФОРМАЦИОННЫЕ PRТЕХНОЛОГИИ 1
19. е потенциала роста зависит лишь от наличия устойчивого платежеспособного спроса на продукцию
20. український кордон в останні півстоліття Нинішній польськоукраїнський кордон ані не є історичним продукт