Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
История 23.11.13
В Петербурге назревала и переходила в критическую массу недовольство засильем иностранцев. 32 годочка, все ёё рассматривали как наследницу её отца, Елизавета, позиционировала себя защитницей интересов армии, интересов Российских вельмож. Сыскала то уважение во многих слоях общества, в первую очередь Петербургских. Но так же производила впечатление легкомысленной особы. Елизавета - блондинка, весьма симпатичная была, была похожа на батюшку чертами лица, претендовала на русский престол. Казалось, что эта девица весёлая, порой легкомысленная, будет вполне управляемой, что было для группировок весьма полезно, важно и нужно. 1871 в Петербурге заговор, принимают участие гвардейские полки, которые квартировались в Петербурге, мужское население тогда превышало женское, вельможи участвовали (Бестужев-Рюмин, лейб-медик француз Листок). К заговору пытались примоститься иностранцы, Швеция и Франция, из посланники, пытались содействовать цесаревне Елизавете. Помогая возвести Елизавету на престол, надеялись на благодарность в виде земель, хотя бы частично утраченных земель. А Франция просто боялась усиления России, поэтому её участие - одна из попыток приручить Елизавету Петровну, сделать её своей. У этой легкомысленной цесаревны, у неё хватило мудрости и осторожности, чтобы не принимать все эти 'ухаживания' шведов и французов, но и до пределов не обострять с ними отношения. К концу 1741 точка кипения была очень близка. Гвардейские казармы, город, находился в районе ст. м. Чернышевская, там были казармы, там была Часовенка Спасо-Преображенская, был съезжий штаб. В ночь на 25 ноября 1741 к казармам поздним вечером подъехали санки с вельможами, в том числе Листок, вельможа граф Петр Шувалов, и подав руку вывели из санок цесаревну Елизавету Петровну. И вся процессия отправилась в штаб преображенского полка, где была беседа с офицерами. А потом вся процессия дружно направилась в казармы. И там цесаревна, вспоминая имя своего отца, призвала солдат к свержению Брауншвейгской семейки, к возвращению традиций, и солдаты дали присягу цесаревне на верность. Та, заручившись поддержкой всего полка, все отправились обратно к Зимнему Дворцу (Анинский Зимний Дворец, 4й по счету). Существует легенда, о том, что Елизавета Петровна ехала в санках, а потом решила, что надо быть в гуще солдат, пошла рядом с солдатами, а солдаты подбирались по росту, а Елизавета Петровна была пониже, семенила рядом с ними, какому-то солдату надоело это и кто-то произнес 'что-то слишком медленно мы идем матушка', подхватил на руки, и они внесли её в Зимний Дворец. Где очень быстро была арестована Брауншвейгская семейка и заточены сначала в Петропавловку, потом высланы в Архангельскую губернию. 20 лет правила Елизавета Петровна. С одной стороны легкомысленная, с другой стороны осторожная, обожала светские увлечения, Елизавета Петровна унаследовала любовь к танцам, фанатично православная, никакой свободы другим верованиям, молельные дома, часовни не православные, находились в усадьбах, во дворах представителей этих верований. Внешне их не существовало. Елизавета Петровна оставила после себя 15000 платьев, 2000 туфель. Анна Иоанновна ввела при русском дворе правило не появляться при дворе дважды в одном платье. Одна из признанных европейских красавиц, чуть не стала французской королевой (про Елизавету Петровну), за наследника Людовика 15 хотел Петр отдать, но французы не пожелали породниться с незаконнорожденным ребенком (родители обвенчались же позже её рождения). Елизавета Петровна не огорчалась шибко, утирала им нос постоянно, встав на престол. Китайский посол, мнение его было такое - что можно было бы считать её самой красивой женщиной в мире, если бы не большие глаза.
в 1743 Елизавета Петровна приказала на месте той самой съезжей избы, штаба, поставить собор и осветить его в честь Спаса-Преображения (Спасо-Преображенский собор). Земцов строил. Вернул древнюю традицию пятиглавых храмов. Земцов не успел достроить, собор получил название Здание Благодарности. Пьетро Трезини заканчивал строительство собора. В конце 18 века, учитывая все заслуги гвардейских полков России, Собор был повышен в статусе (император Павел), Собор получает чин Общегвардейского Собора. Становится местом притяжения гвардейцев, квартировавшихся в Петербурге. В середине 20х годов 19 века храм сгорел практически до основания. На его месте поставили новый, и он и украшает по сей день, архитектор - Василий Петрович Стасов. По сути, сделал здание этого собора по новой, оставив ту традицию Земцова, но придав ему более классический вид. Первое, на что падает взгляд - на ограду, она действительно уникальная.
Россия в качестве трофеев над Турками получила много пушек всяко разных. Было решено вокруг храма установить ограду, которая являла бы собой 34 постамента, на каждом постаменте, связанные цепями - по три дула пушек. Пушки поставлены дулами вниз - символ того, что никогда стрелять не будут. Венчают двуглавые орлы. Если сегодня походить и присмотреться к пушкам, то на них можно найти не только изображения герба Турского, можно прочитать и девизы той или иной пушки. У мусульман были не имена пушек, а девизы, устрашающие. И некоторые до сих пор сохранились. Например - 'Гнев Аллаха', 'Извергающий Гром', 'Дарю лишь Смерть'.
Поляки подняли восстание в 1830-31 года, во время которого польские повстанцы из этих турецких пушек пуляли. Когда восстание подавили, пушки вернули и поставили около собора. Вот такая вот ограда. В начале 20 века, во время Первой Мировой Войны, было решено устроить ещё и часовню в ограде, посвященную тем воинам, которые погибли в войне, после революции её уничтожили. Спасо-Преображенский собор работал всегда. работал во время блокады (один из 10), икона Спаса-Преображения, является одной из святынь этого храма.
20 лет Елизавета находилась на Российском престоле. Воспринималась как дочь Петра 1, а значит как продолжательница его традиций. Но не все она продолжала, т.к. во-первых, взошла по перевороту в-в(?!), была более уступчива дворянам. При ней были приняты указы, которые усилили крепостной гнет. В это время Российское дворянство вступило в свой золотой век. Елизаветинский Петербург. Середина 18 века. Российская Империя признана во всем цивилизованном мире именно как империя. Полоса признаний империей пошла уже после смерти Петра. Петербург должен был соответствовать своему великому статусу столицы могущественной державы. Стиль барокко. Именно при Елизавете Петровне барокко от рационалистичного стиля вступает в пору своего расцвета, когда мы видим все. Середина её правления ознаменовалась несколькими важными события для развития культуры СПб, да и в целом. Вспомним их. При Елизавете Петровне создался неплохой тандем двух людей, один из которых не вельможа, Ломоносов, обладавший очень неуживчивым, склочным характером. А с другой стороны был истинным патриотом, как и граф Шувалов, очень мягкий, добросердечный, фаворит Елизаветы Петровны, на 20 лет младше его. У Елизаветы Петровны вообще были удивительные фавориты - Алексей Разумовский, потом Шувалов. Управлять государством не пытались и не старались. В лучшем случае заступничали или пробивали какое-то дело, если просили. Иван Иванович Шувалов очень увлекался искусством и наукой. Шувалов был сенатором. Ломоносов - вулкан идей, генератор идей, а Шувалов, который понимает и принимает этих идей, пробивает через сенат, и доносит до императрицы, и в результате идеи осуществляются. Что ж им удалось сделать?
25 января 1755 года - напрямую не связана с историей Петербурга, связана с именами Ломоносова и Шувалова - подписан указ о создании Московского Императорского Университета (Государственный). Потому нынче это и день студента. Благодаря идее Ломоносова, а протолкнул её через верха Шувалов.
1765 - с Ломоносовым не связан, но эта дата вводит в мир Петербурга 18 века. При Анне Иоанновне театры были в России исключительно приезжие, труппы были гастролеры, своих театральных трупп к середине 18 века не существовало. Тех трупп, которые играли бы для двора и для всего общества - не было, пусто. А в западной Европе это было обычном делом, там вовсю развивалось, а Россия опять отстает. В провинциальных русских городах, особенно в торговых, там существовали самодеятельные группы, состоявшие из самодеятельных актером, собирались в компании, разыгрывали сценки, если получалось - на суд публики в ярмарочные дни, например. И одна из этих трупп была создана в Ярославле Фёдором Волковым, родом из Костромы, как и его семья. К купеческому делу душа у него не очень лежала, любил больше представлять. В Ярославле создали такую труппу, которая с успехом выступала на городских площадях. Популярность труппы к середине 18 века была велика, о ней знали даже в Петербурге. В итоге из Петербурга приезжает курьер с несколькими военными, которые приходят в дом Волкова с указом срочно явиться в Петербург с товарищами из труппы. Привозят под конвоем в Петербург. Перед императрицей разыгрывают представление, проваливают. Елизавета Петровна не сделала из этого далеко идущих выводов. Повелела определить в сухопутный Шляхетский корпус, где была неплохая гуманитарная подготовка. Актеров туда определили, чтобы научить всякому. После учебы был создан(1765) общедоступный Публичный Театр в Петербурге. Располагался в здании особняка вельможи Головкина (там, где сейчас Академия Художеств). Там в течение трёх лет, Александр Сумароков был там главным, там были представления для всей публики. В 1759 перевели на статус придворного театра. Сначала там были только мужчины. Только спустя несколько лет появились женщины. Вторая попытка организовать в Петербурге общедоступный театр - при Екатерине 2. Особняк до того пустовал несколько десятилетий. Были должности котов, числились в штате театра, получали жалование. В особняке было полно крыс.
1757 - связано с именами Ломоносова и Шувалова. В Петербурге открывается Академия Художеств. Генератор - Ломоносов, Двигатель - Шувалов. В центре этого здания есть закрытый круглый дворик. Там памятник Шувалову, сидит на скамье, перед ним лежит план проекта Академии Художеств, памятник работы скульптора Церетели. В Москве тоже есть памятник работы Церетели. Практически близнецы браться. Только в Московском там то ли модель МГУ, то ли что-то ещё. А так идея одна и та же. Академия Художеств в качестве подразделения существовала с Петровских времен при Академии Наук. Но надо развиваться, ставить на новый уровень обучение кадров деятелей искусства. Это и подтолкнуло Ломоносова и Шувалова к созданию Академии Художств. Шувалов был заражен этой идеей, понимая, что нового здания сразу не построить, отдал под Академию Художеств часть своего дворца. Сейчас там Музей Гигиены. Пригласили из-за рубежа преподавателей, архитекторов, скульпторов и художников. Дальше - вопрос о студентах, откуда их взять. МГУ отдал. И по Петербургу поискали. Наскребли короче. Три первых класса. Академия Трёх Знатнейших Искусств (Живопись, архитектура, скульптура) - полное название. Шувалов поспособствовал тому, чтобы в первый же год там появился музей, чтобы студенты видели к чему стремиться. Основа - обучение искусству рисунка, с первого курса и до последнего. Ребята копируют статуи, слепки, античные, чтобы привыкнуть к анатомии, к объемной передачи тела. Граф Шувалов заказывает статуи. Через два года начинают привлекаться наиболее талантливые студенты - продолжают учиться, и одновременно учат младших. Один из первых, кто там обучался: из архитектуры Василий Иванович Баженов. Его творчество расцвело при Екатерине 2, взаимоотношения хорошие с Павлом Петровичем. Василий Баженов строил и в Петербурге и в Москве, например: Российская Национальная Библиотека (бывшая библиотека Ленина) в Москве, под Москвой Царицына Резиденция (полуготический, полудревнерусский стиль) - денег слишком много потребовалось; Инженерный замок в Петербурге (замок для императора Павла, работы проводились другим архитектором, так как Баженов умер). Антон Лосенко (отстаивал сюжеты по древнерусской истории), живописец: картина в Русском Музее 'Владимир и Рогнеда' (позировали ему актеры театра Волкова, картина выстроена как театральная сцена), 'Павел 1' (маленький, в руках - гравюра с изображением Петра 1). Скульптура, Федот Иванович Шубной, из-под Холмогор, был дальним родственником Ломоносова, когда достигнет высот творчества заменит фамилию на Шубин, прошёл с рыбным обозом до Петербурга, Ломоносов с вниманием относился к землякам и вообще низшим сословиям. Искорку в Шубине заметил, определил на обучение в Академию Художеств. Скульптурные портреты, умел хорошо в скульптуре передать черты характера героя, облечь в соответствующую форму, до мельчайших деталей, работал в основном с мрамором. Работы: 'Екатерина 2', 'Павел 1', 'Ломоносов', 'Пандора' (украшает Большой Каскад в Нижнем Парке Петергофа).
Архитектура Елизаветинского времени.
Творчество Франческо Бартоломео Растрелли.16 летним мальчиком приезжает в Петербург вместе с батюшкой, чтобы сначала помогать отцу, Карлу Растрелли. Старший Растрелли занялся в итоге скульптурой, а младший учился скорей всего архитектурному ремеслу именно здесь. В последние годы жизни Петра 1 Франческо Растрелли начинает свою работу, но они все были деревянными и не дошли до нас. После смерти Петра 1, начались для Франческо Растрелли нехорошие времена. Что ему делать - непонятно. Период этот длился три года, Растрелли поехали на коронацию Анны Иоанновны в Москву, были свидетелями всех произошедших событий. Непонятно было, нужны будут его таланты или нет. Помогло знакомство Франческо Растрелли с Бироном. Не только Петербург может похвастаться творениями Растрелли. Есть в Киеве. Из ранних - сохранились в бывших усадьбах Бирона в Прибалтике, дворец в Рундале (Латвия), Дворец в Митаве (Елгава). Протекция была серьёзной, благодаря знакомству, Франческо Растрелли возвращается в Петербург и начинает работать при дворе Анны Иоанновны. Из работ этого периода - Зимний дворец, тот самый, 4й. Когда Анна Иоанновна приехала в Петербург, вернулась, Зимний Дворец существовал - её дяди и тётушки, но Анна Иоанновна поселиться в этом Зимнем Дворце не захотела. На месте нынешнего тогда стоял дворец первого адмирала Фёдора Апраксина. Анна Иоанновна и заняла эти палаты Апраксина. Дядюшкин Зимний Дворец отдала под службы, там была мастерская Растрелли, например. Старый дом Апраксина к концу жизни Анны Иоанновны перестал украшать Петербург. и Франческо Растрелли строит для неё Анинский Дворец. Когда взошла Елизавета Петровна, всех, кто работал при Анне Иоанновне, Елизавета Петровна не привечала. И Франческо Растрелли волновался очень. Удалось. Удалось благодаря первому заказу - на месте матушкиного дворца, на территории Большого Летнего Сада (там сейчас Михайловский замок), там Елизавета Петровна заказала построить ей маленький деревянный Летний Дворец, всего на 100 комнат. Он напоминал Версальский дворец. И после создания этого Летнего Дворца звезда Франческо Растрелли взошла надолго и всерьёз. Все остальное - в следующей серии.