Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Элементы эстетического отношения в системе мировоззрения базового шаманизма
Сфера бытия культуры и сфера индивидуального бытия человека это две разомкнутые реальности, находящиеся в непрерывном становлении. В нашей культуре доминирует познавательное отношение, что в конечном итоге приводит к объективации субъекта. Мораль представляет собой, по сути, зеркальное отражение науки и, соответственно, неизбежно субъективирует объект. Эстетическое же отношение преодолевает бесконечность мира познания и мира морали, приобщая их к "единству и единственности" человеческой жизни и судьбы. Оно выстраивает определенную дистанцию между человеком и миром, вносит в мир человеческую размерность. Однако это не просто произвольная дистанцированность, а точно отмеренная дистанция.
Для эстетического отношения равно важен как сам субъект со всеми его индивидуально-конкретными личностными характеристиками, так и мир с его многомерностью. Таким образом, эстетическое возникает как явленная данность смысла в единстве индивидуального бытия человека и бытия культуры. Я полагаю, что некоторые элементы эстетического отношения, как-то: четкая дистанция между человеком и миром (1), равная значимость и взаимное влияние сущностных черт субъекта и объекта (2), явленная данность смыслов (3), живое единство бытия человека и бытия культуры (4) присутствуют в системах классического шаманского мировоззрения. Ещё более явно их можно проследить в среде т.н. "базового шаманизма", который является квинтэссенцией смыслов традиционного шаманизма.
На факт существования некоторого "центрального ядра", единообразия форм и содержания всех шаманских практик первым указал Мирча Элиаде в своей монографии "Шаманизм. Архаические техники экстаза". В свою очередь, американский антрополог Майкл Харнер, изучая шаманские традиции различных культур, пришел к выводу, что любой человек способен обучиться путешествию в мир духов одной из основных практик традиционного шаманизма. Для обозначения базовых шаманских техник, фигурирующих независимо от конкретного социального, культурного и исторического контекста, ученый предложил термин "базовый шаманизм (core shamanism)". Этот сугубо современный феномен называют также нео-шаманизмом; его широкое распространение связано во многом с успешностью практик духовно-психологического развития и коррекции.
Мистические переживания и религиозный опыт адептов базового шаманизма имеет ряд отличий по сравнению с традиционными шаманами, прошедшими соответствующее посвящение. Нео-шаманизм доступен любому, кто разделяет его положения, вне зависимости от принадлежности к конкретной культурной либо религиозной традиции. Даже если человек ощутит "зов" или получит спонтанный опыт общения с духами, он сохраняет свободу выбора: стать шаманом или остаться прежним никакого серьезного наказания (тяжелая болезнь или смерть) за прекращением практики не последует. Путь шамана воздействует на личность и образ жизни человека, но изменения происходят постепенно и плавно, новые элементы органично встраиваются в сложившееся ранее мировоззрение. Нет изначального комплекса табу, привязки к конкретному сообществу или географическому ареалу.
Несмотря на то, что базовый шаманизм возник посредством выделения сути (core) традиционных практик за вычетом их локального контекста, с недавних пор в кругу практикующих наблюдается тенденция к встраиванию элементов собственной символической системы и культурного контекста в техники нео-шаманизма. Как результат, определенный мистический опыт и практики шамана формируют специфическое отношение к миру, себе и другим людям. Если проанализировать самую суть традиционных шаманских практик, то ряд положений можно выделить и трактовать как проявление четырех элементов эстетического мировоззрения, обозначенных выше.
Весь мир одушевлен. Все живое, и помимо видимой части мира есть и невидимая, недоступная простому взгляду (1). Мир состоит из трех частей: Нижний мир (Ад, Мир Мертвых), Средний (Мир Людей) и Верхний (Небо, Мир Богов). Их объединяет Мировое Дерево, чьи корни находятся в Нижнем, а ветви в Верхнем мирах. Все миры делятся на разные слои и уровни, на всех живет множество духов. Человек неразрывно связан с миром и может взаимодействовать со всем сущим по принципу сотрудничества и взаимопомощи (2,4). Невидимая часть мира, населенная духами, доступная любому человеку при наличии у него определенных навыков, с этой частью мира можно установить прочную связь, обрести исцеление, помощь, силу и знания (2,4).
Духи-покровители и духи-помощники дают человеку силу быть шаманом, посвящают и продвигают по уровням развития (2). Он повелевает своими духами: как человеческое существо умеет налаживать контакты с умершими, "демонами" и "духами природы", не становясь при этом их орудием (1,4). Шаман является специалистом по трансу, во время которого его душа поднимается на Небо (Верхний мир) или нисходит в Ад (Нижний мир). Чтобы достичь необходимого экстатического состояния он проводит соответствующий ритуал, для чего облачается в особый наряд, символизирующий облик тотемного животного или основного духа-покровителя, и использует специальный инструмент (бубен, диджериду, погремушка, варган и др.) (3,4).
Во время своего посвящения шаман стремится к преодолению простого смертного состояния и освобождению от телесной иллюзии, к полному духовному обновлению и мифическому возрождению во Время Творения (1,3). Он путешествует по Нижнему и Верхнему мирам, получает опыт и преодолевает препятствия в непосредственном общении с трансцендентными силами (3). Путем аскезы и личных усилий по концентрации шаман достигает видения собственного скелета, созерцает освобождение костей от плоти, их пересчет и называние (самостоятельное или с чьей-либо помощью) (3). После того, как ему дают новые кости и заменяют некоторые органы иногда в этой роли выступают духи-помощники шаман может самостоятельно путешествовать по мирам и говорить с духами (2,3). Достигнув сверхвременной перспективы, отыскав сам источник духовной жизни, он обретает свою силу (1,3). Тело шамана в это время пребывает в состоянии ритуальной смерти, транса либо тяжелой болезни.
Контакт с одним из невидимых уровней реальности возможен благодаря населяющим его духам. Обычно у шамана есть дух-помощник в каждом из миров, которые он может посещать (2). В некоторых местах миры тесно соприкасаются там контакт с духами наиболее вероятен (4). Шаманы умеют чувствовать и находить эти своеобразные "точки перехода", зачастую отмеченные природой: родник или одинокое мощное дерево в пустоши, перевал, озеро, необычные скалы или камни (3). Подобные места силы священны, в них совершаются обряды и молитвы. Храм в шаманстве это и есть сама природа (3).
Шаманы являются "избранными": они причастны к сфере сакрального, недоступной остальным членам общества (1). Их экстатические переживания влияют на весь комплекс мифологии, религиозной идеологии и обрядов (4). К древнейшим формам мистического опыта можно отнести ощущения внутреннего света, подъема, вознесения и даже левитации они являются характерной повторяющейся чертой шаманских техник вообще (3). Основные функции шамана тесно связаны с окружающими его людьми (даже если их круг не фиксирован): это лечение, обеспечение удачи в делах и отведение несчастья, поиск пропавших людей и предметов, сопровождение душ умерших в загробный мир, иногда предсказание будущего (4). Шаман великий специалист по человеческой "душе": только он "видит" ее, поскольку знает ее "форму и предназначение" (3). Очень часто шаман становится духовным лидером сообщества, с которым контактирует достаточно регулярно и плотно (4).
Обобщая вышеприведенный поиск элементов эстетического отношения в шаманском мировоззрении, следует в первую очередь отметить возможность проявить свою индивидуальную духовную сущность (постулировать уникальное личностное бытие) и выделиться из среды окружающих людей (в бытии культуры). Другими словами, речь идет о единстве индивидуального бытия человека и бытия культуры: шаман преодолевает бесконечность трехчастного мира и мира культурного, постулируя в них "единство и единственность" собственной, человеческой жизни и судьбы (4). К этой же рубрике можно отнести влияние экстатического опыта шамана на культуру своего социума и позицию духовного лидера, которую он зачастую занимает.
Пару слов о равной значимости и взаимном влиянии сущностных черт субъекта и объекта (2). Это положение возможно трактовать в первую очередь как специфику взаимоотношений шамана с обществом и трехчастным миром, описанных ранее. Однако здесь присутствует и другой мотив: равное и добровольное сотрудничество с различными духами и иными проявлениями трансцендентных сил, принцип взаимопомощи.
Что касается установления фиксированной дистанции между человеком и миром (1), то здесь я вижу две линии: общество (культура) и шаман, шаман и трехчастная структура мира, особенно его невидимые грани. С одной стороны, вследствие своей сопричастности сакральному шаман оказывается в той или иной мере отдален от общества и основной культуры а значит и само общество выстраивает отчетливую дистанцию по отношению к шаману и его практикам, которую я могу назвать эстетической. С другой стороны, шаман ощущает всю полноту мира и может взаимодействовать с его незримыми уровнями, тем не менее оставаясь человеком и обитателем Среднего мира, Мира Людей соответственно, он также отстраивает некоторую конкретную дистанцию между собой и трансцендентными силами, что, по моему мнению, позволяет трактовать его восприятие как эстетическое.
Здесь логично перейти к вопросу об эстетическом как явленной данности смыслов (3). Во время своего посвящения и в дальнейших путешествиях по миру духов, а также в любой практике, направленной на получение результата в обычном мире, шаман получает особый мистический опыт, который представляет собой непосредственную данность смысла. Форма полученных знаний неотделима от его содержания, органически связана с ним: все действия и внешний облик шамана полностью в символической форме повторяют образы невидимого мира. Таким образом, я полагаю, что мировоззрение базового шаманизма содержит некоторые элементы эстетического отношения.