Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

даосизм- китайское традиционное учение включающее элементы религии мистики гаданий шаманизма медитацио

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

№2

Древнекитайская философия. Даосизм, Конфуцианство.

(VI—II вв. до н. э.). В этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени. В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

1. даосизм: китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

2. конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу.

3. моизм. Представители: Мо Ди, Цинь Хуали

4. школа законников Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян

5. школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши

6. школа «инь-ян». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

2)Социальные отношения. Понятие социальной стратификации. Нации и классы. Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). Под социальными отношениями мы можем подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и союз двух государств и т.д. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. НАЦИЯ (лат. natio — племя,народ)-исторически сложившаяся общность людей. Главные признаки Н.— общность экономических связей, территории, языка. На этой основе возникает общность духовной жизни, национальные особенности психологии, характера, культуры, сознания, традиции, На особенности духовной жизни Н, большое влияние в условиях капитализма оказывает классовое положение людей. Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда.

Билет 5, вопр.1. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и ценность человека. Пантеизм как мировоззренческая система.

Исторически эпоха Возр. охватывает период с 14 по 16 века. Бытует мнение, что философия эпохи Возр. – это в большей степени философия позднего средневековья. Но это не совсем так, эпоха Возр. имеет свои мировоззренческие установки и свои пути решения важных социальных проблем. Эту эпоху характеризуют таки черты как:

1. Разрыв с теоцентризмом.

2. Намечающийся союз философии и естествознания.

3. Рост гуманитарного знания.

4. Возвышение человеческой природы через искусство.

  В философском содержании Возрождение возвращает ценности античной культуры и основные позиции классической античной философии, обретает переходящий  характер  философского  мировоззрения  (пантеизм, антропоцентризм, гуманизм).

  В  философском  учении  о  природе  в  Возрождении  преобладает  идея пантеизма. Сущность  этой  идеи  в  том,  что  Бог  сближается  и  в  дальнейшем отождествляется с природой, а сама природа обожествляется. Бог не только творец сущего, но Он же присутствует в Мире, в сотворенных им вещах и силах природы.

  В пантеизме есть несколько основополагающих подходов.

1. Бог  целиком  и  полностью  совпадает  с  природой  (Дж.  Бруно,  Б. Теллезио).

2. Бог  и  природа  совпадают  не  полностью  (Дж.  Чезаре  Ванини,  Дж. Пико).

3. Бог есть в природе, но он выше (П. Помпонацци, Я.Боме).

  Диалектические  идеи  натурфилософии  Возрождения  включают  четыре позиции. Эти идеи в основном сформулированы Н. Кузанским.

1. Тождество противоположностей (Бог и природа).

2. Мир есть развертывание своей собственной сущности.

3. Вселенная  заключена  в  человеке  (взаимосвязанность  Макро-  и микрокосмоса).

4. Познание  выступает  бесконечным  и  совершенным  процессом,  где совпадают противоположности и возрождается истина.

  Именно Дж. Бруно вопреки аристотелевской логики, опираясь только на теоретические  положения,  пришел  к  осознанному   убеждению,  что «противоречащие суждения могут быть истинными».

  А по мнению А. Кузанского  «совершенным  является  понятие истины, которое преодолевает обе противоположности».

  Фактически  эти  положения  являлись  предпосылкой  нового  стиля мышления и нового метода в науках.

  Гуманизм эпохи Возрождения был определен в XV веке Поджо Браччолини «То, что нам присуще от природы менее всего достойно осуждения». Но это достаточно спорно, т.к. и эгоизм себялюбия и даже алчность здесь могут приобретать заведомо ценностный смысл.

  Фактически  в  рамках  абстрактного  гуманизма  –  все,  что  в  природе человека, есть ценности не подлежащие осуждению.

  Идеи абстрактного гуманизма проявляются и в политической философии Н.  Макиавелли,  в  том  смысле,  что  человеческая  природа  неизменна.  Но, безусловно, ошибочно возводить человеческую природу в абсолют. Человек в  основе  своей  более  социален,  а  следовательно  и  более  изменяем  и управляем в своих действиях и поступках.

  Человек  как  высшая  ценность,  являясь  первоначальной  посылкой гуманизма,  в  более  поздний  период  развития  философской  мысли, приобретает более глубокое содержание (Й. Гердер, А. Швейцер и др.). Но главное в гуманизме Возрождения то, что человек уже начинает пониматься и как свободная личность и как творец своей собственной судьбы.

5,2Духовная жизнь общества. Основные духовные детерминанты: идеология, культура, искусства.

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей "неоперациональности".

Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях "духовного возрождения", в исследованиях "духовного производства", "духовной культуры" и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным.

В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как "духовного мира личности". Но что входит в этот "мир"? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе "вечных вопросов" его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости

Билет 6 вопрос 1

Философия Нового времени охватывает период конца 16-18 веков. В центре философского внимания – теория познания и отработка методов истинного знания для всех наук.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

– Ф. Бэкон (Англия);

– С. Гоббс (Англия);

– Дж. Локк (Англия);

– Р. Декарт (Франция);

– Б. Спиноза (Голландия);

– Г. Лейбниц (Германия).

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

  1.  – проблемы философского научного метода;
  2.  – методологии познания человеком внешнего мира;
  3.  – связи внешнего и внутреннего опыта;
  4.  – задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:
  5.  – эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон);
  6.  – рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
  7.  – принцип автономно мыслящего субъекта;
  8.  – принцип методического сомнения;
  9.  – индуктивно-эмпирический метод;
  10.  – интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
  11.  – гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

Эмпиризм и Рационализм

Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека.

Сторонники РАЦИОНАЛИЗМА считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. «Я мыслю, следовательно существую». Человек существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.

Билет 6

2. Общественное сознание и его формы

Общественное сознание

1.   Отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии,

в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии,

в религии и мифах, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных

групп, человечества в целом.

2.   Оказывает воздействие на общественное бытие: идеи, когда они овладевают

массами, становятся материальной силой.

3.   Не есть «сумма сознаний отдельных личностей», а качественно особая

духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью и

оказывает воздействие на каждого человека.

4.   есть отвлечение от всего личного, индивидуального. Взгляды, идеи

определенных социальных групп.

    Общественное бытие – есть социальные процессы жизни людей, которые

зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства

материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы

жизни общества.

Формы общественного сознания

    Политическое сознание, или идеология, - совокупность идей, которые

выражают коренные интересы классов, наций и государств. Политическое

умонастроение граждан определяется экономическим и государственным строем

общества. Политическая идеология реализуется в деятельности политич. партий и

государства. Отражается на всех сферах жизни общества.

    Правовое сознание – это представления и понятия, выражающие отношение

людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и

обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая

идеология.

    Научное сознание – система знаний, их духовное производство. Практическая

деятельность на их основе.

Религиозное сознание – являет собой выражение признания Абсолютного начала,

Бога, от которого зависит все, в т.ч. и человек, и стремление согласовывать

свою жизнь с волей Абсолюта.

    Нравственное сознание – система неписаных законов, в которой находят

отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

    Эстетическое сознание – феномен духовной культуры. Чувство прекрасного,

эстетическое чувство.

№7 2)Понятие морали. Нравственный идеал и моральный долг. Роль в жизни общества.

Мораль (лат. нравы) - одна из форм общественного сознания ,социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

Долг - одна из осн. категорий этики, отражающая особое моральное отношение. 

Нравственный идеал-понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно-совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.  Основные социальные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, познавательная, воспитательная. 2. Мораль представляет собой саморегуляцию личности в обществе с помощью требований, имеющих всеобщее значение. 3. Нравственные правила формулируются обобщенно, проникают во все сферы жизни и выполняются бескорыстно. 4. Целью нравственной регуляции поведения является возвышение отдельного человека и общества к идеалам гуманизма. 5. Знание добра и зла, умение различать их приходит к человеку на практике и, в свою очередь, дает направление его жизни. 6. Нравственная культура позволяет человеку самостоятельно и успешно справляться с жизненными ситуациями.

8.1Система и метод Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форм/е было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалекти-ческого способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких не-преодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.

№8 2)Право – мера свободы и ответственности личности.Права человека стимулируют преобразование личностью окружающей действительности для удовлетворения своих интересов. При этом каждый гражданин обладает равным правом на одинаковую меру свободы. Отсюда - ответственность за свои поступки и запрет злоупотреблять своими правами.Ключевым понятием общества выступает свобода как условие и способ человеческого самоосуществления, отягощенного мерой персональной ответственности. В рамках гражданского общества и его институтов свобода проявляется не так, как в границах государства, где человек заявляет о себе как существо пассивное, страдательное, ибо оно объект внимания и манипулирования, заботы и наказания.Свобода означает не только то, что индивидуум имеет возможность, но и то, что он должен отвечать за последствия своих действий. В этом плане свобода и ответственность неотделимы.1.  СвободаСвобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом.Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли — самоопределяем или детерминирован ли человек в своих поступках. Иными словами, является ли воля ничем не обусловленной конечной причиной поступков и действий человека, или же они детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-то обстоятельствами.Свобода — это наличие возможности выбора варианта и реализацию исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.В полосе реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. В каждом конкретном случае выбор носит случайный характер, но в массе случайностей пробивают себе дорогу объективно необходимые тенденции развития. Иногда выбор имеет альтернативный характер и ведет к диаметрально противоположным последствиям. Например, человек может быть законопослушным, а может встать на путь правонарушений. Это его выбор. Но в любом случае ему приходится считаться с существующей в данном обществе правоохранительной системой, общественным мнением и т.п. Человек несет ответственность за свой выбор.2.  ОтветственностьТермин «ответственность» введен в научный обиход в связи с вопросом наказуемости, возникающей в связи с наказанием.Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершенное правонарушение и применение к правонарушителю мер государственного воздействия, представляющих для него неблагоприятные лишения личного или материального характера. Это важнейшее средство обеспечения правомерного поведения граждан, должностных лиц и организаций, борьбы с правонарушениями. Она служит мерой защиты интересов личности, государства и общества, локализует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия субъектов в правовой сфереВ традиционном понимании юридическую ответственность дифференцируют как позитивную (перспективную) и негативную (ретроспективную). Позитивная ответственность рассматривается как долг, обязанность субъекта действовать в соответствии с требованиями социальных норм, а негативная - как обязанность субъекта претерпевать лишения за нарушение их предписанийДобросовестная, добровольная реализация прав и обязанностей есть процесс, динамика ответственности, противовес правонарушению и наказанию за его совершение. В процессе реализации прав и обязанностей субъект должен постоянно соизмерять свое поведение с той моделью, которая указана в правовой норме и которая является мерой свободы и ответственности личности.Юридическая ответственность в механизме реализации прав и свобод граждан выступает в качестве средства, меры и гарантии правомерного поведения индивидов, поэтому, с одной стороны, юридическая ответственность обеспечивает лицу определенную сферу свободы, а с другой - ограничивает эту сферу государственным принуждением, неблагоприятными последствиями для правонарушителя

билет 9 вопрос АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ФЕЙЕРБАХА

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной ре-альностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность. Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. 

9.2 Сущность идеологии. Роль идеологии в жизни общества.

Идеология  –  совокупность  общественных  идей,  теорий,  взглядов,  которые

отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения  интересов

определенных    классов,    разрабатываются,    как    правило,     идейными

представителями этих классов и направлены  на  утверждение  либо  изменение,

преобразование  существующих  общественных  отношений.  В  сфере   идеологии

формируются системы ценностей  различных  общественных  классов,  здесь  они

осознают свои коренные  интересы,  место  в  обществе,  отношение  к  другим

классам, формулируют и обосновывают цели  и  программы  своей  деятельности.

Господствующей в данном обществе является идеология господствующего  класса,который  держит  в  своих   руках   средства   материального   и   духовного

производства.  Идеология   –   часть   надстройки   и   необходимый   фактор

формирования  идеологических  (политических,  правовых  и  др.)   отношений.

Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное  место

в его структуре как иной уровень по отношению к  общественной  психологии  и

обыденному сознанию  и  проявляет  себя  в  различных  формах  общественного

сознания. Соответственно  различаются  политическая  и  правовая  идеология,

философия и религия, нравственное и эстетическое  сознание.  Наука  является

преимущественно формой познания,  а  не  идеология,  но  испытывает  влияние

идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах  идеологии,а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер.Основная сложность в изучении идеологии связана с тем,  что,  как  и  всякое комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.Наиболее общей категорией, характеризующей  субъективную  сторону  политики,является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и  теоретические,рациональные  и  подсознательные  представления   людей,   опосредующие   их отношения  между  собой  и  с  инструментами  власти  по  поводу  участия  в управлении государством и  обществом.  Представляя  самосознание  социальной (национальной,  классовой,  конфессиональной  и  др.)  группы,  политическое сознание  отражает  действительность  с  позиций   коллективных   интересов, сопоставляет групповые потребности  с  их  влиянием  на  общество  в  целом. Поэтому оно не может не включать в себя  общегрупповые,  общедемократические и  общечеловеческие  идеи  представления.  Основными  формами  существования политического сознания являются политические идеология и  психология. Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков. Особую роль в обществе играют общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. По содержанию общенациональная идеология шире, нежели идеология государственная. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается государством гражданам. Без сплочения населения страны в единую общность, без осознания людьми того, что они являются гражданами определенного государства со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, государство просто не сможет существовать и развалится. Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека.

№11 Вопрос 1. Философия 19 века. Позитивизм. Марксизм. Рационализм.

Философия XIX века включает различные философские направления и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъёме немецкой философии, противоположное движение — позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

ПОЗИТИВИЗМ – достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире.  Позитивизм 1) утверждает первенство науки: наше знание – это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Основателем позитивизма считается О. Конт, изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную МАРКСИЗМ. Возникает в первой половине 40-х годов XIX века под влиянием рабочего движения и естественнонаучных открытий. Духовными источниками философии марксизма являются английская политэкономия (А. Смит), французский социализм-утопизм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).  Фридрих Энгельс (1820-1895) сотрудничал с Марксом, После того, как началось сотрудничество, они написали совместно несколько сочинений. Первое из них «Святое семейство», Второе совместное произведение - «Немецкая идеология» (осталось только в рукописи). В ходе написания этих и других работ К. Маркс и Ф. Энгельс выработали новое учение «марксизм». Сочинением, выражающим теорию марксизма, был «Манифест коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом для Союза коммунистов. Философские идеи марксизма были выражены в произведениях Энгельса: «Анти-Дюринг», «Диалектика Природы», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Концептуально философские идеи марксизма были изложены Марксом в его многотомном сочинении - «Капитал».Государство, по К. Марксу, всегда носит классовый характер и стоит на страже интересов господствующих классов и привилегированных сословий. В классовом обществе возникает феномен отчуждения человека. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека является экономическое отчуждение, или отчужденный труд, который К. Маркс рассматривает в четырех аспектах:1. рабочий использует в процессе труда природные материалы, которые не принадлежат ему, он производит предметы, которые достаются собственнику производства.  2. сам процесс трудовой деятельности для рабочего оказывается принудительным. Рабочий не свободен, он не может выбирать: работать или нет, поскольку не может иначе обеспечить свою жизнь, управление производством от него совершенно не зависит. 3. подневольный труд вообще отнимает у рабочего так называемую «родовую жизнь». Рабочий относится и к производству, и к природе отчужденно, противопоставляя их самому себе, ненавидя их в душе, видя в них нечто чуждое и враждебное. 4. подобный несвободный труд порождает отчуждение между людьми, конкуренцию в капиталистическом обществе, когда каждый человек выступает только сам за себя, презирая и пренебрегая благом других людей и общества в целом. Причиной феномена отчуждения является частная собственность, которая рассматривается Марксом в качестве предпосылки всех социальных противоречий. Уничтожение частной собственности - путь к освобождению и формированию нового универсального и гармоничного человек. РАЦИОНАЛИЗМ. Для этого периода характерно бурное развитие промышленности, техники и естествознания. В соответствии с запросами общественного развития Философия Нового времени решала проблемы гносиологии, а главным образом проблема метода познания. В зависимости от решения этой проблемы философы разделились на эмпириков и рационалистов.       

Рационалисты считали, что новые знания приобретаются не в чувственном познании, а через познание , которое основано на абстрактном логическом мышлении. Основоположником рационалистического направления в философии Нового времени был французский философ Рене Декарт. Основные  его взгляды изложены в работах «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения»,»Начала философии». Характерной особенностью философского мировоззрения Декарта является дуализм. Он допускал существование двух независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной. Основным свойством материальной субстанции является протяженность, а духовной –мышление. Материальную субстанцию Декарт отождествлял с природой. В своем учении о познании Декарт исходит из того, что достижение истины невозможно без сомнения, человеку необходимо хотя бы раз усомнится во всех вещах насколько это возможно.Согласно Спинозе все в мире управляется абсолютной необходимостью. В этике Спинозы добро - есть то, что способствует сохранению целостности мира. Спиноза считает, что надежда и страх есть проявление неадекватного понимания человеком действительности, они свидетельствуют о его зависимости от обстоятельств.

11 Вопрос 2. Религия и ее роль в жизни общества.

Религия — форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов. Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические (признающие одного Бога), на национальные и мировые.

К политеистическим национальным религиям относится индуизм, распространенный на территории Индии и насчитывающий в своем пантеоне несколько десятков богов.

К политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм, который, зародившись в Индии в VI-V вв. до н.э., получил распространение во многих странах мира — в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Монголии и др. Основателем буддизма считается Будда (Просветленный). Буддийский пантеон включает множество богов, полубогов и других сверхъестественных существ из мифологии тех народов, которые приняли буддизм.

К монотеистическим национальным религиям принадлежит иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве. Эту религию исповедуют евреи, расселенные по всему миру.

К монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии признают единого Бога и насчитывают в своих рядах верующих различных национальностей из разных стран мира.

Роль религии для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Функции религии:

1. религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.

3. человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость.

4. религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

5. религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

6. религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам

7. религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

Религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию.

№12 1. Феноменология и экзистенциализм Для феноменологии немецкого мыслителя Э. Гуссерля характерно проведение различия между реальным и идеальным Б. Первое является внешним, фактичным, временным, а второе - мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью. Задача феноменологии в том, чтобы определить смысл Б., осуществить упрощение всех натуралистически-объективистских установок и повернуть сознание от индивидуально-фактического Б. к миру сущностей. Центральным пунктом феноменологии является изучение сопряженности Б. и сознания. Экзистенциализм — иррационалистическое направление, возникшее в конце 1 мировой войны. Э сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Центральная проблема - отчуждение индивида от общества. Философы делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Моделью человека, как такового, для этих философов стал помещенный на грань жизни и смерти человек. Человек делает самого себя, обретая свою сущность, уже существуя , - в этом и состоит первый принцип Э, из которого вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внещняя сила никто кроме данного индивида не может за него осуществить превращение в человека. Мир экзистенциалиски ориентированного индивида — это свобода, на которую человек обречен. Человек свободен он и есть свобода. Свободный выбор индивида его удел, ответственность и его трагедия. Э философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта от повседневности к самому бытию, к собственной Экзистенции — сущности, которая едина с существованием.

Билет 12 (2) Глобальные проблемы современности и пути их решения. Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название "глобальных" стало характерной приметой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются международные конференции ученых, политиков, экономистов, философов. Однако острота этих проблем не только не уменьшается, а наоборот, возрастает. Актуальность глобальных проблем обусловлена следующими факторами: ускорением процессов общественного развития, накопление знаний человека о природе и рост технических средств, приведшие к тому, что силы человека, в настоящий момент сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их, неуклонно растет численность населения. Глобальные проблемы современности - это комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Эти проблемы носят комплексный характер, т.е. в исследовании глобальных проблем должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания: как общественно-гуманитарные науки, так и естественные, и технические. Таким образом, сформировалась особая область знания - теория глобальных проблем или глобалистика.Классификация глобальных проблем. Все глобальные проблемы можно разделить на три группы: 1). Интерсоциальные проблемы, связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: "Восток-Запад", богатые и бедные страны и т.д. 2).Проблемы, связанные с взаимодействием общества и природы, можно подразделить на несколько групп: -Под экологическими проблемами понимаются меры против загрязнения окружающей среды.- Проблемы ресурсов, таких как воздух, вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсов. 3)Проблемы космического пространства и Мирового океана, связанные с человеком, его индивидуальным бытием, с системой "индивид-общество". Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Эта группа проблем включает в себя проблемы здравоохранения, образования, контроля за численностью народонаселения, развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития личности.

13.1 Взгляды Франкфуртской школы. Политическая философия и Неомарксизм.

Франкфуртская школа- группа талантливых радикально-критически настроенных философов, социологов, экономистов, историков, литераторов объедин. вокруг основанного в 1923 г. при Франкфуртском университете Института социальных исс-ий. Фр школа - неомарксистская социально-философская и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, Основные направления Фр.шк:1.Критика развитого капитализма. Члены Фр шк соединяли Марксов анализ капитализма с веберовским анализом рационализации.2.Критика экономизма. Ф ш придерживалась определенного взгляда на марксизм, предлагая синтез идей Маркса и Вебера. Критикуя экономизм, ее члены полемизировали с определенными версиями маркс т, в частности с теми, согласно которым экономика была основной силой соц изменения. 3Критика позитивизма.критиковали эпистемологию, которую они считали господствующей в западном обществе, а именно позитивизм с его положением о том, что знание основывается на чувственном опыте и проверяется им. 4.Отношение к Фрейду. Еще одним теоретическим новшеством Ф ш было включение психоанализа в той версии, которая была предложена Фрейдом, в свою концепцию общества. Это привело к дальнейшему изменению марксизма, поскольку члены школы считали, что структурную теорию общества необходимо дополнить теорией человеческих потребностей и желаний. Политическая философия - раздел философии, который исследует политическое сообщество; изучает такие темы как свобода, справедливость, право, закон и соблюдение правовых кодексов властью. Основные направления в современной полит фил: либерализм, комунитаризм, феминизм, неомарксизм,постмодернизм, республиканизм. Осн концепции: свободы, справедливости, равенства, власти, насилия, политического дискурса, полит общения и др.Неомарксизм (греч. neos = новый + марксизм = учение Маркса) - это со-ть социально-фил-х и эк-х концепций, индивидуальных духовных инициатив, коллективных интеллектуальных проектов, умственных течений ХIХ-ХХ в в русле идейной традиции, восходящей к Карлу Марксу.

№14 1.ФЕМИНИЗМ (лат. femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола.  Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам Симо́на де Бовуа́р— французская писательница, философ, идеолог феминистского движения. В своей книге «Второй пол» (1949) Симона де Бовуар сформулировала основные идеи феминизма. Быть женщиной, по ее мнению, - это значит, принадлежать к особой социопсихической реальности — «женственности». В мире, построенном мужчинами, женщина является иным, другим существом, чем-то вроде вещи, женщина обречена быть «вторым полом». Для достижения женщинами равноправия с мужчинами нужно освободиться не только экономически, но также должен произойти культурно-нравственный переворот. Появление гендерного подхода в философии связано с пониманием гендерного равенства: сходство и различия женщин и мужчин не противопоставляются друг другу, а диалектически сочетаются. Сторонники этого подхода отмечают, что проблема заключается не в том, что различия существуют, а в том, что они не должны вести к дискриминации. Различия необходимо принимать во внимание специальным образом, ориентированным на равное распределение экономических, социальных и политических возможностей. Гендерное равенство не означает идентичности женщин и мужчин или установления в качестве нормы присущих мужчинам условий или образа жизни. Сегодня принцип равенства включает в себя и право на различия, что предполагает необходимость учитывать отличительные черты, характерные для женщин и мужчин, связанные с их принадлежностью к тому или иному социальному классу, с их политическими взглядами, религией, этнической группой, расой.

БИЛЕТ 16 (1)

Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции. Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д. Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период.

В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином "материя".

17.2 Наука. Роль науки в обществе и жизни человека

В современном обществе значительно возросла роль науки. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Под влиянием науки возрастает роль человеческого фактора во всех формах деятельности. Наука, по-моему, это то, что сделало человека из первобытного общества. Самой главной  наукой я считаю науки о человеке. Ведь человек является главным существом в этом мире. Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понятием в изучении человека понимается    анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы организма. Эти свойства человека изучают различные  отрасли  биологии.

Сознательные и бессознательные процессы охватывает психическое понятие, то есть  под  психическим понятием рассматривается внутренний мир человека. И поэтому одной из самых основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его сложности.

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Например, социальная психология занимается поведением человека. Социальное в человеке заключается в том, что в человеке в миниатюре, в «свернутом» виде отражено все общество с присущими ему состояниями.

Космическое – еще одно направление познания человека. Связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, философии. К. И. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский высказали о влияние  Ритмы Космоса на динамику изменения биополей растений, животных и человека.

Науки о человеке играют в жизни важную роль. В последние годы особенно знаменитых результатов достигла – генетика. В  сегодняшнее  время люди, благодаря науке, могут вылечиваться от многих давне неизлечимых болезней.

Наука открывает необозримое поле деятельности. И никогда нельзя будет сказать, что все уже открыто, что оконча¬тельно решены все проблемы.  Наука требует героизма. В заключении хочу сказать, что науки о человеке являются самыми главными науками и надеюсь на то, что в дальнейшем они будут развиваться еще больше и лучше.

№ 14 2 2) Постиндустриальное общество и его сущность. Роль информации в жизни современной цивилизации. В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие со­циальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интел­лигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих. Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информацион­ному обществу. В отношении основных параметров этого обще­ства остаётся еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что инфомационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей: - интеллектуализацию всех сфер жизни; - создание социально-информационной структуры, охваты­вающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу ус­луг, образование, медицину, науку и т.д.; - превращение информации в важнейший ресурс общества; - развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких ком­муникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека; - трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.Есть все основания полагать, что в информационном обще­стве будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации. Информационное общество — это социальный феномен, ко­торый имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму «капитализм-социализм» или «За­пад-Восток». Его становление происходит неравномерно. В раз­витых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуще­ствляются в рамках «индустриального общества». В России пока закладывается лишь предпосылки информационного об­щества, его становление сдерживается охватившим нашу стра­ну системным кризисом.В информационном обществе интенсивно формируется но­вый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнес­мены, класс производственных и непроизводственных работни­ков (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное по­ложение между двумя названными классами (мелкие предпри­ниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).Научно-технический прогресс не замыкается в своих соб­ственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокуп­ность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенден­ций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.

№16 2 Прогнозирование социальное

Прогнозирование социальное

— исследование перспектив социальных процессов и явле¬ний с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программи¬рования, планирования, управления. Отличается от прогнозирования в естественнонаучных областях (напр., землетрясений, погоды и т. д.) предметной областью (социальные явления) и включением в связи с этим целеполагания в прогноз, что требует применения соответствующих методов.

Создание социальных прогнозов, как наиболее сложных в системе научного знания, предполагает использование достаточно сложной процедуры. И.В. Бестужев-Лада следующим образом представил логическую последовательность разработки социального прогноза: 1) предпрогнозная ориентация — получение задания на прогноз и разработка теоретической концепции исследования; 2) исходная модель прогнозируемого объекта; 3) экстраполяция (или интерполяция); 4) прогностическое моделирование — создание гипотетической модели поис¬кового (исследовательского) и нормативного (программного и организационного) прогноза; 5) анкетирование — опрос экспертов по данным гипотетических моделей, в результате чего создаются уточненные прогностические модели; 6) научно обоснованные рекомендации для планирования, программирования, проектирования и управления; 7) верификация - проверка надежности прогноза с помощью моделирования вероятных последствий рекомендованных решений, дополнительного опроса населения и экспертов, эксперимента, логических построе¬ний, математических расчетов и других средств; 8) обсуждение прогноза, доработка его и сдача заказчику.

           Предвидение будущих состояний общества есть результат исследования законов его развития, анализа прошлых и настоящих его состояний. В силу действия в обществе большого числа факторов, законы общественного развития приобретают характер тенденций. Отсюда предвидение имеет свои ограничения, предполагает определенную степень обобщения, за ко¬торой конкретность, детализация являются чрезмерными. Прогнозирование социальное  должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогно¬зирования социального, как и вероятностный характер общественных закономерностей, тре¬бует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описы¬вают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения. Можно выделить два типа социальных про¬гнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание: по¬исковый и нормативный. Первый призван описать возможное состояние исходя из действую¬щих тенденций с учетом управляющих воздействий; второй связан с постановкой целей, опи-сывает желаемое состояние, пути и средства его достижения. Возможны др. классификации: по срокам упреждения — кратко , средне , долгосрочные прогнозы, по роли — например, про¬гнозы-предупреждения.  Социологи ведут прогнозные разработки таких процессов, как разви¬тие социальной структуры, изменение временной структуры жизнедеятельности общества, со¬циальных проблем труда, семьи, образования и т. д. Одна из наиболее актуальных за¬дач прогнозирования — анализ ближайших и более отдаленных социальных последствий при¬нимаемых решений, направленных на перестройку различных сторон жизни обще¬ства. Прогнозирование социальное  следует отличать от утопий и футурологических концеп¬ций, выполняющих соответствующие идеологические функции.

В античной философии философ Протагор определял чел-ка, как сущность все вещей.Сократ выделял в чел-ке способность к познанию,при этом считая знания высшей добродетелью.Аристотель считал чел-ка животным политическим,имея в виду необходимую вовлеченность чел-ка в сферу обещственных отношений.
В средневековой системе,которая была религиозной,чел-к воспринимался как образ созданный по образу бога.
Эпоха возраждения возвращает приоритет ценности чел-ка,выделяя в его сущности гуманистическое начало.
Современное понимание чел-ка это,в первую очередь, «человек информационный».
Особое место в изучении проблем чел-ка занимает изучение культурологических основ человеческого бытия.
Среди психологических св-в личности можно определять темперамент.Современные классификации темперамента личнтости:меланхолик,флегматик,сангвиник,холерик.
Кроме этих факторов личность характеризуется социальной мобильностью.Соц.мабильность-перемещение личности в рамках соц. статуса, так и в системе жизненного пространства.мобильность может быть горизонтальной и вертикальной.Эту классификацию предложил ф-ф и социолог Соронин.
Можно выделить классификацию которую предложил психолог Карл Юнг.ИНТРАВЕРТ(скрытый) и ЭКСТРАВЕРТ(открытый)
Одной из важнейших особенностей личности явл-ся детерминация жизнедеятельности.

круги бытия человека:                                                   

Природный

Социальный

Экономический

Политический

Духовный

Сущность чел-ка:

Природная-        социальная-  экономическая-  политическая-этетическая

Индивидеальность личность    работник              гражданин      творец

Билет 19 1) Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи. Законы и категории диалектики.

Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.  

Основные законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей

  1.  дает ответ на вопрос – почему происходит развитие
  2.  вскрывает источник развития
  3.  характеризует процесс развития в целом.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

  1.  дает ответ на вопрос – как происходит развитие
  2.  вскрывает «механизм» развития
  3.  характеризует процесс развития в целом.

3. Закон отрицания отрицания

  1.  дает ответ на вопрос – какова тенденция развития
  2.  вскрывает общую тенденцию развития
  3.  характеризует процесс развития в целом.

Категории диалектики

Причина – следствие

Необходимость – случайность

Возможность - действительность

Содержание – форма

Сущность – явление

Отдельное (единичное - особенное – общее)

Билет 19, 2 вопрос.Этническое (национальное) самосознание – это система взглядов и идей, на основе которых происходит выделение этносом себя из этнического мира, осознание основных черт и особенностей своего и других этносов.  Национальное самосознание формируется под влиянием ряда факторов:

  1.  этническая среда, этнокультурные традиции, этносоциальная ситуация, миграции населения, активные межэтнические контакты, государство и его институты, система образования, СМИ, учреждения культуры, семья и т. д.), а также особых коллективных представлений этноса.
  2.  религиозные воззрения этноса, являющиеся одним из значительнейших факторов менталитета народа и связанные с его мировосприятием в контексте мировой цивилизации.
  3.  социальные идеи, складывающиеся в процессе экономического развития государства, его институтов и коммуникаций, культурной жизни, а также политические чувства и представления, отражающие восприятие людей реальных властно-распределительных отношений в их собственной стране и в мире в целом.

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общие критерии:

  1.  развитие человеческого разума
  2.  совершенствование нравственности людей
  3.  развитие производительных сил, включая самого человека
  4.  прогресс науки и техники
  5.  возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Гуманистические критерии:

  1.  средняя продолжительность жизни человека
  2.  детская и материнская смертность
  3.  состояние здоровья
  4.  уровень образования
  5.  развитие различных сфер культуры
  6.  чувство удовлетворенности жизнью
  7.  степень соблюдения прав человека
  8.  отношение к природе

№20 1)  Сознание – сложное системное образование, совокупность разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых и анемических, а также процессов воображения, интуиции, воспоминания – достигается за счет таких качеств как связность и согласованность его функционирования.

Структура:

1) знания, как совокупность знаний об окружающем мире

2) внимание, способность сознания концентрироваться на конкретных видах деятельности;

3) память – способность накапливать и сохранять информацию, а при необходимости воспроизводить ее;

4) эмоции – выражающие состояние внутреннего мира человека, его отношения к объектам внешнего мира, другим людям, самому себе.

5) воля – обеспечение регуляции человеческой деятельности и преодоление препятствий на пути к поставленной цели

6)самосознание – важнейшая составная часть сознания, направленная на самопознание человека позволяющая осознать свое тело, чувство, мысли и свое место в обществе

Функции сознания:

1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.

2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе.

3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

4-прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

№20 2) Прогресс (от лат. — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.

Выделим три сферы материальной действительности: неорганическая, органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии прогресса. Для неорганичесской критерием является степень усложнения структуры системы (например молекулярный относительно атомарного). Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. Говоря об общественном прогрессе - это увеличение в обществе счастья и добра. И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.

Прогресс - поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет. Критерием общественного прогресса служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы.

22.1)Философия как мировоззренческая система. Предмет философии.Природа абсолютного в философии .Проблематика и структура философии.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. . Под абсолютным понималось, в частности: свободное от материальных условий, от случайности; приложимое ко всякому бытию; необусловленное; не связанное с какими-то причинами; свободное от умственных ограничений.
В современной философии многозначность абсолютного сохранилась. Абсолютное может означать совершенное, завершенное, универсальное, необусловленное, свободное от ограничений, а также невыразимое, не способное быть предметом мысли, строгое, буквальное, безоговорочное, не являющееся символическим или метафорическим. Например: «абсолютная истина», «абсолютное пространство», «абсолютное Эго», «абсолютная необусловленность» и т. п. Проблема основного вопроса философии (ОВФ) Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.




1. строительный кооператив не доказал право собственности на нежилые помещения поскольку не представил доказ
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ ~ 2003 Ди.html
3. Тема 11 30. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ Понятие власти и влияния.html
4. на тему- Флора урбанизированных экосистем Подготовил- студент группы ЭК ~ 21 Ба
5. менеджмент- Способы эффективного использования рабочего времени
6. Трудовий конфлікт це конфлікт у сфері трудових відносин із приводу засобів працезабезпечення рівня зар
7. 1К общевойсковым индивидуальным средствам защиты относятся
8. первых при совместном течении нефти газа и воды имеют место значительные энергозатраты на преодоление сил
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Львів 2001 Дисертацією є руко
10. Но однажды совершенно случайно ничего не планируя и ничего не намереваясь сделать человеку улыбается судь
11. Екологічне знання в сучасному освітньому дискурсі
12. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)
13. ТЕМА 4 ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основные виды патентной документации
14. Вакцины нового поколения
15. Лабораторная работа 15
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук.6
17. тематичного моделювання
18. тематика Боровик О
19. закулисными секретами своего успеха в бизнесе
20.  2012 г УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИН Название модуля дисциплин Введение в