Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Языковые средства
Антонимы слова с противоположным значением (Как мало пройдено дорог. Как много сделано ошибок /С. Есенин/; Мне грустно потому, что весело тебе /М. Лермонтов/; То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть /И. Некрасов/).
Многозначность (полисемия). Наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова (Господский дом уединённый, горой от ветров ограждённый, стоял над речкою /дом 'здание, строение'/; Страшно выйти мне из дому /дом 'жилище'/; Всем домом правила одна Параша /дом 'домашнее хозяйство'/; Три дома на вечер зовут /дом 'семья'/).
Синонимы слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем, и другим (ср.: Заметил, злобную улыбку своего противника (1-й вариант) // Заметил ядовитую улыбку своего неприятеля (конечный вариант) /А. Пушкин/).
Парцелляция это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной,
а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения (У Елены беда тут стряслась. Большая /Ф. Панфе-
ров).
Экспрессивная лексика слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность (белобрысый юнец белокурый юноша; симпатичная девочка смазливая девчонка; обаятельный мужчина горлопан неотёсанный; чарующий голос громовой голосище; волюшка горькая).
Вставные конструкции слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие Предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире (Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качая берёзы) и сидел неподвижно /И. Тургенев/. Раз это было за Тереком я ездил с абреками отбивать русские табуны /М. Лермонтов/).
Присоединительные конструкции это конструкции в форме членов, простого предложения, добавляемые к основному высказыванию путем присоединения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и 'и притом', да, да и, да а вообще (Все слушали молча рассказ Анны Саввичны, особенно девушки /А. Пушкин/, Многие художники, и главным образом Айвазовский, посвятили своё творчество изображению моря).
Троп слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-то отношении (Дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло /А. Фет/; Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души /В. Высоцкий/).
Виды тропов |
||
ТРОПЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПРИМЕРЫ |
аллегория |
иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
В баснях и сказках хитрость показывается в. образе лисы; жадность - в обличии волка, коварство в виде змеи и т.д. |
гипербола |
- образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. |
Одни дома длиною до звёзд, другие длиной до Луны (В. Маяковский). |
ирония |
употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. |
Отколе, умная, бредешь ты, голова? /в обращении к ослу/ (И. Крылов). |
литота |
- выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления. |
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н.Некрасов). |
метафора |
- употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии (скрытое образное сравнение, не оформленное союзами). |
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой (Е. Евтушенко); В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря (А. Фет); Со снопом волос твоих овсяных (С-Есенин); Февраль. Достать чернил и плакать' (Б. Пастернак). |
метонимия (переименование) |
- употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. |
Они не виделись с Москвы. (И. Тургенев); Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе. (А. Пушкин); Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь); Партер и кресла - всё кипит (А. Пушкин). |
ТРОПЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПРИМЕРЫ |
олице-творение |
- приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. |
Изрывалась осенняя ночь ледяными слезами (А. Фет); И цветущие кисти черёмух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак). |
перифраза |
- замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
Сеянце русской поэзии (вместо Пушкин); царь зверей (вместо лев); город на Неве (вместо Санкт-Петербург). |
развернутые метафоры |
- несколько метафор, связанных между собой по смыслу. |
В саду горит костёр рябины красной (1), но никого не может он согреть (2) (Есенин); Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком_(Есенин). |
синекдоха |
- перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребление названия целого вместо названия части, общего - вместо частного и наоборот). |
Пуще всего береги копейку (Н. Гоголь). Видовое название вместо родового деньги. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов). Единственное число вместо множественного французы. |
сравнение |
- сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно аз них при помощи другого. Сравнения выражаются: творительным падежом; формой сравнительтелной степени прилагательного или наречия; ~ оборотами со сравнительными союзами; - лексически (при помощи слов подобный, похожий и др.). |
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А. Пушкин); Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка (В. Луговской); Берёт, как бомбу, бе рёт, как ежа, как бритву обоюдоострую (В. Маяковский); Я уснул в горах... в громадном заглохшем саду, похожем на девственный лес (К. Паустовский). |
эпитет |
- художественное, |
Вечером синим, вече- |
|
образное определение. |
ром лунным Был я ко- |
|
При расширительном |
гда-то красивым и |
|
толковании эпитетом |
юным (С. Есенин); |
|
называют не только |
Ночевала тучка золо- |
|
прилагательное, опре- |
тая |
|
деляющее существи- |
На груди утёса- |
|
тельное, но и сущест- |
великана, |
|
вительное- |
Утром в путь она ум- |
|
приложение, а также |
чалась рано. По лазури |
|
наречие, метафориче- |
весело играя |
|
ски определяющее |
(М. Лермонтов); |
|
глагол. |
Петроград жил в эти |
|
|
январские ночи напря- |
|
|
женно, взволнованно, |
|
|
злобно, бешено (А. Тол- |
|
|
стой). |
Стилистические фигуры
Стилистическая фигура использование словесного оборота, синтаксического построения в качестве стилистического приёма для усиления выразительности высказывания (Каждый язык имеет, свои обороты, свои условные риторические фигуры, свои условные выражения /А. Пушкин/).
ФИГУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПРИМЕРЫ |
анафора |
- повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. |
Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской /лексическая анафора/ (М. Лермонтов); рей. Я слезку за работой твоей /синтаксическая анафора/ (М. Светлов). |
антитеза |
- это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. |
И ненавидим мы, и лю- бим мы случайно. Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И'царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов). |
бессоюзие (асиндетон) |
- намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. |
Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари. Темнеет высокая зала. Уходят в себя зеркала (М. Цветаева). |
градация |
- такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение. |
Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (А. Чехов). |
инверсия |
расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, с целью решения стилистических задач. |
Досадно было, боя ждали (М. Лермонтов); К утру расстреляли притихшее горное эхо... |
И брызнули камни, как слёзы, из раненых скал (В. Высоцкий). |
||
многосоюзие (полисин-детон) |
- намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания сочленов предложения. |
Но между нами - океан, И весь твой лондонский туман, Прозы свадебного пира, И доблестный британский лев, И пятой заповеди гнев -И эта ветреная лира! (М. Цветаева). |
|
||
ФИГУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПРИМЕРЫ |
параллелизм |
- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. |
Усердный в бригаде -клад, ленивый - тяжёлая обуза; В зале говорили свиде тели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи - неохотно и безучастно (М. Горький). |
риторический вопрос |
- стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. |
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (Никитин). |
риторическое обращение |
- стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. |
Ах ты, степь моя, степь привольная! (А. Кольцов); Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В. Маяковский), |
умолчание |
- сознательно выражают мысль не до конца, предоставляя читателю самому догадаться. |
Нет, я хотел... быть может, вы... я думал. Что уж барону время умереть (А. Пушкин). |
ЭЛЛИПСИС |
- для усиления динамичности пропускают какой-либо подразумеваемый член предложения. |
Здесь - овраги, дальше степи, ещё дальшe - пустыня, в другом конце -леса, болота, мох(К.Фецин), |
эпифора |
повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз. |
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь). |
Функциональная характеристика языковых средств выразительности |
||
|
Языковые средства |
|
Назначение в тексте |
||
|
анафора |
- для усиления, подчеркивания предшествующего слова. |
|
антонимы |
как выразительное средство создания контраста. |
|
бессоюзие |
для создания впечатления быстрой смены картин. |
|
вводные слова |
- выражают отношение говорящего к высказываемому; эмоциональная оценка сообщаемого; -указание на экспрессивный характер высказывания; -указание на последовательность изложения; указание на способ оформления мыслей; - призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. вид |
вопросительные предложения |
- служат собственно вопросом, вопросом-размышлением; - подчеркивают нужную мысль; - выражают предположение; -являются эмоциональным откликом на ситуацию. |
|
восклицание |
- выражение сильного чувства, волнения; выражение отношения автора (возмущение, ирония); выражение эмоциональной прерывистости речи. |
|
вставная конструкция |
- дополнительное пояснение, уточнение; поправка, оговорка; - попутное замечание; добавочное сведение. |
|
гипербола |
с целью преувеличения какого-либо явления. |
градация |
- произвести впечатление по нарастающей. |
деепричастие и деепр. обороты |
- для выражения краткости и динамичности |
диалектизмы |
~ для реалистического изображения быта, т.е. создания "местного колорита"; - для речевой характеристики действующих лиц; - в качестве средства выразительности /для передачи особенностей речи жителей определенной местности/. |
игра слов |
привлечь внимание, сделать акцент на что-либо |
инверсия |
для создания добавочнъгх смысловых и выразительных оттенков. |
метафора |
для создания образности и компактности в плане языковых средств, т.е. о многом можно сказать одним словом; - особая выразительность и эмоциональность речи. |
метонимия |
- предельно краткое выражение мысли; |
многосоюзие |
- для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения; для усиления выразительности речи. |
неологизмы |
- для создания оттенка необычности, новизны |
неполные предложения |
с целью экономии языковых средств. |
обобщенно-личное предложение |
с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках. |
образные выражения |
с целью сделать изложение живым, легким для восприятия. |
однородные члены (конструкции) |
- показ динамики действий; -зарисовка общей картины как единого целого; - создание гаммы красок, звуков и т. д.; ~ создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью; - создание ритмического рисунка; - создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии. |
олицетворение |
для создания образности, выразительности |
парцелляция |
как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. |
побудительное предложение |
- для выражения волеизъявления говорящего. |
повтор лексический |
- для обозначения большого числа предметов, явлений; - для усиления признака, степени качества или действия; для указания на длительность действия. |
повтор стилистический |
- для подчеркивания каких-либо деталей; - для создания экспрессивной окраски. |
присоединительные конструкции (п. к.) |
- для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность; - бессоюзные п. к. придают характер разговорности, непринужденности. |
профессионализмы |
- в качестве показателя образованности в определенной сфере. |
прямая речь |
- дословная передача чужого высказывания; средство характеристики говорящего; средство создания художественного образа. |
разговорная лексика |
- для создания атмосферы непринужденности, непосредственности |
риторический |
- дня привлечения внимания читателя. |
риторическое обращение |
- чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. |
ряды однородных членов |
для создания своеобразного ритмического рисунка текста. |
ряды синонимов |
с целью указания смысловых оттенков; - для характеристики экспрессии ими эмоций. |
синекдоха |
~ чтобы усилить экспрессию речи и придать ей глубокий обобщающий смысл. |
СИНОНИМЫ |
сделать речь точной, яркой, художественной; - чтобы избежать повторений; - как отражение высокого профессионального мастерства, как показатель высокой речевой культуры. |
сравнение |
- для создания художественной выразительности. |
стилистически окрашенные слова |
для выражения отношения к предметам, поступкам; - для выражения различных чувств; в качестве комического средства при неуместности. |
фразеологизмы |
- для придания высказыванию выразительности; для создания образности. |
цитирование |
в целях дословной передачи чужих слов; - в качестве достоверности. |
эллипсис |
для придания высказыванию динамично' сти, интонации живой речи, художественной выразительности. |
эпитеты |
с целью художественной выразительности |
ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ |
|
Лексические средства описания текста |
|
Показатели текста |
Лексические средства |
1. Тема текста, |
- Темой данного текста является описание |
ее общая ха- |
(чего)... |
рактеристика , |
Текст посвящен теме (проблеме, вопросу) |
|
-Текст представляет собой обобщение (из- |
|
ложение, описание, анализ, обзор) ... |
|
- Текст озаглавлен (носит название, называ- |
|
ется, под названием, подзаголовком) ... |
|
- В тексте излагается (говорится) ... |
|
- В тексте дается (оценка, анализ, описа- |
|
ние, обзор, обобщение)... |
|
- В тексте представлена точка зрения ... |
|
-Автор текста рассказывает (излагает) ... |
|
- В предлагаемом тексте ... |
|
-Рецензируемый текст... |
2. Проблема |
- В тексте автор затрагивает (ставит. |
текста, его |
освещает) проблему... |
актуальность |
-Автор данного текста останавливается |
|
(особо) на следующих проблемах (вопросах, |
|
фактах); ... |
|
Автор касается следующих проблем (во' |
|
просов, фактов): ... |
|
- Сущность проблемы сводится к ... (заклю- |
|
чается, состоит в ...) |
|
- В начале текста автор дает обоснование |
|
актуальности темы (проблемы, вопроса. |
|
идеи). - В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для ... - Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что… |
|
-~ Затрагиваемая тема представляет боль |
|
шой интерес... |
Показатели текста |
Лексические средства |
|
3. Композиция |
- Текст представляет собой... |
|
текста |
Текст делится на ... (начинается с..., со- |
|
|
стоит из..., заканчивается...) |
|
4. Иллюстрация |
-Автор приводит пример (цитату, фак- |
|
позиций автора |
ты, данные)... |
|
|
Автор ссылается на ... |
|
|
-Автор иллюстрирует ... |
|
|
-В тексте приводится (дается) ... |
|
5. Заключение, |
-Автор приводит (подводит нас) к выво- |
|
выводы автора |
ду (заключению)... |
|
статьи |
-Автор делает вывод (заключение), под- |
|
|
водит итог (говорит, утверждает) ... |
|
|
-В итоге делается вывод ... |
|
|
В заключение говорится ... |
|
|
Сущность вышеизложенного сводится к |
|
|
||
Смысловые отношения |
Лексические средства |
|
I . Характери- |
-Автор говорит (анализирует, характери- |
|
стика автор- |
зует, раскрывает сущность, суть/, описы- |
|
ского изложе- |
вает, выдвигает /вопрос, гипотезу/, оста- |
|
ния информа- |
навливается, касается, отмечает, подчёр- |
|
ции |
кивает, утверждает, доказывает)... |
|
|
-Автор считает (полагает, стоит на точ- |
|
|
ке зрения, придерживается точки зрения. |
|
|
отстаивает точку зрения, разделяет точку |
|
|
зрения) ... |
|
|
-Автор сравнивает (сопоставляет, |
|
|
противопоставляет)... |
|
|
- Автор соглашается /согласен/ (возража- |
|
|
ет, опровергает, полемизирует, критикует. |
|
|
выдвигает возражения /аргументы, доказа- |
|
|
тельства/)... |
|
|
-Автор ссылается (опирается, исходит. |
|
|
иллюстрирует, приводит пример, цитирует. |
|
|
обосновывает, имеет в виду, видит причину |
|
|
этого в том, что).,.. |
|
| |
|
-Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует особый стиль /разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический/, особую композицию и специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка. -Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме, ... - Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно- вырази- тельные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя (собеседника) . |
2. Обобщение авторской информации |
Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы) ... - Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы ... - Важно отметить ... - Необходимо подчеркнуть... ~ Особо следует выделить ... - В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться) ... |
|
З.Оценка изложенной авторской информации |
- Основная (главная) ценность содержания текста состоит (заключается) в ... - Автор данного текста предстает перед нами как (в качестве)... -Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора. - Заслуга автора состоит (заключается) в том, что ... - Личная позиция автора ... - В данном тексте ... - Нельзя (не) согласиться с ... -Вызывают возражения (сомнения) ... - Оценивая текст в целом, ... |
|
|
Проблема, поднятая автором, имеет ... - Таким образом, анализируемый текст ... - Реализация авторского замысла достигнута (достигается)... Безусловной заслугой автора является.. . - Проблема текста вызывает интерес.. . - В тексте приводится аргументация (чего- либо против чего)… |
|
Выводы |
- Особо хочется выделить... Необходимо остановиться на .. - Постараемся теперь объяснить... -Далее подчеркнем... Совершенно справедливо... - Представляется, что данный текст имеет важное значение для.... - Автор сумел увидеть насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя. |
|
Лексические и речевые средства организации для связного текста |
||
Смысловые отношения между частями предложения |
Лексические средства |
|
1 . Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации |
- и поэтому (отсюда, оттуда, тем самым, в результате); следовательно (значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим); ~ в таком случае (в этом случае, при этом условии) . |
|
2. Временная соотнесенность частей информации |
- вначале (сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще /раз/, снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее). |
|
3. Сопоставление и противопоставление частей информации |
-так /лее/ (таким /же/ образом, точно так, совершенно так, аналогично),' - если... то (тогда как, в то время как; с одной стороны, с другой стороны); - наоборот (напротив, в противоположность /этому/, иначе, по-иному, и /все-таки/, лее, а, по, однако, зато). |
|
4. Дополнение и уточнение данной информации |
- и (также); - при этом (причем, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности) |
|
5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснение |
- например (так, например); - именно (только, даже, лишь, ведь); другими словами (иначе говоря, говоря 'точнее). |
|
6. Порядок перечисления информации |
-во-первых..., во-вторых, .... (затем, далее, наконец) |
|
7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации |
- таким образом (итак, короче, короче говоря, вообще, вообще говоря, словом, следовательно, из этого следу- |
|
8. Ссылка на предыдущую и последующую информацию |
как было сказано (показано, упомянуто, отмечено),... - как говорилось (указывалось, отмечалось),... |
|
как видно, + рассматриваемый (анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, вышеупомянутый, вышеназванный) ...; - согласно этому /с этим/ (сообразно этому /с этим/, соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого). |
9. Информация, вводящая связный текст: а) в форме вопросительного предложения; б) в форме императивного предложения (побуждение к действию) |
а) - Каковы преимущества такого подхода к проблеме? - В чем заключается сущность данного вопроса (проблемы, явления)? б) - Рассмотрим следующие примеры - Приведем пример (сошлемся на пример, возьмем в качестве примера) ... Сравним, сопоставим... - Перейдем к вопросу о ... - Основные преимущества данного высказывания... |