языковой личностью и что составляет принцип антропологической лингвистики
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Л.Н.Мурзин
Пермский государственный университет
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НИША В ЯЗЫКОВОЙ НАУКЕ
- Любое направление в науке возникает и формируется тогда, когда открывается незанятая ниша в предмете и методике его обработки. Такой нишей в нашем случае является то, что Ю.Н.Караулов назвал «языковой личностью» и что составляет принцип антропологической лингвистики.
- Язык в его отношении к человеку не раз подвергался в истории языкознания основательному анализу. В. фон Гумбольдт, вводя в лингвистику фундаментальное понятие энергии языка, прямо связывает его с процессом мышления человека. Все психологические направления в языкознании так или иначе ставили в центр внимания человека как носителя духовного начала; младограмматики провозгласили постулат говорящего человека. Для психолингвистов этот постулат становится не только теоретическим, но и методическим кредо руководством к действию. Однако, несмотря на все усилия «очеловечить» язык, лингвисты никогда не доходили до конкретного носителя языка отдельной личности. Эту цель открыто ставит перед собой антропологическая лингвистика.
- Понятие языковой личности сближается с понятием индивидуального языка.
Эти понятия объединяются общим материалом (в понимании его Щербой) совокупностью речевых произведений, принадлежащих одному и тому же говорящему. Но если индивидуальный язык представляет собой семиотическую систему, используемую в процессе коммуникации данным субъектом, то языковая личность выходит за пределы языка как такового. Языковая личность есть индивид, представленный через посредство своего речевого воплощения. Следовательно, индивидуальный язык понятие чисто лингвистическое («язык, порожденный личностью»), а языковая личность понятие социолингвистическое («личность, атрибутом которой является язык в его речевом воплощении»). Здесь и проходит граница между языковой личностью и собственно языковыми феноменами.
- Языковая личность есть образ говорящего в сознании реципиента, наблюдателя и исследователя. В их сознании этот образ воплощается в различных по глубине и содержанию представлениях. Сознание воспринимающего языковую личность вступает с ней в тесное взаимодействие, что накладывает на образ говорящего субъективный отпечаток. Но языковая личность изначально объективирована языком. Ее описание является прежде всего лингвистическим, хотя оно и невозможно без привлечения психологических и социально-психологических данных. Антропологическая лингвистика еще одна дефисная наука в рамках языкознания. Ее ниша находится на стыке лингвистики с психологией и социологией.
5. В отличие от социолингвистики, антропологическая лингвистика исследует социальные факторы не в структуре социума (общего языка), а в структуре конкретной личности, так, как она проявляется в процессе речевой коммуникации.
Поскольку речевая коммуникация есть предмет психолингвистики, то антропологиче
ская лингвистика сближается с последней в наибольшей степени не только пообъекту, но и по методам исследования. Глубокое проникновение в тайны языковой личности требует, помимо применения полевой методики, также проведения разнообразного психолингвистического тестирования и психолингвистических экспериментов. Однако если психолингвистика ставит перед собой цель описать социальный код, общий язык в его социально-психологических вариантах, то антропологическая лингвистика видит свою задачу в описании отличительных языковых свойств индивидов. Поэтому, например, для психолингвистов представляют интерес высок частотные реакции, тогда как частотные просто игнорируются, а в антропологической лингвистике именно последние оказываются в центре внимания.
6. Пространство современной языковедческой науки весьма плотно занято множе-ством направлений, течений, концепций. Но до сих пор в нем обнаруживают просветы, незанятые ниши. Они располагаются на периферии языкознания, на его границе со смежными науками. Антропологическая лингвистика «периферийна» принадлежит к той части науки о языке, которая со временем Ф. де Соссюра именуется внешней лингвистикой.