Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
17. Экологическая этика, экологические императивы и нормы экологического бытия.
Что такое экологическая этика
По мере усложнения общественных отношений в человеческом обществе возникла необходимость конкретизации тех или иных нравственных норм, правил применительно к различным сферам повседневной жизни человека. Так стали формироваться различные направления прикладной этики политическая этика, журналистская этика, медицинская этика, экологическая этика, основанная на экологии и классической этике.
Экологическая этика, которую еще иногда называют зеленой, природоохранной, энвайроментальной или экоэтикой, предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию нравственных взаимоотношений между людьми и природой. Экологическая этика предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе может направляться и направляется моральными нормами. Теория экологической этики в этом случае должна: 1) объяснить, что это за нормы; 2) объяснить, по отношению к кому или к чему люди несут моральную ответственность; 3) показать, чем обоснована эта ответственность. Экологическая этика нацелена не только на суждение, но и на предписание действий.
Коренной вопрос экологической этики каково наше отношение к природе: как к объекту (вещи), или субъекту (то есть равному себе, имеющему моральный статус и обладающему правами). Экологическая этика существует только тогда, когда мы относимся к природе как к субъекту. В этом случае вред, нанесенный природе, будет рассматриваться с точки зрения нанесения ущерба самой природе. В отличие от экологической этики антропоцентрическая этика рассматривает природу как объект, и поэтому любой вред, ей нанесенный, оценивается лишь с точки зрения ущерба другому человеку, государству и т.д., в чьей собственности находится природа. В этом плане очень показателен пример российского ученого, профессора, доктора психологических наук С.Д. Дерябо, который пишет, что «действия вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, являются безнравственными и даже уголовно наказуемыми в отношении субъектов (точнее того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства людей рассматриваются как преступления против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса как хозяйственная деятельность, и за выполнение плана по ней раньше давали премии. Но с другой стороны убийство раба, например, в Древнем Египте приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощение за то, что им приходилось это делать» (146).
Когда природа может признаваться человеком как субъект? С.Д. Дерябо полагает, что при соблюдении одного из трех следующих условий:
1. Если природный объект признается таковым согласно определенной философской концепции.
2. Если похож на человека.
3. Если признается человеком равным в своей самоценности и равноправности (147).
Возможно, существуют и другие условия, при которых человек может признавать в природе субъекта (причем порой не равного себе в самоценности). Исходя из вышесказанного, попробуем следующим образом сформулировать термин «экологическая этика»:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА это этика осторожности, заботы, уважения к природе и экологического самоограничения.
Как писал отец экологической этики О. Леопольд экологическая этика это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Э. Эбби говорил, что экологическую этику можно рассматривать как притязание природы на свои права. Примерно то же заявлял и другой основатель экологической этики
ПРЕДМЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям.
Экологическая этика использует разнообразные общенаучные и частнонаучные методы: теоретические и эмпирические. Это диалектический, системный, интервальный, эволюционный методы, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.
Экологическая этика обладает двумя главными функциями: разрушительной и созидательной. Первая направлена на то, чтобы разрушить старые, потребительско-утилитарные стереотипы отношений человека с природой, многочисленные антропоцентрические мифы и ценности, отказаться от расточительных и негуманных видов природопользования. Антропоцентризм, эгоизм и прагматизм это то, против чего выступает экологическая этика. Созидательная функция экологической этики направлена на выработку нового, экологического мировоззрения, позволяющего успешно сосуществовать и человеку, и природе.
Принципы и положения экологической этики в настоящее время при общем ресурсном, потребительском подходе к природе многим кажутся очень радикальными. Но радикальная, авангардная роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы огласить идеи, отвергаемые вначале большинством как абсурдные или смешные, но которые, в конце концов, становятся достоянием традиционных экологических организаций и, со временем, принимаются большинством населения. Кроме этого, еще одной важной задачей экологической этики является разработка теоретических основ охраны природы.
экологический императив
В ходе формирования лексикона экологической идеологии появилось выражение "экологический императив". (Оно встречается и в научных трудах, так как наука включает в себя немало элементов идеологии.) Однако, несмотря на частое употребление, содержание этого понятия еще не в полной мере тематизировано и разработано. Н.Н.Моисеев, который фактически ввел этот термин в употребление, определял его как устанавливаемую наукой «совокупность тех ограничений в активной деятельности людей», нарушение которых очень скоро приведет к катастрофе. Однако большее развитие получила его идея о сопутствующем «нравственном императиве», поскольку определить границы преобразовательной деятельности человечества (что сделать тоже весьма затруднительно и представляет собой философскую проблему) - не значит удержать человечество в этих границах. Ввиду этого под «экологическим императивом» все больше понимается призыв к включению природы в поле нравственных отношений, - и здесь за понятием «экологический императив» обнаруживается целая концепция «нового мировоззрения», что представляет непосредственный интерес для философии.
Экологических императивов существует много. Они выступают в роли своего рода итоговых «лозунгов», направленных на преодоление экологических проблем; лозунгов, которые может выдвигать экология, а также другие науки, в т.ч. философия. Однако в рамках философии это понятие приобретает специфический смысл: употребляя понятие «экологический императив» в единственном числе, авторы связывают с ним идею интегративного мировоззренчески-этического итога осмысления самого факта появления экологических проблем. В значительной мере это также итог рефлексии технико-технологического пути развития современной цивилизации и его мировоззренческих корней. Употребленный таким образом, «экологический императив» предстает как понятие, имеющее философский смысл, связанный со стремлением к концептуальному изменению образа природы и понимания места человека в ней. Конкретное содержание необходимых мировоззренчески-этических перемен пока что дискуссионно; в представленных в экологическом движении программах имеются различные варианты.
Нормы экологического бытия:
1. каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания, природно-экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.
2. необратимое разрушение природной среды аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права человека.
3. Будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за ущерб, причиненный природе.
4. Каждый человек несет моральную ответственность за состояние природной среды, сохранение жизни на Земле, экологическое воспитание подрастающего поколения
5. Каждый человек имеет право на экологический контроль, достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.
7. Защита конституционного права граждан на здоровую окружающую среду обязанность законодательных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.