Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Центральная Азия1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.6.2024

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Айнура ЭЛЕБАЕВА
профессор, руководитель Бюро журнала "Центральная Азия" в Кыргызстане.
Нурбек ОМУРАЛИЕВ
кандидат философских наук, директор Центра социальных исследований Национальной Академии наук Кыргызской Республики (ЦСИ НАН КР)

Межэтнические отношения в Кыргызстане сегодня чрезвычайно многогранны и характеризуются динамизмом и противоречивостью. Особенностью их развития является то, что они определяются не только сосуществованием различных этнических образований, взаимодействием формальных и неформальных общественно-политических структур, но и совокупностью геополитических, экономических, социально-демографических, внешнеполитических, конфессиональных и целого ряда других факторов объективного и субъективного характера.

Динамизм демократических процессов проявился в стремительной перестройке общественных отношений и политической структуры Кыргызстана. Первым итогом развития демократизации явилось введение института президентского правления и принятие Декларации о государственном суверенитете 15 декабря 1990 г. При всей прогрессивности и позитивности данных процессов они сопровождались рядом серьезных изменений в социально-политической ситуации и межнациональных отношениях в республике.

Новая этнополитическая ситуация, сложившаяся после провозглашения независимости Кыргызстана, характеризовалась политизацией этнического фактора, обострением политической борьбы и поляризацией населения по национальному признаку. Данное обстоятельство связано с тем, что суверенитет в республике воспринимался определенной частью коренного населения прежде всего как суверенитет титульной нации и создание приоритетов для нее во всех сферах жизнедеятельности. Такая тенденция в достижении суверенитета республики в условиях многозначной полиэтничности ее населения способствовала возникновению межэтнической напряженности. Опасность межэтнических конфликтов как таковых заключается в том, что в условиях низкой политической культуры противоборствующие стороны нередко прибегают в насильственных методов, что и произошло во многих регионах бывшего СССР: в межнациональных войнах Приднестровья и Закавказья; в Кыргызстане оно проявилось в трагических событиях Ошского межнационального конфликта 1990 года.

Регион Центральной Азии считается одним из самых взрывоопасных на территории бывшего СССР. Для этого региона, находящегося на стыке Европы и Азии, на стыке христианства, мусульманства и буддизма, характерной чертой является многонациональный состав его населения.

В Центральной Азии в целом в тесном клубке переплелись следующие группы проблем и противоречий:

- геополитические (новые политические статусы независимых государств стран центральноазиатского региона ставят проблему укрепления своей независимости и одновременно проблему выбора старых, традиционных и новых стратегических партнеров);

- цивилизационные (известное этнокультурное и этнопсихологическое различие в образе жизни азиатских и европейских народов, в то же время, цивилизационные противоречия могут быть прослежены и по различиям в образе жизни оседлой земледельческой и кочевой, скотоводческой цивилизаций в рамках, например, родственных тюркоязычных народов);

- межэтнические (конфликты между родственными тюркоязычными нациями: кыргызами и узбеками в Ошской области, узбеками и турками-месхетинцами в Фергане);

- демографические (исторически сложившаяся демографическая ситуация в регионах и на местах);

- миграционные (процессы внешней и внутренней миграции населения практически во всех регионах); территориальные (проблемы, связанные с пограничными районами, например, между Кыргызстаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, Кыргызстаном и Китаем); водно-земельные (можно выделить также в особую группу периодические конфликты, связанные с распределением водно-земельных ресурсов и которые всегда обостряются с наступлением весенних полевых работ, особенно в Ферганской долине);

- внутринациональные (борьба за власть между различными политическими и территориальными кланами, как, например, в Таджикистане, либо искусственное подразделение кыргызов на северных и южных, разделение казахов по происхождению на три Жуза и т.д.);

- конфессиональные (борьба за сферы влияния между мусульманским духовенством и другими религиями, в последнее время основные традиционно распространенные в республике религии - мусульманство и православие - ведут позиционную борьбу с новыми религиозными течениями, такими как, например, секта Муна, кришнаиты и т.д.);

- интеграционные (достижение межнационального согласия и единства народов) и другие.

Практически все перечисленные группы проблем и противоречий в той или иной мере присутствуют в общественной жизни Кыргызстана. Кроме этого, Кыргызстану присущи и собственные проблемы, которые будут рассмотрены несколько ниже.

Процессы демократизации и суверенизации в Кыргызстане так же, как и в других государствах бывшего Союза, происходили в национальной форме. Наиболее ярко они проявлялись в развитии национальных движений, программные цели и содержание идеологических платформ которых были далеко неоднозначны и даже противоречивы, ибо позитивные и прогрессивные идеи национального возрождения кыргызского народа, актуализация его национальной культуры и языка оказывали сильное психологическое воздействие на представителей других народов, проживающих на территории республики, порождая у них чувство дискомфорта и даже национальной ущемленности. И, в конечном счете, способствовали возникновению и эскалации межэтнической напряженности.

Национальные процессы в Центральной Азии проходят бурно и противоречиво. Здесь отразилось как справедливое стремление туркмен, узбеков, таджиков, кыргызов и казахов к сохранению и развитию своей независимости, самостоятельности и суверенности, так и попытки использовать современное положение для закрепления привилегий за своим народом, языком и культурой.

На все это накладываются межгосударственные экономические противоречия республик центральноазиатского региона, связанные со взаимными неплатежами и которые некоторыми политиками активно "педалируются" для достижения своих национальных интересов. Сложность положения Кыргызстана усугубляется негласным противоборством между Узбекистаном и Казахстаном за лидерство в центральноазиатском регионе и постоянным экономическим давлением с их сторон.

К тому же, в Центральной Азии тесно переплетены стратегические интересы таких стран как: Россия (в виде военного, военно-промышленного и демографического присутствия); США, европейских стран и Турции (пропаганда модели светского, прозападно ориентированного демократического мусульманского государства), Ирана, Афганистана, Пакистана и т.д. (влияние исламского фундаментализма и повышение роли ислама в жизни центральноазиатских государств и его проникновение посредством предоставления экономически выгодного кратчайшего транспортного пути к морским портам в Индийском океане) и Китая (которому небезразличны события, происходящие у его границ).

Кроме того, республики резко отличаются друг от друга существующими государственно-политическими устройствами - от культа личности в Туркменистане, сильных посткоммунистических и безальтернативных президентских режимов в Узбекистане и отчасти Казахстане, демократического Кыргызстана, до реалий гражданской войны и политической нестабильности в Таджикистане.

Современные геополитические процессы в регионе непосредственно отражаются на состоянии межэтнических отношений в республиках. Так, результаты социологического исследования, проведенного Центром социальных исследований Национальной Академии наук Кыргызской Республики среди делегатов 2 Курултая народа Кыргызстана и лидеров национально-культурных центров, показали, что почти половина респондентов ратуют за укрепление двусторонних и многосторонних экономических и политических связей между Кыргызстаном и другими государствами - 47.7% ( на первом этапе - 48.9% и на втором - 45.8%). В этом отношении больше всего озабоченность проявляют лица кыргызской (63.3%), украинской (76.2%), казахской (90.0%), узбекской (60.0%) и других национальностей. Большая заинтересованность видна у представителей центральноазиатских этносов, традиционно соседствующих на протяжении многих веков.

Немаловажным фактором остается проблема предоставления двойного гражданства - 19.5% ( на первом этапе - 19.0% и на втором - 20.3%). И эта проблема больше волнует лиц славянской (38.0%) и другой (27.7%) национальностей.

Дестабилизации межэтнической ситуации в республике в начале 90-х годов, как и в других регионах бывшего СССР, в значительной степени способствовала политизация культурно-языковых проблем, объективной основой которой были известные цивилизационные различия в этнокультурном и этнопсихологическом образе жизни европейских и азиатских народов, оседлых и кочевых культур. Они проявились по двум направлениям межэтнических взаимоотношений основных национальных групп: на севере республики - между кыргызами и русскоязычным населением, на юге - между кыргызами и узбеками. Так, обострению межэтнической ситуации в Кыргызстане в значительной степени способствовал введенный в 1989 г. Закон о государственном языке республики, которым был провозглашен язык титульной (кыргызской) нации. Реализация Закона о государственном языке предполагала постепенный до 1998 г. переход на кыргызский язык во всех учреждениях и организациях, вузах и школах и т.д. Однако на практике этот процесс был значительно ускорен. Политизация проблемы языка, введение его в сферы государственного управления, делопроизводства, науки, культуры, образования, - все это вольно или невольно создавало преимущества кыргызам - носителям государственного языка и ущемляло интересы представителей других национальностей республики, что, безусловно, способствовало поляризации установок представителей кыргызского народа и других этносов страны и ухудшению межэтнических отношений.

Результатом обострения межэтнической ситуации явилась интенсификация процессов внешней миграции, когда из республики в массовом порядке стало выезжать русскоязычное, главным образом, славянское население. Фактором, способствовавшим такой миграционной активности русскоязычного населения, явились также трагические события Ошского межнационального конфликта 1990 г.

Ухудшение межэтнических отношений в Кыргызстане в условиях независимости происходило на фоне кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности республики. На обострение межнациональной ситуации в республике оказала влияние вся совокупность социально-экономических, политических и даже психологических отношений.

Безусловно, начавшийся в начале 90-х гг. и углубляющийся кризис в экономике, породивший инфляцию и безработицу, развал потребительского рынка и резкое падение уровня жизни людей, проецировался в сферу межэтнических отношений. Но непосредственными факторами дестабилизации межэтнической ситуации в Кыргызстане в тот период были, в первую очередь, политические факторы - августовский путч и его последствия. Логическим продолжением и итогом августовских событий явилось усиление центробежных тенденций в республиках, распад СССР и образование Содружества Независимых Государств.

Начиная с 1992 г. в Кыргызстане наблюдается спад межэтнической напряженности. В первую очередь, жертвы Ошской межнациональной трагедии остудили многие горячие головы национал-патриотов. Во-вторых, вследствие нарастания миграционных потоков русскоязычного населения, республика лишилась десятков тысяч квалифицированных специалистов, работавших в различных областях экономики, прежде всего, на промышленных предприятиях, в строительстве, энергетическом комплексе и других жизненно важных сферах. В результате миграции был нанесен невосполнимый ущерб народному хозяйству республики. Эти и ряд других причин способствовали изменению межнационального климата в республике.

Руководство Кыргызстана предпринимает шаги для удержания русскоязычного населения. В 1992 г. были введены коррективы в реализацию государственной языковой политики и разрешено вести документацию на русском языке в населенных пунктах, предприятиях и организациях, где "русскоязычные" составляют 70% и более. Осенью 1992 г. был открыт Кыргызско-Российский (Славянский) Университет. Уголовный кодекс республики дополнен новой статьей об уголовной наказуемости национальной дискриминации граждан, которая сейчас предоставлена парламенту.

В результате выборов 1995 г. мэром столицы Кыргызстана - г. Бишкека - стал Б.И. Силаев, русский по национальности, который в настоящее время назначен первым вице-премьером Правительства Кыргызской Республики.

На высшем уровне рассматривается вопрос о статусе русского языка, которое постепенно положительно решается и завоевывает все большее и большее число своих сторонников. Известны высказывания Президента Кыргызстана, многих депутатов Жогорку Кенеша, лидеров Ассамблеи народа Кыргызстана по данной проблеме.

Тем не менее, как показал опрос лидеров национально-культурных центров, самой большой проблемой в культурно - языковой сфере продолжает оставаться вопрос о статусе русского языка как языка межнационального общения. Как и ожидалось, более всего это волнует славянских респондентов - 63.4% и представителей других национальностей - 65.4%. Тем не менее, 36% кыргызов так же считают себя причастными к данной проблеме.

Проблема равного представительства этнических меньшинств в органах государственной власти, Жогорку Кенеше, местных администрациях, правоохранительных органах и т.д. в Кыргызстане сегодня достаточно актуальна и нуждается в скорейшем разрешении. Решение данной проблемы возможно при введении выборности должностей во властных структурах. Льготы для представителей каких-то определенных национальных групп могут привести к ненужной межнациональной напряженности. Особые трудности испытывают при этом не только представители этнических меньшинств, но и, например, женщины, доля которых в представительных органах стремительно сокращается.

Почти половина экспертов в первую очередь выдвигают проблему равного кадрового представительства этнических групп во всех структурах власти - 47.9% (рост с 47.2% до 49.2%). В большей степени данный вопрос волнует представителей сводной группы других (63.1%) и славянских (54.9%) национальностей. Наиболее ущемленными себя чувствуют лица азербайджанской (100%), грузинской (100%), немецкой (81.8%), карачайской (77.8%), турецкой (75.0%), уйгурской (75.0%) и других национальностей. Налицо обратное пропорциональное соотношение: чем малочисленнее население той или иной национальности, тем более чувствительно оно к проблемам равного представительства в структурах власти. Здесь четко актуализируется вопрос о равном представительстве этносов Кыргызстана в структурах власти, в связи с чем, руководству республики необходимо оказать больше внимания к проблеме предоставления равных возможностей кадрового доступа к властным структурам.

В последнее время намечается еще один вектор социальной напряженности (особенно в г. Бишкеке), который может принять национальную окраску. Речь идет о процессах "самозахватов" земель под "самозастройку". Как правило, в числе "самостройщиков" преобладающее количество представителей кыргызской национальности, в основном, сельских мигрантов, не имеющих жилья в городе и требующих себе работы и "места под солнцем". Так, в июне 1997 года в 110 квартале Бишкека в районах "частной застройки", где проживают в основном представители русскоязычного населения, произошел самозахват земли, организованный самодеятельной незарегистрированной организацией "Ынтымак". Правительство и мэрия г. Бишкека с трудом решила данную проблему на правовом уровне, оштрафовав руководителей и активистов "Ынтымак", предупредив их о незаконности этих акций. Но причины, ведущие к следующим самозахватам, не ликвидированы, следовательно, проблемы социальной напряженности могут всегда принять межэтническую окраску.

Второй по численности и значимости основной этнос Кыргызстана - это узбеки, проживающие в основном в южных областях. Они сосредоточены, как правило, в крупных городах, исторически являющихся центрами торговли и ремесла. Следует отметить, что те города, где преобладают узбеки, помимо всего прочего, исстари являлись или религиозными центрами, или имеют привлекательные святые места, или же благоприятны для земледелия.

После межэтнического Ошского конфликта между кыргызами и узбеками в 1990 г., на юге республики, в особенности в Ошской области, усилились миграционные процессы, это, с одной стороны, отток сельского населения в города, с другой - отток в особенности русскоязычного населения в другие республики и переселение кыргызов из других республик в Кыргызскую Республику. Основные причины такого поворота событий связаны с создавшейся экономической и социальной ситуацией в регионе.

В Южном Кыргызстане в настоящее время обстановка значительно стабилизировалась. Этому способствовало обретение республикой суверенитета и развитие ее по пути демократизации общества и внедрение рыночных отношений. В немалой степени оказали свое воздействие проводимая в республике реформа всех сфер жизнедеятельности, предоставление гражданам подлинной свободы, решение вопросов землепользования на государственном уровне и другие процессы.

Однако результаты социологических исследований, проведенных ЦСИ НАН КР на юге республики в 1993-1996 гг., показывают, что некоторые проблемы, тем не менее, остаются нерешенными. Одна из них - незначительное представительство других этносов, проживающих на данной территории, и, прежде всего, узбекского в структурах власти и управления. Не менее остро стоят вопросы образования узбекского населения региона, это один из факторов, провоцирующих недовольство узбекской общины на юге. Поэтому центральным направлением государственной национальной политики является забота о социально - культурном и духовном развитии этносов. В связи с этим обнадеживает успешное функционирование Кыргызско - узбекского технологического колледжа. Тем не менее не следует останавливаться на достигнутом, тем более что жизнь не стоит на месте и ставит перед нами новые задачи. Так, например, переход соседнего Узбекистана на латинский шрифт письменности ставит перед нашими школами с узбекским языком обучения (их в республике свыше 200), определенные проблемы, которые необходимо решать совместно с Узбекистаном. Самостоятельно Кыргызстану будет сложно решить проблему снабжения школ с узбекским языком обучения новыми учебниками на узбекском языке с латинском шрифтом. Существуют определенные трудности и в обеспечении учебниками таджикских школ, сосредоточенных в районах компактного проживания таджикского населения, которые также требуют межреспубликанского урегулирования. Современные условия переходного периода Кыргызской Республики от тоталитаризма к демократии, от регламентируемой государством экономики к рыночной по-прежнему сопровождаются противоречиями и конфликтными формами развития. Однако акценты социальной напряженности кыргызстанского общества существенно изменились в сторону снижения межнациональной конфликтности. Это продемонстрировали результаты социологического исследования, проведенного Т.Байчериковым и В.Нишановым по оценке современной межнациональной ситуации в Ошской и Джалал-Абадской областях в 1997 г. Большинство респондентов настроены оптимистично. Из них 62.5% кыргызов, 48.2% узбеков и 42% русских оценивают ситуацию в регионе в целом как стабильную. Однако вызывает большую озабоченность тот факт, что по г. Джалал-Абаду положительно оценили ситуацию только представители кыргызской национальности (9.2% оценили ситуацию как очень хорошую и 64.5% - как нормальную). В то же время, 14.0% узбеков, проживающих в Джалал-Абаде, оценили ситуацию как плохую (в совокупности доля пессимистов среди узбеков составила 51.2%). Довольно велик также процент русских, пессимистично оценивающих ситуацию в этом городе.

Результаты социологического исследования, проведенного Центром социальных исследований Национальной Академии наук среди делегатов 2 Курултая народа Кыргызстана и лидеров национально-культурных центров в 1996 и 1997 году, также свидетельствуют о ряде нерешенных проблем в сфере межэтнических отношений. Опрошенные эксперты охарактеризовали состояние и динамику развития межнациональных отношений в республике и регионах следующим образом:

Почти половина респондентов считают, что межнациональные отношения на уровне республики стабильные с незначительным напряжением - 44.0%, на первом этапе - 43.6% и на втором - 44.6%. Здесь проявляется дружная позиция славянских экспертов - 59.2% и других - 59.2% национальностей. Соответствующий показатель для лиц кыргызской национальности более чем в два раза ниже и составляет 25.5%.

Только 38.6% респондентов уверены в стабильном характере межнациональных отношений (первый этап - 38.0% и второй - 39.5%). И, наоборот, по сравнению с предыдущим вопросом, в стабильности отношений уверены эксперты кыргызской - национальности (63.3%) в противовес мнению лиц сводной группы других (34.6%) и славянской (14.1%) национальностей.

Значительно меньше - 6.8% экспертов полагают, что отношения все же неровные и напряженные (на первом этапе - 6.2% и на втором - 7.9%). В этом вопросе явно выделяется позиция экспертов славянской национальности - 18.3%.

В целом, абсолютное большинство - 82.6% указывает на стабильный характер межнациональных отношений в республике. Но это не должно быть поводом для самоуспокоения, так как имеются существенные различия между более оптимистичной позицией кыргызского населения по вопросу о характере межэтнических отношений в республике и регионах и пессимистичной трактовкой этих же отношений со стороны некыргызского населения, особенно в регионах, на местах.

Руководством республики также уделяется большое внимание проблемам других этнических групп, проживающих в Кыргызстане.

Немаловажным фактором для национально - культурного развития немецкого населения явился Указ Президента "Об образовании в Республике Кыргызстан немецких национальных культурных округов и национальных производственно - коммерческих структур" от 30 марта 1992 года. По этому Указу в местах компактного проживания немцев образованы национальные культурные округа - Чуйский и Сокулукский, в них созданы комитеты самоуправления. Создан также Фольксрат (Совет) немцев Кыргызстана. Вместе с тем, существуют проблемы, которые заключаются в сохранении мест компактного проживания немцев. С 1989 года численность немцев уменьшилась с 102 тыс. до 17 тыс. человек, да и сейчас есть желающие уехать в Германию. Задача заключается в том, чтобы сохранить культурную самобытность хотя бы 8-10 тыс. человек немецкого происхождения в Кыргызстане (и не только немцев), которые не имеют "островков" компактного проживания, кроме села Рот-Фронт в Иссык-Атинском районе, где пытаются сохранить устои и традиции немцев. Лидеры немецкой диаспоры видят следующий выход из положения: создать места компактного проживания этнических меньшинств и приостановить процесс ассимиляции немецкого населения. В данное время грань между немцами и славянами настолько, тонка, что в любой момент немцы могут ассимилироваться со славянами. Руководство немецкой диаспоры считает, что претворить в жизнь идею создания самоорганизации легче узбекам, казахам, таджикам, так как их историческая родина находится близко, а в то время как историческая родина немцев далеко. В этом-то и заключается трудность создания мест компактного проживания немцев без поддержки Германии.

Некоторые лидеры национально-культурных центров считают, что трудность современного этапа заключается еще в том, что национальные меньшинства остались в стороне от экономических реформ (приватизации, рынка ценных бумаг и т.д. и т.п.) Общество кардинально меняется, и хотя представители других национальностей живут издавна вместе с кыргызами, равной доли экономического распределения национального богатства в результате приватизации и разгосударствления государственного имущества они не получают.

Актуальным является вопрос о реабилитации незаконно репрессированного в сталинские времена корейского населения, отсутствуют до сих пор данные об этом процессе. Недавно руководство корейской диаспоры направило письмо в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики с просьбой о принятии закона о реабилитации и восстановления исторической справедливости в отношении корейского населения.

Обострению межэтнических отношений в Кыргызстане способствуют также демографические и миграционные факторы. Республика имеет довольно сложный полиэтнический состав населения, на ее территории проживают представители более 80 национальностей.

В настоящее время по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики на 1 января 1997 года в республике проживало: кыргызов - 60.8%, русских - 15.3%, узбеков - 14.3%, украинцев - 1.5%, татар 1.2%, дунган 1.0% и ряд представителей других национальностей, чья численность менее 1%.

Национальность 1989 1997 1989в % 1997 в % 

Все национальности 4257.7 4574.1 100% 100% 

кыргызы 2229.7 2781.1 52.4 60.8 

русские 916.5 688.1 21.5 15.3 

узбеки 550.1 653.4 12.9 14.3 

украинцы 108.0 70.9 2.5 1.5 

татары 70.1 53.2 1.6 1.2 

дунгане 36.9 45.2 0.9 1.0 

казахи 37.3 42.4 0.9 0.9 

уйгуры 36.8 42.8 0.9 0.9 

таджики 33.5 38.8 0.8 0.8 

турки 21.3 25.4 0.5 0.6 

азербайджанцы 15.8 19.0 0.4 0.42 

немцы 101.3 17.3 2.4 0.4 

корейцы 18.4 17.8 0.4 0.4 

белорусы 9.2 6.7 0.2 0.15 

армяне 4.0 3.7 0.1 0.1 

молдаване 1.9 1.7 0.04 0.04 

евреи 5.6 1.3 0.1 0.03 

грузины 1.1 1.0 0.03 0.02 

туркмены 0.9 0.8 0.02 0.02 

литовцы 0.5 0.3 0.01 0.01 

эстонцы 0.4 0.3 0.01 0.01 

другие национальности 58.0 52.8 1.35 1.1 

Характерной чертой территориального расселения этнических общностей является то, что все они практически проживают компактными группами. Например, по состоянию на 1 января 1997 г. на юге республики проживали: в Ошской области : кыргызы - 63.6%, узбеки - 28.1%, русские - 2.5%, таджики - 2.1%, татары - 1.0% и т.д.; в Джалал-Абадской: кыргызы - 67.1%, узбеки - 24.5%, русские - 3.46%, татары - 1.2% и т.д.; в северных областях: в Нарынской: кыргызы - 98.0%, русские - 0.6%, узбеки - 0.5%, уйгуры - 0.3% и т.д.; в Таласской: кыргызы - 86.6%, русские - 5.6%, казахи - 1.7%, узбеки - 1.0%, украинцы - 0.9%, турки - 0.7%, татары - 0.3%, немцы - 0.2% и т.д.; в Иссык-Кульской: кыргызы - 77.1%, русские - 14.7%, казахи - 1.7%, украинцы - 1.0%, узбеки - 1.0%, уйгуры - 1.0%, татары - 0.8% и т.д.; в Чуйской области: кыргызы - 40.0%, русские - 35.9%, дунгане - 4.9%, украинцы - 4.0%, казахи - 2.4%, немцы - 1.9%, узбеки - 1.8%, уйгуры - 1.6%, турки - 1.2%, азербайджанцы - 1.2%, татары - 1.1% и т.д.

По результатам анализа динамики народонаселения Кыргызстана можно выделить три группы населения по миграционным процессам. Первая группа состоит из перечня тех народов, чья численность возросла по сравнению с данными Всесоюзной переписи населения 1989 года и по отношению на 01.01.97 года. Сюда можно отнести представителей следующих национальностей - кыргызы (рост на 551.4 тыс. или на 8.4%); узбеки (рост на 103.3 тыс. или на 1.4%); дунгане (рост на 8.3 тыс. или на 0.1%); казахи (рост на 5.1 тыс. или на 0.0%); уйгуры (рост на 6.0 тыс. или на 0.0%); таджики (рост на 5.3 тыс. или 0.0%); турки (рост на 4.1 тыс. или 0.1%); азербайджанцы (рост на 3.2 тыс. или на 0.02%).

Вторая группа включает в себя те народы численность которых значительно упала за последние 9 лет. В эту группу можно включить представителей следующих национальностей - русские (снижение на 228.4 тыс. или на 6.2%); украинцы (снижение на 37.1 тыс. или на 1.0%); татары (снижение на 16.9 тыс. или на 0.4%); немцы (снижение на 84 тыс. или на 2%); корейцы (снижение на 0.6 тыс. или на 0.0%); белорусы (снижение на 2.5 тыс. или на 0.05%); другие национальности (снижение на 5.2 тыс. или на 0.24%).

Третья группа состоит из представителей тех народов, чья численность осталась стабильной либо изменилась незначительно. Сюда можно отнести представителей следующих национальностей: армяне (снижение на 300 или 0.0%); молдаване ( на 200 человек или 0.0%); грузины (снижение на 100 или 0.01%); туркмены (снижение на 100 или 0.0%); литовцы (снижение на 200 или 0.0%); эстонцы (снижение на 100 или 0.0%) и т.д.

Миграционные процессы происходили и раньше. Следует отметить, что массовое заселение Кыргызстана представителями других народов началось в начале ХХ в., особенно во время столыпинской реформы, когда переселенцы из России, Украины обосновались на лучших землях в Чуйской долине, Прииссыккулье, предгорьях Ферганской долины.

В то же время, некоторые эксперты из числа русскоязычного населения подсчитали, что пик русского присутствия в Кыргызстане приходится на 1959 год. После 1970 года начинается отток населения и к 1989 году количество русских уменьшилось на 400 тысяч человек, и это в благополучные для русскоязычного населения "советские годы", т.е. снижение численности русскоязычного населения началось еще задолго до развала СССР.

Тем не менее, за последние три года наблюдается заметное снижение внешней миграции, которая упала до уровня 1989 года и даже ниже в два-три раза по сравнению с 1993 г. Эти показатели в определенной степени можно отнести и к результатам проведения последовательной национальной политики кыргызского государства. Особую роль в этом сыграл Указ Президента Кыргызской Республиики А.Акаева "О мерах по регулированию миграционных процессов в Кыргызской Республике" от 14.06.94 года и Постановление Правительства, где предусмотрены практические меры по сокращению оттока русскоязычного населения и оздоровлению межнациональных отношений, в частности, срок перехода к делопроизводству на государственный язык с учетом реальных возможностей был отодвинут до 1 января 2005 года.

Результаты проведенного ЦСИ НАН КР социологического исследования среди делегатов и гостей 1 Курултая народа Кыргызстана показал, что основной причиной эмиграции части населения из республики является ее экономическое положение - рост цен и низкий уровень доходов людей по сравнению с другими странами (60.8%). Процент лиц, отметивших эту причину, почти в два раза превышает процент респондентов, указавших на второй по значимости фактор - неблагоприятную обстановку в сфере межнациональных отношений (36.4%).

В своем выступлении на 2 Курултае народа Кыргызстана Президент А.Акаев поставил одну общенациональную задачу - подъем экономики, производства, сельского хозяйства и жизненного уровня наших людей. В 1998 году по инициативе Президента А.Акаева принята Государственная программа Кыргызской Республики по преодолению бедности "Аракет", которая несомненно внесет свой вклад в дело поднятия жизненного уровня наших граждан. Программа преодоления бедности носит поистине глобальный характер и затрагивает интересы представителей всех национальностей, населяющих Кыргызстан, включая жителей как высокогорной сельской глубинки - в основном кыргызов, так и престарелых, одиноких пожилых людей славянских национальностей в городах.

Проблема безработицы на селе, проблемы бедности приводят к тому, что в настоящее время обвальными темпами растет внутренняя миграция населения, переток людей из сельской местности в городскую. И проблемы внутренней миграции вскоре встанут в республике во всей сложности. Процессы внутренней миграции наиболее интенсивно идут в сторону пополнения населения Чуйской области и г. Бишкек. Население из отдаленных районов и менее развитых регионов в основном уходит в хозяйственно более крепкие и социально более обеспеченные районы.

Неразрывно связаны с миграционными процессами и проблемы беженцев в Кыргызстане. По состоянию на 1 апреля 1997 года в республике было зарегистрировано около 17 тысяч беженцев. Еще до полутора тысяч человек ходатайствуют о получении официального статуса. По неофициальным данным, количество беженцев достигает 40 тысяч человек. Финансовым обеспечением беженцев сегодня занимаются международные организации. В 1996 году УВКБ ООН затратило на эти цели 390 тыс. долларов, в 1997 году 550 тыс.долларов. Правительство Кыргызстана решает проблемы беженцев в основном теоретически. В республиканском бюджете статьи расходов на беженцев не предусмотрено. За время существования этой актуальной проблемы республика не сумела подготовить правовую базу - существует только временное положение о беженцах. Тем не менее, необходимо отдать должное Кыргызстану в решении проблем беженцев, так как другие центральноазиатские государства просто не признают данную проблему, а некоторые активно их преследуют на своей территории.

Кыргызстан имеет непосредственные границы с Узбекистаном, Казахстаном и Китаем. Пограничные вопросы Кыргызстана с Китаем были довольно успешно разрешены 26 апреля 1996 года. В Шанхае Президентами пяти государств - Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Было подписано соглашение "Об укреплении мер доверия в военной области в районе границ". Этим соглашением был приведен к логическому завершению процесс, который то активизируясь, то замирая, шел более 30 лет между СССР и Китаем - вопрос об урегулировании пограничных отношений.

Не столь отрадны пограничные проблемы Кыргызстана с другими соседними государствами, хотя между всеми центральноазиатскими республиками в свое время заключались договора о дружбе и сотрудничестве. Но возникновение проблемы спорных приграничных территорий с нашими ближайшими соседями по СНГ совершенно не говорит о взаимопонимании между государствами. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что демаркация границ будет сложной и затянется на многие годы.

Сейчас уже сложилась такая ситуация, что только на границе с Таджикистаном, в Баткенском и Ляйлякском районах Ошской области, насчитывается около 70 спорных участков. Осложняется положение и тем, что кыргызское население в Таджикистане проживает в некоторых местах на землях, считающихся территорией Кыргызстана, и наоборот. В приграничных районах обеих республик давно освоены практически все пахотные земли и пастбища. А нехватка земельных угодий и неопределенность границ уже привела один раз к конфликту между кыргызами и таджиками в Баткенском районе, в результате которого погибло несколько человек. Усиливает напряженность в приграничных селах и быстро нарастающая безработица среди молодежи.

Еще сложнее и запутаннее ситуация со спорными участками вдоль границы с Узбекистаном. Судя по итогам прошедшей в середине августа 1996 года в Ташкенте конференции "Региональная стабильность и безопасность Центральной Азии", эта республика основательно укрепила свои позиции в Центральной Азии и усилила претензии на роль главенствующего государства в регионе. Наличие "прозрачной" границы между нашими республиками уже привело к образованию в Джалал-Абадской и Ошской областях около 75 спорных участков, которые постепенно попадают под влияние Узбекистана. С молчаливого согласия местных властей, жители соседней республики захватывают земли, принадлежащие Кыргызстану.

Существование "прозрачной" границы между двумя государствами явно не на руку нашей республике и позволяет соседям добиваться многочисленных уступок, связанных с земельными вопросами. Продолжается захват новых, не говоря уже о спорных, территорий, принадлежащих Кыргызстану. Противодействие самовольному переносу границ пытаются оказывать только местные жители.

Не такие острые, но, все-таки, есть приграничные противоречия и с Казахстаном. И пусть пока никто не высказывает определенных претензий, это совсем не означает, что этот вопрос можно отложить на неопределенное время или постараться забыть.

Водно-земельные проблемы можно рассматривать в двух аспектах: на уровне межгосударственных отношений и на уровне повседневного перераспределения воды во многих регионах Ферганской долины. По мнению видного политика, бывшего первого секретаря ЦК КП Кыргызстана, а ныне депутата Жогорку Кенеша Т.Усубалиева, в мировой практике вопросы межгосударственного водопользования рассматриваются и решаются только двухсторонними договорами и соглашениями, подписанными главами государств.

Водные ресурсы протекающих рек, как отмечается в Межгосударственных соглашениях, используются на справедливой и взаимовыгодной основе, не ущемляются интересы ни одного государства - участника соглашений. К глубокому сожалению, в постсоветский период межгосударственное использование водохранилищ Кыргызстана не похоже ни на одно из международных соглашений по использованию водных ресурсов. Несмотря на то, что экономика Кыргызстана, как и других государств, перешла на рыночные отношения, его водные ресурсы, накапливаемые в межгосударственных гидроузлах, не приносят ни одного цента дохода, и по-прежнему бесплатно подаются соседним государствам, а затраты на содержание и эксплуатацию их из года в год нарастают.

Подготовлен проект Закона Кыргызской Республики "О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики". Подписан Указ Президента Кыргызской Республики "Об основах внешней политики Кыргызской Республики в области использования водных ресурсов рек, формирующихся в Кыргызстане и вытекающих на территории сопредельных государств" от 6 октября 1997 года.

Решение этих сложных задач возможно лишь на основе справедливого учета интересов как Кыргызской Республики, так и других заинтересованных стран путем проведения последовательных переговоров и заключения соответствующих межгосударственных договоров, исходя из особенностей водопользования по каждой реке, вытекающей за пределы Кыргызской Республики.

Как указано в законах Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, споры о водопользовании между государствами рассматриваются и разрешаются в порядке, определяемым международными договорами. Но подобные споры, имеющие место в центральноазиатском регионеи продолжающиеся вот уже много десятилетий, пока никак не разрешаются. Более того, до сих пор не заключено ни одного соглашения или договора по использованию водных ресурсов Кыргызстана соседними государствами на справедливой и взаимовыгодной основе.

Одним из примеров, когда на наших глазах годами тянувшиеся споры из-за земли и воды вдруг стали поводом серьезнейших политических разногласий между двумя соседними республиками, стал конфликт между таджиками Исфаринского района Ленинабадской области Таджикистана и кыргызами Баткенского района Ошской области Кыргызской Республики. Тот факт, что подобного рода столкновения начались в районе не в 1989г., а значительно раньше (известны события в селе Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче (октябре) - Актатыре в 1988 г.), свидетельствует, что в основе этих событий лежат объективные факторы, к сожалению, чаще всего, во-первых, не отражаемые общественным сознанием двух республик и, во-вторых, на протяжении длительного времени игнорируемые властью.

При цивилизованном решении данных проблем будет проведена правовая база для решения локальных водно-земельных споров, периодически возникающих между соседствующими сельскохозяйственными субъектами в Ферганской долине.

Интересы строительства суверенной государственности, обеспечения ее безопасности, духовного возрождения нации требуют объективного и избирательного отношения к историческому прошлому народа. В этом плане имеет исключительно важное значение познание сущности принципов традиционной общественной самоорганизации кыргызов - трайбализма. По мнению известного кыргызского историка Д. Джунушалиева, именно в нем находится то, что в течение тысячелетий сохраняло самобытность и самостоятельность кыргызов и может составить стержень современного общественного устройства и духовной жизни возрождаемой нации. В нем же находятся истоки явлений, которые иногда становятся "возмутителями спокойствия" и в современной общественной практике_.

Советский режим объявил широкомасштабную борьбу против трайбализма, начиная от преследования проявлений патриархальщины, физической ликвидации родовых авторитетов под видом высылки бай-манапов и кулаков, до ликвидации экономических, политических и организационных основ трайбализма путем перевода кочевников к оседлости, внедрения современных форм производства, повышения всерегулирующей роли государства, попыток утверждения сознания не кровнородственной, а классовой общности людей. В ходе этой борьбы, из-за характерного для того времени огульного отрицания почти всего прошлого, был нанесен удар не только по вредным проявлениям родоплеменных отношений, но и по многим прогрессивным, охраняющим нравственные устои общества моментам.

В то же время, многие советские порядки, как общественная собственность, централизованное планирование и распределение материальных благ и финансовых средств, особенно система подбора и расстановки кадров, создавали почву для консервации и нелегального, но довольно широкого, применения правил и принципов трайбализма на практике.

Нынешний всплеск трайбализма спровоцирован не только тем, что многие принципы этого явления не потеряли свои позитивные созидательные потенциалы и в современных условиях, но и тем, что борьба за выживание приобрела особое значение для многих людей, а самое важное - трайбализм получил возможность открыто участвовать в государственном строительстве.

Однако не следует забывать, что многие принципы и правила трайбализма, оправданные и необходимые в условиях примитивного производства, отсутствия оседлости и государственности, уже не соответствуют реалиям, потребностям и интересам современной общественной практики, хуже того, представляют серьезную опасность для стабильности в обществе, целостности государства.

На первый взгляд действия по этим принципам не должны иметь место в нынешней общественной практике. Однако то, что в ходе последних президентских выборов члены всех политических партий Юга республики, стоящих, казалось бы, на диаметрально противоположных политических платформах, отбросив на время все политические разногласия, почти единогласно, как в прошлые времена, проголосовали за лидера коммунистов - выходца из Юга, говорит об обратном.

Тысячелетняя традиция соперничества кыргызских родов и племен за главенство, подкрепленная правилами "выборов" волостных управителей в царское время и "подбора кадров" - в советское, породила действия по принципу: "Вожак - из своих". За примером, подтверждающим действенность данного принципа и в наши дни, далеко ходить не надо. Подавляющее большинство, если не абсолютное, народных депутатов всех уровней из числа кыргызов были избраны только благодаря поддержке сородичей и соплеменников и выражают в первую очередь их интересы, а не общенациональные и общегосударственные.

Высшей формой проявления такой ситуации может стать всплеск регионализма, а в последующем - сепаратизма, что является одной из главных опасностей для целостности государства. Симптомы уже есть. В средствах массовой информации уже в открытую стали протаскивать мысль о том, что ошане смогли бы жить "припеваючи" за счет хлопка, цветных металлов и других ископаемых, иссык-кульцы - золота Кумтора и курортно-оздоровительных учреждений, а чуйцы - за счет относительно высокого экономического потенциала региона.

Анализ религиозной ситуации показывает, что в республике традиционно сильно влияние мусульманства, причем, большее влияние оно оказывает на представителей других этнических групп - узбеков, уйгур и т.д., чем на кыргызов. Также традиционно влияние христианства, но сами славяне оценивают это влияние не так сильно как другие этнические группы.

Наблюдается тенденция усиления активности и влияния со стороны других религиозных организаций, которые рекрутируют своих новых членов практически из всех этнических групп республики. В последнее время в средствах массовой информации все больше и больше появляется публикаций о распространении ваххабизма в Центральной Азии и Кыргызстане в частности. Так, в газете "Вечерний Бишкек" от 1 мая 1998 года в статье: "Джихад: жертвы и заложники" говорится, что Министерство национальной безопасности Кыргызской Республики в результате операции, проведенной спецназом МНБ "Калкан", арестовало нескольких эмиссаров-вахаббистов, конфисковало принадлежащее им оружие и пресекло отлаженный канал отправки граждан Кыргызстана в Пакистан для подготовки их в экстремистских лагерях подготовки боевиков из числа мусульман-ваххабистов. Там же утверждается, что, по оценочным данным, в этих лагерях нелегально обучаются около 200 граждан Кыргызстана. Основным обвиняемым считается некий Касарлы Ж., имеющий три паспорта: китайский, турецкий и кыргызский, эмигрировавший в свое время из Китая в знак протеста против политики китайских властей в отношении Синцьзян-Уйгурского автономного округа.

Тем не менее, проблемы существуют и опрос экспертов о возможности конфликтов на религиозной и межэтнической основе показал следующую картину:

Почти половина респондентов считают, что в будущем возможно противостояние на религиозной основе на уровне отдельных личностей - 46.3% ( на первом этапе 41.3% и на втором - 54.8%). Так считают в большей степени славяне - 54.9% и лица других национальностей - 53.8%.

На втором месте религиозные противостояния на уровне групп людей - 16.9% (на первом этапе - 18.0% и на втором - 12.5%). На этот вопрос ответили положительно 21. 3% кыргызских экспертов.

Чуть ниже оценивается возможность противостояния на религиозной основе этнических общностей - 15.4% ( на первом этапе 15.1% и на втором - 15.8%). Больше всех этим обеспокоены представители славянской (19.7%) и кыргызской (17.0%) национальностей.

Анализ степени конфликтности и возможного характера межэтнических столкновений показывает некоторую озабоченность наших экспертов. Так, по их мнению, вполне возможны единичные конфликты в быту и большей частью по межнациональному признаку, нежели по религиозному, хотя эксперты славянских национальностей больше опасаются единичных столкновений по религиозному признаку.

По предполагаемой возможности столкновений больших групп людей также превалируют межнациональные мотивы, но эксперты кыргызской национальности прогнозируют при этом больше религиозные столкновения.

На уровне этнических общностей, то есть, массовых конфликтов, все группы экспертов опасаются больше религиозных мотивов, грубо говоря, именно противостояние по религиозным мотивам может привести по сопоставимому мнению экспертов к большим конфликтам и втянуть в свою орбиту целые народы.

В этом отношении мнения экспертов - лидеров национально-культурных центров об опасности крупных конфликтов на религиозной почве не лишены основания и требуют неустанного внимания в оценке развития религиозной и межэтнической ситуации как со стороны государства, так и общества в целом.

Нормальная этнополитическая ситуация в стране в значительной степени складывается в результате государственной национальной политики, направленной на утверждение гражданского мира и национального согласия. В основу этой политики положены следующие принципы: признание приоритета прав человека, свободное развитие каждой этнической общности в рамках демократических процессов, осознание того, что в условиях многонациональной республики ни одна нация не может удовлетворять свои национальные интересы за счет ущемления интересов другой нации, понимание того что народ Кыргызстана - это органическое единство кыргызов и представителей всех других национальностей.

Исключительно важное политическое и практическое значение делу достижения межнационального согласия в Кыргызстане придало личное участие Президента А.Акаева в проведении 1-го (7-8 января 1994 года) и 2-го (10 февраля 1996 года) Курултая народа Кыргызстана, становлении Ассамблеи народа Кыргызстана, которому специальным указом Президента был придан официальный статус консультативно-совещательного Совета при Президенте Кыргызской Республики по вопросам межнациональных отношений и национальной политики. Все эти решения ориентированы прежде всего на повышение роли Ассамблеи народа Кыргызстана в представлении интересов всех этнических групп, защиту прав национальных меньшинств.

В настоящее время Ассамблея народа Кыргызстана, пользуясь заслуженным уважением среди общественности республики, занимает активную позицию в политической жизни страны, выдвигает своих представителей на выборах в Жогорку Кенеш, в состав Центральной избирательной комиссии, местные органы власти и т.д. Ассамблея народа Кыргызстана уделяет много внимания содействию развития национальных культур и языков, принимала и принимает активное участие в праздновании общенациональных мероприятий, например, таких как 1000 - летие эпоса Манас.

Сегодня логика общественного развития с необходимостью ставит вопрос об интеграции всего общества, только совместными усилиями всех граждан республики возможно с честью и достоинством выйти из любого трудного положения. Суть интеграционного процесса состоит в том, чтобы объединить людей различных социальных, национальных и территориальных общностей на основе взаимной выгоды, выработки общих интересов, целей и ценностей.

Первой важнейшей составляющей частью этого процесса является социокультурная интеграция кыргызстанского общества, предусматривающая развитие и взаимопроникновение национальных культур и традиций, религий, своеобразия и самобытности различных этнических общностей. Огромная роль в решении этой задачи принадлежит формированию государственной национальной политики и привлечению к ней представителей национальных меньшинств.

В марте 1998 в г. Бишкек состоялся круглый стол на тему: "Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Кыргызстане" в рамках подготовки к принятию закона Кыргызской Республики "О присоединении к Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств". В подготовке и организации круглого стола принимали участие Комитет по международным и межпарламентским связям Собрания Народных Представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Ассамблея народа Кыргызстана и фонд имени Конрада Аденауэра. В работе круглого стола приняли участие Спикер Собрания Народных Представителей А. Эркебаев, Вице-премьер министр М. Джангарачева, Региональный уполномоченный представитель фонда имени К.Аденауэра по Центральной Азии В. Шрайбер, Председатель Совета Ассамблеи народа Кыргызстана С.Бегалиев, руководители министерств и ведомств, депутаты Жогорку Кенеша, руководители национально-культурных центров, ученые и журналисты. На круглом столе присутствовали также представители национально-культурных центров из Узбекистана.

С кратким приветственным словом выступил Торага Собрания Народных Представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Эркебаев А.Э., который отметил, что "круглый стол" посвящен важнейшей в нашем многонациональном государстве проблеме - обсуждению правового положения национальных меньшинств в республике. Обсуждение данного вопроса приурочено нами к процессу подготовки принятия Закона Кыргызской Республики "О присоединении Кыргызской Республики к Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств".

Правовую основу развития и защиты прав этнических меньшинств в Кыргызстане составляют, прежде всего, положения Конституции Кыргызской Республики. Так, в статье 15 второй главы Конституции закрепляются все основные права и свободы человека, принятые в международных документах Организации Объединенных Наций. Принятие Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств в рамках Совета Европы будет еще одним важным шагом для законодательного обоснования защиты национальных меньшинств в Кыргызстане. Тем более что в Конституции Кыргызской Республики в статье 12 части 3 говорится, что "ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственной частью законодательства Кыргызской Республики".

В докладе Председателя комитета по международным и межпарламентским связям Собрания Народных Представителей Жогорку Кенеша КР Асаналиева Г.Б. отмечалось, что Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств подписана в рамках Совета Европы 1 февраля 1995 года. Данная конвенция является первым многосторонним правовым обязательным актом, посвященным защите национальных меньшинств в целом. Конвенция запрещает любую дискриминацию, основанную на принадлежности к национальному меньшинству.

Вместе с тем, Конвенция предоставляет особые права национальным меньшинствам, в частности, что касается прав на сохранение и развитие их культуры и сохранения основных элементов их самобытности, а именно: их религии, языка, традиции и культурного наследия. Согласно Конвенции Государства, участники должны создать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной и экономической жизни и ведении государственных дел.

Кроме того, республика подписала "Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам" в рамках соглашения Содружества Независимых Государств от 19 июля 1994 года в г. Москва, ратификация которой также будет включена в план работы Жогорку Кенеша.

По инициативе ряда депутатов во главе с депутатом Законодательного собрания Жогорку Кенеша А. Сабировым разрабатывается Закон о национальных меньшинствах Кыргызской Республики, где учитываются основные положения закрепленные в ряде международных положений, и прежде всего, положения второй главы Конституции Кыргызской Республики, которой гарантируется защита конституционных прав граждан Кыргызстана независимо от национальной принадлежности.

Жогорку Кенеш, таким образом, активно разрабатывает и подготавливает законодательную базу для достижения межнационального согласия в республике.

Многое, о чем говорится в Рамочной Конвенции, уже реально действует в нашем государстве, но также существуют и некоторые проблемы в сфере межнациональных отношений, законодательную базу решения которых существенно расширит данная конвенция.

Таким образом, можно констатировать, что существенных рычагов управления межэтническими отношениями, кроме Ассамблеи народа Кыргызстана еще не выработано, республика находится только в начале пути разработки правовой базы для развития межэтнических отношений.




1. Организация имеющая в собственности ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечаю
2. .12.13 22
3. О библиотечном деле и Об обязательном экземпляре которые заложили основу и законодательной базы для биб
4. Этапы проведения арбитражного процесса
5. Проблемные вопросы вселенной
6.  Русь в IX ~ начале XII в
7. Анализ и совершенствование организации системы управления персоналом на ОАО УРСА Банк
8. Декларация прав ребенка
9. проблема рост товар ~ звезда зрелость товар ~ дойная корова и спад товар ~ собака.
10. реферату Нормативні документи регламентуючі питання оплати праціРозділ Економіка підприємства Норматив
11. Лист докум
12. Sisu Sissejuhtus
13. Методические рекомендации для практических занятий Тема- Воспаление- изучение механизмов во
14. УТВЕРЖДАЮ Зав
15. Тема- Путешествие по Великобритании
16. психология необходимо обратиться к греческой мифологии.
17. НА ТЕМУ МСГрушевський і розвиток школи й педагогічної думки в Галичині та Україні
18. Эвтаназией называется всякое действие направленное на то чтобы положить конец жизни той или иной личности
19. Библиография как наука
20. D3Е2 Дан фрагмент электронной таблицы-