Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

доклад Функциональные структуры и функции п.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

К следующему занятию доклад

Функциональные структуры и функции п. с. Модель функциональной структуры.

Как только образуется задача – формируется функциональная структура

В ходе жизненного пути человек включается в различные виды деятельности, взаимодействует с различными обстоятельствами и это составляет социальную ситуацию развития. Включаясь в различные виды деятельности человек формируется как субъект этой деятельности и отношения. В этой деятельности он выполняет определенную роль. Эти отношения и эта деятельность преобразует человека изменяет всю его структуру, изменяет его процессы, состояния, свойства психические и функции. При многократном повторении деятельности в течение длительного времени происходит развитие психических процессов, центрирование психических состояния, то есть выделение типичных состояний, формирование свойства личности. Основными временными интервалами в которых осуществляется данное изменение являются периоды длящиеся час, день. Возникающее вследствие такой деятельности состояния, служит основным механизмом преобразования психологических свойств и изменений психических процессов, а также в организации качественно новой психологической структуры, которую Ананьев называет – психологический строй. Благодаря состояния достигается адаптационный эффект – по другому уравновешивание, то есть привидение индивидуально-психологических и субъектно-личностных свойств в соответствии с требованиями предметно-профессионального характера деятельности и обстоятельств деятельности. Данное изменение обусловлены интегрирующей функцией психических состояний, благодаря которой внешняя предметная и социальная среда объединяется «с характеристиками свойствами личности, процессами, а психические процессы, свойства, физиологические механизмы объединяются в целостную структуру, обуславливая основное качество психического – целостность». С этих позиций, или с позиций целостности, в пространственно-временной и информационно-энергетической координатах могут быть выделены в следующий функциональные структуры. В пространственной – ситуация, временная – актуальное время, информационно – психические процессы. Состояния гнев, досада, злость, испуг, решимость, задача состояний – синтегрировать все эти состояния в одно. Совокупность ситуаций образует деятельность.

Совокупность деятельности образует образ жизни.

Длительные ----

Эти состояния отражают сформированные личностные качества человека, его акцентуации, деформации личностные. Люди, которые 30 лет работают на одном месте, деформируют свою личность, профессия накладывает свой отпечаток на человека. Эти структуры очень подвижны, включаются в разное время.

С позиции особенного могут быть выделены типичные деятельностные, временные и возрастные особенности психических состояний характеризующиеся специфической картиной взаимодействия с блоками и подсистемами целостной психики. Такая типология связана с часто повторяющейся и длительной деятельностью, благодаря чему происходит центрирование необходимого набора психических состояний и образования устойчивых функциональных структур. Типичные состояния студента: веселость, голод, сонливость. Гаишника: голод, раздраженность. Возраст разделяет по состояниям, общая деятельность объединяет.

Взаимоотношения состояния с психическими процессами.

1 закономерность. Каждое состояние характеризуется спецификой инвариантных (постоянные) связей с психическими процессами

2 закономерность. В процессе деятельности отношения между когнитивными характеристиками (процессами) и состояниями характеризуется следующей закономерностью: в начале деятельности происходит интеграция процессов к отдельным состояниям, в середине деятельности происходит образование устойчивых структурных функциональных блоках, окончание деятельности связано с дезорганизацией, распадом сложившихся отношений между процессами и состояниями. Пример: в школе урок математики, пришел учитель, сейчас я буду вас спрашивать, состояния у учеников – мобилизация, радость, страх, идет урок если ребенок заинтересован, то блок когнитивных процессов тянет развитие, звонок, и связи распадаются, появляется совершенно новая организация когнитивных процессов.

3 закономерность. Оказывается при напряженной деятельности в стрессовой ситуации количество связей между состояниями и процессами увеличивается, по мере того как напряженность снижается эти связи разрываются и остаются только те которые наиболее необходимы в обычной повседневной деятельности человека.

Как связаны психические состояния со свойствами личности (психологическими свойствами)

Наше состояние в большей степени сформировано свойствами и отражается в состояниях

С помощью коррекции одну функциональную структуру меняют на другую.

Функции психического состояния

Регуляторная – приведение субъекта в соответствии с требованиями предмета профессионального характера деятельности.

Развитие – часто повторяющееся состояние приводит к становлению и в дальнейшему развитию психических свойств, качеств и когнитивных процессов.

Энергетическая (активационная) – проявляется в продуктивности и успешности психической деятельности, в степени активности жизнедеятельности в быстроте адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Функция отражения – заключается в том что в качественной характеристике состояния (радость печаль),проявляется единство отражения с субъектом в конкретной ситуации и отношение к ней, вследствие этого. Благодаря этой функции характеристики предметной и социальной среды включены в состояние, но без предметного содержания.

Все основные функции состояний связаны и корректируются интегрирующей функцией, которая возникает на базе основных функций и за счет их объединения, благодаря интегрирующей функции обеспечивается уравновешенность, слаженность субъекта с предметной социальной средой – с одной стороны, а с другой включенность в психическое целое регуляторной энергетической отражательной функции, а также функцией развития.

Каждое состояние характеризуется этими базовыми функциями. Кроме того каждое состояние переживаемое человеком характеризуется специфическими функциями.

Модель функциональной структуры состояния – она представляет собой граф дерево, в которое включены уровневые характеристики состояний, характеристики внешней среды, также отношения между процессами, свойствами и состояниями.

Отдельные психические состояние могут рассматриваться как функциональные единицы целостной структуры. Более высокий уровеньорганизации состояний – этой функциональные комплексы, состоящие из блоков состояний. Свойства структурной организации этого уровня является специфика связей и их теснота, знак (+/-), взаимодействие с другими состояниями (эшелоны), относительная замкнутость, взаимообусловленность (зацикливание) состояний внутри блоков, функциональные комплексы обеспечивают длительную активность состояний этого комплекса в текущем времени и поддерживают определенный фон психической активности за счет энергетической макродоминанты возникающей внутри блока. Уровень целостной функциональной структуры п. с. - является результатом взаимоотношений субъекта с наиболее крупными единицами внешней среды, а именно деятельностью, общением, группами и коллективами, в результате этих взаимоотношений происходят взаимные изменения обеих систем, внешняя среда изменяет свои качества, и в то же время влияние среды актуализирует основные функции состояния, и изменяет поведение субъекта. Основная задача – это обеспечение уравновешенности субъекта и среды.

ДЗ в этот четверг не будет семинара

  1. Все о чем говорили – повторить и продемонстрировать
  2. Самому привести примеры из того о чем мы говорили
  3. Отдельно рассмотреть из других источников, взаимоотношения состояний с процессами, состояний со свойствами

ДЗ презентация по п с какое одно состояние на лекцию и семинар

Тема измененные состояние сознания, Характеристика одного из измененных состояний сознания: гипноз, сон

Функции и функциональные структуры:

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

 

         Измененные состояния сознания (ИСС) – категория психических состояний, связанная с актуализацией «резервных» возможностей человека. Сюда относятся явления мнимоумирания, «огнехождения», эффекты телепатии, телесенсорики и т.д.

Категория ИСС – одна из наименее изученных в психологии. У ее исследователей отсутствуют единые представления о природе измененных состояний сознания, целостном научном определении этого понятия, моделях исследования, особенностях переживания социальным субъектом (индивидуальным, групповым, массовым) этих состояний. В связи с этим, классификации разновидностей ИСС, разработанные на сегодняшний день, носят весьма условный характер, являются неоднородными и пока не имеют полного, системного описания.

Понятие об измененном состоянии сознания

ИСС вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним, характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики»

Особенностями ИСС является потеря ощущения границ личности (при сохранении индивидуальности) за счет восприятия себя частью недифференцированной целостности; временность (от нескольких секунд до нескольких часов   – в отличие от психоза); возрастание интеграции личности, обновленное ощущение личной ценности и собственных потенциальных творческих возможностей после выхода из этих состояний, что является следствием снятия в них организующей роли логической (вербальной) составляющей сознания; интенсивностью и «границами» проявлений; а также открытием «спящих» резервных способностей.

К функции ИСС относится получение нового знания, опыта. Религиозный человек использует молитвы, медитации, мистические и трансцендентальные переживания, чтобы открывать и переосмыслять нравственные ценности, разрешать эмоциональные конфликты (Ч.Тарт). ИСС обогащают человеческий опыт и во многих других сферах жизни. Интенсивные эстетические переживания человека, полностью захваченного произведением искусства или музыкой, могут расширить его эмоциональный опыт и послужить источником творческого вдохновения. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем при погружении в транс, медитацию и др.

Феноменология измененных состояний сознания

           Выделены следующие основные характеристики и признаки изменённых состояний сознания. К ним относятся:

  1.  «Изменения мышления» –  субъективные нарушения концентрации внимания, памяти, суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности, стираются причинно-следственные связи, часто снижается рефлексивное сознавание.
  2.  «Изменение восприятия времени». Субъективно время начинает либо ускоряться, либо замедляться, либо останавливаться. Изменяется последовательность происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в ИСС на «язык» социально-нормированных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии).
  3.  «Потеря контроля» –  сознательного контроля над действительностью.
  4.  «Изменения в эмоциональном выражении». Связанные с ослаблением сознательного контроля, часто возникают внезапные вспышки более примитивных и интенсивных эмоций, крайних эмоциональных состояний – от экстаза до глубоко страха и т.д.
  5.  «Изменения образа тела». Чувство деперсонализации, специфических ощущений в теле, потери самосознания или размывание границ между собой и другими.
  6.  «Искажения восприятия». Наличие перцептивных аберраций: галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии, увеличение визуальной образности, обостренности восприятия.
  7.  «Изменения смысла или значения». Склонность вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления.
  8.  «Чувство невыразимости». Затруднения в передаче природы и сущности опыта в ИСС в силу уникальности субъективных переживаний.
  9.  «Повышенная внушаемость». Склонность человека к некритичному восприятию различных стимулов.
  10.  «Потеря ощущения границ личности» (при сохранении индивидуальности) за счет восприятия себя частью недифференцированной целостности.
  11.  «Временность» (от нескольких секунд до нескольких часов — в отличие от психоза).
  12.   «Возрастание интеграции личности». Обновленное ощущение личной ценности и собственных потенциальных творческих возможностей после выхода из ИСС. Часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью.
  13.  «Интровертированная  установка сознания» (значимыми становятся собственные ощущения и переживания) и удаление от окружающего мира с изменением отношения к нему.
  14.  «Изменение чувства активности».
  15.  «Присутствие аффективных нарушений».
  16.  «Изменение способов и форм упорядочения внутреннего опыта и переживаний» (переход от вербально-логических к наглядно-чувственным образам; изменения эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта - возникновение интенсивных эмоциональных переживаний новизны, необычайности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации; изменения процессов самосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т.п.

Особо выделяется в феноменологии ИСС образная сфера. Содержание образов – от бессмысленных геометрических паттернов до целостных сцен мистического содержания – определяется «широчайшим перекомбинированием психического материала под воздействием различных факторов возникновения ИСС» (А.А.Гостев, 2007).

Примечательно, что, несмотря на множественность условий, и механизмов возникновения образов ИСС, существует значительная инвариантность в их содержании, причем возрастающая по мере увеличения «измененности сознания» за счет его активации различными факторами в сторону «сверхактивации».

Инвариантность в образах ИСС отражена  в феноменологии, описанной С. Грофом (1994). Его «картография» наиболее полно отражает спектр образных феноменов. Хотя, безусловно, следует учитывать культурологические, индивидуальные различия в константном содержании образов, а также особенностях, вытекающих из применяемого способа моделирования измененных состояний сознания.

С. Гроф выделил 4 основных уровня переживаний образов:

Абстрактно-эстетические образы. «Парад образов» невыразимой красоты обычно сравнивается с ярким впечатляющим интрапсихическим фильмом, который невозможно описать словами. Человек «видит» драгоценные камни, кристаллы, пространственные структуры («воронки», «конусы», «туннели», «сотоподобные конструкции», «решетки», «спирали», «бесконечные проходы») фантастическую архитектуру (дворцы, соборы), пейзажи с великолепной растительностью, экзотическими животными и другие ярчайшие образы. Фантастическо-экзотический оттенок приобретают и послеобразы, часто видятся джунгли, коралловые рифы и др.

Психодинамические образы воссоздают содержания неосознаваемого, принадлежащего к различным периодам жизни человека, в виде повторного проживания эмоционально-значимых событий (травмирующих и приятных) в их взаимосвязи, кажущейся человеку истинной. Актуализация переживаний может происходить и в символической форме.

Онто-эмбриональные (перинатальные) образы. Содержания данных образов – события индивидуальной истории, связанные с памятью о внутриутробном развитии и процессе рождения.

Трансперсональные образы  – их невозможно вывести из переживаний в нашем трехмерном мире, ибо оно парадоксально и не вписывается в законы формальной логики. Общей характеристикой образов является трансцендирование сознания, выход его за Эго-границы и за пространственно-временные ограничения (человек переживает нахождение совершенно в иных мирах). Переживается единство мира и всеобщность существования, в частности, возможность «слияния» с любым аспектом реальности. Усиливается ощущение настоящего момента, могут возникать ощущения «вечности», ухода от линейного времени, время может остановиться, последовательность событий исчезает, прошлое, настоящее, будущее переживаются наложенными друг на друга.

В зависимости от вида ИСС (и соответственно мотивов, установок, опыта, ценностей и т.п.) меняются как его содержание и эмоциональная окрашенность возникающих образов, так и функции.

Представление о распространенности ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных ситуаций, и нормально функционирующее сознание - это сознание, способное изменяться. Можно заключить, что нет какого-то раз и навсегда фиксированного оптимального состояния, а имеется целый набор состояний сознания, адекватных для решения разных задач.

Факторы и причины возникновения изменённых состояний сознания

Причины, вызывающие ИСС, связаны со спецификой восприятия сенсорных сигналов (уровень нормального сознания зависит от полноты и яркости чувственной картины мира и активацией правого полушария. Другой общий механизм ИСС связан с тем, что «некий внутренний источник информации существенно перекрывает внешние впечатления от непосредственно воздействующих стимулов» (А.А.Гостев).

А.А. Гостевым выделяются следующие основные факторы возникновения измененных состояний сознания:

  1.  Психофармакологические препараты (психотропные и наркотические вещества), химические составы.
  2.  Гипервентиляция организма.
  3.  Понижение потребления кислорода и вдыхание углекислого газа.
  4.  Сенсорная депривация.
  5.  Монотонная деятельность.
  6.  Перегрузка информацией при световом и акустическом стимулировании.
  7.  Электростимуляция мозговых структур.
  8.  Патологические процессы или повреждения мозга.
  9.  Гипноз (самогипноз) и другие суггестивные воздействия.
  10.  Лишение сна.
  11.  Состояния транса (в частности, возникающие под действием монотонного пения, заданного ритма или ритуальных танцев).
  12.  Медитативные психотехники, редуцирующие ассоциативность «внешнего» материала памяти и запускающие механизмы декодирования глубинной внутренней информации и внесенсорного канала.
  13.  Временные патологические состояния организма в связи с эмоциональным и физическим стрессом, заболеваниями, голоданием и т.п.
  14.  Пребывание перед «лицом смертельной опасности».
  15.  Нахождение в ситуациях и состояниях «при смерти».
  16.  Состояние клинической смерти.

В числе причин ИСС также оказываются «нарушение суточного режима, физическое и умственное перенапряжение, затрудненная адаптация, дезадаптация и переадаптация, акцентуация личности и т.п., нередко сочетающаяся с глубокими психическими переживаниями, информационной неопределенностью, социально-психологическими ограничениями, и др.»

В феноменологическом плане ИСС разделяют на искусственно вызываемые, спонтанно возникающие и психотехнически обусловленные.

К искусственно вызываемым относятся измененные состояния сознания, возникающие под действием психоактивных веществ или процедур (например, при приеме препаратов или в результате сенсорной депривации/перегрузки).

Спонтанно возникающие измененные состояния сознания могут появляться в обычных условиях (при засыпании, значительном напряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, нормальные роды), а также у лиц, находящихся в необычных или экстремальных условиях жизни или работы (космонавты, спелеологи, альпинисты и т.п.).

Психотехнически обусловленные ИСС связаны с процессами психической регуляции и саморегуляции в современной психотерапии, религиозно-мистическими обрядами в традиционных культурах и субкультурах (например, холотропная терапия С.Грофа, шаманизм и пр.).

Согласно Ч.Тарту ИСС с функциональной точки зрения могут рассматриваться как некие «пути» для многих самых разных форм выражения и переживаний человека, как адаптивных, так и дезадаптивных. В одних случаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказаться атавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в других случаях та же регрессия «встанет на службу Эго» и позволит человеку переступить границы логики и формальности, выразить подавленные потребности в социально конструктивной форме.

Что касается дезадаптивных проявлений ИСС, то к их числу могут быть отнесены: попытки разрешения эмоционального конфликта (к примеру, реакции амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация); защитные функции в ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу; прорыв запрещенных импульсов (реакции острого психоза и  паники); бегство от ответственности и внутреннего напряжения (использование наркотиков, алкоголя); символическое отыгрывание бессознательных конфликтов (одержимость); проявление органических поражений или нейрофизиологических нарушений; потенциально опасные реакции на определенные стимулы (транс от длительного наблюдения, монотонная деятельность).

Адаптивность  ИСС проявляется в использовании их с целью получения нового знания или опыта, выражения психического напряжения, освобождения от конфликта, адекватного и конструктивного функционирования в социуме.

Основные теоретические подходы к изучению изменённых состояний сознания

В конце ХХ века появляются наиболее интересные теоретические модели ИСС, представленные теорией прерывных (дискретных) состояний Ч.Тарта, концепцией непрерывных (континуальных) состояний К.Мартиндейла, теорией дискретно-континуальных состояний А.Диттриха. Все они представляют современный теоретический уровень разработки ИСС и во многом связаны с уровневым рассмотрением сознания. Остановимся на них подробнее.

Теория  прерывных (дискретных) состояний, разработанная Ч.Тартом, рассматривает  дискретные измененные состояния сознания, как состояния, отличающиеся от некоторого базисного дискретного состояния сознания (к примеру, от обычного бодрствования) и обладающие стабильностью и устойчивостью даже при значительных изменениях внутренних и внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному (ДИСС) происходит скачкообразно. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч.Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов. Примерами ДИСС по Ч.Тарту могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДИСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Таким образом, целесообразность ДСС определяется их адаптивностью, установлением и поддержанием равновесия с внешней действительностью. С позиции теории дискретных СС «состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга, т.е. при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между формами и ступенями индуцированных ИСС» (А.В.Россохин. В.Л.Измагурова, 2004).

Представитель дискретно-континуального подхода А.Диттрих (1986) в своей теории опираясь на работы В.Вундта, располагает весь спектр сознания так, что в центре помещается нормальное бодрствующее сознание, а по окружности – бессознательное, сопоставимое с выключением сознания. Между ними (внутри круга) на разных радиусах находятся ИСС, сравнимые между собой, но качественно различающиеся, при условии равной удаленности от центра (нормального бодрствования).

По мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство осознанности. А.Диттрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии). В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга (модель Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А.Диттрих показывает, что, несмотря на то, что ОСС разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному ОСС, имеют большую степень смежности друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А.Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. Этим можно объяснить феноменологическое сходство смежных состояний сознания – фармакологически вызванных, возникших в условиях сенсорной (социальной) изоляции или психозе. В связи с этим А.Диттрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы.

Предложенная К.Мартиндейлом (1981) теория континуальных (непрерывных) состояний сознания является противоположной теории Ч.Тарта и основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС происходит однотипно – путем постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждении своего подхода К.Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного» способа мышления к пралогическому, «первичному». К.Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс  –  первичный процесс, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания и где различные ИСС отличаются лишь положением  на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одной и той же диссолюции сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка оси регрессии соответствует обычному, исходному состоянию сознания; ниже располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации, монотонии; далее расположены неврозы; еще ниже состояния при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков; ниже ИСС, индуцированные техниками трансперсональной психологии; еще ниже сны; за ними глубокие гипнотические состояния, дальше психозы и психоделические ИСС при приеме ЛСД. С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемые тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Так, например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К.Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

Обзор исследовательских подходов был бы не полон без обращения к трансперсональному направлению в психологии, вобравшему в себя идеи классического психоанализа, юнгианской аналитической психологии, райханианства и экзистенциальной психологии. Трансперсоналистская программа изучения измененных состояний сознания во многом альтернативна большинству положений традиционной психотерапии. Говоря о трансперсональном направлении в связи с проблемой ИСС, прежде всего, следует отметить разработанные здесь стратификации сознания. Таковы, в частности, «картография сознания» С. Грофа, «спектр сознания» К. Уилбера. Предложенные трансперсоналистами «классификации», наверное, можно считать уточнением взгляда К. Юнга на строение индивидуального сознания. Хотя подобные схемы дают лишь структурное, статистическое представление о сознании, они отражают главные линии и различия, позволяют за огромным множеством содержаний увидеть целостную картину состояний сознания.

Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных состояний сознания: состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания следует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой «радиус действия», то есть позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС.  Поэтому описание ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, с помощью модели С.Грофа, построенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с точки зрения дискретного подхода не совсем адекватно.

С точки зрения дискретно-континуальной модели рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками.  Первая характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Вторая характеристика – сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. Как уже отмечалось, в соответствии с теорией смежных состояний сознания,  измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состояниями нормы. Неслучайно считается, что существует тесная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматикой шизофрении.

Изменённые состояния сознания преимущественно объясняются с позиций теоретических моделей Ч.Тарта (теория прерывных (дискретных) состояний),   К.Мартиндейла (концепция непрерывных (континуальных) состояний), А.Диттриха (теория дискретно-континуальных состояний) и С.Грофа (трансперсональная модель ИСС).

3 лекция

Предложенная Мартиндейлом (1981) теория континуальных (непрерывных) состояний сознания является противоположной теории Ч. Тарта и основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачокв и ИСС нерперывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например: ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид плавно проходит не различные, а идентичные ИСС.

При этом индуцирование ИСС происходит однотипно – путем постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждении своего подхода Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, (вторичного) способа мышления к пралогическому, «первичному». Мартиндейл предлагает одномерную ось вторичный процесс – первичный процесс, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания и где различные ИСС отличаются лишь положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одной и той же диссолюции сознания, приравниваются друг к другу.

Верхняя точка оси регрессии соответствует обычному, исходному состоянию сознания; ниже располагаются состояния возникающие при сенсорной депривации, монотонии; далее расположены неврозы; еще ниже состояния при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков; ниже ИСС, индуцированные техниками трансперсональной псиъологии; еще ниже сны; за ними глубокие гипнотические состояния, дальше психозы и психоделические ИСС при приеме ЛСД.

С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов ( например, дыханием и психоделиками). Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС. Вызываемые тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Так, например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуть любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии.

Классификации и виды измененных состояний сознания

В литературе содержание измененных состояний сознания сводится к нескольким группам состояний: трансовые, гипнотические, медитативные состояния, состояния сна. В их составе: состояния аутогенного погружения, сверхбодрствование, озарение, индуктивные состояния, психоделические состояния, экстаз, гипноз, транс, медитация и др.

В. В. Козлов (2001) в качестве типов ИСС выделяет «расширенные» состояния сознания, возникающие при «связном» дыхании и характеризующиеся максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики; «трансовые» состояния сознания (отрешенность сознания, вызываемая произвольно или возникающая при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов); «функциональные» состояния сознания, возникающие при концентрированном выполнении определенной деятельности; «психоделические» состояния сознания вызываемые приемом психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами; «нулевое сознание» - полное отсутсвие сознания; глубокий сон.

С. В. Кардаш (1998), в ИСС выделяет 3 группы (предположенная им классификация отражает связи между различными ИСС и лишь косвенно связана с воспринимаемыми в них реальностями и феноменологией), вероятно, по степени измененности: «особые» состояния (сверхбодрствование, индуктивные состояния, предсмертные состояния, озарение, опьянение, ритуальный транс), «трансовые» (транс, медитация, гипноз) и состояния сна (быстрый, глубокий).

В основе систематики измененных состояний сознания Ганзена и Юрченко (1991) находятся аффективные, волевые, перцептивные и мыслительные составляющие сознания. Функционально-структурный анализ позволили обнаружить ряд особенностей этих состояний. Так, для волевых ориентировочных состояний (гипнотических состояний, «зомби» и др.) специфической особенностью является полное отсутствие произвольной регуляции поведения в силу жесткого программирования психики извне.

Перцептивные состояния измененного сознания, как отражательные, так и гностические (дхарана, транс и др.), характеризуются отвлечением органов чувств от внешних воздействий и сосредоточением сознания на одном или нескольких объектах, т. е. в них достигается чувственная изоляция человека от внешнего мира. Отличительными чертами мыслительных состояний (самадхи, сатори, нирвана и др.) является отсутствие пространственно-временной отнесенности при очевидной реальности и длительности, выход за рамки отношений субъект-объект, отсутствие осознания «Я», высвобождение в них реликтовых форм до логического мышления.

Своей более выраженной вербальной природой несколько отличается от этих состояний состояние исихазма как психологический метод творения молитвы в христианстве (имя Христа должно «приклеиться» к дыханию). Подобное по переживанию состояние в Исламе называется «иксан».

Неравновесные состояния

4 лекция

  1. В экспериментах, проводимых в естественных условиях (учебная и педагогическая деятельность), было установлено, что возникновение неравновесных состояний и ход динамических изменений последних характеризуется фазовыми процессами синусоидального типа, возрастанием однородности и качественной близости в ситуациях высокой информационной насыщенности и значимости. Этот процесс сопровождается изменением структуры и рельефа состояний

Н. С. Вызваны в основном фрустрациями, как недовольством невозможностью достижения цели

Рефлексивная регуляция психических состояний

В разрабатываемой нами концептуальной модели рефлексивной регуляции психических состояний рефлексия «включена» как центральное звено в регуляторный процесс субъекта. Благодаря ей осуществляется осознание, оценка, сличение актуального состояния с искомым и, соответственно, в случае необходимости, субъектом вносится коррекция в применяемые способы и приемы регуляции. Рефлексия позволяет спрогнозировать возможные варианты и результаты регуляции состояний в различных обстоятельствах, перестроить имеющиеся способы действий, проанализировать структуру действий, не приводящих к успеху, выработать окончательное решение и перейти к исполнительным действиям: применению выбранных способов и приемов регуляции состояний, адекватных наличной или прогнозируемой ситуации. Включенность рефлексивных механизмов обусловливается целью регуляции – необходимостью изменения психического состояния как неадекватного ситуации (необходимость изменения состояния осознается субъектом благодаря рефлексии).

В этом процессе достижение цели – желаемого состояния, осуществляется через цель промежуточных (переходных) состояний. Информация о достижении необходимого состояния, т. е. насколько переживаемое состояние соответствует искомому, реализуется при помощи обратной связи, посредством рефлексии. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, а лишь средство, способ или механизм, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека – это не только некий результат, но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями, а именно, переосмыслением оснований своего мышления и особенностей психического состояния.

Переход от состояния к состоянию происходит при использовании различных психорегулирующих средств и приемов, включенность которых определяется рефлексивными механизмами сознания. Регуляторный процесс совершается при активном участии основных когнитивных процессов (восприятия, представлений, мнемических процессов, мышления и др.), интегральных (целеобразование, антиципация, принятие решения, прогнозирование, планирование, программирование, контроль, самоконтроль) и метакогнитивных (метавосприятие, метапамять, метамышление и др.) с опорой на свойства личности (темперамент, характер и др.) и метасвойства, он мало эффективен в случае отсутствия соответствующей мотивации субъекта и личностного смысла.

Несоответствие переживаемых состояний ситуациям жизнедеятельности «запускает» основные, интегральные и метакогнитивные процессы, результатом которых является осознание, осмысление и переосмысление, вкупе с последующим планированием, прогнозированием, выработкой стратегий, принятием решения и актуализацией операциональных средств саморегуляции, а также их дальнейшей проверкой (метакогнитивные стратегии). Отметим, что рефлексия также активируют смысловые структуры сознания, обусловливая их включенность ив регуляторный процесс.

Можно полагать, что рефлексивные механизмы (стратегии, планы и др.) образуют устойчивые функциональные комплексы, состоящие из операциональных средств, интенциональных (внутренних с длительной протяженностью, содержащихся в сознании) моделей, и метасвойств, становление которых осуществляется в диапазоне текущего времени и в условиях повторяющихся или близких ситуаций жизнедеятельности. Функциональные комплексы являются основой более сложного уровня регуляции, обусловливая пролонгированную актуализацию «заданных» состояний с определенными параметрами со стороны знака, качества, интенсивности, длительности и др.

Развертывание такого рефлексивного комплекса, а также его параметры определяются требованиями социального функционирования субъекта, спецификой профессиональной деятельности, событиями и ситуациями жизнедеятельности (повседневными или напряженными). Функциональные комплексы могут перестраиваться в ходе регуляции при изменении социальных аспектов бытия и в случае их недостаточной эффективности.

Регуляция осуществляется в конкретной социальной среде, на фоне культуральных, этнических, профессиональных и др. влияний, в определенной социальной ситуации жизнедеятельности, связанной с местом субъекта в малой группе, его социальными ролями, статусами и пр. Направленность жизни субъекта «задает» целостную структура рефлексивной регуляции состояний. Ее проявления – в изменении операциональных средств, при их несоответствии наличной или прогнозируемой ситуации, в обеспечении адаптации субъекта к изменяющимся условиям жизни посредством перестройки стратегий регуляции, в выработке новых смыслов жизнедеятельности и бытия, в принятии соответствующих решений.

В процессах регуляции могут быть выделены уровни рефлексивной активности: на низком уровне отражаются и контролируются отдельные исполнительные действия в регуляции состояний, на более высоком уровне субъект отображает самого себя как «Я – систему» (Я-образ, Я-концепция), производящего планирование и оценку своих действий. Последнее связано с актуализацией внутренних регуляторных схем и процессов (метакогнитивные стратегии), наработанных или выработанных в ходе онтогенеза (разные по эффективности регуляторные схемы определяют разную качественно-количественную о-граниченность активности субъекта в регуляции состояний).

Включенность рефлексивных уровней позволяет субъекту переходить от операциональных к ментальным аспектам регуляции состояний и обратно: осуществляется самоконтроль состояний в текущей ситуации, актуализируются приемы регуляции, ретроспективно оцениваются и анализируются операциональные средства и стратегии регуляции состояний в прошлых ситуациях и деятельностях, их эффективность при тех или иных обстоятельствах жизни, планируются и прогнозируются вероятные будущие состояния и средства их контроля и пр.

На эти процессы оказывают влияние модели и образы мира, смысловые структуры сознания, переживания, ментальные репрезентации и др. составляющая сознания, а также социальное опосредование: принадлежность субъекта к той или иной большой или малой социальной группе, роли и статусы и пр. В зависимости от уровня рефлексивности, а также степени ее развитости у субъекта, проявления ситуативной, ретроспективной и перспективной регуляции психических состояний будет различно.

Отметив также, что рефлексивные процессы субъекта и рефлексия, в целом, порождают новые смыслы и значения, новые отношения, создавая и определяя возникающие стратегии и планы, способы и приёмы регуляции состояний. Основной психологический механизм рефлексии, обусловливающий трансформирующие и генеративные функции, повышающие меру субъектности регуляции – внутренний диалог (Второе я). Он приводит к произвольному манипулированию идеальными содержаниями в умственном плане, основанными на переживании дистанции между своим сознанием и его интенциональным объектом, связанным с направленностью этого процесса на самого себя как на объект рефлексии.

Такие действия (взгляд на себя со стороны) позволяют увидеть максимальное количество элементов (вариантов) регуляции состояний и выбрать оптимальное, адекватное ситуации. Существует также дифференциальный аспект рефлексивной регуляции состояний, связанный с разными фокусами направленности сознания: на внешний и интенциональный объект, на самого себя, на себя и на объект. Эти действия предполагают самодистанцирование, способность посмотреть на себя со стороны и на посторонние объекты за пределами актуальной ситуации. Можно полагать, что встроенность и развернутость представленных выше механизмов в структуре рефлексивной регуляции состояний обеспечивает ее эффективность в жизнедеятельности субъекта.

Подходы к пониманию рефлексии Семенов И. Н., Степанов С. Ю.

  1. Кооперативный
  2. Коммуникативный
  3. Когнитивный
  4. Личностный

30.10.12. Образ психического состояния

Образ психического состояния – ОПС, может быть определен как совокупность перцептивных характеристик, отражающих формы структурированного сочетания: психологические, соматические, поведенческие и другие показатели субъекта, представленные в сознании, изоморфные переживаемому психическому состоянию.

Построение ОПС происходит в процессе переживания человеком данного состояния. Находясь в том или ином пс, он может интроспективно описать его направляя познавательную активность во внутренний мир и опираясь на свои внутренние переживания и происходящее с ним (психические процессы, поведение и т. д.)

Высшим уровнем субъективного отражения является осознанный образ состояния. В нем воедино слиты знания, переживания и отношения, то есть ОПС являясь результатом или самим отражением сознания внутренних условий, несет в себе информацию (знание о событии) вызывавшем данное состояние, переживание этого события (события внешнего и внутреннего мира), отношение между компонентами психического (психические процессы, поведение и т.д.)

Прохоров А. О. в своих работах раскрывает механизм формирования образа психического состояния. Внутренние ощущения и впечатления, вызванные событиями переживаемыми субъектом, проходя этап сличения с прошлым опытом превращаются в представления о пережитом состоянии далее через процесс осознания в его образ.

ОПС порождается условиями содержанием деятельности и одновременно внутренними ощущениями и самооценкой. Подобно тому, как возникает и закрепляется предметный образ в процессе восприятия, образ психического состояния формируется и закрепляется во время переживаний индивидом данных состояний, то есть интенсивность, яркость образа определяется переживанием, а с помощью рефлексии устанавливаются границы образа, его соответствие переживаемому состоянию.

Л. Г. Дикая пишет, что образ состояния является важнейшим психическим образованием обладающим сложной структурой, полифункциональностью, многомерностью, избирательностью и многочисленными связями с другими психологическими системами.

Прохоров раскрывает понятие образ психического состояния в контексте теории саморегуляции. В его модели регуляции психических состояний образ является одним из ведущих элементов, который он представляет в качестве образа актуального состояния, образа желаемого состояния, а также в качестве обратной связи. Чем более выражена способность человека актуализировать и интегрировать ощущения, представления и чувства в динамичные по своей структуре личностно-значимые образы состояния, тем более адекватно он строит управляющие комплексы воздействия. Им было обнаружено, что образные представления желаемого позитивного состояния повышает степень уверенности в себе, веру в успех, снижается уровень тоскливости, грусти напряженности. Благодаря образу актуального и желаемого состояния, осуществляется оценка, сличения актуального состояния с искомым, и в случае необходимости субъект корректирует применяемые способы и приемы саморегуляции. Также исследования показали, что образы психических состояний переживаемые в прошлом, отличаются усложнением структур во времени, устойчивостью связей, показателей, то есть структуры образов состояний прошлого являются более связанными и высокоорганизованными. Их устойчивость во времени позволяет адекватно строить образ актуального и желаемого состояния.

Отметим, что образ психического состояния предстает перед нами в трех аспектах, как образ актуального состояния переживаемого в актуальный момент, как образ пережитого состояния, то есть образ памяти, представления, который обогащается в процессе жизнедеятельности и как образ желаемого (искомого) состояния, в котором отражены мотивы и цели.




1. Тема 1 1 Тема 1
2. Педагогическая теория русских революционных демократов ВГБелинского и АИГерцена
3. Развитие словесных способностей детей посредством художественного слова
4. реферату- Поняття правового регулювання і його відмінність від правового впливу
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук Сімферополь ~ 2
6. тема ценностей Ценности ~ это сложные оценки содержащие и познавательный и эмоциональный компоненты
7. Возбудитель сибирской язвы
8. Преподаватель- Котиленков М
9. Характеристика травм нижніх кінцівок-скінченностей- 1
10. Лекция ’ 1. Введение в курс Пожарная безопасность
11. Курортно-рекреационные ресурсы Скандинавских стран Финляндия Швеция Норвегия Дания1
12. Подростковомолодежный центр Калининский Программа семинара Перспективы и ресурсы вза
13. ДОМОСТРОЙ произведение русской литературы XVI в
14. Потоки танца. Украина АР Крым г.html
15. Виды поражения электрическим током
16. Тема- Ознакомление с требованиями Конвенции СОЛАС74
17. менш достовірні відомості про українських козаків з~являються з кінця ХV ст.
18. Разновидность их термисторы полупроводниковые резисторы сопротивление которых сильно уменьшается по м
19. тематике год 10 класс 1
20. обработка информации