Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема: Философия природы (2 часа)
В широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.
В своем содержании оно совпадает с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
В философии истоки понятия природы связывают с древнегреческим термином "фюсис", имеющим целый спектр значений:
Анализ Аристотелем понятия фюсис привел его к набору определений природы от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.
В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др.
С этого периода преобладающим смыслом понятия природы становится ее статус как объекта естествознания.
Современное понятие природы содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки.
Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.
Греческая философская традиция была ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы.
Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.
Динамика образов природы в классической и неклассической науке:
Ключевые идеи синергетики:
Классическая наука (Ньютон, Лаплас) мировые процессы представляла как обратимые во времени, предсказуемые и однолинейные, исключающие любые отклонения.
Синергетическое видение мира основано на идее многовариантности, альтернативности и необратимости путей эволюции. Синергетика исследует общие механизмы самоорганизации природных и социальных процессов, переход от хаоса к порядку и обратно, указывает на творческую, конструктивную роль случайности в процессах самоорганизации.
Вселенная предстает как иерархически организованное сложное динамическое единство, что позволяет рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаруживает нелинейный тип детерминизма.
Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.
Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится принцип глобального (универсального) эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.
Основной вклад в реализацию этого проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины.
В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании:
Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале ХХ в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд. лет назад.
В середине ХХ в. появляется теория раздувающейся Вселенной, которая установила взаимосвязь между эволюционными процессами в мега- и микромире.
Дальнейшее развитие космологических исследований привело к становлению в 80-е гг. ХХ в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи (от ядер атомов до звезд и планет) и тем самым способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума.
Синергетика является современной теорией самоорганизации. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т.д.). Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума.
Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграл концептуальный аппарат биологии.
В 20-е гг. ХХ в. в биологии формируется новое направление эволюционного учения учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, заложившего основы нового научного направления биогеохимии.
По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Она является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями.
Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил.
Жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию.
На рубеже ХIХ-ХХ вв., благодаря развитию естествознания, возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.
Природа как среда обитания подразделяются на естественную и искусственную.
Аристотель отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. Естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).
В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял:
Согласно К. Марксу, искусственная среда обитания человека ("вторая природа", "неорганическое тело цивилизации") создается в результате материально-преобразующей деятельности.
В объем данного понятия включается все, что произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.
Термин "биосфера" впервые употреблен в 1904 г. французским ученым Ж. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар.
В конце ХIХ в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.
Современное толкование понятия:
Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (Н. Моисеев и др.).
Уровни организации биосферы:
Природная динамика биосферы:
Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который ввел термин "живое вещество" (совокупность населяющих Землю организмов), а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества.
Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом.
Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее.
Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.
Появление человеческой жизни в биосфере вносит изменения в ее динамику:
Вначале человек осуществил биосферную "технологию" (находил в природе готовые жизненные средства), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой он начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство).
Деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние ноосферу.
Понятие ноосферы (греч. noos разум, sphaira шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г.
Данный термин встречается и в концепции "христианского эволюционизма" французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т.е. "мыслящий пласт", разворачивающийся над миром растений и животных вне биосферы и над ней.
Ноосфера у В. Вернадского качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.
В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. Тимофеев-Ресовский. С тех пор эта тема становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества (Н. Моисеев).
Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.
Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.
В начале ХХ в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества.
Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере.
Этосфера область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
Цель стратегии устойчивого развития системы "общество-природа" обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития.
Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений.
Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития. В Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа "реагирования и исправления" к принципу "активной профилактики", что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных показателей в триаде "человек-хозяйство-природа".
На современном этапе общественного развития характер отношений в системе "человек-природа-общество" актуализирует экологическую проблему. Сегодня она воплощается в проблему будущего всего человечества и входит в число "глобальных проблем".
Характер отношения человека к природе в разные исторические эпохи складывался по-разному:
Конец ХХ начало ХХI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе, они представлены в концепциях: