Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема: Социальные группы
План: 1. Сущность социальных групп. Квазигруппы. 2. Виды социальных групп. 3. Этнические группы.
1. Сущность социальных групп. Квазигруппы.
Люди существуют и находят самовыражение, в групповой жизни входя в те или иные социальные группы. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, это та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.
Социальная группа - это любая совокупность людей, выделенных по социально-значимым признакам (пол, возраст, профессия, национальность и т.д.). Социальной группой можно считать реальные группы - они основываются на признаках, которые осознаются людьми в качестве реально существующих, социально значимых и осознаются субъективно (русский, офицер, горожанин, рабочий и т.д.). Но не всякая совокупность людей называется социальной группой. Ею не является агрегация или категория.
Агрегация - это некоторое количество людей, собранных в определённом физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (жители микрорайона, очередь в магазине).
Общности, объединяемые одной или несколькими сходными характеристиками, называются категории. Категории можно также назвать условными (номинальными) группами - это искусственно сконструированные группы для целей статистического анализа. Выделяются по социально незначимым критериям (пассажиры электричек, пользователи Интернета, курильщики, рыжие).
Если группа появляется непреднамеренно, случайно и носит неустойчивый характер, она называется - квазигруппа (ЛАТ. квази почти, якобы). Квазигруппы могут превратиться в устойчивую социальную группу или вообще прекратить существование.
Виды квазигрупп.
1. Аудитория - такая социальная общность, когда люди объединены взаимодействием с коммуникатором, т.е. человеком или группой лиц, владеющих информацией и доводящий её до этой общности (оратор и аудитория, тамада и гости и т.д.).
2. Толпа - это временное собрание людей, объединяющихся в замкнутом физическом пространстве, общностью интересов. В то же время толпа - это нечто больше, чем простая агрегация людей, т.к. толпа имеет особые характеристики:
а) внушаемость - в толпе больше, чем вне ее, люди склонны принимать мнение большинства.
б) анонимность - человек считает себя незначительным и неузнанным в толпе. В результате «стадного» чувства они иногда не воспринимает себя как отдельных индивидов.
в) спонтанность и эмоциональность поведения - люди мало задумываются над своими действиями и их поведение зависит больше от чувств, чем от разума.
г) неуязвимость находясь в толпе, люди чувствуют себя вне социального контроля.
Виды толпы:
- случайная - которую объединяет либо незначительная цель, либо бесцельное времяпрепровождение (например: зеваки при аварии).
- обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и поведение которой находится под воздействием заранее обусловленных норм (например: зрители в театре).
- экспрессивная толпа - это квазигруппа, которая организуется в целях личного удовольствия, а активность людей является и целью и результатом их объединения (например: дискотеки, рок-фестивали и т.д.).
- действующая толпа - характеризуется экстремальными типами поведения и может выступать как:
а) сборище - эмоциально возбуждённая толпа, тяготеющая к насильственным действиям. б) восставшая толпа - это насильственный коллективный взрыв и её действия в большинстве случаев непредсказуемы.
3. Квазигруппами можно считать профессиональные круги коллег (симпозиумы, встречи артистов и т.д.); дружеские круги (время от времени собирающаяся компания); статусные социальные круги (круги бомжей, и т.д.). Квазигруппы могут рассматриваться как переходные образования на пути к устойчивым социальным группам (дружеские круги могут превратиться в дружеские группы).
2. Виды социальных групп.
Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов. Все люди склонны делить других людей на своих и чужих на «мы» и «они». Каждый человек выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои» (моя семья, мой класс, моя компания, моя нация и др.). Такие группы называются ингруппами (in - внутри), т.е. группы к которым человек чувствует свою принадлежность, а её членов рассматривает как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит человек, будут для него аутгруппами, т.е. не «мы» а «они».
Знание ингрупповых и аутгрупповых отношений делает возможным понять некоторые исторические события, межгосударственные конфликты и войны, показывая, что конфликтующие стороны на основе ингрупповых и аутгрупповых чувств считают своих противников людьми чуть ли не второго сорта. Разделение людей на ингруппы и аутгруппы делает психологически возможным даже для гуманных людей совершение жестоких поступков.
Аутгруппы воспринимаются людьми в виде стереотипа. Социальный стереотип - это разделяемый образ других групп или категорий людей, которым приписываются некоторые черты, характерные, по-нашему мнению, для группы в целом (например: преподаватели - вредные, студенты - хитрые, французы - обходительные).
Стереотипы бывают позитивные (доброта, храбрость), негативные (злость, коварство) и смешанные (студенты хитрые, но добрые и т.д.). С помощью стереотипов мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас аутгруппах, что позволяет ориентироваться среди них и определять линию поведения с ними.
Различие во взаимоотношениях между людьми наиболее заметно в первичных и вторичных группах.
Первичные - это группы, в которых каждый член видит других как личностей и индивидуальностей, взаимоотношения в ней неформальные, а отношения в ней ориентированы прежде всего на формирование личности и душевный комфорт (семья, дружеская компания).
Во вторичных группах контакты носят безличный, односторонний и утилитарный (англ. utility - полезность) характер. Все контакты определяются не личными, а социальными статусами и ролями и дружеские контакты необязательны. Тем самым, вторичная группа ориентирована на цель и является механизмом её достижения, часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп.
Малая группа - это группа, в которой люди хорошо знают друг друга и имеют личные контакты каждый с каждым (2-7 человек). (Бригада - это малая группа, а коллектив цеха - большая).
Малая группа может быть первичной или вторичной в зависимости от типов взаимоотношений в ней. Большая группа может быть только вторичной.
Большая группа - это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях. Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы человек. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (племя, народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодёжь, пенсионеры) и т.д. В силу их многочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом.
Референтная группа - это группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке.
3. Этнические группы.
Одним из видов социальных групп являются этнические группы (греч. этнос - народ). Этническая структура - это существенный вид социальной структуры общества.
Этнос - это исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а так же сознанием своего единства и отличия от других таких же образований; он выражается так же в осознании общности исторических судеб и общности происхождения.
В реальности этноса не существует вне социальных институтов (от семьи до государства). Для более устойчивого существования этническая общность стремится к созданию своей социально-территориальной организации (община, государство, республика и т.д.)
Выделяют два уровня жизни этноса:
1. Этносоциальный организм - это этническое образование, связанное с каким -либо государством (армяне - в Армении).
2. Этникос - часть этноса, осознающая свою принадлежность к нему, но не имеющая своей государственности и проживающая в другом государстве (армяне в Сирии).
Этнос имеет разные формы существования. Этнические общности могут быть кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общимицеремониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации.
Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения, и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма.
Известный ученый Л.Н. Гумилёв рассматривал этническую целостность, как систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурной традиции и взаимосвязи с соседями. Он создал учение об этнической систематике и построил в общем виде этническую иерархию:
Антропосфера - это биомасса всех человеческих организмов не земле («антропос» - человек).
Этносфера т.е. деление людей планеты на этносы.
Суперэтнос - это группа этносов, возникшая одновременно в едином регионе и предоставляющая собой мозаичную целостность, т.е. этносы входящие в суперэтнос, имеют общие черты культуры, самосознания, религиозную принадлежность (мусульманский суперэтнос, западно-католичекий, православный).
Этнос - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, отличающихся особыми стереотипами поведения и противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам.
Субэтнос - это элемент структуры этноса, относительно обособленная часть народа, взаимодействующая с другими элементами этноса. Субэтносы возникают: 1. В результате территориального обособления части народа (например: русские поморы, сибиряки). 2. Благодаря наличию особого социального статуса (казаки). 3. В силу религиозной или расовой обособленности (старообрядцы в России, негры в США).
Выделяют также переходные этнические группы, т.е. ещё не оторвавшиеся полностью от материнского этноса (эмигранты и их потомки); пограничные группы- живут в зоне контактов родственных этносов и часто не имеют чёткого этнического самосознания).