Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №2»
г. Сургут
Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Тюменская область
Статья
«Развитие музыкального мышления
учащихся класса фортепиано»
написала преподаватель фортепиано
второй квалификационной категории
Зозуля Татьяна Владимировна
2013 г.
Наибольшую актуальность в музыкальном образовании приобретают вопросы тесного взаимодействия теории и практики, развитие интереса к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре.
Проблема развития музыкального мышления в классе фортепиано разработана педагогами исследователями, которые, обращаясь к истории российского музыкального образования, освещают круг проблем, возникающих на этапах становления и развития отечественной фортепианной педагогики. Это труды Э.Б. Абдуллина, Г.М. Цыпина, Е.Н. Федорович.
М. Дилоян предлагает так называемый «синтетический» метод формирования художественного вкуса и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта. В его основе идея сквозного курса: «Постепенная кристаллизация собственной точки зрения; тотальный слуховой анализ; целенаправленное накапливание исполнительского, теоретического, исторического и эстетического багажа; создание благоприятной психологической среды для создания творческой атмосферы; стремление к использованию арсенала современных технических средств». (1, 71)
Одним из путей решения проблемы развития музыкального мышления в ДШИ предлагаются методы изучения музыкальных произведений посредством определения круга музыкально-художественных образов. Отсутствие программы в музыкальных произведениях поднимает обучение на более высокий уровень трудности, предполагает исследовательскую и глубокую аналитическую подготовительную работу. Определение образного содержания музыкальных произведений и связанное с этим изучение эпох, идей, направлений в различных областях искусства, решают многие аспекты выше заявленной проблемы. В процессе работы происходит специальное обучение умению наблюдать явления в искусстве, фиксировать и анализировать полученные результаты, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной, научной и энциклопедической литературой. У детей тем самым активизируется творческий потенциал, способность к исследовательской деятельности, аналитическому мышлению и формируются фундаментальные знания в оптимальном соотношении их теоретичности и практичности. Отсюда вытекает противоречие между необходимостью развития музыкального мышления и недостаточной реализацией возможностей работы над музыкальным произведением.
За интеллектуализацию и творческую активизацию процесса воспитания музыкального мышления ратовали такие корифеи фортепианной педагогики, как А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Рубинштейн, А.Н. Есипова, В.И. Сафонов, Ф.М. Блуменфельд, Л.В. Николаев, Г.Г. Нейгауз и др. Они придавали большое значение развитию художественно-образного мышления. На уроках специальности широко применялись знания различных областей искусства, ученики занимались исследовательской деятельностью.
Школа Анны Николаевны Есиповой также отличалась вниманием к интеллектуальному развитию учащихся, что было приоритетным в ее педагогике в сочетании с воспитанием тонкой музыкальной культуры и выработкой филигранного пианистического мастерства. Феликс Михайлович Блуменфельд, продолжив традиции братьев Рубинштейнов, развил и углубил содержательное начало фортепианной педагогики. В работе с учащимися он утверждал, что понимание смысла исполняемой музыки тесно связано с умением понять и увидеть общие закономерности искусства. Ф. М. Блуменфельд раздвигал кругозор учащихся, раскрывал перед ними познавательное этическое и эстетическое значение искусства.
В этой связи представляются актуальными принципы педагогики Генриха Густавовича Нейгауза: интеллектуализация и активизация познавательной деятельности и самостоятельность; индивидуальность, нравственно этическая направленность обучения и сотрудничество; движение от внутреннего к внешнему, от художественного образа музыкального произведения к техническим средствам его воплощения. Педагогический метод Николая Григорьевича Рубинштейна (через осмысление к переживанию, через мысль к чувству, через наблюдения над закономерностями самой музыки к познанию ее содержания) и принцип работы Генриха Густавовича Нейгауза представляются для нашего исследования наиболее эффективными и действенными.
В настоящее время музыкальная педагогика немалое внимание уделяет формированию и развитию музыкального мышления. Проблема становления начинающих музыкантов, действительно, решается совокупностью модифицированных традиционных методик, и принципиально новыми актуальными разработками, технологиями развивающего обучения. При недостаточной познавательной активности накопление знаний замедленно. Как следствие, страдает художественно-эмоциональный план исполнения, не происходит «попадание» в образ произведения, стиль композитора. Удачное же исполнение носит случайный характер. И, наоборот, пытливость, самообразование, гармоничное взаимодействие знаний и умений способствует формированию и развитию разносторонней личности музыканта; делает его игру осмысленной, художественно оправданной. Таким образом, существовавшая ранее проблема развития музыкального мышления, не теряя своей актуальности на современном этапе развития музыкальной педагогики, требует конкретной реализации в курсе специального фортепиано в ДШИ.
Для определения музыкального содержания произведения мы опираемся на законы художественного восприятия, теорию понимания, философскую мысль, позицию герменевтики, эстетики, достижения в области искусствознания. Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия, то есть зарождается оценка и самооценка. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т.п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что обеспечивает развитие индивидуальности. На основе детской любознательности формируется интерес к обучению. Развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со сверстниками и взрослыми позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие производительности даст возможность преодолевать трудности при решении задач, овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности станет основой усвоения различных предметов в школе.
Занятия в классе фортепиано предоставляют благоприятную возможность педагогу работать в направлении развития музыкального мышления. Процесс формирования и развития эстетических воззрений и художественных вкусов детей, приобщение к миру музыки происходит при непосредственном обучении искусству исполнения на инструменте. Индивидуальная форма занятий способствует гибкому подходу к каждому ученику, динамичному воздействию на его интеллектуальное развитие и самообразование.
Создается определенный запас элементарных музыкально-художественных впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к явлениям музыкального искусства их звуковым и колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний развития музыкального мышления формируется целостное восприятие мира и понимание красоты музыкального языка.
ЛИТЕРАТУРА
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 288 с.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. 240 с.
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением - М.: Классика - XXI, 2004. - 192 с.