Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

смерти периодической печати вытеснении ее глобальной сетью интернет

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE   \* MERGEFORMAT 10

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество носит информационный характер и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей. Важнейшим источником оперативного информирования читателей о событиях и фактах общественной жизни, о результатах научных исследований, а также средством формирования мировоззрения являются журнальные издания.

Журнал  - вид полиграфической продукции со своими особенностями, структурой, историей развития. Сейчас идет много разговоров о «смерти» периодической печати, вытеснении ее глобальной сетью интернет. И действительно, статистика показывает спад продаж журнальной продукции с 2001 года[13]. Но исследования последних двух лет свидетельствуют, что продажи некоторых издательств не только не падают, но и растут. На наш взгляд, нынешнее положение журнальной продукции схоже с книжной: хотя спрос на книги падает, но у них остаются свои постоянные почитатели. Возможно, это связано с неоспоримыми преимуществами журнала и других печатных изданий перед информационными интернет - ресурсами. Для многих читателей, в основном старшего поколения, журнал, как и другие виды печатной продукции, на сегодняшний день остаётся главным источником информации. К тому же хорошо оформленный журнал воспринимается как произведение искусства и может храниться у потребителя годами, передаваться из рук в руки. Журнал удобен также и в роли рекламного носителя.

Таким образом, журнал обладает большим количеством преимуществ, что делает его актуальным видом печатной продукции, эффективным средством рекламы и информационным инструментом в современном мире, что обеспечит ему еще долгую жизнь.

Рынок журнальной продукции в наше время очень широк и разнообразен, но, тем не менее, все больше и больше людей желают издать свой собственный журнал, потому что существующие издания не отражают их специфических интересов. Исследование интернет источников выявило недостатки систематизации информации по вопросам разработки журнала и его верстки, а так же ее скудность. Поэтому мы считаем, что наша тема исследования очень актуальна.

Цель нашей работы - разработка дизайна и верстка журнала узкой направленности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть журнал, как вид полиграфической продукции, изучить историю развития, существующие виды и типологию, выявить положительные и отрицательные стороны использования журнала, выделить основные этапы разработки журнального издания и процесс верстки, проанализировать существующие аналоги, и на основе предпроектного анализа разработать концептуальную основу проекта, подробно описать процесс подготовки материалов для создания обложки и страницы издания, оценить эффективность созданного проекта.

Объектом исследования дипломной работы является журнал, предметом - разработка дизайна и верстка журнала.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в сборе и систематизации информации необходимой для создания журнала и его верстки.

Практическая значимость заключается в применении полученных знаний для самостоятельной разработки журнала, также работа может быть использована в информационных целях для заинтересованных лиц.

Для достижения цели мы использовали такие методы исследования, как анализ литературных источников, систематизация собранного по теме материала, классификация и обобщение, выявление структуры, проектирование, анкетирование и статистическая обработка результатов.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования.  Работа состоит из введения, двух  глав и заключения.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты разработки журнала: определение и классификация, история, структура и основные этапы создания, верстка и дизайн журнала

Вторая глава данного исследования заключается в разработке обложки и страницы журнала, так же в ней рассмотрен предпроектный анализ и проектирование, оценка эффективности созданного проекта, возможности использования дипломной работы в процессе деятельности педагога - дизайнера.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЖУРНАЛА

1.1. Журнал как вид полиграфической продукции

Практически во всех сферах деятельности современного человека в той или иной степени используется полиграфическая продукция. "Полиграфическая" - в широком смысле: от книг и листовок, до ручек с нанесенным на них логотипом, от визитных карточек до фирменных воздушных шаров. Журнал также является продуктом полиграфического производства.

В этой главе мы рассмотрим понятие полиграфической продукции, ее виды, понятие журнала его положительные и отрицательные  аспекты, классификацию журнальной продукции.

Полиграфия – область, отрасль промышленности, совокупность технических средств и технологических приемов, используемых для тиражирования (репродуцирования) оригинала, прошедшего редакционную подготовку[14].

Полиграфическое производство - совокупность различных технических средств и технологий, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

Таким образом, полиграфическая продукция это изделия, изготовленные с использованием полиграфических технологий[14] .

Современная полиграфия производит разнообразную продукцию, начиная с визиток и календарей, заканчивая рекламными баннерами, журналами и государственными документами. 

Главная задача полиграфии состоит в переработке и распространении информации. Однако помимо этой основной задачи продукция полиграфического производства выполняет и многие другие функции, поэтому чёткую классификацию полиграфической продукции разработать весьма сложно.

Полиграфическую продукцию, по ее назначению, можно условно разделить на пять основных групп:

  •  издательская продукция - совокупность изданий, носящих информационный характер: книги, журналы, газеты, брошюры;
  •  рекламная продукция - предназначена для продвижения брендов, торговых марок, компаний-производителей и их продукции, компаний-продавцов и предлагаемых ими услуг. К рекламной полиграфии относятся такие носители, как: листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции;
  •  деловая продукция - продукция, объединенная единым фирменным стилем, используемая в рекламно-презентационных целях, а также полиграфические материалы, используемые для поддержки офиса. К ним относятся: визитные карточки, папки, конверты, бланки, документация;
  •  этикеточно-упаковочная - продукция, являющаяся в основном средством упаковки, то есть этикетки, упаковки;
  •  специальная продукция – имеет такое название, потому что для ее воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии. Это денежные бумажные знаки, акции, свидетельства, почтовые марки, бланки государственных документов, ценные бумаги, нотные издания, обои.

Более подробно мы рассмотрим издательскую полиграфическую продукцию, так как журнал относится именно к этому виду полиграфии. В государственном стандарте представлена очень широкая классификация издательской продукции, мы рассмотрим наиболее актуальные классификационные признаки[11].

Издательская продукция классифицируется по следующим признакам:

  •  по материальной конструкции: издания книжные (в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете) и листовые (в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления, например: газеты, плакаты);
  •  по знаковой природе информации: текстовые (содержащие только текст), изобразительные (содержащие лишь изображения) и текстово-изобразительные. Кроме них существуют несколько специфических видов изданий таких, как картографические, нотные, издания со шрифтом Брайля;
  •  по периодичности издания: периодические (выпускаемые через определенный промежуток времени), непериодические издания (выпускаемые однократно без предусмотренных их сроков переиздания), продолжающиеся издания (выпускаемые через неопределенные промежутки времени по мере накопления материалов);
  •  по целевому назначению и характеру информации: официальные   и научные издания, монографии, литературно-художественные издания, учебники, практикумы, энциклопедии, производственные издания.

1.2. Определение и история развития журнала

Журнал - периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания[2].

Чтобы понять положение журнала в современном мире рассмотрим историю возникновения журнальных изданий, их развитие, как изменялся их дизайн и внутреннее содержание.

«Возникновение журнальной формы, как принципиально нового вида общественной коммуникации было напрямую связано с открытием способа тиражирования и обновлением принципов книгопечатания. В начале XVI века в Европе появились первые печатные агитационные листовки и брошюры с описанием какого-либо сенсационного события. С этого момента такие критерии, как актуальность и своевременность получения информации, приобрели не меньшую важность, чем ее достоверность. В это время в крупных торговых городах стали появляться люди, которые специально собирали новости, пришедшие по почте или доставленные прибывшими кораблями. Эта форма передачи информации получила название «информационное письмо» и традиционно считается прототипом первых периодических изданий»[18].

Впервые журнал, как особая разновидность периодической печати, появился в середине XVII века в Европе, это был французский развлекательный журнал Le Mercure Francais (Французский Меркурий), затем появились его аналоги в Германии, Голландии и Англии. Прообразами таких журналов были придворные календари и атласы с географическими и астрономическими картами. Таким образом, именно развлекательная, а не новостная функция была первичной для журнала, что, по сути, задало тон журнальной форме, складывавшейся не только из текстовой информации, но и иллюстративных элементов.

Первый научный европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) – был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера. Был задуман как,  периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы. Издание было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных дискуссиях. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы[4].

За ним стали появляться журналы в других странах: в Англии «Philosophical Transactions of the Royal Society» («Философские труды Королевского общества»), в Италии «Il Giornale de'Letterati» («Журнал литераторов»), в Германии «Acta Eruditorium» («Ученые записки»), в Голандии «Nouvelles de la république des lettres» («Новости литературной республики»). Первые журналы представляли собой преимущественно обзоры разнообразной литературы (научной, художественной, политической), в которые вкраплялись новости, относящиеся главным образом к сфере литературы, науки, искусства. Предназначались они для узкого круга читателей.

Расцвет журнальной периодики напрямую связан с эпохой просвещения. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма – практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию[16].

До  конца XVIII века больших изменений в структуре и оформлении журнала не происходило, журналы практически не отличались от газет, за исключением иллюстративного оформления. Иллюстрации печатались на отдельных листах, а свободное пространство между текстовыми блоками заполнялось орнаментами, линейками, наборными заставками. Форма журнала также оставалось газетной, а внутренняя структура во многом подражала книжной. Журнал отражал стилистику своего времени, например, архитектоника первых журналов подражала стилистикой оформления книжной традиции, в XVIII веке издания оформлялись в барочном стиле, украшались орнаментными вставками, декоративными элементами в барочном стиле. Позднее когда верх берет классицизм, оформление становится более упорядоченным и каноничным, уходит излишняя барочная «пышность» оформления.

Наибольшие изменения в структуре и внешнем виде журнала происходят в XIX веке, с появлением новых техник воспроизведения изображения. Появление торцевой гравюры позволило помещать иллюстрации между блоками текста. Формат журнала остается газетным вплоть до середины века, лишь потом приобретает более удобную форму листа А4, обложка так же сохраняет газетные традиции оформления, с обилием текстовой информации. В этот период стилистика обложки стала соответствовать тематике издания, чего до этого не было.

В середине XIX века появляется техника даггеротипа, что сильно отражается на структуре журнала, фотографии начинают использоваться повсеместно для отражения новостной информации. Обложка становится цветной и принимает привычный нам вид с изображением во всю полосу и текстовой шапкой.

В России первым журналом стал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764), издавался Академией наук, в нем печатались стихотворения, научные труду и академические отчеты. Объем номера составлял 100 - 150 страниц небольшого формата - 20 на 12 сантиметров, напечатанных крупным шрифтом без иллюстраций. Как правило, два текста в номере были стихотворными.  Идея издания принадлежала М. В. Ломоносову, редактором издания был академик Г. Ф. Миллер. За ним появился первый литературный журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) Л. П. Сумарокова.

Наибольшего развития журнальная периодика добилась в XIX веке, одновременно с общим процессом развития капитализма и буржуазной культуры. В то время глубокие изменения претерпевают методы и средства журнальной пропаганды и информации, стремительно растут тиражи журналов, снижается подписная цена.

Внешний вид журнала и форма подачи информации изменялись в соответствии со стилистическими направлениями времени.

В конце XIX века в искусстве берет верх стиль модерн,

К началу XX века сложились основные типы журналов, причём наибольшее развитие получил иллюстрированный журнал смешанного содержания, рассчитанный на самые широкие круги читателей.

Таким образом, вид и строение журнальных изданий напрямую зависело от развития печатной техники. В наше время развитие техники печати достигло своего апогея. Существует широкий выбор форматов, материалов оформления, тематик журнальных изданий.

1.3. Положительные и отрицательные стороны журнала, как вида полиграфической продукции

Положение журнальных изданий в современном мире не стабильно, давно бытует мнение, о том, что с развитием науки и техники, в частности глобальной сети Интернет, пресса теряет свою актуальность. Появляются более удобные и простые способы добычи необходимой информации, развиваются цифровые информационные технологии и средства массовых коммуникаций, теснящие журналы на рынке, особенно рекламном. Большинство газет и журналов сегодня имеет либо информационные порталы, либо виртуальные аналоги.

Статистика показывает спад продаж  журнальной продукции с 2001 года, но если сравнить статистику продаж за 2011 и 2012 год, то у многих издательств она поднимается вверх. Уместно отметить, что основные причины, по которым люди продолжают проявлять интерес к чтению бумажных журналов, эксперты сводят к стимулированию вдохновения и желанию отвлечься от суеты в атмосфере доверия к любимому бренду по мере необходимости. Журнал обладает рядом несомненных преимуществ перед своими электронными конкурентами. В их числе – выверенная подборка материалов, интимность, устоявшийся имидж, качественная полиграфия[13].

В общем и целом, рынок журнальной продукции находится не в таком уж и плачевном состоянии, что бы там ни говорили о полном переходе на электронные информационные источники и прочее. На наш взгляд, она никогда не потеряет своей актуальности, так как обладает рядом преимуществ.

Далее мы рассмотрим положительные и отрицательные стороны журнала, как вида полиграфической продукции.

В отличие от газетных изданий журнал является долговечным носителем, к которому можно обратиться не раз, его передают другим людям, он более красочен. Хорошо оформленный журнал может рассматривать как своеобразное произведение искусства, в связи, с чем может храниться у потребителя годами. В отличие от интернет изданий, журнал более удобочитаем, наличие физического тела у журнала, психологически создает впечатление правдивости, надежности представленной им информации. Но с другой стороны в отличие от интернет изданий, время вывода новостей в печать для журнального издания гораздо более долгое, за это время данные могу устареть и стать не актуальными. Поэтому журнал не подходит для вывода «злободневных» новостей, новостей, не имеющих глобального характера. Из всех видов полиграфической продукции, издание журнала является наиболее затратным процессом, и выходная стоимость журнала так же достаточно высока.

Если рассматривать журнал как носитель рекламы, то следует выделить следующие его преимущества и недостатки:

- не однократное обращение к рекламе, так как журнал читается неоднократно и хранится на протяжении долгого времени, передается из рук в руки;

- удобство обращения к рекламной информации, печатная реклама ненавязчива, как реклама на ТВ или радио, не раздражает, как наружная реклама. Потребитель сам выбирает, что ему нужно и интересно и может потратить на чтение рекламного текста или рассматривание красивой рекламной картинки сколько угодно времени. Рекламу в журнале легко сохранить, воспроизвести, вернуться к ней, записать адрес и телефон;

- избирательность рекламы, связано с тем, что журнал имеет свою целевую аудиторию, пресса строго сегментирована. Но с другой стороны это является недостатком, если нужно охватить широкую целевую аудиторию;

- невозможность оперативного охвата целевой аудитории через рекламу в журнале, так как выпуск журнального номера в печать долгосрочный процесс.

Таким образом, журнальная продукция обладает большим количеством плюсов, что делает ее актуальным видом печатной продукции, эффективным средством рекламы и информационным инструментом в современном мире.

1.4. Виды журналов и их типология

На данный момент в мире существует огромное количество журнальных изданий. Существуют различные классификации журналов по следующим признакам: по читательской аудитории, географическому охвату, характеру информации, издательскому органу, способу изложения информации, тематической направленности, целевому назначению. Важнейшими отличительными особенностями выступают тематическая направленность, целевое назначение и читательский адрес. Давайте рассмотрим существующие виды журналов по эти признакам. В современной издательской практике выделяют следующие виды журналов:

  1.  Научные - журналы, издаваемые научным сообществом для обмена научно-технической информацией между ученым, содержат публикации о научных открытиях и достижениях. Имеют узкую читательскую направленность.
  2.  Научно-популярные - журналы, содержащие статьи и материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности. Их функциональное назначение - служить распространению знаний и самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры, искусства. В отличие от научных журналов, публикуют материалы практического, развлекательного и литературно-художественного содержания, что еще раз подчеркивает их широкую читательскую направленность.
  3.  Популярные  - журналы, которые публикуют различные материалы по вопросам культуры, спорта, быта, досуга и также ориентированы на широкую читательскую аудиторию. Их тематика охватывает большой круг вопросов из самых различных сфер жизни и деятельности общества. Они весьма разнообразны по способам оформления, рассчитанного на привлекательность и возможность практического использования.
  4.  Общественно-политический  - журнал, публикующий статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначен для широких кругов читателей. Он может включать сатирические и юмористические произведения, а также информацию отраслевого и научно-популярного характера. У него широкая целевая направленность, и рассчитан он на разнообразного массового читателя.
  5.  Литературно-художественный журнал - в нем основное место занимают произведения художественной литературы различных жанров, а также публицистические и критические статьи и материалы.
  6.  Специальные - журналы целевое назначение которых, распространение специальной, деловой информации в отличие от общезначимой (т.е. ориентированной на массового читателя). Они предназначены для научной коммуникации среди специалистов в интересах их профессиональной деятельности.

Типология периодических изданий находится пока еще в стадии разработки и поэтому не имеет четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению[3].

Например, в учебном пособии «Система средств массовой информации России» основными типообразующими признаками выделены: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность.

По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий:

– международные;

– общероссийские;

– межрегиональные;

– территориальные (областные, краевые, городские, районные);

– этнических общностей;

– профессиональных групп;

– возрастных групп;

– для женщин и мужчин;

– для верующих.

По предметно-тематической направленности:

– универсальные;

– специализированные.

По целевому назначению:

– художественные;

– публицистические;

– развлекательные;

– научные;

– рекламные;

– информационные[21].

В учебнике С. Корконосенко предлагается следующее деление периодики:

– по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

– по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

– по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

– по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

– по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

– по содержательному наполнению (качественная и массовая)[15].

Разделение журнальных изданий на типы необходимо для построения четкой работы издательств, позволяет  им концентрироваться на какой-либо конкретной тематике, давать более качественный материал, более подробный и с большим количеством комментариев. Также типология помогает читателям облегчить поиск необходимой им информации в журнальных изданиях, так например, читая популярный журнал, потребитель не наткнется там не интересные ему научные статьи и наоборот.

1.5. Внутренняя структура журнала

В зависимости от задач периодического издания, особенностей его целевой аудитории, содержательно тематической модели и его имиджа определяется структура – состав и строение его номера.

Цели и задачи издания обусловливают основные его характеристики, главные тематические направления выступлений, формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик.

Немалое значение имеют особенности аудитории издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.

Важный фактор, определяющий структуру номера, – содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определенным периодом – днем недели, временем года, сезоном, кампанией[12].

Структура номера определяется принципами размещения и организации всех подборок (блоков), с ней связан порядок следования основных материалов на то или иной полосе в зависимости от структуры издания и значимости публикаций, сбалансированность рекламных и редакционных материалов, жанровые, размерные и другие пропорции. Эти структурные связи реализуются в плане номера.

Хорошо продуманная структура периодического издания должна быть ясной, чёткой, ритмичной. Бесструктурных изданий не бывает, для читателя их внутреннее строение может быть либо простым и понятным (упорядоченным и организованным), либо запутанным и беспорядочным.

Строение журнала может быть разнообразным и сложным, если учитывать тематические разделы и их размещение в журнале. Однако основными элементами любого журнала являются обложка, оглавление и внутренние полосы.

Обложка является своеобразным лицом периодического издания, как правило, имеет один общий макет, который изменяется с каждым номером в незначительной степени, с указанием  того, какая информация в этом номере содержится. Строение конкретного журнала может быть довольно сложным, если учитывать тематические разделы и их размещение в журнале. На обложке не размещают никаких материалов, используется свободная компоновка материалов, крупный шрифт – все это увеличивает объем текста.

Традиционно основную площадь обложки занимает красочная фотография  - это может быть тематическая фотография - анонс для главного материала или просто изображение, соответствующее основной тематике журнала.

Хотя и существует общая стилистика дизайна обложки, в зависимости от ситуации принято вносить в нее коррективы. Основное изображение обложки может быть окрашено в разные цвета, и это влечет за собой изменение цветовой гаммы анонсов и заголовка. В зависимости от расположения смыслового центра изображения (главных и важных деталей на нем) может потребоваться изменение композиции обложки – к примеру, перемещение анонсов на другую сторону страницы. Обычно этого стараются избегать, чтобы не нарушать стилистику оформления.

Следующий традиционный элемент журнала оглавление или содержание. Объем журнала, по страницам, может быть не ограниченно большим, в таком объеме информации достаточно сложно ориентироваться без указателя расположения материалов. Таким указателем и служит оглавление - в нем перечислены названия статей и рубрик с указанием страниц, на которых начинается тот или иной материал.

В журналах оглавление, традиционно, находится в начале, в книгах, например, оно чаще всего в конце. Связано это с тем, что книги обычно читают от начала до конца, а в журнале почти все читатели выбирают только те материалы, которые им интересны, поэтому важность оглавления возрастает. Оглавление может располагаться как на первой странице журнала (или даже на обороте обложки), так и  на третьей, пятой или седьмой странице. Это связано с тем, что многие издания предпочитают выносить рекламные страницы, заполненные полосными рекламными иллюстрациями, в самое начало журнала - так у них больше шансов быть замеченными читателем.

Самая объемная часть журнала - внутренние полосы. Полосой в полиграфии называется страница с размещённой на ней текстовой и/или графической информацией. Их вид может быть абсолютно разнообразным, здесь все зависит от верстки страницы. Внутренние полосы разделяются на рубрики, полосы единой рубрики выполняются в едином стиле, который очень часто выдерживается в каждом номере издания. Как отдельный вид стоит выделить рекламные полосы, очень распространенные и занимающие большую часть журнала в наше время.

В этой главе мы рассмотрели понятие полиграфической продукции ее классификацию по видам, все это было необходимо для определения места журнального издания в полиграфической системе. Рассмотрели понятие журнала, краткую историю его появления, выделили основные его виды, и существующую типологию. Определили главные элементы его внутренней структуры.

1.6. Основные этапы создания журнала

В предыдущей главе мы рассмотрели виды журналов, их классификацию и внутреннюю структуру, без этих данных невозможно перейти к подготовке журнальной публикации. Вид журнала его предполагаемая аудитория, объем, структура номера, дизайн все это взаимосвязанные между собой факторы, влияющие на конечный вид журнальной публикации.

Подготовка публикации к изданию - сложный и продолжительный процесс, состоящий из длинной цепочки взаимосвязанных этапов. До появления настольных издательских систем каждый этап выполнялся специалистом узкого профиля - редактором, наборщиком, художником, печатником и т.д. В настоящее время сложный процесс подготовки издания к публикации может выполнить один человек[7].

Существует несколько подходов к рассмотрению этапов подготовки публикации, они зависят от того новый ли это журнал, не издававшийся ранее, или обновленный журнал с уже устоявшейся читательской аудиторией. Мы будем рассматривать этапы создания нового издания для рынка печатной продукции.

  1.  Планирование - первый этап, в свою очередь он также разделен на несколько частей, первая из них определение целевой аудитории. Любое печатное издание служит для распространения информации и создается для того, чтобы его прочитали. От того, кому адресовано издание, зависят и его вид, тираж, и исполнение.

Далее на основе анализа читательской аудитории определяемся с видом будущего печатного издания. Причем в этом вопросе можно подойти с двух сторон, проанализировать ситуацию на рынке печатных изданий, какой журнал будет иметь успех в продажах, и, исходя из этого определится с его видом. Либо создать определенный, интересный вам вид журнала, при условии, что у него точно есть целевая аудитория, и он будет покупаться.

Определение вида журнала и его читательской аудитории поможет правильно сформулировать концепцию издания. Таким образом, концепция журнального издания состоит из анализа читательской аудитории, определения вида издания, выявления его целей и задач, описания средств и методов их решения. Концепция всегда конкретна, она привязана к реальным читательским потребностям, к ситуации на книжном рынке. Она конкретизирует типологические параметры предполагаемого издания, четко и полно раскрывает его замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала.

Далее нужно определиться с технической характеристикой издания: формат, бумага (обложка и внутренние полосы), объем (количество полос), периодичность, тираж. На этом стадия планирования завершается, собраны все необходимые данные для того чтобы заняться внутренней структурой и содержанием.

Работа со структурой издания, второй этап в подготовке публикации к изданию. На этом этапе создается модель издания. Она формируется с учетом многих факторов, прежде всего - целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории. Общая модель состоит из трех главных частей - содержательной, композиционной и графической. Важнейшая из них – содержательная модель издания. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций - главные тематические направления. На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания, ее основные тематические разделы и рубрики, их размещение в пространстве - на страницах номера, в той или иной части страницы. Композиционная модель может представлять собой описание или эскизы внутренних полос. Графическая модель журнала строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его обложки, главные элементы его графической формы - особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна. Эта модель фиксируется и в виде макетов - стандартов каждой полосы.

Затем в соответствии с общей моделью издания отбираются текстовые и графические материалы для номера. Разрабатывается его внутренняя структура, продумывается дизайн обложки, выделяются рубрики и их названия, планируются рекламные полосы.

Макетирование и верстка - третий этап в подготовке публикации. Макетирование это, по сути, процесс разбивки полосы на блоки, или деление ее с помощью модульных сеток. При макетировании журнала модульная сетка задает количество, ширину и местоположение текстовых колонок и иллюстраций.

Существуют некоторые правила разбивки макета. Следует определиться с пространством, разделяющим разные блоки макета, например расстояние от фотографий до текстовых блоков и заголовков, расстояние от одной фотографии до другой и т.д. Связанные элементы должны отделяться одинаковым пространством, не связанные элементы должны быть отделены пространством в два раза большим, чем связанные. Макеты разных внутренних полос должны различаться. Ключевая задача макета создавать чувство гармонии и равновесия материалов на полосе, поэтому не всегда следует строго придерживаться правил и иногда стоит располагать блоки в соответствии со своим вкусом.

На основе макета делается верстка, процесс верстки мы подробно разберем в следующей части этой главы.

1.7. Основы журнальной верстки

Верстка - процесс формирования и монтажа полосы издания, размещение текста, иллюстраций элементов оформления в соответствии с макетом будущего издания[14].

Современная верстка осуществляется электронным способом на базе издательских программ. Главная задача верстки - представить информационный материал в структурированном удобочитаемом виде. Добиться этого можно, руководствуясь соблюдением правил набора и верстки текста. К верстке предъявляют следующие требования:

  •  композиционные - то есть наличие определенных компонентов издания, неизменные формат и поля, совместимость строк текста на просвет на разных сторонах одного листа;
  •  гигиенические - то есть удобство пользования изданием: четкий шрифт подходящего для чтения размера, выдержанный интерлиньяж и величина полей;
  •  стилевые - то есть единое художественное оформление издания.

Верстку можно классифицировать по следующим признакам:

по виду различают:

  •  книжно-журнальная верстка;
  •  газетная верстка;
  •  акцидентная (верстка афиш, бланков, пригласительных билетов);

по конфигурации:

  •  прямая верстка, когда колонки равны по высоте и каждая образует прямоугольник; удобочитаемая верстка, часто используемая в учебниках и газетах;
  •  ломаная верстка, в которой материалы расположены ступеньками, в разных по ширине колонках, динамичная верстка, часто используемая в журналах;

по симметричности расположения:

  •  симметричная;
  •  ассиметричная;

по ширине колонок:

  •  постоянная, при которой используется одинаковое количество колонок одного размера на каждой полосе;
  •  переменная;
    по расположению иллюстративных материалов:
  •  открытая  - графика размещается внизу или вверху полосы и соприкасается с текстом одной стороной;
  •  закрытая - графика  размещается в тексте и «прижимается» к одному из боковых полей;
  •  глухая - графика размещается посреди полосы, текст обтекает ее с четырех сторон;
  •  вразрез -  графика размещается посреди полосы, текст обтекает ее сверху и снизу;
  •  в оборку -  графика в углу страницы;
  •  на полях - графика небольшого размера выходит на поля полосы набора.

У журнальной верстки есть свои особенности в связи с тем, что в ней используется много изображений, такая компоновка гораздо сложней, чем верстка страницы с одним изображением. Существуют разные варианты сочетания текста и изображений и там есть свои правила, давайте рассмотрим их.

  1.  Иллюстрация должна смотреть на полосу, это означает, что если на иллюстрации изображен, потрет или объект с четким направлением движения то он должен быть направлен на полосу, а не против нее (рис.1). Так чтобы взгляд читателя направлялся в центр полосы. Расположение изображения «лицом» к краю странице считается не удачным.

Рис. 1. Неправильное (слева) и правильное (справа) размещение иллюстрации на полосе[30].

  1.  При расположении большого изображения в тексте желательно использовать открытую верстку, размещая изображение вверху или внизу страницы на всю ширину полосы (рис.2). Темные изображения обычно располагают внизу, а светлые вверху.


Рис. 2. Открытая верстка при использовании крупных иллюстраций[30].

  1.  При открытой верстке иллюстраций меньшего размера их размещают по углам, наружи полосы (не у корешка) (рис.3).

Рис. 3. Открытая верстка иллюстраций меньшего размера[30].

  1.  При закрытой верстке иллюстраций рамки вокруг изображения не устанавливаются, так как строки позволяют зрительно ограничить иллюстрацию (рис.4).

Рис. 4. Закрытая верстка иллюстраций[30].

  1.  Верстка иллюстрации в оборку используется, если изображение уже полосы. Оборкой называется текст обтекающий иллюстрацию с одной из сторон (рис.5). Иллюстрации с белым фоном можно обтекать текстом не по прямоугольной форме, а по произвольному контуру (рис.6). Но при этом иллюстрация никогда не должна разрывать строку.

Рис. 5. Верстка иллюстрации в оборку[30].

Рис. 6. Верстка иллюстрации в оборку с фигурным обтекаемым текстом[30].

  1.  Глухая верстка используется при небольшом размере иллюстрации и многоколонной верстке. Иллюстрация располагается по центру, между колонок, обтекание текстом может быть фигурным (рис.7).

Рис. 7. Варианты глухой верстки иллюстрации[30].

  1.  Для маленьких иллюстрации возможна верстка с выходом на поле и верстка на полях (рис.8,9). Верстка на полях использует большую часть поля, чем верстка с входом на поле. Такие варианты верстки возможны, если не критично потерять несколько миллиметров от изображения.

Рис. 8. Верстка с выходом на поле[30].

Рис. 9. Верстка на полях[30].

  1.   Верстка под обрез предполагает, что иллюстрация заполняет поле до конца. Этот метод применяется только для крупных иллюстраций, поскольку они должны не просто доходить до края страницы, но и выступать за край на несколько миллиметров - поэтому потери при обрезке страницы неизбежны.

Мы рассмотрели варианты верстки иллюстраций, далее мы рассмотрим требования, предъявляемые при верстке текстовой информации.

  1.  Основной текст. Прежде всего, стоит отметить, что в верстке издания не следует использовать большое количество шрифтов, учебники советуют выбрать две - три гарнитуры для всего издания.  Для основного текста следует выбрать один шрифт (гарнитуру), наиболее удобочитаемым считаются шрифты с засечками. Декоративные шрифты для набора основного текста не приемлемы, их иногда используют для заголовков, шапок, логотипов и подобных случаев, когда букв не много. Основной шрифт, используемый для набора основных материалов, не стоит применять в рекламных полосах. Выбранный шрифт должен быть достаточно большого размера (кегля), для легкого восприятия текстовой информации. Не желательно сжимать или растягивать шрифты.
  2.  Выделение. Для выделения текста возможно использование полужирного выделения и курсива, но не стоит злоупотреблять объемами выделенного текста, потому что читать их сложнее,  иногда уместно ввести выделение цветом. Подчеркивание, как способ выделения в современной верстке практически не используется. В рамках полосы лучше использовать один метод выделения.
  3.  Межстрочный интервал. Хорошо подобранный интервал между строками (интерлиньяж) повышает удобочитаемость текстовой информации, особенно если строки достаточно широки. Не приемлемо увеличивать интервал, если статья слишком коротка или уменьшать, если она  длинная. Лучше установить стандарт и применять его постоянно.
  4.  Оформление заголовков. Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии (основной текст, заголовки и подзаголовки, выноски, подрисуночные подписи), поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков.

Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст.

  1.  Колонтитулы и колонцифры. Колонтитулы это текстовые строки, располагаемые над основным текстом каждой полосы, улучшающие оформление издания и облегчающие пользование им (облегчается нахождение нужного раздела издания). Колонтитулы обычно набирают одной текстовой строкой, шрифтом, значительно отличающимся от шрифта основного текста.

В большинстве случаев в одной строке с колонтитулом размещают и колонцифру (номер страницы). В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы. Весьма часто колонтитул закрывают тонкой линейкой на полный формат без отбивки.

  1.  Переносы. Следует определить максимально допустимое количество идущих подряд строк с переносами. Общее правило таково, что их не должно быть больше двух. Критерий, по которому организуются переносы -  удобочитаемость слов с переносом.  Не желательно чтобы первая часть переносимого слова состояла менее чем из трех букв, хотя на практике это не всегда возможно.

В этой главе мы рассмотрели этапы подготовки публикации, основные правила верстки изданий, особенности верстки иллюстрации и текстовой информации. Все это поможет нам в практической части курсовой работы, создать журнальную публикацию по всем законам верстки.

1.8. Анализ существующих аналогов

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.   Акопов А.И. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов журналистов / Под ред. проф. В.В. Тулупова. Факультет журналистики ВГУ. − Воронеж,2004. − 218с.
  2.  Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. − Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985 − 96 с.
  3.  Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И. Редакторская подготовка изданий  / Под ред. Антоновой С.Г. М.: Издательство МГУП, 2002. 468 с.
  4.  Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П.   История мировой журналистики.  Москва Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. 432 с.
  5.  Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода // Журнальная периодика России. − М., 1996. − 96с.
  6.  Вильберг Г.П., Форсман Ф. Азбука книжного дизайна. − СПб.: СПбГПУ, 2003. − 110 с.
  7.  Волков Н. Курс макетирования и верстки. Учебное пособие. М.: Техпроцесс, 2010. 66с.
  8.  Галкин С. И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. − М.: Аспект Пресс, 2008. − 215с.
  9.  Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. – М.: Издательство МГУ, 1984 – 152с.
  10.  Гнидович. Г., Бридинг. Г. Дизайн журнала. Руководство по эффективной визуальной коммуникации. − М.: Издано институтом подготовки специалистов журнально-издательского дела, 2001. − 55с.
  11.  ГОСТ 7.60—2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. 
  12.  Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. 288с.
  13.  Журнальный рынок России 2012. Активы, аудиторные показатели, рекламные доходы. http://adindex.ru/publication/analitics/channels/2013/04/25/98622.phtml  (15.09.2013).
  14.  Каган Б., Стефанов С. Словарь полиграфических терминов. Первое издание. М.: РепроЦентр М, 2005. 592с.
  15.  Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 2004. 287 с.
  16.  Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики. Учебное пособие / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1996.  140 с.
  17.  Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: Олимп, АСТ, 1999. 688с.
  18.  Рожнова О. И. История журнального дизайна. − М.: ИД Университетская книга, 2009. −272с.
  19.  Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. / под ред. В.В. Григорьева. – М.: Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2011 – http://www.sbopaper.ru/analytics/PrintingIndustry/printingmarket_may_2011/ (14.09.2013).
  20.  Самара. Т. Дизайн публикаций. − М.: ИД Рип Холдинг2007. − 240 с.
  21.  Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. 259 с.
  22.  Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий: Учебное пособие. − М.: Мир книги1993. − 100 с.  
  23.  Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 218 с.
  24.  Тюрин А.В., Берков Ю.Н., Залецкая И.А., Якимчук В.И. Основы работы с Adobe InDesign: текст и графика: Учебно-методическое пособие. Одесса, 2008. 102 с.
  25.   Фрост  К. Дизайн газет и журналов. / науч. Ред. Пер. О.И. Рожнова. – М.: Университетская книга, 2008 – 231 с.
  26.   Харроуэр. Т. Настольная книга газетного дизайнера. − М.: ИД Комсомольская правда2007. − 212 с.
  27.  Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. – М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. – 242 с.
  28.  Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике. – М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. – 228 с.
  29.  Шульмейстер М.В. Книжно-журнальная вёрстка. В вопросах и ответах.М.: Книга, 1978. 200 с.
  30.  Изображения заимствованы с сайта Adobe InDesign Руководство для чайников. − http://aindesign.ru/oformlenie-gazet/22-Verstka-s-illyustraciyami.html (10.09.2013).




1. brevio сокращаю знаки сокращения и упрощения нотного письма
2. дробившиеся части в нечто целое
3. Введение Медленные вирусные инфекции МВИ Определение История развития учения о медленных инфекц
4. а которые многократно участвуют в производственном процессе не изменяют своей натуральновещественной фор
5. Атомное ядро~ центральная часть атома в которой сосредоточена основная его масса более 999 Атомное ядр
6. Логика произошло от греч
7. Контрольная работа состоит из введения теоретического вопроса практической части заключения и списка испо
8. руб Банк Капитал Чистые активы
9. АСПОПОВА Кафедра управления предприятиями связи БОГАТЫРЕВ
10. 1 Факторы построения опимальной оргструктуры
11. тема биологическая система состоящая из сообщества живых организмов биоценоз среды их обитания биотоп
12. тема XVI век Классическая эпистема Современная эпистема Мы можем понять эпистему Возрождения но
13. серым. Блеск и величие Солнца они не замечали звездным небом не восторгались не знали счастья любви
14. Тема- ЗУНР та конфлікт з Польщею
15. Г Юнг Коллективное бессознательное Юнг К
16. От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире.html
17. Контрольная работа по дисциплине Краткосрочная финансовая политика фирмы Задача 1 Составить бюдже
18. Страх и трепет
19. Академия 2002 576 с
20. Тема- Изготовление новогодней подвески