Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

русской археологии

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 7.5.2024

№25 проблемы славяно-русской археологии.

Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов:

- предславянский (вторая половина 2-1 тыс. до н.э.). В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой  культур, занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян и некоторых других народов Европы.

- древнеславянский  (последние века 1 тыс. до н. э. – первая половина 1 тыс. н. э.). Можно выделить археологические культуры древних славян. Появляются письменные сведения о славянах. Процесс формирования восточнославянской культуры, складывается славянская территория

- феодальный. Время образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Славянские государства обладали большим политическим весом среди соседних стран и народов. В славянских государствах складывается высокоразвитая культура, без которой нельзя представить мировую культуру и цивилизацию.

Еще до открытия первых археологических памятников древних славян, о них было известно из сообщений письменных источников, среди которых русская летопись «Повесть временных лет». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен в период, предшествующий образованию Древнерусского государства.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом.

К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита. Он писал о древних славянах, называя их венедами, позднее византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами. Эти сведения являются крайне неопределенными, и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу расселения венедов или антов. В этих условиях особое значение приобретает археологический материал.

Истоки некоторых элементов славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур. С XV в. до н. э. на территории Польши существовали две культуры: предлужицкая и к востоку от нее тшинецкая, изученная по поселениям, расположенным на песчаных приречных холмах. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глиной каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Предлужицкие племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на племена тшинецкой культуры. В результате в XII в. до н. э. на землях по Висле и Одеру сложилась единая лужицкая культура. Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге — до верховий Вислы и Дуная, на западе — до среднего течения Эльбы, а на востоке — до Буга и верховий Припяти, до Полесья и Волыни. В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие поселения площадью в несколько гектаров. Среди них наиболее хорошо исследовано позднелужицкое поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. Открыты мощенные бревнами параллельные улицы, вдоль которых располагались длинные бревенчатые дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений. Каждая секция имела вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней. Здесь найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки, много керамики. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен. Племена лужицкой культуры занимались земледелием и скотоводством. Носители лужицкой культуры умерших сжигали, а останки сожжения хоронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называются «полями погребений» или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах в первой половине I тысячелетш н. э. получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы.

Спорным остается вопрос о принадлежности к древним славянам представителей чернолесской и милоградской культур, известных в скифскую эпоху, Чернолесская культура — в междуречье Среднего Днепра и Верхнего Буга — названа по городищу Черный Лес в бассейне Ингульца, правого притока Днепра. На поселениях этой культуры раннего железного века находят много роговых и костяных мотыг, инструменты для обработки кожи, костяные наконечники стрел, дротиков, псалии от удил и керамику. Обилие материала на Субботинском городище свидетельствует о развитии ремесленного производства. Для чернолесской культуры типичны могильники двух типов: курганные и бескурганные. Погребения, как и целый ряд других элементов, близки к памятникам лужицкой культуры. Если племена чернолесской культуры и не принимали непосредственного участия в этногенезе славян, то, будучи ближайшими соседями, не могли не оказывать на них влияния.

Милоградская культура была распространена в Южной Белоруссии, в основном на правобережье Днепра. На городищах открыты немного углубленные в почву квадратные жилища. Население обрабатывало железо и медь. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Существует мнение, что милоградскую культуру оставили племена невров; некоторые исследователи связывают ее с бантами. Причастность к этногенезу славян еще одной культуры, юхновской, также является предметом дискуссии в научных кругах.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV в. до н. э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Белоруссии и Украины складывается культура клёшевых погребений. Эту культуру отличают бескурганные погребения в так называемых клёшах: останки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд — клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.

В конце II в. до н. э.— IV в. н. э. на месте культуры клёшевых погребений развивалась пшеворская культура, очевидно, принадлежавшая венедам. Поселения пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керам-ики. Считают, что она в равной мере принадлежала как древним славянам, так и германцам, кельтам и балтийским племенам. Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так как на рубеже нашей эры указанные племена жили в ряде случаев чересполосно, элементы их культур смешивались. К тому же среди бытовых предметов и вооружения, с которыми имеет дело археология, было много таких, которые имели одинаковое применение у разных народов.

У пшеворских племен большое распространение получила металлургия железа. Открыты центры производства железа. Среди находок железные сошники и железное оружие: двулезвийные наконечники копий, железные ножи. Встречаются круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет насыпей. В обряде захоронения преобладает трупосожжение, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие — сломанное или согнутое.

Описанные выше культуры I тысячелетия до н. э. приблизительно дают представление о территории формирования культуры древних славян.

Во II в. до н. э. в верховьях Западного Буга и Среднего Днепра (южная часть Белоруссии) и в лесостепной Северной Украине вплоть до Киева на юге и Брянска на севере сложилась зарубинецкая культура. Считают, что центры этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур.

Племена зарубинецкой культуры выбирали для поселений крутые берега рек, огораживали их тыном и сооружали прямоугольные дома-мазанки. С начала нашей эры преобладает тип жилищ в виде прямоугольных полуземлянок площадью 10—15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы (застежки), а также римские и кельтские вещи. Рядом с жилищем открыты ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений наиболее известны Чаплинское городище под Гомелем и городища около Киева на Днепре.

Характерными для зарубинецкой культуры являются так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже нашей эры становится господствующим. Два больших могильника Корчеватовский и Зарубинецкий под Киевом дали название всей культуре. Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Железо добывали из болотных руд, варку производили в небольших сыродутных горнах. Железные предметы разнообразны: ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серпы, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и рыболовные крючки. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу об этнической принадлежности зарубинецкой культуры: одни видят в ней славянскую, другие — балтскую, третьи считают, что она принадлежала разным этническим группам. Во II—III вв. в среде племен зарубинецкой культуры происходят значительные изменения. Они связаны с расширением ее территории и с политическим и культурным влиянием с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись в связи с Великим переселением народов и вторжением варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. племена зарубинецкой культуры были вытеснены в верховья Днепра, на Десну.

На территории Нижнего и Среднего Поднепровья, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря появляется новая культура — Черняховская, названная так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Археологическими памятниками культуры являются большие поселения открытого типа наподобие современных сел и могильники, в которых наряду с полями погребальных урн есть и трупоположения. Погребальные обряды указывают на смешанный характер населения Черняховской культуры. Черняховские поселения укреплений не имели, располагались в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек. Люди жили в домах-мазанках. У черняховцев наблюдалось имущественное неравенство, шел процесс классообразования. Наличие монет свидетельствует о широких внутренних и внешних торговых связях, высоком уровне развития ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла. Масса посуды сделана на гончарном круге. Некоторое внешнее сходство в обряде погребения позволило ряду ученых связать Черняховскую культуру со славянскими племенами антов. Другие археологи отрицают славянскую принадлежность Черняховской культуры, считая ее этнически разнородной ,и связывают ее с готским союзом племен в Восточной Европе. Черняховские племена развивали пашенное земледелие и ремесло, отмечены их устойчивые торговые связи.

Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. Ее исчезновение вызвано Великим переселением народов: в 375 г. орды гуннов перешли Дон и разорили поселения по Днепру, Южному Бугу, нанесли удар готам. Готский союз был кратковременным, но значительным историческим образованием в Восточной Европе. Он объединял оседлых земледельцев лесостепной зоны, кочевников-сарматов и другие племена. Особенностью готского союза является то, что его культура развивалась при римском влиянии.

Основные центры зарубинецкой оседлости в результате сложения на юге Черняховской культуры переместились на рубеже II—III вв. на север и северо-восток, за Припять и на Десну. Позднезарубинецкий могильник и поселение второй четверти I тысячелетия н. э. исследованы в урочище Обидня в Могилевской области. Серединой I тысячелетия датированы поселения в бассейне Десны: Жуковка, группа памятников в районе Трубчевска, Колочинское городище на Днепре и др. Наиболее сохранившимися элементами культуры выступают жилища, погребальный обряд и керамика.

№26 археология Урарту по памятникам Закавказья

В середине XIX в. на скале, на берегу оз. Севан, была обнаружена первая урартская надпись, сделанная по приказу царя Русы I, жившего в VIII в. до н. э. Позднее близ Еревана на холме Кармир-Блур был найден обломок плиты с урартской надписью, где упоминалось имя одного из последних урартских царей.  Дальнейшие поиски привели к открытию в этом месте укрепленного города Тейшебаини, построенного при царе Русе II приблизительно в 675—650 гг. до н. э. Многолетние раскопки позволили воспроизвести картину хозяйственной и политической жизни этого города. В центре находилась сложенная из громадных, грубо обработанных камней и глиняных блоков крепость площадью около 4 га. Вокруг нее лежали городские кварталы с одинаковыми каменными домиками. В цитадели были обнаружены развалины дворца наместника. Дворец представлял собой огромный комплекс строений, возведенных из сырцового кирпича. Он был расположен уступами на склоне холма и состоял более чем из ста комнат. Лучше всего сохранилась нижняя часть постройки — дворцовые кладовые. В них были найдены произведения урартского искусства: декоративно украшенные изображения львов и быков, бронзовые щиты царей Аргишти и Сардури, металлические шлемы, колчаны с барельефными изображениями всадников и коней, запряженных в колесницы. На шлеме изображены священные деревья, рядом стоят боги в рогатых шлемах, а за ними — всадники и боевые колесницы. Среди прочих предметов множество чаш с надписями и привозные украшения из Ассирии и Египта. Большое количество сохранившихся глиняных табличек с клинописными текстами наводит на мысль, что в крепости хранился клинописный архив. Вероятно, на холме Кармир-Блур располагался административный центр северной части страны, крепость, в которой жил наместник и находился военный гарнизон.

Город был не только административным и военным, но и хозяйственным центром. В огромных кладовых, в специально вделанных в пол громадных сосудах хранились большие запасы пшеницы, ячменя, проса, фруктов. В одном из подвалов обнаружены сосуды со специальными соломенными фильтрами внутри, служившие, видимо, для варки пива. В отдельной кладовой хранилось вино. Глиняные сосуды для вина поражают колоссальными размерами, емкость некоторых из них доходила до 1500 л. В ходе раскопок найдены и сельскохозяйственные орудия труда: железные серпы и мотыги, грубые зернотерки, состоящие из двух камней, которые заменяли собой жернова, массивные ступы-крупорушки и другой сельскохозяйственный инвентарь.

Вокруг крепости раскопаны жилища, которые дают представление о повседневной жизни. Дома были построены целыми кварталами и состояли из двух-трех помещений. Кровлю поддерживали столбы, внутри имелся глухой дворик, в котором находился врытый в землю очаг. В домах не было почти никакой мебели, что характерно не только для Урарту, но и для всех стран Древнего Востока. Домашнюю утварь составляли в основном глиняные сосуды, в них хранили продукты и мелкие вещи. В каждом доме обнаружены поделки из кости и дерева — ложки, совки и коробочки. Пищу готовили из ячменя, проса, бобовых растений и растительного масла. Широко использовались виноград и изюм. Считают, что в жилищах, расположенных за пределами цитадели, жили ремесленники, воины и рабы.

В Закавказье известны и другие урартские крепости. Остатки двух крепостей сохранились на берегу оз. Севан. Значительная часть государства Урарту находится на территории Турции.

На правом берегу Аракса, на Армавирском холме, был расположен древнейший город Урарту — Аргиштихинили. В его развалинах найдено много клинописных текстов, повествующих о постройке крепостей, храмов, о сооружении оросительных каналов. Строительство каналов имело большое значение, так как земледелие на засушливом Армянском плоскогорье было основано на искусственном орошении. Впрочем, эта черта характерна вообще для древневосточного земледелия, которое во всех странах Древнего Востока развивалось или на заливных прибрежных, или на искусственно орошаемых землях.

При царе Аргишти в 783 г. до н. э. был заложен город Эребуни (Ереван). Остатки древнейших построек Еревана открыты на окраине современного города.

Все известные урартские крепости имели примерно одинаковую планировку: крепость, склады, храм и жилые помещения. В разбросанных по всей стране царских крепостях жили наместники с гарнизонами воинов. Здесь же находились склады оружия, фуража для лошадей, хлеба и другого продовольствия для войска, винные кладовые. В ремесленных мастерских ковали железные доспехи и сельскохозяйственные орудия труда.

Раскопки показали, что урартские города-крепости были центрами ремесла. Наибольшего совершенства достигла обработка металла и изготовление оружия — мечей, наконечников пик и кинжалов, а также шлемов и защитных панцирей. Качественно новым у урартийцев было гончарное ремесло. Глиняную посуду делали на гончарном круге, в то время как соседние народы, находившиеся на стадии первобытнообщинного строя, лепили ее вручную.

Произведения урартского искусства близки к ассирийским. Это объясняется не столько культурным влиянием Ассирии, сколько наличием общейдревней основы этого искусства, корни которого уходят в искусство древней Вавилонии. То же можно сказать и об урартской клинописи, в основе которой лежала древняя вавилонская система письма.

Как государственное и политическое объединение Урарту перестало существовать в VI в. до н. э. в результате экспансии Мидии и завоевательных походов скифов. Эти события подтверждаются археологическими материалами. Например, во время раскопок крепости Тейшебаини найдено огромное количество скифских бронзовых стрел.

Урартское государство сыграло значительную роль в формировании народов Закавказья, и в частности населения Армянского нагорья.

№27 энеолитические культуры на территории Сибири

В степях Южной Сибири в III тысячелетии до н. э. сложился очаг производящего хозяйства. К ранней поре металла, к энеолиту, относится афанасьевская культура, получившая название по могильнику на берегу Енисея. Много афанасьевских могильников III тысячелетия до н. э. в верховьях Енисея, Хакасско-Минусинской котловине: около сел Тесь, Сыда, Карасук III, Черновая VI и др. Могильники и поселения этой культуры открыты на Алтае — Усть-Кокса, Усть-Куюм. Хозяйство афанасьевской культуры характеризуется развитием скотоводства и началом металлургии меди.

Афанасьевские родовые кладбища окружены каменными оградками. В центре ограды одна-две прямоугольные грунтовые ямы. Они устраивались на равнинах недалеко от реки. Известны как одиночные, так и групповые погребения. Скелеты лежат в скорченном положении на боку или на спине. Детей хоронили обычно отдельно. В могилах в ногах или у головы погребенного ставили глиняные сосуды, клали куски мяса домашних или диких животных, орудия труда, одежду украшали нашивками и амулетами из костей и клыков животных. Во время похорон устраивался поминальный костер, приносились жертвы.

Основной инвентарь афанасьевских погребений — это глиняные сосуды яйцевидной и шаровидной формы с выпуклым и острым дном, покрытые орнаментом в виде елочки или зигзагов. Встречаются и большие корчаги, сосуды с ручками и курильницы с поддоном. Они сделаны ручным способом и украшены обычно елочным орнаментом, прочерченным по сырой глине, или оттисками гребенчатого штампа. Орудий труда в могилах мало. Это каменные песты, терочки, поделки из рога и кости, наконечники стрел, вкладышевые ножи, грузила. В качестве украшений использовались зубы животных, раковины, кость и даже чешуя рыбы. Присутствуют немногочисленные металлические предметы — самые ранние на этой территории: небольшие медные ножи, проволочные колечки, медные кинжалы и игольники в виде трубочек, серьги, браслеты, подвески.

Афанасьевские поселения изучены слабо. Одно из них располагается у горы Тепсей на берегу Енисея. Собранная там керамика аналогична полученной из могильников. Обнаружены кострища и очаги в виде круглых углублений.

С изучением афанасьевской культуры связано несколько проблем. Наиболее важные из них происхождение населения и самой культуры. Афанасьевцы принадлежали к европейской расе. Антропологический тип и инвентарь афанасьевской культуры не имеют связи с местной неолитической культурой. И наоборот, наблюдается удивительное сходство керамики, антропологического типа и обряда погребения с древнеямной культурой Восточной Европы. Отмечается наличие одиночных и групповых погребений, сходство элементов орнамента, нанесенного мелкозубчатым штампом,— резных линий, образующих елочку. До афанасьевской культуры в Сибири не наблюдалось признаков животноводства, а в афанасьевской культуре оно появляется сразу в развитой форме. Предпочтительно выглядит миграционное происхождение этой культуры. Сейчас установлено, что афанасьевские погребения на Алтае несколько древнее енисейских. Небольшие находки у Караганды и на Тоболе позволяют высказать предположение о продвижении индоевропейцев-скотоводов по степям на восток, на Алтай и в верховья Енисея.

К энеолитической эпохе относится еще одна яркая и своеобразная культура Южной Сибири — окуневская, выделенная позже других. Окуневская культура изучена по раскопанным могильникам Черновая VIII, Сыда, Малые Копены III, Окунев Улус, Тас-Хаза, по каменным изваяниям и писаницам. Могильники представляют собой каменные ограды квадратной формы. Внутри ограды располагалось несколько могил — каменных ящиков, покрытых сверху каменными плитами. Хоронили на спине с согнутыми ногами. В окуневских могилах встречаются одиночные или парные погребения мужчин и женщин. Инвентаря в могилах немного, в основном это глиняные сосуды двух типов: банки с расходящимися вверху прямыми стенками и широким плоским дном и горшки со слегка суживающейся горловиной. Сосуды украшены оттисками зубчатого штампа или палочки. В могилах, кроме керамики, встречаются медные ножи и шилья, трубчатые игольники с костяными иглами, вкладышевые на костяной основе ножи, иглы для вязания сетей, роговые гарпуны, украшения из зубов животных, каменные топоры с расширенным лезвием, листовидные наконечники стрел и копий и каменные шары. Особенностью женских и детских погребений является наличие сделанных из камня женских головок, костяных пластин с выгравированными на них женскими лицами и мелких скульптурных изображений животных и фантастических птицеобразных антропоморфных изображений с фигурой человека, головой птицы и птичьими конечностями. Обязательной принадлежностью были височные кольца и серьги, которые надевали на ухо, нанизывая одно на другое по нескольку штук. Окуневцы были скотоводами, разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, что подтверждают многочисленные находки костей в погребениях, в культовых ямах на поселениях. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Вместе с тем значительное место в хозяйстве занимала охота на диких животных и рыболовство.

Уникальными археологическими памятниками являются окуневские плиты с нанесенными на них изображениями. Они передают сложную картину мировоззрения людей окуневской культуры, их культовые представления. Выделяется несколько стилистических и смысловых групп: реалистические человеческие лица, трехглазые личины со сложными головными уборами — «коронами» и двуглазые личины с поперечной полосой на лице и лучами на голове. Известны изображения быков и птиц. На одной из плит нарисован огромный полосатый зверь с оскаленной пастью, длинным хвостом и птичьими ногами. Личины и быки изображены на петроглифах окуневского времени. Однако наибольший интерес вызывают стелы с фантастическими изображениями, передающими в виде расчлененной личины трехъярусную структуру мира (верхний, средний и нижний). На стелах имеется солярная символика в виде лучей солнца, кругов, так называемых глаз. Изображения содержат и растительную символику, идею возрождения жизни, круговорота в природе: это прорастающие зерна, молодые ростки, кустистые всходы. Связанные с могильниками стелы были символами плодородия, они являлись центральными атрибутами окуневских природных святилищ древних скотоводов и земледельцев приенисейских котловин.

Генетически окуневская культура не связана с афанасьевской, и ее население относилось к другому антропологическому типу (с некоторой монголоидной примесью). Однако в ряде случаев между этими культурами прослеживается сходство в керамике и обряде погребения, правда, только частичное. Окуневская культура возникла на местной неолитической основе и имела некоторые общие черты с другими культурами лесной зоны Сибири: с глазковскими материалами Прибайкалья, с самусьской западносибирской культурой ростовкинскими и кротовскими материалами. Существует мнение, что эти культуры, включая окуневскую, принадлежат к протосамодийскому населению Сибири.

№28 древнерусский город по археологическим материалам

Крупные города восточных славян — Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов и другие — являлись центрами отдельных феодальных княжеств. Бурный рост городов начался в IX—X вв., а к концу XII в. на Руси насчитывалось уже двести больших и малых городов.

Основные признаки древнерусского города — наличие в нем ремесленного производства, постоянной торговли и административной, княжеской или боярской власти. Некоторые города возникали как центры племенных союзов, другие образовывались из ремесленно-торговых поселений. Росту городов способствовали выгодное для торговли географическое положение или открытие источников сырья для развития ремесленного производства: гончарной глины, железной руды, ценных пород дерева. Каждый город состоял из трех главных частей: укрепления — «детинца» (кремля), торгово-ремесленного поселка — «посада» и рыночной площади — «торга». Древние русские города служили центром обороны для сельской округи. Их укрепления и феодальные постройки были деревянными.

Академиком Б.А. Рыбаковым был исследован княжеский замок XI в. в Любече. Раскопки показали, что в IX в. на месте ранее существовавшего славянского поселения возник небольшой городок. Во второй половине XI в. на горе появился укрепленный деревянный замок, внутри — княжеский двор. От города крепость отделял сухой ров, через который был переброшен подъемный мост. Стены замка были выстроены в виде двух рядов укреплений. Внутренний ряд образовывали жилые клети, в которых обитала челядь. Внешнее укрепление состояло из высокого забора. Плоские кровли внутренних жилищ-клетей служили боевой площадкой для защитников. Вдоль стен были вкопаны большие медные котлы для «вара» — так называли кипяток, которым во время осады поливали врагов.

Чтобы попасть внутрь крепости, надо было проехать мостовую башню с воротами. Далее шла мощенная бревнами дорога, которую окружали высокие стены. Дорога вела вверх, к главным воротам с двумя башнями для стражи, тоннелем и тремя заслонами, которые в любую минуту могли преградить путь врагу. За воротами находился небольшой дворик, где были устроены всевозможные кладовые для хранения припасов. В глубине двора размещалась башня — самое высокое сооружение замка. В подвалах замка были устроены ямы для зерна и воды. Дворец князя — центральное строение — представлял собой трехъярусное здание с тремя высокими теремами. Парадным был второй этаж, где жил князь. Там располагалась большая княжеская палата и широкая галерея — сени. В замке имелась небольшая церковь.

Любеч был типичным княжеским замком. Вместе с тем на Руси существовали тысячи боярских вотчин. Дворцы бояр, тоже в виде феодальных усадеб возникали как в городах, так и в селах. В городах размещались дворы князя' его родственников и бояр, здесь постоянно жила часть княжеской дружины' Основное же население города составляли ремесленники. В русских городах X—XII вв. насчитывалось свыше шестидесяти различных ремесленных профессий.

Древнерусские города, возникнув в IX в. (русское слово «город» означало укрепление), были административными, культурными и религиозными центрами православия.

В археологическом материале, который хранят городские слои, прослеживаются два периода истории: древнерусский город до середины XIII в., до монгольского завоевания, и русский город после монгольского завоевания.

События 1240—1241 гг. привели к гибели многих городов. Полностью были разорены Рязань, Изяславль, располагавшийся между Киевом и Владимиром-Волынским. Их участь разделили Райковецкое и многие другие укрепленные городища и сельские поселения. Пострадала городская культура, архитектура, ремесло. Лишь в конце XIII — начале XIV в. появились первые признаки возрождения.

№29 поздние кочевники Сибири

В середине I тысячелетия н. э. у расселившихся по огромной территории Южной Сибири и Центральной Азии скотоводческих племен складываются феодальные отношения. Раньше всего этот процесс обозначился у тюрок Южной Сибири.

С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только в середине XIX в. академиком В.В. Радловым. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии.

Набор орудий труда скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и универсальный топор-тесло. Разнообразным было оружие. Употреблялись сложные луки, длинные железные мечи, железные черешковые трехперые наконечники стрел с костяными шариками — «свистунками». При полете такие стрелы издавали пронзительный свист. Они появились с начала I тысячелетия н. э. Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили панцири, шлемы, были вооружены копьями с железным наконечником, длинными однолезвийными мечами, саблями и кинжалами. Пояс древнетюркского воина украшали бронзовые, серебряные или золотые бляшки. К нему крепились железный нож, оселок и прибор для добывания огня.

Специальной отраслью ремесла было изготовление предметов конского снаряжения: стремян, удил с псалиями и сбруйных пряжек. В это время появляется седло с жесткой основой. Как принадлежность седла стали употребляться жестник, железные стремена. Самые ранние экземпляры имели форму неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем маленькой верхней для ремня. Дужки некоторых из стремян красиво закручены винтом, украшены затейливым узором, выгравированным растительным орнаментом.

Алтайцы умели искусно обрабатывать цветные металлы, изготавливая наконечники ремней, украшения для седел и конской сбруи, посуду из золота и серебра. Несмотря на высокий уровень развития, ремесло не являлось основным занятием. Ведущим в хозяйстве алтайских племен было кочевое скотоводство. Оно наложило отпечаток на все стороны жизни племен и их культуру.

В VI—VII вв. среди тюркских племен на Енисее выделяются древние хакасы (кыргызы). В 840 г. они стали играть главенствующую политическую роль в Южной Сибири. В государстве енисейских кыргызов развивалось хозяйство на базе плужного земледелия и скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился физический тип местного населения — ближайших предков современных хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае. На востоке власть кыргызов простиралась до Прибайкалья.

Культура древних кыргызов изучена по могильникам, поселениям и памятникам древнетюркской орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде, конструкции могил, орудиях труда и предметах быта прослеживается связь с предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны). Четырехугольные по форме курганы обставляли вертикально врытыми в землю каменными плитами. В таких курганах обнаружены кучки пепла и пережженных костей, керамические сосуды и личные вещи. Рядом с огромными сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие Диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположе ния без вещей. Кладбища Копенекого и Уйбатекого чаатаеов в Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое общественное положение, под небольшими курганами покоились рядовые члены общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов встречаются во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки животных, обложенные золотой фольгой. Скот был мерилом богатства родовой знати; надгробные эпитафии восхваляют заслуги и богатство умерших.

Найденные предметы представляют большую художественную ценность. Среди них не только драгоценная посуда, но и бронзовые рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и стреляющих из луков. Фигурки крепились спереди на луке седла. На них хорошо просматриваются элементы одежды: всадники одеты в кафтаны, перетянутые поясом, на ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Не менее интересны древнехакасские изображения на скалах — писаницы. На них в скупой манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды.

Поселения того времени обычно небольшие. Такое поселение исследовано около с. Малые Копены в Хакасии. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В хозяйстве большую роль играл домашний скот. Однако население занималось и земледелием. В частности, на поселении были найдены жернова от ручной вращающейся мельницы, сошники, плужные лемехи и серпы. Для орошения широко использовались каналы, отводившие воду на засушливые степные земли.

У древних хакасов качественно новое развитие получило ремесло. В основе его лежала добыча и обработка железа, изготовление из него орудий труда и оружия. Известны широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена.

Гончарные мастера наряду с простой кухонной посудой делали высокие, необычайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы. Их поверхность украшали штампованным орнаментом.

В состав Хакасского государства входили племена Алтае-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему происхождению и языку. На востоке владения государства доходили до Прибайкалья, на западе включали Алтай.

С XI в. государство утрачивает завоеванные земли и былое могущество. В это время складывается новая, аскызская культура, которая в своем развитии прошла два этапа: домонгольский — XI—XII вв. и поздний — XIII—XIV вв. Носители культуры, тюркоязычное в своей массе население, унаследовали от предшествовавшего времени письменность и многие элементы материальной культуры. Могильники этой поры — типичные погребения дружинников. Среди инвентаря предметы конской сбруи, военные доспехи, скобковидные кресала для высекания огня, пряжки различных форм, удила и псалии, так называемые крюковые удила с кольчатыми псалиями, бесплечиковые тесла, четырехлепестковые бляхи с прорезями. Ранние курганы аекызской культуры расположены на той же территории, что и памятники древнехакасского государства: Хакасско-Минусинский и Красноярско-Канский районы, Тува, Алтай.

На огромной территории лесов Западной Сибири в I тысячелетии до н. э. сложились следующие археологические культуры: в Нижнем Приобье — усть-полуйская, в таежном Прииртышье — потчевашская, а в Среднем Приобье — релкинская.

Представители усть-полуйской культуры занимали территорию от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными памятниками культуры являются поселения. Они располагались на высоких береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название по наиболее характерному поселению в Усть-Полуе. В Салехарде и других местах открыты остатки полуземлянок и наземных построек в виде шалашей. Жители поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте, о чем свидетельствуют остатки культурного слоя. Подавляющее большинство поделок сделано из рога оленя. Усть-полуйцы охотились с помощью сложного, лука, укрепленного пластинками из оленьего рога. Поразительно разнообразны по форме и назначению наконечники стрел: трехгранные и ромбические в сечении, с шипами-отростками и круглые, использовавшиеся при охоте на мелкого пушного зверя с тем, чтобы его оглушить, не испортив шкуры. Большинство наконечников сделано из кости и рога, но встречаются и бронзовые. На поселениях найдено много рыбьей чешуи, рыболовных крючков и костяных острог из трех зубцов.

Железные ножи служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Из бронзы отливали наконечники стрел, кельты, украшения и культовые фигурки. Предметами вооружения усть-полуйской культуры являлись секиры, кинжалы и клевцы.

Богатое и самобытное искусство представлено графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные предметы — рукоятки ножей, застежки, ложки — обычно украшают плоские и объемные резные изображения голов зверей и птиц. Усть-полуйская культура впитала в себя элементы предшествовавших культур как лесной, так и степной зоны, как бы законсервировала их.

Релкинская культура получила название по могильнику Релка на Оби в Томской области. Культура изучена по многочисленным археологическим памятникам середины и второй половины I тысячелетия н. э. Могильник Релка состоял из курганов, под насыпями которых находилось по несколько могильных ям с погребениями. Встречаются грунтовые и наземные погребения, полное или частичное сожжение, захоронение черепов отдельно, вне могилы, под насыпями курганов. Очевидно, насыпи курганов сооружались постепенно, по мере захоронений. Наиболее массовым материалом является керамика. Сосуды украшены в верхней части орнаментальным узором, выполненным оттиском гребенки, вдавлениями, выпуклостями и другими приемами. Орнамент образуют зигзагообразный штамп, ромбы, стилизованные изображения водоплавающей птицы и другие комбинации. Известны различные формы горшковидных сосудов, чаши, ковши.

В инвентаре довольно много орудий труда и бытовых вещей: железные черещковые ножи, топоры-тесла, каменные и керамические пряслица. Среди предметов вооружения многочисленные железные прямые массивные палаши — оружие ударного и рубящего действия, сабли, наконечники копий, черешковые и разные по форме пера наконечники стрел из кости и железа. Много элементов конской сбруи.

Художественную ценность представляют антропоморфные и зооморфные изображения. Простые фигуры, передающие образ человека или личины, образ птицы или животного, и сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов, колоритны по сюжету и технике литья. Таковы, например, изображения ушастых сов с личинами на груди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах—кулайской и усть-полуйской. На плоских литых металлических подвесках представлены сложные композиции, включающие образы человека, лося, хищника, змеи.

Хозяйство населения релкинской культуры было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой развивалось лесное скотоводство. Вероятно, основным домашним животным была лошадь. Лошадей клали в погребения вместе с умершими. Важное место в хозяйстве занимали различные ремесла: обработка шкур, дерева, кож и ткачество.

№30 мезолит

Мезолит, или средний каменный век, — следующая за палеолитом археологическая эпоха. Хронологические границы мезолита — 10—6 тыс. лет назад — условны, а так как не было резкого перехода от древнекаменного века (палеолита) к мезолиту нет и грани между мезолитом и неолитом. Первые мезолитические памятники были открыты позднее палеолитических и неолитических — только в конце XIX в. В 1887 г. француз Э. Пьет обнаружил в пещере Маз де Азиль стоянку послепалеолитического периода. По названию этой стоянки ранний мезолит был назван азильским. Следующий, более поздний период получил название тарденуа (по стоянке во Франции). Мезолитические стоянки Северной Европы более поздние.

Мезолит — эпоха переходная во всех отношениях, в природе и условиях жизни людей, в инвентаре, хозяйстве. В мезолите сложились предпосылки возникновения земледелия и скотоводства, селекции наиболее полезных для человека растений и доместикации животных — крупного и мелкого рогатого скота и свиней. Собака стала домашним животным значительно раньше, очевидно, еще в верхнем палеолите.

В становлении новой эпохи огромную, во многом определяющую роль сыграли природные факторы. Начало мезолита совпадает в северном полушарии с переходом от плейстоцена к голоцену, т. е. к современной геологической эпохе. Создаются иные, по сравнению с палеолитом, природно-климатические условия в результате таяния ледникового массива. Переход от ледниковой эпохи (плейстоцена) к голоцену — одна из самых больших загадок в истории Земли, впрочем, как и причины начала ледниковой эпохи. Повышение температуры привело к постепенному таянию ледникового покрова, его отступлению на север и освобождению суши. Ледник отступал на север, оставляя после себя освобожденную почву, массу озер, заболоченных пространств и морен. Поднялся уровень Мирового океана, образовались проливы Берингов и Гибралтарский, отделились Японские острова, изменились русла рек, текущих на север, образовались Балтийское море и северные озера, Черное море соединилось с Среднеземноморским. При этом климат на севере Европы менялся несколько раз. В начале таяния ледника (14—8,5 тыс. лет до н. э.) он был субарктическим, холодным, влажным. Позднее, около 8,5—5 тыс. лет до н. э., наступил период с более теплым и сухим климатом. В результате просторы Европы покрылись лесами из сосны и широколиственных деревьев. С изменением климата связано образование современных ландшафтов и растительных зон. На севере — тундра и лесотундра, южнее — таежная зона хвойных лесов, далее зона лиственных лесов, лесостепи, степные и пустынные ландшафты. Сложились современные климатические зоны приморского континентального, резко континентального, засушливого климата. Произошло изменение растительного и животного мира. Фактически это была колоссальная по своим последствиям революция в природе. Меньшим изменениям подверглась природа Южной Европы, Кавказа, Средней Азии.

Далеко на севере, в приполярных широтах, доживали свой век последние мамонты, в лесах обитали лось, бурый медведь, благородный олень, кабан, бобр, в многочисленных озерах было изобилие водоплавающей птицы и рыбы.

Таким образом, мезолит — это эпоха кардинальных изменений в природе и условиях жизни человека, эпоха расселения людей на новые, не освоенные ранее, территории. Большое место в хозяйственной жизни человека занимали охота на лесного зверя, водоплавающую птицу, рыбная ловля и собирательство. Культура палеолита, основывавшаяся на выработанных за тысячелетия коллективных приемах охоты на мамонтов в Евразии и Америке, сменилась культурой другого типа.

Новые условия требовали новых орудий охоты на животных. Такими орудиями в мезолите стали лук и стрелы. Этому изобретению предшествовал целый ряд метательных приспособлений, где использовалась сила руки. Появление лука и стрел давало возможность использовать принципиально новые кинетические силы. Это изобретение играло важную роль на протяжении длительного периода истории — от мезолита и до появления порохового оружия прошло примерно 10 тыс. лет.

В мезолите начался переход от присваивающего хозяйства к производящему. В районах Передней и Юго-Восточной Азии и Южной Европы возникало древнейшее мезолитическое земледелие. В это время в Крыму, Средней Азии и, возможно, на Южном Урале наблюдался переход к производящему хозяйству. Намечается специализация охоты и рыболовства в отдельных районах. Более разнообразными становятся способы охоты: возрастает роль индивидуальной охоты с собакой, широко применяются всевозможные западни, ловушки, силки. Значительное место в хозяйстве занимает рыболовство; рыбу ловили с помощью односторонних и двусторонних гарпунов, появились сети, составные крючки с костяной основой и вставленным каменным жальцем, сплетенные из прутьев верши. В мезолите была изобретена долбленная из дерева лодка и весла. Древнейшие остатки лодок и весел, известные в Европе, относятся к мезолиту.

В индустрии мезолита отмечается двойственность форм и приемов обработки камня. Получает развитие техника, сложившаяся еще в палеолите: макролиты, техника скола и двойного скола, крупной ретуши, вкладышевая техника, когда основа предмета, например ножа, кинжала, наконечника копья, изготавливались из кости или дерева. На ней делались продольные прорези, в которые вставляли отдельные лезвия из ножевидных пластин. Так получался нож, копье или кинжал большой длины. Вместе с тем в ряде мест становятся характерными так называемые микролиты, маленькие по размерам и разнообразные по форме пластины. Микролиты отделялись от кусков кремня или другого хорошо отщепляющегося камня с помощью отжимников. По форме они обычно имеют вид треугольников, сегментов или трапеций размером 2—3 см. Подправленные ретушью микролиты служили наконечниками стрел и употреблялись как вкладыши в гарпуны и рыболовные крючки. Интересен сам по себе вопрос о микролитической технике. Во-первых, распространена она была не везде, а во-вторых, не всегда в классических формах. Наиболее ранние культуры микролитической техники связаны с Северной Африкой и Средиземноморьем.

Человек в мезолите оказался фактически в другой природной среде, другом мире.

№31 трипольская культура

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия, известной как культура триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Энеолитические поселения располагались на плодородных лёссовых почвах, которые обрабатывались энеолитическими орудиями. Исследование памятников культуры триполье-кукутени имеет свою историю. Выделяются территории раннего, среднего и позднего периодов культуры триполье-кукутени, отдельные хронологические периоды и локальные варианты.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: появлением медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства; наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. По радиокарбонным данным он датируется 4200—3400 гг. до н. э. Для него характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. Встречается много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. В Среднем Поднестровье большую часть пищи добывали на охоте; половину поголовья домашних животных составляли свиньи.

В это время шло формирование локальных вариантов культуры триполье-кукутени. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру — Флорешти, Александрова I. На левобережье Днестра известны поселения Лука-Врублевецкая, Бернашовка и др. Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании на рубеже V—IV тысячелетий до н. э.

Важное значение имеет средний период (IV тысячелетие до н. э.). Он отмечен подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Трипольских памятников этого времени известно несколько сотен. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6 тыс. кв. м открыты 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они оказались основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные на поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке обнаружены остатки свыше 200 жилищ, расположенных пятью кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещения хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такой поселок, вероятно, укреплялся изгородью.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием форм — это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. Среди глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, они состоят из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Бинокли являются характерной особенностью культуры энеолитических земледельцев.

Трипольцы разводили мелкий, тонконогий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. На трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных — косули, оленя, лося, бобра и зайца. Однако охота и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы — символы власти, и возникновением крупных поселений.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте выражены природные явления, смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, животные и стебли растений. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и всходы посевов, охраняемые священными собаками. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже — чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы «космические олени», с которыми связывалось действие небесных космогонических сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, солнце — ее глаза, а небесный свод изображен в виде бровей.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Поздний период культуры триполье-кукутени представлен памятниками, которые встречаются на пространстве от Приволынья до берегов Черного моря и от Молдовского Прикарпатья до Среднего Приднепровья. На этой территории известно много небольших поселений и поселений-гигантов с планировкой по кругу. В керамических комплексах наблюдаются территориальные различия, выделяется группа кухонной посуды и расписная посуда. Поздний период культуры триполье-кукутени на основании радиокарбонного анализа укладывается в рамки 3000—2200 гг. до н. э.

№32 понятие скифо-сибирского единства

В середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

 На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки — символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

Единство сложилось на территории степной, горно-долинной и части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства.

Степной пояс Евразии, протянувшийся почти на 11 тыс. км, то расширяется, то сужается до совсем незначительных коридоров. На западе степи охватывают Южную Украину, степной Крым, Северное Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье, расширяясь в огромные степные массивы Казахстана, Барабы, Кулунды. К востоку степи идут узким коридором между Северными отрогами Кузнецкого Алатау и лесной таежной зоной, а в Хакасско-Минусинском районе Южной Сибири, Центральной Азии и Забайкалье распространяются вширь.

Степи различны по плодородности почвы: чернозем Украины, Южной Сибири с тучным гумусовым слоем и засушливые земли Крыма, Заволжья, Казахстана и Хакасии. Эта территория весьма разнообразна и в рельефном отношении. Здесь можно выделить три типа зон: открытые, равнинные обширные массивы (Украина, Заволжье, Казахстан), предгорные степные районы (Крым, Северное Предкавказье, Южный степной Урал, Казахстан), котловины и замкнутые горами степные долины Тянь-Шаня, Памира, Саян и Алтая.

Природно-ландшафтные различия играли свою роль в культуре скифо-сибирского мира и способствовали формированию особенностей хозяйства отдельных его частей. Нельзя не обратить внимания на еще один географический фактор — гидрологический. Реки Днепр, Дон, Волга, Обь, Иртыш и, наконец, Енисей текли во многих местах степного пояса с севера на юг или, наоборот, с юга на север. В древности реки являлись определенным препятствием для установления культурно-исторических связей. Тем не менее связи развивались вдоль степей по направлению запад — восток — запад. Основным транспортным средством была лошадь, на которой ездили либо верхом, либо, запрягая ее, в повозке. Сами степи стали большой транспортной дорогой, соединявшей Восток и Запад. Потребовалось около двух тысяч лет активного освоения степей, прежде чем возникло такое историческое явление, как скифо-сибирский мир.

Природно-географическая среда была не только географической реальностью, но и фактором образования скифо-сибирского культурно-исторического единства в VI—III вв. до н. э. Географически скифо-сибирский мир соприкасался в Причерноморье с древнегреческими полисами, а в Средней Азии — сначала с ахеменидской Персией, а потом, после ее разгрома и похода Александра Македонского, с царством Селевкидов и поздними эллинистическими государствами — Греко-Бактрией и Парфией. На востоке ордосский центр культуры скифского облика развивался в непосредственной близости от циньского Китая. На севере граница была более расплывчатой, но в основном совпадала с контактной зоной лесостепей и лесными таежными массивами. На западе скифо-сибирский мир граничил с фракийским миром и поздними культурами гальштата и латена, которые на восточных своих окраинах испытали влияние скифов.

В период сложения единой общности в степях Евразии, видимо, имело место передвижение части саков с территории современного Казахстана на восток. Вероятно, в конце VI—V вв. до н. э. происходила миграция населения на Алтай и, возможно, в Минусинскую котловину, что обусловило резкое изменение характера тагарской культуры на рубеже VI—V вв. до н. э. Миграционные процессы в этот период, как известно, шли повсеместно: передвижения в Причерноморье привели к установлению господства скифов; в Заволжье, Приуралье и Западном Казахстане устанавливается господство савроматов и, наконец, в VII—VI вв. до н. э. в Южной Сибири завершается подчинение индоиранцами местного населения — носителей ирменской культуры в лесостепи, карасукской и других групп населения в Хакасско-Минусинском районе.

Таким образом, при всей сложности и пестроте в степях Евразии в первой половине I тысячелетия до н. э., очевидно, преобладало население индоиранской группы. Шел процесс оформления скифо-сибирского единства, прежде всего его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основ, установления культурных и экономических связей между отдельными частями этого степного евразийского мира.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами возникали имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,— культ огня. Они являлись отражением представлений о Вселенной, солнце, борьбе добра и зла, таинстве круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур скифо-сибирского мира.

Общим для всего этого мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо-сибирского мира, кроме этого, были распространенные в степях золотые бляшки. Они встречаются в погребальных комплексах и на оленных камнях в виде кругов, где солярные символы изображены рядом с летящими оленями.

Древние народы степной Евразии — скифы, саки — жили в непосредственной близости от рабовладельческих классовых обществ древнего мира — греков и персов. Образование греческих полисов в Причерноморье, экспансия ахеменидской Персии в скифский и сакский мир, походы греко-македонской армии на восток способствовали ускорению процессов консолидации народов скифо-сибирского мира, развитию социальных отношений и образованию политических объединений раннегосударственного типа, которые могли противостоять древним рабовладельческим обществам.

Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также целые комплексы укрепленных поселений и отличающиеся особым устройством и богатством инвентаря могильники.

В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько этапов. С конца VIII по VI в. до н. э. идет формирование культур скифского облика, возникают отдельные центры в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Казахстане, Южной Сибири.

Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в конце III в. до н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение подвижности населения и изменение облика археологических культур в степях Евразии. Наблюдается усиление влияния культур скифо-сибирского мира на соседние территории, прежде всего на лесную зону.

На территории степной Евразии археологические культуры представлены двумя группами: основные культуры скифо-сибирского мира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и находившиеся под их влиянием культуры скифоидного облика. Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской и других групп.

К основным культурам скифо-сибирского мира относятся собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы, культура ордоса скифского времени.

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную — до Приднестровья и частично до Буга с земледельческим населением. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV— III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область, фракийский мир и на север. Более стабильной была восточная граница. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с савроматами.

К востоку от скифов находилась территория савроматов. Границы ее со временем менялись, особенно на западе, где савроматы рано начали проникать в земли, занятые скифами. Земли савроматов — это Нижнее и частично Среднее Поволжье, Заволжские и Южноуральские степи, Северо-Западный Казахстан. В конце IV в. до н. э. савроматы проникли в степи до Северного Кавказа и Дона. Археологические материалы позволяют различать савроматов Поволжья (западных) и савроматов Приуралья и Оренбуржья (восточных). Их соседями в Азии были саки, о границах расселения которых стало возможным делать какие-то выводы лишь благодаря исследованию их археологических памятников. Саки занимали земли от Восточного Приаралья по Сырдарье до оз. Балхаш и Тянь-Шаня, а на юге до Памира. Однако саки не составляли территориально единой группы населения. Это отмечено в письменных источниках, а в последнее время подтверждается и археологическими материалами. Геродот говорит о саках тарадарана, вероятно, приаральских. К югу от них жили саки хаомоварга, а к востоку — саки тиграхауда, что в общем соответствует археологическим памятникам, известным сейчас в Приаралье, Восточном Казахстане и на Памире.

В горных долинах Алтая — Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато — жил народ известный по памятникам пазырыкской культуры. Очевидно, территория этой культуры скифской эпохи была шире и включала монгольский Алтай, на юге — китайский Алтай, западный Алтай на территории Казахстана. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск — Ачинск — Мариинск существовала тагарская культура — наиболее мощный центр культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы обитали племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии.

Таким образом, в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. Скифы, саки и савроматы, вероятно, говорили на диалектах североиранской языковой группы.

Культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии.

До сих пор не решен вопрос о происхождении культур скифо-сибирского мира. Причину образования единой общности в степях Евразии исследователи всегда видели в действии одного какого-то центра, который играл определяющую культурологическую роль. В методологическом плане теорию заимствования можно рассматривать как своего рода культуртрегерство, распространение более передовой культуры и восприятие ее достижений соседями. Широкое хождение получила теория западного, скифского происхождения культур евразийских степей, которая трактуется весьма расширительно: от «простого проникновения вещей скифского типа» и передвижения племен вглубь Сибири до наличия сложных социально-экономических предпосылок распространения скифского влияния. Однако еще в конце XIX в. возникла противоположная точка зрения о сибирском происхождении скифской культуры и всего скифо-сибирского культурно-исторического единства. Была высказана мысль о том, что центр возникновения основных элементов, характерных для культур скифо-сибирского облика, надо искать не в самих степях, а за их пределами, в недрах древневосточных цивилизаций — в Малой Азии, Иране, Эламе.

Таким образом, гипотезы о происхождении как скифо-сибирского мира в целом, так и отдельных входивших в него культур сводились к поискам какого-то одного центра.

Современная точка зрения была выдвинута в конце XX в. археологом М.П. Грязновым. На основании археологических материалов он показал, что формирование культур происходило на всем протяжении степей в предскифское и раннескифское время. Около десяти центров участвовали в процессе создания новых ценностей скифо-сибирского облика.

За последние десятилетия открыты раннескифские памятники в Центральном и Южном Казахстане, в Туве и других местах. Особое значение в решении вопроса о происхождении культур скифо-сибирского мира имеют такие памятники, как Птичаша Могила в Болгарии около Варны, Высокая Могила на Днепре и царский курган Аржан в Туве. Эти памятники свидетельствуют о том, что, начиная с VIII в. до н. э., на обширных просторах степей синхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные в своих основных чертах. При наличии миграций и межплеменного обмена прогрессивные культурные приобретения быстро распространялись. Так шел процесс формирования культур и всего культурно-исторического единства в степях Евразии.

В скифо-сибирском мире существовала система рационального использования природно-климатических условий горных долин и засушливых степей. В результате здесь возникло несколько типов хозяйства: полукочевое степное (скифы-кочевники, царские скифы, саки), оседлое (тагарская культура, скифы-земледельцы) и горно-долинное сезонное отгонное скотоводческое (Горный Алтай, Тува, Памир). Определенную роль сыграл и предшествующий опыт развития скотоводческого хозяйства и земледелия в степях Евразии. Получение устойчивого прибавочного продукта способствовало увеличению населения в степях.

Скифо-сибирский мир просуществовал почти 500 лет. Внутри него создавались материальные и духовные ценности. Этот мир как активная политическая сила оказал влияние на многие исторические события, оставив значительный след в истории.




1. реферату- Основні фактори ціноутворенняРозділ- Маркетинг Основні фактори ціноутворення Всі товари та пос
2. оценка степени выполнения плана и динамики продаж; определение влияния факторов на изменение величины
3. а приводящая к повреждению полых органов включая структуры внутреннего уха Интенсивное звуковое разд
4. Книга- Характеристика юридической техники
5. Сацыяльна-эканамічнае развіццё Беларусі ў складзе Расійскай імперыі ў другой палове ХІХ стагодзя
6. Реферат- Церковь в царствование Петра I
7. Лекция 9. Подпрограммы- примеры решения задач Примеры решения задач Задача 9.
8. Animals
9. средства производства нужные при создании экономических благ включая промышленное оборудование инфрастр
10. Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
11.  ТЕХНІКОЕКОНОМІЧНА ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОПОНОВАНОГО ПРОЕКТУ Й ОБРАНОГО АНАЛОГА
12. АДЕЛЬФАН АДЕЛЬФАН DELPHNE СИБАГЕЙГИ Швейцария СОСТАВ- 1 табле
13. ВВЕДЕНИЕ Массовое питание играет важную роль в жизни общества.html
14. .Економічна сутність державного кредиту його роль у формуванні додаткових фінансових ресурсів держави і по
15. і. Під розумовою відсталістю розуміють- астійке відхилення в свідомості та поведінці дітей яке о.
16. СЗАО агрофирма крым бахчисарайского района АР крым
17. гпубина я не твойrdquo; говорил герой книги Сергея Лукьяненко ldquo;Лабиринт Отраженийrdquo;
18. і. Органічне злиття онтологічного та гносеологічного моментів у гегелівській діалектиці сформульоване посл
19. Реферат- Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков
20. ни а уж о том чтобы построить плот и речи не было