Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ
Источник: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб: Речь. 2003. с.38-66
Организация процедуры тестирования
Сегодня почти каждый студент психологического и педагогического вуза знаком с тестом «Рисунок семьи». Благодаря работам С. Кауфмана, В. Хьюлса, Р. Бернса, А. Захарова, Т. Хоментаускаса, Е. Романовой данная методика получила широкое распространение.
Традиционно цель теста «Рисунок семьи» выявление особенностей внутрисемейных отношений. Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия и переживания отношений в семье.
Материалы: лист белой бумаги формата А4; набор из цветных карандашей.
Перед началом тестирования психолог просит клиента удобно устроиться за столом; кладет перед ним лист бумаги и комплект из восьми цветных карандашей. Далее дает инструкцию: «Нарисуйте свою семью в образах животных».
Традиционно после рисования принято задавать клиенту уточняющие вопросы. Необходимо выяснить существенные особенности изображенных фигур, узнать их характер, склонности, характер взаимоотношений друг с другом. Примеры вопросов в таблице.
Инструкция |
Примеры вопросов психолога |
1 |
2 |
«Нарисуйте свою семью в образах животных» |
Расскажите, пожалуйста, об этих животных: какой у них нрав, повадки; что они любят; чего не любят. Расскажите о каждом животном подробно. В каких отношениях животные между собой находятся? Кто за кем охотится? Кто от кого спасается? Что является самым главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно? Чем можно помочь каждому животному? |
Если психолог работает с семьей (а это логично, когда речь идет о рисовании семьи), важно подвергнуть тестированию всех ее членов. Только в этом случае можно обладать наиболее полной информацией об особенностях внутрисемейных взаимоотношений, месте и роли каждого, бессознательных идентификациях и многом другом. «Полный комплект» рисунков семьи собрать, конечно, чрезвычайно сложно... Но очень полезно, ибо перед психологом разворачивается сложный пасьянс внутрисемейных отношений.
Психологический анализ рисунков
Данный раздел работы с рисунками является самым ответственным и увлекательным. Для того чтобы к нему приступить, важно задаться вопросами: к какому результату я планирую прийти и с какой целью я анализирую рисунки?
Зная конечную цель психологического анализа, психолог выбирает соответствующий ракурс анализа. Представим наиболее распространенные цели психологического анализа и соответствующие им ракурсы в таблице.
Конечная цель анализа рисунков |
Ракурс анализа |
Ход анализа |
Составление заключения относительно общего состояния и картины внутрисемейных взаимоотношений |
Характер взаимоотношений в семье; наличие явных и скрытых конфликтов и их влияние на психологический статус членов семьи. |
Главное понять: является ли семья источником патологического влияния на своих членов; есть ли перспектива положительных изменений внутрисемейных отношений. |
Составление заключения и рекомендаций относительно индивидуально-личностных особенностей ребенка (автора рисунков) |
Психологическая экспертиза индивидуально-личностных особенностей ребенка и влияния семейной среды на его самоощущение. |
Главное понять: какие признаки для описания индивидуально-личностных особенностей ребенка являются наиболее информативными, наиболее аргументированно и полно позволят описать особенности ребенка и составить рекомендации для общения и работы с ним; как влияют внутрисемейные взаимоотношения на личностный статус ребенка. |
Формирование задач для последующей психологической коррекции или консультирования автора рисунков |
«Проблемные» и «ресурсные» потребности автора рисунков, его ограничения и стремления. |
Важно понять: как автор рисунков чувствует себя в семье; ресурсы какого качества содержит в себе семья; если есть деструктивное влияние членов семьи, то какого оно рода, и каким образом можно его нейтрализовать или корректировать. |
Технология анализа психологической информации содержит четыре шага:
шаг первый поймем символическое значение предложенной клиенту инструкции;
шаг второй постараемся описать рисунок, выделив наиболее информативные признаки;
шаг третий попробуем понять содержание выделенных информативных признаков;
шаг четвертый определим «проблемные» и «ресурсные» потребности клиента, и сформулируем задачи дальнейшей психологической работы.
Для составления заключений и рекомендаций психологу достаточно сделать три шага.
Шаг первый: понимание символического значения инструкции
Инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента, и актуализирует определенные пласты его внутренней жизни. Она задает направление ассоциативному процессу, в котором участвуют воображение и жизненный опыт клиента.
«Нарисуйте свою семью в образах животных» рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи. Надо сказать, что немало взрослых людей с высоким уровнем личностного развития затрудняются изобразить себя и членов своей семьи в образах животных. Они говорят, что преодолели свое «животное начало». Так ли это на самом деле, или мы столкнулись с проявлением защитных механизмов, можно сказать только после более глубокого знакомства. Дети же охотнее изображают семью в образах животных. Может быть, оттого, что им легче идентифицировать себя с животными, чем с людьми.
В психологии и религии животные используются как символы интуитивности, инстинктивности, подсознания, чувственности, либидо. Всем известно, что животный мир достаточно жесток. В нем действует закон силы. Есть хищники и травоядные те, кто нападают, и те, кто спасаются бегством. Есть животные активные, а есть ленивые. Но все они стремятся выжить.
Чтобы выжить, животные приспосабливаются к среде обитания, приобретают «индивидуальные средства» и стили защиты. Кто-то прячет голову в песок, кто-то выпускает чернильное облако, кто-то больно жалит, кто-то перекусывает шею, кто-то брыкается копытами... Подобное сходство присутствует и в семейной жизни. Зная повадки, стиль жизни, особенности животных, в образе которых изображены члены семьи, можно понять стратегию поведения в ситуации конфликта и борьбы за место под солнцем.
Однако будет недальновидным определение места рисунка семьи в образах животных только в качестве «конфликтного образа». Для сказкотерапевта чрезвычайно важно, в образе какого животного изображает себя автор рисунка, ибо так может проявляться архаическое или интуитивное знание о собственном тотеме. В первобытных культурах к животным относились с большим уважением. Древние полагали, что животное находится в более тесной связи с невидимыми космическими силами, чем сам человек. Высокие физические и сенсорные способности животных свидетельствовали для древних об обладании большой магической и духовной силой. Древний род выбирал себе духовного покровителя из животного мира тотем. И сегодня изображение животных присутствует в гербах старинных фамилий, городов и стран. Человек может приобрести частицу силы тотема, считали древние.
Поэтому животное, в образе которого изображает себя автор, может быть использовано психологом в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного.
Символическое значение животного проявляется на трех основных уровнях:
личный, субъективный уровень, содержащий характеристику животного автором;
природный, объективный уровень, содержащий биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях;
глубинный, культуральный уровень, содержащий информацию об архетипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств.
Символическое значение животного становится особенно важным в психологической практике тогда, когда ребенок жестко идентифицирован с некоторым животным. Он постоянно изображает его, собирает коллекцию его изображений, копирует повадки, особенности (обычно данный феномен распространен в возрастном интервале от 4 до 7 лет). Естественно, ребенок рисует себя в образе любимого животного. В этом случае долг психолога рассказать ребенку о глубинном значении образа выбранного животного; о тотеме, который оберегает человека; продумать систему ритуалов общения с животным. Постепенно осознанное восприятие любимого животного как тотема сформирует у ребенка более интимное к нему отношение. Но главное, позволит ребенку отделить свое «Я» от образа животного.
Итак, «семья в образах животных» покажет психологу систему бессознательных, инстинктивных взаимоотношений в семье, отразит «конфликтный образ», а также укажет на символический тотем.
Шаг второй: описание рисунка
Рисунок |
Информативные признаки |
Рисунок семьи в образах животных |
Эстетика изображения; площадь (размер) рисунка; наличие или отсутствие смещения композиции (вверх, вниз, вправо, влево); соразмерность фигур друг другу и листу; расстояние между членами семьи; наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи; наличие дополнительных образов (животные, солнце, растения и пр.); контекст изображения (дома за столом, в интерьере, на природе, в контексте определенного события); близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий Принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей; суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка; теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации; сказочно-мифологическая принадлежность героев (все из одной сказки или из разных; изображенные герои принадлежат к сказкам/мифам одной культуры или разных); характер взаимоотношений между героями; перспектива совместных созидательных действий (могут ли эти герои жить в одной стране, городе, новой сказке и при этом помогать людям) |
Шаг третий: понимание содержания информативных признаков
Делая «второй шаг», мы выделили укрупненные признаки. Поэтому сейчас необходимо прояснить их содержание.
Для удобства разделим признаки на две большие группы.
Группа общих признаков. Это признаки, характерные для всех рисунков семьи.
Группа дополнительных признаков. Это признаки, появляющиеся в связи с метафорической инструкцией. Они связаны с символическим значением изображенных образов, характером взаимоотношений между персонажами, родовидовой принадлежностью и пр. Рассмотрим общие признаки рисунков семьи.
Эстетика изображения. Если рисунок выполнен с любовью, желанием, аккуратно, опрятно; линии и цвета его гармоничны, мы получаем эстетическое удовлетворение. Причем оно может даже не зависеть от техники исполнения и мастерства художника. Стремление к красоте является проявлением эстетических потребностей человека и может быть реализовано даже при отсутствии художественных способностей. Если психолог видит, что автор не придает особого значения эстетике, он может отметить недостаточное развитие эстетической мотивации.
Площадь (размер) рисунка. Обычно рисунок занимает не все пространство листа, обязательно остаются невидимые белые поля. Мы воспринимаем размер рисунка как гармоничный, если автор оставляет не менее 4 см от краев листа свободными. Нередко размер композиции слишком мал или слишком велик (выходит за невидимые поля), и в этом случае, рассматривая рисунок, мы ловим себя на ощущении дисгармонии. Слишком большой или слишком маленький размер композиции настораживает психолога и также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии.
Смещение композиции относительно центра. Данный признак относится к разряду «проблемных». Если центр композиции смещен вправо, влево, вверх или вниз, это также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии и единого центра. Ощущение центра может быть потеряно в силу действия ряда травматических причин или не сформировано в связи с неблагоприятными условиями развития и воспитания либо психическими особенностями ребенка. Символическое значение центра Совершенство, точка интеграции индивидуально-личностных процессов; точка, на которой сходятся силовые линии и от которой они расходятся. Теряя центр, человек теряет внутреннюю точку опоры, равновесия и гармонии. Собственно основная задача психологической работы заключается в том, чтобы сформировать или найти внутренний центр, Самость, стержень личности.
Соразмерность фигур друг другу и листу. Когда размер фигур адекватен полу и возрасту членов семьи, это гармонично. Однако нередко фигура одного из членов семьи рисуется либо слишком большой, либо слишком маленькой. Такое положение указывает на особое отношение автора рисунка к данному члену семьи. Обычно чрезмерно большая фигура трактуется как признак значимости этого члена семьи для автора рисунка. Правда, в этом аспекте важен характер изображения: если фигура изображена небрежно, закрашена или ей не хватает некоторых частей тела, то можно говорить об амбивалентных чувствах автора. Он и привязан, и уважает, и любит, но в то же время испытывает давление, тревогу или агрессию. Если автор рисует фигуру неадекватно маленькой, это, как правило, свидетельство отвержения данного члена семьи либо автором, либо значимым для автора лицом, либо семьей в целом.
Расстояние между членами семьи. Если отношения в семье стабильные, ровные, гармоничные, автор изображает всех членов семьи на примерно равном небольшом расстоянии друг от друга (расстояние может колебаться от 10 до 40 мм). Иногда члены семьи держатся за руки. Однако это обстоятельство не должно слишком радовать психолога. Нередко авторы выдают желаемое за действительное. Особенно некоторые мамы любят изображать семейную идиллию, скрывая неблагополучие. Но бывает, что семья в действительности является дружной и в ней принято оказывать друг другу поддержку.
Наличие предметов между членами семьи. Предметы между членами семьи, с одной стороны, представляют собой препятствия, преграды, средства защиты. С другой стороны, символическое значение предметов может быть созидательным и конструктивным и отражать определенную грань взаимоотношений между членами семьи. Поэтому психологу важно определить функциональную и символическую нагрузку предмета и только после этого строить психологическую интерпретацию данного признака.
Наличие дополнительных образов. Дополнительными являются образы, не связанные с членами семьи и контекстом ее изображения. Например, домашние животные, солнце, радуга, растения. Конечно, появление домашних животных, если они являются любимцами семьи, совершенно естественно. Насторожить психолога должно появление животных, не являющихся «членами семьи». Вспомним Малыша из замечательной повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Он так мечтал о собаке, что мог бы нарисовать ее на рисунке семьи, если бы ему предложили такое задание. Малышу не хватало друга, несмотря на то, что он рос в довольно благополучной семье. Появление солнца или радуги также амбивалентно. С одной стороны, это указывает на потребность в энергии, свете, тепле; с другой стороны, является признаком ресурса семьи.
Контекст изображения. В рисунке семьи мы не задаем определенный контекст, автор его выбирает сам. Например, он изображает семью за обеденным столом дома, или в гостях у бабушки; или семья находится на пикнике; работает на даче. При этом контекст является тем, что объединяет членов семьи. Вероятно, изображение семьи в определенном контексте связано у автора с определенной ситуацией, когда все собираются вместе, испытывают определенный эмоциональный подъем, единение.
Близость членов семьи между собой. Данный признак проявляется через общие цветовые пятна, элементы одежды, образ действий, характер изображения. Одним из наиболее информативных признаков является цвет. Например, автор раскрашивает себя и маму одним цветом, который в ряду цветовых предпочтений стоит на первом месте. Это дает основание предположить, что между автором и его матерью существует позитивная связь, понимание, любовь или автор страстно желает этого. Интересно, что на разных рисунках автор может идентифицировать себя с разными членами семьи.
Так, на рисунке семьи испытуемый раскрашивает себя и маму одним цветом; на рисунке семьи в образах животных он уже имеет одинаковый цвет со старшим братом (на рисунке семьи брат раскрашен цветом, стоящем на шестом месте); а на рисунке семьи в образах сказочных героев он раскрашивает себя одним цветом с отцом. Мы можем предположить, что в социальном аспекте для него наиболее значимым лицом является мама: она делает с ним уроки, кормит его, ходит гулять, контролирует, заботится. С другой стороны, он бессознательно ощущает близость с братом (хотя и может иметь с ним видимые конфликтные взаимоотношения), хочет участвовать в его делах, желает общаться «на равных». На самом же деле он мечтает быть похожим на отца, но тот слишком мало бывает дома, зато эти дни для ребенка праздник.
Внимательное изучение общих цветовых пятен и других общих элементов даст нам бесценную информацию о тонких связях между членами семьи. Иногда можно увидеть удивительные вещи. Например, молодая женщина обращается по поводу острого конфликта между ее детьми. Мальчику 6 лет, девочке 12. Они постоянно ссорятся и дерутся. Матери приходится все силы отдавать на то, чтобы выполнять функцию буфера между ними. На рисунке семьи мальчик не нашел места для сестры, на рисунке семьи в образах животных нарисовал себя и сестру мышками одинакового цвета. Для психолога это обстоятельство чрезвычайно важно, так как является проявлением общности между братом и сестрой.
Таким образом, близость членов семьи по цвету, характеру изображения и пр. является важным признаком ресурса взаимоотношений.
Дополнительные признаки адресуют психолога к символическому анализу изображенных персонажей. Для понимания тонкостей внутрисемейных взаимоотношений психологу важно задать себе несколько вопросов:
не являются ли животные, растения, объекты окружающего мира, сказочные герои, в образах которых изображаются члены семьи, антагонистами по отношению друг к другу?
принадлежат ли они к одному роду, виду, категории, сказке, мифу?
если они разные по родовидовой принадлежности, каким образом они могут строить друг с другом конструктивные взаимоотношения?
Чтобы понять содержание дополнительных признаков, психологу недостаточно рисунков, необходимо расспросить автора и уточнить символическое значение изображенных образов.
Суммируем рассуждения в таблице:
Признак |
Содержание признака |
Информация о потребностях автора (в случае наличия «проблемного» содержания) |
|
«гармоничное» |
«проблемное» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Общие признаки |
|||
Эстетика рисунка |
Рисунок аккуратно выполнен |
Рисунок неаккуратный, грязный, мятый |
Эстетические потребности. Потребность в знаниях |
Размер рисунка |
Рисунок соразмерен листу |
Слишком большой, слишком маленький, несоразмерен листу, дисгармоничен |
Эстетические потребности |
Смещение композиции |
В рисунке ощущается наличие центра |
Наблюдается существенное смещение композиции относительно центра |
Потребность самоуважения |
Соразмерность фигур |
Фигуры адекватны полу и возрасту, соразмерны друг другу |
Имеются слишком большие или слишком малые фигуры. Наблюдается несоответствие размера фигур полу и возрасту |
Потребность принадлежности и любви |
Расстояние между членами семьи |
Не превышает 40 мм, или члены семьи держатся за руки, изображены «плечом к плечу» |
Расстояние между членами семьи большое, фигуры разбросаны по листу, между ними разно великие промежутки. Или фигуры «накладываются» друг на друга (симбиотические связи) |
Потребность принадлежности и любви |
Наличие предметов между фигурами |
Предметы отсутствуют или имеют созидательное, конструктивное символическое значение |
Между фигурами изображаются предметы, несущие символическую нагрузку преграды, барьера или средства защиты |
Потребность принадлежности и любви. Потребности безопасности и защиты |
Наличие дополнительных образов |
Животные, являющиеся реальными «членами семьи». Конструктивные предметы: например, книги |
Образы, имеющие амбивалентное значение, не существующие в реальном мире семьи |
Потребность принадлежности и любви. Потребность в знаниях |
Контекст изображения |
Благоприятный: общий стол, пикник |
Неблагоприятный: насилие или разобщенность |
Потребность принадлежности и любви |
Показатели близости членов семьи |
Имеются общие цветовые пятна, близкие образы |
Отсутствие общих цветовых пятен, наличие образов-антагонистов |
Потребность принадлежности и любви |
Символическое значение образов |
Дополнительные признаки |
||
На рисунках изображаются образы, животные, сказочные герои, имеющие созидательную доминанту |
На рисунках изображаются образы, животные, сказочные герои, несущие преимущественно разрушение, боль |
Потребность самоуважения. Потребность личностного совершенствования и самоактуализации |
|
Родовидовая принадлежность образов |
Образы животных, героев относятся к одной группе или дружественным группам |
Изображаются животные и герои-антагонисты, конкурирующие друг с другом, находящиеся в состоянии войны |
Потребность принадлежности и любви |
Характер вза-имоотношений между персонажами |
Конструктивный, дружественный, помогающий, заботливый, проявляется сотрудничество и взаимопонимание |
Агрессивный, избегающий, отчужденный, конфликтующий, конфронтация явная и скрытая, стремление героев доминировать, контролировать, навязывать свою волю |
Потребность принадлежности и любви |
Перспектива совместной жизни, действий |
Благоприятная. Персонажи могут оказывать друг другу поддержку, помогать другим |
Неблагоприятная. Совместная жизнь или действия носят разрушительный характер, травмируют героев и других |
Потребность принадлежности и любви. Потребность самоуважения. Потребность личностного совершенствования |
Шаг четвертый: определение «гармоничных» и «проблемных» потребностей автора рисунка и формулировка перспективных задач психологической работы
Как видно из таблицы, доминирующей является потребность принадлежности и любви. И это естественно, ибо именно семья либо удовлетворяет эту потребность, либо фрустрирует. Потребности безопасности и защиты, самоуважения и личностного совершенствования также могут требовать психологической работы.
Если речь идет о психологической работе с потребностью принадлежности и любви, главная задача оказать содействие гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. Психолог должен построить работу таким образом, чтобы, с одной стороны, способствовать принятию автором рисунка отдельных членов семьи, с другой содействовать принятию автора рисунка членами семьи.
Какую стратегию для решения этих задач выберет психолог, у кого из членов семьи он будет просить поддержки, все это индивидуально и зависит от конкретного случая.
Схема психологического анализа рисунков семьи
Признаки |
Проявление признака |
Интерпретация |
1 |
2 |
3 |
Рисунок семьи |
||
Эстетика изображения |
||
Площадь (размер) рисунка |
||
Наличие или отсутствие смещения композиции (вверх, вниз, вправо, влево) |
||
Соразмерность фигур друг другу и листу |
||
Расстояние между членами семьи |
||
Наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи |
||
Наличие дополнительных образов (животные, солнце, растения и пр.) |
||
Контекст изображения (дома за столом, в интерьере, на природе, в контексте определенного события) |
||
Близость членов семьи по цветовым пятнам, характеру изображения, одежде, образу действий |
||
Рисунок семьи в образах животных |
||
Символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное) |
||
Характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные) |
||
Родовидовая принадлежность животных |
||
Эмоциональное восприятия животных |
||
4. Психологические выводы |
||
Уязвимые места семьи с точки зрения автора рисунков |
Ресурсы семьи с точки зрения автора рисунков |
|
5. Перспективные задачи психологической работы |
PAGE 1