Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1. Теория культуры [1.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Культура тоталитаризма и массовая культура как феномены XX века

Культура XX в. - это радикально новые и прежде неизвестные типы художественного и философского выражения: технические виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие философские методы и художественное мышление. В структуре и типологии культуры XX в, не менее показательны и "зияния", то есть исчезновение либо маргинализация видов, типов, жанров искусства и мышления, которые прежде играли в системе культуры чрезвычайно существенную роль.

Такой специфический феномен, как массовая культура, выделяет XX в. среди прочих исторических эпох. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпохи: увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культурности с радикальным и систематическим негативизмом по отношению к культуре и культурности.

К 90-м гг. стало вполне очевидно, что в искусстве "сегодняшнего дня" практически невозможны объекты или жесты, которые не были бы включены в циркулирование потребительской индустрии культуры. Видеозаписи и Интернет выводят любые художественные элементы в более или менее массовый оборот (характеризуемый общедоступностью и анонимностью потребления).

Массовая культура

Ее синонимы - популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и так далее. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей.

К ее функциям относятся: компенсаторная -снятие стрессов и тайных инстинктов; нивелирующая - стандартизация типа мышления, чувств и т.п.; манипулятивная - внушение определенных идей, стереотипов мышления.

Массовая культура отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства XX в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и прочие.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и других общественных и антропологических дисциплин.

Массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными "дочеловеческими" реакциями и импульсами ("драйвами") масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Факт, что высокая культура как бы обслуживает "докультурные потребности" и устремления (подсознательные силы, связанные с эросом, желаниям господства и инстинктам разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для XX в.

Основные проявления и направления массовой культуры:

  •  субкультура детства;
  •  массовая общеобразовательная школа;
  •  средства массовой информации;
  •  система национальной (государственной) идеологии и пропаганды;
  •  массовая социальная мифология;
  •  массовые политические движения;
  •  система организации и стимулирования массового потребления;
  •  индустрия формирования имиджа;
  •  индустрия досуга.

Тоталитарная культура

Тоталитарная культура - система ценностей и смыслов со специфическим социальным, философским, политическим и этническим содержанием, построенная на устойчивой мифологеме единства культуры, исключающая все культурные элементы и образования, противоречащие этому единству, относимые к враждебным, чужеродным.

Это официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившаяся в 20-30-е и 40-50-е гг. (СССР, Италия, Германия, Кигай, Сев. Корея, Вьетнам); в меньшей степени это относится к странам, где тоталитарный режим носил более умеренные и мягкие по отношению к культурным процессам формы и эволюционировал в сторону размывания тоталитарной специфики (Испания, Португалия, Греция периода "черных полковников") или просуществовал довольно недолго и не успел оказать глубокого влияния на культуру (например, в Кампучии). Этот феномен официальной культуры XX в. был описан в таких работах, как: Д.Оруэлл "1984", Зб.Бзежинский "Большой провал", А.Зиновьев "Зияющие высоты", М.Джилас "Лицо тоталитаризма".

Тоталитарная культура Германии

Искусство тоталитарного фашистского режима Италии и Германии 1930-1940-х гг. носит название "Стиль третьего Рейха". Идеологи этого режима проповедовали идеи тысячелетнего Рейха (Империи) и его третье рождение после империи Фридриха I Барбароссы в лице А. Гитлера. Эти идеи нашли идеальное воплощение в помпезном стиле, призванном подчеркнуть небывалую мощь государства, расовое превосходство арийцев и преемственность от великого прошлого германской нации. Это был своеобразный гротесковый вариант Ампира, но в более эклектичных формах. Стиль третьего рейха соединил в себе неоклассицизм, особенно ярко проявившийся в итальянской архитектуре, наполеоновский ампир и отдельные элементы Ар Деко. Главные черты итальянского и немецкого фашизма - ретроспективность, консерватизм, гигантомания, антигуманизм. Он отвергал все достижения новой архитектуры конструктивизма и функционализма, ее представители были изгнаны и вынужденно уехали в США. В 1933г. нацистами был закрыт Баухауз, а все современное искусство было объявлено дегенеративным. Значительную роль в формировании итальянского и германского фашизма сыграла философия Ф. Ницше. Его рассуждения о высших и низших расах, о расе господ и расе рабов в сочетании с расистскими теориями А. Габино и Ж. Лапужа, способствовали влиянию на идеологию модерна "нордического мифа", который питал националистические устремления ряда школ и направлений искусства этого времени. Мегаломания Гитлера проявила себя в архитектурных замыслах. Главный архитектор Третьего Рейха А. Шпеер предложил проект Триумфальной арки, превосходящей по размеру парижскую в два раза. По его же проектам Берлин должен быть срыт и заново застроен гигантскими сооружениями (сравните с "советским ампиром"). В Италии главным архитектором Муссолини был "неоклассицист" Л. Моретти.

Тоталитарная культура России

Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30-ФО-е гг. нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Невиданный в истории масштаб получило развитие народного образования. Здесь решающими стали два момента: постановление XVI съезда ВКП(б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР» (1930г.); выдвинутая И.В.Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в СССР. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечным и фондам и.

Официальное искусство 30-40-х гг. было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». Принципы классовой борьбы нашли своё отражение и в художественной жизни страны.

Социалистический реализм - идеологическое направление официального искусства СССР в 1934-1991 гг. Впервые термин появился после Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", означавшем фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений, течений, стилей, объединений, групп. Термин придуман либо Горьким, либо Сталиным. Под художественное творчество была подведена идеология классовой борьбы, борьбы с инакомыслием. Все художественные группировки были запрещены, на их месте созданы единые творческие союзы - советских писателей, советских художников и так далее, деятельность которых регламентировалась и контролировалась коммунистической партией. Главные принципы метода: партийность, идейность, народность (сравните: самодержавие, православие, народность). Главные признаки: примитивность мысли, шаблонность образов, стандартность композиционных решений, натуралистичность формы.

Соцреализм - явление, созданное искусственно государственной властью, и поэтому не является художественным стилем. Чудовищный парадокс соцреализма состоял в том, что художник переставал быть автором своего произведения, он выступал не от своего имени, а от имени большинства, коллектива "единомышленников" и всегда должен был отвечать за то, "чьи интересы он выражает". "Правилами игры" становилась маскировка собственных мыслей, социальная мимикрия, сделка с официальной идеологией. На другом полюсе - допустимые компромиссы, разрешенная вольность, некоторые уступки цензуры в обмен на услуги. Подобные двусмысленности легко отгадывались зрителем и даже создавали некоторую пикантность, остроту в деятельности отдельных "свободомыслящих реалистов".

Общая характеристика архитектуры XX века

История современной архитектуры Запада писалась параллельно с ее становлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были ее теоретиками - исследователями и комментаторами процессов ее развития. Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили методы строительства. Камень и дерево уступили место стали и железобетону, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам, Зародившиеся в конце ХЕХ в. идеи рационализма и конструктивизма (когда архитекторы ориентировались на физические свойства материалов и конструкций, и все это находило отражение в форме зданий) получили мощные стимулы и развились в новое направление - функционализм. Внешний облик "функциональной" постройки отражал не только ее конструкцию, но и внутреннюю планировку, которая определялась практическим назначением (функцией). Таким образом, если ранее все элементы сооружения подчинялись форме, то теперь здание могло приобрести форму в зависимости от назначения.

Признавая только утилитарность, то есть пользу и целесообразность, функционализм считал излишними декоративные мотивы, отвергал национальные традиции. Поэтому он получил название международный (интернациональный) стиль. Разумеется, наряду с новыми течениями всегда существовали и неоклассические, и такие, которые использовали традиции национальных школ. Но в любом случае очевидна центральная мысль зодчих XX в.: воздействуя на среду обитания человека, улучшая условия его жизни, архитектура может служить средством справедливого обустройства общества. "Архитектура или революция" - так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье.

Архитекторы

Вальтер Гропиус - создатель "Баухауза", провозгласивший идею воссоединения искусства, науки, техники и науки.

Людвиг ван дер Роэ -В 1927 г. возглавил Международную выставку в Штутгарте "Современное жилище*'. В ней участвовали В.Гропиус, Ле Корбюзье и др. архитекторы-функционалисты, признававшие утилитарность и отвергавшие декоративные мотивы и национальные мотивы. (Международный, интернациональный стиль)

Ле Корбюзье - живописец, дизайнер, публицист и теоретик, построивший много разнообразных зданий в разных концах света, сформулировавший знаменитые "пять пунктов" архитектуры, изобретший модулор и выступивший против им же самим провозглашенного лозунга: "Дом - это машина для жилья".

Фрэнк Ллойд Райт - архитектор, построивший не только виллу Кауфмана ("Дом над водопадами"), Музей Гуггенхейма и др., но и впервые применивший термин "юсония" для обозначения культуры американской демократии.

Оскар Нимейер - Виднейший бразильский зодчий; спроектировал центральную ось города Бразилия с правительственными и общественным и зданиям и. Лучшие из них - президентский дворец, Национальный конгресс и т.д., официальное открытие которого состоялось 21 апреля 1960 г.

К 1945 г. лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20-30 гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие. Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с международным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии. Главным направлением в архитектуре стало градостроительство, ведшееся согласно требованиям "Афинской хартии" Международного конгресса по современной архитектуре 1943 г. Смыслом этих требований было разграничение жилых, промышленных, и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах, а также поиск равновесия между городом и природной средой. Конец 60-х гг. - время переоценки всех ценностей в западной культуре. Новая концепция строительного искусства, ставшая в 70-90-х гг. господствующей, получила название постмодернизм. Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и чистотой стиля ради уюта и декоративности. Их здания и ансамбли - причудливое сочетание разнородных форм. Часто воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, а с игривой иронией.

Архитектура Советской России

В истории советской архитектуры можно выделить три основных этапа:

  1.  От начала 20-х до начала 1930-х гг.
  2.  От начала 1930-х до середины 1950-х гг.
  3.  1950-е-1990-е гг.

Первый этап характеризуется резким различием в архитектурных решениях, наличием «левого» крыла архитектурного фронта.

Основные сооружения: реконструкция Марсова поля (Ленинград) - архитекторы И. Фомин, Л. Руднев; Мавзолей Ленина (Москва) - архитектор А. Щусев; площадь Пролетарской Диктатуры и Пропилеи Смольного (Ленинград)- архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх; жилмассивы в Ленинграде, Москве; Дворец культуры имени Горького (Ленинград) - архитекторы А. Гегелло и Д. Кричевский; Дворец культуры имени Лихачева (Москва) - архитекторы братья Веснины; Драматический театр (Ростов-на-Дону) - архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх.

Характер архитектуры первого десятилетия советской власти отличался экономичностью в решении планов и композиций. Декорирующие элементы почти отсутствовали, ордера почти никогда и ни в какой форме не использовались. Крыши чаще всего маскировались парапетом или, будучи односкатными, имели наклон в противоположную от фасада сторону. Стены штукатурились. Проявляются конструктивистские тенденции, увлечение идеями Ле Корбюзье и Баухауза. В 1931 г. партией было принято постановление - программа больших градостроительных работ в Москве и других городах СССР.

Советский ампир, Советское барокко - ироничные названия, закрепившиеся за советской архитектурой сталинского периода 1930-1950-х гг., отражавшей имперские притязания Советского Союза в области идеологии, политики, искусства. Ампирной, по сути, была чудовищная идея возведения в самом центре Москвы на месте взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя гигантского небоскреба -Дворца Советов с огромной скульптурой Ленина "под облаками".

После Великой Отечественной войны в Москве с новой силой развернулось строительство зданий, выражающих идею "торжества победившего социализма". Было возведено семь высотных сооружений, в том числе новое здание Московского университета на Ленинских горах (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков), здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрейх, М. Минкус) и другие. Странные соединения американских небоскребов с элементами, пародирующими барокко и готику, перегруженные натуралистической скульптурой и ампирной орнаментикой, обернулись эстетической пародией. В стиле "советского ампир" были оформлены станции московского и ленинградского метрополитена, поражающие роскошью отделки, мозаичными панно, скульптурой, огромными бронзовыми светильниками и декоративными решетками, в которых эмблемы легионеров Древнего Рима перемешивались с пятиконечным и звездам и. Бросается в глаза и некоторое сходство, хотя и не полное, с фашистским искусством, выполнявшим аналогичные функции в Италии и Германии.

Основные направления живописи XX века

Основные направления в живописи XX века: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, метафизическая живопись, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм, соц-арт.

Фовизм (от франц. fauve - дикие) берет начало с Осеннего парижского салона 1905 г. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства в стремлении сделать видимыми для глаза то, что увидеть нельзя: чувства и настроения, которые возникают у художника. Сторонники фовизма - А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. ван Донген и другие -поставили перед собой цель не копировать, и «изобретать реальность», следуя своим внутренним желаниям. Они не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени. Главной для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения.

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) является, по-видимому, самым сложным и противоречивым направлением модернизма. Как течение в изобразительном искусстве он объединяет, прежде всего, художников, работавших в Германии в начале века. В 1905 г. возникает дрезденская группа «Мост», затем к немецким участникам присоединяются художники-иностранцы, среди которых были и русские художники. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства - характерные черты экспрессионизма. Картина для них была средством, с помощью которого они надеялись разрешить противоречия эпохи, создавая внутренне напряженные, взрывчатые формы. Идеи экспрессионистов оказали и до сих пор оказывают влияние на многих художников, особенно на тех мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливых явлений современного мира.

Началом кубизма можно считать появление картины П. Пикассо «Авиньонские девицы». Поль Сезанн как-то сказал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса», а появлением термина это течение обязано рецензии на выставку Ж. Брака. Кубисты исходили из убеждения, что художник должен не следовать видимой реальности, а творить новую. П. Пикассо — глава течения - говорил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Ж. Брак впервые выводит промышленно отпечатанный текст на полотно картины, затем на полотно стали помещать различные инородные материалы. Так картина превратилась в некий материальный объект, получивший название коллажа. Кубизм прошел в своем развитии несколько этапов: сезанновский, аналитический, синтетический, рокайльный. Основные представители: X. Грис, Ф. Леже, Р. Делоне и, конечно, П. Пикассо, Ж. Брак. Футуризм (от лат. futurum- будущее) заявил о себе серией манифестов, начало которому положил не художник, а итальянский поэт Т. Маринетти в 1909 г. «Манифестом итальянского футуризма»: главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость, бунт». Он объявил человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра - слабостями. Затем вышел «Манифест техники футуристической живописи», где прославили урбанистическую цивилизацию, индустриализацию и существенную черту своего времени - возросший темп, движение. Представители футуризма: У. Боччони, К.К. Балла, Дж. Балла, Л. Руссоло. В России приверженцами футуризма стали В. Маяковский и В. Хлебников.

Сюрреализм как школа в изобразительном искусстве возник в Париже в 1924 г, В мастерской А, Бретона, где собирались художники и писатели, был написан первый манифест сюрреалистов, за которым последовала первая сюрреалистическая газета "Сюрреалистическая революция". Те, кто присоединился к движению, в том числе М. Эрнст и А. Массой, придерживались того мнения, что традиционной западной культуре нечего больше предложить миру, и что необходим полный разрыв с этой культурой. Чтобы этого добиться, надо перерезать культурную пуповину, связывающую настоящее с прошлым, и искать новые идеи в мире подсознательного, в который пытались проникнуть Фрейд, Юнг и другие психологи. За несколько лет до этого дадаисты (от французского dada - конек, любимая тема) задались целью уничтожить искусство прошлого и создать новое, без традиций. Для того чтобы высвободить подсознательное, Бретон применил прием автоматического письма, фиксируя на бумаге первое, что приходило в голову, и совершенно пренебрегая автоцензурой. Художники, в свою очередь, взяли на вооружение прием автоматического рисунка; некоторые рисовали и писали в полумраке или создавали произведения из всевозможного хлама.

В первой выставке сюрреалистов в 1925 г. в Париже, приняли участие такие не похожие друг на друга мастера, как Дж. де Кирико, П. Клее, Ж. Арп, М. Эрнст, М. Рей, X. Миро и П. Пикассо. Разнообразие творческих манер сразу же показало, что в отличие от движения импрессионистов полувековой давности сюрреалисты представляют собой группу весьма эклектичную, без единого живописного стиля; объединяло всех этих художников лишь одно -стремление к подсознательному. Многие сюрреалисты являлись, впрочем, представителями интеллектуальной элиты, и их творчество, например, творчество В. Кандинского, X. Миро и И. Таити, было весьма эзотерическим; к тому же социальная сторона сюрреализма их интересовала мало. Среди абстракций раннего сюрреализма особняком стоит творчество Дж. Кирико, итальянца, который с 1917 г., когда он вместе со своим другом К. Карра создал так называемую метафизическую живопись («Pittuia Metafisica»), писал картины, признанные впоследствии сюрреалистическими. В 30-е гг. некоторые сюрреалисты последовали его примеру и начали изображать на своих полотнах бытовые предметы, хотя предметы эти иногда и искажались или же помещались в непривычные условия. Наиболее видным мастерами такой разновидности сюрреализма явились П. Дельво, С. Дали и Р. Магритт. Визуальная доступность их творчества - нередко, впрочем, лишь видимая - позволила сюрреализму посредством моды, коммерческого искусства и средств массовой информации получить более широкий доступ к зрителю и приобрести мировое признание, то есть воплотить тем самым мечты А. Бретона в жизнь.

Модернизм в литературе XX века

Литература первой половины XX в. (1910-1940-е гг.)

Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм

Термин "модернизм" используют для обозначения новых явлений в искусстве XX в., а тем самым - и в литературе как одном из его видов.

В период 1910-1920-х гг. модернизм формируется в художестве иную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения - экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. В произведениях модернистов - писателей, художников, музыкантов, скульпторов - выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен. Происходит поиск новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего "я", психологии своих современников. Они обращаются к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в "потоке сознания". Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов передачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модернизма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох - Шекспира, Гете, Стендаля, Толстого. В модернизме XX в. внимание к внутреннему миру, к самовыражению авторского "я" обостряется.

"Отцами модернизма" являются: в английской и ирландской литературе -Дж. Джойс, В. Вульф, Т. Стернз Элиот; во французской литературе ~ М. Пруст, А. Жид, П. Валери, А. Камю, Ж.-П. Сартр; в немецкоязычной литературе — Ф. Кафка, Г. Гейм, Г. Тракль.

Литература второй половины XX в. (1950-1990 гг.)

После второй мировой войны и победы над фашизмом литературный процесс вступает в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов.

На сцену выдвигается литература стран "третьего мира". Необыкновенно возрастает значение литературы Латинской Америки.

Английскую литературу представляют писатели старшего поколения Грин, Сноу, И. Во; "сердитые молодые писатели" Осборн, Силлитоу, С. Чаплин, Болт; Голдинг и его философско-аллегорические романы-притчи; философско-психологические романы А. Мер док; и обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия свободы в творчестве Дж. Фаулза.

В американской литературе провозглашается культ свободы от социально-политических условностей в движении битников и молодежной "контркультуре" - манифест битничества "Вопль" Гинзбурга и роман Керуака "На дороге". В контексте контркультуры Сэлинджер передает обостренное ощущение разлада с окружающей жизнью. Появляются новые жанры: "новый журнализм" и документальные жанры.

В латиноамериканской литературе раскрывается тема судьбы, мифологема одиночества, проблема национального самосознания и философского осмысления истории. "Магический реализм" и "необарокко" в латиноамериканской литературе реализуется в творчестве Маркеса и Карпентьера. Борхес вводит коллаж, хеппенинг в структуру романа.

Выражением духа времени становится Постмодернизм как феномен второй половины XX в.: произведения Роб-Грийе, Фаулза, Кортасара, Борхеса, роман Умберто Эко "Имя Розы".

В контексте культуры XX в. ярко проявляется японская литература: Кавабата Ясунари как "выразитель сути японского мышления", экзистенциальные мотивы романов Кобо Абэ.




1.  Понятие значение и сведения из истории конституционного контроля 2
2. 3 10.00 14
3. культурная экономическая и хозяйственнобытовая коммуникативная гедонистическая62
4. Экономика в соответствии с их учебным планом
5. Отделочные материалы- линолеум
6. АЕ Ферсман и Кольский полуостров
7. .Ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Мопассан Ги Де Милый друг
8. Тема 4 Принципи функції і технологія управління 2 год
9. 2 ведущий Без сна ночей прошло немало Забот тревог не перечесть
10. Пояснительная записка по курсовой работе По предмету Гидравлика и гидропневмопривод СОДЕ
11. Написание гласных e и o дифтонгов и слоговых R L
12. Папайя
13. I Место проведения- кабинет функциональной диагностики
14. тема Подразделяется на мочеобразующую почки и мочевыводящие пути почечные чашечки лоханки мочеточни1
15. Варианты окладов в СБВ согласно штатного расписания
16. Тема 9. Рынок труда Задание 1 Реаль
17. Нормировочная карта для ленточной машины модели 1547 фирмы «Wirkbau» (Германия)
18. Реферат- Тверская область
19. Доклад- Сучасний вчитель як педагог та психолог
20. тематического факультета Суворовой Алены Александровны студентки 5 курса группы М081 математического ф