Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Петербургский имени В

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.5.2024

Государственное  образовательное  учреждение высшего

профессионального  образования “Российская таможенная академия”

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал  

Российской таможенной академии

______________________________________________________________

кафедра гуманитарных дисциплин

                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                            Заведующий кафедрой

                                                                                                     д.и.н., проф._____________

                                                                                                   (уч. степень, уч. звание)

                                                                                                    ____________В.Г.Качалова

                                                                                                           (подпись, инициалы, фамилия)

                                                                                                  «____»__________20___г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

на тему:  Теория политической власти и политических систем__________

__________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________политология____________________________

(наименование дисциплины)

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

Санкт-Петербург

2010

Введение

История убедительно доказывает неизбежность власти, потому что неизвестно человеческих обществ без какой-либо власти и принуждения. Однако не все одинаково оценивают этот факт с нравственной стороны. Нередко власть и принуждение воспринимаются как неизбежное зло. Власти противопоставляют свободу как благодетельное состояние.

Политическая жизнь, политическая власть функционирует и реализуется в определенных организационных рамках, через определенные институциональные, нормативные действия. Для обозначения и фиксации границ политической жизни общества вводится понятие политической системы. Она действует в связи с другими общественными системами: экономической, социальной, духовной.

В современных отечественных словарях по политологии государство определяется как организация политической власти и управления социальными процессами, как основной институт политической системы.

На уровне обыденного сознания понятие государства трактуется в следующих смыслах: 1) как организация крупной общественной группы и равнозначно таким понятиям, как страна, народ, Родина, Отечество; 2) как отношения политической власти - связи между властью и народом, между органами государства, между политическими партиями и государством. В этом смысле термин государство совпадает с такими понятиями как власть, управление, контроль; 3) как исключительно администрация, исполнительно-распорядительные органы и тождественно понятию правительство.

В мировой общественно-политической мысли во взглядах на государство преобладала этатистская линия. Под этатизмом понимается одна из форм политического сознания, когда государство рассматривается как высший и конечный результат общественно-политического развития: "Государство - это все! Все во имя государства!" – так коротко можно выразить суть этатизма. Этатистские идеи развивали в своих учениях Платон, Аристотель, Ж. Боден, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Р. Иеринг и многие другие. Н. Макиавелли (XVI в.) впервые развел понятия общество и государство, стал понимать государство как определенную политическую организацию общества. Он же по существу впервые в политической теории ввел в научный оборот сам термин «государство», обозначив его как «stato».

Немецкий философ Гегель рассматривал государство как более высокую ступень развития, чем гражданское общество. По мысли Гегеля, государство представляет собой сферу общих интересов. Объединяя индивидов и сословия, государство поднимается над обществом, примиряя все его противоречия.

Ни одну из предложенных теорий по генезису (происхождению) государства нельзя абсолютизировать, но почти в каждой из них присутствует рациональное зерно. Поэтому можно сделать общий вывод, что государство как институт власти возникло в результате очень длительной, сложной и противоречивой эволюции внутри человеческого общества. Эта организация подвергалась изменениям в связи с преобразованиями в общественных структурах и их потребностях, оставаясь при этом главным регулятором человеческого общежития.

Учебные вопросы

  1.  Понятие, структура и функции политической власти.
  2.  Структура, функции и типы политической системы. Типология политических режимов.
  3.  Государство и гражданское общество.

  1.  Понятие, структура и функции политической власти

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента — судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прийдя к выводу, что свобода возможна При любой форме правления, если в государстве господствует Право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном итоге стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие».

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти — «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...». «Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью». Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил. За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответcтвенностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа». Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо о разделении властей обладали значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Они были направлены против королевского абсолютизма и служили обоснованием компромисса буржуазии и дворянства.

Политическая власть: сущность и структура

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть — важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Подходы к определению власти

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления:

  1.  Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко, распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.
  2.  Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др. трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.
  3.  Подход системный. Он возник в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направлен-
    ных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т.е. распространенность на определенные системы.
  4.  Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, ископанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.
  5.  Подход реляционистский (от французского слова «relation» — отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, ВЛАСТЬ — это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

В структурном отношении основными компонентами власти являются:

  1.  Субъект.
  2.  Объект.
  3.  Ресурсы.

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта — приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.

Объект власти, в свою очередь, должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть — это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться, и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:

  1.  Экономические ресурсы — материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
  2.  Социальные ресурсы — способность изменения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.
  3.  Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.
  4.  Принудительные (силовые) ресурсы — оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы — высших ценностей.

Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению в современном обществе решающим ресурсом являются знания, а сила и богатство отходят на второй план и утрачивают свое влияние.

Специфическим ресурсом является сам человек — демографические ресурсы. Люди — универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение всю ос структуру, делает реальностью ее процесс, который происходи! по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечаюсь, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно — это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере Масти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.

Механизм осуществления политической власти

Процесс властвования упорядочивается и регулируется при Помощи специального механизма власти — системы организации и норм их устройства и деятельности.

Механизм власти имеет сложную и иерархичную структуру. Первичным субъектом власти, ее источником, является народ, реализующий часть властных функций непосредственно, а часть — делигируя официальному представителю (государству).

Применительно к обществу механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты, а также право. Законное право государства разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей, не может осуществляться из единого центра, единым властвующим субъектом. В силу этого объективно вытекает проблема разделения властей. Активными разработчиками ее были Локк и Монтескье. Впервые данный принцип официально был закреплен в конституции США, упоминание о нем встречается в актах Великой французской революции. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей, т.к. оно позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и противовесов». Данная система позволяет предотвращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т.п. Реализация разделения властей дает возможность гармонично соединять такие аспекты жизни общества, как власть и свобода, государство и личность, под углом зрения самоценности последней.

Разделение властей реализуется в 2-х плоскостях. Оно возможно по вертикали и по горизонтали:

По вертикали — это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной. Так, в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

По горизонтали — разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например между 3-мя ветвями власти, на законодательную, исполнительную и судебную.

В различных странах функции законодательной власти неодинаковы и по объему, и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы.  Носителем этой ветви власти выступает Парламент (2- или 1-палатный).

Исполнительная власть: в США ее главой является пpeзидент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства — монарх, а глава исполнительной власти — премьер министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.

Судебная власть — стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении и плетей, опирающимися на право судопроизводства.

Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.

                                 Функции и легитимность власти

Политическая власть — это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти — это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.

Критериями эффективности являются:

  1.  Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов.
  2.  Рациональность вертикального и горизонтального строения власти.
  3.  Действенный контроль за выполнением властных распоряжений.
  4.  Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).
  5.  Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.
  6.  Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

М. Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

Немецкий политолог М. Хеттих пишет о том, что легитимация — это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

Д. Истон главное условие легитимности видел в определенных социально-психологических отношениях, которые обеспечивают согласие с требованиями власти. Данный подход позволил выделить диффузную и специфическую легитимность. Первая представляет собой общую, фундаментальную поддержку идеям политической власти, независимо от результатов ее деятельности, вторая ситуативна, т.е. связана с определенной ситуацией и  ориентирована на результат, она, как правило, кратковременна.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Легитимация — процедура общественного признания какого-либо  действия, события, факта, лица, призванная обеспечивать политическое участие без принуждения.

Свойства поддержания легитимности власти:

1.   Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями.

2. Стремление использовать традиции при проведении политики в законодательстве.

3. Поддержание в обществе законности и правопорядка. Показателями легитимности являются:

1.   Уровень принуждения.

2. Наличие попыток свержения правительства.

3. Сила гражданского повиновения.

4.  Результаты выборов и референдумов.

5.  Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация — утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

Типы политического господства по Веберу

Концепция господства — является основной политической Социологии Макса Вебера. Как писал сам Вебер, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, Кто приказывает, и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, Что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает три тина господства:

  1.  Легальное.
  2.  Традиционное.
  3.  Харизматическое.

Таблица

Легальное господство

Традиционное господство

Харизматическое господство

Нормы и

правила, лежащие в основе

Рационально разработанные правила

Патриархальные или сословные нормы

-

Глава системы (тип господина)

Избранное должностное лицо или орган

Монарх или религиозный советник

Пророк Военачальник Демагог Лидер

Источник авторитета

Делигирован на основе принципа большинства

Традиция или передача по наследству

Эмоциональное доверие свиты к лидеру

Форма легитимности системы

Целерациональная вера предписанной системе норм

Вера в порядок вещей

Вера в качества и харизму политического лидера

Доминирующий тип социального

поведения

Инструментальное или иное социальное поведение

Традиционное социальное поведение

Эмоциональное социальное поведение

Легальное господство — основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые, и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Таким образом, принцип лежащий в основе легального господства,— это правовое начато. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, с оговоркой, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным. Легальный тип государства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует формально-рациональной   структуре   рыночной   экономики.

Правление бюрократии — это господство посредством знания, и в этом заключается его специфический характер.

Традиционное господство — этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но и даже в священность существующих порядков и властей.  Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство, которое предшествовало современному буржуазному. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Основные обычаи и нормы рассматриваются как нерушимые, неповиновение им ведет к санкциям. Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. Именно личная Мерность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице.

Харизматическое господство. Понятие харизмы (греч. — божественный дар), особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качества не столько приобретенное, сколько дарованные человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимною господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Он возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Однако следуем отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят легальному господству как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю.

  1.  Структура, функции и типы политической системы

Политическая жизнь, политическая власть функционирует и реализуется в определенных организационных рамках, через определенные институциональные, нормативные действия. Для обозначения и фиксации границ политической жизни общества вводится понятие политической системы. Она действует в связи с другими общественными системами: экономической, социальной, духовной.

«Классическая» марксистская трактовка политической системы предполагает, что она, как и государство, и право и другие политические явления, институты и учреждения, представляет собой объективное явление. Она неразрывно связана с классовым обществом. Она формируется вместе с ним и видоизменяется вследствие классовых противоречий. По мере развития классового общества и превращения его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. Разумеется, на протяжении всей истории своего существования и функционирования политическая система общества неизменно выражает и защищает интересы прежде всего господствующего класса, а в социалистическом обществе должна выражать и защищать волю и интересы всего народа.

В современной науке нет единого определения политической системы. Ее понимают как:

  1.  систему взаимодействия и интеграции;
  2.  комплекс идей;
  3.  механизм осуществления власти;
  4.  механизм, преобразовывающий идущие от общества импульсы в соответствующие политические решения.

Последний подход характерен для американского политолога Д.Истона, который собственно и ввел данное понятие в научный оборот. Д.Истон уподоблял политическую систему кибернетической машине. По модели Истона «ввод» информации в «политическую машину» осуществляется в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде (обществе), так и внутри самой системы. Независимо от места происхождения, требования питают систему, становятся ее частью и должны учитываться в соответствующих структурах. «Выход информации», как результат функционирования политической системы, осуществляется в форме решений и политических действий.

Эти решения оказывают воздействие на окружающую среду. В случае если они соответствуют ожиданиям и требованиям достаточно многочисленных групп и слоев населения, это может усиливать поддержку системы или порождать ее. В системе усилятся стабилизационные процессы.

Если же принятое решение не соответствует ожиданиям, возникают негативные последствия, которые могут породить новые требования, вызвать реакцию отторжения правящих структур или всей системы в целом, что, в свою очередь, приводит к дестабилизации общества.

Модель Д.Истона достаточно популярна, хотя и не лишена недостатков: она слишком тесно «завязывает» политическую систему с окружающей средой, принижает значение работы политических структур на перспективу.

Современные политические системы – сложные политические образования, имеющие свою структуру, свои связи, свои закономерности, свои отношения, свои функции, свои особенности. К числу последних относятся следующие:

  1.  Верховенство политической системы относительно других, т.е. принимаемые в ней решения обязательны для всего общества;
  2.  Определенная детерменированность ее другими структурами общества (экономическими, социальными, духовно-ментальными);
  3.  Относительная самостоятельность. Как уже отмечалось, политическая система имеет свои функции, механизмы, структуру.

По структуре политической системы существуют различные мнения, так как вычленяются различные элементы и подсистемы. Предлагаем такую структуру политической системы:

  1.  Институциональная подсистема (политические институты).
  2.  Нормативно-регулятивная подсистема (право, мораль, традиции).
  3.  Функциональная подсистема (политическая деятельность, политический процесс).
  4.  Коммуникативная подсистема (политические отношения).
  5.  Идеологическая подсистема (политическое сознание, политическая психология, политическая идеология).

Каждая подсистема, в свою очередь, имеет особую структуру, форму внутренней организации, относительную автономность.

Все институты системы делятся на собственно политические – государство и политические партии, а также не собственно политические – профсоюзы, группы давления, общественные объединения, лоббистские организации, средства массовой информации, церковь, армия и т.п.

 Политические отношения – вся совокупность общественно политических отношений, складывающихся в процессе осуществления власти, как «по вертикали» (высшие/низшие органы власти),  так и «по горизонтали» (между политическими партиями, партиями и государством, социальными слоями, нациями и т.п.).

Таким образом, политическая система – это сложная, замкнутая система, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование, как единого организма.

Через это понятие политическая жизнь общества предстает как система поведения, политика понимается как целостность. Можно анализировать способы и формы взаимодействия политики с окружающей средой, выяснять способы поддержания равновесия, стабильности общества, сопоставлять, сравнивать с другими системами, изучать ее динамику и т.п.

Функции политической системы. Типология политических систем

По вопросу о функциях политической системы в обществе также нет единого мнения. Габриэль Алмонд (США), например, выделяет такие ее функции, как политическая социализация (отбор), оформление интересов (артикуляция), сосредоточение интересов (агрегирование), политическая коммуникация, введение правил (законотворчество), применение правил (исполнительная деятельность), оценка правил (судебная деятельность).

Д.Истон главную задачу политической системы видел во взаимодействии, посредством которого в обществе авторитарно распределяются ценности. Обобщая имеющиеся в литературе представления, назовем основные функции политической системы:

  1.  Определение целей и задач общества, выработка программ его развития.
  2.  Интеграция общества. В том числе по вопросу реализации целей и программ общественного развития.
  3.  Мобилизация ресурсов.
  4.  Распределение ресурсов.
  5.  Снятие общественных конфликтов.

Среди характеристик политической системы важнейшими являются показатели способности системы: экстрактивная (извлекать ресурсы из окружающей среды), регулятивная, дистрибутивная (распределение ценностей), респонсивная (ответ на вызов среды), символизирующая. А критериями ее эффективности выступают устойчивость (продолжительность существования), адаптивность (способность адекватно реагировать на внешние изменения), продуктивность (способность решать проблемы), эффективность (поддержка граждан). Выражаясь более просто, эффективна та система, которая выполняет свои функции, способна сохранять свою целостность, находит приемлемые формы взаимоотношений с обществом.

Типология политических систем очень разнообразна. По политическому режиму различают тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы. Существуют такие классификации систем, как традиционные и модернизированные, закрытые и открытые системы. Осуществляется типология систем по национально-государственному признаку (политическая система США, Франции, России); по господствующей идеологии (фашистская, либеральная, коммунистическая).  

Политические системы современности так же делят на командные, соревновательные и социопримирительные. Основным индикатором командной системы выступает командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение. Главный показатель соревновательной – политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Социопримирительная система характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса.

Естественно, что последняя типология, как и все другие, весьма условна. Как правило, многие политические системы содержат в себе элементы и характеристики других систем, что и обогащает палитру политической жизни.

Типология политических режимов

При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.

Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим — это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

В современном мире можно говорить о 140—160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  1.  по тому, в чьих руках находится власть;
  2.  по тому, как эта власть используется.

Одна из достаточно простых, широко распространенных классификаций политических режимов, основанная на этих критериях и широко применяемая сегодня, — деление их на демократические и антидемократические.

Демократические режимы

Демократия (от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

  1.  Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
  2.  Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.
  3.  Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  4.  Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

Тоталитаризм как исторический и политический феномен

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира.

При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки:

  1.  тотальный государственный контроль над обществом;
  2.  всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
  3.  система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  4.  политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
  5.  господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
  6.  идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
  7.  унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
  8.  ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
  9.  ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Фашизм — право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов.

Авторитарный политический режим

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарному политическому режиму присущи следующие черты:

  1.  Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
  2.  Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
  3.  Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
  4.  Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  5.  Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии — уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

Каковы же условия возникновения режима авторитарной власти?

  1.  Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.
  2.  С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.
  3.  В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.
  4.  В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы — армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование — более или менее успешное — исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.
  5.  Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определенной политической группировкой.

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.

России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.

  1.  Государство как политический институт

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин «государство» отождествляется со страной или обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т.е. аппарат управления обществом; 2) как особый вид политико-правовой организации власти общества. В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Существует несколько концепций происхождения государства:

  1.  Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.
  2.  Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями — как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя «царь-батюшка», «отец народа».
  3.  Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.
  4.  Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.
  5.  Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.
  6.  Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации.

Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях.

Ирригационная теория связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.

Как показывают исследования историков и этнографов, не существует одной причины возникновения государства. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда класть вождей обосабливается от общества. На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, рост численности и плотности населения, завоевание одних народов другими, потребности обороны, переход к оседлому образу жизни, общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности, потребности организации ирригационных работ.

Признаки и сущность государства

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).

  1.  Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации — специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.
  2.  Наличие территории. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.
  3.  Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.
  4.  Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т.д.), а так же органы — армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
  5.  Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
  6.  Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.

7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Сущность государства — главное, что обуславливает объективную необходимость существования государства, а также ГО, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство, — классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором «общих дел», т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. «Снятие» функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.

Функции государства

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.

К внутренним относятся следующие:

  1.  экономическая — защита существующего способа производства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование «естественных монополий» (связь, энергетика). Вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практики. С одной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику (СССР). С другой — полностью свободный рынок несет в себе момент стихийности. Современное государство должно использовать экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования экономических процессов;
  2.  социальная — удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.). Государство через эту функцию корректирует негативные социальные последствия реформ, связанных с переходом к рынку;
  3.  правовая — обеспечение законности и правопорядка;
  4.  политическая — обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;
  5.  образовательная и культурно-воспитательная — эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения;
  6.  экологическая — охрана природной среды.

К внешним функциям относят следующие: защиту интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.

Для осуществления указанных функций государство использует определенные средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства. Все рассмотренные в лекции «Политическая власть» ресурсы могут быть использованы государством, но к исключительной МОНОПОЛИИ государства относится использование законов, других юридических норм и силовых ресурсов.

Структура и формы государства

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти: законодательную власть (парламент), которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США — Конгресс, в Финляндии — Сейм, в России — Федеральное Собрание), исполнительную власть, обеспечивающую исполнение законов и осуществляющую повседневное управление страной (в России — это Правительство Российской Федерации), судебную власть, призванную осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).

Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государства. Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима (характеристика режимов рассматривается в отдельной лекции).

Форма правления государства — это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.

Монархия (с греч. monarhia — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. На современном этапе существуют государства с такими разновидностями монархической формы правления, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко).

При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.

Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:

а) власть монарха ограничивается конституцией, утвер-
ждаемой парламентом, монарх не вправе изменять конститу-
цию, а его власть номинальна, символична;

б) правительство формируется парламентом из представи-
телей определенных партий, получивших большинство голосов
на выборах в парламент;

в) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутат-
ских мест, становится главой правительства (премьер-министр —
наиболее значимое лицо в политической жизни);

г) правительство отвечает перед парламентом, а не перед
монархом.

В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это — определенный символ нации, в котором актуализируется историческая память народа.

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность.

Республика (от лат. res publica — общественное дело) форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В современных государствах преобладают две разновидности республиканской формы правления: парламентская (Германия, Италия, Индия) и президентская республика (США, Аргентина, Мексика).

Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент — сильный парламент. Президент, так же как монарх, является формальным главой государства, фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Так как парламент назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может его отозвать, то выходит, что он занимает главное место и системе государственных органов и соответственно играет Ведущую роль в политической жизни общества. С другой стороны, президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента (например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр).

Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент — сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде Стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). В руках президента сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты (вето — запрет, накладываемый одним органом власти па решения другого, в данном случае — это право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение). Право вето носит относительный характер: парламент должен повторно проголосовать за отвергнутый закон. Чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент — право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения к ответственности.

В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва) сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные «чистые» формы. Их называют полупрезидентскими или смешанными. Президент, являясь главой государства, в то же время влияет на формирование правительства и назначения на ключевые посты. Хотя, как и в парламентской форме, существует премьер-министр, президент обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Правительство несет двойную ответственность — перед президентом и парламентом.

Форму правления, сложившуюся в современной России, современные политологи оценивают как смешанную, указывая на роль президента в формировании правительства и его влияние на принятие решений правительства, на право роспуска нижней палаты парламента — Государственной Думы (последнее полномочие в президентской республике у главы государства отсутствует). Ряд ученых говорят о России как суперпрезидентской республике, ссылаясь на объем полномочий, предоставленных президенту, и на сложность объявления процедуры импичмента.

Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.

Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное (от лат. unitas — единство) государство (Болгария, Венгрия, Великобритания) предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства. Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализаванньт-ми (Испания, Франция). Последняя форма предполагает большую автономность крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительство.

Федерация (от лат. federatio — союз, объединение) - это  сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.) Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось «снизу» «вверх» через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство Федеральные конституции (в более редких случаях — договор) устанавливают степень самостоятельности ее субъектов. Отношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая — субъектов федерации, третья — в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза.

Федерация формируется по территориальному (административному) принципу (США, Германия, Бразилия), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия) либо на сочетании двух основ (Россия, Пакистан). История ПОказала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная) федерация. Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Сложное и. подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (область, край).

Ряд ученых выделяет симметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов,  вторая — предполагает в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму) предоставление 01 дельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере международной деятельности и др. К подобным государствам относят Бельгию, Испанию, Россию, Индию, Пакистан, Малайзию.

Конфедерации — союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, гражданство и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в XVIII в., Швейцария в XIII в., Германия в XIX в.), либо распадается.

Правовое  государство

Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства. Остановимся на основных принципах правового государства:

  1.  Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
  2.  Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
  3.  Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», а для власти: «все, что не разрешено власти, ей запрещено».
  4.  Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пронизаны морально-этическими обязательствами.
  5.  Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине XX в. в странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством [6, с. 204]. Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса и солидарности в обществе. Такое государство сглаживает имущественное и другое социальное неравенство, помогает низкодоходным группам, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования. Это проявляется в реализации разнообразных программ государства, направленных на развитие сферы образования, здравоохранения (в различных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования); помощи пенсионерам и другим социально уязвимым группам; в создании новых рабочих мест; в развитии системы переобучения безработных, трудоустройства молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на «достойную жизнь», право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале — примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей. Реализация этих прав находится в непосредственной зависимости от уровня экономического развития страны, от перераспределительной политики государства, когда с помощью налогов часть доходов богатых слоев населения перераспределяется в пользу бедных.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ. Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге тормозит экономическое развитие. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной
поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

Структура и пути формирования гражданского общества

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии «гражданское общество» отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни — сфера частногражданской жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество — это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей — отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Важным условием существования гражданского общества является наличие правового механизма, который ограждает его от прямого вмешательства со стороны государства.

Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным применить эпитет «гражданское» к догосударственному обществу (такой подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе), другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство, третьи связывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразованием характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами.

Существуют разные подходы относительно структурных составляющих гражданского общества.

1. Наиболее распространен подход, отождествляющий гражданское общество с внегосударственной сферой. В этом случае структура гражданского общества будет включать в себя, во-первых, — экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями; во-вторых, — социальные институты: негосударственные предприятия, акционерные общества, семью, церковь, негосударственные СМИ, институты культуры и образования, партии, органы местного общественного самоуправления.

  1.  Из структуры гражданского общества исключатся экономическая сфера.
  2.  За границу гражданского общества выносятся политические движения и партии, органы общественного самоуправления, которые объединяются в особую сферу — «политическое общество». Последнее трактуется как посредник между гражданским обществом и государством.

Формирование гражданского общества тесно связано с развитием правового государства. Важнейшими предпосылками о ого взаимосвязанного процесса являются многоукладная рыночная экономика (основа независимости граждан от государства); равноправие различных социальных классов и слоев; реальные гарантии прав и свобод; соблюдение гражданами законов; ориентация органов государственной власти на соблюдение конституции. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны «отфильтровать» интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов.

Основные понятия: государство, форма правления, монархия, абсолютная монархия, дуалистическая монархия, республика, президентская республика, парламентская республика, импичмент, вето, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, правовое государство, социальное государство, гражданское общество, политическое общество.

Гражданское общество — понятие, структура, функции

Понятие «гражданское общество» — одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Гражданское общество — это вся сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Среди политологов лишь Т. Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. Этот подход не совсем правильный, т.к. понятие «гражданское общество» — шире понятия «правового государства». В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства:

  1.  Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.
  2.  Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.
  3.  Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества — личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов, и наоборот.

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции — все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.

В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера — это экономические отношения и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства.

Политико-правовая сфера — это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. А также законообеспеченность населения.

Духовная сфера — это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений.

Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования Гражданского общества:

  1.  Экономические — это собственность. Они предполагают, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.
  2.  Политико-правовые — это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.
  3.  Культурные — повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания.
  4.  Социальные — это наличие класса среднего собственника.

Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий являются пренебрежительное отношение граждан к законам, а также доминанта государственного начала над личностным.

Заключение

Почему в качестве верховной власти выдвигается то монархия, то аристократия, то демократия? Л.А.Тихомиров полагает, что форма власти обуславливается нравственно-психологическими состояниями нации, которые меняются. Т.е. в той или иной форме власти выражается дух народа, его верования, его идеалы, то, что он внутренне сознает как высший принцип. Этот высший принцип и создает верховную власть, и эта власть ограничивается только содержанием собственного идеала. Здесь появляется факт, который Блунчи называет идеократией. Всякая верховная власть идеократична, потому что находится под властью своего идеала. Пока она совпадает с ним, она неоспорима, как только выходит из подчинения ему – становится узурпацией – тиранией, олигархией или охлократией. Невозможно точно сформулировать пределы, определяющие нравственную законность или незаконность верховной власти. Это всегда чувствуется нацией, которая то подчиняется правде, выражаемой властью, то возмущается протии узурпации.

Эта связь идеала и формы верховной власти может быть вполне точно определена. В этих формах выражается то, какой именно силе нация, по своему нравственному состоянию, доверяет. Демократия выражает доверие к силе количественной. Аристократия – доверие к авторитету, проверенному опытом, т.е. к разумности силы. Монархи выражает доверие к силе нравственной.

Если в обществе не существует достаточно определенной веры, охватывающей все стороны жизни в подчинении одному идеалу, то связующей силой общества является численная сила, которая создает возможность подчинения людей власти даже в тех случаях, когда у них нет внутренней готовности к этому. Это первый, элементарный фазис чувства дисциплины: «Куда мир – туда и мы», «Мир велик человек», «Мы от мира не отметчики». Американские политологи описывали точно такое же состояние духа в США.

Если в народе имеется вера в существование разумного закона, то проявляется господство аристократии – «лучших» людей, которые могут эту разумный закон указать.

Если для всех очевиден нравственный идеал, если для подчинения ему не нужна физическая сила (как в демократии) и не нужно его толкование и разъяснение (как в аристократии), то появляется монархия, поскольку выражать идеал лучше всего может только отдельная личность, как существо нравственно разумное, и эта личность должна быть только поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний.

В современной науке нет единого определения политической системы. Ее понимают как:

  1.  систему взаимодействия и интеграции;
  2.  комплекс идей;
  3.  механизм осуществления власти;
  4.  механизм, преобразовывающий идущие от общества импульсы в соответствующие политические решения.

Последний подход характерен для американского политолога Д. Истона, который собственно и ввел данное понятие в научный оборот. Д. Истон уподоблял политическую систему кибернетической машине. По модели Истона «ввод» информации в «политическую машину» осуществляется в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде (обществе), так и внутри самой системы. Независимо от места происхождения, требования питают систему, становятся ее частью и должны учитываться в соответствующих структурах. «Выход информации», как результат функционирования политической системы, осуществляется в форме решений и политических действий.

Эти решения оказывают воздействие на окружающую среду. В случае если они соответствуют ожиданиям и требованиям достаточно многочисленных групп и слоев населения, это может усиливать поддержку системы или порождать ее. В системе усилятся стабилизационные процессы.

Если же принятое решение не соответствует ожиданиям, возникают негативные последствия, которые могут породить новые требования, вызвать реакцию отторжения правящих структур или всей системы в целом, что, в свою очередь, приводит к дестабилизации общества.

Модель Д. Истона достаточно популярна, хотя и не лишена недостатков: она слишком тесно «завязывает» политическую систему с окружающей средой, принижает значение работы политических структур на перспективу.

Современные политические системы – сложные политические образования, имеющие свою структуру, свои связи, свои закономерности, свои отношения, свои функции, свои особенности. К числу последних относятся следующие:

  1.  Верховенство политической системы относительно других, т.е. принимаемые в ней решения обязательны для всего общества;
  2.  Определенная детерменированность ее другими структурами общества (экономическими, социальными, духовно-ментальными);
  3.  Относительная самостоятельность. Как уже отмечалось, политическая система имеет свои функции, механизмы, структуру.

По структуре политической системы существуют различные мнения, так как вычленяются различные элементы и подсистемы. Предлагаем такую структуру политической системы:

  1.  Институциональная подсистема (политические институты).
  2.  Нормативно-регулятивная подсистема (право, мораль, традиции).
  3.  Функциональная подсистема (политическая деятельность, политический процесс).
  4.  Коммуникативная подсистема (политические отношения).
  5.  Идеологическая подсистема (политическое сознание, политическая психология, политическая идеология).

Каждая подсистема, в свою очередь, имеет особую структуру, форму внутренней организации, относительную автономность.

Все институты системы делятся на собственно политические – государство и политические партии, а также не собственно политические – профсоюзы, группы давления, общественные объединения, лоббистские организации, средства массовой информации, церковь, армия и т.п.

Типология политических систем очень разнообразна. По политическому режиму различают тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы. Существуют такие классификации систем, как традиционные и модернизированные, закрытые и открытые системы. Осуществляется типология систем по национально-государственному признаку (политическая система США, Франции, России); по господствующей идеологии (фашистская, либеральная, коммунистическая).  

Политические системы современности так же делят на командные, соревновательные и социопримирительные. Основным индикатором командной системы выступает командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение. Главный показатель соревновательной – политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Социопримирительная система характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса.

Естественно, что последняя типология, как и все другие, весьма условна. Как правило, многие политические системы содержат в себе элементы и характеристики других систем, что и обогащает палитру политической жизни.

В качестве основного института политической системы государство:

  1.  олицетворяет, обладает и осуществляет власть на всей своей территории и над проживающими на ней людьми;
  2.  выполняет основной объем работы по управлению обществом;
  3.  распоряжается всеми видами ресурсов;
  4.  устанавливает налоги;
  5.  представляет собой субъект международного права.

Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________

(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)

Профессор

кафедры гуманитарных дисциплин    ______________                 Т.В.Мусиенко

                                                                                           (подпись)




1. Налоги следует отличать от сборов пошлин взимание которых носит не безвозмездный характер а является ус
2. Лабораторная работа 1
3. Лабораторная работа 3 Определение критической скорости вращающегося вала Цель работы- определить теор
4. Реферат- Леон Брюнсвик
5. koobru В
6. Статья- Социология правосудия- вопросы методологии и предвидения
7. Девятнадцатый билет базы колонн типы и конструктивные особенности баз колонн
8. Франция 1812 год Игра настольная
9. Название город
10. Методические рекомендации для практических занятий Тема- Нарушения обмена хромопротеидов
11. по теме Общие правила сбора биологического материала для лабораторных исследований
12. Трудовые ресурсы и пути улучшения их использования
13. История завода
14. тема которая выпускает доллары на самом деле не подчиняется правительству США
15. це сфера діяльності що допомагає людству орієнтуватися на будьякій території наочно передає вигляд певно
16. Жизнь и творчество Максима Горького
17. Особенность пoлитико-географического пoлoжeния Грузии
18. Понятие и цели наказания
19. Р 8км 30м
20. Реферат- Трудовой кодекс башкортостана