Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
Творчество Бернара Шоу (1856 - 1950) выдающегося английского драматурга, одного из основателей реалистической драмы ХХ в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста - пользуется заслуженной известностью и до сих пор вызывает всеобщий интерес. Бернар Шоу вывел английскую драму конца XIX в. из тупика, созданного «коммерческими театрами» и развлекательными или сентиментальными пьесами, он открыл перед ней широкий путь социальной и проблемной драматургии. Еще до начала первой мировой войны английская буржуазная интеллигенция перестала идеализировать свой мир и его духовные ценности и утратила тот оптимизм, с которым она некогда выступала в XIX веке. Уже первое десятилетие ХХ века ознаменовано появлением в Англии ряда драматургов, стремившихся говорить правду о социальной жизни страны, о бесправии рабочего класса, о неравенстве женщин, о ненормальных семейных отношениях. Все они, так или иначе связаны с Бернаром Шоу, вдохновлены его примером.
Бернард Шоу родился в Ирландии в 1856 году. Огромную, разветвленную семью Шоу в Дублине все знали. Среди них было много священников и торговцев, был один баронет. Отец писателя Джордж Карр Шоу неумело занимался хлебной торговлей и сильно пил. Мать Шоу, Люсинда Элизабет Герли, выйдя замуж, приобрела, по словам сына, троих детей, бедность и пьяницу-мужа. Воспитанием детей миссис Шоу совершенно не занималась. Дети питались на кухне спитым чаем и недожаренным картофелем. В этих условиях детство Шоу не могло быть счастливым. В 1869 году родители Шоу поместили мальчика в Дублинскую центральную образцовую мужскую школу, в которой учились дети мелкой буржуазии ремесленников и лавочников. После этого Шоу переменил за 4 года 4 школы, оставившие у него самые тяжелые впечатления. В своих воспоминаниях он так рассказывает о школьных годах: « В школе я не выучил ничего и забыл многое…». В 1871 году пятнадцатилетний Шоу покинул школу и начал работать клерком. Бедность не позволила ему получить дальнейшее образование. Пять лет Шоу проработал клерком в земельной конторе. Он ненавидел свою службу он любил только искусство и мечтал посвятить ему свою жизнь, хотя еще и не знал наверное, будет ли это живопись, литература или музыка. Этот период своей жизни Шоу вспоминал с отвращением. Он чувствовал себя очень одиноким, вопиющие социальные контрасты большого города бросались в глаза и заставляли его страдать. В 1876 году Шоу покинул Дублин. Он выехал в Лондон, чтобы проститься с умирающей от чахотки сестрой Агнес, но больше уже не вернулся на родину. Молодой эмигрант, ставший знаменитым английским писателем, не видел потом своей родины 30 лет. В конце 70-х годов Шоу окончательно избрал нелегкую дорогу писателя. Он зарабатывал гроши в телефонной компании, плохо питался и вынужден был принимать материальную помощь от своей матери; в это время он писал роман за романом и безуспешно посылал их в издательства. Шоу работал над своими романами упорно и планомерно, а затем предлагал свои произведения всем существующим английским издательствам. Он впоследствии вспоминал, что ему отказали 60 издательств. Роман «Необщительный социалист» был напечатан в небольшом журнале «Ту-дей» в 1884 году. Потом последовало несколько других публикаций. Однако публикация романов, которой он так долго добивался, не принесла Шоу никакой материальной помощи. Романы не принесли Шоу громкой славы они прошли почти незамеченными, хотя, несомненно, и обладали рядом достоинств. В 80-е годы перед Шоу окончательно открылась дорога публициста. В 1885 году он стал литературным рецензентом «Пэлл Мэлл газет», а в конце 80-х годов музыкальным критиком в газете «Стар». Блестящие, оригинальные по мысли и парадоксальные по форме статьи привлекали всеобщее внимание.
В 1885 году Шоу делает наброски своей первой пьесы «Дома вдовца», которая увидела свет рампы лишь в 1892 году. Пьеса была задумана под влиянием Вагнера и должна была повторять в современных условиях сюжет «Золотого Рейна». Но в процессе работы замысел был оставлен. Жизнь властно вторглась в надуманную схему, сломала искусственный сюжет, заменила модернизированных вагнеровских героев живыми людьми буржуазными дельцами и их приживальщиками. Так на смену тщательно задуманным и тщательно написанным, но незрелым юношеским романам пришла, наконец, эта первая драма, отмеченная печатью творческой зрелости. Недаром ее первая постановка на сцене «Независимого театра» в декабре 1892 года прошла в бурной, накаленной обстановке, всегда знаменующей рождение прогрессивной драмы. «В «Домах вдовца» я показал, что респектабельность буржуазии и утонченность младших сыновей знати питается нищетой трущоб, как муха питается гнилью», - пишет Шоу в предисловии.
Молодой ученый, аристократ Трэнч, влюбляется в капризную, надменную Бланш, дочь владельца трущоб богача Сарториуса. Он с отвращением убеждается, что состояние его будущего тестя составлено из жалких грошей бедняков, населяющих непригодные для жилья трущобы. Но «Дома вдовца» - пьеса без положительного героя. Тренч, который по первоначальному замыслу должен был стать антагонистом Саториуса, не становится им. Он сначала питает некоторую иллюзию самостоятельности и даже наивно предлагает Бланш существование на его собственные «честные» доходы. Но вскоре он убеждается, что это «честные» доходы имеют тот же самый источник: трущобы Саториуса построены на земле тетки Тренча, и его земельная рента вытягивается из тех же самых бедняков, обитателей трущоб. «Похоже, что мы все тут - одна шайка!» - восклицает Тренч. Он быстро капитулирует, женится на Бланш и заключает с Саториусом выгодную сделку.
Может быть, наиболее интересный и оригинальный образ пьесы Бланш Саториус; недаром громы и молнии реакционной критики обрушились на Шоу именно из-за нее. Это полная противоположность традиционной кроткой и нежной героине. Бланш натура эгоистическая, способная приходить в дикую ярость, склонная одновременно и к примитивной страсти, и к холодной расчетливости, но в конце концов готовая пожертвовать любой страстью ради денег и комфорта. Чувственность и грубость, характерные для Бланш, вызывали ужас современников. О Шоу родилась легенда как о женоненавистнике.
Первая попытка создания положительного героя была сделана Шоу в «Профессии г-жи Уоррен» (1894) в образе Виви Уорен. В этой пьесе ощущается возросшее мастерство, конфликт в ней приобретает глубокий, трагический характер.
Молодая девушка Виви, только что окончившая колледж, делает страшное открытие: она узнает, что ее мать содержательница публичных домов. Удар за ударом обрушивается на Виви. Она убеждается, что мать ни за что не бросит своего позорного занятия, хотя уже скопила громадное состояние; узнает, что старый компаньон матери, капиталист и баронет Крофтс, нагло претендует на брак с Виви; что сын пастора Фрэнк, которого она любит, является, возможно, ее братом. И, что самое страшное, перед Виви открывается мир гнусных буржуазных отношений, в котором наиболее грязные профессии пользуются особенным успехом. Виви находит в себе силы отвергнуть грязные деньги матери и заняться честным самостоятельным трудом. В пьесе сказалось отвращение Шоу к мелодраматическим эффектам и трагическим развязкам. Концовка пьесы кажется даже довольно обыденной: молодая девушка, порвавшая с матерью и своей средой, одиноко сидит в конторе над расчетными книгами.
«Профессия г-жи Уоррен» подверглась гонениям буржуазной критики, прессы и цензуры. В Англии долго запрещали ее постановку. Возмущение буржуазии «непристойной, безнравственной пьесой» объяснялось вовсе не ее безнравственностью, а ее социальной остротой. Шоу сумел показать, что основой всевозможных уродств и преступлений в буржуазном мире является капиталистическая экономика. Именно она делает наиболее выгодными самые отвратительные профессии.
«Дома вдовца», «Профессию г-жи Уоррен» и третью пьесу «Волокита» (1893) Шоу объединил в цикл, который он назвал «Неприятными пьесами». Это были годы, когда Шоу искал отклика на обуревавшую его ненависть к капитализму всюду в «Капитале» Маркса, в пьесах Ибсена, в операх Вагнера, в стихах Блэйка и Шелли. Не удивительно, что «Неприятные пьесы», написанные в таком настроении и с такими мыслями, отличаются беспощадным реализмом и навсегда останутся одной из вершин английской драматургии.