Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лабораторная работа 1 Введение в операционную систему Linux Цель работы- получение практических навыко

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Лабораторная работа № 1

Введение в операционную систему Linux 

Цель работы: получение практических навыков работы в операционной системе Linux, регистрация в системе, определение пользователей системы и владельцев файлов, перенаправление потоков, изучение программных каналов, командного языка системы, справочных команд, рабочей среды KDE, программы Konqueror.

Теоретическая часть

Работу ОС LINUX можно представить в виде функционирования множества взаимосвязанных процессов. При загрузке системы сначала запускается ядро (процесс 0), которое в свою очередь запускает командный интерпретатор shell (процесс 1).

Взаимодействие пользователя с системой LINUX происходит в интерактивном режиме посредством командного языка. Оболочка операционной системы – shell - интерпретирует вводимые команды, запускает соответствующие программы (процессы), формирует и выводит ответные сообщения.

Важной составной частью LINUX является файловая система. Она имеет иерархическую структуру, образующую дерево каталогов и файлов. Корневой каталог обозначается символом "/", путь по дереву каталогов состоит из имен каталогов, разделенных символом "/", например: /usr/include/sys

В каждый момент времени с любым пользователем связан текущий каталог, то есть местоположение пользователя в иерархической файловой системе.

Каждый файл ОС LINUX может быть однозначно определен некоторой структурой данных, называемой описателем файла (дескриптором). Он содержит всю информацию о файле: тип файла, режим доступа, идентификатор владельца, размер, адрес файла, даты последнего доступа и последней модификации, дату создания и пр.

Обращение к файлу происходит по имени. В качестве символов следует использовать цифры, буквы латинского алфавита и символ ‘_’. Локальное имя файла хранится в соответствующем каталоге. Путь к файлу от корневого каталога называется полным именем файла. Если обращение к файлу начинается с символа "/", то считается, что указано полное имя файла и его поиск начинается с корневого каталога, в любом другом случае поиск файла начинается с текущего каталога.

У любого файла может быть несколько имен. Фактически, имя файла является ссылкой на файл, специфицированный номером описателя.

Linux чрезвычайно гибок и поддерживает использование множества различных рабочих сред. KDE — самая популярная рабочая среда в мире Linux и занимает это место по достоинству. Она изящно выглядит, весьма удобна и проворна, солидна и обладает богатыми возможностями. Вы можете положиться на нее в деле отправки и получения электронной почты, с помощью ее браузеров можете путешествовать по Всемирной Сети, ее приложения помогут вам записывать компакт-диски и просматривать кинофильмы, работать с текстовыми документами и крупноформатными таблицами. Но при всем этом, KDE — это интерфейс, построенный на мощном основании графического движка Linux-систем, который называют X Window system, XFree86, или просто X. То, что делает рабочая среда KDE в глубине операционной системы — управление окнами, границами, фоном, изображениями, полосами прокрутки и многим другим — обеспечивается работой X.

Если вы когда-либо самостоятельно устанавливали систему Linux, то обязательно проходили этап конфигурирования графического вида рабочей среды. Однако то, что вы настраивали тогда, не было средой KDE или средой GNOME. В тот момент ваши действия касались именно X.

X — это та основа, на поддержку которой опирается любая графическая программа, в том числе и рабочая среда, типа KDE или GNOME.

Область внизу вашего экрана — панель, которая называется Kicker. Обратите внимание на значок в виде большой буквы К внизу, в левом углу (у вас ). Это — Application Starter («Пускатель» приложений), реализующий функции кнопки Start в MS Windows. Щелчок на большой К открывает список всех меню, всех установленных приложений.

Панель Kicker содержит встроенную панель задач. Когда вы запускаете приложение (программу), этот факт сразу же отображается в панели задач. Это не только показывает вам, что программа запущена на вашем компьютере, это также обеспечивает возможность быстрого переключения между процессами (окнами). Просто нажмите на кнопку нужной программы в панели задач. Можно также переключаться между задачами, нажимая <Alt+Tab>. Панель задач может быть сконфигурирована разными способами, например, чтобы показывать все процессы от всех виртуальных Рабочих столов сразу, или чтобы показывать только то, что было запущено из текущего виртуального Рабочего стола.

Виртуальный Рабочий стол — это особенность, появившаяся в Linux. Если во время инсталляции системы вы не меняли настройки относительно количества Рабочих столов, то сейчас в панели внизу экрана вы можете заметить четыре закрашенных квадрата — 1, 2, 3 и 4. Этот переключатель (еще он называется пейджер) позволит вам быстро переходить к любому из четырех виртуальных Рабочих столов одним щелчком мыши. Думайте об этом, как о наличии четырех экранов (мониторов), при помощи которых вы с четырех точек зрения можете смотреть на свою операционную систему с запущенными на ней программами, причем каждый из этих экранов может иметь собственные настройки. Правда, появляются они на вашем мониторе только по очереди. Вы можете оставить каждый из этих экранов в любой момент, не тратя время на остановку программ или свертывание их окон. Вы можете настроить систему на четыре, пять, шесть, или даже больше виртуальных Рабочих столов, если вы находите, что четырех для вас недостаточно. Можно также переключаться между виртуальными Рабочими столами, нажимая клавиши <Ctrl+Tab>.

Панель Kicker также содержит множество значков справа от большой К. Чтобы узнать, какую функцию реализует (какую программу может запустить) каждый значок, достаточно поместить курсор мыши на этот значок и выдержать небольшую паузу. Появится контекстно-зависимая всплывающая подсказка, показывающая, для чего предназначен каждый значок. Нажатие на любой из этих значков ведет к запуску соответствующей программы.  Здесь можно наблюдать встроенные часы и некоторые значки поменьше: буфер обмена (clipboard), календарь, значок динамика. Эти значки представляют программы уже работающее в текущий момент. Область мини-значков, правее виртуальных рабочих столов называют системным треем (system tray).

Обратите внимание на два небольших значка, расположенных в панели друг над другом, первый из которых похож на замочек (это кнопка блокировки), а другой напоминает кнопку выключения питания. На моем Рабочем столе замочек окрашен в синий цвет, а кнопка питания красная. Кнопка блокировки (замочек) блокирует ваш Рабочий стол (иными словами — компьютер) и активизирует экранную заставку, скринсэйвер. Чтобы разблокировать компьютер, вам достаточно слегка переместить мышь или нажать любую клавишу на клавиатуре, после чего нужно будет ввести пароль. Кнопка питания завершает ваш сеанс работы в системе, после чего появляется окно входа в систему, в котором можно ввести имя пользователя и пароль, и войти снова в систему под другим именем.

Пришло время поработать в системе. Запустить программу или открыть приложение (что есть одно и то же) столь же просто, как и нажать на значок. В сущности, это одно и то же. Начнем с важнейшего приложения рабочей среды KDE, файлового менеджера и Интернет-браузера — программой Konqueror.

Вы будете использовать Konqueror многократно и ежедневно. С одной стороны, он позволяет вам работать с файлами и папками — как файловый менеджер KDE — позволяет создавать файловые каталоги, копировать, удалять, перемещать папки и файлы. С другой стороны, Konqueror — также и Web-браузер для работы в Интернете. Помимо упомянутых двух функций, Konqueror является универсальным средством просмотра файлов, так что вы можете организовать и просматривать вашу коллекцию фотографий, текстовые документы и т.д. Внизу, в панели Kicker, обратите внимание на значок, который похож на папку с небольшим домиком перед ней. Подсказка, которая появится, когда вы установите курсор мыши над этим значком, гласит «Ноmе» (Домашний каталог). Если вы нажмете на этот значок, то Konqueror, работающий в данном случае как диспетчер файлов, откроет в своем окне вашу домашнюю директорию (файловый каталог, установленный в качестве такового для того пользователя, под именем и паролем которого вы входили в систему в текущем сеансе).

В области слева рабочего окна Konqueror'a представлено дерево директорий, соответствующее вашему домашнему каталогу (заметим, что при этом активной является пиктограмма с изображением домика). Эта область (включая пиктограммы, размещенные столбиком) называется навигационной панелью. Нажатие на клавишу <F9> вызовет исчезновение или появление (при повторном нажатии) навигационной панели. Переход по закладкам (нажатие на пиктограммы по очереди) позволит вам переключаться между содержанием вашего домашнего каталога, списком закладок (bookmarks), сделанных в Интернет, перечнем подключенных сервисов, например, принтеров, архивов ftp и так далее. В правом окне можно увидеть содержимое активной папки. Konqueror является гибким, мощным и, определенно, стоящим вашего внимания программным средством.

Вверху любого окна работающей программы находится область с текстом, которая называется заголовком. В зависимости от приложения, в этой области может быть отражено название программы, документ или файл, с которым программа сейчас работает, местоположение в сети (Интернете), или некое описание, поясняющее, как работает приложение. Нажатие и удержание левой кнопки на области окна позволит вам перетащить окно программы в другую область Рабочего стола.

Но может получиться так, что область заголовка вышла за границы экрана. Нажав клавишу <Alt> и удерживая окно приложения (в его любой точке) левой кнопкой мыши, вы также можете переместить окно в любом направлении, даже за границы вашего экрана. Иногда это почти единственный способ добраться до скрытой кнопки ОК.

Двойной щелчок на заголовке приведет к тому, что окно приложения свернется, и от него останется только узкая полоска, содержащая лишь текст заголовка. Если теперь на эту полоску поместить курсор мыши, то окно развернется во весь первоначальный размер. И наоборот, убрав курсор мыши с поверхности раскрытого окна, оно вновь свернется. Запретить эти автоматические сворачивания-разворачивания можно, если дважды нажать на область заголовка — окно развернется до нормального размера и зафиксируется в таком состоянии. Попробуйте проделать это с окнами нескольких приложений — получится весьма забавное представление, точно кто-то внимательно следит за перемещениями вашей мыши.

Область заголовка содержит несколько маленьких значков. Проведите по ним, не слишком торопясь, курсором мыши и возникшая подсказка сообщит кое-что относительно их функций. В левом углу заголовка есть два значка, которые могут пригодиться в некоторых ситуациях. Первый открывает маленькое ниспадающее меню, которое позволяет переместить программу на другой виртуальный Рабочий стол, свернуть (минимизировать) или развернуть окно приложения.

Второй — значок-кнопка (для «прикнопливания» бумаг к доске) — делает окно «липким». Повторный щелчок на этом значке делает окно, соответственно, «нелипким». Нажмите на значок, а затем перейдите на другие виртуальные Рабочие столы. Вы сразу же обнаружите, что когда окно «прикноплено», оно видно и на всех остальных Рабочих столах. Возвратитесь к первому виртуальному Рабочему столу и еще раз щелкните значок-кнопку. Теперь, переходя к остальным виртуальным Рабочим столам, вы уже не найдете там окна, которое перестало быть «липким». Если запустить Konqueror на одном Рабочем столе и «приколоть» его, то если бы вы имели хоть 10 виртуальных Рабочих столов, Konqueror ждал бы вас на всех.

Это существенная возможность Linux. Вы запустили всего один экземпляр Konqueror'a, но получается, что он доступен для вас на каждом Рабочем столе. Совершенно аналогичная ситуация и для любого другого приложения, которое вы можете сделать видимым, по самым разным соображениям, на всех из имеющихся виртуальных Рабочих столов.

Непосредственно ниже области заголовка находится строка основного меню. Строка меню обыкновенно содержит несколько пунктов, типа File, Edit, View и так далее, каждый из которых, при нажатии, выдает еще одно подменю, которое представляет группу различных операций, представленных в определенном порядке.

Последнее, что вы должны знать о свойствах окон, — это то, что можно произвольно задавать их размеры. Захватив любой из углов окна приложения, вы можете растянуть (уменьшить) окно до размеров, которые более удобны для работы. То же самое относится и к вершине, основанию и боковым сторонам окна приложения.

Если вы знаете команду, соответствующую нужному приложению, проще запустить такое приложение, просто напечатав ее название в командной строке и нажав <Enter>. To есть, не обязательно копаться где-то в глубинах иерархических меню, чтобы добиться запуска программы. В вашей старой системе, которой была, как я предполагаю, MS Windows, вы бы щелкнули кнопку Start (Пуск), выбрали Run (Выполнить) и напечатали требуемую команду. В операционной системе Linux вы можете проделать то же самое, щелкнув на большой К и выбрав Run command (Выполнить команду). Вы, можете также, просто удерживая нажатой клавишу <Alt> нажать <F2> (далее это будет обозначаться как <Alt+F2>), после чего появится окно диалога, в котором вам будет предложено ввести команду, которой должно быть запущено приложение.

Чтобы узнать имя команды нажмите на большую К, выберите меню Multimedia, и запустите из него, например, проигрыватель компакт-дисков. Посмотрите на область заголовка в верхней части окна, там написано Kscd. В данном случае, это имя программы. Чтобы воспользоваться этим именем и получить из него написание команды, следует воспользоваться только буквами нижнего регистра — kscd – и получится команда для запуска программы, которая управляет проигрывателем компакт-дисков КДЕ.

Можно набрать в командной строке Konsole — это ваш доступ к командной строке Linux и оболочке (Shell). Есть много типов командных оболочек, но все они работают весьма похожим образом (например, все они интерпретируют текстовые команды, позволяя вам управлять программами), но при этом каждая может иметь свои особенности синтаксиса. Стандартная для Linux оболочка называется bash, или GNU Bourne Again Shell.

Есть поговорка в мире Linux, согласно которой «Все есть файл» (мысль, приписываемая Кену Томпсону, разработчику UNIX). Это относится и к каталогам (директориям). Каталоги — те же файлы, но с файлами внутри. Все файлы и каталоги организованы в иерархическую файловую систему, начинающуюся с корневого каталога.

Корневой каталог, когда хотят назвать его, могут сказать «слеш», а на письме это «/». В корневом каталоге вы найдете папки с именами usr, etc, bin, trap, и некоторые другие. Откройте Konqueror, нажимая на значок в форме домика в панели задач (внизу экрана). Это приведет к запуску Konqueror'a в режиме диспетчера файлов (не забывайте, что Konqueror еще и Web-браузер). Справа (или слева от навигационной панели — это все конфигурируемо), вы увидите столбец закладок (значков). Нажмите на закладку корневого каталога, с подписью /. Когда дерево файловой системы раскроется (слева от навигационной панели), нажмите на самую верхнюю папку, корневой каталог (Root Directory), затем смотрите в правую панель, где теперь появились названия папок, вложенных в корневой каталог.

Почти все эти каталоги — системные, и они содержат программы, которые делают вашу систему Linux работоспособной, включая документацию, устройства и драйверы устройств. Вам практически не придется изменять абсолютное большинство файлов, размещенных в этих каталогах. Случайно менять что-то в системной части дерева каталогов чревато большими неприятностями, а это легко сделать по неосторожности, если войти в систему с привилегиями пользователя root. Поэтому всегда рекомендуется входить в систему под учетными записями простых пользователей.

Один из каталогов, которые видны в корневом каталоге, носит имя home. В нем вы сможете обнаружить вложенные каталоги, имена которых совпадают с именами пользователей системы (учетных записей), по одному на каждого пользователя (user'a). Это — индивидуальные home (домашние) каталоги пользователей, и там вы найдете личные файлы и каталоги каждого из них.

Konqueror — мощный инструмент, и некоторые из его особенностей могут бездействовать, если их не настроить должным образом.

Одна из таких особенностей — подсказки для файлов. В открытом окне Konqueror'a поместите курсор вашей мышки над файлом или каталогом и немного подождите. Чтобы появилась подсказка, описывающая тип файла, его размер, и другие свойства щелкните Settings (Настройка) в строке основного меню Konqueror'a и выберите Configure Konqueror (настроить Konqueror). Появится окно диалога конфигурирования Konqueror'a.

Слева расположена панель с различными группами настроек, которые доступны для конфигурирования в Konqueror'e — например, File Associations (Привязки файлов), Fonts (Шрифты) и т.д. Сейчас нужно выбрать значок Behavior (Поведение). Есть два значка Behavior: первый из них является настройкой для файловой системы, второй — используется при работе в качестве Web-браузера. Мы выбираем первый. Теперь посмотрите направо, где находятся Misc Options (Общие настройки). Поставьте флажок Show file tips (Показывать файловые подсказки) и проследите, чтобы не было флажка Show previews in file tips (Показать эскизы во всплывающей подсказке). Щелкните кнопку Apply, затем нажмите OK, чтобы закрыть окно настроек.

Для облегчения копирования и перемещения файлов, нажмите на Window (Окно) в строке основного меню и выберите Split Left/Right (Разделить по вертикали). Теперь Konqueror будет иметь два основных окна вместо одного.

Посмотрите в нижний левый угол одного из получившихся основных окон. Небольшой зеленый индикатор указывает, что данное окно активно. Путь к директории, отображаемой в этом активном окне, вы можете увидеть в строке Location в верхней части, над двумя основным окнами. Теперь щелкните мышью где-нибудь в области другого окна, и вы увидите, что зеленый индикатор загорелся именно в этом окне. Вы также увидите, что изменился текст в строке Location, отображая теперь полный путь к директории, показанной в окне, ставшем теперь активным. Вы можете создавать, копировать, перемещать, переименовать и удалять файлы и каталоги с использованием Konqueror'a.

Вы, вероятно, обратили внимание, что когда вы нажимали правую кнопку мышки, то там, помимо Сору и Paste, был еще пункт меню Link Here (Ссылка). Ссылки — это такая специфическая копия объекта, которая не занимает много пространства. В мире MS Windows это были ярлыки, shortcuts (только ярлык в Windows не обладает всем набором свойств ссылки в Linux, где она представляет практически точный «клон» объекта, на который указывает). Ссылки позволяют вам создавать псевдокопию файла или каталога, которая не занимает столько же места, сколько отведено под оригинальный файл. Если вы хотите, чтобы копия особо большого файла существовала в нескольких местах на диске, то нужно указать на оригинал и позволить системе оперировать со ссылкой, как если бы это был оригинал. Важно помнить, что удаление ссылки не удаляет оригинальный файл — исчезает только ссылка.

Если вы знаете полный путь к объекту (файлу или каталогу), то можете создать ссылку в любом каталоге в любое время. Вероятно, вы не забыли, что, что сам ваш Рабочий стол является, фактически, каталогом, как вы видели это в Konqueror'e. В любом случае, щелкнув правой кнопкой мыши в активном окне Konqueror'a, вы можете выбрать Create New, как в случае создания каталога, и выбрать из открывшегося подменю Link To Location (URL).

Появится всплывающее окно со словами New Link to Location (URL), то есть Новая ссылка (URL), и пустое поле для того, чтобы ввести полный путь к новому объекту.

Когда значок появляется на вашем Рабочем столе, подписью к этому значку сразу же станет полный путь к указанному файлу. Если вы хотели бы видеть какую-нибудь другую подпись, щелкните правой кнопкой мыши на этом значке и выберите Properties (Свойства). Откроется диалоговое окно с тремя закладками:

General  –  (Общие),   где  указаны  общие   параметры   ссылки,   в   том

числе   ее   собственное   местоположение;

Permissions  –  (Разрешения)   представляет  информацию   о   правах

доступа;

URL  —   путь   к   файлу.

На закладке General (Общие) будет показано как раз то изображение, которое видно на значке ссылки, и строка с текстом, который появляется на Рабочем столе в качестве подписи под значком. Изменить значок можно, нажимая на него и выбирая новый значок в открывающемся списке. Кроме того, вы можете изменить текст подписи под значком ссылки на такой, который сочтете нужным. Когда вы открываете диалог Properties (Свойства), то имя файла уже подсвечено. Теперь напечатайте новое название для ссылки и нажимайте <Enter>.

Средняя закладка Permissions (Разрешения) определяет, кто получает право доступа к файлу (каталогу), и какой тип доступа они получат.

Это один из способов получить информацию о правах доступа к файлу или каталогу. Переместите курсор вашей мышки в окне Konqueror'a так, чтобы он находился поверх какого-нибудь из файлов. Выскочит подсказка относительно свойств файла (мы уже настраивали ранее это окно), сообщая информацию о типе файла, размере, дате последней модификации и правах доступа.

Он позволяет работать с файлами, редактировать их, осуществлять поиск, работать с архивами и т. д. Однако есть еще и другие достоинства — способность устанавливать пакеты RPM, работать с FTP, просматривать HTML-документы, подключаться к сетевым дискам. Приблизительно такого же плана текстовый файловый менеджер XNC. Помимо текстовых, достаточно много и графических файловых менеджеров для X Window, например, Nautilus, Kcommander или Kruiser.

Для пользователей старой закалки, знакомых еще с DOS, непременным атрибутом работы за компьютером был файловый менеджер, который подменял собой скуку командной строки и черноту экрана. Хотя некоторые пользователи упорно твердят о полной ненужности файлового менеджера для Linux, тем не менее, спрос порождает предложение. Есть несколько файловых менеджеров и для нашей операционной системы. Как обычно, есть они и для текстовой консоли, и для X Window. Самый известный и, наверное, один из старейших текстовых файловых менеджеров — Midnight Commander, почти полный эквивалент Norton Commander (Режим консоли – Сеанс – Новое окно  Midnight Commander).

Правомочность прав

 

Существует 10 символов, описывающих права доступа для каждого файла и каталога. Первый из них указывает тип объекта: для простых файлов это будет дефис (-), а для файловых каталогов — буква d (directory). Следующие девять символов следует разбить на группы по три символа, причем каждая из троек будет описывать права доступа к объекту для самого владельца объекта, для пользователей, входящих в его группу и, наконец, для всех остальных пользователей соответственно. Итого, три тройки, например, -rw-rw-r--, где описываются права доступа для файла (первый дефис), права доступа для самого владельца rw-, для пользователей его группы rw-, для всех остальных пользователей r--. Что означают символы в каждой тройке? Первый обозначает право доступа на чтение объекта, второй на запись (например, после редактирования файла) и уничтожение, третий — право выполнять данный файл (если это программа). Так, тройка r-- обозначает право доступа read-only (только чтение), как указано в качестве прав доступа для всех остальных пользователей.

Время от времени, работая в Linux, вы будете испытывать необходимость в том, чтобы изменять права доступа к файлам и каталогам с целью позволить (или запретить) кому-нибудь еще обращаться к вашим каталогам (файлам) или выполнять командный сценарий либо программу. При использовании закладки Permissions (Разрешения), вы можете подправить права доступа на чтение, запись или выполнение для владельца (это вы сами), пользователей вашей группы, и всех остальных, выставляя или удаляя соответствующие флажки.

Время от времени многие вещи перестают быть нужными. Это случается и с файлами. Вполне вероятно, что вы не вполне уверены, следует ли что-то уничтожать навсегда. В этом случае самый безопасный способ удаления файла (или каталога, даже если он содержит внутри себя другие файлы и каталоги) состоит в том, чтобы перетащить файл из окна Konqueror'a «внутрь» значка мусорной корзины на вашем Рабочем столе. В чем заключается безопасность этого метода? Просто до тех пор, пока к самому мусорной корзине не будет явно применена операция очистки, все элементы, которые там пребывают, все еще могут быть возвращены к жизни (восстановлены). Вполне похоже на то, как это происходит в жизни! Вы можете щелкнуть значок мусорной корзины, появится окно Konqueror'a, показывая элементы, которые вы когда-то выбросили в корзину. Из этого окна нужные файлы и прочие элементы могут быть перемещены в тот каталог, который вы предпочтете. Чтобы удалить файлы из мусорной корзины навсегда, щелкните правой кнопкой мышки на значке корзины и выберите Empty Trash Bin (Опустошить мусорную корзину). Следует, однако, помнить, что после этой манипуляции все содержимое мусорной корзины исчезает безвозвратно и навсегда.

Я упоминал, что существуют и другие способы удалить файл. В окне Konqueror'a можно выбрать правой кнопкой мыши файл или каталог, и затем Move to trash. Обратите внимание, что есть другой вариант в этом меню, просто Delete (Удалить). Если вы абсолютно уверены, что не хотите отсрочить абсолютное уничтожение этого файла (каталога), выбирайте Delete (Удалить) или нажмите <Shift+Delete>. Файл исчезнет навсегда.

Регистрация в системе

Работа пользователя в системе начинается с того, что активизируется сервер терминального доступа getty, который запускает программу login, запрашивающую у пользователя имя и пароль.

Далее происходит проверка аутентичности пользователя в соответствии с той информацией, которая хранится в файле /etc/passwd. В этом файле хранятся записи, содержащие

  •  регистрационное имя пользователя;
  •  зашифрованный пароль;
  •  идентификатор пользователя;
  •  идентификатор группы;
  •  информация о минимальном сроке действия пароля;
  •  общая информация о пользователе
  •  начальный каталог пользователя
  •  регистрационный shell пользователя

Если пользователь зарегистрирован в системе и ввел правильный пароль, login запускает программу, указанную в /etc/passwd – регистрационный shell пользователя.

Пользователи системы и владельцы файлов

Пользователь системы – это объект, обладающий определенными правами, определяющими возможность запуска программ на выполнение, а также владение файлами. Единственный пользователь системы, обладающий неограниченными правами – это суперпользователь или администратор системы.

Система идентифицирует пользователей по идентификатору пользователя (UID - User Identifier). Каждый пользователь является членом одной или нескольких групп – списка пользователей, имеющих сходные задачи. Каждая группа имеет свой уникальный идентификатор группы (GID - Group Identifier) Принадлежность группе определяет совокупность прав, которыми обладают члены данной группы.

Права пользователя LINUX – это прежде всего права на работу с файлами. Файлы имеют двух владельцев – пользователя (user owner) и группу (group owner).

Соответственно атрибуты защиты файлов определяют права пользователя-владельца файла (u), права члена группы-владельца (g) и права всех остальных (o).

 Набор имени команды производится с клавиатуры после появления промпта (приглашения), обычно, – $ или %.

Для облегчения работы с системой LINUX имеется возможность использовать шаблоны имен файлов (или метасимволы):

? – один любой символ;

* – произвольное количество любых символов.

Пример:

*.c – задает все файлы с расширением "c";

pr???.* – задает файлы, имена которых начинаются с "pr", содержат пять символов и имеют любое расширение.

Справочные команды

date – показать дату и время;

df – показать, сколько свободного пространства осталось на дисках;

 cal – показать календарь;

tty – идентифицировать рабочую станцию;

echo – отображать текст на экране;

man – получение справочной информации;

sort – сортировать по строкам.

Примеры:

$ man [имя команды] 

$ who

petr tty4i Mar 11 18:46

ann tty12 Mar 11 16:29

Выводится имя пользователя, номер терминала, дата и время начала работы этого пользователя.

Перенаправление потоков

В ОС LINUX существует три стандартных потока: поток ввода, поток вывода и поток стандартного протокола (поток ошибок).

Стандартный ввод (STDIN) — это просто то место, откуда система ожидает получение данных. Обычно — это клавиатура, хотя это может быть командный сценарий или программа. Когда вы изменяете стандартное значение, вы вызываете перенаправление ввода.

Аналогично, стандартный вывод (STDOUT) — то место, которое подразумевается операционной системой для вывода информации, обычно — экран монитора. Можно так же перенаправить вывод, STDOUT, по усмотрению любой команды или командного сценария. Цепочка событий от STDIN до STDOUT выглядит примерно так:

стандартный   ввод   STDIN      команда  Linux   стандартный   вывод   STDOUT

STDIN часто упоминается как fd0, или дескриптор 0, STDOUT упоминается как fdl. Есть также стандартное устройство вывода ошибок (STDERR), которому система сообщает о любых ошибках в выполнении программ или командного сценария. Стандартно — это также терминал.

Существуют всего четыре символа перенаправления стандартного ввода/вывода:

•   Символ > используется для перенаправления стандартного вывода команды в файл. Например, cat > file запишет выводимую командой cat информацию в файл file.

•   Символ < используется для переназначения стандартного ввода команды. Например, при выполнении команды cat < file в качестве стандартного ввода cat используется не клавиатура, а файл file.

•   Символ >> используется для дописывания стандартного вывода команды в конец существующего файла. Например, cat >> file допишет выводимую командой cat информацию в конец файла file.

•   Символ | является символом потока. Он используется, когда вы хотите передать стандартный вывод одной команды на стандартный ввод другой.

Примеры:

cat > filename – перенаправление вывода в файл filename (если этот файл существует, то его прежнее содержимое будет утеряно);

cat >> filename – добавить содержимое вывода к содержимому файла filename;

cat < filename – сформировать стандартный ввод из содержимого файла filename.

cat /home/qqq/Desktop/file_1 | wcw > /home/qqq/Desktop/num_names – содержимое файла file_1 передается в распоряжение команды wcw (счетчик слов), которая выводит количество слов в файл num_names, находящийся на рабочем столе (/home/qqq/Desktop/).  

ls | wc -l

Те же действия можно организовать так:

ls > buffer

wc -l < buffer

rm –f  buffer

Команда ls выводит в файл buffer список файлов текущего каталога, а команда wc -l считает количество строк в этом файле, команда   rmf  buffer удаляет файл с именем buffer.

Таким образом, первые две команды позволяют посчитать количество файлов в текущем каталоге.

Сетевые сервисы

Поскольку зарождалась и развивалась Linux — с Интернета, было бы удивительно, если представитель семейства UNIX не предоставлял всей полноты интернет-сервисов. Что интересует пользователя в Интернете? На первый, поверхностный, взгляд Web-сайты, FTP, электронная почта и новости. Но для нормального (и комфортного) функционирования Интернета необходимо множество других сервисов — это и DNS, и прокси-серверы, и серверы точного времени и многое другое. Все это для Linux есть, и не в единственном экземпляре, нужно только выбрать, какой "тяжести" инструмент необходим. Сказанное касается и серверного программного обеспечения, и клиентского. Так, например, Web-браузеров существует более десяти: Lynx — текстовый браузер, Netscape Navigator, Mozilla, Opera, Konqueror и др.

Почтовых клиентов также существует несколько десятков, как текстовых, так и графических: Pine, Mozilla Mail или теперь Thunderbird, Kmail, Evolution, Sylpheed, Balsa.

Можно рассматривать любой интернет-сервис, и всегда в списке клиентских приложений для этого сервиса войдет не менее десятка программ. Если необходим файл-сервер — тоже есть большой выбор. Можно пользоваться "родным" NFS, можно Mars — файл-сервером для сетей Netware, можно Samba — файл-сервером для сетей Microsoft. Для всех упомянутых типов файловых серверов, конечно же, есть и клиентское программное обеспечение. При желании можно создать сетевой компьютер, с отсутствующим жестким диском, без каких-либо накопителей, загружающийся через сеть и нормально функционирующий (причем, с графической оболочкой). Решены для Linux и вопросы статистики. Множество пакетов могут собрать, обработать, представить в текстовом и графическом виде информацию о любой стороне функционирования Linux, в частности, о загрузке сети, входящем и исходящем трафике, построить диаграммы, отобразить их на Web-странице и, если необходимо, адекватно отреагировать на какое-то отклонение в функционировании сети. Настройку множества сервисов можно произвести или с помощью специальных программ, например, linuxconf, Webmin, или отредактировав конфигурационные файлы. У большинства сервисов есть еще одна возможность — настройка через Web-интерфейс. Существуют и совместимые с ICQ интернет-пейджеры: licq, kicq, GNOMEICQ, micq, в том числе и для текстовой консоли

Задание 1

  1.  Изучить возможности KDE (– Все приложения – Дополнительные приложения – Документация – Центр справки KDE). Что такое виртуальный рабочий стол, панель Kicker, системный трей?
  2.  Укажите основные возможности программы Konqueror
  3.  Что такое навигационная панель и как ее отобразить?
  4.  Каким образом переместить окно в любом направлении, если область заголовка не доступна? Каким образом свернуть окно до узкой полосы, содержащей текст заголовка и развернуть его?
  5.  Каким образом сделать окно «липким»?
  6.  Каким образом настроить всплывающую краткую информацию о файле?
  7.  Каким образом перейти в консольный режим работы?
  8.  Создайте папку с именем lab, файл с именем lab и ярлык для запуска консоли.
  9.  Каким образом копировать, переименовывать, перемещать и удалять файлы и каталоги?
  10.  Каким образом установить права доступа к файлу?

 Задание 2

1. Показать дату и время.

2. Показать, сколько свободного пространства осталось на дисках.

3. Показать календарь.

4. Идентифицировать рабочую станцию.

5. Отобразить на экране «Лабораторная работа № 1»

6. Записать всевозможные ключи команды man, вывести справочную информацию.

7. Перенаправить вывод в файл lab_1.

8. Добавить содержимое вывода к содержимому файла lab_1.

9. Сформировать стандартный ввод из содержимого файла lab_1.

10. Посчитать количество слов, символов и строк в файле lab_1 и вывести в файлы num_1, num_2, num_3, которые должны располагаться на рабочем столе.  

Вопросы

  1.  Какую структуру имеет файловая система LINUX?
  2.  Чем определяется каждый файл OC LINUX?
  3.  Какую информацию о файле содержит дескриптор файла?

PAGE  9




1. Тема занятия- Учение о бытии
2. Методичні рекомендації до програми виховання і навчання Дитина розраховані в основному на педагогів дошкі
3. 1890 1960 Формирование творческой личности Б
4. Велика родина свиней поширена на всій Землі і об~єднує п~ять родів- карликові свині бородавочник лісові
5. Реферат- О зарядах электрона и позитрона
6. Особливості обліку витрат і виходу продукції мясного скотарства
7. Экскурсия- лес, ярусы леса.html
8. Статья- Дигитайзер
9. тематической обработки результатов наблюдений и экспериментов о действиях со случайными величинами опреде
10. и она не знает А она ~ крайне зверолюбива
11. .4 ТЕОРІЯ I МЕТОДИ ВИЗНАЧЕННЯ I МОДЕЛЮВАННЯ ДИНАМІКИ РЕЛЬЄФУ МОРСЬКОГО ДНА
12. тема Windows; середовище програмування Visul C
13. Экономика и управление на предприятии по отраслям
14. Контрольная работа- Глобалістика та глобальне моделювання
15. Тема эта достаточно обширна поэтому рассмотрим только принципиальную схему изменения гидродинамического р.html
16. ] d ~ какаялибо прямая в прве тM0 ~ некот т этой прямой вектор ~вр --й прямой d направляющий вектор прямой d
17. Технология работы в Totl Commnder. Антивирусные программы. Установка и удаление программ
18. Тема 1 Міжнародне ділове середовище 1
19. Атеизм
20. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Безопасность жизнедеятельности ВАРИАНТ 8 Преподава.