Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Контрольная работа 1 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1 курс

Контрольная работа №1

1.     Охарактеризуйте исторические типы мировоззрения.                                                               Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

- Исторически  первой  формой  мировоззрения  является   мифология.   Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий,  пыталось  дать  ответ  на  такие глобальные вопросы  как  происхождение  и  устройство  мироздания  в  целом, возникновение  наиболее  важных   явлений   природы,   животных   и   людей.

- Основная  функция  религии  состоит  в  том,  чтобы   помочь   человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные  аспекты  его бытия и  возвысить  человека  до  чего-то  абсолютного,  вечного.                                                                                  - На  протяжении  всей  истории  существования   человечества   философия складывается как устойчивая форма  общественного  сознания,  рассматривающая мировоззренческие вопросы. Философия - мировоззренческая  форма  сознания.

2.     Сформулируйте основной вопрос философии.

вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение к-рого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в философии — материализму или идеализму.

3.Назовите философские концепции бытия.                      Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, однако уже в древнеиндийских и древнекитайских источниках возникновение которых относят к началу первого тысячелетия до н.э., встречаются, нередко противоречащие друг другу идеи о первоначале мира. Так, в Ведах и Упанишадах развиваются представления о целостной духовной субстанции, о бессмертии индивидуальной души и отрицающие их рассуждения о естественных началах сущего – огне, воздухе, воде, свете, пространстве и времени. В древнекитайской философии первоосновы мира образующие все многообразие действительности именуются стихиями (вода, земля, дерево, металл, огонь). Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего (вода - у Фалеса, воздух - у Анаксимена, «апейрон» - у Анаксимандра, огонь - у Гераклита, атомы у Демокрита и Левкиппа, и т.д.), при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм), в подавляющем большинстве отождествляя бытие с проявлениями или свойствами предметно-чувственного мира.  Заслуга выделения категории «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, он обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно.

Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, выделяя "истинное бытие" - мир «чистых идей», и противопоставляя его "чувственному бытию". Платон впервые структурировал бытие, включив в него все сущее.

4.     Назовите основные функции философии и объясните, как они связаны с общественно-исторической практикой людей.  Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают: 

  •  мировоззренческая
  •  гносеологическая
  •  методологическая
  •  информационно-коммуникативная
  •  ценностно-ориентирующая
  •  критическая
  •  интегрирующая
  •  идеологическая
  •  воспитательная
  •  прогностическая

проектировочная

5.     В чем заключаются основные особенности древнеиндийской и древнекитайской философии?                                                                                  Особенности развития  древнекитайского и древнеиндийского обществ , наложили отпечаток  на историю их философии.

Устойчивость социальных систем Древней Индии и Древнего Китая вместе с их относительной изоляцией от других центров мировой цивилизации порождала определенный застой в развитии материального и духовного производства. Все это  не могло не отразиться и на развитии теоретической формы общественного сознания – философии. Так, возникшие в глубокой древности в Китае философские концепции Конфуция и Лао-Цзы с определенными модификациями продолжали господствовать в китайском обществе до начала XIX в. То же можно сказать и про Индию, где почти все философские школы видели основу своих теоретических изысков в сборниках преданий древних индийцев – “Ведах” и в философских пояснениях к ним – “Упанишадах”.

Развитие древнеиндийской и древнекитайской философии  – возникли новые философские системы, появились великие религиозные реформаторы наподобие Сидхартхи Гаутамы-Будды, но развитие шло в основном в рамках тех традиций мышления, которые были заложены еще в древности.

 

6.     Объясните структуру «колеса причинности» и его предназначение.                                                                                           Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.

Двенадцать звеньев цепи страдания (колесо причинности, порождаемое кармой)

1.  Страдания жизни (обусловлены рождением).

2.  Рождение (обусловлено стремлением к жизни).

3.  Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).

4.  Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

5.  Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).

6.  Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с объектами).

7.  Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами познания).

8.  Шесть органов познания (обусловлены эмбриональным периодом развития организма (состоящего из тела и разума)).

9.  Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

10.  Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прошлой жизни).

11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).

12.  Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.

«Колесо причинности» заставляет нас постоянно рождаться в мире страданий. Если мы хотим вырваться из него, первое, что необходимо сделать — познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент его просветления (табл. 14).

7.     В чем состоит различие между понятиями «благородный муж» и «совершенномудрый»?    сравнить получившиеся идеалы: совершенномудрый открыт для всего, но хранит в себе Дао, могущее разрушить Поднебесную, он в безмолвии осуществляет недеяние. Для него главное – быть вместилищем Дао и не добиваться быть впереди Поднебесной. Благородный же муж открыт лишь для людей. Для него главное – не быть односторонним, предметом, сосудом. Он стремится к чему–то более материальному. Кроме того, Конфуций, в отличие от Лао-Цзы уделяет достаточно много внимания происхождению человека.                                                                       Благородный муж  — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления  Совершенномудрый - понятие в китайской философии (даосизм, конфуцианство), означающее определение человека, постигшего мудрость законов Природы и Неба и следующего этим законам и правилам в жизни. Близки по значению понятия: "просветленный - мастер", "пробужденный", "посвященный" (в тайное Знание) и т.п.

8.     Какие проблемы разрабатывала античная философия? Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико- религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

9.     Что философы Милетской школы считали основой и первоначалом всего сущего?                                                          В этот период считалось первоначалом всего сущего признавать природный элемент –для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

10.  Каков вклад Сократа в развитие философской мысли?     О вкладе Сократа в развитие философской мысли как о несомненном и общеизвестном факте Аристотель связывает с влиянием философских положений Сократа на формирование платоновского учения об идеях, отмечает моменты сходства и различия их философских взглядов, «А так как Сократ,— замечает он,— занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал, а в нравственном искал общее и первый обратил свою мысль на определения, то Платон, усвоив взгляд Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому, ибо, считал он, нельзя дать общего определения чего-либо из чувственно воспринимаемого, поскольку оно постоянно изменяется. И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей»

11.   В чем состоит особенность философии Платона? Раскройте сущность его философии.                                         Одной из основных мыслей  Платона является известное утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Чтобы лучше понять теорию Платона представим себе такую картину1. Допустим, перед нами лежат три предмета – яблоко, груша и слива. Эти вещи совершенно различные и не похожие друг на друга, понятно, что яблоко – это не груша, груша – не слива и т.д. Но есть в них нечто общее, сходное, делающее их отличными от других вещей, объединяющее их в одну группу предметов. Это общее мы называем словом “фрукт”. Теперь спросим – существует ли фрукт в реальности – в качестве вещи, в которой были бы собраны все возможные фрукты земли, в качестве предмета, который можно было бы посмотреть или потрогать? Нет, не существует, говорим мы. “Фрукт” – это всего лишь понятие, термин, имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, так как они находятся в качестве понятий или идей только в нашем сознании. Так считаем мы. 

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

- реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

12.   Как Аристотель рассматривал взаимодействие идей и вещей, чем это учение отличается от учения Платона?                                                                                       Мир вещей и мир идей объединяет душа Космоса. Она заставляет идеи присутствовать в вещах и наоборот. Между миром вещей и миром идей - божество - Демиур. Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю находится внутри самой же вещи. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах. Идея вещи, по Аристотелю , обязательно есть некоторого рода общность, т. е. эйдос во всех смыслах.  Эйдос и материю умел различать и Платон, и совсем неплохо их отождествлял, но то , что сделал Аристотель в этой области , является почти , можно сказать революцией в отношении платонизма.

13.   Каково историческое значение античной философии?  античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума.

Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.

Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

14.  Назовите определяющие признаки средневековой философии.                                                                    средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении “философия - служанка богословия”. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен. Средневековая картина мира теоцентрична, т. е. в ее основе лежит представление о том, что в центре мира находится бог. Он породил этот мир. Мир, в котором существует порядок и гармония. Человек обладает разумом, даром бога. Он может использовать свой разум, но мир непостижим до конца человеческим разумом. Он не постижим также как и непостижим бог и потому тщетны устремления человека, но упования его на милость божью будут вознаграждены, потому что человек дитя, которое учиться у своего Отца.

15.  Как Августин трактует время и человеческую историю?    Время обычно мыслится как совокупность настоящего, прошлого и будущего. Но будущего ещё нет, прошлого уже нет, а настоящее представляет собой бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим, не обладающее никакой длительностью. Обсуждая этот парадокс, Августин приходит к психологической концепции времени. Он склоняется к тому, что прошлое и будущее всё же существуют, но существуют они в сознании людей, и выделяет три модуса сознания, соответствующие трём модусам существования времени: ожидание (будущее), созерцание (настоящее) и воспоминание (прошлое). Таким образом, Августин был, по-видимому, первым, кто обратил внимание на фундаментальную связь времени с памятью. 

16.   Укажите основные положения учения Фомы Аквинского.

Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности.

Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения «небесного блаженства»). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).

По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний понимался только как правила общежития (у людей нет другого средства самозащиты кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение.

17.  В чем состояла полемика реалистов и номиналистов?     Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.

18.  Назовите основные черты философии эпохи Возрождения?           Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века — Бог, те в эпоху Возрождения — человек.  Возникают и новые философские направления — деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свом представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.  

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. У Дж. Бруно есть тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах». Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое — прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление — предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия1.

19.  Чем отличается философия эпохи Возрождения от средневековой философии?                                                   Эпоха Возрождения (с XIV по XVII) занимает промежуточное положение между Средневековьем и Новым временем. Философия эпохи Возрождения отличается от средневековой прежде всего тем, что возвращает в духовную жизнь идеалы античного свободомыслия.

20. Каковы особенности натурфилософии эпохи Возрождения?

Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является итальянская натурфилософия ХVII вв., вобравшая в себя разнообразные, порой противоречивые традиции. Связи натурфилософов с современным им естествознанием был глубоки и многообразны. Несмотря на общую тенденцию натурфилософской мысли, ее характерной особенностью являются индивидуальные отличия и стремление каждого мыслителя создавать собственный вариант картины мира. Можно отметить общие черты, присущие всем натурфилософским концепциям Возрождения. Важнейшей из них является пантеизм ренессансной философской мысли. Хотя Бог и сохраняется в качестве творческого принципа, направляющего жизнь природы и человека, однако он мыслится при этом в тесном единстве с ними. Следующей важной чертой натурфилософии является органический взгляд на мир, сущность которого состоит в аналогии между организмом и природой, в понимании природы как живой и изменяющейся. В качестве третьей черты натурфилософии можно назвать идею тождества микрокосма и макрокосма, согласно которой человек, являясь частицей космоса, отражает его в себе. И, наконец, четвертой, хотя, может быть, и не последней чертой можно назвать страстное стремление передовых людей эпохи к овладению силами природы. Это породило их увлечение магией, «тайным магическим искусством» воздействия на природу, включавшим в себя занятия алхимией, кабаллистическую и пифагорейскую игру в цифры и т.п.

Конфуций

1




1. темам- 1. Психологическая и этическая характеристика профессиональной деятельности юриста
2. Багамские острова
3. личность лат. person первоначально обозначало маску которую надевал актер в античном театре.html
4. Банкет-фуршет
5. криминологов членов Совета по Законодательству при Президенте РФ
6. Сийский психоневрологический интернат подпись руководителя ЛПУ Томилов А
7. это мощный устойчивый электроразряд происходящий в газовом пространстве между электродами и электродом и
8. Сначала Чарткова бросали в пот такие требования но потом он уже не затруднялся- даже из двух трёх слов с
9. тематизовують і опрацьовують головно речові джерела такі їх типи як знаряддя праці речі побутового вжитку
10. Ниже приведены 8 техник которые помогают повысить умственные способности и улучшить работу мозга и одновре
11. Кинетическое уравнение Больцмана
12. Применение принципов бухгалтерского учета должно обеспечить достоверность и полноту финансовой информаци
13. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук10
14. а Российское право предусматривает только письменную форму
15. Курский государственный политехнический колледж Курсовая работа Конструкция назначение БС
16. Системный подход к анализу аварий и катастроф
17. Денежнокредитная политика государства
18. Лекция 11 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК План лекции- Действие электрического тока на организм человека
19. вывод информации в ЭВМ
20. Регулирование охраны окружающей среды