Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
26. Классификация и виды каллиграфического пера
Перья для каллиграфии
На графику каллиграфических знаков повлиял инструмент стилус - это был металлический стержень, которым продавливали борозды при написании букв на бересте (как в Древней Руси) или на дощечках, покрытых воском ( как в Древней Греции и Риме). Это был, так сказать, бюджетный способ делопроизводства. Богатые люди пользовались папирусом и пергаменом, на которых писали перьями и чернилами. Перья, конечно, были птичьи. Натуральное перо гусиное, лебяжье, павлинье, индюшиное довольно хрупкое и сильно скрипит во время работы.
Гусиные перья, пока ещё не извлеченные из крыла птицы.
Со временем этот инструмент весьма преобразился, однако название в каллиграфии остаётся прежним. Металлические бронзовые перья известны ещё со времён Древнего Рима. Стальные появились во времена Средневековья, когда изготовлением книг занимались целые монастыри.
Перья имеют разные виды кончиков, по внешнему виду которых перья для каллиграфии можно подразделить на 3 большие группы ширококонечные, остроконечные, и рондо.
1.Ширококонечные перья кончик похож на маленькую лопатку. Бывают металлическими, тростниковыми, бамбуковыми, птичьими и даже деревянными. Такими перьями в каллиграфии пишут : базовый шрифт В.Тоотса, римскую антикву, рустику, каролингский минускул, унциал, готику, ренессансный курсив, русский устав, полуустав, вязь, арабскую вязь, иврит, греческий и т.п. Для правшей имеет правосторонний наклон среза пишущей части пера, для левшей левосторонний (см. рисунок-схему).
Перо стальное ширококонечное, с тушедержателем. Пригодно для всех видов работ со шрифтами.
2.Остроконечные перья похожи на копьё средневекового рыцаря в миниатюре. Изготавливаются из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Такими перьями в каллиграфии пишут: шрифт «англе» или английский курсив, русскую скоропись, школьный шрифт. Художники ими рисуют. Больших высот в рисунке пером достигли Дюрер, Рембрандт, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Репин, Иванов и многие другие.
Остроконечное стальное перо для надписей шрифтом «англе», когда буквы довольно небольшие (строчные до 5-7 мм в высоту).
Перо стальное остроконечное, так называемое «звездочка».Производились Ярославским комбинатом. Подходит для рисования и шрифта «англе» в случае, если сами буквы довольно крупные (строчные от 7 мм в высоту).
Перо стальное остроконечное, способно создавать сильный нажим и за счёт этого писать очень большие буквы шрифта «англе» без искажения их пропорций.
3.Рондо металлическое перо. В каллиграфии им пишут чертежный шрифт при подписывании чертежей и плакатов. На кончике имеет «блинчик», за счёт которого и получается «эффект шариковой ручки» - то есть линия одной толщины в любом направлении движения пера. Для каллиграфических работ в целом непригодно, может пригодиться разве что для решения специфических задач. Очень распространено в продаже, именно поэтому уделяю этому сорту пера столько внимания чтобы Вы могли его отличить и не покупать его для каллиграфии. Наши умельцы путем отрезания кончика превращают его в ширококонечное, однако качество подобных перьев не слишком высокое.
Также в каждом пере есть расщеп и должен быть тушедержатель.
В остроконечном один расщеп, а в ширококонечном бывает один или два на это влияет ширина самого пера. Придуман расщеп для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера, и стекали на бумагу точно через кончик пера в необходимом количестве.
Тушедержатель нужен для того, чтобы не приходилось поминутно заправлять перо тушью с помощью этого нехитрого приспособления можно написать несколько букв за одно заправление пера тушью. Это значительно увеличивает скорость письма, и обеспечивает равномерность в написании букв. Причём не рекомендуется обмакивать само перо в чернильницу от этого образуется нежелательный наплыв туши на кончике пера, а тростниковые перья и вовсе быстро изнашиваются вследствие размокания их рыхлой внутренней части. Надо заправлять тушью образовавшееся пространство между пером и тушедержателем с помощью кисточки, которая выделяется специально для этой цели. Большинство перьев продаются с тушедержателем, если на пере его нет, то можно изготовить его самому из кусочка жести (для этого достаточно разрезать ножницами использованный тюбик от зубной пасты, и по заготовке вырезать нужный размер по вашему перу).
Тушедержатель. Вид сбоку. Позволяет писать несколько букв при одной заправке пера тушью.
Кисти.
По аналогии с перьями, бывают ширококонечные, остроконечные и китайские. В зависимости от своего состава то есть из волосков каких животных или волокон каких именно растений они состоят, бывают жёсткие, средние и мягкие. Так что написать ими можно абсолютно любые линии, в зависимости от задач каллиграфа, художника.
Плоская кисть из синтетического материала с косым срезом. Имитирует письмо ширококонечным пером, позволяет писать буквы большого размера.
Ширококонечные плоские кисти имитируют письмо ширококонечным пером.
Остроконечные круглые кисти имитируют письмо тонким пером.
Китайские кисти создавались на протяжении веков для восточной живописи и каллиграфии, написания иероглифов.
Плоская кисть из синтетического материала с прямым срезом.
При письме кистями нужно заботиться о сохранности волоса не писать дешевой тушью и чернилами там есть компоненты, разрушающие волоски. Лучшая тушь сухая китайская, из которой каллиграф готовит жидкую тушь непосредственно перед работой. Хранить и сушить кисти лучше волосом вниз, подвешивая их за петлю на ручке.
Обустройство рабочего места каллиграфа.
Следует позаботиться о специальном каллиграфическом устройстве настольном планшете с регулируемым наклоном или же конторке. Возможно, Вы помните, как выглядели парты в советской школе с наклонной рабочей поверхностью. Взгляните на схему и Вы поймете, для чего все это нужно. Этому немаловажному вопросу собираюсь посвятить отдельную статью. Для любителей простых решений рекомендую воспользоваться обычным планшетом из ДСП или ДВП, достаточного размера, который размещают на коленях, опирая о стол верхней частью планшета, и, закрепив лист бумаги, пишут на нем.
Тушь и чернила для каллиграфии
Процесс изготовления туши не менялся веками. Наилучшей тушью для каллиграфии до сих пор принято считать китайскую. Она традиционно изготавливается из натуральных компонентов. Такая тушь продается в большинстве случаев жидкая, или в виде брусков. Мастера каллиграфии утверждают, что процесс растирания туши на специальном камне настраивает художника на нужный лад, готовит его к вдумчивой и качественной работе. Разумеется, для начала имеет смысл приобрести самую простую тушь или чернила, и почувствовать на собственном опыте как ими лучше писать, чтобы тушь не стекала слишком быстро на бумагу, но и не задерживалась на пере. Хранить тушь следует согласно инструкции на этикетке в сухом прохладном месте.
Чернильница. Это может быть как традиционная школьная «непроливайка», так и любой удобный пузырёк, баночка из стекла, керамики, пластмассы небольшого объёма для работы перьями. Для кистей удобнее наливать тушь в керамическое блюдце. Главное чтобы Ваши чернильницы были устойчивыми и хорошо закрывались - так как от туши и чернил бывает множество неприятностей вследствие случайного проливания во время заниятий каллиграфией.
Итак, судя по многословному описанию, всего надо довольно много, и непонятно где искать. Разумеется, за один поход в магазин всё найти не удастся. Так что настройтесь на терпеливое и целенаправленное выискивание каллиграфических предметов в ассортименте канцтоварных магазинов, лавок художника, а также комиссионных и антикварных магазинов. Самое простое посетить специализированные выставки или музеи там точно в каллиграфических принадлежностях разбираются и предложат лучшее.