Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Екатерина (Катрин) де Вивон, маркиза де Рамбуйе, часто просто мадам де Рамбуйе (устар. Рамбулье) (1588, Рим 2 декабря 1665, Париж) знаменитая хозяйка парижского литературного салона эпохи Людовика XIV.
Содержание
|
[править] Биография
Маркиза, которую часто называли просто мадам де Рамбуйе, была дочерью и наследницей Жана де Вивона (Jean de Vivonne), маркиза Пизани. Её мать Джулия принадлежала к аристократической римской семье Савелли. В возрасте 12 лет Екатерина была выдана замуж за Шарля дАнжанна (Charles dAngennes), виконта Ле Мана и впоследствии маркиза Рамбуйе.
После рождения своей старшей дочери, Жюли дАнжанн (Julie dAngennes) в 1607 г. молодая маркиза почувствовала желание не появляться при королевском дворе, полном интриг, и начала собирать вокруг себя кружок, ставший позже таким знаменитым. Её резиденцией был Отель Пизани, который позже стали звать Отель де Рамбуйе (Hôtel de Rambouillet), находившийся неподалеку от Лувра.
[править] Салон мадам Рамбуйе
Салон Рамбуйе стал центром литературной фронды против абсолютизма и одним из главных мест, где создавалась прециозная литература.
Отличие салона мадам Рамбуйе, который она держала вместе со своей дочерью, от обычных домов, открытых для приема в то время, было в том, что пространство состояло из нескольких небольших комнат, где гости могли бы двигаться и находить больше уединения, чем в больших приемных залах. Для этих целей Отель был перестроен в 1618 году, и до 1650 года он сохранял своё значение в качестве социального и литературного центра. Практически все наиболее заметные представители французского света и культуры не избежали его голубых гостиных, в особенности во 2-ю четверть века, когда этот салон находился на пике славы, которой, в частности, он был обязан красоте своей хозяйки.
Успех маркизы в качестве хозяйки салона имеет много объяснений. Она обладала врожденными способностями, которые, хотя и не экстраординарные, были тщательным образом развиты. Кроме того, многих её гостей, подобно ей самой, отвращали от королевского двора царящие там интриги, а в доме маркизы они находили достойную альтернативу. Маркиза обладала истинной добротой и не имела предубеждений, что позволяло ей одинаково любезно принимать у себя принцев крови и литераторов. Не стоит забывать о значении, который оказал этот салон на развитие эпистолярного жанра во Франции. Больше того, превосходное качество практически всех писем и мемуаров французов и француженок XVII в. во многом можно объяснить тем, что происходило в салоне маркизы: к искусству разговора стали относиться как к настоящему искусству, и был создан четкий стандарт достойных форм выражения чувств.
Салон маркизы де Рамбуйе (осн. в 1608) повлиял на становление прециозной культуры, культуры утонченного светского досуга, предполагающей особые свойства сердца и ума, благородные манеры. В прециозности старались соединить традиции куртуазной культуры с современным хорошим вкусом.
Мадам де Рамбуйе была известна под прозвищем «несравненная Артенис» (Arthénice) анаграмма её имени, созданная Франсуа де Малербом и Оноре де Бюэем, сеньором де Раканом (Honorat de Bueil).
«Les Précieuses» (драгоценные, возвышенные, утонченные) слово, к-рым обозначались большие дамы: Катарина де Вивон, маркиза де Рамбулье, принцесса Монпансье, Жюли дАнжанн, девица Скюдери, пользовались огромным уважением в светском обществе Франции, группировавшемся при дворе или недалеко от него. («Литературная Энциклопедия»).
Среди наиболее запомнившихся эпизодов истории Отеля Рамбуйе «война сонетов» между уранистами и иовистами, из которых самыми выдающимися стали стихи Вуатюра и Бенсерада; а также участие всех знаменитых поэтов того времени в создании «Гирлянды Жюли» сборника стихов о различных цветах, посвященном в 1641 г. дочери мадам Жюли дАнжанн, ставшей позже герцогиней де Монтозье (duchesse de Montausier). Шарль де Сен-Мар, её будущий муж, ставший герцогом в 1664 г., к тому моменту, как ему пришла в голову идея создания подобного сборника, ухаживал за ней 7 лет, и затем она заставила ждать его ещё 4 года. Сама же Жюли несет ответственность за ту жеманность, из-за которой Салон будет позже осмеиваться. Нравы салона и подражания ему в буржуазном обществе высмеял Мольер в комедиях «Учёные женщины» и «Смешные жеманницы».
Салон оставался действующим до смерти своей хозяйки.
[править] Знаменитые завсегдатаи салона мадам де Рамбуйе