Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Укрсоцбанк МФО 322012 ЗКПО 33099607 02091 м

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

32

                                   

   

Р/р 26009026573701

у Київській міській філії АКБ "Укрсоцбанк"

МФО 322012, ЗКПО 33099607

 

02091, м.Київ, вул. Тростянецька, 7В, кв.88

Тел. (044) 563 90 70; 8 050 147 57 73                                                                                         

                                                                                            НАУКОВИЙ  ЦЕНТРЕКРАЛЬНОГО  АНАЛІЗУ

Семинар "Приемы эмоционального влияния в журналистике".

Цель семинара – обучить слушателей практическим приемам эмоционального влияния на читателей, умению направлять восприятие прочитанной информации в продуктивном русле, правильно передавать собственное эмоциональное отношение в контексте того или иного материала, умению формировать рекламную стратегию издания, с учетом эмоциональных предпочтений потребителя.

Семинар проводят ведущие специалисты Научного центра экрального анализа (Ассоциированного клуба ЮНЕСКО):

  •  Виленский Игорь Леонидович;
  •  Креденцер Владимир Владимирович.

План семинара:

  1.  Введение……………………………………………………………………………2
  2.  Современные методы эмоционального влияния на человеческое восприятие..4
  3.  Развитие журналистской интуиции. Анализ собственных эмоций на основе внутренних ощущений...........................................................................................7
  4.  Психологические аспекты подготовки сотрудников СМИ к работе с респондентами……………………………………………………………………10    
  5.  Элитарные и утилитарные механизмы влияния в рекламе……………………...11
  6.  Эмоциональный контекст рекламы и другой печатной информации…………..13
  7.  Технологии рекламы. Наиболее эффективные методы воздействия…………...16
  8.  Современные приемы формирования эмоционального подтекста в печатной продукции................................................................................................................19 
  9.  Техники воздействия на эмоции разных читательских аудиторий......................23
  10.  Причины конфликтов в деятельности журналиста. Методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.....................................................................29
  11.  Рекомендации слушателям по самоподготовке………………………………...32
  12.  Литература………………………………………………………………………...33

«Сущность рекламы должна заключаться не в навязывании людям того,
чего хочет реклама, а в навязывании рекламе того, что хотят люди».
У. Уэйр. 

Введение.

С появлением журналистики и рекламы люди имели возможность воочию убедиться в том, что природа их предпочтений имеет программируемый характер. Причем выбор осуществляется человеком неосознанно. Это явление уже давно привлекает внимание учёных разных областей. В первую очередь, конечно психологов и специалистов, работающих в сфере информационных технологий. Однако если первые находят в этих исследованиях ответы на вопросы о структуре восприятия человека в целом, то вторые пытаются решить вполне определённые прикладные задачи.

Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития.

В отличие от традиционного подхода к изучению эффективности средств массовой информации, ограниченного анализом потребления читателями информации, при котором измеряются главным образом масштабы «охвата» различных регионов газетами, радио и телевидением, системный подход позволяет обнаружить реальное влияние СМИ на социальную активность личности. Однако результаты и здесь пока ещё далеки от ожидаемых.

Установлено, например, что коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением массовой информации, при тотальной её распространенности и доступности, становится необходимым условием при выполнении практически любой социальной задачи. Она имеет отношение к общественно-политической, познавательной и трудовой жизни граждан. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с интересами и потребностями людей. К сожалению, остаётся до конца не понятным как отследить процесс изменения потребностей на массовом уровне. Ни социологические исследования общественного мнения,  ни дискуссионные «круглые столы» пока ожидаемого результата, как ни странно, не дают.

Вне всяких сомнений изучение влияния СМИ на человеческое сознание способно пролить свет на многие загадки природы мышления, ощущений и эмоций. Благодаря свободному доступу к информации мы пытаемся разобраться в собственных ценностях и предпочтениях, обращаемся к самопознанию. Найти истину – дело непростое.

Как же всё-таки устроено наше сознание? Как отличить навязанные нам ценности от истины?

Ни для кого не секрет, что всё, чем мы дорожим, рождено, в первую очередь, нашей же фантазией. Этим можно манипулировать. Сознание может программироваться при помощи специальных методов влияния. Однако, как это происходит, остаётся до конца невыясненным.

Возьмём, к примеру, слух, благодаря которому различные колебания воздуха превращаются в полезную для нас информацию. Целая Вселенная звуков. Нам кажется, что их природа объективна. Насколько бы обеднела жизнь людей, если бы мы, к примеру, не могли слушать любимую музыку или говорить друг с другом? Однако даже у глухонемого от рождения человека процесс познания мира во многом такой же, как и у здорового. Он способен разобраться в сложных жизненных проблемах. Его мышление не имеет изъянов. Это психически полноценный человек, способный думать и чувствовать, как все мы, руководствуясь теми же категориями. Выходит, что сам по себе слух, еще не играет главенствующей роли в познавательных механизмах. Т.е. люди могли бы, при необходимости, без него обойтись и программировать своё сознание через другие анализаторы.

Отсутствие зрительного канала восприятия тоже не приводит к нарушению процессов мышления. В специализированных школах у детей слепых и глухонемых от рождения удаётся формировать навыки восприятия цвета через осязание. Конечно, видеть и слышать, как здоровые люди они не могут, но понимать значения разных цветов способны.

Следовательно, нарушение работы отдельного анализатора или нескольких одновременно в целом не изменяет сознания. Стало быть, влияние на человека может осуществляться только через осмысление им какой-либо информации.

Какова же, в связи с этим, роль каналов внешнего восприятия? Как это связано с формированием определённых предпочтений у людей?

Мы так устроены, что не можем не верить своим ощущениям. Нормальный человек в первую очередь считает реальным то, что сам способен почувствовать. С некоторой степенью вероятности он допускает неосязаемые им явления, если о них говорят другие люди. Однако человек не руководствуется отдельно зрением, слухом или осязанием. Чтобы осознать предложенную ему информацию, он обобщает её за счет своего эмоционального восприятия.

Как показывают многолетние исследования, проведенные в Научном центре экрального анализа, эмоции возникают в процессе снижения концентрации внимания человека на чём-либо. Они могут отталкиваться от чувственных реакций любого характера. Чтобы перейти от ощущений к эмоциям, достаточно, меньше контролировать свое внимание на деталях происходящего. В этот момент люди неосознанно обобщают увиденную и услышанную ими информацию, и переходит в эмоциональную зону своего восприятия.

Если, к примеру, захотеть проверить, какое эмоциональное воздействие окажет определённая рекламная продукция на окружающих, специалисту в этой области нужно снизить концентрацию своего внимания на ней. Эмоция, которая при этом у него возникнет, и будет вероятней всего у остальных наблюдателей.

Данный семинар аккумулировал в своей программе основные практические методики, с помощью которых можно приблизиться к анализу скрытых от посторонних глаз переживаний людей. Он позволит слушателям найти оптимальные пути влияния на эти состояния, в зависимости от типов эмоционального поведения людей и пережитых ими ранее стрессов. Мы ознакомим вас с приёмами анализа эмоций потребителей массовой информации, обучим управлению собственными эмоциями. Эти знания позволяют распознать наиболее рациональные пути рекламного производства, понимая скрытые мотивы покупателей рекламируемых товаров.

В разделе «Современные методы эмоционального влияния на аудиторию» мы расскажем о различных методиках влияния на эмоциональные предпочтения читателей газет и журналов. Ниже мы раскроем некоторые технологии рекламы и их влияние на неосознанные переживания респондентов. Особое внимание будет уделено исследованиям, проведенным в Научном центре экрального анализа.

Во второй части семинара проводится практическая подготовка, которая позволит слушателям овладеть навыками влияния на эмоции читателей газет и журналов, а также деловых партнеров, во время ведения с ними переговоров.

Современные методы эмоционального влияния на человеческое восприятие.

Современная журналистика тщательно ищет эффективные пути воздействия на человеческое сознание. Простые способы давно опробованы: увеличение тиража, площадей, применение контрастных цветов в дизайне, эпатаж, прямое и косвенное запугивание, интригующие заголовки и прочее.

Эти методы, конечно, влияют на неосознанную сферу человеческого восприятия. Но в условиях изобилия журналистских материалов и рекламы чрезвычайно важным является умение привлечь к себе внимание каким-то новым, нестандартным способом.

Здесь открываются огромные горизонты для исследований читательских эмоций. На первый план выступает социально-психологическое изучение постоянно меняющихся потребностей читателей. При этом наиболее оправданными считаются открытые дискуссии с читателями на страницах газет и журналов на основе анализа поступающей корреспонденции. Разумеется, для такого рода деятельности лучше привлекать психологов и специалистов по рекламе. Нужно отметить, что, к сожалению, подобная практика стала довольно редкой для СМИ в нашей стране.

Ещё Лун Ческин, один из виднейших деятелей в области психологии рекламы, писал: «Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор. В этих исследованиях используются средства, предназначенные постичь области бессознательного или подсознательного, поскольку предпочтения обычно определяются факторами неосознаваемыми». Чтобы достучаться до человеческого сердца, нужно найти ту оптимальную форму, в которой информация найдёт отклик у читателя.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день СМИ ещё не полностью справляются с этой задачей. Чтобы определить для себя формат издания, нужный для него информационный и рекламный дизайн, главные редакторы СМИ, чаще всего, ограничиваются интуицией и профессиональным опытом. Но результаты такого поверхностного подхода, увы, говорят сами за себя… Сейчас в Украине многие газеты и журналы настолько не востребованы, что они не реализовывают даже половины своего тиража.

В современном обществе методы информационного влияния СМИ должны отталкиваться от научных исследований. В развитых странах на такие исследования СМИ расходуют огромные денежные средства. Работа с информацией – это не только искусство, но и наука. Поэтому во всём мире ведётся «лихорадочный» поиск сверхновых методов эмоционального влияния в журналистике и рекламе.

Что касается рекламы, то некоторых людей здорово раздражает постоянное ее «засилье» в СМИ. Однако стоит обратить внимание и на то, что, как бы нам это не нравилось, мы постоянно следуем рекламе и выбираем то, что нам предлагают. Реклама идет по самому простому пути воздействия: количественное влияние. Но здесь возникает дилемма: что дешевле для рекламодателя – проведение дорогостоящих исследований в поиске наиболее эффективного качественного подхода или затраты на огромное количество низкопробной рекламной продукции?

Уже известно, что одна реклама действует на нас эффективно, другая нет. Каждый человек объясняет этот парадокс по-своему. Но существует также и научная точка зрения, основанная на многолетних исследованиях. Это делает её более предпочтительной ненаучной, хотя нельзя с уверенностью сказать, что она является правильной.

Так или иначе, но рекламисты уже с 50-х годов прошлого века вынуждены были обратиться к опыту профессионалов в области психологии восприятия человека. С тех пор применение массового психоанализа в СМИ стало основой рекламной и журналистской деятельности. СМИ ухватились за психологию в попытке найти более эффективные средства сделаться как можно более популярными в читательской среде. Сейчас по средствам СМИ рекламируется практически все: продукты, идеи, отношения между людьми, кандидаты на политические посты, духовные цели и душевные состояния людей. Таким образом, сформировалась целая «научная область». Новые специалисты называют себя теперь аналитиками или исследователями мотивов.

На сегодняшний день уже используется масса психологических методов влияния на человеческие эмоции. Некоторые из них отталкиваются от исследований психиатров и психоаналитиков. Например, реклама и внешний дизайн некоторых дамских журналов создаются на основе эмоциональных предпочтений женщин, в соответствии с их средним месячным циклом. Как показали наблюдения за больными женских отделений психиатрических клиник, эмоциональные потребности женщин изменяются исходя из их гормональных перепадов. В некоторые дни цикла возникает агрессия. Есть период, когда доминирует материнская природа и т.п. Поскольку большая часть покупателей – женщины, то влияние на их инстинктивные предпочтения вполне оправдано с коммерческой точки зрения.

Существует немало и околонаучных технологий эмоционального воздействия на человеческую психику. Некоторые рекламные и даже политические кампании основывают свою работу на данных астрологов и рунических магов. Есть смешанные направления, которые, в виду их эффективности, теперь признаёт и наука. К ним относятся цветовые техники влияния на эмоции по Люшеру, НЛП и др. Как говорится, «все средства хороши, если они способствуют достижению нужного результата».

Чтобы понять механизмы такого рода воздействия на человеческую психику, нужно хорошо разбираться в природе различий эмоциональных предпочтений у людей, принадлежащих к разным психологическим категориям. Так, например, известно, что для интроверта и экстраверта предпочтения и отторжения чего-либо неодинаковы.

Экстраверт хочет всегда быть в обществе других людей. Для него важна коммуникативная среда. Для интроверта, наоборот, необходимо отсутствие большого числа поверхностных контактов. Он ищет спокойную атмосферу, способствующую самоанализу.

Следовательно, отношение к форме подачи информации в СМИ у этих психологических типов будет взаимоисключающим. СМИ должны учитывать особенности темперамента наиболее вероятного читателя. На специфическую информацию обращает внимание только человек соответствующего психологического склада ума.  Кроме того, определённые категории людей относятся к различной информации неодинаково, в связи с воспитанием, образованием, средой, в которой они находятся.

Научный подход, в первую очередь, должен быть дифференцированным. Социологические опросы людей на улице, с последующей обработкой данных или психоаналитические методы здесь мало эффективны. Для СМИ больше подходит изучение специфических особенностей чувственного восприятия разных категорий читателей, исследования отличий в эмоциональном реагировании на отдельные рекламные контексты и многое другое.

На данном семинаре предлагается еще один подход в изучении экзистенциальных переживаний человека, основанный на экральном анализе. Данный метод представляет собой своеобразный синтез логики и психологии. Он даёт возможность контролировать самую минимальную информацию, содержащуюся в переживаниях людей. Специалист, обладающий навыками в экральном анализе, способен идентифицировать в самом себе чувство, максимально приближенное к состоянию другого человека. Во время прямого общения с собеседником или мысленного  контакта с предполагаемым читателем, он, обладая незначительными сведениями об этом человеке, может определять его эмоциональные предпочтения. Как правило, информация об изучаемом человеке должна отталкиваться от тех его характеристик, в которых можно найти отпечатки внутренних переживаний (почерк, интонации голоса, выражения глаз и пр.)

Экральный анализ уже более десяти лет успешно применяется в бизнесе, журналистике, рекламе и психологии управления. Логическая интерпретация эмоций проливает свет на переживания, имевшие место в жизни у того или иного человека. Это позволяет, не задавая лишних вопросов, находить с ним общий язык. Любая ориентация предпочтений читателя основывается на этом механизме. Так же осуществляются реклама, переговоры, публичные выступления и другие формы убеждения людей.

Нами будут предложены слушателям семинара специфические технологии влияния на эмоции читателей, которые можно использовать в СМИ.

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем – журналисты».

                                                                                                         Жарко Петан.

Развитие журналистской интуиции. Анализ собственных эмоций на основе внутренних ощущений.

Журналистская интуиция – это не особый дар. Данное качество основывается на многолетнем опыте и возникает в процессе длительной работы. Но интуицию можно развить и специальными тренировками. Для этого человеку, в первую очередь, нужно научиться, правильно анализировать собственные эмоции.

Для этого мы предлагаем слушателям данного семинара «Тренинг эмоционального самоконтроля».

Чтобы в сознании произошло обобщение информации, человеку необходимо свести все свои ощущения «к общему знаменателю», т.е., иначе говоря, выделить их сходные признаки. Навыки, которые на этом фоне возникают, помогают людям в дальнейшем осознанно контролировать практически любые свои ощущения и эмоции, анализировать их и классифицировать. Концентрация внимания на ощущениях – как внутренних, так и внешних – даёт возможность понять их и осознать.

Концентрация – это способность фиксировать внимание на чём-либо. Человеческое восприятие из множества одинаковых ощущений по общим признакам вычленяет то, на что следует обратить внимание. Это происходит бессознательно.

В комфортном состоянии все наши ощущения деконцентрированы. На них никто внимания не обращает. А вот когда мы вдруг хватаем случайно горячий чайник, что происходит? Верно!.. Мы тут же  концентрируемся на ожоге. Но боль прошла, и внимание снова рассеялось. Что бы контролировать ощущения и эмоции, необходимо время от времени проводить так называемую их «концентрацию» и «деконцентрацию» внимания.

Попробуем это сделать практически:

В начале проанализируйте свои слуховые ощущения:

  1.  Вслушайтесь в звуковой фон вокруг вас. Выделите самый слабый звук, который слышите. Послушайте его некоторое время (10-20 секунд).
  2.  Выделите самый громкий звук. Прослушивайте его 20 секунд.
  3.  Теперь снова вслушивайтесь в фон. Постарайтесь услышать весь диапазон одновременно от самого слабого до самого сильного звука.

Теперь перейдем к зрению:

  1.  Необходимо представить перед собой на расстоянии вытянутой руки яблоко.
  2.  Сфокусировав на нём своё внимание, необходимо мысленно разделить его на четыре части. Растянуть эти части в разные углы вверх и вниз.
  3.  Удержать это состояние в течение минуты. В результате этого, можно несфокусированным взглядом видеть всё на сто восемьдесят градусов.
  4.  Теперь проанализируйте увиденные предметы. Какой цвет вы сейчас видите больше? Какого цвета очень мало?
  5.  Выделите самый большой объект и самый мелкий.
  6.  Постарайтесь увидеть одновременно крупные и мелкие предметы.
  7.  Завершает это упражнение вдох и резкий выдох.

Для достижения устойчивых результатов проделайте упражнение ещё раз с самого начала.

Теперь, когда вы проанализировали слуховые и зрительные ощущения, перейдем к телесным чувственным реакциям:

  1.  Необходимо принять удобное положение (сидя, лёжа).
  2.  Через 1 минуту приступайте к выполнению следующего упражнения.
  3.  Сконцентрируйтесь на ощущениях в области затылка. Запомните свои ощущения.
  4.  Переключите своё внимание на область шеи. Запомните и эти ощущения.
  5.  Проанализируйте ощущения в области плеч, рук.
  6.  Продвигайтесь в область груди, потом живота. Фиксируйте в памяти новые ощущения.
  7.  Перейдите на бедра, голени, ступни.

Затем на основе деконцентрации внутренних ощущений можно индуцировать эмоции (эмоциональная растяжка):

Для этого:

  1.  Сильно надавите большим пальцем руки на солнечное сплетение.
  2.  Прочувствуйте небольшой шарик и вообразите, что этот шарик там, где осталось ощущение от надавливания.
  3.  Мысленно растяните шарик одновременно влево и вправо. Тяните его, медленно и равномерно в обе стороны.
  4.  Ощущение, которое появится при этом, запомните.
  5.  Остановитесь на время.
  6.  Вспомните ощущение в области живота и «художественно» опишите его.
  7.  Глубоко вдохните и медленно выдохните.
  8.  Снова ощутите шарик в области солнечного сплетения. Если не получается – надавите на него опять.
  9.  Теперь «тяните» шарик одновременно вверх и вниз.
  10.  Остановитесь на время.
  11.  Вспомните ощущение в области живота и «художественно» опишите его.
  12.  Глубоко вдохните и медленно выдохните.
  13.  Теперь мысленно попытайтесь сильно вытолкнуть шарик из сплетения вперёд.
  14.  Остановитесь на время.
  15.  Вспомните ощущение в области живота и «художественно» опишите его.
  16.  Глубоко вдохните и медленно выдохните.
  17.  Теперь представьте, что шарик вытягивается у вас вперед и вверх.
  18.  Вы поддаетесь ему, и он разгоняется до огромной скорости. Попытайтесь усилить ускорение.
  19.  Остановитесь на время.
  20.  Вспомните ощущение в области солнечного сплетения и опишите его.
  21.  Глубоко вдохните и медленно выдохните.

После окончания упражнений прочтите свои записи. Вспомните ощущения при выполнении эмоциональных растяжек. Попробуйте проанализировать: в каких именно жизненных ситуациях вы их испытывали раньше. Опишите эти ситуации. Убедитесь в том, что каждый вид растяжки соответствует определённым жизненным ситуациям и эмоциональным реакциям:

  •  вертикальная деконцентрация – страху;
    •  горизонтальная – грусти;
    •  «выталкивание» вперёд, преодолевая внешнее сопротивление – злости;
    •  ускоренное «выбрасывание» вперёд и вверх – радостному волнению.

Эти упражнения позволят вам в дальнейшем развить в себе интуицию и способности к прогнозированию ситуаций. Нужно чаще обращать внимание на эмоции окружающих, мысленно перенося их чувственные реакции на себя. Пытайтесь определить эмоции этих людей и скрытые мотивы их поведения. Постоянные наблюдения за окружающими прольют свет и на решения собственных проблем, позволят адаптироваться к их характерам и находить компромисс в конфликтных ситуациях. 

«Журналистика — это болезнь. Чем журналист талантливей, тем болезнь тяжелее. Журналист, выздоровевший наполовину, — это критик. Тот, у кого болезнь перешла в неизлечимую форму, — писатель. Примечание: графоман — это человек, внушивший себе болезнь».

Психологические аспекты подготовки сотрудников СМИ к работе с респондентами.

Работа с респондентами требует от сотрудников СМИ специальной психологической подготовки. Чтобы знать, какие качества для этого следует в себе развивать, нужно научиться анализировать свой характер, способности, сильные и слабые стороны поведения. Необходимо понимать свои неосознанные побуждения, которые часто, в противовес собственным ожиданиям, вызывают нежелательные эмоции окружающих.

Это, на самом деле, непросто сделать. Нам трудно полностью осознать свою шкалу ценностей. Человеческие переживания сложны. Поступки других людей, как и свои собственные, могут казаться нелогичными и противоречивыми. Каждому из нас в различных ситуациях приходится делать выбор, который не всегда носит рациональный характер. При попытке объяснить принятое решение люди, чаще всего, лишь обоснованно оправдывают свои скрытые желания. Иногда они и сами их не понимают.

Что касается журналистов, то, несмотря на их умение проникать в запутанные проблемы мирового значения, постигать «души их жертв», в быту это, чаще всего люди, неспособные разобраться в собственных комплексах неполноценности.

Как же всё-таки разобраться в самом себе? В первую очередь, следует научиться управлять своими эмоциями. Для этого нужно уметь их анализировать, вникать в причины их возникновения. Важно не искать себе оправдание, а попытаться выяснить истинные механизмы, которые нас толкают на неправильные действия. Именно так и формируется «чувство меры» в человеке, способствующее его объективной оценке происходящего. Это первый шаг к эмпатии (сопереживанию другим). Без такого качества глубокого эмоционального контакта с респондентом, как собственно и с читателем, не возникнет. Стало быть, нельзя будет полагаться на ответное внимание и искренность. Особенно это важно при непосредственном общении с респондентом. Неискренние ответы опрашиваемых – основная проблема всех ошибок в исследовании истинных предпочтений у людей.

Кроме того, очень важно сдерживать собственное отношение к задаваемому респонденту вопросу. Иначе его ответ может оказаться программируемым. Нужно также держать себя в руках и не реагировать на провокационные слова опрашиваемого. В противном случае может разгореться ненужная дискуссия или даже произойти конфликт.

Поскольку большая часть социологических исследований, так или иначе, относится к рекламе чего-нибудь, следует не забывать, что люди от нее устали. Если не отвлечь внимание респондента от концентрации на состоянии его внутреннего сопротивления, то вся работа исследователя сводится к нулю. Респондент будет всячески пытаться «отвязаться» от интервьюера. Его ответы будут «смазаны» и неискренни.  

«Люди будут рекламировать свои товары всегда - и в хорошие времена и в плохие. В хорошие времена они хотят рекламировать; в тяжелые времена они должны рекламировать».

Брюс Бартон, рекламный агент

Элитарные и утилитарные механизмы влияния в рекламе.

Рекламистам хорошо известен пример, когда в одном кинотеатре в Нью-Джерси во время демонстрации фильма на экране появилась реклама мороженого. Вспышки были очень короткими, но достаточными для того, чтобы их заметили. В результате чего резко увеличилась продажа мороженого. После этого были проведены успешные эксперименты также с телезрителями, но специалисты посчитали, что такие опыты больше подходят для кино. Это не единственный феномен бессознательного предпочтения одного товара другому.

Люди странно преданы своей марке сигарет, но даже при специальных испытаниях они не могут отличить её от других. Они курят целиком её образ. Такой вывод сделали авторы одного исследования.

Задача рекламы, стало быть, состоит в том, чтобы создать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобрести рекламируемое. Это тем более необходимо, что многие предметы потребления стандартизированы.

Однако не следует забывать, что механизмы неосознанных предпочтений связаны с эмоционально обусловленной целью, которую ставит перед собой потребитель. Так, дорогостоящий товар стремится купить в первую очередь тот человек, для которого это важно в целях оказания влияния на окружающих. Дешёвый продукт интересен в утилитарном аспекте. В этом случае человек делает предпочтение на основе ощущений, продиктованных инстинктивными потребностями. Это касается и мороженого, о котором говорилось выше.

В рекламе недорогого товара вполне оправдано применение утилитарных приёмов влияния, но это не работает в контексте рекламы дорогих товаров. Когда потенциальному покупателю стиральной машины последней марки предлагают в качестве бонуса за покупку бутылку пива или двадцать килограммов стирального порошка – это не всегда  воспринимается должным образом. Такая реклама может снизить значение дорогого приобретения. Важнее доказать потребителю не практичность покупки, что имеет отношение скорее к утилитарной ценности товара, а её значение для самооценки потенциального покупателя. Он должен чувствовать, что товар «поднимает» его как в собственных глазах, так и в восприятии окружающих. Такому психологическому типу покупателя важно показать пример другим. Новым приобретением он доказывает независимость своего выбора от мнения остальных людей. Демонстрация собственной точки зрения укрепляет его влияние на них. «Ещё не все разобрались…, но Вы не пожалеете…» – такие слова обращены именно к данному типу восприятия.

На другие типы восприятия людей при рекламе дорогостоящего товара лучше не ориентироваться. Они купят то, что им посоветуют знакомые.

Утилитарную продукцию лучше рекламировать с учётом предпочтений консервативных и недоверчивых людей. Особенно интровертов. Им нужны доказательства одновременного сочетания высокого качества и низкой стоимости. При этом, как уже упоминалось, важно пробуждать в них ощущения, исходящие из физиологических потребностей в данной продукции. Слова, обращённые к ним: «попробуйте… и Вы убедитесь», «те, кто это сделал, уже достиг желаемого результата» и т.п. На этих же людей хорошо работают методы косвенного запугивания: «если этого не сделать сейчас, завтра может быть поздно».

Сочетание правильного цветового решения и формы упаковки или текста в рекламном дизайне также имеет значение для эмоциональных предпочтений потребителей. Яркие цвета и нестандартные формы подходят для элитарной рекламы, но могут отпугивать покупателя недорогой продукции. Для последнего предпочтительней привычные формы и цвета, создающие ассоциации стойких   традиций. Воспоминания о «старых и добрых временах» создаёт в таком человеке чувство уверенности и защищенности.

Прежде чем рекламировать новый товар в провинциях, следует изучить психологию регионов на предмет эмоциональных предпочтений. Тогда дифференциальный подход к потребителям позволит снизить риск неоправданных рекламных затрат.

Эмоциональный контекст рекламы и другой печатной информации.

Как известно, основной удар реклама, как и другая печатная продукция, наносят в человеческое «эго», в концепцию его значимости. Слова, как и реклама, чтобы их услышали должны бить по самодостаточности людей. И высокая точность такого попадания станет ещё более важной в будущем.

У журналистики и рекламы очень сходные задачи с боевым оружием: наибольшая эффективность воздействия при минимальном расходе средств. Следовательно, в дальнейшем, психологи СМИ, для оказания эффективного эмоционального воздействия явно будут ориентироваться на очень специфические признаки индивидуумов, которые окружающими воспринимаются невербально: цвет кожи и глаз, их форма, цвет и тип волос, телосложение людей, пол и возраст.

Таким образом, под прицелом окажется то неотъемлемое, чем дорожит каждый из нас. Однако, применение подобных приёмов в рекламе и журналистике невозможно без детального исследования психологических факторов, влияющих на восприятие людей, в том числе невербального.

Подобные разработки уже имели место в истории науки и общества. Психиатр Ломброзо в поисках фактора преступности измерял черепа людей. Нацисты таким же образом определялись с «арийцами» в концлагерях. Теперь биолого-психологические исследования на крыльях СМИ громко стучатся в двери современного социума. Сейчас стало модным не только говорить с массовой аудиторией, об исследованиях подобного рода, но и ставить над ней психологические эксперименты, потом, опять же публично, заявлять о результатах. Видимо, без жесткого эмоционального диктата в современном мире не обойтись. Хотя «покрытие» общественных, профессиональных, национальных и религиозных групп людей обычными методами пока неплохо «работает». Особенно в области политической рекламы и военной мобилизации.

Эмоциональное влияние, прежде всего, достигается посредством создания языковых форм, содержащих в себе логические противоречия. Возьмем, к примеру, какой-нибудь жесткий политический лозунг, который мог бы включать в себя такие слова: «… долго они еще будут пить кровь честных людей?». Здесь, если вдуматься, между фразами нет никакой логической связи. Сплошная иносказательная речь. Но именно такие лозунги лучше всего влияют на эмоции людей. В них содержится набор «ключевых» слов, вызывающих ассоциации определенной направленности, в данном случае, пробуждающих в человеке чувство несправедливости. Эти фразы четко ориентированы на психологию агрессивных людей.

Такие же механизмы используются и в рекламе. Только в этом случае слова подкрепляются внешними визуальными деталями. Речь идет о рекламном дизайне. Для повышения эффективности эмоционального влияния необходимо его сделать адресным, ориентированным на конкретные особенности потребителя. Для этого осуществляется изучение проблемы. В первую очередь, нужно исследовать эмоционально-стрессовую зону людей.

По этим показателям различают несколько психологических типов. Они не имеют врождённую разницу в темпераменте, но их отличия возникли в процессе приобретения жизненного опыта, связанного с неудачными решениями своих проблем. Такой опыт принято называть стрессовым. Он обуславливает различную динамику поведения людей в одной и той же ситуации.

Среди них есть более агрессивные индивиды, стремящиеся к власти. Они чувствуют себя защищёнными, когда окружают себя преданными людьми. Для них важны атрибуты власти. Эмоциональные предпочтения такого человека связаны с дорогими качественными и эксклюзивными товарами. Подобных людей делят на две категории: «Правдоборец» и «Покровитель».

Есть также настороженные типы. Они, наоборот, предпочитают не пользоваться малопроверенной информацией. Такие люди тоже любят качество, но для них, как уже упоминалось, важно, чтобы было дёшево и много. К подобным категориям потребителей относятся: «Консерватор» и «Недоверчивый».

Существуют и психологические типы, живущие постоянной надеждой на будущее. Их не сильно интересует власть над другими людьми. Для них имеет огромное значение мнение большинства. Они хотят к себе внимания и мечтают о славе. Поэтому пользуются лишь тем, что уже имеет славу. Это типы: «Спортсмен» и «Сомневающийся».

И хотя есть для всех людей общие категории товаров (продукты питания, бельё и пр.), специфические предпочтения у людей с разными пережитыми стрессами отличаются. Именно на эти особенности потребителя и направлено эмоциональное воздействие в рекламном дизайне.

Индивидуальные предпочтения, как и стрессовый опыт, у одного человека может изменяться на протяжении жизни неоднократно. Существуют и массовые предпочтения, которые тоже зависят во многом от тех условий, в которых формируются стрессовые реакции людей. В этом случае условно принятую группу можно рассматривать как одного человека, в зависимости от преобладания потребительского стресса.

Например:

  •  в регионах с повышенной агрессией, где часто возникают конфликты, в том числе вооруженные, чаще преобладают «правдоборческие» тенденции;
  •  в зависимых областях, провинциях больше следует ориентироваться на психологию «консерваторов» и «недоверчивых»;
  •  в периоды стабилизации экономики, в сытых районах преобладают «покровители» и «спортсмены».

Кроме того, как уже упоминалось, людей принято разделять на две группы по формам восприятия: экстраверт и интроверт. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом (что называется «в своей тарелке»), когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Такой тип любит бывать в общественных местах, ходить по магазинам, искать новые товары и информацию.

Интроверт, наоборот, взаимодействует сам с собой в то время, когда он освобождён от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Он – это "тесный мирок", который немедленно замыкается в больших группах. Этот человек нуждается «в особом приглашении». Чтобы он пошёл покупать нужную ему вещь, необходимо вызвать в нём острое желание. Заставить его чувствовать дискомфорт в её отсутствии.

Мы предполагаем, что у экстравертов более позитивное отношение к информации в целом, нежели чем у интровертов. Поэтому печатную продукцию СМИ, как и рекламный дизайн, в первую очередь, лучше ориентировать на экстравертов.

Рассмотрим более подробно, что именно Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

У интровертного типа отношение к объекту необычно; в сущности, он постоянно заботится, как бы оградить своё «я» от внешних обстоятельств. Вместе с тем, интроверт не «закрыт» для рекламы. Напротив, он как разведчик в засаде, внимательно и вдумчиво оценивает любые перемены вокруг себя. Он настойчиво вычленяет суть, квинтэссенцию увиденного, демонстрируя прекрасные аналитические способности. Лишь после этой операции он жадно заглатывает наживку. Это пища, которой кормится его «эго». Интроверт не может жить без внутреннего диалога, который возникает, когда удалось заглотнуть нечто острое, конфликтное по своей сути. Именно конфликтный диалог со своим «я» и доставляет ему удовольствие. Иначе говоря, интроверт охотно впускает «информационных демонов» в душу, а затем ведёт героическую борьбу с ними. И только победив, он чувствует себя настоящим героем!

Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он постоянно меняет свою субъективную установку к объекту и вводит её в своё отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточной ценности, поэтому значение любого продукта постоянно приходится повышать. Периодическая перемена дизайнерских решений необходима для воздействия на эмоциональную сферу экстраверта.

Следовательно, массовыми потребителями информации всё-таки являются экстраверты. Именно эти люди любят ходить на массовые мероприятия, по магазинам, внимательно слушают и читают выпуски новостей. Поэтому в печатных текстах и рекламном дизайне для них должны присутствовать стимулы к общению и активной социальной жизни.

Но при рекламе эксклюзивной продукции с высокой стоимостью выгодней ориентироваться на интроверта. Однако и рекламировать её нужно иначе. Она должна быть созвучной с внутренним миром этого человека и являться для него предметом особой необходимости (не следует путать с предметом крайней необходимости).

«Люди в массе своей терпеть не могут рекламу. Они никогда не читают рекламных объявлений как таковых. Но они читают подряд все, что их заинтересует, и иногда этим оказывается рекламное объявление».

Говард Госсидж, практик рекламного бизнеса

Технологии рекламы. Наиболее эффективные методы воздействия.

Краткий перечень успешно работающих общих методов рекламы, включает в себя доказавшие свою практическую успешность методы печатной и телевизионной рекламы, рекламы бренда, убедительной коммуникации и грамотного позиционирования товара.

Сотрудникам СМИ, занимающимся рекламой, мы рекомендуем:

  •  Всегда драматизируйте самое важное преимущество рекламируемого бренда.
  •  Делайте простую рекламу — она обладает самым мощным воздействием.
  •  Разбейте рекламный текст на более мелкие куски — предложения, абзацы и т. п.
  •  Используйте естественные тексты и диалоги из «реальной жизни».
  •  Ненавязчиво коснитесь страхов и тревог людей.

Предлагая что-либо на страницах газет и журналов:

  •  Попытайтесь пробудить у читателя любопытство. Начните задавать провокационные вопросы и/или изобразите образ, возбуждающий любопытство.
  •  Укажите цены рядом с заголовком.
  •  Романтизируйте или драматизируйте предлагаемый товар или услугу.
  •  Попытайтесь воздействовать на различные анализаторы одновременно — используйте слова, помогающие людям почувствовать, услышать, обонять запах и ощутить вкус рекламируемого товара.
  •  Расскажите какую-нибудь историю.
  •  Сообщите последние «новости».
  •  Дайте дополнительную информацию, полезную для читателя.
  •  Всегда пишите в настоящем времени.
  •  Будьте максимально точны.
  •  Приведите свидетельства покупателей (они должны казаться естественными, не написанными специально или приглаженными).
  •  Знайте, как ваши читатели читают рекламу (справа налево, сверху вниз), и соответственно этому правилу размещайте ваши заголовки, рисунки и тексты. Опытные фотографы и художники-графики давно знают, что на картине есть место, которое неотвратимо притягивает взгляд, которое располагается примерно между центром картины и ее правым верхним углом. Кроме того, учитывайте эмоциональные особенности человеческого восприятия. Для людей, склонных к агрессивным состояниям, всю главную информацию помещайте в середине текста. Настороженным читателям – растягивайте визуальное изображение, содержащее наиболее важные сведенья, в вертикальном направлении. Психологическими типами, для которых свойственно жить постоянной надеждой на лучшее будущее, больше запоминаются мелкие картинки, разбросанные по краям текста.  
  •  Используйте также белое пространство для того, чтобы сфокусировать внимание читателя на чем-то важном.
  •  Чаще, особенно в дальних малонаселенных регионах, употребляйте слова, применяемые в торговле. К ним относятся следующие понятия:

«наконец», «сейчас», «новый», «появление», «в конце концов», «ограниченный», «экономить», «бесплатный», «выиграть», «легко», «гарантии», «прорыв», «пользующийся спросом».

  •  Однако помните, что покупатели с каждым днем становятся все умнее и хитрее, поэтому в крупных городах, где люди избалованы рекламой, эти слова превращаются в приевшиеся клише и утрачивают свою эффективность.
  •  Избегайте метафор, аналогий, каламбуров, игры слов и прочих языковых неточностей. В отдельных случаях очень успешной может оказаться аллитерация.
  •  Избегайте также и любого жаргона, в том числе профессионального, диалекта, акронимов и цифр, особенно в заголовках.

Вот некоторые методы, обеспечивающие успех телевизионной рекламы.

  •  Руководитель компании говорит от лица бренда.
  •  Свидетельства покупателей.
  •  Визуализация выгоды бренда и/или «причин, подталкивающих к покупке».
  •  Демонстрация товара (демонстрация применения товара и преимуществ бренда).
  •   «До-и-после». В огромной степени реклама торгует надеждами на лучшее будущее в случае использования определенного бренда или товара и услуги. Реклама «До-и-после» укрепляет эти надежды.
  •  Сравнение с конкурирующими товарами, хотя, как правило, не стоит упоминать название бренда конкурентов. Особняком стоит сравнение с лучшими брендами, хотя это может привести к созданию ощущения более высокой ценовой категории.
  •  Случаи из реальной жизни (рассказ истории о выгодах бренда).
  •  Представитель/«говорящая голова» (человек пытается убедить обозревателя в преимуществах бренда).

Плохая реклама происходит в тех случаях, когда рекламист создает лишь то, что нравится ему, а не покупателям. Примерами плохой рекламы являются следующие методы работы:

  •  Коллективное творчество разных рекламистов.
  •  Использование цветистых слов, которые ласкают слух, но ничего не значат. Это, как правило, общая ошибка начинающих создателей рекламных текстов.
  •  Попытка включить в рекламу максимум особенностей и выгод (этого нередко требуют неопытные клиенты рекламных агентств).
  •  Стремление сделать эмоциональную или метафоричную рекламу более буквальной (еще одно распространенное заблуждение неопытных клиентов рекламных агентств).
  •  Предположение о том, что business-to-business реклама существенно отличается от рекламы для потребителей (т. е. утверждения типа «она должна быть фактической и информативной, а не эмоциональной»). Не забывайте, что решения в бизнесе принимают люди. А людьми правит не только голова, но и сердце. Исследования покупателей в десяти корпорациях, проведенные Harding в 1996 г., показали, что корпоративные покупатели при выборе покупки руководствуются личными и эмоциональными, а не рациональными причинами.
  •  Музыкальное сопровождение в рекламе на радио и телевидении. И, хотя, мы другой рекламы с вами и не знаем, она, тем не менее, отвлекает внимание от информации, содержащейся в сообщениях.
  •  Заявлениям знаменитостей, как правило, люди не верят.

При создании бренда лучше всего использовать рекламу на телевидении и в Интернете. Эти средства гарантируют более медленную отдачу, зато более действенны в плане долгосрочной перспективы. Профессиональные журналы, выставки и прямой маркетинг (по почте, электронной почте и т. п.) хороши в рекламе деловых услуг, поскольку аудитория обычно крайне рассредоточена с географической точки зрения.

Современные приемы формирования эмоционального подтекста в печатной продукции.

К услугам газет и радио нередко прибегают для пропаганды мероприятий по созданию бренда, поскольку они могут достаточно эффективно распространять сообщения. Реклама на радио, в свою очередь, рассчитана на мгновенный эффект, ее следует запускать либо непосредственно перед распродажей товара, либо во время распродажи. Однако печатная продукция имеет значение для создания прочного образа продукта на долгое время.

В этой связи нам бы хотелось ознакомить слушателя с современными приемами формирования эффективного эмоционального восприятия печатной продукции. В первую очередь эмоции покупателя напрямую зависят от умения рекламиста создать с ним коммуникативную связь.

Чтобы коммуникация с покупателем имела убедительный характер нужно выполнять следующие правила:

  •  Всегда планируйте свое сообщение так, чтобы оно соответствовало уже существующим убеждениям и ценностям аудитории.
  •  Чтобы быть результативными в спорах, разногласия должны начинаться с пунктов, вызывающих согласие сторон.
  •  Попытайтесь определить проблему таким образом, чтобы создаваемый бренд не просто помогал решить ее, а еще и обеспечивал выигрыш.

Именно поэтому так важно выбрать оптимальные «границы сравнения» при позиционировании рекламируемого бренда:

  •  Правильная постановка вопросов может направить мысли людей в нужное вам русло.
  •  Сравнения/противопоставления изменяют восприятие сравниваемых и/или противопоставляемых вопросов. В качестве примера можно привести слова одного покупателя недвижимости: «…когда я переехал в Рочестер, мой риэлтер сначала показал мне массу домов, продающихся по завышенной цене и требующих серьезной переделки. Когда мы дошли до домов, которые он хотел мне продать, они показались мне гораздо более привлекательными, чем выглядели бы, если бы я сначала не увидел первых домов». Такая политика часто используется при установке референтных цен. Создайте такие референтные цены, которые заставят вашу цену выглядеть разумной или даже вызовут ощущение выгодной сделки.
  •  Будьте осторожны с «навешиванием ярлыков» на бренды конкурирующих фирм. При отнесении их к какой-либо категории или их описании, старайтесь не выставлять их в негативном свете. В долгосрочной перспективе это может бросить тень на бренд, который вы создаете.
  •  Заставьте людей думать, что они являются частью некой группы (изготавливая ярлыки и значки с брендом) — это способствует продаже товаров и брендов.
  •  Успешной торговле в немалой степени способствует страх и чувство вины у покупателя. Пример: «Если вы достаточно заботливо относитесь к своим близким, вы купите им лучшее».
  •  Нарисуйте живые картины вожделенного или пугающего результата, используя слова, образы или то и другое одновременно.

При создании внешнего образа товара дизайнеру не обойтись без знания психологических закономерностей восприятия печатной продукции. Мы рекомендуем слушателям ознакомиться хотя бы с некоторыми из них:

1. Для рекламы товаров индивидуальному потребителю достаточно двух-трех аргументов.

2. В три раза лучше запоминаются заголовки рекламных текстов, содержащие менее шести слов.

3. Шрифтовое оформление должно соответствовать рекламируемому товару (шрифт рекламы белья, естественно, должен отличаться от шрифта рекламы электронной техники).

4. Шрифт с вензелями или готический предпочтительнее для рекламы антиквариата, товаров исторической и художественной ценности.

5. Рекламное объявление на цветной бумаге (желтый, оранжевый фон) более эффективно воздействует на зрителя.

6. Следует подобрать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта. Черные буквы на белом фоне - отнюдь не лучший вариант. Неплохо смотрятся зеленые на белом, красные на белом.

7. Текст в эллипсе воспринимается благосклоннее, чем в квадрате или круге.

8. Отрезной купон лучше выделить пунктирной линией или перфорацией. Такие купоны вырезают гораздо чаще, чем выделенные сплошной линией.

9. Верхняя часть страницы читается с большим вниманием, чем нижняя.

10. Реклама объемом на страницу воспринимается лучше, чем реклама в полстраницы.

11. Движущаяся реклама эффективнее статичной.

12. Потребитель, рассматривая рекламу, способен разом удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны.

13. Строка газетного или журнального объявления должна быть не длиннее восьми сантиметров.

14. Начало и конец рекламного текста воспринимается лучше, чем середина.

15. Повторение - наиболее эффективное средство воздействия рекламы (четыре-семь повторов).

16. Избегайте негативных ассоциаций (образ чемодана, уцелевшего после крушения самолета, отнюдь не стимулирует покупку чемоданов).

Реклама на обложке эффективна сама по себе. Но нужно также привлечь внимание к тому, что внутри издания. Существует несколько способов «навязать» рекламу:

  1.  Использование специальной вкладки, выполненной на более толстой, фактурной бумаге, чем страница, более красочной. Механизм ее действия таков. Когда мы пролистываем журнал прежде, чем приобрести его, нам попадается на глаза что-то отличное от просто страницы. Естественно такой материал редко остается незамеченным.
  2.  Еще один способ, очень похожий на первый, это вклеивание в издание более толстой страницы. Его дополнительной преимущество состоит в том, что журнал чаще и легче всего открывается на этой странице. Реклама на таких вклейках красочна, иногда рельефна. Может быть представлена в виде раскладывающихся страниц, плакатов.
  3.  «Подменка». Есть определенные полосы в издании, на которых размещается одна и та же информация. Читатель постоянно к ней обращается и когда на месте, например, содержания, оказывается реклама, это естественно запоминается.  

Практически во всех рекламных мероприятиях в той или иной степени используются различные полиграфические материалы. «Полиграфические» - в широком смысле: от листовок, до ручек с нанесенным на них логотипом, от визитных карточек до фирменных воздушных шаров. В определенной мере к понятию полиграфия можно отнести и «тиражирование» объектов наружной рекламы, и декорирование фирменного автопарка, особенно в печатной рекламе.

Чтобы грамотно сделать все выше перечисленные виды рекламы, необходимо иметь представление о особенностях полиграфических технологий и правилах зрительного восприятия.

Печатная реклама рассчитана на зрительное восприятие. Причем читатель воспринимает рекламное объявление в следующем порядке: во-первых - смотрит, во-вторых - читает заголовок, в-третьих - читает текст. Чтобы дело дошло до 3-его пункта необходимо всецело привлечь внимание к первым двум. Существует ряд принципов восприятия рекламы, выполнение которых поможет задерживать внимание потребителя. Очень важным является место ее размещения: на обложке реклама, разумеется, эффективнее, соответственно дороже стоит, чем внутри.

Реклама в печати отлична от рекламы на ТВ по виду психологического воздействия на человека. Любой журнал представляет собой тетрадь с определенным количеством листов, скрепленных либо клеем, либо проволокой. У каждого журнала есть обложка, которая напечатана, как правило, на более плотной бумаге, чем бумага, используемая для основного блока издания. Каждый сантиметр печатной страницы журнала имеет определенную степень эффективности при размещении на нем рекламы. Рекламы на обложке, как правило, нет, так как, прежде всего, необходимо привлечь внимание к самому изданию. Четвертая страница иногда тоже «пустует». Ведь для того, чтобы заметить информацию на обложке не обязательно открывать или даже покупать журнал. Вторая и третья страницы полностью отдаются под рекламу и стоимость места этих мест наиболее высока. 

Преимущества рекламы на второй стороне обложки заключается в том, что рядом располагается содержание, которое, как правило, изучается всеми читателями. Причем к нему обращается несколько раз, соответственно реклама успевает запомниться.

Реклама на третей стороне тоже имеет свои плюсы. Некоторые люди предпочитают просматривать журнал с конца. Или же «общение» с изданием заканчивается именно на третей стороне. В обоих случаях реклама западает в память.

«Если после ваших вопросов интервьюируемый полез на стенку, лезьте за ним следом и продолжайте спрашивать — вы на верном пути!»

Техники воздействия на эмоции разных читательских аудиторий.

Следует всегда помнить, что людьми движет не столько логика, сколько чувства. Даже в поступках, которые кажутся далёкими от тех, что принято называть эмоциональными актами, можно обнаружить глубоко запрятанные, но всё же сентиментальные мотивы.

Каждый человек, в процессе накопления своего жизненного опыта, проходит долгий путь стрессов. Некоторые эмоции ему помогают, другие мешают. В этом случае он учится подавлять их в себе. В результате формируется центральный блок эмоций. В нём есть одна-две эмоции, возникающие чаще других. Как правило, у каждого человека формируется одна «центральная эмоция».

Центральная эмоция – это слабая эмоция, возникающая у человека в спокойном состоянии. Она представлена незначительным чувственным оттенком (след ослабленной эмоции) одной из трёх модальностей:

  •  Раздраженность (оттенок злости) – постоянная готовность к нападению. Люди с такой центральной эмоцией чувствуют себя в безопасности, если обладают реальной властью.
  •  Волнение (оттенок радости) – постоянная надежда. Люди с этой эмоцией ни в чём до конца не уверены, им в жизни всегда нужны гарантии.
  •  Настороженность (оттенок страха) – предчувствие опасности, которая может возникнуть в любой момент. Эти люди боятся быть обманутыми, они полностью никому не могут довериться.

В спокойном состоянии человек расслабляется и не предпринимает каких-либо действий. Он как бы чего-то ждёт. Поэтому любое спокойное состояние можно охарактеризовать как эмоцию выжидания (грусть). Следовательно, центральная эмоция у каждого человека существует параллельно с грустью. Она слабее и создаёт некий «эмоциональный фон» для его грусти. Центральная эмоция формирует направленность ожидания, т.е. указывает на причину (мотивы) ожидания.

В связи со спецификой центральной эмоции, людей, как уже упоминалось, можно условно разделить на шесть эмоциональных психологических типов, к каждому из которых, если он потенциальный читатель, существует определённый правильный подход:

  1.  «Правдоборец». Наиболее часто повторяющаяся эмоция: агрессия с настороженностью. Этот человек мечтает о власти, но не любит самостоятельно нести ответственность за свои действия. Чтобы чем-то заинтересовать такого человека, нужно больше соглашаться с ним, подчеркивая свою лояльность к нему. «Правдоборцам» больше других психологических типов свойственно интересоваться информацией политического характера и другими сведеньями, связанными с изменениями социального уклада и борьбой с незаконностью. Поэтому, обращаясь к такой аудитории, следует принимать ее сторону и искать у читателей мысленного подтверждения собственных высказываний. Этим людям обычно импонируют вопросительные предложения. Они любят, когда с ними советуются.  
  2.  «Покровитель». Наиболее часто повторяющаяся эмоция: агрессия с волнением. Этот человек любит оказывать покровительство другим. Он старается создать собственный «мир», живущий по своим правилам. Покровитель предпочитает не вдаваться в детали происходящего. Этому человеку нужно делать мелкие одолжения – тогда он чувствует себя в долгу и готов к сотрудничеству, даже с ущербом для себя. Читательские предпочтения «Покровителей» связаны с эксклюзивной информацией элитарного характера. Они ищут то, что мало кто знает, чтобы пользоваться данными сведеньями для обучения других. Однако их самих учить не следует. Интересующая этих людей информация должна быть ненавязчивой и содержаться в канве того или иного сообщения. Обращаясь к «Покровителям» нужно проникнуться уважением к читателю. Лучше говорить об общих вопросах, глобального характера, о несовершенстве устройства мира и т.д. Однако они также не любят длинных рассуждений. Все должно быть коротко, ясно и понятно изложено.
  3.  «Спортсмен». Наиболее часто повторяющаяся эмоция: волнение с агрессией. Такой читатель всегда стремится быть первым, кто обнаружил что-то важное для других. Окружающих он воспринимает как потенциальных конкурентов. Таким человеком нужно восхищаться и выказывать добровольное желание помочь ему достичь его цели. Его интересует слава, которую можно добиваться, с учетом сложившихся у него возможностей. «Спортсмены» любят приключения, истории о сильных и независимых людях, в которых они усматривают самих себя. Их нужно воодушевлять на новые свершения, призывая не оставаться в стороне от происходящего.
  4.  «Сомневающийся». Наиболее часто повторяющаяся эмоция данного человека: волнение с настороженностью. Это неуверенный читатель, который любит сложные философские рассуждения, «женские» истории и непонятные никому до конца выводы. Он хочет найти себя. При этом ему нужны гарантии, что данная ниша никем не занята. «Сомневающийся» человек ни с кем не конкурирует. Он, наоборот, старается заручиться поддержкой окружающих. Если этого читателя похвалить, он станет вашим другом. Он хочет чему-то научиться и поэтому все время ищет ответы на очень сложные вопросы.
  5.  «Недоверчивый». Наиболее часто повторяющаяся у него эмоция: настороженность с агрессией. Этот никому не верит. Он и сам любит всех предостерегать. Его интересуют «пугающие» новости. Такому читателю ненужно демонстрировать высокую компетентность автора. Это его испугает еще больше. Лучше, в канве материала, мягко попросить у него совет. В благодарность он станет вашим постоянным читателем.
  6.  «Консерватор». Наиболее часто повторяющаяся эмоция «Консерватора»: настороженность с волнением. Этот человек предпочитает ни во что не вмешиваться. Придерживается хорошо проверенного пути в жизни. Он боится неоправданного риска. Такого читателя лучше успокоить и объяснить ему отсутствие какой-либо опасности. Он любит небольшие подарки. Поэтому его также как «Покровителя» интересует новая эксклюзивная информация (при условии, что она не опасна). Главное на него не давить. Чтобы он принял что-то новое нужно связать это с традициями старого, найти подтверждения в истории и пр.

Расположить к себе читателя – половина успеха. Не менее важно чтобы читатель был согласен с тем, что ему предлагает автор. Это является главной задачей риторики, о которой упоминал ещё Сократ. Гарри А. Оверстрит писал, что «… стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях. Однажды высказав какое-то мнение, он обязан его придерживаться».

Своё мнение старайтесь не выражать в резкой категоричной форме. Лучше начинать с таких реплик, как «не кажется ли Вам…», «Возможно, Вас заинтересует…» и т.д. Нужно овладеть искусством задавать читателю вопросы, учитывая особенности его характера.

Современные специалисты по риторике считают, что существуют следующие типы вопросов:

  1.  Закрытые вопросы. К ним относятся вопросы, требующие одного из двух возможных ответов: «да» или «нет». Они направляют мысли читателя в одном направлении. Лучше всего их воспринимают «Правдоборцы» и «Спортсмены». Однако эти вопросы создают напряжение. На них плохо реагируют остальные эмоциональные психологические типы. Люди особо чувствительны к «давлению» и любой попытке внушения им чего-то нового. Поэтому в журналистских материалах лучше использовать так называемые «двойные закрытые вопросы»: «Вы принимаете данное мнение или Вы согласны с противоположным?». В этом случае Вы оставляете человеку некоторую свободу выбора, предоставляя ему право на личную точку зрения. Или другой вариант: «Вы согласны с тем, что…?».
  2.  Открытые вопросы. К ним относятся: «что?», «кто?», «как?», «сколько?», «почему?». Эти вопросы задают, во время непосредственного контакта с другим человеком тогда, когда необходим длительный монолог собеседника. Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Каким образом Вы пришли к такому выводу?» или «Почему Вы считаете, что…?». Подобные вопросы можно использовать в интервью. Они лучше воспринимаются настороженными людьми: «Недоверчивыми» и «Консерваторами». Другие эмоциональные типы плохо реагируют на открытые вопросы. Кроме того, существует опасность полностью утратить инициативу в разговоре.
  3.  Зеркальные вопросы. Это вопросительные утверждения или повторения. Например, можно переспросить человека, чтобы он подтвердил или уточнил свои слова. Этими вопросами в интервью привносятся новые элементы, которые не опровергают сказанное респондентом. Таким способом легко «вести за собой» «Сомневающегося», но агрессивных людей подобные вопросы раздражают.
  4.  Риторические вопросы. Они не предусматривают прямого ответа. Их цель вызвать новые вопросы и показать, что проблема всё ещё не решена. Такие вопросы лучше формулировать кратко. Они обеспечивают поддержку нашей позиции. Иногда в подтверждение своих слов достаточно услышать молчание респондента. Риторическими вопросами легко привлечь на свою сторону «Покровителей» и «Консерваторов», но остальные относятся к такой риторике с предубеждением. Многие усматривают в этих вопросах попытку сместить продуктивный разговор в сторону демагогии. Поэтому есть опасность оказаться в глупом положении. Так, при попытке агитатора привлечь большее число голосов в пользу своего подопечного на вопрос: «Кто вообще на сегодняшний день может сравниться с этим трудолюбивым человеком?» прозвучал ответ из аудитории: «Конь!..».
  5.  Переломные вопросы. Они позволяют выявить уязвимые места у собеседника. Эти вопросы также годятся для интервью, особенно когда респондента нужно заставить нервничать. К ним относятся такие вопросы: «Как Вы себе представляете…?» или «Как в действительности обстоит дело…?». Эти вопросы или пробивают сопротивление респондента, или переводят разговор на другую тему. Лучше всего на них откликаются «Сомневающиеся» и «Покровители». Однако с другими эмоциональными типами переломные вопросы могут нарушить равновесие в отношениях. В этом случае произойдёт переход в закрытые вопросы или разыграется конфликт.
  6.  Вопросы для обдумывания. Они вынуждают читателя размышлять. Например: «Сумел ли я полностью обрисовать картину происходящего?», «Правильно ли я понял происходящее…?» или «Считает ли читатель, что…?». Цель этих вопросов достичь взаимопонимания между автором и читателем. Во время интервью они тоже полезны. Эти вопросы хорошо воспринимаются всеми.

Современные специалисты по риторике считают, что идеальной схемой любого диалога является следующая последовательность в постановке вопросов:

  •  В начале диалога – закрытые вопросы. Они позволяют поднять проблему.
  •  Затем осуществляется сбор фактов. Здесь лучше использовать открытые и зеркальные вопросы.
  •  Следующий этап: проверка информации и её уточнение. Лучше всего для этого использовать риторические вопросы и вопросы для обдумывания.
  •  И, наконец, завершая диалог, используются переломные вопросы.

Конечно, не существует единственно правильной формы общения с читателем или респондентом. Поэтому диалог нельзя описать одной методикой. Общение с респондентом или читателем – высокое искусство, которому следует учиться журналисту всю жизнь. Но знание всегда является неотъемлемой составляющей любого профессионального опыта. Чтобы найти общий язык с читателем, респондентом или рекламодателем, нужно учитывать специфику психологии этих людей и находить правильные методы влияния на их эмоциональную сферу.

Влияние на эмоциональные состояния другого человека обычно осуществляется на его «эмоциональных противовесах». Чтобы достичь изменения его чувственной реакции, достаточно знать, к какой эмоциональной категории он относится. Или, иначе говоря, какие хронические стрессы в подсознании им управляют.

Ещё раз обратимся к вышеупомянутой классификации. Поскольку «Правдоборец» агрессивен и насторожен. Радость, как и волнение, для него непривычные состояния. Больше всего его выводят из себя насмешки окружающих. Поэтому скрытый юмор в газетной статье или рекламе может заставить этого человека приступить к решительным действиям. Хладнокровие и спокойствие могут напугать «Правдоборца». Он также «теряется» и начинает волноваться, если на него «давить». Эти же механизмы влияния на эмоции применимы и к массовой читательской аудитории, но с учётом преобладания в ней «правдоборческих» тенденций.

В более спокойной, даже инертной аудитории (регионе), преобладают «Покровители» и «Спортсмены». «Покровитель» – тоже агрессивен, как «Правдоборец», но он до конца не уверен в себе. Эти люди остроумны. Не идут проторенным путем. Они нетерпимы к проявлениям страха у окружающих. Заставить их приступить к решительным действиям может призыв о помощи других людей.  «Если не вы, то кто же…» – идеальная форма заинтересовать «Покровителя». Чтобы не спугнуть «покровителей», лучше на них не «давить».

«Спортсмен» часто волнуется и злится по пустякам. Индивидуалист. Больше всего его выводит из себя отсутствие к нему внимания. Это качество характера «Спортсмена» используется в рекламных и журналистских материалах так: «Это только для людей, у которых есть… (именно того, чего у него нет)». Иначе говоря, заставить «Спортсмена» приступить к решительным действиям можно, если задеть его «непричастность» к происходящему. Такие приёмы побуждают его приобретать то, чего ему не достаёт. По отношению к «Спортсменам» юмор в рекламе лучше не использовать. Это их отталкивает и настораживает.

В аудитории немолодых людей или в провинции, в больше степени, следует ориентироваться на эмоции «Консерваторов», «Сомневающихся» людей и «Недоверчивых».

«Консерватор» не умеет терять. Косвенные методы запугивания – лучший побуждающий фактор для этого типа восприятия. Лучшая форма влияния на «Консерваторов» – это предлагаемые в рекламе временные скидки и низкая цена в продаже любого товара.

«Сомневающийся» никогда не уверен в конечном результате, но, при этом, он любит обращать на себя внимание. Он злится, если его не воспринимают всерьез или когда над ним смеются. Такого человека легко «задеть за живое»: «Что это за современная женщина (мужчина) без…?». Возникает реакция эмоционального противовеса. Подобные слова заставляют «Сомневающегося» чувствовать в себе неуверенность и стремиться обрести то, чего ему теперь недостает. Если же на него «давить», он начинает волноваться и смутно надеяться, что «всё обойдется само собой». Такими методами воздействия лучше не пользоваться применительно к данному типу эмоционального восприятия.

«Недоверчивый» – всегда насторожен. Это импульсивный человек. Отсутствие к нему должного внимания тоже выводит его из себя. Он боится насмешек, но именно это и побуждает его что-то делать в жизни. Поэтому ему и нужны гарантии, рекомендации профессионалов. Для него это своеобразное оружие защиты от внешних проблем. В этом отношении у него много общего со «Спортсменом».

Ни один из вышеозначенных типов не приемлет «давления» на себя. Поэтому реплики, вызывающего характера, «громкие» голосовые рекламные ролики, как и «кричащие» объявления, с газетных страниц, работают плохо. Они отталкивают и настораживают людей. Важно достучаться до человеческих сердец, а не пробиться к ним «в голову молотком». Остаётся лишь добавить слова из Библии: «слово, сказанное тихо, будет услышано лучше, чем вопль властелина перед бедным народом».

«Подробно опишите свои ощущения!» — с таким вопросом приставал журналист к грешникам, мучимым в аду, после чего его выгнали из ада».

Причины конфликтов в деятельности журналиста. Методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями». 

Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций между людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

В чем же причины конфликтов в деятельности журналистов?
В первую очередь конфликты связаны с самой спецификой их работы. Информация обладает странной особенностью. Кого-то она устраивает, а кому-то здорово мешает. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Конфликт может быть внутриличностным (между личными симпатиями и чувством служебного долга) и межличностным (между журналистом и клиентом, на стыке их социальных целей); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Можно классифицировать конфликты по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга). По вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.

В журналистике наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя СМИ, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге «Если вы – руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными:

  •  трудовым процессом, связанным с конфликтной спецификой данной работы;
  •  психологическими особенностями человеческих взаимоотношений. То есть их симпатиями и антипатиями друг к другу, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией в коллективе и т.д.;
  •  личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Есть конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы данной организации.

Конфликты приходится разрешать не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере.

Как же себя вести с «конфликтной личностью»? Существует единственное средство – «подобрать ключик» к сердцу этого человека. Попытайтесь просто увидеть в нем друга. Обратите внимание на лучшие черты (качества) его личности. Поскольку изменить систему его взглядов и ценностей очень сложно или вообще невозможно лучше попытаться найти компромисс в отношениях с ним.

Конечно, когда конфликт связан с социальным, а тем более политическим противостоянием, найти компромисс между враждующими сторонами нелегко. Это, даже, может расцениваться окружающими как беспринципность и отсутствие гражданской позиции у стороны, которая ищет мира. Но давайте не забывать, что реальное наказание за свои преступления человек может понести только перед карательными органами, а не перед осуждением масс, до того как его вина будет доказана. К сожалению, современная журналистика, особенно в нашей стране, хотя и под влиянием художественных фильмов, присланных к нам из-за рубежа, часто путает свои обязанности с задачами правоохранительных органов. Это, кстати, одна из главных причин конфликтов между СМИ и другими организациями на внутригосударственном уровне.

Никакая война за правое дело, если она не осуществляется теми, кто этим должен заниматься на самом деле не принесет желаемого результата. В смерти многих журналистов, попытавшихся «обнажить» зло, в первую очередь виновато руководство тех СМИ, в которых они работали.

Журналист – это не воин. Он и не имеет право быть воином. Человек, работающий в СМИ должен отдавать себе отчет в той ответственности, которую он возлагает на себя, раскрывая перед массовой аудиторией ту или иную информацию. К сожалению, об этом часто забывают. Журналист, как и писатель, должен быть мудрым и объективным человеком. Иначе его ждут большие проблемы. Прежде, чем брать на себя ответственность за публикацию того или иного материала, он должен взвесить все «за» и «против», а не спешить первым поведать Миру очередную сенсацию. Лучше передать опасную информацию, требующую расследования в правоохранительные органы. Это, в конце концов, их работа.

Задача журналиста скорее сводится к изучению общественной проблемы, с целью устранения конфликта в социуме, а не к его созданию. Вспомним Библию: «…блаженны миротворцы, ибо нарекут их сынами божьими».     

Если журналист не смог «подобрать ключ» к сердцу другого человека, то ему остается одно - перевести такого человека в разряд стихийного действия. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы, конкретным обстоятельствам и при котором люди могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.

Наилучшими советчиками каждому из нас в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Рекомендации слушателям по самоподготовке.

Анализ клинических наблюдений практикующих врачей-терапевтов указывает, что противостояние страху приводит к головной боли. Длительное пребывание в этой эмоции – к угнетению центральной нервной системы. Попытка подавить тоску ведёт к острым респираторным заболеваниям. Депрессия подвергает опасности «сбоя» сердечно-сосудистую систему. Подавленный гнев может привести к нарушениям работы печени и желчного пузыря. Долгое пребывание в ярости – к чрезмерному выделению желчи и, как возможное следствие, к язве желудка. Сдерживание себя от радости способствует возникновению дискомфорта в кишечнике. Зависание в радости – к возможным заболеваниям мочеполовой системы.

Как уже упоминалось, от многих проблем в жизни можно избавится, если научиться управлять собственными ощущениями и эмоциями. Более того, это упражнение поможет наладить правильную работу организма. Умение управлять собой избавит не только от возможных заболеваний в будущем, но и будет способствовать формированию положительного имиджа.

Человек, способный держать себя в руках при любых обстоятельствах, обладает сильной волей и терпением. Это особенно важно для журналиста, работающего в СМИ. Именно ему приходится день ото дня обращаться к массовой аудитории читателей, направляя их взгляды и мысли. Хорошие волевые качества, духовность и аналитический склад ума позволяют ему увлечь за собой других. Авторитет журналиста во многом зависит от наличия в нем лидерских качеств. Терпение является одной из самых положительных способностей такого человека. Благодаря терпению люди становится добрее и культурнее. За это качество человека уважают все.

Литература:

  1.  Abraham Maslow, Motivation and personality. - NY., 1954.
  2.  Бовин А. Профессия журналист//Журналист, 2001, №3.
  3.  Викентьев И. Приёмы рекламы и Public Relation - СПб., 1995.
  4.  Гольман И. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. - М.: Гелла-Принт, 1996.
  5.  Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2000.
  6.  Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
  7.  Основы творческой деятельности журналиста. CПб., 2000.
  8.  Дейян А. Реклама - М., 1993.
  9.  Дональд У., Гордон И. и др. Основы рекламного дела. - Самара, 1996.
  10.  Зазыкин В. Психология в рекламе. - М.: Дата Стром, 1992.
  11.  Пушкарёв Н. Исскуство рекламы - Казань, 1992.
  12.  Виленский И. Л. Экральный анализ и качественные меры психической деятельности. - Парапсихология и психофизика, 1994.
  13.  Олешко В. Ф. Социожурналистика. Екатеринбург, УрГУ, 1996.
  14.  Экральный анализ – дополнение или вариант психоанализа 3. Фрейда? / И. Л. Виленский. А. А. Попов. Е. П. Храбров. Т. Н. Подлубная. - Киев: Общество «Знание», 1994, С. 61-62.
  15.  Эмоции и их анализ / Попов А. А., Виленский И. Л. - Киев, 1995.




1.  Технологическая часть 1
2. Сочи2014 Дата- 17
3. Стан та напрямки удосконалення бухгалтерського обліку тварин на вирощуванні та відгодівлі
4. Радиотехника Утверждено на заседании кафедры радиотехнических систем Протокол от
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук1
6. Проектирование мероприятий по борьбе с сорняками
7. ЗАДАНИЕ КИВШ
8. тема БреттонВудское соглашение англ
9. конструкционный бетон для ограждающих конструкций ~ объёмная масса 300 500 кг-м; конструкционный бетон для к.
10. Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования
11. Наполеоновские войны 1799 1815 гг
12. как целостную систему различных сторон тенденций связей отношений и компонентов [15]
13. Основы ведения наступления общевойсковыми соединениями, частями и подразделениями
14. Вступительная беседа 6-3
15. Уральский государственный технический университет ' УПИ Кафедра Металлорежущие станки и инструменты
16. Понятие, признаки,функции права
17. Экономический рост
18. Отравления хронического характера
19. эксплуатационные характеристики судов 2
20. Как связаны между собою в истории культуры научное и религиозное мировоззрение Наука и религия представл