У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематики затрагиваются им также в сочинениях по этике например в трактате

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Вопрос 11

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах "О государстве" и "О законах". Некоторые аспекты государственно-правовой тематики   затрагиваются   им   также   в   сочинениях   по   этике   (например,   в   трактате   "Об обязанностях") и в многочисленных речах.

Государство он определит через понятие республика  (дело народа).  В основе государства народ как соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов под влиянием взглядов Аристотеля, он считает, что семья это основная ячейка общества, из которой возникает государство. Под влиянием взглядов Платона и Аристотеля считает, что государство и право имеет божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости.

 Выделяет следующие формы правления: 1. Царская власть 2. Аристократия 3. Демократия

Оптимальной является смешанная форма,  это сочетание признаков 1 и 2 , как следствие прочное государство обеспечивает  равноправие граждан.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила "не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе". В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. "Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера", — утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь — откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку — в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, "следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия". Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

Сквозь этот строй типично аристократических представлений пробиваются вместе с тем ростки принципиально иной доктрины. В явном противоречии с собственными исходными положениями Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, "народным установлением". Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. "Частной собственности, — заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, — не бывает от природы". Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство "держится на кредите".

Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии полисной демократии. Развивая их, Цицерон определяет государство (res publica) как дело народа, где под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.

Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате "Об обязанностях" перечень занятий и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми "грязным делом", у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.

Политический идеал Цицерона — аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления.

Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию и власть народа — демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти  неизбежно  вырождается,  что  приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан. Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. К такому строю, по его мнению, приближалась Римская республика во времена "отцов" и "дедов". Монархические начала были представлены в ней властью консулов, аристократические — правлением сената, демократические

— народным собранием и властью трибунов. В этой части учение Цицерона не выходило за рамки
древнегреческих    концепций    круговорота    государственных    форм    (Платон,    Полибий)    и
политических идеалов знати, требовавшей реставрации староустойных порядков.

Цицерон творил в период становления Римской империи. Поддерживая и одобряя захватнические войны Рима, Цицерон отказывается от идеалов замкнутого, самодовлеющего полиса. Под влиянием стоиков он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства.

В правовой теории переход к империи нашел отражение в представлениях о составе и разновидностях права, действующего в римском государстве. Сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями римской литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народа и правом римских граждан.




1. Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа Матюшина духовное содержание и образный строй
2. Цессия
3. Поэтика сборника АА Фета Вечерние огни
4. Тема 12 Понятие социального института
5. материал удельная проводимость которого сильно зависит от внешних факторов ~колва примесей температуры в
6.  Моральноэтические и религиозные взгляды художника; вопрос о ldquo;природеrdquo; человека
7. вспомогательное окно фиксированного размера содержащее различные управляющие элементы controls- кнопки стр
8. Strtаgene США и BL21DE3 Novgene СШ
9. Дипломатические отношения между СССР и Китаем в 1924-1929 гг
10. А Объявлен международный конкурс на участие Летнем институте по глобальным проблемам охраны окружающей
11. Понятие, сущность, правовые признаки Конституции РФ. Этапы развития конституционного законодательства
12. Сущность сертификации продукции и систем качества
13. Добрый человек Конкурс проводит- Центр гражданского образования Восхождение Свидетельство о регис
14. этих опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отде.html
15. моногенные хромосомные Причина- мутация на генном уровне или же на хромосомном и геномном; роль средовы
16. Что считать браком в полиграфии
17. СанктПетербургский Институт Проектного Менеджмента 197022 г.
18. Понятие, структура и значение политической культур
19. ЛЕКЦИЯ 1. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ПАРОДОНТА
20. ст 1903 года ~ состоялось официальное церковное прославление в лике святых и обретение честных мощей батюшк