Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова
КАК НЕ НАСТУПИТЬ НА ГРАБЛИ
30 марта в Екатеринбурге в пресс-центре «ИТАР-ТАСС-Урал» состоится пресс-конференция на тему: «Основы религиозных культур и светской этики в школах Свердловской области: как будет преподаваться новый курс?». А днями раньше эта же тематика обсуждалась на радиостанции «Эхо Москвы», в популярной передаче «Родительское собрание». Два весьма представительных по участвующим персоналиям симпозиума и одна проблема. Причем проблема весьма болезненная поскольку «в принципе» все согласны с самой обсуждаемой идеей, никто не оспаривает ее полезность и своевременность ; но вот конкретика реализации сего проекта вызывает чувства, весьма далекие от единодушия.
Самый поверхностный слой проблемы трудности прагматического характера. Ведь, во-первых, может просто не быть в наличии педагогических кадров соответствующей квалификации (особенно в сельских районах там и с обычными педагогами наблюдается откровенная нехватка!). Во-вторых, как замечал в свое время по данному поводу известный российский философ, священник и правозащитник о. Александр Мень, читать такой курс принципиально должен светский педагог иначе предлагаемый курс немедленно превратится в религиозную пропаганду и в поле межконфессиональной борьбы. Опять-таки, где такого педагога взять?.. Наконец, в-третьих: как отмечалось в дискуссии на «Эхе Москвы», в европейских странах (например, в Нидерландах) действует железное правило: священник может проводить уроки в рамках группы, ориентированной на конкретное исповедание; при выходе же на макрогруппу подобные занятия должны коллегиально проводить представители нескольких преобладающих религиозных общин плюс (обязательно!) педагог-атеист. Только так, и не иначе. Как это все организовать на российской почве и притом не спровоцировать конфликт? Как в известной врачебной максиме «Не навреди»…
Но есть и более глубинные факторы, вызывающие тревогу в связи с данным проектом. Позволю себе поделиться с читателем собственными «несвоевременными мыслями» на сию тему.
То, что данный курс, что называется, «назрел и перезрел» безусловно. С точки зрения чистой культурологии религия это совершенно самостоятельная форма духовной культуры, обладающая собственной оригинальной семантикой и собственным «инструментарием» познания мира и человека в мире. Знать это вне зависимости от конкретных пристрастий конкретного человека просто необходимо; кроме того, исторически именно религиозная культура долгое время была инициатором и аккумулятором формирования этических норм. В условиях современности вопрос о формировании и поддержании некоего нравственного минимума в обществе (без которого, по констатации французского философа Э. Дюркгейма, социум гибнет) есть, если хотите, вопрос о социальном выживании. Наконец, введение данного курса, как хочется верить, сыграло бы роль элементарного культурного ликбеза среди подрастающего поколения ведь ни для кого не секрет, с каким ужасающе низким уровнем и познания, и (главное) мотивации к познанию в культурной области среди учащейся молодежи приходится сталкиваться педагогам…
Однако… как писал австрийский классик Стефан Цвейг, здравая идея постоянно искажается нелепым исполнением. В конкретных социокультурных условиях РФ реализация данного проекта, как представляется, может напороться на три «минных поля» или, если хотите, риска. Представляю эти риски последовательно.
Первое. Как известно, в современной России религии назойливо сортируют на «традиционные» и «нетрадиционные»: последние подвергаются откровенной дискриминации в том числе информационной. Это ни с чем не сообразно, поскольку совершенно противоречит Основному Закону там, как известно, гражданам РФ гарантировано право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (плюс право на отправление религиозного культа в рамках выбранной религии). При этом круг «традиционных» религий искусственно сужен: так, в из число никогда не попадают протестанты хотя последние живут в России уже свыше 400 лет. И старообрядчество для русского народа вероисповедание стопроцентно «традиционное», традиционней не бывает. Есть и региональные нюансы так, явно «традиционными» будут буддизм для Бурятии, Калмыкии и Тувы и язычество для Марий Эл. Для разбросанных по России (и очень заметных) армянских общин традиционным исповеданием будет, естественно, армяно-григорианская церковь. А российские католики, тоже стандартно не включаемые в список «традиционалистов»? Их историческое бытие в России фиксируется, как минимум, с XVIII века; и их приходы первоначально «импортные» по составу прихожан давно обрусели. В общем, здесь ситуация, явственно требующая корректуры.
Второе. Практически все ныне существующие христианские церкви поражены своеобразной формой гордыни, выражающейся в признании своей трактовки учения Христа как единственно верной и считающей все без исключения прочие взгляды на проблему (в том числе и учения иных христианских конфессий «братьев во Христе», по Евангелию) ересью. На практике это выражается в раздувании догматических различий между церквами в ущерб тому главному и фундаментальному, что их объединяет и ради чего вообще все, собственно, это и затевалось (современная РПЦ, к примеру, католическую специфику в догматике однозначно квалифицирует ни больше, ни меньше, как «отпадение от веры», «антихристианство» и даже… «сатанизм»!) и, особенно, в преувеличенном внимании к обрядовой стороне дела. (Информация к размышлению: ещё на Вселенских соборах отцы церкви вынесли не подлежащий обжалованию вердикт: обрядоверие не христианство!). Результат по констатации многих современных православных авторов, «единение церквей возможно только в условиях конца света» (дословно!). Между тем, для проведения описанного курса требуется не только элементарная толерантность (которой, к примеру, РПЦ лишена начисто), но и более глубокое понимание высшего экзистенциального единства всех форм религиозной культуры то, что великий индийский мыслитель ХХ века С. Радхакришнан называл «принадлежностью к единой Невидимой церкви». Как вы сами понимаете, подобная практика отнюдь не способствует даже нормальному диалогу, а не только участию в какой-либо совместной деятельности: кстати, по заявлению многих высших иерархов РПЦ, «церковь уклоняется от общения с иноверными и инославными» (вполне откровенно!).
Третье, и последнее. Официальная позиция русского православия на сегодняшний день православный фундаментализм. То есть жесткая опора на традицию (причем очень архаическую), достаточно агрессивно неприятие многих (если не большинства) элементов современной культуры, лобовое антизападничество (понимаемое крайне расширительно), устойчиво «родительская» (с психологической точки зрения) самопрезентация «есть две точки зрения, мое и неправильное». И «кто не с нами, тот против нас». Это не идентично православию как феномену, но это, повторяю, в РПЦ сегодня официоз. К этому надо прибавить, что и политический идеал православного фундаментализма в его русской редакции крайне специфичен: так, идеальной формой правления для России православные фундаменталисты считают исключительно монархию (причем непременно абсолютную!), а концепция прав человека отвергается как «капитуляция перед грехом» (!). Вообще-то откровенно антиконституционная пропаганда, никак иначе. Сомневающимся советую зайти в книжную лавку любого храма Екатеринбургской епархии и почитать те книги, которые там реализуются… Если «основы религиозной культуры» будут преподаваться российским подросткам на ТАКОЙ основе я не завидую будущему России…
И с исламом здесь тоже не все просто. Как известно, исламский фундаментализм по градусу агрессии даст 100 очков вперед православному. Хотя верховный муфтият РФ активно открещивается от фундаменталистской практики на деле радикальные джамааты (приходы) в нашей стране угрожающе быстро плодятся (причем далеко за пределами Кавказа!); и, по констатации одного из информированных комментаторов, «за закрытыми дверями мечети нерадикальных мусульман нет». Даже если принять эту редакцию за неправомерное сгущение красок (хотелось бы верить!), все равно проблема остается как и риск получения «талибанства» под видом ислама в рамках обычной школьной программы.
В общем вопросы, вопросы… Они не являются неразрешимыми; при наличии здравого смысла и политической воли здесь все решаемо. Но надо помнить, что «любимая» русская игра наступание на грабли. И очень бы не хотелось сыграть в нее в очередной раз тем более, что чуть ли ни вся новейшая история нашего Отечества напоминает затянувшийся чемпионат по данному малоприятному виду спорта.