Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Представленный реферат направлен на изучение и раскрытие таких взаимосвязанных понятий как «социальная структура» и «социальное неравенство». Однако я решила добавить к этим понятиям еще одно неразрывно связанное с ними: «социальная мобильность». Социология как наука изучает общество, его взаимодействия и отношения внутри себя, а так же его не менее важные элементы. А так как общество - это сложная динамическая система, включающая в свой состав не только отдельные элементы, но и совокупность этих элементов, т.е. групп. Что это за группы? Как они определяются? В данном случае имеет место быть социальная структура. В самих социальных группах присутствует определённая иерархия, т.е. внутри группы её элементы имеют разные права и привилегии в зависимости от наличия или отсутствия каких либо признаков или материальных благ. В этом случае стоит упомянуть о социальном неравенстве. Так почему же существует неравенство? Существует ли возможность изменить свое положение в социальной структуре? Конечно, есть. Этому вопросу посвящен раздел о социальной мобильности. На эти и другие вопросы можно найти ответы в далее представленных главах, более подробно раскрывающих тему реферата.
В целом общество-это не просто совокупность отдельно взятых индивидов, а сложная система взаимодействия различных социальных общностей. Эти общности, сложившиеся за всю историю человечества составляют всю социальную сферу. При этом можно в ней выделить макроструктуру, к которой относятся классы, народы, этносы, а также микроструктуру, в которую входят малые социальные общности: учебный коллектив, семья, трудовой коллектив и т.д.
Чтобы понять сущность общества, сложных процессов взаимодействия людей, необходимо проанализировать его социальную структуру. Для начала, следует дать определение данному понятию. Для этого я хотела бы процитировать несколько определений из западных и отечественных научных источников. В немецком « Социологическом лексиконе» дается наиболее общее определение данному понятию:
« Социальная структура-структура общества или, в более общем виде, социальной системы. Организация людей в институционально упорядоченные отношения, важнейшими структурными переменными которых являются позиция, роль и статус». (Редклиф-Браун, Нагель, Линтон, Парсонс, Мертон и д.р.)
В отечественной литературе рассматриваемое понятие можно разделить на два периода: советский и постсоветский.
Советский подход отражен в «Философской энциклопедии»(статья Ю.А.Левады):
«Структура социальная - одна из основных категорий социологического анализа общества, обозначающая сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы. В социальной структуре фиксируется свойственный данному обществу способ разделения труда, взаимоотношения классов и других социальных групп, характер функционирования социальных институтов, формы социальной организации и социальных действий».
Новейшие определения отечественных авторов особенно не отличаются от вышеперечисленных:
«Социальная структура - в широком смысле слова означает совокупность отношений между различными социальными группами (классами, общностями, организациями) и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе. В узком смысле - взаимосвязанный набор социальных позиций (статусов), каждая из которых обладает определенными правами и обязанностями, необходимыми для выполнения социальных ролей. Социальная структура обеспечивает устойчивость социальной системы, ее нормальное воспроизводство».
Таким образом, социальная структура общества подразумевает деление целой системы на группы, по определенным признакам. Основным признаком социальной структуры общества является гетерогенность (или горизонтальная дифференциация). В ней выражается разнородность, богатство оттенков общества, проявляющихся в разделении его на категории и социальные группы. При употреблении этого понятия обычно указывается признак, по которому происходит разделение. Следует различать малые и большие группы. Дело в том, что становление и развитие малых групп основывается на объективно-сознательном факторе. В больших же группах сконцентрированы объективные законы общественной жизни. Далее я хотела бы перечислить и охарактеризовать некоторые социальные группы.
Во-первых, это классы, которые выделяются в зависимости от места в системе общественного производства. «Это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15). Согласно марксизму внутри класса люди делятся на эксплуататоров и эксплуатируемых. К классам относятся: буржуазия, пролетариат, крестьяне и т.д. В зависимости от исторического периода в обществе выделяются в качестве основных следующие классы:
Наравне с классами ученные выделяют теорию «социальной стратификации», которая была предложена П. Сорокиным. Данная теория использует слоевой подход при анализе социальной структуры. Страт (слой) - это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. В социальной стратификации в неравном количестве распределены права и привилегии, ответственности, свободы и обязанности, власть и влияние. Согласно теории П. Сорокина в обществе выделены 3 стратификационные структуры:
Но это не единственные примеры страт. Многие ученные в качестве основания социальной дифференциации берут культурный уровень, образование, стиль и образ жизни, вкусы, привычки и прочее. Стратификационная модель очень значима, потому что она позволяет рассматривать социальную сферу как сложную, динамичную, неоднородную систему, позволяет проследить за динамикой ее изменений.
Значительное место занимают такие большие социальные группы как касты и сословия. К кастам относятся замкнутые группы людей, которые занимаются определенным видом жизнедеятельности, основанном на традициях. Например, земледелие. А так же они связаны с происхождением и правовым статусом своих членов. Данные группы распространены в Индии. В Индии существует четыре основные касты, произошедшие, по легенде, из различных частей бога Брахмы:
Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.
Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие-это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют привилегированные и непривилегированные сословия. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так называли- первое сословие и второе), ко второй- ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 года помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (казачество).
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней выделяется так же этническая структура; демографическая и расовая. В этнической структуре группа выделяется по признаку этнической и национальной принадлежности. Это обусловлено общность территории проживания, языка, своеобразием духовной культуры. Нации сформировались в период появления буржуазного общества и возникновения единого рынка.
Относительно похожая группа определяется по наличию морфофизиологических и физических особенностей. Например, цвет кожи, рост… это так называемая Расовая группа.
Демографическая структура выделяется по возрасту и полу. Например, женщины, мужчины, молодежь и др.
Одна из характерных малых социальных групп это семья. Она определяется родственными отношениями и имеет такие признаки как: хозяйство, совместная ответственность, кровное родство. Например, муж-жена, брат-сестра и т.д. Семья опирается на субъективно-сознательные моменты: взаимопонимание, признание общих жизненных целей, ответственности друг перед другом. Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.
Социальная структура является частью понятия «социальная система». Социальная система- то совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Таким образом, социальная структура объединяет в себе социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих структуру, а второй компонент - это набор связей этих элементов. Социальный аспект общности зависит от ее связей
с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура объединяет экономические, политические, духовные и социальные институты, которые, в свою очередь, организуют общественную жизнь в целом. Каждый из институтов дает определенную социальную роль и статус члену общества, а также являются агентами социализации отдельно взятых индивидов.
Каждая личность занимает в обществе несколько социальных позиций. Поэтому невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Например, каждый человек имеет профессию, образование, место жительства, принадлежит к той или иной нации\расе. Даже члены примитивных племен разделяются по возрастной, родственной и властной структуре.
Если провести структурный анализ, то можно выделить несколько видов социальной структуры: идеальную , нормативную, организационную, случайную.
Социальную структуру входят активно действующие индивиды и их объединения, способные вместе изменять положение отдельных частей структуры, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части. Для того чтобы социальная структура не распадалась, людям приходится совершать множество однонаправленных совместных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. В этом проявляется динамическая сторона социальной структуры.
Вместе с тем социальная структура общества это, прежде всего, его статическая картина. Ее можно выразить как совокупность множества социальных статусов. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости и создается общественным разделением труда. Однако это статусы предписанные, а, следовательно, незаполненные, пустые. Социальную структуру можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество равных пустых ячеек связанных друг с другом функционально. Все статусы, образующие социальную структуру, также равны и также связаны друг с другом функционально. Но если заполнить пустые ячейки людьми, то каждый статус превратится в большую социальную группу. Эта совокупность статусов дает нам новое понятие социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу и также расположены горизонтально. Однако это теоретическая конструкция: в действительности одни группы находятся выше, другие ниже на социальной лестнице.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная структура общества- это сложная, динамическая система включающая в себя все многообразие групп личностей, объединенных в соответствии с их социальными ролями и социальными статусами. Социальная структура общества имеет группы, которые могут стоять выше других групп, а могут быть ниже в зависимости от различных факторов. Отсюда рождается неравенство, еще одно из сложнейших, но не менее важных понятий социологии.
Разнообразие отношений социальных ролей и статусов приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Эти отношения необходимо каким-то образом упорядочить. Но что же такое неравенство? В самом общем смысле это означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный и ограниченный доступ к материальным и духовным ресурсам. Вот как раз для описания системы неравенства используется понятие «социальная стратификация».
Под социальной стратификацией понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Все ученные сходятся во мнении, то основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Марк назвал таким факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к власти и политическим партиям. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальной, религиозной принадлежности и т.д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
Исторически стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и т.д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества(прежде всего европейского) ,постепенно смягчается.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня:
В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, может переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.
Говоря о социальном неравенстве, следует упомянуть, что оно существует во всех обществах, даже самых примитивных. Исследование примитивных обществ в Новой Гвинее показало, что элементы неравенства существуют и в них. Например, папуас, который имел возможность принимать больше гостей, занимал более высокое положение. В то же время слепые и больные имели более низкий статус, женщины считались ниже мужчин и т.д. Применительно к обществу можно говорить лишь о той или иной степени неравенства и тенденциях к равенству. Исследователь Герхард Ленски установил, что в обществах охотников и собирателей растений неравенство имеет место, но в наименьшей мере. Наиболее ярко оно проявляется в аграрных обществах, в промышленных обществах существует меньшее неравенство, несмотря на то, что они сложнее. В развитых странах достигнута большая степень равенства, чем в развивающихся.
Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. Их взгляды особенно расходятся в том, что является главным компонентом неравенства. Поэтому существует множество теорий, дающих собственный ответ на этот вопрос.
Так может ли существовать общество без социального неравенства? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Я хотела бы описать наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.
Функционализм объясняет неравенство исходя из распределения социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование и развитие общества возможны только благодаря разделению труда: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.
Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности представляет серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.
Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль, так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе.
В соответствии с экономической точки зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.
Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается, по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.
Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.
Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.
Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
Там, где есть неравенство, есть возможность изменения своего положения. Таким образом, в социальной структуре есть возможность продвижения вперед или же падения вниз. Изменение своего статуса в обществе приобрело название социальной мобильности.
Люди находятся в постоянном движении, а общество в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность. Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом, который большую часть своей творческой жизни провел в США, П.А.Сорокиным. Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.
Существуют два основных вида социальной мобильности межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.
При рождении человек получает социальный статус своих родителей. Родители, родственники, близкие к семье люди передают ребенку те представления о должном, запрещенном и рекомендованном поведении, которые господствуют в их среде. Однако в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этом социальном слое, претендовать и добиваться большего. Если его статус изменен на более высокий, то имеет место восходящая мобильность. Однако в результате жизненных неприятностей он может перейти в низшую статусную группу при этом срабатывает нисходящая мобильность. Все это разновидности вертикальной мобильности.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Миграция смена места жительства, перемещение людей на иную территорию с изменением их социального статуса. Если деревенский житель приехал в город для того, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел в нем работу, то это миграция.
Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А.Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.
Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других. Например, я и мои однокурсники год назад были выпускниками 11 класса, а сейчас мы уже студенты. Таким образом, социальная мобильность-это нормальное явления для общества и её элементов.
В ходе научной работы, я выяснила, что такое социальная структура, социальное неравенство, а так же, то такое социальная мобильность. Они неразрывно связаны с социологией, как наукой.
В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и вообще в мире его принадлежности к тому или иному стратификационному уровню, я являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.
Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; перемежение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя индивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих индивидов так называемое статусное беспокойство- ведь изменение статуса может произойти и в худшую сторону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социальных группах, например, в семьях, в которых родители принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.
Таким образом люди стараются избавиться от оков социального неравенства и встать на вершину социальной структуры общества.