Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 5 Российская империя в XIX веке Аракчеевщина ~ политика грубой военной дисциплины последних лет пр

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Тема № 5.  Российская империя в XIX веке

Аракчеевщина – политика грубой военной дисциплины последних лет правления Александра I. Название связано с именем графа, генерала от артиллерии Александра Андреевича Аракчеева, фактически осуществлявшего все руководство внутренней политикой страны. Она заключалась в палочной дисциплине и муштре в армии, жестоком подавлении общественного недовольства. Многие современники объясняли ужесточение правительственного курса (усиление цензуры, ограничение свобод, введение военных поселений и др.) вредным влиянием Аракчеева на Александра I. Отсюда и появление его оценки как «всесильного временщика». Вместе с тем, необходимо отметить, что Аракчеев был только исполнителем воли императора.

Венский конгресс (сентябрь 1814 – июнь 1815 гг.) - международный конгресс, созванный по инициативе России, Великобритании, Австрии и Пруссии после завершения войн антифранцузских коалиций против наполеоновской Франции. В конгрессе приняли участие 216 представителей всех европейских держав (кроме Турции), в составе русской делегации присутствовал император Александр I. Инициаторы Венского конгресса ставили целью реставрацию свергнутых династий в государствах, завоеванных Наполеоном I восстановление принципов государственного устройства, существовавших до наполеоновских войн; создание устойчивых гарантий против возвращения к власти во Франции Наполеона; удовлетворение территориальных притязаний стран-победительниц путем передела Европы и колоний. По ряду вопросов цели участников венского конгресса не совпадали, но бегство Наполеона I с острова Эльба и высадка его 1 марта 1815 г. во Франции способствовали сближению участников переговоров. Венский конгресс завершился подписанием 9 июня 1815 г. Заключительного (генерального) акта, состоящего из 121 статьи. Россия по нему получала практически все Великое герцогство Варшавское, которое вошло в состав России под именем Царство Польское. В результате Венского конгресса была впервые создана система договоров, регулировавших отношения между европейскими странами, закрепивших на длительный срок границы между ними. Созданная система просуществовала до 1850-х гг. После Венского конгресса в сентябре 1815 г. в Париже был заключен Священный союз Австрии, Пруссии и России.

Военные поселения – особая форма комплектования армии, возникшая при Александре I при активном участии А.А. Аракчеева. Начали организовываться примерно с 1810 г. Цель создания военных поселений – добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне ряда губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 1818 – в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь крестьян строго регламентировалась. За малейшее нарушение порядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Кроме того, здесь часто проходили бунты и волнения. Отменены в 1857 г.

Восточный вопрос – название группы проблем и противоречий в истории международных отношений последней трети XVIII – начала XX в. Суть его – соперничество европейских стран на Ближнем и Среднем Востоке. Возникновение и обострение восточного вопроса обусловили три фактора: упадок и кризис Османской империи (Турции); рост национально-освободительного движения против османского ига; обострение противоречий среди европейских стран на Ближнем Востоке, вызванных борьбой за раздел мира. Для России восточный вопрос состоял из трех основных частей: отношения ее с Турцией и европейскими державами по поводу турецкого господства на Балканах; сохранение интересов России на сопредельных с Турцией территориях; поддержка национальных и религиозных движений нетурецких народов Османской империи.

Декабристы – представители дворянства, впервые в России выступившие за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостничества, поднявшие 14 декабря 1825 г. восстание (отсюда название участников движения – декабристы).

Закон о вольных хлебопашцах - закон от 20 февраля 1803 г., принятый Александром I. В соответствии с ним помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями, с обязательным наделом землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли вольными или свободными хлебопашцами, с 1848 г. их стали называть государственными крестьянами.

Западничество – одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 30 – 50-х гг. 19 в., ориентированное на развитие России в русле европейской цивилизации. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Представители этого направления общественно-политической мысли исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленной странами Западной Европы. Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий. Западники считали его реформы прогрессивными, позволившими сделать огромный шаг по пути прогресса. По их мнению, основной ценностью общества является человек как существо изначально свободное и не желающее «петь в общем хоре». Человек должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию. Сторонники западничества – В.Г. Белинский, А.И. Герцен (до 50-х гг.), Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин - высоко оценивали роль науки и техники в обществе, уважали правовые нормы и институты государства. Отстаивая западный путь развития, они выступали за свободу слова, отмену крепостного права и др. Целью западников было помочь своей стране выйти на дорогу общественного прогресса. В целом это прогрессивное явление русской общественной мысли XIX столетия. Вместе со славянофилами они представляли либеральное течение в общественном движении России.

Интеллигенция (лат. – знающий, понимающий, разумный) – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом. Несмотря на свое иностранное происхождение, слово «интеллигент» обозначает специфически российское явление, оно отличается от понятия «интеллектуал», принятого в западноевропейских странах. Предполагается, что российский интеллигент занимает активную общественную позицию. Первоначально считалось, что российская интеллигенция должна быть оппозиционна власти. Для русского интеллигента отличительной чертой всегда была приверженность идее общественного блага, и на этом фоне даже уровень образованности был не главным. В настоящее время специфически русское значение понятия «интеллигенция» постепенно размывается.

Консерватизм (от лат – сохранять) - различные формы приверженности ко всему старому и противодействия всему новому. Направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев экономического и политического устройства. В России консерватизм в наибольшей степени проявился в вопросах государственного устройства, защищая незыблемость самодержавной власти. Идеологом этого направления считается граф С.С. Уваров, создавший теорию официальной народности. В начале ХХ в. были созданы консервативно-монархические партии «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела» и др.

«Крестьянский» (русский) социализм – создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.). Он был убежден, что сельская община («мир») с ее коллективистской трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. Герцен выдвинул формулу: «Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник». По убеждению мыслителя Россия сильно отличалась стала от Запада, т.к. здесь была крестьянская община, в которой все вопросы решались сообща, на мирском сходе, а труд имел совместный характер. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.). Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации – политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет, по убеждению А.И. Герцена, соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. с народными массами. Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения. Насилием можно лишь расчистить место для будущего, но никак невозможно создать новое общество. Для этого необходимо развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри… Наша сила, - писал Герцен, - в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности». Теория «крестьянского» социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана народническая идеология.

Либерализм – 1. Идеологическое и политическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, рыночную экономику, незыблемость частной собственности, утверждение основ парламентаризма, демократические права и свободы. Революционный путь преобразований отвергается. 2. Применительно к личности – образ мышления и деятельности, для которого характерны независимость по отношению к традициям, догмам, привычкам; свободомыслие, вольнодумство; терпимость к различным взглядам, позициям.

Министерства (лат. – управляю) – органы исполнительной власти. В России введены при Александре I взамен петровских коллегий. Первоначально их было 8: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Во главе каждого министерства находился министр, который назначался императором и был ответственен только перед ним. В 1811 г. по инициативе М.М. Сперанского была осуществлена реформа организации и делопроизводства министерств. После Октября 1917 г. вместо министерств были созданы народные комиссариаты (наркоматы) во главе с народными комиссарами (наркомами), а затем воссозданы министерства.

Негласный комитет – группа друзей царя Александра I, которые вместе с царем разрабатывали идеи преобразований. В него вошли – граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф Кочубей и граф Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.

Петрашевцы - участники вечеров, проходивших по пятницам в доме литератора М.В.Петрашевского. На встречах обсуждались проблемы переустройства самодержавной политики, крепостного права. Петрашевцы разделяли идеи французских социалистов-утопистов. Среди участников кружка были литераторы Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Я. Данилевский, В.Н. Майков, композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн, географ П.И. Семенов-Тян-Шанский и др. В конце 1848 г. революционно настроенная часть петрашевцев решила добиваться реализации задуманного насильственным путем, для чего создать тайное общество и наладить выпуск прокламаций. Однако выполнить намеченное не удалось. Члены общества были арестованы, 21 из них приговорены к смертной казни. В день исполнения казни она была заменена каторгой. Осужденные петрашевцы были отправлены в Сибирь.

Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В России начало промышленного переворота относится к 30-м гг. XIX века, завершение – к началу 80-х гг. XIX века.

Радикализм (лат. – коренной) – политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий.

Священный союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключенный после крушения наполеоновской империи в сентябре 1815 г. в Париже. Затем к нему присоединяется Франция и ряд других государств. В основу был положен написанный Александром I «Трактат братского христианского союза». Лозунг союза – «Сохранение тронов и алтарей». Священный союз становится оплотом реакции и абсолютизма, гонителем свободомыслия. Результатом деятельности союза стало подавление революции в Неаполе (1820 – 1821 гг.), Испании (1820 – 1823 гг.), попытки подавить восстание в Польше и других странах. В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между европейскими державами и развитие революционного движения привели в начале 30-х гг. 19 в. к распаду Священного союза.

Славянофильство – одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им. Среди славянофилов были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Киреевский, братья Аксаков И.С. и К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы.

Теория официальной народности – правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым. В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом. Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Буржуазия – класс собственников средств производства в капиталистическом обществе. Первоначально буржуазией называли представителей среднего сословия Западной Европы (в отличие от высших сословий феодального общества). Впоследствии термин стал употребляться для определения класса собственников производства средств производства в капиталистическом обществе, живущего за счет прибавочной стоимости, получаемой при помощи применения наемного труда. Появление первых представителей российской буржуазии связывают с эпохой первоначального накопления капитала (XVIII – первая половина XIX вв.), а окончательно она сложилась во время промышленного переворота (1830-1880 гг.). Процесс формирования буржуазии выражался в том, что из среды мелких товаропроизводителей выделялись представители торгового и ростовщического капитала. Накопив необходимый стартовый капитал, они затем вкладывали его в промышленное дело, становясь промышленниками-предпринимателями. Это занятие они совмещали с торговыми операциями. Соединение промышленного капитала с торговым – характерная черта мануфактурной стадии промышленности. Впоследствии рост промышленного капитала и промышленной буржуазии был связан с переходом от мануфактуры к крупной машинной индустрии. Социальной базой формирования российской промышленной буржуазии служили купечество, отчасти мещанство, но преимущественно представители разбогатевшего крестьянства.

«Земля и воля» (1878-1879) - тайное революционное общество народников 1870-х гг., образовалось в Петербурге, название обществу дано в 1878 г. по аналогии с обществом 1860-х гг. В состав «Земли и воли» вошли «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников», уцелевшие от арестов участники «хождения в народ», подросшее поколение молодых революционеров. В основании общества участвовали А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, А. Д. Оболешев, М. А. и О.А. Натансоны, А. А. Квятковский, О. В. Аптекман, В. А. Осинский, Д. А. Лизогуб, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, все члены кружка Н.В. Чайковского. По социальному составу общество было разночинским. В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. Руководил ею «Центр», или «Администрация». Он избирался «основным кружком», который в количестве 30 человек составлял ядро организации. Общество имело свои печатные Издания: «Листок „Земли и воли"» и «Земля и воля». Основателями организации был учтен опыт «хождения в народ», поэтому предполагалось создание постоянных «поселений» революционеров в деревнях для подготовки «народной революции». Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В.Аптекман, Д.А.Лизогуб, А.Д.Михайлов, В.А.Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции.  При образовании общества была принята программа, важнейшим пунктом которой являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота".  Подготовить переворот, по мнению «землевольцев», следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Структура организации предполагала существование нескольких групп, разделенных по характеру деятельности. Группа «деревенщиков», наиболее многочисленная, вела пропаганду среди крестьян. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных" – для этого была создана «рабочая» группа. Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность «землевольцев» велась и в среде недовольного студенчества и интеллигенции, предусматривались попытки привлечения сознательных прогрессивных офицеров и чиновников. Кроме пропаганды, «землевольцы» занимались «дезорганизацией государства», в частности уничтожением «наиболее вредных или выдающихся лиц из членов правительства». Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение «землевольцев» к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством.        Постепенно в обществе выделилось два направления - пропагандисты и террористы. В июне 1879 г. на съезде в Воронеже произошел раскол «Земли и воли», но участники нашли временный компромисс сосуществования двух направлений. В августе 1879 г. на съезде в Липецке «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».

Земства – выборные органы местного самоуправления в России, созданные в соответствии с реформой местного самоуправления 1864 г. По принятому законодательству создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Избирались они на трехлетний срок. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения.

«Ишутинцы» (1863 – 1866) - кружок революционно-демократического толка, основанный в 1863 г. Н. Ишутиным и действовавший в 1863-1866 гг. в Москве. В него входил Д. Каракозов, совершивший в 1866 г. покушение на Александра II, после чего организация была разгромлена полицией.

Народничество – главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинской интеллигенции 1870-80-х гг. Оно основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х гг. XIX века А. И. Герценом – «предтечей» русского народничества. Впоследствии идея «общинного социализма», сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским.    Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество. Сам термин «народник» появился в литературе в середине 1860-х гг., но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь, крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х – начале 70-х гг., когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией. На рубеже 60-70-х гг. сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин («бунтарское» направление в народничестве), П.Л. Лавров («пропагандистское» направление) и П.Н. Ткачев («заговорщицкое» направление). Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. - массовому движению революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма в крестьянской среде. Неудача этой акции, а также слабые результаты пропаганды социалистических идей в деревне выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана в 1876 г. – «Земля и воля». Организация пыталась проводить политические демонстрации, она имела несколько отделений и до 200 членов. В 1879 г. в этой организации выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Это привело к расколу организации на две - «Народная воля» (сторонники террористических акций) и «Черный передел» (занимали позицию пропагандистской работы). «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра II, «Черный передел» вскоре также распался на мелкие самостоятельные группы. Этим завершился этап «действенного» народничества. В 80 - 90-х гг. распространение получили идей либерального («легального») народничества. Его представители выступали за социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. На рубеже XIX – XX вв. возникают неонароднические организации и кружки, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников. Именно на базе революционно-народнических организаций оформилась партия эсеров.

«Народная воля» (1879-1887)- революционно-народническая организация (1879-1887 гг.), образовавшаяся в августе 1879 г. в результате раскола «Земли и воли» (см. схему «Революционное движение в России в 60 - 70 гг. 19 в.»). Программа организации содержала требования демократических преобразований, введения всеобщего избирательного права, постоянного народного представительства, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в который входили: А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А.И. Желябов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. В. Якимова и др. Ему подчинялось множество кружков и групп, располагавшихся в пятидесяти городах. В 1879 - 1881 гг. организация объединяла до 250 кружков (свыше 2000 человек), имела 10 подпольных типографий. "Народная воля" была хорошо законспирированной организацией, имела свой печатный орган - газету «Народная воля», выходившую с 1 октября 1879 г. по октябрь 1885 г. Народовольцы различали «организацию» - дисциплинированное сообщество революционеров, подчинявшееся программе и уставу, в нее входило около 500 человек, - и партию - круг единомышленников, не связанных с «организацией» обязательствами, таких насчитывалось до 2 тыс. человек. В условиях демократического подъема конца 70-годов XIX века организация активно включилась в политическую борьбу. Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев, российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце). Всего на императора было совершено 8 неудачных покушений.

«Народная расправа» (1869) - тайное общество, образованное в среде петербургских студентов С. Нечаевым в 1869 г. Поддержку в организации общества ему оказывал М. А. Бакунин, вместе с Нечаевым они выпустили «Катехизис революционера» - своеобразное изложение идеологии революционного экстремизма. Нечаеву удалось в короткое время привлечь в свою организацию несколько десятков человек. Ее члены были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой, и подчинялась «Центру», т. е. на деле – Нечаеву. Он же действовал как диктатор, требуя к себе беспрекословного повиновения. К лету 1870 г. Нечаев планировал развернуть «разрушительную деятельность»: создать боевые отряды, привлекая в них «разбойные» элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать «частные капиталы». Однако развертыванию деятельности организации помешало убийство в ноябре 1869 г. студента Иванова, активного члена «Расправы», не пожелавшего подчиниться требованиям Нечаева и совершенное по приказу С. Нечаева. В результате следствия организация была раскрыта полицией зимой 1869 -1870 гг., по делу проходили 80 человек. Нечаеву удалось скрыться за границу. С целью дискредитации революционного движения над «нечаевцами» в 1871 г. был устроен показательный процесс, материалы его широко публиковались в правительственной печати. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

Нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) - идея тотального отрицания, форма самосознания значительной части русской интеллигенции 1860-70-х гг. Термин, получивший распространение в России в 1860-х гг., обозначал, во-первых, отрицание общественных ценностей, созданных человечеством, норм, принципов, традиций, полнейший скептицизм. Во-вторых, направление среди русских разночинцев-шестидесятников, относившихся резко отрицательно к буржуазно-дворянским традициям и обычаям. Наиболее видным представителем нигилизма в России 1860-х гг. считается публицист и литературный критик Д.И. Писарев. Основную силу переустройства общества он видел в деятельности «критически мыслящих реалистов», вооруженных последними достижениями науки. Писарев оказал значительное влияние на формирование идеологии народничества, хотя сам не был народником. Себя он не называл нигилистом. Впервые этот термин ввел в оборот И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети», в котором воплощен образ «русского нигилиста» начала 60-х гг.

«Освобождение труда» (1883 – 1903) - первая русская марксистская группа, основанная в 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым и другими бывшими членами «Черного передела» (П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч), бежавшими за границу. Они объявили о предпринятом ими издании «Библиотеки современного социализма». Группа занималась переводом, изданием и распространением в России работ Маркса и Энгельса. Она издавала также специально для рабочих «Рабочую библиотеку» - серию популярных брошюр по насущным специальным вопросам, знакомя их с рабочим движением на Западе. За 20 лет существования группы ею было опубликовано 250 переводов, а также оригинальных марксистских произведений самого Плеханова. В России, куда марксизм был привнесен с Запада без достаточного учета своеобразия ее социально-экономической и этнокультурной ситуации, стояла проблема доработки этого учения, и донесения ее основных положений до российских социал-демократов. Именно в этом заслуга группы «Освобождение труда», и, в первую очередь, самого Плеханова. Также важно отметить последовательную борьбу этой марксистской группы с идеологией народничества. Наиболее широкую известность в России получили работы Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883 г.), «Наши разногласия» (1885 г.), в которой пропагандировались идеи марксизма с развернутой критикой народнических воззрений. Критикуя народников, Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. На его трудах учились марксизму многие русские социал-демократы. В то же время группа не сыграла решающей организаторской роли в становлении социал-демократической партии в России, она лишь подготовила почву для более широких социал-демократических объединений.

Союз трех императоров (1873 – 1887) – союзное оборонительное соглашение России, Германии и Австро-Венгрии, фактически династическое соглашение монархов, сложившееся в 1873 г. после присоединения Германии к русско-австрийской политической конвенции (конвенция – договор, международное соглашение по какому-либо вопросу), не содержавшей конкретных обязательств сторон. По условиям конвенции, при нападении третьей державы главы государств обязывались, не заключая новых соглашений, условиться относительно совместного образа действий. В то же время между Россией и Германией существовала военная конвенция оборонительного характера. Развитию соглашения мешали русско-австрийские противоречия на Балканах (вопрос о судьбе Черноморских проливов, о влиянии в Балканских странах). Для России союз с Германией и Австро-Венгрией был как раз средством решения балканской проблемы, рамки соглашения должны были сдерживать агрессивные устремления Австро-Венгрии в отношении балканских территорий. Союз должен был помочь и в решении среднеазиатской проблемы: обезопасить Россию от возможного нападения Англии. Вокруг этого соглашения в 70-х гг. XIX строились взаимоотношения государств Европы и Азии. Фактически распавшийся после русско-австрийских противоречий о судьбе получивших независимость Балканских стран в 1877-78 гг. союз был возобновлен по предложению германского канцлера Бисмарка в 1881 г. (подписание русско-прусско-австрийского договора о нейтралитете сроком на три года). Это соглашение требовалось Австро-Венгрии для гарантий выполнения Россией условий Берлинского трактата. Договор был возобновлен в 1884 г. и более не продлевался, в 1887 г. его сменил двусторонний русско-германский «перестраховочный» договор, к которому Австро-Венгрия не присоединилась. Со второй половины 1880-х гг. начинается русско-французское сближение, завершившееся подписанием Русско-французской конвенции. В этих условиях русско-германский договор по его истечении в 1890 г. не был возобновлен.

«Хождение в народ» - первая крупная акция революционного народничества 1870-х гг., предпринятая летом 1874 г. Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей М.А. Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к началу акции послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. Как надеялись сами народники, здесь еще были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г., недовольных условиями реформы. На деле оказалось, что крестьяне не поддерживают идею бунта против царя, некоторых пропагандистов они сами сдавали полиции. Всего в 26 губерниях было арестовано более 4000 человек. Народникам не удалось найти общего языка с крестьянами, которых социалистические идеи были преимущественно чужды. Был сделан вывод, что в деревне надо проводить планомерную, систематическую пропаганду, для чего народники под видом учителей, врачей, ремесленников селились в деревне. Это «второе хождение в народ» в виде постоянных поселений также не увенчалось успехом. Определенный результат был достигнут в среде рабочих, временно пришедших на фабрики из деревни. Так удалось привлечь к народническому движению А. Желябова, С. Халтурина.

«Чайковцы» (1869 – 1874) - члены пропагандистско-просветительского кружка, созданного в 1869 г. в Петербурге студентом М. Натансоном. Название организация получила по одному из активных деятелей кружка, студенту Н. Чайковскому. Цель участников – «противодействовать нечаевским способам деятельности». Отделения образовались в Москве, Киеве и Одессе. В перспективе планировалось создать «единую рабочую организацию». Программу кружка написал П.А. Кропткин. Всего в организации состояло до 60 человек. Раскрыта полицией и прекратила существование в 1874 г. Впоследствии многие члены кружка стали активными участниками «хождения в народ» и вошли в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».

«Черный передел» (1879 – 1882) – народническая организация, возглавляемая Г.В. Плехановым (также в нее входили П.Б.Аксельрод, П.Г.Дейч, Я.В.Стефанович и др.). Образовалась после раскола «Земли и воли» в 1879 г. Члены организации заявили о неприятии тактики индивидуального террора и поставили целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Взгляды организаторов "Черного передела" в этом не отличались принципиально от взглядов землевольцев, а программа во многом повторяла программные положения «Земли и воли». Группа вела пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. В организационном отношении строилась по принципу «федерации кружков». Основная часть организации (до 40 человек) находилась в Петербурге. Провинциальные кружки существовали в Москве, Казани, Киеве, Харькове. В 1879 г. у организации появилась своя типография, но почти сразу о ней стало известно полиции, начались аресты. Плеханов с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал за границу. После убийства Александра II и разгрома «Народной воли» преследования усилились. Попытки продолжать пропаганду в деревне окончились неудачей и привели к новым арестам. После 1882 г. «Черный передел» распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к «Народной воле», остальные прекратили свое существование. В целом "Черный передел" не сыграл существенной роли в народническом движении, однако ряд его членов во главе с Г.В. Плехановым в 1883 г. в эмиграции, в Женеве организовали группу «Освобождение труда», которая немало способствовала распространению марксизма в России.

«Южнороссийский союз рабочих» (1875) – рабочая организация, созданная в 1875 г. в Одессе бывшим студентом, профессиональным революционером Е. Заславским. Первые рабочие организации оформляются в 70-е гг. XIX века Ядро организации составили 50-60 рабочих, разделенные на 5-7 кружков. К ним примыкали до 200 рабочих. Был принят устав организации. Он предусматривал идею освобождения рабочих из под гнета капитала, необходимость «объединения рабочих Южно-Российского края» (см. в хрестоматии статью «Устав «Южнороссийского союза рабочих»). Средством достижения этих целей фактически объявлялась революция. Союз просуществовал менее года, уже в декабре 1875 г. был выявлен полицией и все лидеры арестованы, после судебного процесса 15 его руководителей приговорены к каторге.




1.  Содержание системы госнного управления
2. уже должен приспособиться
3. і Упродовж двох місяців хворий помер
4. Контрольная работа- Понятие и признаки права
5. на тему- Золотая рыбка Ямала Выполнил-
6. Бюджетная система и бюджетное устройство.html
7. тема во все периоды своего эволюционного развития постоянно изменялась под воздействием различных природн
8. Народное образование в годы семилетки
9. ТЕМА 8-1 ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА Время 2 часа Обсуждена на з
10. Аварцы
11. Бухгалтерский учет активных операций с ценными бумагами коммерческих банков
12. Мировая политика Признаки и противоречия мировой политики Соотношение понятий международные отно
13. Уголовный процесс 1
14. Информационные технологии в менеджменте. Лабораторный практикум
15. Мисс студенчества ФинноУгрии2013 из Удмуртии- Я еду побеждать - Комсомольская правда 21
16. і. Энтропия ~андай да бір т~жірибені~ сына~ты~ ~р т~рлі н~тижемен ая~талатын аны~талма~анды~ ~лшемі.
17. Контрольна функція менеджера
18. ях составляются по каждому уезду два Избирательных Собрания
19. Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
20. Реферат- Организация перевозок, экономика и управление на транспорте