Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

PAGE  22

                                                 Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Сущность и особенность народных праздников и обрядов…………….......4

2.Классификация народных праздников и обрядов кубанского казачества….5

3. Фольклор как элемент народного праздника………………………………..10

4.Народный праздник как педагогическая система…………………………...14

5.Возрождение народных праздничных традиций на примере МБУК «СДК им. В.С. Стрижака» ст. Выселки……………………………………………......17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………....22

Введение

   Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

  Проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

  В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

   Эта востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение ее возрождения, особенно в регионах России, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого, и одним из таких регионов стала Кубань. 

   Народный праздник - неотъемлемый элемент народной культуры и истории государства несет большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным, эстетическим развитием общества.

1.Сущность и особенность народных праздников и обрядов.
     Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

   Традиционная культура составляет основу народной культуры. Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция - сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

   Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

    Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

  Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».

2. Классификация народных праздников и обрядов кубанского казачества.

   Традиционная культура кубанского казачества богата и сложна. Во многом обряды и обычаи связаны как с православием, так и военным образом жизни.

  Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу. Особым уважением у казаков пользуются христианские праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

Несмотря на то, что изначально в среде кавказских казаков, в т.ч. в старолинейных станицах, значительный процент составляли старообрядцы, подавляющая масса кубанского казачества традиционно осознавала себя православными христианами. Поэтому вполне логично выглядит то, что основу их празднично-обрядового календаря составляли церковно-православные «святцы», имевшие на Кубани некоторые свои особенности.

С одними годовыми праздниками связано достаточно большое количество обрядов и ритуалов, другие отмечались «формально» (церковная служба, запрет на работу).

В наиболее развитой форме в культуре кубанского казачества представлены Рождество (с приготовлением обрядовой пищи: кутьи/кути, узвара/взвара; ношение вэчэри/кутьи, рожыствуваньем, колядованием, рождественскими гаданиями и некоторыми другими ритуалами); Новый год (с ритуальной трапезой, проводами старого года, возжиганием костров, гаданиями, щедрованием, посеваньем/посыпаньем, хождением ряженых: Мыланкы/Меланьки и Васыля, «Козы», иногда – «Медведя»); Крещение, предполагавшее приготовление обрядовой пищи (кутья, узвар), включающее в себя водосвятие и связанные с ним ритуалы, окропление и закрещивание подворья, дома, хозяйства и членов семьи, приглашение к столу, как и на другие зимнесвяточные праздники, умерших предков, Мороза или даже домового. Необрядовая часть праздников, помимо гостевых визитов, могла состоять из гуляний, игр и катания по снегу, льду, в линейных станицах– и зимние хороводы.

  Люди ходили друг другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих станицах популярны были кулачные бои, так называемые "кулачки". На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: "Богатырская рука однажды бьет", но и быстрота и ловкость: "То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся". Определяющая роль отводилась мужеству и храбрости бойцов: "Бой отвагу любит", "Назад тики раки лазят". Важное значение придавалось соблюдению правил боя: "Нэ той правей, хто сильней, а тот, хто честней". Обычно кулачные бои велись " по справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или провоцирование драки: "Кто драку затевает, тот чаще битым бывает".

Из весеннего цикла можно выделить Масленицу с обязательными блинами или варениками и блинами, вязанием колодок, катанием на санях. В некоторых станицах, особенно в линейных, ходили ряженые: «Коза», «Кобыла», исполнялись масленичные песни и даже изготовлялось чучело. Масленица завершалась Прощённым/Прощальным воскресеньем с ритуалом ниспрошения прощения за явные и неявные обиды, причинённые окружающим. Следовавший за ним жиловый/жиляный понедельник открывал строгую часть великопостного комплекса: похвальную неделю (о ней сохранялись крайне смутные представления), средокрестную (с выпечкой крестов, жаворонков или куликов, птичек), вербную (с ритуалом хлестания вербой), страстную (с чистым четвергом и страстной пятницей).

    К числу особо значимых весенних праздников относились Благовещенье, Пасха (Вылыкдэнь/Великдень) и Красная горка, или Проводы/Провода. Главным, безусловно, являлась Пасха (с приготовлением обрядового хлеба – паски/паскы, крашанок, христосанием, катанием пасхальных яиц, гостевыми визитами, играми и кулачками, вождением в некоторых станицах пасхальных хороводов). В каждой станице устраивали качели, карусели. Катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

   До Троицы отмечался день Жён Мироносиц (в некоторых новолинейных станицах это Маргостье/Маргоски), Вознесенье/Звесеньё. В ряде линейных станиц на Вознесение начинался ритуал кумления (подкумливания) или даже обряд крещения «кукушки».

Ядро троицкой обрядности, ритуалы, связанные с растительностью, на Кубани в целом являлись унифицированными. Более сложные формы – завивание венков, кумление и панибратство – известны были далеко не во всех станицах, а обряды «крещения и похорон кукушки», «вождения комаря» – лишь в некоторых станицах, как правило, линейных или со смешанным населением.

В черноморских и смешанных (русско-украинских) поселениях отмечены развитые формы празднования Иваны Купалы: венки, костры, представления о ведьмах и чудесном цветке (папоротнике или конопле), с обряжением и потоплением купальского деревца – «купалицы», «Марыны/Марины» и т.п. Из летне-осенних праздников повсеместно отмечались также Спас/Спасивка, Покров/Покрова.

В календарной обрядности кубанского казачества, как и в других блоках культуры, проявляются прежде всего те сложные процессы, которые связаны с формированием новой этносоциальной общности – кубанского казачества и его культуры. Это сохранение и трансформация метропольных традиций (наиболее контрастные формы которых бытовали в станицах позднего формирования), взаимодействие и взаимопроникновение русской и украинской традиций (колядки, щедровки, масленичные и другие обрядовые тексты, символика, персонажи).

Собственно казачья специфика в большинстве праздников представлена минимально и могла проявляться в их игровой составляющей: кулачки, джигитовки, скачки. Исключение составляли Покров Пресвятой Богородицы, Пасха, считавшиеся одновременно и войсковыми праздниками. Их празднование, помимо торжественного богослужения, сопровождалось выносом регалий, парадами, военно-спортивными состязаниями и т.д.

Особым почитанием пользовались также святые и пророки: Архистратиг Михаил, Александр Невский, Николай, Илья, которые рассматривались как покровители воинства, войска в целом, отдельных казачьих подразделений и казачьих братств. Вообще существовала целая сеть войсковых, станичных праздников и соответствующих ритуалов. Одни из них были связаны с церковным календарём, как, например, день проведения Рады, общевойскового круга «на Покрова», станичные престольные праздники. Другие определялись гражданским календарем. Например, празднование юбилейных дат и сражений (Бородинского, например).

К числу календарных, с известными оговорками, относятся и производственные праздники, и обряды кубанского казачества. Этот блок культуры на Кубани начал формироваться с переходом казачества к активному земледелию и существовал, как правило, в крайне лаконичных формах.

Второй блок составляют обряды жизненного круга: родильный, свадебный, проводы на службу и похоронно-поминальный комплекс. В них также отражены особенности, обусловленные поздним формированием кубанской казачьей традиции и её биэтничной и полиметропольной основой. Хотя все они, несмотря на вариативность, вполне вписываются в рамки южнорусской традиции с неизбежным присутствием местной специфики, особенно в ритуалах проводов на службу.

В структуре свадьбы на всей территории Кубанской области в качестве основных единиц можно выделить следующие действия. Сватовство могло состоять из одного-трех визитов сватов/старост, а также могло включать в себя или продолжаться встречами родителей и родственников с той и другой стороны: своды/сводушки, пропойки, выговор, заручины, рушныкы и т.п. С ними связаны различного рода смотрины: «чаплеек...», «печку смотреть», хозяйство жениха и т.п. К концу XIX в. количество акций, следующих после сватовства, сокращается до минимума, в т.ч. и за счёт их совмещения (пропойки и сговоры/договор, например).

Особое место среди обрядов жизненного цикла кубанских казаков занимает ритуал проводов на службу. Некоторые исследователи отмечают его значительное сходство с крестьянским рекрутским обрядом, но, если обращаться к его сути, а не форме, это не так. Если крестьянский «проводной» обряд, который и по времени происхождения является более поздним, безусловно можно отнести к типу «похороны», то казачий – это «свадьба – похороны».

В основе семейных и календарных праздников, безусловно, покоятся христианские и более архаичные верования и представления, которые обычно обозначаются как «бытовое христианство». Однако наиболее ярко и полно эти верования проявляются в окказиональных обрядах и ритуалах.

В описаниях кубанских станиц середины и второй половины XIX – начала XX века сообщается как о принадлежности казаков к православию, так и о сохранении у них остатков древних, «языческих» верований в Ивана Купалу, русалок («русальный Великодень»), колдунов, ведьм, домового и т.п.. Окказиональная обрядность, в которой равно сочетаются рациональные знания и магия, связана с этими и другими персонажами и ситуациями, в которых оказывался человек.

С Купалой связаны не только костры, обряжение ветки («купалицы»,

«купалы»), ритуальное купание, но и гадание на венках, оставление венков на капусте (чтобы головки росли большие), перекатывание по луку, представление о чудесном цветке – источнике знаний, о кладах, ведьмах. С русалками, представления о которых были весьма размыты («умершие некрещёные дети»), в основном были связаны запреты на посещение сада, купание накануне Троицы, т.к. они могут защекотать до смерти, и т.п.

Любовные отношения, «парование» с применением не только словесных текстов (присушек, отсушек), но и весьма сложных действий, с включением в них акциональных (обсыпание, съедание, сжигание, протыкание и т.п.) и предметных кодов (ежа, рака, летучей мыши, мака, земли и др.). Основная часть обрядов и ритуалов этого блока связана с болезнью – здоровьем человека, защитой от «сглаза», «порчи» и исцелением.Пресвятая Богородица издавна считалась заступницей русской земли, а Покров Божьей Матери являлся символом ее заступничества и помощи.Поэтому праздник Покрова у казаков считается самым главным.

3. Фольклор как элемент народного праздника.

   Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их к боям и охоте. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых, забота о детях и животных, семейные

взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

   Пословицы. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

  Пословица - не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа. У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

   Загадки. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

   Игры. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

  Хоровод - древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов. Девичий хоровод - условное название одного из видов девичьих смотрин, своеобразная выставка невест в русской деревне. Девушки на выданье выходили днем на улицу показать себя и свой наряд, становились кругом. Их стояние не всегда сочеталось с песенно-игровой. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая - что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

   Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

   Народные песни. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам.

   Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

  Частушка - короткая народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия.

Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

   И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. А еще песня является неотъемлемым элементом народных гуляний-празднеств.

    Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

    Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

    Возрождение духовной культуры народа в современных сложных условиях становится очень актуальным. Оно обусловлено необходимостью восстановления исконных этических и эстетических норм, способов художественного и морального воспитания человека, столь характерных для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ и т. д.

4. Народный праздник как педагогическая система.

   В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

    Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

   Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

    Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

  Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные принципы организации этой формы:

принцип всеобщности;

принцип использования активности и самодеятельности людей;

принцип дифференцированного подхода к участникам.

    Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

    Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

Развивающая,

информационно-просветительная,

культурно-творческая,

рекреативно-оздоровительная.

   Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

    Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

5. Возрождение народных праздничных традиций на примере МБУК «СДК им. В.С. Стрижака» ст. Выселки.

   Муниципальное бюджетное  учреждение культуры «Сельский Дом культуры  им. В. С.Стрижака» ст. Выселки находится в административном подчинении Выселковского сельского поселения. Администрация МО Выселковское сельское поселение курирует работу СДК, финансирует программы и мероприятия, формирует муниципальный заказ.

    Глава администрации Михаил Ильич Хлыстун проводит еженедельные планёрки  с директорами подведомственных учреждений, где интересуется проблемами, помогает найти пути решения, оказывает материальную поддержку коллективам для приобретения костюмов, участия в фестивалях и конкурсах.

      Расположен МБУК «СДК им. Стрижака» ст. Выселки  на территории  поселка сахарного завода, в расположении МБОУ СОШ № 2, детского сада «Колобок», центральной районной больницы. Работа с детьми и подростками планируется и координируется в сотрудничестве с образовательными учреждениями, библиотеками, со взрослым населением – клубом «Виктория», «Встреча», жителями станицы, руководителями и работниками ЗАО «Агрокомплекс», МУЗ ЦРБ им. Долгополова, МУДОД ДЮСШ «Виктория» ЗАО фирмой «Агрокомплекс, ЗАО «Кристалл», отделами социальной защиты  и других предприятий.

   Работа строится в тесном сотрудничестве с отделом культуры Администрации МО Выселковский район,  МУК «ОМЦ» Выселковского района  и другими СДК района.

     Приоритетными направлениями культурно-досуговой деятельности творческого коллектива «СДК им. В.С. Стрижака» является всесторонне способствовать:

- полному удовлетворению растущих потребностей всех категорий населения Выселковского сельского поселения в услугах культуры;

- изучению  интересов и запросов различных категорий населения;

- пропаганде здорового образа жизни, профилактике правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков Выселковского сельского поселения.

- социализации  людей с ограниченными возможностями;

-укреплению семейных традиций, формированию  уважительного отношения к семье у подростков и молодежи;

-возрождение традиционной национальной культуры, создание уголков кубанского быта, изучение и пропаганда кубанского музыкально-поэтического и прикладного творчества;

-доступности и комфортности в организации досуга людей старшего поколения;

- формирование эстетического вкуса, всестороннее развитие творческих способностей у населения, их духовного обогащения, патриотическое воспитание;

- воспитание гармонично развитой личности за счет различных форм и методов клубной работы, активизация творческой инициативы населения,  широкое привлечение к участию в самодеятельности;

   Вся культурно-массовая работа направлена на реализацию региональных, краевых и районных и поселенческих программ.

   В рамках реализации Закона Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» в МБУК СДК им.  Стрижака продолжает свою творческую деятельность детский хор народной песни «Кубанята» руководитель Черкашина  Л. А., вокальная группа народного пения  «Калина» руководитель Л.А. Черкашина. «Кубанята»  принимали участие в концерте ко Дню Победы, в концертах ко Дню станицы Выселки и  посвященных Дню района, к Дню знаний, ко дню учителя, для детей инвалидов коррекционной школы в, концерте ко Дню Кубанского казачества, День сельскохозяйственного работника и перерабатывающей промышленности, открывали чемпионат по хоккею «Золотая шайба», коллектив «Кубанята» стали Лауреатами краевого фестиваля детского творчества «Адрес детства Кубань», ребята активные участники тематических агитбригад для детей и подростков по профилактике безнадзорности и правонарушений.

   Гордостью нашего коллектива являются Народный хор «Раздолье» - руководитель Гончаров А.А., который в этом году отметил своё 27-летие.

Народный хор «Раздолье» стал в 2013 году Лауреатом «Соприкоснись душою с песней». Народный хор «Раздолье» стал Лауреатом 2 степени регионального фестиваля казачьей культуры в пос. Тульском в 2013 году. Хор получил диплом Краевой ярмарки-выставки «Кубанские народные промыслы и ремёсла». Народный хор «Раздолье» стал Лауреатом Международного фестиваля «Нет вольнее Дона Тихого» в ст. Старочеркасской. Народный хор «Раздолье» стал Лауреатом 2 степени Международного фестиваля фольклора «Голоса традиций» в г. Темрюке в 2013 году. Диплом краевого фестиваля «Легенды Тамани»

  Коллективы является постоянными участники районных и краевых концертных программ.

  Хор выезжал с шефским концертом в пограничную часть ст. Архипо-Осиповской, подготовил и провел концерт посвященный юбилею известного жителя ст. Выселки казака Василия Кирилловича Савостина.

   Коллектив получил грамоту районного казачьего войска, благодарность Главы  района, Благодарственное письмо Выселковского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Все выступления народного хора «Раздолье» в 2013 году сопровождал ансамбль народных инструментов «Стремено» под руководством Гончарова А.А.,

   «Стремено» имеет диплом Межмуниципального фольклорного фестиваля «Соприкоснись душою с песней», посвященному 75-летнему юбилею В. Захарченко .

Руководитель коллективов Гончаров А. А. является председателем районного хорового общества

  Образцовая студия декоративно – прикладного искусства «Мой мир» - руководитель Жигарева А. В., в 2013 году коллектив участвовал  в районных и краевых выставках. Диплом 1 степени «Память сердца», за участие в районном  фестивале- конкурсе  детского изобразительного и декоративно- прикладного творчества « Я помню, я горжусь!» , диплом международного фестиваля «Нет вольнее Дона Тихого», Диплом лауреата краевого фестиваля детского творчества «Адрес детства Кубань».

На протяжении года студия участвовала в различных выставках районных мероприятий и в рамках своей студии. Выставляла работы в этническом комплексе «Атамань», участвовала в благотворительных ярмарках-распродажах.

   В 2013 году создан детский фольклорный коллектив «Березонька»,  подготовлены четыре обрядовые программы, коллектив участвовал в концертных программах и уроках казачьих классов, кубановедения. Коллектив был участником  мероприятий ко Дню защиты детей, Дню семьи,  «Боярыня – масленица», «Троицкие гуляния», «Кубанский хуторок», «Покров день». Руководитель участвовала  в краевом семинаре «Обрядность Кубани: зимний цикл календарного круга», организованном государственным бюджетным образовательным учреждением культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр культуры и повышения квалификации».

Обрядовые программы строятся в концертно-игровой форме, так как основную массу зрительской аудитории составляют дети от 6 до 14 лет.

Мероприятия проходят как в концертном зале, так и в спортивном зале находящемся на территории СДК.

  Основным материалом для проведения мероприятий является кубанский фольклор.

                                                     Заключение

       Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

   Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества. Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

   Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

    Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

                           Список использованной литературы

1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969.

2. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.

3. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. - М., 1995.

4. Блинова Г. П. Русские народные праздники (Теория и история): Учебное пособие. - М.: Вузовская книга, 2000.

5.Бондарь Н.И. Некоторые формы взаимодействия русской и украинской традиций в условиях Кубани // Кубань – Украина: историко-культурные связи.

6. Бондарь Н.И. Модель традиционной культуры кубанского казачества // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. – М., 1995.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.

8.  Жиганова С.А. Свадебные обряды и фольклор // Очерки традиционной культуры казачеств России. Т. 2. – М.–Краснодар, 2005.

9. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности. Русские народные традиции и современность. - М.: Наука, 1995.

10. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976.

11. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. - М.: Наука, 1985.

12.Текстовой отчет МБУК «СДК им. Стрижака» ст. Выселки за 2013 год.




1. com-bestpslterium Самая большая библиотека ВКонтакте Присоединяйтесь Из десяти девять не знают отличия тьмы о
2. тема Набута вада серця Ревматичний полісерозит D
3. Организация управления предприятием
4. Варианты свободомыслия по отношению к вере- еретичество богоборчество антиклерикализм агностицизм атеизм.
5. Курсовая работа- Совершенствование оргструктуры предприятия, ориентированного на инновации
6. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
7. Тема- Зимові звичаї рідного краюМета- збагачувати уявлення школярів про обряди та звичаї українського наро
8. Пожарная безопасность.html
9. Статья- Разрешение имен доменов с помощью DNS
10. Віють вітри віють буйні яку закінчує словами- Петре Вернися до мого серця Нехай глянуть очі мої на тебе і
11. Трудные дети
12. то от ветра колыхаются верхушки деревьев внизу не спеша идут на работу люди
13. а в правовой системе во взаимоотношении с государством общественными организациями и другими физическими
14. на тему- МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ И КОРРЕЛЯЦИЯ Вариант 7
15. . Предмет прикладной социологии включает 1 общие социологические теории; 2
16. Дайте визначення предмету Історія України вкажіть на основні методологічні принципи джерела та значення
17. Среда прямого воздействия согласно Элбингу включает факторы которые непосредственно влияют на операции
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук
19. Исследование физического развития детей дошкольного возраста п. Ломовичи Октябрьского район
20. О Лакшмана как прекрасно озеро Пампа с его чистыми искристыми водами лотосами и водяными лилиями с разнооб