Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Специфика социальной философии.
В настоящее время в науке сложился целый комплекс научных дисциплин, изучающих философию, но этому предшествовала целая эволюция во взглядах на общество, т.к. до 18 века общество не было объектом изучения. В 18 веке начался поворот, обеспечивающий возможность изучения общества вплоть до 20-го века сложилось впечатление о том, что общество может быть объектом исследования не только с точки зрения отдельных личностей, но и как единое целое с точки зрения всеобщих повторяющихся форм жизнедеятельности с точки зрения системы отношений. И поэтому среди всех наук, изучающих общество, можно сформировать две группы, различающихся по предмету исследования.
Предмет исследования идеальная копия объекта. В науке: объект фрагмент об. мира, в т.ч. общества, который исследуют. А под предметом понимают какую-то отдельную сторону объекта, которая собственно становится предметом изучения той или иной науки, который выделяется или формулируется с помощью специальных методологических и других средств той или иной науки.
Первую группу дисциплин (социентальные) изучают общество с точки зрения всеобщих универсальных, повторяющихся форм организации (социология, экономические, антропология). Специфика они не учитывают индивидуального, частного, неповторяющегося в обществе. Они отвлекаются от этого, но т.к. индивидуальное также очень значимо, ведь многие достижения во всех сферах являются результатом индивидуального усилия, поэтому инд-ое также должно быть изучаемо.
Вторая группа изучает индивидуальное неповторяющееся в обществе. Наука об искусстве. Объект единичные произведения. Возникает вопрос а при чем тут философия?
Отвечая, на этот вопрос, нужно сказать, что философия является автором, определяющим саму возможность исследования общества, определяющих само различие возможных предметов исследования, т.ею объектом философии является не социальная действительность, не сам мир, а способы осмысления человеком социального мира.
Философия есть знание о знании. Философия есть рефлексия самой познавательной деятельности человека, как в общем плане, так и в плане познания общества. но будучи метапредметным знанием, философия тем не менее оказывается и предметным знанием, потому что процесс познания человеком общества также является сферой общества. в этом смысле философия тоже предметное знание, но при этом она остается философией.
Почему? Потому что смотрит в отличие от социальных дисциплин (в ч., социентальных) не как на данное, а как на заданное. Т.е. такую, которая должна быть увидена благодаря определенному пониманию и действию человека.
Пример: общая социология рассматривает общество как целостную систему, которая не входит не в какую другую, а сама включает в себя множество структурных единиц. При этом она использует понятия: общество, структурный элемент. Она считает их ясными и не задумывается над ними. Но откуда-то эти понятия возникли. Автор философия.
Историк изучает история какого-то общества и имеет в качестве предмета познания историю. И это понятие тоже для него очевидно, но откуда-то оно возникло, кто-то его сформировал, не в рамках истории. Ф и является автором.
Поэтому работа философии заключается в обнаружении онтологических представлений об обществе, человеческом мире, но мир человека это его творение. Поэтому онтология человеческого мира есть знание о бытии, возникающее благодаря деятельности человека, благодаря его усилиям. Основание данного бытия как свершение. Она есть критика (анализ) оснований человеческого бытия. Она судит, раздумывает, мыслит не о книгах, теориях или людях, а о самих способностях человека знать и действовать.
ВЫВОД: таким образом, предметом социальной философии является разработка онтологии (возможных видений) человеческого мира, который становится методологическим основанием исследования человеческого бытия.
Современная наука знает три мира: мир неорганической природы, органической (мир жизни), человеческий (социальный или социокультурной). Каждый из этих миров имеет свои параметры существования время возникновения, пространство и т.д.
Мир неорганической природы согласно данным науки возник примерно 15 млрд. лет назад в результате большого взрыва и представляет из себя мир вещества и энергии.
Мир органической природы возник 500 млн. лет назад. Это мир организмов, которые способны к сохранению своей целостности и самовопроизводности. В процессе жизни эти организмы создают биосистемы, которые в совокупности порождают биосферу земли.
Мир человеческий формируется вместе со становлением человека. 4 млн. лет назад начался процесс преобразования. Смысл периода накапливание опыта виде алгоритмом. 2 млн. появляется сознание, алгоритмы интериоризируются и начинается сама человеческая история.
Конструирующей единицей этого нового мира сущего становится осмысленное действие человека, а его сущностной особенностью выступает СМЫСЛ. Смысл (значимость) как особое образование пронизывает все области человеческой жизни, придавая ей качественное своеобразие по сравнению с природой.
Способ существования смысла отличается от способа существования вещей или организмов, т.к. они существуют наличествуя (есть в наличии). Смысл же существует через отнесение, отсыл, оповещение.
Некоторое явление А имеет смысл тогда, когда оно отсылает к какому-то другому явлению Б, оповещает о его бытии, т.е. смысл не наличествует не в А, не в Б, он есть только в отнесении А к Б. Сила, совершающая акт отнесения это действия человека. Отнесение не существует вне деятельности человека, вне его активности. Но каков же характер смысла это прежде всего интересует философию. Если смысл есть там, где нечто наличное отсылает к другому это означает, что то, что здесь есть говорит о том, чего здесь нет. Наличное сущее указывает на небытие, но именно то, чего здесь нет на самом-то деле и есть. Небытие оказывается действительным бытием, тогда как то, что дано как сущее, в действительности не имеет своего бытия, оказывается небытием, хотя и наличествует.
Пример: так ткань флага не существует как ткань. Здесь дано бытие государства, если флаг существует как ткань, то здесь нет государства. Если краска и холст не исчезают, оповещая лица, то портрета нет. если линии на бумаге не исчезают как линии, то не появляются буквы. Отсюда следует, появление смысла держится разделением сущего и бытия, которое совершается благодаря отнесению. Сущее всегда есть, наличествует, а бытие, о котором оно оповещает, должно возникнуть из не-есть, из небытия. Смысл не существует вне сущего, которое его представляет, отдельно, но он и не сливается с этим сущим, ибо в нем есть нечто объективное. Есть то бытие, которое отличается от того, что оповещает о нем.
Смысл, рождающийся через отнесение в момент появления небытия требует держание своего бытия, ибо небытие, без которого смысл не может существовать само не способно самостоятельно быть. Парадокс держания смысла заключается в том, что бытие смысла требует сохранения не бытия. Небытие включено в бытие смысла и если оно перестает быть, то исчезает и смысл, т.е. если линии не исчезли как линии, то не появится буква. Если буква не исчезнет как буква, то не появится звук. Если линии остались, нет их не бытия, то нет букв, а есть просто начертания. Так обнаруживается одно из самых отличительных черт человеческого мира: бытие этого мира держится в «пространстве» небытия, но это небытие продуктивно, т.к. оно требует своего замещения бытием. Это бытие оказывается хрупким, неустойчивым, легко разрушающимся, поэтому любой фрагмент социального бытия исчезает, теряет смысл, если он не поддерживается усилием человека, т.е. человеческий мир требует заботы человека, который дает ему существование. Для человека его мир не безразличен. Это мотив Хайдеггера, Мамардашвили. Поэтому социальный мир всегда оказывается миром явления «другого», т.е. вещь, которой здесь нет. Человека, который оказывается сосредоточением какого-то отличного от меня мира, знаком … эти формы явления другого могут обнаружить себя только тогда, когда есть человек, способный своим действием, усилием, дать другому актуальность существования.
Поэтому способность быть в ситуации осмысленного действия или ситуацией другого (т.е. выделять его как другого), и есть субстанциональное начало социального мира, который принципиально отличается от других миров.
4. Различие как характеристика человеческого мира.
Разнообразие свойственно каждому из трех миров, но возможности разнообразия различны. Неорг мир вкл хим эл и их объединения… но здесь разнообразие ограничено (таблица Менделеева). Увеличение числа химических элементов ограничено законом распада, т.е. достигнув определенного предела хим эл-ты становятся неустоячивыми. Возможности соединения хим эле-ов также ограничены, на что указывают валентные связи . мир живой природы поражает своим разнообразием. В лесу средней полосы скрываются сотни видов живых существ, а во влажно троп лесу на 2 кв км ботаники насчитывают до 3000 видов растений… известны миллионы видов насекомых… все это разнообразие имеет границу борьба вдов за существование устанавливает ее. Количество видов и числ популяции регулируется количеством доступной пищи . различие социального мира наконец проявляется в различиях смыслов и осмысленных действий человека, а поскольку смысл возникает в ситуации отнесения, которая существует благодаря отрицанию наличного, т.е. благодаря небытию, то разнообразие смыслов не может быть ограничено, т.к. небытие не имеет границ, смысл возникает как новое, то чего еще не было, и это возникновение постоянно возможно. Нельзя даже предположить, что когда-нибудь будет человеком помыслена последняя мысль. И больше никаких мыслей человечество не породит.
Платье модификация бесконечна.
Каждый смысл обладает своим содержанием, отличен от другого. Это различие смыслов и составляет основание неисчерпаемости. Поэтому различие, дифференциация является онтологической характеристикой человеческого мира.
5. От классического к постлкассическому образу социальной реальности.
Самое общее представление об обществе предполагает, что оно есть объединение людей для совместной жизни, что в обществе существует некоторая организованность, но очевидно, что общественная солидарность людей покоится на вещественных основаниях.
Что лежит в основе общественной солидарности.
В основе целостности общества как такового. Это проблема очень остра встала перед лицом мировых катастроф. Покалим, что мировые конфликты могут значительно дестабилизировать общество. Уже классическая философия показала¸ что кровно-родственные связи, являющиеся основание в первоб. Обществе, почти полностью утратили свое значение. Мыслители 19-го столетия исходили из того, что общение людей вытекает из необходимости совместного бытия. Люди осознают удобство совместной жизни. А войны, революции лишь эпизоды и не могут разрушить эту целостность. В классическом подходе исключалось влияние единичного, субъективного на жизнь общества как целого. Здесь можно выделить два подхода в оценке оснований общественной жизни. Одни мыслители в качестве такого основания постулировали духовную культуру. Другие экономическую жизнь. Гегель считалд культуру цементррующим основанием общества. совокупность ценностей духованого порядка, представленные у него в виде абс идеи, невозможно было изменить по воле отдельных личностей. Согласно Гегелю, каждый индивид, включаясь в социум, усваивал общественные нормы поведения, ценности. И если индивид этого не осознает, включается механизм принуждения. Маркс в качестве основополагающей структуры общества выделил экономическую сферу. Он пришел к выводу, что необходимой предпосылкой общественной жизни является материальное производство. Связь с развитием производства и обеспечением потребности людей делает экономические отношения важнейшей частью общественной жизни. Отсюда Маркс делает вывод о том, что онтолог основа общ жизни закл в производстве.