У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

скандинавские викинги которых на Руси называли варягами

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

Вопрос 12.

НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

          Вокруг  этого  летописного  исторического  предания  издавна    ведутся   споры.   Известия   летописца   стали   основанием    для    возникновения в XVIII  в.  “норманской  теории”,  согласно  которой    государство у славян  создали  норманны  -  скандинавские  викинги,    которых  на  Руси  называли  варягами.   Сторонники   этой   теории    подчёркивали мирный характер  призвания  варягов  славянами,  якобы    создавшего особые отношения власти и народа,  исконно  настроенного    монархически. Норманская теория имела особое политическое  значение    для того времени:  она  оправдывала  существовавшее  тогда  засилье    немцев в государственном аппарате России.

          Зарубежные историки -  норманисты  также  подчёркивали,  что    славяне до прихода варягов жили “зверинским образом” (как сказано в    летописи), тем самым  утверждались их политическая неполноценность,    неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные    отечественные  учёные  в  противовес  норманистам  пытались  иногда    полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так  и  их    участие в создании древнерусской госудасртвенности. Ряд  историков,    считает  варягов  русским  племенем,   жившим   на   южном   берегу    Балтийского моря и на острове Рюген.

          По этой легенде накануне образования Киевской Руси  северные    племена славян и их соседи платили дань варягам,  а  южные  племена    находились в зависимости от хазар. В 859  г.  новгородцы  “изгнавши    варягов за море”, что  привело  к  междоусобице.  В  этих  условиях    собравшиеся на совет новгородцы  послали  за  варяжскими  князьями:    “Земля наша наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да    поидите  княжить  и  володеть  нами”.  Власть  над   Новгородом   и    окрестными славянскими землями перешла  в  руки  варяжских  князей,    старший из которых Рюрик  положил,  как  считал  летописец,  начало    княжеской династии.

          Впервые  норманская  теория  была  сформулирована  немецкими    учёными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашёнными для работы  в    Россию в XVIII в. Горячим противником  этой  теории  выступал  М.В.    Ломоносов.

          Попытаемся, как говорили  древние  историки,  “без  гнева  и    пристрастия”  разобраться  в  этом  вопросе.  Какова   историческая    достоверность летописного сказания?

          Учёные уже доказали вымышленность двух братьев -  Синеуса  и    Трувора, родственников Рюрика. Однако сам Рюрик является, по мнению    большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае  в    скандинавских  источниках  упомянут  конунг  (правитель)  с   таким    именем. А последние археологические раскопки под Новгородом,  куда,    по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие  там  скандинавов    как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов  выглядит    как  вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль  третьей    - беспристрастной  -  силы  по  отношению  к  борющимся  за  власть    группировкам местной племенной знати. Вполне возможно,  что  варяги    были наёмниками, которых призвали не  на  княжение,  а  для  защиты    земель от опустошительных  набегов их же  соплеменников.  Но  позже    наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.

          Сам факт пребывания  варяжских  дружин,  под  которыми,  как    правило, понимают скандинавов, на службе у  славянских  князей,  их    участия в  жизни  Руси  не  вызывает  сомнения,  как  и  постоянные    взаимные связи  между  скандинавами  и  Русью.  Однако  нет  следов    сколько - нибудь  заметного  влияния  варягов  на  экономические  и    социально - политические институты славян, а также  на  их  язык  и    культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а    служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество.   Археологи отмечают, что количество варягов на Руси  было  невелико.    Не обнаружено и каких - либо данных о  колонизации  Руси  варягами.    Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для    древности  и  средневековья.  Достаточно   вспомнить   рассказы   о    призвании бриттами англосаксов и создании Английского  государства,    об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.

          Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира -  их  летопись    именует “мужами”,  приближёнными  Рюрика.  Некоторые  исследователи    считают их потомками основателя Киева - князя Кия,  представителями    местной “полянской” княжеской династии.  Однако  их  имена,  как  и    имена  некоторых  других  правителей  Руси,   имеют   скандинавское    происхождение: Олег  и  Ольга  (Хельги,  Хельга),  Игорь  (Ингвар).

  Воеводы, дружинники и послы первых  князей  имели  также  варяжские    имена.  Но  первоначально  иноземная  аристократическая   верхушка,    правившая  на  Руси,  пополнилась  и   славянскими   элементами   -    племенными   старейшинами,   местными   “светлыми   и   пресветлыми    князьями”.   Одновременно    происходила    быстрая    славянизация    скандинавов. Так, свидетельством быстрого  сближения  со  славянами    скандинавской по происхождению  династии  русских  князей  является    чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика - Святослав. А имена    последующих великих князей киевские - почти все славянские.

          Важные сведения по этому вопросу  дала  археология.  Изучены    так называемые “дружинные курганы”, содержащие  богатые  погребения    древнерусской  военно-торговой  знати.  Скандинавский  погребальный    обряд (сожжение покойника в ладье, со строго  определённым  набором    украшений и оружия) постепенно изменялся  под  влиянием  славянских

   обычаев. Данные археологические исследования позволяют  утверждать,    что в последней  четверти  X  в.  типичные  элементы  скандинавской    культуры исчезают на Руси. Иными  словами,  к  исходу  X  -  первой    половине  XI  вв.  процесс  славянизации  скандинавов  в   основном    завершился.

          Учёные спорят о том, каково происхождение  названия  “Русь”.    Одни полагают, что оно является производным от названия  реки  Рось    (приток  Днепра  южнее  Киева)  и   дано   древними   славянами   -    земледельцами. Но  большинство  лингвистов  доказывают,  что  слово    “Русь” - не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано    от названия южного берега Швеции - “Руслаген”.

          В истории достаточно примеров, когда  основателями  правящих    династий становились иноземцы. Так что варягом или  славянином  был    первый князь - вопрос важный, но не первостепенный.

          Славяне и скандинавы находились в VIII - IX вв. примерно  на    одном  уровне  социального   развития.  В  этих  условиях  викинги,    разумеется, не могли принести славянам ни более  высокой  культуры,    ни государственности.

          Историки обладают убедительными доказательствами,  что  есть    все основания утверждать: у восточных  славян  устойчивые  традиции    государственности   сложились   задолго   до   призвания   варягов.    Государственные институты возникают в результате развития общества.     Государство возникает как  сила,  способная  сохранить  порядок  и    погасить  внутренние,  социальные  конфликты.  Действия   отдельных    крупных личностей, завоевания  или  другие  внешние  обстоятельства    определяют     конкретные      проявления      этого      процесса.

   Следовательно, факт призвания варягов, если он  действительно  имел    место,    говорит    не    столько    о    возникновении    русской    государственности, сколько о происхождении княжеской династии.   Да    и сам летописец  отметил,  что  варягов  призвали  на  княжение,  -    значит, эта форма власти уже была известна.  Варяги,  по  летописи,    осели  в  уже   существующих  городах.  Само  их  существование   -    показатель   высокого   развития   восточнославянского    общества.

       Именно   города   выступают   основой   формирования    нового,    государственного  деления  славян  взамен   древнего,   племенного.    Толчком для славянского объединения и на севере,  и  на  юге  стала    внешняя опасность, экономической основой - торговый путь “из  варяг    в греки”, зачинателями объединения оказались Новгород и Киев -  два    важнейших восточно - славянских  центра,  а  выполнил  историческую    миссию объединения князь Олег (882 - 912 гг.), прозванный Вещим.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

          Как бы ни различались мнения историков, важно одно - факт    основания 862 г. в Новгороде княжеской династии, правившей более    семи веков, был воспринят  летописцем как своего рода точка отсчёта    исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских    и киевских земель - как повторный момент в исторических судьбах    восточных славян. По замечанию одного из отечественных историков,    “сквозь красивый туман народного сказания история ... видна лишь со    времён Олега”. Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег фигура не    легендарная, а историческая.

          В современную эпоху вполне доказана научная    несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение    Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.    Однако её политический смысл представляет опасность и в наши дни.    “Норманисты” исходят из положения о якобы исконной отсталости    русского народа, который, по их мнению, не способен к    самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они    полагают, только под иноземным руководством и по иноземным    образцам.

          Таким образом, главными свидетельствами формирующейся    государственности было: широкое распространение земледелия с    использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и    превращение её в соседскую, рост числа городов, возникновение    дружины, т.е. в результате экономического и социально -    политического развития у восточно - слявянских племён начала    складываться государственность.

Норманская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции уверенно считают Рюрика, как и всю его "дружину", викингами-варягами, происходящими из Скандинавии (Швеции и Дании).

По одной из основных версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов от имени Рорик (Рюрик) происходят современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo).

Западно-славянская теория

Альтернативой "норманской теории" является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян.

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что : «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»

М.В. Ломоносов отмечал в «Возражениях на диссертацию Миллера»: «...варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною... имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано... В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии... Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов»

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец 3-х юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй Сиваром Победоносным, третий - Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже). В Скандинавии, которую норманисты прочат на роль родины Рюрика, о нём никаких сведений нет.

Сами бодричи, или ободриты, также назывались рарогами или ререками (соколами), что, в свою очередь, также приводится как аргумент славянского происхождения Рюрика.

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города ободритов Рерика датским конунгом Готфридом. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. В свое время, это же имя было позаимстовано у западнославянских народов евреями, долгое время проживавшими среди западных славян. Некоторое время назад у евреев России имя Рюрик было достаточно широко распространено, и восприняли они его именно от западных славян. Произошло это в течение достаточно долгого периода их совместного проживания на землях, некоторые из которых в дальнейшем, в ходе разделов Речипосполитой, были включены в состав Российской империи.




1.  КУЛЬТУРНАЯ ОПЛИТИКА КАК ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. Франция 19 века
3. Тема ВООБРАЖЕНИЕ Воображение ~ психический познавательный процесс направленный на создание новых обр
4. На чём стоит математика
5. никак это моя история и больше ничья да и быть никогда не могла ничьей только моей ~ со сна который привиде
6. а CITROEN 1983 г-в цвет серебристый С417НА 23 МАМР4546
7. Отчет по производственной практике Выполнила- ст
8. Планування потреби в персоналі Завдання 1 Чисельність промислововиробничого персоналу на підприємс
9. Тема- Вычисление неопределенных интегралов в среде Mtlb
10. РЕФЕРАТ дисертаціі на здобуття вченого ступеня кандидата медичних наук Харків1998