Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

проверка направлен с одной стороны на поощрение или усиление конформного поведения членов общества с др

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Социальный контроль (от французского controle – «проверка») направлен, с одной стороны, на поощрение или усиление конформного поведения членов общества, с другой – на подавление таких типов поведения, которые преступают общепринятые нормы. Под социальным контролем в социологии понимают любые виды общественной практики, которые складываются во всех типах социальных групп – и больших, и малых. Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии Габриэлем Тардом,[253]который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых – таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер – была разработана теория социального контроля, в которой он рассматривался как важнейшее средство для обеспечения процесса усвоения каждым человеческим существом различных элементов сложившейся в данном обществе культуры. Естественно, что направленность и содержание социального контроля существенным образом зависят от экономических, политических, идеологических и прочих характеристик данной социальной системы, исторически обусловленных уровнем ее развития.

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. 

Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам.

Нормы связывают, т. е. интегрируют, людей в единую общность, коллектив. Каким образом это происходит? Во-первых, нормы – это всегда и обязанности одного лица по отношению к другому (или другим). Например, запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа уже накладывает на своих членов определенные обязательства и навязывает им определенный характер отношений с начальством и товарищами. Таким образом, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы – это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут достаточно однозначного поведения. Когда автомобили движутся по правой стороне улицы, а встречные им машины передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное движение автотранспорта. При нарушении правил дорожного движения возникают не просто столкновения, а и дорожноотранспортные происшествия, которые могут привести к человеческим жертвам. Не менее наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Этот род социальной деятельности был бы в принципе невозможен, если бы партнеры не соблюдали неких писаных и неписаных норм, правил, законов. Таким образом, любые нормы формируют систему социального взаимодействия (того самого, о котором мы вели речь в главе 6), которая включает в себя и мотивы, и цели, и направленность субъектов действия, и само действие, и ожидания, и оценку, и средства.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию.

Религия активно обращена к человеку, входит в сферу влияния на него, оказывает воздействие на общество. К основным функциям религии,согласно концепции российского философа В. Кудрявцева, относят:

♦ мировоззренческую (объяснение мира, места в нем человека);

♦ иллюзорно-компенсаторную (отвлекает людей от реальности, создает определенные иллюзии в сознании индивида, облегчает страдания, снимает стрессовое состояние);

♦ коммуникативную (средство общения людей в рамках религиозных организаций и отдельных групп);

♦ интегрирующую (фактор интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющий и поддерживающий существующую систему социальных отношений);

♦ регулятивную (религиозные идеи, взгляды, ценностные установки, стереотипы поведения, культовая деятельность выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры).

Эти функции религии позволяют рассматривать ее как одну из форм общественных связей, как средство социального контроля. Религия на основе веры, идей объединяет людей в крупные общности. Она создала духовный механизм единения, свои методы и приемы, основанные на тайне, на авторитете Бога. Благодаря этим методам и приемам осуществляется социальный контроль в крупных общностях верующих, на которых распространяется власть духовенства.

Когда государство в силу разных причин слабело, разрушалось, именно религия позволяла сохранить порядок, социальную интеграцию, социальный контроль. То есть религия в данном случае выполняла полностью функции общественных связей. В этом была ее сила, универсальность как социального института.

Какие же инструменты религии позволяют ей выступать в форме общественных связей, осуществлять их функции?

Это прежде всего культ пророка, которого М. Вебер определяет как харизматическую фигуру, несущую программу религиозного учения.

Затем священные книги (Библия, Коран, Тора и др.). Их тексты: содержащиеся в них идеи, образы, имена, факты – верующие обязаны знать, признавать, руководствоваться ими в жизни.

Другим важнейшим инструментом религии как формы общественных связей можно считать веру. Вера – средство объединения. Она прививается человеку всеми формами духовно-религиозного воздействия. Вера нацелена на преодоление разногласий в душах и умах, возникающих под влиянием противоречий жизни и светских знаний. Она основывается на общих принципах, на едином учении – на догматике, не допускающей иных толкований священных текстов.

В ряду религиозных инструментов воздействия на общественное сознание – культ как действие, ритуал, при осуществлении которого верующие отрешаются от себя, растворяясь в общем, в коллективном единстве.

Следует особо отметить, что именно в лоне церкви родились наиболее эффективные средства и приемы влияния на человека. Особенно преуспел здесь Ватикан в период борьбы против реформации. В 1622 г. в Ватикане была создана организация по защите веры и сохранению церкви – «Конгрегация пропаганды веры». Так зародилось понятие «пропаганда», которое тогда означало распространение идей католической церкви.

Таким образом, религия как форма общественных связей за тысячелетия своей истории создала весьма эффективный механизм влияния на человека, механизм, позволяющий наиболее действенно осуществлять социальный контроль верующих масс.

Религия - группа людей, объединенных общей целью, определяемой исповедуемой ими верой; для христиан этой целью является спасение души для вечной жизни. Религия рационализирует жизнь своих последователей, определяя их отношение к окружающему и их ценностные установки (в совокупности - религиозное мировоззрение). Эта связь между людьми, живущими по "вере", является религиозной. Религиозные отношения - разновидность социальных отношений, они образуют особую ценностную область, которая для верующих - высшая ценность, главная святыня.
Будучи членами общества, они включены одновременно в сеть других отношений, образующих социальные подсистемы - экономику, политику и др. Каждая из этих областей деятельности определяется специфическими целями, представляет собой особый тип рационализации. Здесь деятельность людей устремлена к тем или иным целям устроения земной жизни (а не спасения души) - поддержания социального порядка, удовлетворения базовых человеческих потребностей, и соответственно, здесь вырабатываются свои ценностные ориентиры, определяющие нормы поведения, санкционируемого или отвергаемого в каждом из этих видов деятельности.
 

Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвлекает их внимание от проблем этого мира. Как мы уже знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность, они советуют людям любить своих врагов и, получив по одной щеке, подставлять другую.

Макс Вебер выявил взаимосвязь между протестантскими верованиями и социальным устройством общества на раннем этапе промышленного развития. Он отметил, что рабочий класс примирялся со своим уделом, поскольку в ином мире ему обещано счастье. Вместе с тем от его внимания не ускользнуло, что разные социальные классы обращают внимание на различные стороны религиозных вероучений - высшие классы усваивают религиозные убеждения, оправдывающие их привилегии, а низший слой, средний класс и рабочие воспринимают в религии то, что сулит вознаграждение скорее в будущем, чем в настоящем.

Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. Маркс считал, что класс капиталистов поддерживал миф о спасении души, внушая почтение к сильным мира сего и смирение, чтобы отвлечь внимание рабочих от борьбы против экономической и политической системы, которая была причиной их страданий.

В знаменитом отрывке он писал: "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть oпиум для народа" 

Отношение религии к политической системе, претерпевающей сдвиг от традиционной к рационально-правовой легитимации, может быть понято лишь с учетом изменения самой универсальной религиозной системы - перехода от исторической религии к раннесовременной, т.е. от средневекового христианства к реформированному христианству, протестантизму.

Пять элементов механизма религиозного контроля:

· Миф о загробном воздаянии, с помощью которого пророки обосновали наличие религиозных санкций в руках священников. Религиозные санкции в христианстве и исламе – это угроза вечных мук в аду и вечного блаженства в раю. Религиозные санкции в буддизме – это обещание преимуществ в процессе переселения душ (миф о реинкарнации), как пел Владимир Высоцкий, «хорошую религию придумали индусы», если человек будет себя хорошо вести в этой жизни, то в следующей жизни будет начальником или министром, а если плохо – змеёй, свиньёй или баобабом. Вывод: самый эффективный миф о загробном воздаянии был изобретён в христианстве и заимствован оттуда в ислам.

· Монотеизм, то есть единобожие. При многобожии, то есть политеизме, жрецу, например, в Риме, было трудно заставить верующих соблюдать нормы поведения, так как, например, Марс (бог войны) приказывает идти на войну, Венера (богиня любви) приказывает любить, Меркурий помогает в занятиях торговлей, Вулкан помогает в занятиях ремеслом, а верующий подчиняется советам того бога, которые устраивают этого верующего, а не жреца. Кстати, бедняки особо почитали Либера – бога вина и веселья. Римскому сенату даже пришлось запретить разнузданные оргии, связанные с культом Вакха-Диониса.. Вывод: в исламе принцип монотеизма проведён более строго, чем в христианстве, в этом состоит единственное преимущество ислама по сравнению с христианством.

· Культ, как система обрядов, символических предметов, музыкальных инструментов, которые имеют функцию усилителя воздействия на верующих в руках у священника. Недостаток римской религии состоял в том, что она носила печать формализма в исполнении обрядов, она не возбуждала священного трепета, мало затрагивала чувства верующих, требовала мелочного исполнения обрядов, а не духовного слияния с божеством, не обещала спасения от жизненных невзгод

Восточные обряды позволяют превратить религиозную проповедь в процедуру массового гипноза, а толпу верующих – в толпу слепых фанатиков, доведённых до религиозного экстаза. Кроме обстановки массовой молитвы существуют и другие средства усиления внушаемости: икона, колокол, органная музыка у католиков, величественная архитектура, барабаны и медные тарелки у буддистов, золочёные облачения священников, пышное убранство внутри храма, нательный крест у христиан, многочисленные поклоны и коленопреклонения, крестное знамение и так далее. В исламе запрещены всякие изображения человека и животных внутри храма. Отсутствие икон и музыкальных инструментов мусульмане пытаются компенсировать за счёт большого количества массовых молитв в храме.. Вывод: бедный культ в исламе – это его недостаток по сравнению с христианством и, даже, с буддизмом.

· Клир, как иерархическая пирамида священников с суровой дисциплиной внутри этой пирамиды. Эта пирамида возникла не сразу. В период становления христианства религию проповедовали странствующие священники, которые переходили из общины в общину. Их называли харизматиками.Харизма – это благодать, дар божий, дар чудотворения и пророчества. Харизматики проповедовали христианство по своему усмотрению. Это приводило к постоянным распрям, расколам и спорам по религиозным вопросам. Чтобы преодолеть распри, на Никейском соборе в 325 г. была создана единая иерархическая организация – христианская церковь, которая состоит из клира (организация священников) и мирян (верующих, не облачённых духовным саном).

Иерархия внутри католической церкви:

- римский папа,

- епископ,

- пресвитер,

- дьякон.

Отношения этих клириков носят крайне авторитарный характер: от низших чинов требуется слепое подчинение высшим

· Контроль за соблюдением религиозных нормВоспитанием верующих непосредственно занимались приходские священники, в своих проповедях они опирались на Библию и в зависимости от обстановки различным образом толковали её содержание, приводили поучительные примеры. Согласно Ветхому завету бог Яхве заключил союз с праотцом еврейского народа Иаковом, а затем и с самим еврейским народом. Бог изложил свою волю, дал наставления, заповеди, законы. Обещал награды за послушание и жесточайшие кары за ослушание. Однажды еврейский народ под руководством Моисея бежал из египетского плена в Палестину. По дороге Яхве провозгласил Моисею десять заповедей на горе Синай, они стали главными нормами поведения для верующих:

- Первые три заповеди запрещают людям иметь других богов, кроме Яхве (сохранение принципа монотеизма), и делать какие либо изображения Яхве (запрет рисовать иконы и делать распятия Христа).

- Четвертая заповедь требует соблюдения выходного дня – субботы. Евреям и сегодня строго настрого запрещено работать в этот день недели.

- Пятая заповедь требует чтить родителей.

- Остальные заповеди требовали «не убий», «не кради», «не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего» и так далее.

Иисус Христос в Новом завете перед вознесением на небо произнёс апостолам нагорную проповедь, в которой изложил «заповеди блаженства»:

- Христианин должен быть «плачущим»,

- «кротким»,

- «алчущим и жаждущим правды»,

- «милостивым»,

- «чистым сердцем»,

- «миротворцем»,

Христос призывал:

- «Не противься злому.

- Кто ударит тебя по правой щеке, тому подставь и левую.

- Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Благотворите ненавидящих вас.

- Не судите, да не судимы будете.

- Не заботьтесь и не говорите: что нам кушать? Что нам пить? Или во что одеваться? Ищите же прежде всего царства божия и правды его, а всё остальное приложится.

Вывод: проповедь покорности избавляет общество от лишних социальных конфликтов, но делает верующих излишне пассивными. Некоторые нормы делают поведение людей просто неадекватными требованиям реальной действительности, так как люди вынуждены, даже вопреки религиозным нормам постоянно вступать в конфликты за власть и богатство.

Известно два способа контроля над соблюдением религиозных норм:

- Надзор за верующим со стороны священника, верующий должен признаваться священнику в своих грехах на исповеди, после чего священник должен простить верующего от лица бога. Священник должен соблюдать тайну исповеди – не разглашать сведений, полученных на исповеди, Сегодня в церкви практикуется, главным образом, коллективная исповедь.

- Надзор за верующим со стороны общины.

Вывод: вторая форма контроля является более эффективной.

ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - процесс возрождения влияния религии на индивидуальное и общественное сознание.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ— процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с Августина «секулярный» — это мирской, светский).

Религией часто прикрываются в политических целях. Но, религия, по самой свой сути предназначенная утверждать высшие идеалы и ценности, давать нравственные ориентиры, необходимые простому человеку в переполненном информацией мире, может стать тем ресурсом, который сможет мобилизовать самые различные группы людей с целью решения, а не углубления противоречий.  Сегодня институциональное христианство переживает не лучшие времена. Однако, не везде и не в равной степени. Многие ученые в последнее время говорят о «десекуляризации мира», означающим, что в отличие от эпохи «модернити" с его тезисом секуляризации сегодня в мире происходит возрождение религий на разном уровне и в различных формах.
- Руткевич Елена дмитриевна

Будущее развитие светского государства неминуемо связано с тенденциями и явлениями такого мирового процесса, как десекуляризация мира.

По мнению гарвардского профессора Сэмюэля Хантингтона, десекуляризация мира – одно из доминирующих социальных явлений конца XX в. Как считает Фрэнсис Фукуяма, мнение, будто благодаря прогрессу образования и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному рационализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности. Фукуяма пишет: «Несколько поколений назад многие социологи полагали, что модернизация непременно предполагает секуляризацию. Но эта схема подтвердилась только в Западной Европе; ни в Северной Америке, ни в Азии рост образованности и научной грамотности не приводил к упадку религиозности. В одних случаях веру в традиционную религию заменила вера в секулярные идеологии – такие как «научный» социализм, – не более рациональные, чем религия; в других – произошло мощное возрождение самой традиционной религии. Способность современных обществ «освобождаться» от представлений, основанных на авторитете, о том, что они такое и куда идут, не так очевидна, как полагают многие учёные. Неочевидно также, что, избавившись от подобных представлений, данные общества обязательно выиграют». Добавим, что сегодня в странах Западной Европы и ряде иных стран мира процессы секуляризации соседствуют с процессами десекуляризации.

Десекуляризация мира (десекуляризация мировой истории) – представляющая собой обратную сторону процесса глобализации мировая тенденция возрождения религиозности в мире, проявляющаяся как в глобальном, так и в региональных масштабах и опровергающая утверждения приверженцев секуляризма о том, что религия и религиозная жизнь исчезает или сводится исключительно к сфере частной жизни лица по мере повышения образованности населения и развития демократического общества в силу прямой, по их мнению, связи современного прогресса и секуляризации.

Постсекулярный мир – современный этап развития общества, характеризующийся окончанием диктата секулярных религий XX века (нацизм, коммунизм, воинствующий атеизм и пр.), упрощением религиозности до образа жизни, приходом «светскости понимающей», «светскости конструктивной» на смену «светскости антирелигиозной» и «светскости агрессивно-индифферентной», возрождением религиозности в мире и актуализацией доминирования учёта государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного сотрудничества с религиозными объединениями традиционных религий.

Процесс десекуляризации мира является сложным и многоплановым и происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от неё, а по пути усложнения процессов взаимодействия светскости государства и идентичности личности, социальных групп, общества в целом.

Столкновение мировых процессов секуляризации и десекуляризации, а также их сложное взаимодействие с мировым процессом глобализации приводит к усложнению картины распределения национально-культурной и мировоззренческой идентичности как в отдельных странах, так и во всём мире, усложняя мировоззренческую «мозаику» современного мира, влияя на трансформацию содержания и понимания принципа светскости государства, выдвигая новые интерпретации требования светскости.

В настоящее время процессу десекуляризации противостоит уже не столько процесс секуляризации, сколько процесс идеологической глобализации, навязывающий регионам, народам, социальным группам унифицированные мировоззренческие ценности. Ценности, во многом вступающие в противоречие с традиционной духовно-нравственной культурой народов страны.

Наряду с некоторыми негативными издержками процесс десекуляризации обладает и позитивным потенциалом, создавая условия для сдерживания коррозии общественной нравственности, для защиты института семейных ценностей.

Важной характеристикой процесса десекуляризации мира является тенденция конвергенции – схождения, сближения позиций крупнейших религиозных организаций мировых религий, разных по своим вероучениям и социальной структуре, зачастую противостоящих, консолидация их усилий в противостоянии ряду направлений практической реализации идеологической глобализации. Это связано с тем, что традиционные конфессии процесс идеологической глобализации воспринимают как направленный на разрушение нравственных устоев, на навязывание идеологии морализма и нравственного конформизма.

Так, к примеру, весной – летом 2006 г. против проведения в Москве так называемого гей-парада консолидированно выступили Русская православная церковь, российские католики, протестанты, мусульмане и иудаисты. Можно отметить консолидированную позицию большинства крупнейших религиозных организаций России по отношению к возбудившей религиозную вражду антихристианской выставке «Осторожно, религия!», к вопиющим фактам навязывания российским школьникам идеологии безнравственности и порока.

Наиболее остро проявляется противостояние и столкновение процесса десекуляризации, духовного возрождения общества и процесса идеологической глобализации в системе образования.

И это неслучайно, поскольку существование, воспроизводство и совершенствование эффективной и независимой системы образования является главным необходимым условием выживания нации в современном мире. Именно поэтому столь остро проявляются споры о возможности изучения традиционной религиозной культуры в светской школе, чего никак не могут допустить поборники идеологической глобализации, прекрасно понимающие, что восстановление настоящей отечественной интеллигенции, национального и православного культурного слоя людей неотделимо от возрастания влияния христианских ценностей Русской православной церкви в российском обществе. Отсюда же близкое к маниакальному стремление навязывать школьникам так называемое сексуальное образование (в разных программах по-разному, но преимущественно – начиная с младшей школы!). Этим же обусловлены массовые попытки вторжения в российскую систему образования представителей иностранных религиозных объединений.




1. і ~аза~ хал~ыны~ ХVІІІ ~асырда~ы м~дениеті ежелгі ~аза~ жерінде ~мір с~ріп ~аза~ хал~ын ~~ра~ан ~лыстар ме
2. Специальность экономика и бухгалтерский учет
3. Домашнее подсолнечное масло А да Б нет 4
4.  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
5. тема правовых норм регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения между физическими лицами
6. А та імунна тромбоцитопенічна пурпура ІТП.
7. Антоновские яблоки ИАБунин
8. на тему- Партийные и избирательные системы Выполнила- студентка 4 курса
9. Сияние Семинар- РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 20 декабря
10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации дается следующее определение- Туристский прод
11. Ветеринарная медицина- основные проблемы и этика научных исследований
12. Религия формы культуры обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь
13. Видиш брате мій
14. . АДАПТАЦІЯ РАННІХ ПАЛЕОАНТРОПІВ ДО НАВКОЛИШНЬОГО СЕРЕДОВИЩА ЦЕНТРАЛЬНОЇ ЄВРОПИ Спеціальність 07
15. помолодела преступность
16. голод; крупные забастовки; массовые беспорядки погромы поджоги и др.
17. Волшебные колпачки Кто в каком домике живёт Чудесный мешочек
18. ppliction form for interntionl study in NU nd copy of your interntionl pssport
19. О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон Об акционерных обществах
20. Кернометр