Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Методические рекомендации для написания творческих работ анализа художественного произведения.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  3

                                                                Серафимова В.Д. МПГУ. Кафедра русской

                                                     литературы и журналистики ХХ-ХХ1 вв. 2013-2014 гг. г 

Дефектологический факультет Логопеды. Сурдопедагогика.  

Методические рекомендации для написания творческих работ, анализа художественного произведения .

Рекомендации для анализа художественного произведения:

1.История создания, творческая судьба произведения; 2. тематика и проблематика произведения; 3. идейная направленность произведения, его эмоциональный пафос; 4.жанровое своеобразие произведения; 5. основные художественные образы в их системе и внутренних связях; 6.характеристика центральных персонажей; 6. сюжет и своеобразие конфликта, развитие конфликта в сюжете произведения; 7. речевой строй повствования, своеобразие дискурса (авторское описание, повествование от лица героя, рассказ в рассказе, внутренние монологи, диалоги, введение элементов эпистолярного стиля и т.д.; 8.композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведение, смысл заглавия, роль эпиграфов и т.д.; 9. место произведения в контексте творчества писателя;  10. значение произведения  в истории русской и мировой литературы.

Рекоменданции к написанию рецензии.

          Рецензия – развернутое критическое суждение,  в основе которого лежит анализ  художественного произведения в единстве его содержания и формы.

          Цель рецензента – поделиться впечатлением о прочитанном привлечь внимание к прочитанному произведению, поучаствовать в обсуждении, дать аргументированную оценку прочитанного произведения.

           План:

  1.  Вступление.  В  вводной части дается обоснование  повода для рецензирования (новое имя в литературе; «возвращенное» имя; новое произведение известного автора; заметное явление в литературе; полемика вокруг творчества автора, актуальность проблем произведения; юбилей автора и т.д.).                            Тезис – предположение об историко-литературной ценности произведения
  2.  Основная часть. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

А) анализ названия;

Б) способ организации произведения (повествование ведется от лица автора, героя; рассказ в рассказе и т.д.); другие композиционные особенности, их эффект;

В) характеристика художественного конфликта и его движение в развитии сюжета;

Г)  авторский подбор  системы персонажей как средство выражения авторской идеи; мастерство создания характеров, их эволюция в свете проблем произведения; авторские приемы создания образов;

Д) другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика; лирическое отступление; пейзаж и т.д.);

Е) другие особенности авторского метода и стиля; анализ изобразительно-выразительных средств языка.

3.Заключение. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста, его значимость для литературного процесса. Место произведения в контексте творчества писателя, в историко-литературном процессе.

Схема  анализа эпического произведения.

1. Творческая история произведения, соотношение жизненного материала и художественного текста. Замысел и его воплощение.

2. Рама произведения. Смысл заглавия, эпиграфа, посвящения.

3. Особенности субъектно-объектной организации повествования (повествование от лица безымянного автора или от лица героя; хроника, воспоминание, дневник или сновидение; объективизация фигуры рассказчика и др.

4.Особенности пространственно-временной организации сюжета (хронотоп).

5.Система персонажей, их взаимоотношения на сюжетном и функциональном уровне.

6. Способы создания образов персонажей (имя, портрет, речевая характеристика, внутренний монолог, восприятие другими персонажами и др.).

6 Своеобразие композиционного построения произведения.

7. Жанр произведения.

Авторская позиция, способы ее раскрытия.

Схема анализа лирического произведения

  1.  История создания произведения, адресаты, историко-культурный и бытовой контекст.
  2.   Содержательный анализ произведения: образ мира; внешний мир и его семантика; природный мир в соотнесении с культурным.
  3.   Формы выражения авторского сознания (осмысление пафоса произведения, его ведущего эмоционального настроя; реализация лирического переживания на уровне внешней и внутренней формы (лексика, поэтический синтаксис, интонации и мелодика, звуковая образность, ритм и метр, функция наиболее ярких изобразительно-выразительных средств языка и др.); лирический сюжет и его реализация; хронотоп; жанр.
  4.  Культурологический аспект анализа; взаимодействие текста с подтекстом; «чужая речь» и принципы ее использования; лирическая ситуация в соотнесенности с архетипической основой; мифологический подтекст и способы его выявления; символика, ее функция; Мифологические имена, их функция; взаимодействие искусств в  произведении: живописность, музыкальность и др. приемы, их смысловое значение.
  5.  

Схема анализа драматического  произведения

1.Жанровая природа пьесы (комедия, трагедия, драма и т.д.); Общая характеристика драматического действия (план, вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и « «подводные» течения.

2. Тип конфликта, его содержание.

3. Роль ремарок в пьесе в выражении авторской позиции.

4. Роль диалогов в пьесе.

5. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешении конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

6. Система мотивов и мотивное развитие сюжета и микросюжетов пьесы. Текст и потекст

7. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии действия – экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

8.Особенности поэтики (смысл заглавия, символика, проблема финала и т.д.). Элементы театральности: костюм, маска. Ролевые ситуации.

9. Способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.).

10. Контексты произведения (историко-культурный, творческий, собственно-драматический).

11. Пьеса в интерпретации критиков, сценическая история

Итоговый контроль. Вопросы к зачету:  Русская литература ХХ века.

1. Повесть А.М.Горького «Детство».  Поэтика повести. Система образов в их взаимной связи.

2. Целостный анализ одного из рассказов А.М. Горького из цикла «По Руси» ( по выбору студента). Рецензия на рассказ.

2. Тема и идея рассказов И.А.Бунина из цикла «Чистый понедельник». Художественное своеобразие, язык рассказов.  Рецензия на рассказ.

3.Тема России в цикле стихотворений А.Блока «Родина». Лейтмотив цикла. Целостный анализ одного из стихотворений и чтение наизусть (по выбору студента).

4. Композиция, сюжет поэмы А.Блока «Двенадцать», поэмы «Соловьиный сад!» (по выбору студента). Художественная символика в поэме.

5.Творческая судьба поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Своеобразие композиции. Тема памятника. Библейская символика в поэме.

6. Цикл стихотворений М.Цветаевой «Стихи о Москве». Характерные особенности поэтического языка. Чтение одного из стихотворений наизусть.

7. Идейный смысл поэмы В.Маяковского «Облако в штанах». Композиция, стилевые особенности поэмы.

8.Поэма С.Есенина «Анна Снегина». Проблематика, художественное своеобразие поэмы.

9. Концепция человека в романтических произведениях М.Горького(рассказ «Старуха Изергиль», поэма «Человек»).. Изобразительно-выразительные средства языка.

10.Творческая судьба романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблематика, своеобразие композиции, сюжетные линии, система образов.

11.Тема и идея «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Функция реминисценций в повести. Символические образы. Творческая судьба произведения.

12.Тема преемственности поколений в творчестве А.П.Платонова. Целостный анализ  одного -двух рассказов. Рекомендуются  «Третий сын», «Возвращение», «Еще мама»

13.Тема любви в творчестве А.Платонова. Рассказы «Фро», «Афродита», «Возвращение», «Река Потудань» (По выбору студента). Проблематика, поэтика.

14. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Философская концепция романа. Система образов. Авторские приемы создания образа Григория Мелехова.

15. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека». «Кольцевая» композиция, ее функция. Проблематика, поэтика рассказа. Философско-этический смысл произведения.

16.Проблематика, поэтика рассказов А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Категория пространства и времени в рассказе. Система образов. Роль и значение художественной детали.

17.Художественное своеобразие повести В.Распутина «Живи и помни». Проблематика. Система образов. Приемы создания образов Андрея и Настены.

18.  Художественное исследование проблем воспитания,  взаимоотношений взрослых детей, подростков в рассказах В.Г.Распутина «Уроки французского»,  «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Василий и Василиса», в повести «Мать Ивана, дочь Ивана» (по выбору студента).

18.Проблемы экологии и нравственности в романе В.Астафьева «Царь-рыба». Анализ одного из рассказов («Бойе», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба» - по выбору студента)

19.Поэма А.Твардовского «Василий Теркин». Идейно-тематическое содержание. Приемы создания образа главного героя. Поэтика фольклора в поэме.

20.Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие». Система литературных портретов пяти девушек-зенитчиц. Язык повести.

21. Повесть В.Быкова «Альпийская баллада» в контексте повестей о Великой Отечественной войне. Своеобразие композиции повести. Образы Ивана Терешки и итальянки Джулии. Функция пейзажа.

22.Проблематика, поэтика рассказов и повести В.М.Шукшина «Калина красная». Конфликт произведений, их нравственный смысл («Алеша Бесконвойный», «Жена мужа в Париж провожала», «Мастер», «Чудик», «Калина красная»).

23.Пьеса А.Вампилова «Старший сын». Проблематика, система образов, идейный смысл. Язык пьесы

24.«Громкая» и «тихая» поэзия. Преемственность традиций и новаторство поэзии Н.Рубцова. Тематика, язык.  

25.«Женская» проза. Проблематика, поэтика прозы и драматургии Л.Петрушевской. «Три девушки в голубом», «Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века)».

26.Жанр рассказа в творчестве В.Маканина. Проблематика, поэтика, идейный смысл рассказов «Ключарев и Алимушкин»,  «Человек свиты», «Красное и голубое». Метафорический язык прозы.

27.Проблематика, поэтика рассказов Б.Екимова «Продажа», Фетисыч», «Пиночет». Приемы создания образов.

28. Проблемы нравственности и гуманизма в прозе В.Токаревой («Вместо меня», «Сказать – не сказать», «Я есть. Ты есть. Он есть»)

Перечень основной   учебно-методической литературы:

Учебники, хрестоматии, справочники, учебные  пособия.

Основная литература. 

Диарова А.А., Иванова Е.В., Серафимова В.Д. / Под ред. В.Д. Серафимовой. Литература с основами литературоведения. Русская литература ХХ века.  Бакалавриат.– М.: Академия, , 2011. 

Трубина Л.А. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для абитуриентов. Учебник Репетитор. Издательство Инфомедиа Паблишерз-  2010. Серия Иллюстрированный учебник – 456 с.

Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2003.

Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. Монография. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Громова М.И. Драматургия. /   История русской литературы ХХ века. В 2 ч.  Ч.2. Учебник для бакалавров/ В.В.Агеносов и др. Под общей редакцией профессора  В.В.Агеносова. 2-е изд., переработанное и дополненное.– М.: Издательство Юрайт, 2013. Серия: Бакалавр. Базовый курс. С. 76-105.

Занковская Л.В. Основы русского стихосложения. – М.: Форум, 2012.

Иванова Е.В. Анализ произведений  русской литературы ХХ века: 11 класс.. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 253 с. (Серия «Учебно-методический комплект) – 249 с.

Русская проза рубежа ХХ-ХХ1 веков. Учебное пособие. Под редакцией  профессора Т.М.Колядич. М.: Флинта, Наука, 2012.

Серафимова В.Д. Русская литература первой половины ХХ века. Учебный минимум для абитуриентов. – М.: Высшая школа, 2008 -428.История русской литературы ХХ века. В 2 ч.  Ч.2. Учебник для бакалавров/ В.В.Агеносов и др. Под общей редакцией профессора  В.В.Агеносова. 2-е изд., переработанное и дополненное.– М.: Издательство Юрайт, 2013. – 687 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. + Дополн. Материалы {Электронный ресурс; Режим доступа  http: // www.snanium.com}.(Высшее образование: Бакалавриат).

Творчество В.Г.Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи / и.Л.Бражников, А.А.Газизова, Т.А.Пономарева и др..: Коллективная монография. – М.:: МПГУ, 2012. – 244 с.

Дополнительная литература:

Ю.И.Минералов. История русской литературы : 90-е годы ХХ века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.

Эпштейн  М.Н.  Религия после атеизма. Новые возможности теологии. Научно-популярное издание. Серия «Идеи для мира» - м.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА». , 2013. -415 с.  

Международный научный журнал «Филологические науки». - М., 2013, №1.  – 120 с.

Русские писатели. ХХ век: биографический словарь: А – Я / сост. И.О. Шайтанов. – М.Просвещение, 2009. – 623 с.

Аннинский Л. Локти и крылья. Литература 80-х – надежды, реальность, парадоксы. _ М., 1989.

Аннинский Л. А.  Родная нетовщина. Статьи. Эссе. Серия «Зрячий посох». – М.: Издательский дом « Хроникер», 2008 – 440 с.

Асмус А.Ф. Чтение как труд и творчество // В.Ф.Асмус. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

Гаспаров М.Л. очерк истории русского стиха. – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.2000.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Корман Б.О. Иучение текста художественного произведения – М, 1972.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. – СПб, 1996.

Мировая словесность для детей и  о детях. Выпуск 8.Коллектив авторов  / Научный редактор: доктор филологичеких наук, профессор  Минералова И.Г.  М., 2003.

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. – М., Захаров, 2003.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н.Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. – СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002.

Сигов В.К.  Русская идея В.М.Шукшина.  Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. – М.: Интеллект-Центр,  1999.  – 302 с.

Серафимова В.Д.  А.Платонов и философско-эстетические  искания русской литературы  второй половины ХХ века. ( В.Шукшин, В.Распутин, Л.Бородин): Монография . М., 2006.

Топоров В.Н.  Миф..Ритуал.  Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. – 624 с.

Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. -3-е изд., исправл. и дополненное. – М,: Высшая школа, 2002. – 437 с.

Словари, Энциклопедии:

Русские писатели: ХХ век. Библиографический словарь / Главный ред. и составитель П.А.Николаев. – М., 2000.

Русские писатели: ХХ век. Биобиблиографический словарь: В 2 частях / Под редакцией Н.Н.Скатова. – М., 1088.

Литература и язык: Энциклопедия / Главный редактор и автор проекта  профессор МГУ им. М.В.Ломоносова А.П.Горкин.  – М.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЕСС», 2007 – 584 с. (Современная иллюстративная энциклопедия).                                                              

Универсальная энциклопедия школьника. Гуманитарные науки.  / Составитель и главный редактор профессор А.П.Горкин.: - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 448 с.

Художественные тексты для чтения, изучения:

М.Горький: «Детство»;«Старуха Изергиль»;  «Человек»; «На дне»; «Рождение человека»; «Ледоход»; «Гривенник»; «Страсти-мордасти»; «Рассказ о необыкновенном»; «Несвоевременные мысли»; «Светло-серое с голубым»; «Покойник»; «Кладбище» «Едут».

И.А.Бунин.  Стихотворения «Листопад» и др.   Повесть «Деревня»; Рассказы «Братья», «Антоновские яблоки», «Захар Воробьев»; Рассказы из цикла «Темные аллеи»

 А.Блок: Поэма «Двенадцать»; поэма «Соловьиный сад»; стихотворения  из поэмы «Стихи о Прекрасной Даме», из  цикла «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения цикла «Ямбы», «Заклятие огнем и   мраком»; «На   железной дороге; Америка и др. (по выбору студента).

А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям», «Настоящую нежность не спутаешь...», «Сказал, что у меня соперниц нет...».«Антивоенные стихотворения «Мужество», Постучись кулачком – я открою»и др. «Реквием», «Поэма без героя»

В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» «Про это». Антивоенные стихотворения «Великолепные нелепости»; «Война объявлена», «К  

     ответу» и др.; «Лиличка», «Пустяк у Оки»; «Небоскреб в разрезе», «Стихи о советском

      паспорте», «А вы могли бы? и др. Статья «Как делать стихи».

     С Есенин.  Стихотворения  «Собаке Качалова», «Письмо матери»,  «Письмо деду»,

     стихотворения из цикла «Радуница», «Персидские мотивы»  и др. Поэмы «Анна

     Снегина», «Черный человек» . Статья «Ключи Марии».

     М.Цветаева Проза «Мать и музыка», «Отец и его музей». Стихотворения «Генералам

      двенадцатого года»,  «Мне нравится, что вы больны не мной», «Встречи с Пушкиным», «Русской ржи от меня поклон», «Стихи о Москве».

     Б.Пильняк «Повесть непогашенной луны». Рассказы: «Земское дело»,  «Год их жизни»,«Смерти», «Старый дом», «Наследники», «Тысячи лет» и др.

     Б.Пастернак. «Доктор Живаго».

     М.Шолохов  Роман «Тихий Дон»., Рассказы из цикла  «Донские

      рассказы» «Продкомиссар», «Шибалково семя» и др.

     М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»,  «Самогонное озеро», «Морфий».

     А.Платонов:  Рассказы «Афродита», «Река Потудань»,  «Возвращение»,  «Третий сын»,  «По небу полуночи», «Одухотворенные люди»,повести «Джан», «Такыр», «Сокровенный   человек». Статьи «Анна Ахматова», «Пушкин и Горький», «Детские годы Багрова-внука»

      А.Солженицын. «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Адлиг Швенкитен», «Желябугские выселки»,

 «Настенька», «Абрикосовое варенье».

     А.Вампилов «Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота».

     Б.Васильев  «А зори здесь тихие»,  «Завтра была война».

      В.Быков  «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», « Сотников».

      В.Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка», рассказ «Пролетный гусь».

      А.Твардовский.  Поэмы «Василий Теркин»,«Дом у дороги», «По праву памяти, «За

       далью – даль». Стихотворения (по выбору студента).

     В.Некрасов «В окопах Сталинграда», «Рядовой Лютиков», «Посвящается Хэмингуэю».

     Н.Рубцов  «Тихая моя Родина», «Зеленые цветы», «Душа хранит», «Видения на холме»,

     «Жар-птица», «Расплата», «Добрый Филя», «Грани», «Родная деревня» и др.

     В.Распутин «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Последний срок», «Уроки

     французского»;  «Нежданно- негаданно»,  «Василий и Василиса», «В ту же землю»,

     «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.

    В.Шукшин «Алеша Бесконвойный», «Калина красная», «Забуксовал», «До третьих

     петухов», «Залетный».  Статья «Нравственность есть правда».

    В.Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть».

    Т.Толстая  «На золотом крыльце сидели».

    Л.Петрушевская  «Три девушки в голубом».

     В.Маканин. «Ключарев и Алимушкин», «Голубое и красное», «Отдушина», «Кавказкий  пленный», «Две девушки и Кандинский».

 Бородин Л.И.  «Третья правда». «Год чуда и печали».

  Кабаков.  А.А.   «Московские сказки»

  Екимов Б.   «Пастушья звезда»,  «Пресвятая Дева-Богородица», «Фетисыч»,«Продажа»,  «Пиночет»  и др.

Улицкая Л. Рассказы: «Дочь Бухары», «Пиковая Дама».

 




1. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук2
2. Фома Аквинский выразитель христианской концепции о государстве
3. Курсовая работа Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации
4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук
6. Контрольная ’1 1 Силы действующие на летательный аппарат в полёте 2 Расчётные силы.html
7. Курсовая работа- Контроль качества продукции
8. тематики Зубарева Т
9. Дело в том что в системе рыночной экономики направления деятельности любого предприятия определяет потреб
10. Мартин Боруля Комедія в 5 діях ДІЄВІ ЛЮДЕ Мартин Боруля багатий шляхтич чиншовик
11. тема состоящая из подпитывающего напряжения и диполя называется токовым диполем
12. несомненное достижение цивилизации
13. Нашествие на Русь с Востока и Запада Монголо-татарское иго и его влияние на экономическое и политич
14. Примат и соборность в православном понимании.html
15. якому суспільстві розвиненому чи не розвиненому в демократичному чи тоталітарному
16. Государство и общество- процессы взаимодействия
17. Кем я хочу быть через пять лет Какие привычки тебе в этом помогут Лучше начни меняться сейчас и твоя жизнь
18. Общая характеристика эпохи
19. тема мероприятий направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать правил
20. Статья 1 Основные термины применяемые в настоящем Законе и их определения Для целей настоящего Закона п