Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание:
Введение
Цель данной работы анализ сельского хозяйства древнешумерского общества, основанного на величайшем литературном произведении шумеров эпосе о Гильгамеше. Совершенно очевидно, что выводы, сделанные на основе подобного исследования, будут весьма условными, и тому несколько причин.
Во-первых, в центре повествования эпоса находится сам великий правитель шумерского народа и его побратим Энкиду. Обычному человеку и его бытовым, приземлённым делам в нём просто нет места. Однако окружающая обстановка всё же проникает в текст повествования. Она просачивается в него по каплям, так как отдельные детали народного быта просто не могут быть не освещены при описании подвигов Гильгамеша.
Во-вторых, сказание о Гильгамеше за годы подверглось невероятному количеству изменений. Различные волны семитов привносили изменения в язык шумеров и по-новому переписывали эпос, что определённым образом сказывалось на некоторых деталях. Некоторые малозначимые на взгляд редакторов того времени моменты были опущены, иные наоборот, добавлены в текст. Наконец, не следует забывать о том, что и сам быт шумерского народа менялся, пусть и медленно, но верно. Полагаю, что в различных редакциях эпоса это так же нашло своё отражение, в том числе и в тех табличках, что были утеряны или физически испорчены.
В третьих, определённое искажение текста неизбежно случается при переводе на русский язык. Наиболее каноничным и правильным переводом принято считать перевод Игоря Михайловича Дьяконова, однако немалую работу в исследованиях текста проделал Владимир Казимирович Шилейко. Текст современного поэта и переводчика Семена Липкина лишён некоторых подробностей, однако наиболее стилизован и художественно обработан. Для полноты картины произведение необходимо прочитать не один раз, а кроме того в различных переводах. Однако в данной работе я буду делать основной упор на текст И.М. Дьяконова, как на наиболее детализованный и академически верный.
Анализ быта населения древней цивилизации а говоря о сельском хозяйстве, мы говорим о весьма значительной части шумерского быта задача непростая и достаточно тонкая. Она совмещает в себе выявление первичных потребностей человека и способы их удовлетворения, а также методы, с помощью которых шумеры обустраивали свою жизнь. Сельское хозяйство в этом отношении даёт исследователю весьма ценную подсказку, ибо, в отличие от ремёсел, всегда направлено в первую очередь на обеспечение людей провизией, и лишь затем на удовлетворение прочих нужд. Как правило, отрасли такого плана являются периферийными, и очень сильно перекликаются с ремёслами, а потому в контексте данной работы рассматриваться не будут. Данная работа также не является историческим исследованием, и вся аналитика проводится исключительно на уровне восприятия и разбора литературного произведения. И в то же время она снабжена необходимой исторической справкой, без которой невозможно понимание некоторых элементов эпоса.
История возникновения эпоса и его редакции
В начале III тысячелетия до н. э. в Шумере наибольшее значение имели два города-государства Урук на юге и Киш на севере. Оба являлись центрами военных союзов. Шумерская историческая традиция перечисляет царей-вождей этих двух городов, и среди вождей Урука упоминается Бильгамес, которого в позднейшее время называли Гильгамешем. Рассказывали, что он не покорился кишскому гегемону Акке, сыну Эн-Менбарагеси, обнес стеной обе составные части Урука общины Куллаб и Эанну, и прославился многочисленными подвигами. Археологические раскопки подтвердили, что стены Урука были построены около того времени, когда должен был, по традиции, жить Бильгамес, и до нас дошла подлинная надпись Мебарагеси, очевидно, Эн-Менбарагеси, отца Акки.
Шумерские былины о Гильгамеше сложились, вероятно, еще в конце первой половины III тысячелетия до н. э., хотя дошедшие до нас записи лет на 800 моложе. К тому же времени относятся первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о Гильгамеше, сложившейся, вероятно, в последней трети III тысячелетия до н. э. От II тысячелетия до н. э. из Палестины и Малой Азии дошли отрывки другой, «периферийной», версии аккадской поэмы, а также фрагменты ее хурритского и хеттского переводов. Наконец, от конца II тысячелетия, а также от VII и VI вв. до н. э. до нас дошел текст окончательной «ниневийской» версии поэмы, которая положена в основу перевода Дьяконова. Отголоски легенды о Гильгамеше доходят до нас и от более позднего времени вплоть до раннего средневековья. Всего было найдено и составлено три версии эпоса: старовавилонская, периферийная и неневийская. Таким образом, мы можем проследить жизнь легенды в художественном слове на протяжении почти двух тысячелетий и видеть, как изменялся эпос в устах рапсодов различных поколений.
Наиболее старые фрагменты списков аккадского эпоса о Гильгамеше относятся, по-видимому, к XVIII в. до н. э.; однако многочисленные описки и неточности, допущенные писцами, а также самый характер языка, несколько архаичного даже для того времени, заставляют думать, что поэма много старше. В ней ни разу не упомянут бог Мардук, объявленный в XVIII в. до н. э. царем богов; но и бог Эллиль, занимавший до Мардука особенно в период господства династии Ура ведущее место в пантеоне, хотя и играет важнейшую роль, однако уступает в значении местному урукскому небесному богу Ану. Поэтому есть основания полагать, что поэма сочинена до XXI в. до н.э, т.е. до установления при царях Ура единства пантеона. Но на юг Двуречья, где расположен Урук, аккадский язык стал распространяться только после Саргона, в XXIVXXIII вв. до н. э. Следовательно, есть предположение, что создание аккадской поэмы нужно датировать периодом между XXTII и XXI вв. до н. э.
Практически не приходится сомневаться в том, что эпос вырос и созрел на плодотворной мифологической почве. Работа грубыми орудиями под палящим зноем (как необходимая для себя, так и принудительная), поборы жречества и правителя, антисанитарные условия существования в тесноте за глинобитными стенами города в глинобитных же домишках, частые губительные эпидемии всё это делало жизнь людей невероятно тяжелой. Еще более трудной делали жизнь постоянные страхи перед враждебными демонами и духами, от которых приходилось ограждаться амулетами, заклинаниями и колдовскими обрядами. Каждый поступок человека, каждое самое простое его действие сопровождалось заклинаниями и магией, каждый шаг был регламентирован жрецами. Ни одно важное предприятие не начиналось без запроса к оракулу и гадания по печени ягненка, по поведению птиц и насекомых, по небесным явлениям. Первые поэмы о Гильгамеше появились как фиксация определённого пласта мифологического сознания древних шумеров.
Однако древний материал мифов и легенд в аккадской поэме был использован по-новому. С точки зрения мифологии содержание поэмы разъяснялось в ряде исследований. Не представляет, по-видимому, сомнения, что образы Гильгамеша и Энкиду (в фольклоре называвшихся часто «родными братьями» или «близнецами») это образы солнечного и лунного божеств, принявших также черты духов плодородия. На характер героев как божеств Солнца и Луны указывает связь в изобразительном искусстве Гильгамеша со львом, а Энкиду с быком (бык лунное животное в шумерской мифологии), смертность Энкиду и бессмертие (не в поэме, но в мифе) Гильгамеша и т.д. Характерно, что Гильгамеш постоянно связан с богом Солнца Шамашем. Путешествие Гильгамеша за вечной жизнью это подземное путешествие Солнца. В образе мертвеца Гильгамеш проходит ворота заката Солнца, идет через темное подземелье, переправляется через воды смерти. Все время подчеркивается, что этим путем ходил один только Шамаш. И если Шамаш судья небес и земли, то Гильгамеш в мифе судья преисподней. Не представляют ничего оригинального и другие встречающиеся в поэме мотивы сотворение человека из глины, невинность первобытного человека, пребывающего совместно со зверьми в степи, грехопадение, потоп, битва с чудовищем, хранящим древо жизни, коварная богиня любви, обращающая своих любовников в зверей и т. д.
Однако существенно важно, что во времена сложения поэмы указанные мифы уже были лишены того значения, которое они имели с точки зрения первобытных верований. Гильгамеш для вавилонянина и даже для шумера вовсе не был солнечным божеством. С Солнцем у них были связаны уже совсем иные представления, в частности отсутствовало и представление о прохождении Солнца через преисподнюю от заката до восхода. Верование о переправе через реку смерти на пути к преисподней тоже исчезло в Шумере, по крайней мере с середины III тысячелетия до н. э. Гильгамеш поэмы представлялся теперь древним царем, могущественным, благодетельным и смертным героем, но в ней он не божество. Образ Гильгамеша эволюционирует вслед за эволюцией восприятия мифа и реальности древнего человека.
Сельское хозяйство шумеров
Нельзя сказать, что текст изобилует подробностями о сельском хозяйстве шумеров. Однако при внимательном прочтении некоторые фрагменты эпоса выдают определённые подробности этого занятия и его особенностей.
Первое, что улавливает внимание читателя это изготовление хлеба, основная отрасль сельского хозяйства. Именно хлебом впервые кормит вышедшего из лесов Энкиду блудница Шахмат:
На хлеб, что перед ним положили,
Смутившись, он смотрит и взирает:
Не умел Энкиду питаться хлебом,
Питью сикеры обучен не был.
Блудница уста открыла, вещает Энкиду:
«Ешь хлеб, Энкиду то свойственно жизни,
Спкеру пей суждено то миру!»
Досыта хлеба ел Энкиду,
Сикеры испил он семь кувшинов.
Исходя из данного отрывка, можно сделать вывод, что даже есть хлеб для древних шумеров было особым умением, не говоря уже о его изготовлении. Приготовление хлеба включает в себя несколько стадий, которые практически не нашли своего отражения в эпосе. Однако, помимо прочих упоминаний готового продукта, любопытно будет рассмотреть следующие два отрывка:
I
Ану уста открыл и молвит,
Вещает ей, государыне Иштар:
«Если ты от меня быка пожелаешь,
Будут в Уруке семь лет мякины.
Зерна для людей собрать должна ты,
Для скота должна травы взрастить ты».
Иштар уста открыла и молвит,
Ану, отцу своему вещает:
«Зерно я ссыпала, траву создала я,
Если будет в Уруке семь лет мякины
Зерно для людей уже собрала я,
Для скота я уже травы взрастила».
II
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной.
На основании этих отрывков можно проследить связь хлеба и некоего сакрального действа. В первом приведённом фрагменте именно божество заботится о сборе урожая и сохранении запасов хлеба и при катаклизмах или серьёзных происшествиях на земле. Во втором мы отчётливо видим связь между амбаром и священным зданием. В примечаниях к тексту И.М. Дьяконов пишет о том, что в Шумере храмы были обычно окружены хозяйственными постройками, где держали урожай с храмовых имений и сами эти постройки считались священными. Когда Гильгамеш разговаривает с богиней Иштар, он обещает ей накормить ей «хлебом, достойным богини». Все эти детали говорят о божественном значении хлеба в культуре и быте древних шумеров. Однако, как известно, не боги горшки обжигают, и хлеб сам себя не испечёт. Но восстановить цепочку его изготовления мы можем лишь логически и умозрительно. Вероятно, у шумеров были некие аналоги мельниц, своего рода мукомольные дома, в которых, скорее всего, применялся ручной труд, а не сила ветра, а также пекарни, которые изготавливали непосредственно хлебобулочные изделия.
Помимо этого шумерам была известна выработка масел. К такому выводу заставляет прийти неоднократное упоминание в тексте эпоса елея для тела.
Я дам тебе платьев, елея для тела
Я дам тебе хлеба в пропитанье и в пищу
Он ощупал свое волосатое тело,
Умастился елеем, уподобился людям,
Одеждой оделся, стал похож на мужа.
Да плачет блудница, тебя умастившая добрым елеем,
Елей это, в сущности, оливковое масло, изготавливающееся из наиболее чистых его фракций. Таким образом, елей становится своего рода символом чистоты и пребывания на помазанном божественного просвещения. Недаром Энкиду становится «похожим на мужа» только помазавшись елеем. Очевидно, маслооджим в Уруке был популярным направлением хозяйства, а сам елей весьма ценился.
Ещё одной важной отраслью сельского хозяйства древних шумеров можно выделить садоводство. Напрямую оно в тексте не упоминается, однако есть две детали, позволяющие нам усмотреть это занятие среди прочих. Во-первых, одним из любовников богини Иштар, если верить обвинениям Гильгамеша, был садовник.
Ишуллану-садовника ты любила,
Что тебе постоянно носил фиников гроздья,
Каждый день твой стол украшая,
Подняла ты очи, к нему подошла ты:
"О, мой Ишуллану, твоей зрелости вкусим,
И, рукой обнажась, коснись нашего лона!"
Во-вторых, следует обратить особое внимание на сикеру, которая множество раз упоминается в тексте эпоса. Согласно одной из версий, сикера это алкогольный напиток, приготовленный путём брожения фруктового сока или кваса, с добавлением мёда. И если изготовление кваса связано с зерновыми культурами, подробнее рассмотренными выше, то фруктовый сок предполагает сбор и выращивание фруктов, что напрямую указывает на садоводство. Включение в состав сикеры мёда могло бы указывать нам на бортничество. Кроме того, в тексте эпоса есть прямое упоминание мёда:
Гильгамеш изготовил из глины фигурку,
Вынес стол большой, деревянный,
Сосуд из сердолика наполнил медом,
Сосуд из лазури наполнил маслом.
Однако исторически считается, что мёд добывался исключительно в диких условиях в готовом виде и организованного бортничества шумеры не знали.
Садоводство и сикера плавно подводят нас к одному из самых важных компонентов сельского хозяйства шумеров виноделия. Следует особо отметить, что вино в эпосе упоминается отдельно от сикеры, что даёт основания предполагать, что это были разные напитки.
Для жителей града быков колол я,
Резал овец я ежедневно,
Соком ягод, маслом, сикерой, вином и красным и белым
Народ поил, как водой речною.
Сложно сказать, как именно изготавливалось вино. Скорее всего это был забродивший сок винограда и фиников, однако точных данных об этом процессе осталось немного.
Очень важной отраслью сельского хозяйства является животноводство. Животные для древних шумеров были очень важным компонентом их жизни. Животные приносили мясо и молоко для питания, шкуры для одежды, а их труд использовался в ремесле и сельском хозяйстве. Богатство шумера во многом определялось количеством имеющегося у него скота. Недаром богиня Иштар, пытаясь соблазнить Гильгамеша, сулит ему среди прочего огромное количество скота.
Да преклонят колени государи, цари и владыки,
Да несут тебе данью дар холмов и равнины,
Твои козы тройней, а овцы двойней да рожают,
Твой вьючный осел пусть догонит мула,
Твои кони в колеснице да будут горды в беге,
Под ярмом твои волы да не ведают равных!
О важности животноводство также говорит нам количество пастухов, имеющихся в Древнем Шумере. Когда Шахмат и Энкиду идут в Урук, они останавливаются в деревне, в которой живут одни только пастухи:
За руку взяв, повела как сына
К деревне пастушьей, к скотьим загонам.
Там вокруг них пастухи собралися,
Шепчут они, на него взирая
Несомненно, разведение животных и забота о них одно из самых важных занятий для древних шумеров.
Заключение
Итак, только что мною был завершён анализ текста эпоса о Гильгамеше на предмет выявления деталей, раскрывающих особенности сельского хозяйства древних шумеров. На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что древние шумеры были очень умелым народом. Даже не рассматривая ремесленный аспект их быта в отдельности, можно догадываться об огромной его развитости, сопоставимой с развитостью сельскохозяйственного аспекта. Земля, на которой обосновались древние шумеры, сама по себе достаточно бедна и неплодородна, и то обстоятельство, что в таких тяжёлых условиях им удавалось получать от неё достаточно богатый и разнообразный урожай, говорит об их таланте и величии.
Народы, появившиеся в Междуречье позднее шумеров, переняли их культуру и многие ремёсла, однако достичь такого же расцвета сельского хозяйства уже не смогли. Урожайность хлеба и фруктов была несопоставимо ниже, равно как и количество голов скота на одного человека в среднем. Во многом продовольственная проблема стала решаться за счёт обмена с другими народами, что являлось некоей предтечей торговых отношений. Однако это открывает ещё одну черту, присущую древним шумером самодостаточность. А самодостаточность и самобытность народа говорит о его подлинной независимости и подлинном величии.
Список литературы