Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Политические идеи евразийства
Участниками евразийства заметного идейного движения русского зарубежья в 20-е гг. ХХ в. были многие видные ученые, в том числе лингвист Н. С. Трубецкой, географ и экономист П. Н. Савицкий, искусствовед П. П. Сувчинский. Их всех объединяло непринятие западных ценностей, а также идея, близкая по своей сути к славянофильству, но основанному не на славянском, а на азиатском компоненте. По своим взглядам все евразийцы были государственниками, а возрожденная Россия Евразия представлялась им «надклассовым государством». Для них государство это основополагающий социальный институт, органично объединяющий все основные элементы культуры (техника, хозяйство, духовные ценности).
Опорами евразийского культурного мира служат идеология и государство. Любой социально-политический строй есть прежде всего проявление какой-либо идеи, а государство всегда представляет собой идеократию («власть идей»). В известном смысле для евразийцев идея первична, а действительность вторична, ибо именно идея формирует личность, способную к целеполагающей деятельности, организует нацию в государство. Поэтому они предполагали отбор властной элиты в евразийском государстве по идеократическому принципу (из тех, кто исповедовал евразийскую идею).
Критикуя Петра I за измену традициям, за открытие «окна», через которое в Россию хлынул чистый империализм, многие из евразийцев не скрывали своих симпатий к большевикам, надеясь на их евразийское перерождение. Как и большевики, они верили в примат власти над правом, насилия над равенством. Идеи евразийства впоследствии развивал Л. Н. Гумилев (19081992 гг.).
Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены историком и географом Л.Н.Гумилёвым и получили широкое распространение к началу XXI века. Гумилёв в ряде книг, «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России», используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза.
Особенностью евразийского осмысления является принципиальный акцент на интеркультурный характер российского общества или Евразии: ее положение между Западом и Востоком и существенное влияние последнего. Евразийцы рассматривают в качестве географической определенности Евразии пространство, очерченное Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнинами. Доминирующий этнический элемент - русские (без особого акцентирования "славянского братства") с учетом воздействия тюркских компонентов. Культурный облик Евразии определяется доминированием православия, русский вариант которого подчеркнуто характеризуется как "восточная ветвь восточного христианства". При этом культурно-православный облик Евразии воспринимается скорее как традиционно-бытовая специфика, нежели самостоятельное, целостное и вполне систематическое.
Время от времени интерес к евразийству возрастает в современной России и на постсоветском пространстве.