Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

МЕМФИС НОВЫЙ ДИЗАЙН Вопросы- Группа Мемфис

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. для вузов. В 2 т. Том 2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С.М. Михайлов. – М.: Союз дизайнеров, 2003. – 394 с., ил. (334 – 361)

 

Глава 4

ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Часть 2

СТИЛЬ «МЕМФИС». НОВЫЙ ДИЗАЙН

Вопросы:

  1.  Группа «Мемфис».
  2.  Новый дизайн.

2.1. Германия

2.2.Испания

2.3. Англия

2.4. Франция

Десятилетие дизайна

В 80-е годы значительно ускорились темпы экономического развития, и расширился масштаб технического, экологического и культурного развития общества. Этим 80-е значительно отличаются от предыдущих десятилетий.

80-е годы стали десятилетием дизайна. Дизайн начал играть ключевую роль:

  •  в маркетинге и рекламе,
  •  в организации «личного жизненного стиля» потребителя.

Дизайн предстал большим «спектаклем» выставок и массовой информации. Дизайнеры нового поколения уже больше не были только придатком определенных фирм, а сами стали успешными «media-stars». (4, с. 157)

1. Группа «Мемфис»

   Отделение студии «Алхимии»

В 1981 году Этторе Соттсасс, Анрэ Бранзи и Микеле Де Лукки основали группу «Мемфис» как отделение студии «Алхимия». Затем «Мемфис» покинул студию из-за расхождения во взглядах с ее руководителем Алессандро Мендини: общее интеллектуальное направление и художественная атмосфера студии представлялась лидерам «Мемфиса» чересчур пессимистичными. (334)

   Массовое производство

Во главе угла своей деятельности «Мемфис» ставил отношения между объектом и потребителем. При этом ориентация была на массовое производство. Быстрая смена моды в постмодернистком обществе стала стимулом для творчества «Мемфис».

   Из повседневности

В своем творчестве «Мемфис» ориентировался на будничность жизни. Он перенес цветной ламинат из баров и кафе-мороженных 1950-х и 1960-х в жилые дома. Этот материал – метафора вульгарности, бедности и плохого вкуса был стилизован как «мир будней» и стал новым «культурным носителем». Из повседневности был позаимствован и декор:

  •  комиксы,
  •  фильмы,
  •  движение панков
  •  или китч.

Кричаще пестро

Все это представлялось кричаще пестро либо в слащавых пастельных тонах, наиграно, образно и шутливо. Такими формами дизайнер стремился вызвать спонтанную связь между объектом и потребителем. При этом утилитарные качества предметов зачастую отодвигались на второй план.

Также как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях:

  •  стекло,
  •  сталь,
  •  оциновка,
  •  алюминий.

 Многие из объектов выглядели как детские игрушки или экзотические экземпляры. Использовались коллажи, в которых на первый план выдвигалась декоративность и принцип хаоса. В этом виделась параллель раскрепощенности и мобильности общества эпохи постмодерна.

   Адресная ориентация

В своей деятельности «Мемфис» использовал новые знания в области социологии и маркетинга: стремились не просто снабжать рынок, а адресно с ориентацией на определенные социальные группы и структуры, с учетом их традиций и характера взаимоотношений. В итоге это привело как в эстетическом, так и концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.

Популярные работы группы стали толчком для развития в 80-е годы «нового дизайна» одновременно образцом для плохих копий бездарных подражателей. (338)

В конце ХХ века, когда произошло насыщение кричащими цветами и «косыми» формами влияние «Мемфиса» начало терять свою силу. (4, с. 156)

   Члены «Мемфиса»

В разное время в «Мемфисе» работали известные архитекторы и дизайнеры из различных стран: Матео Тун, Майкл Грейвз, Арата Исозаки, Широ Курамата, Джавье Марискал.

Влияние «Мемфиса» вряд ли можно переоценить. К тому же в 1980 году в Линце (Австрия) состоялась значимая выставка «Форум дизайна», на которой обсуждалась

  •  общая история дизайна,
  •  значение и многочисленные функции дизайна,
  •  роль дизайнера,
  •  отношения между объектом и потребителем.

Для дизайн-теории эта выставка имела очень большое значение.

   Стиль «Мемфиса»

Дизайн 80-х – это, прежде всего, стиль «Мемфис». Стиль «Мемфис» стал настоящей «анархией» в дизайне. В нем сложно выделить «формообразующие черты». Он ориентирован на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее, своеобразная формула «Мемфиса»:

  •  абсолютная свобода самовыражения (допустимо все!) 
  •  и проектный реализм.

   Объекты «Мемфиса» 

Объекты «Мемфиса» радуют глаз – это

  •  острота жеста,
  •  смелая игра материалами, фактурами и формами,
  •  виртуозное смешение стилей.

При всем при этом стиль «Мемфиса» был привлекательным, остроумным, алогичным и «цветным». Он как будто кричал «Не относитесь к дизайну слишком серьезно!».

Если проводить аналогии образного языка Мемфиса, с языком вербальным, то это не просто живая речь, а сленг, который может быть вульгарным, даже неприличным, но всегда исключительно выразителен и точен.

Новое направление было заявлено его создателями как «новый международный стиль». И, действительно, очень скоро стиль «Мемфис» стал влиятельным в мировом дизайне.

2. Новый дизайн

Антифункциональные направления

«Мемфис» открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название «новый дизайн». Вместе с тем в Германии, Испании, Франции, Великобритании новый дизайн имел свои отличительные черты и пути развития.

Общие особенности

Общим для них всех было то, что они стремились

  •  к независимости от жесткого диктата индустрии и рациональности функционализма,
  •  отражали в предметном формообразовании и проектах
    •  ментальность большого города, 
      •  веяния моды,
        •  влияния субкультур и обыденности. (342)

Средства массовой информации

Их новаторством было то, что они впервые начали использовать средства массовой информации как своеобразный подиум для своей работы. Они устраивали презентации своих работ в музеях, которые по посещаемости не уступали художественным  выставкам. (4, с. 158)

2.1. Германия

Несмотря на широкое распространение в Европе в 1960-е – 1970-е годы поп-дизайна и радикальных его форм в Германии, в промышленности, институтах и высших учебных заведениях продолжали придерживаться функциональных догм «Хорошей формы». Однако уже в 1970-е годы функционализм стали вытеснять более богатыми и красочными формами.

   Эксперименты молодых

С конца 1970-х годов здесь во многих городах работали молодые дизайнеры. Недавние выпускники архитектурных, художественных и дизайнерских вузов, экспериментировали в области предметного и мебельного дизайна. Недовольные существующим

  •  «официальным» промышленным дизайном,
  •  образованием
  •  и условиями работы в дизайн-бюро

они создали отдельные экземпляры ручным ремесленным способом. Эстетика этих произведений была эстетикой графических коллажей и индустриальных обломков. 

Необычные комбинации

Создавались необычные комбинации материалов:

  •  необработанный металл, полированная сталь и ли камень и бетон
    •  с деревом, резиной, плюшем или стеклом.

 Полузаготовки со строительного рынка использовались как мебель. Объекты должны были шокировать, заставлять задуматься о традиционном понятии «дизайн».

   Выставка мебели

В 1982 году в Гамбургском музее искусств и ремесел прошла выставка, которая впервые связно представила новые тенденции. Под ироничным названием «Мебель для тебя – прекрасное жилье» участвовало 39 дизайнеров и дизайн групп из пяти европейских стран. Выставка и совместные экспериментальные проекты стали в дальнейшем важным кульминационным пунктом нового дизайна и не только в Германии. (346)

   Пестрота течения

Течение «новый дизайн» было пестрым, охватывая

  •  ироничные насмешки,
  •  необарокко.
  •  и популярного китча
  •  до минималистичных проектов 
  •  и концептуальных работ. 

Язык улиц и обыденности нашел отражение в работах многих немецких мастеров нового дизайна.

   Кульминация движения

Кульминацией движения «новый дизайн» стала выставка «Коллаж чувств - жизнь разума», прошедшая в 1986 году в Дюссельдорфе. (4, с. 160)

В «новом дизайне» работали в Германии группы дизайнеров: «Mobil perdu», «Pentagon», «Cocktail», «Kunsflag», «Bellafast», «Berlinetta».

В конце 80-х «новый дизайн» в Германии был уже не столь провокационным как в начале. Однако, благодаря

  •  экспериментам,
  •  шоковой терапии,
  •  новой эстетике 
  •  и новому опыту в проектировании

были получены новые импульсы для промышленного и мебельного дизайна.

2.2. Англия

Формы и материалы английского авангардного дизайна во многом созвучны новому дизайну в Германии и отличаются и от итальянской группы «Мемфис» и от элегантных французов. «Новые» британские дизайнеры иначе работали с грубыми материалами, необработанной сталью и бетоном.

Кроме того, отличия состояли и в особой простоте форм и применении материалов. Основными представителями «нового дизайна» в Англии является Рон Арад, Джаспер Моррисон, Том Диксон.

2.3 Испания

   Влияние Германии и Италии

Дизайн в Испании в 1960 – 1970-х годах находился под влиянием немецкой «хорошей формы». В 1980-е годы здесь произошел также поворот от функционализма, во многом, под воздействием радикального итальянского дизайна. Столица Каталонии, которая в то время была уже центром искусства и литературы стала теперь и городом дизайна. (350)

   Вступление Испании в ЕС

Такому развитию способствовало вступление Испании в ЕС, которое открыло испанской промышленности новые рынки спроса и сделало дизайн важным экспортным фактором. Определенным толчком в развитии нового дизайна тала и подготовка к Олимпийским играм 1992 года, проекты оформления были уже выполнены в 1988 году.

   Испанские дизайнеры

К «новым» испанским дизайнерам относят

  •  О. Тусквита и Л. Клотета, которые участвовали еще в дизайн-форуме в Линце,
  •  П. Кортеса,
  •  архитектора А. Аррибоса
  •  и дизайнер-графика, автор эмблемы Олимпиады Джавьера Маррискала.

2.4. Франция

   Авангардные группы

Франция в начале 1980-х годов также находилась под влиянием группы «Мемфис». Подобно Германии и Италии во Франции также образовывались авангардные группы - «Немо», «Тотем». Отличительной чертой нового французского дизайна от немецкого и британского, пожалуй, является его элегантность.

   Жан Поль Готье

Новый французский дизайн здесь в первую очередь проявил себя в авангарной моде. Ярким представителем здесь является Жан Поль Готье, который обратившись к «вульгарным» материалам из порнографической области – резина, лак, кожа, - спровоцировал раскрепощенность и вседозволенность. Этим он подверг разрушению не только эстетическое, но и моральное табу. В его эксцентричные творения одевались такие поп-звезды, как Нини Хаген и Мадонна.

   Филипп Старк

В дизайне мебели и предметном дизайне новой звездой стал Филипп Старк – один из немногих французских дизайнеров, достигших мировой известности. Его одаренность и мастерство были высоко оценены международным профессиональным сообществом, где за ним закрепилась слава «мессии французского дизайна» (по выражению Мендини). (1, с. 185) (354)    

Дизайн рекламы

Он был творческим упрямцем и одновременно рыночным стратегом, который искусно самовыразился в дизайне рекламы. Старк в отличие от других представителей нового дизайна не интересовался жестами протеста и провокационными деталями.

Предметы серийного производства

Старк изобретал хорошо продаваемые и достаточно недорогие предметы для массового серийного производства. Он заимствовал элементы из исторических стилей дизайна:

  •  обтекаемо-динамические линии,
  •  органически сформированные ручки,
  •  ножки стульев в югенд стиле и пр.

   Необычные комбинации материалов 

Его проекты отличает также необычные комбинации материалов, как

  •  пластмасса и алюминий,
  •  плюш с хромом,
  •  сталь со стеклом.

Спектр его работ простирается от сенсационных интерьеров до таких бытовых предметов, как бутылки для минеральной воды и зубные щетки.

   Биомеханический дизайн 

Кардинальная идея разрабатываемого Старком в последние годы «биомеханического дизайна» - установление нового типа аффективной связи между человеком и вещью. Наступает время «синтеза органики и механики»: вещь будущего, синтезируя свойства

  •  механических протезов (каковыми и являются в большинстве своем привычные для нас вещи)
  •  и медицинских эндопротезов,

сможет «проникнуть» в человека. Старк предлагал вообразить, например, «подкожные» часы. «Биомеханический дизайн» - это и возможность приказывать вещам взглядом голосом, не прибегая к непосредственному физическому воздействию. (1, с. 188) (358)

PAGE  1




1. Механізми інактивації потенціал-залежних К+ каналів.html
2. Тема 11 СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Процесс решения о покупке испытывает влияние ситуации
3. 6100 17000 ZigZg Mgic Level 2 6100 17000 Little Friends Beginner
4. тема привлекла своей особенностью так как в ней можно рассмотреть не только финансовую систему как таковую
5. Василий Коваленко
6. ТЕМАrdquo; 1. Структура бюджетної системи України визначається- а адміністративнотериторіальним устроєм
7. Проектирование двухзеркальной антенны по схеме Кассегрена
8. Сестринское дело в терапии для студентов 4 курса 5 семестра отделения Сестринское дело Рассмот
9. Принцип права Правовая доктрина
10. Тема 5 Философия Нового Времени 1
11. Расчет электрической части ТЭЦ с установленной мощностью 180 МВ
12. статья Для чего эта статья
13. Амур и Психея -- Русский фольклор.
14. Взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство. Зарождение русской философии
15. і. Органічне злиття онтологічного та гносеологічного моментів у гегелівській діалектиці сформульоване посл
16. Сарапульский техникум пищевой промышленности УТВЕРЖДАЮ За1
17. Государственно-церковные отношения в отечественном консерватизме XIXначале 20 веков
18. Методы оценки эффективности реальных инвестиций
19. Священной Римской империи выделили отрезок сразу после распада Римской империи в период который назвали
20. Управление культуры спорта молодежной политики и работы с детьми администрации Петушинского района