Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

И Скрыпник Россия встает на путь целостного и гармоничного развития общества Российская национальная ид

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

В.И. Скрыпник

Россия встает на путь целостного и гармоничного развития общества

Российская национальная идея

Идея общества как универсальной общности людей, объединенных не только материальными, экономическими, политическими, но и духовными целями человеческого существования, сегодня является главной для российского общества.

Российская национальная идея целостного гармоничного общества укрепит гражданское общество и правовое государство, способствуя гармоничному соединению мирового опыта и нравственного, религиозного и культурного наследия России, включая и советский период развития. Она позволит России эволюционировать в сторону духовного, культурного и нравственного бытия человека, способствуя взаимодополнению укладов Европы и России, Запада и Востока на принципах многообразия отношений.

Россиянам свойственно стремление к целостности, они вступили на путь цивилизованного поиска этой целостности, находясь на пороге новой эпохи, откровения правды об обществе. Российская идея – это идея соединения и взаимодействия высшей силы и человека в социальности и духовности. Преодоление конфликта духа и социального бытия – главная цель россиян, и поиски пути к достижению этой цели активно реализуются в наше время.

Важнейшая посылка российской идеи состоит в том, чтобы перейти от творчества совершенных культурных произведений к творчеству совершенной жизни, целостному и гармоничному восприятию жизни. Эту культурную и религиозную связь на протяжении веков сохраняли и развивали вера и знание, Русское Православие и научно-творческое наследие России. Великая Российская Объединительная идея в годы преобразований как никогда помогла России подойти к целостному пониманию жизни.

Российская национальная идея целостного гармоничного общества представляет собой систему действий, обусловленную единством общего начала, и включает в себя множество идей. Общая идея есть самостоятельное существо, и чем больше идей она объединяет, тем многообразнее и определеннее она себя реализует. При этом члены общества, вступая во взаимодействие друг с другом и взаимоопределяясь, с большей полнотой реализуют собственную идею.

Идею целостного и гармоничного общества просто и точно сформулировал великий русский мыслитель С.Н. Булгаков. Он говорил, что наилучшей из всех хозяйственных форм, как бы она не называлась и какую бы комбинацию капитализма и социализма, частной и общественной собственности она не представляла, является та, которая обеспечивает личную свободу – свободу от природной бедности и социальной неволи. С.Н. Булгаков резко критикует экономизм, говоря о его притягательной силе, о том, что воинствующий эконономизм утверждает хозяйственную природу всей культуры и всего человеческого творчества и ищет хозяйственные подосновы в самых высших и наиболее духовных проявлениях жизни, он интуитивно близок каждому и поэтому экономический материализм не может быть просто отвергнут, он должен быть положительно превзойден, он не позволяет себя отбросить, он повелевает преодолеть.

С.Н. Булгаков в своем труде "Философия хозяйствования", исследуя хозяйство одновременно в трех сферах – научно-эмпирической, трансцендентальной и метафизической, разоблачил субъективные утопические теории, затемняющие и искажающие сознание человека, научил человека воспринимать мир как хозяйство, раздвинул духовные горизонты человека и показал онтологические и космологические стороны христианства, где с новой силой проявляются истинные учения Русской Православной Церкви.

Преодолевая взаимное недоверие и отчужденность философии и науки, он намечает пути построения целостного мировоззрения, предостерегает приверженцев экономического материализма от ошибочных и поспешных заключений, справедливо и точно отмечая, что истолкование экономизма возможно лишь на почве целостного философского мировоззрения. Согласно его философской системе субъектом хозяйства может быть только человечество в живом единстве духовных сил и потенций, к которому причастны все люди без исключения, что обнаруживается эмпирически в отдельных личностях. Особенно важно, что философия хозяйства С.Н. Булгакова решает основные проблемы философского сознания, где в центре стоит антропология – учение о человеке в природе. Труд С.Н. Булгакова завершается изречением мудреца Хилона: “Познай самого себя, познай себя в мире и в себе познай Вселенную”.

Рассматривая мир как хозяйство, С.Н. Булгаков заложил основы подлинной философской системы. В то время господствовала экономическая мысль, и его труд не был по достоинству оценен современниками. К сожалению, экономизм нашел благоприятную почву в радикальной доктрине экономического материализма – марксизме.

Учение К. Маркса об обществе представляет собой компиляцию сочетаний философии абсолютного материализма и субъективного идеализма. Бездушный материализм марксистского учения препятствовал появлению подлинной философии хозяйствования, что привело к искажению сознания человека и общественных приоритетов и создало в обществе колоссальные внутренние противоречия.

В начале XX века духовно-социальный центр российского общества сместился в сторону материализма, разрушив основу общей философии. С.Н. Булгаков увидел уход России от самой себя, от своего духа, от своей идеи. Своей работой “Философия хозяйства” он активно пытался восстановить утраченное равновесие в России, с истинно христианских позиций показав возможность построения целостного и гармоничного общества на Земле и духовного возвышения человека. Однако в XX веке философия была представлена как наука, и в системе понятий исчезли различия между философией и наукой, стерлась грань, разделяющая эти понятия.

Наука при своем одностороннем отношении к предмету разделяет действительность на части, абсолютизация науки как всеобщего знания привела к искажению действительности и сознания человека. И кризис научного сознания к концу XX века перерос в кризис общей философии. Общая философия потеряла свое главное преимущество – рассмотрение явлений в целом. Ее подменила наука, склонная к детализации. Познавательный процесс объекта изменился, поскольку наука изучает части действительности, а не объекты и явления в целом. Сознание человека стало дробным, менее взаимосвязанным с другими явлениями жизни, что и обусловило проявления экстремизма и терроризма.

Необходимо усвоить, что философия и ее устремления направлены на целостное восприятие жизни, а наука – на ее частности. Понимание этого и будет способствовать активному преодолению кризиса общей философии и кризиса научного сознания. Это даст возможность преодолеть существующее ныне противостояние между общей философией и наукой, так как это два разных направления нашего мышления и познания, и больше никогда не следует их отождествлять.

Исчезновение границы между общей философией и наукой вызвало конфликт в обществе и породило на базе научных исследований множество философских систем – монофилософий. Это сделало мир более материальным и агрессивным. Монофилософии, рассматривая одну или две составляющие хозяйственной деятельности, упускают из виду десятки других, не менее, а может быть, и более важных, не учитывают хозяйственные уклады целых народов.

Показательна в этом смысле существующая в России концепция крайнего проявления экономического материализма – монетаризма, отводящая главенствую-щую роль финансам. Такая монофилософия исключает из эволюционного процесса самого человека, его труд. Она ущербна и крайне опасна для общества. То же можно сказать и о марксизме как о монофилософии. То есть мы наблюдаем в разных странах различные модификации монистических философских систем воинствую-щего экономизма. Других действующих моделей развития в мире пока нет.

Уже стало очевидным, что хозяйствование должно строиться на целостных философских системах, а не на самодовлеющих началах техники и экономики, предполагающих, что технические и технологические достижения автоматически через производство решат проблемы человека. Теоретическую экономию возможно рассматривать и осмысливать исключительно на основе общей философии, а не с помощью монофилософских подходов.

Монофилософии защищают интересы отдельных социальных и этнических групп, слабо взаимодействуют с общенациональными интересами, с центральной властью. Монофилософии привели к деградации общую философию, усилению антагонистических противоречий, к появлению в конце XX века массового экстремизма и терроризма, а подмена опыта духовной жизни и воспитательной роли церкви университетскими семинарами делают этот процесс необратимым, так как разорванные духовные традиции некому восполнить.

Односторонность и болезненность монофилософий сместили развитие науки в сторону техногенности. Технический же прогресс принес не только блага, но и огромные экологические бедствия, что породило у людей страх перед неизбежной гибелью среды обитания человека и исчезновением его как вида.

Это дает все основания серьезно рассматривать целостные и гармоничные системы развития общества и выстраивать их так, чтобы не нарушались многообразие человеческого рода и его взаимодействие с природой. Чтобы каждый человек активизировал свои мыслительные и духовные приобретения, чтобы резонансные явления в соборности людей уменьшили бы нагрузку на природу и способствовали ее восстановлению.

Двухполюсная система развития –
объединительная идея всех россиян

Сегодня очевидно, что кризис в России перерастает в противостояние общества и власти. Российское общество вновь стало заложником философской системы экономического материализма, только теперь в самом крайнем его проявлении – монетаризме. Ведение хозяйства при этом превращает жизнь в механический процесс, а философия идеалистического субъективизма делает познание лишенным смысла жизни. Сама жизнь не может существовать в крайних точках материализма и идеализма. Примером этого является сегодняшняя ситуация в стране.

Радикальные реформаторы внушили обществу и власти, что участие государства в экономических процессах неплодотворно, и максимально ограничили возможности государственных органов по принятию решений, оставив в руках государства только бюрократическое регулирование хозяйственной деятельности - регистрацию, лицензирование и т.д. Это привело к тому, что российская эконо-мическая система перестала развиваться, определять свои приоритеты и участвовать в инвестиционном процессе, а государство перестало контролировать ситуацию и воздействовать на ее развитие.

Ликвидация системы государственного управления естественными монополиями при отсутствии механизмов управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности, делает ситуацию в стране непредсказуемой. Сегодня ценовая политика в системообразующих отраслях определяется не правительством, а ценовая дискриминация, породившая основную массу неплатежей, является главной силой монофилософов. Она позволяет им эффективно перераспределять огромные материальные и финансовые средства, скрытые от общества и власти, и влиять на общественное сознание.

В нынешней ситуации надеяться на возможность развития России с помощью мировой торгово-финансовой системы не приходится, поскольку роль основного посредника в ней принадлежит США. Более того, однополюсность развития Запада и зависимость от одной страны всего мирового сообщества делает мир нестабильным.

Экстремистская часть рыночников лихорадочно ищет выход из создавшейся ситуации, вбивая клин между центром и регионами, сталкивая власть и общество. Сегодня вновь, как и в начале века, в российском обществе возникла атмосфера бунта. Ф.М. Достоевский сказал по этому поводу: “Одним бунтом жить нельзя”, а великий русский мыслитель С.Н. Булгаков продолжил: “Бунтарство есть то же рабство, но только навыворот, духовный плен в поисках рационализма, а вовсе не преодоление его”. Это еще раз подтверждает порочность ведения хозяйства в крайнем проявлении экономического материализма. Сегодня пассивное участие государства в экономике не дает возможности создать и запустить единый хозяйственный механизм страны и решать насущные проблемы, а кризис государственных финансов и отсутствие инвестиций еще раз подтверждают необходимость поиска новых путей развития России.

Россия должна не только принять превентивные меры к обеспечению жизне-деятельности общества, но и выбрать свою философскую систему. Сегодня стало очевидным, что без опоры одновременно на две финансовые системы - торгового капитала и естественного монополизма - она никогда не отдаст долгов и не решит своих внутренних проблем. Только в единении этих двух финансовых систем залог поступательного социально-экономического развития и возможность решения насущных проблем россиян.

В сложившейся ситуации общество и власть должны понять необходимость принятия двухполюсной социально-экономической системы развития общества, что позволит решить насущные проблемы россиян, нейтрализовать экстремистские воинствующие силы. Государство сможет обеспечить права человека и гражданина на основе послушания, а не рабства, на основе свободы и достоинства личности, а не своеволия. Это даст возможность обеспечить преемственность и передачу власти без конфликтов и потрясений для российского общества и выполнить задачи переходного периода. Общество и власть смогут преодолеть кризис общей философии и кризис научного сознания и выйти из социально-духовного кризиса.

Капитализм и социализм представляют разновидности всеобъемлющего экономического материализма. Социальный опыт капитализма и социализма в их совокупности дает качественно новое понимание жизненно важных проблем, обогащает политэкономию более полным научным мировоззрением. Политэкономия должна объединять мировоззрения людей с ментальностью рыночной экономики и с ментальностью, тяготеющей к жизнедеятельности и сохранению единства природы и человеческого рода. Только взвешенное и предсказуемое управление хозяйственными процессами позволит сохранять направление вектора развития общества, уводя его от крайних проявлений. Сочетание рыночной и планово-распределительной экономики дает возможность найти новые механизмы эффективного хозяйствования, сформировать его философию.

Двухполюсная социально-экономическая система развития России не опровергает экономический материализм, а показывает возможности его использо-вания. В двухполюсной политэкономии всеобъемлющая истина экономизма разделяется на две составляющие. Первая представляет блок жизнеобеспечения, который является первичным, здесь риск в деятельности недопустим. Вторая - блок развития, где допускается обоснованный риск. Этим снимается воинственность экономизма, и он занимает свое достойное место в рыночном блоке. Даже сама постановка этого вопроса о двухполюсной политэкономии является важным шагом вперед. Исчезает острота идейного радикализма в экономизме. Двухполюсная политэкономия становится невоинствующим экономическим мировоззрением, его воинствующая природа ослабевает, становится терпимой и управляемой. И каждый человек начинает воспринимать мир в широком смысле как хозяйство, появляется глубокая ответственность за судьбу каждого человека в обществе.

Важнейшей предпосылкой успеха развития двухполюсной системы хозяйствования является тот факт, что в доперестроечный период системообразующие отрасли (естественные монополии, казенные и градообразующие заводы) в России финансировались государством, а не частными инвесторами. Высвободившиеся финансовые средства при формирование блока жизнеобеспечения станут основой подъема экономики страны, они способны сформировать двухполюсную систему и, как следствие, осуществить поступательное развитие российского общества.

Начало подъему экономики положат действия власти по передаче производственной части естественных монополий в собственность государства с созданием вокруг них рыночной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление услуг на конкурсной основе. Этот сектор экономики будет влиять на экономику страны посредством тарифной политики, что привлечет в казну значительные финансовые и материальные ресурсы и поможет сохранить политическое равновесие для продолжения реформ на качественно новом уровне.

Государство как собственник производственной части естественных монополий обеспечит инвестиционную составляющую для продолжения развития экономики страны и работу общей инфраструктуры, организуя получение прибыли от природной ренты и распределяя ее в интересах всего общества, что сохранит политическую стабильность и многообразие отношений в российском обществе.

В российской экономике между потреблением и производством обращается такое количество фиктивного капитала, что инстинкт самосохранения общества и власти диктует ей необходимость разделения бюджета страны на два независимых целевых – бюджет блока развития и бюджет блока жизнеобеспечения, иначе не обеспечить ответственность власти перед обществом и преемственность при передаче власти. Такое разделение позволит сохранить баланс интересов как внутри блока развития (социально ориентированной рыночной экономики), так и в его взаимодействиях с блоком жизнеобеспечения (естественные монополии).

В советский период сформировалась финансовая система естественного монополизма, которая была направлена на выживание человека и общества, являясь сущностью жизнеобеспечения. России сейчас никто и ничто не мешает запустить финансовый механизм естественного монополизма и приступить к реконструкции и строительству жизненно важных объектов. Это следует сделать с частичным привлечением эмиссионных финансовых средств с последующим их изъятием с рынка, т.е. после ввода объектов. Такое целевое кредитование положит начало развитию социальной базы регионов, не привлекая торговый капитал. Формирование устойчивой системы естественного монополизма в гармоничном сочетании с торгово-финансовой системой обеспечит неуклонный подъем экономики и экономическую свободу гражданам России.

Двухполюсная политэкономия, развиваясь, становится мостом, соединяющим два берега – блок развития и блок жизнеобеспечения. В первом обоснованный риск возможен, во втором – нет. При этом понятие экономического материализма как всеобъемлющей доктрины становится частным случаем философии хозяйства. Одновременно разрешается суровая жизненная действительность – забота о хлебе насущном, обеспечиваются условия жизнедеятельности и экономическая свобода. Борьба интересов и страстей остается в рыночном блоке.

Чистые рыночники должны стремиться сохранить свое детище - созданный ценой огромных усилий рыночный блок, а действия власти не должны быть направлены на разрушение построенного социально ориентированного рыночного блока. С другой стороны, ослабленный неэффективными собственниками в лице бывшей партноменклатуры блок жизнеобеспечения страны обусловил невиданную в России с начала века напряженность. Их союз с радикальными рыночниками создал мощную реакционную силу. И дело здесь не в поиске эффективного собственника в этой части экономики, а в необходимости осознания обществом и властью, что эффективный собственник в части естественных монополий хорошо известен в России - это государство.

Безусловно, одно из главных завоеваний реформ – создание основ социально ориентированных рыночных отношений. Однако необходимо двигаться дальше по этому пути. Важнейшим шагом новой стратегии по обеспечению устойчивого экономического роста должно стать соединение рыночного блока с государственным сектором экономики. Начало этому может положить передача несущего каркаса электроэнергетики (энергосистем с их эксплуатационной инфраструктурой) в ведение (на основе трастового договора) Министерства электроэнергетики РФ с созданием вокруг него рыночной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление услуг на конкурсной основе. Это позволит легализовать многочисленных посредников, функционирующих вокруг предприятий естественных монополий, и создать в свою очередь новую инфраструктуру предприятий естественных монополий. Через этот тонкий и эффективный государственный экономический слой власть сможет влиять на экономику страны и посредством тарифной политики осуществлять ее подъем.

Сегодня стало очевидным, что рыночные механизмы в естественных монополиях не действуют, в то время как рыночный блок уже готов создать надежную инфраструктуру вокруг несущих каркасов естественных монополий. Создание министерств по управлению государственными пакетами акций предприятий естественных монополий позволит ликвидировать неплатежи. Как показали исследования в области электроэнергетики (1993 – 1997 гг.), выделение несущего каркаса в этой отрасли также принесет казне значительные финансовые и материальные ресурсы. Подавляющее большинство руководителей субъектов Федерации еще в 1994 – 1997 гг. высказывались за усиление управления энерго-системами и государственную монополию в электроэнергетике, что позволило бы не только сбалансировать бюджет страны, но и приступить к формированию бюджета естественного монополизма, его финансовой системы.

Опыт строительства энергетических объектов в развивающихся странах при поддержке СССР может служить примером функционирования системы естественного монополизма. Правительства этих стран охотно соглашались на поставку для электростанций основного технологического оборудования (турбин, турбогенераторов, котлов и вспомогательного оборудования к ним) и даже на строительство электростанций “под ключ” на клиринговой основе. Эта практика не нарушала их внутренней финансовой системы, способствовала развитию этих стран, налаживанию культурных связей и была выгодна и нам. На момент строительства энергообъектов торговый капитал выключался из расчетов и не подавлял внутреннего рынка страны-заказчика.

Финансовая система, сформированная в 60-е годы нынешнего столетия, была тем противовесом торгово-финансовой и рыночной системам капиталистического мира, который сохранял жизненное равновесие не только в России, но и во всем мире.

России сейчас никто не мешает запустить финансовый механизм естественного монополизма и приступить к реконструкции и строительству энергетических объектов и системообразующих линий электропередачи на Дальнем Востоке, в регионах с дефицитом электроэнергии – Алтайском и Краснодарском краях, на Северном Кавказе, в Ростовской и Читинской областях. Это следует делать с частичным привлечением эмиссионных финансовых средств с последующим их изъятием с рынка, т.е. после ввода объектов. Такое целевое именное кредитование положит начало развитию социальной базы регионов, даст возможность строить и сохранять генерирующие мощности, не привлекая торговый капитал. Все эти меры позволят исполнительной власти в России осуществлять дополнительные маневры в экономической и социальной сферах, обеспечат перелив финансовых средств и материальных ресурсов из блока развития в блок жизнеобеспечения, будут способствовать повышению эффективности народного хозяйства и управляемости им.

Необходимо учитывать и всю сложность ситуации переходного периода России. Так, по оценкам специалистов в области энергоснабжения, относительно устойчивыми для страны будут только два предстоящих полных осенне-зимних максимума подачи электроэнергии потребителям.

Отсутствие единой технической политики в электроэнергетике снижает надежность потребителей, а отсутствие должной координации в области электроэнергетики со странами СНГ в первую очередь разрушает основы ЕЭС России и не способствует развитию добрососедских отношений.

Никто не призывает к радикальным нескоординированным действиям – формировать рынок электроэнергии путем нарушения равновесия в социально-рыночном блоке. Формирование устойчивой финансовой системы естественного монополизма продлится как минимум 25 лет, и только ее гармоничное соотношение с торгово-финансовой системой обеспечит устойчивый подъем экономики и экономическую свободу гражданам России.

Для такой страны, как Россия, в силу ее геополитических особенностей одна торгово-финансовая система никогда не обеспечит устойчивого роста экономики и процветания общества, так как рыночные отношения, как и сам рынок, изобилуют резкими спадами. Создание финансовой системы естественного монополизма позволит государству поддерживать занятость населения, направить экономику в русло поступательного развития.

Россия, благодаря своим масштабам, способна сбалансировать духовную и социальную сущность общества, поддерживать гармоничные отношения с Западом и Востоком и объединить народы России на основе их культуры и колоссальных духовных сил. Этот путь объединения отвечает чаяниям всех народов Великой России и позволяет возродиться российскому обществу.

В конце XIX века русские религиозные философы осознавали влияние масштаба России на ее развитие. Это не только огромные территории с различным ландшафтом, но и объединение в одном государстве разных народов с различными жизненными укладами, традициями и вероучениями. Уже в начале XX века это приобрело и экономическую категорию и вошло, например, в российскую электроэнергетику как понятие экономии от масштаба. В настоящее время чистые рыночники в силу своей экономической и духовной ограниченности приватизировали естественные монополии и тем самым погасили эффект масштабной экономии, соизмеримый с годовым бюджетом страны, а вместе с ним и идею преобразования России. В советское время власть, имея колоссальные резервы энергии развития, направляла их на милитаризацию экономики, обеспечение противостояния Западу и поддержание ложных идей “научного социализма”, а сегодня их следует направить на развитие общества.

Продолжение реформ в нынешних условиях зависит только от того, сумеет ли власть преодолеть неудачи монетаристской политики и создать фундамент федеральной инфраструктуры на базе естественных монополий, казенных заводов и градообразующих производств, что позволило бы возобновить экономический рост, начать структурные преобразования, создать политическую стабильность.

Двухполюсная социально-экономическая система развития общества предполагает взвешенную и гармоничную политику в экономико-национальной сфере, помощь и поддержку слабых в экономическом отношении народностей и сдерживание эгоизма более сильных. Именно на этом основываются глубинные механизмы регулирования российского общества. Это позволит России уйти от национализма, замешанного на разрушительном влиянии человеческого эгоизма, ведущего к бесчеловечности, к беспримерной жестокости. А государство будет выступать не только в роли инвестора и защитника отечества, но сможет осуществлять заботу по поддержанию многообразия и целостности отношений народов и социальных групп, населяющих Россию.

Двухполюсная социально-экономическая система развития общества преодолевает ограниченность человеческой деятельности и дает возможность перейти от творчества совершенных культурных произведений к творчеству совершенной жизни, позволяет преодолеть конфликт духа и социального бытия, веры и неверия – трагедию философии. В ней представлена новая форма хозяйствования, которая позволит обеспечить обществу возможность саморазвития.

Библиографический список

1. В.И. Скрыпник. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. - М.: ВНТИЦ, 1997.
2. С.Н. Булгаков. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1993. Т. 1.
3. С.Н. Булгаков. Трагедия философии. - М.: Наука, 1993. Т. 1.
4. В.И. Скрыпник. Общество и роль информации в преодолении кризиса // Школа духовности. - 1998. № 5.
5. Обращение участников Первого международного конгресса "Информация и российское общество", проходившего 24 - 25 сентября 1998 г. в Москве, к президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину // Тверская, 13. 1998. № 43.
6. В.И. Скрыпник. Россия на пороге новой эпохи. - М.: ВНТИЦ, 1998.
7. В.И. Скрыпник. Русское православие и российская национальная идея. - М.: ВНТИЦ. 1998.




1. Стрільба і управління вогнем
2. Реферат- Инфракрасное зрение змей
3. Гроссман
4. тема Набута вада серця Ревматичний полісерозит D
5. Права и обязанности потребителя и изготовителя
6. Разработка графика движения электровоза 2ТЭ10В
7. Колледж права экономики и управления г.html
8. та відеофайлів а також записування звукового супроводу
9. Экономики отрасли Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур- А монополия; Б олиго
10. Реферат- Геология
11. Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия
12. 1 Понятие о системе электроснабжения промышленных предприятий
13. Управление риском в банковской системе
14. Нетрадиційні джерела енергії
15. Страхование инвестиций от политических риско
16. Тема- Культура как исторический процесс
17. Технические правила набора и верстки
18. Тема Зовнішня політика Київської Русі 2 години План Основні напрямки та завдання зовнішньої політ
19. лекция Втор.html
20. Издательский центр БГУ