У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

В Царстве травымуравы

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Конспект мероприятия по изобразительному искусству:

«В Царстве травы-муравы».

Цель и задачи  мероприятия:   

  1.  Познакомить  учащихся  с влиянием растительного мира на народное  изобразительное искусство .

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.

3.Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

4.Формировать навыки работы с художественными материалами.

5.Освоить основные принципы построения растительного орнамента .

Тип урока комбинированный.

Оборудование и материалы:

 А. для учителя: репродукции с изображениями произведений народной росписи, карта Центральной России, раздаточный материал с изображением элементов орнаментальных композиций.

Б. для детей: альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Оформление доски

Пособия виды росписи. Хохломские изделия.

План мероприятия

1.Организационный момент.

2. Беседа  о разнообразии растительного мира и влияние его на народное искусство,  (презентация)

3.Конкурсная программа.

4. Подведение итогов мероприятия.

Ход урока

I. Организационный момент

Здороваюсь. Проверяю готовность учащихся к уроку.

II Беседа учителя

Плейкаст:

Травы издревле одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывалиот непогоды. Многие из них были введены в культуру, давая пищу, одежду, строительные и поделочные материалы. Даже хлеб насущный - в буквальном смысле слова великий дар травянистых растений из семейства злаковых.
Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие оказывали травы на народное искусство. Вышивки, кружева, плетения,  набойные ткани, роспись по дереву, металлу и керамике испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только дорогих сердцу народно го художника луговых и лесных трав, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотных растений. Так в знаменитой хохломской травке внимательный глаз без труда угадает растрепанные и закрученные ветром упругие листья осоки.


В будни и праздники открывали травянистые растения человеку мир красоты и гармонии, вызывая к жизни множество пословиц, поговорок, примет, загадок. Вошли они и в сказки, былины, песни. "Мы привыкли понимать под искусством только то, что читаем, слышим, видим в театрах и на выставках, здания, статуи, поэмы, романы... - говорил Л.Н. Толстой. - Но все это есть только малая доля того искусства, которым мы в жизни обращаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церковных служб, торжественных шествий. Все это деятельность искусства". Сфера деятельности искусства практически не имеет границ. В нее входит умение составить букет и сплести изящный венок, ловко и прочно связать снопы, поставить красивые, а значит, и надежные стог и суслон. Красотой и поэзией овеяны народные гадания на травах, детские игры и развлечения, заговоры и даже лечебные процедуры, сопровождавшиеся определенными ритуалами.

О возникновении цветов и растений  на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них.

Слайд шоу:

Чтение легенды

В стародавние времена во мраке и стуже лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило – у древних славян бог солнца, земли и плодородия, пламенем взора своего слои мрака над спавшей Землёй. Сразу воссияло красное Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, нежилась в юной своей красе, набираясь до краёв животворной силой. Молвил тогда Ярило: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми….»

Вот так и пришли на Землю РАСТЕНИЯ. С тех пор каждую весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие леса.

Множество растений окружает нас , а вот узнаете ли вы их сейчас проверим.

Конкурс загадок.  За каждую отгаданную загадку получаете Цветок.

1.Загадка о васильке

Головка голубая И длинный стебелёк, Ну кто его не знает? Это ... (василёк)

2.Загадка о ромашке

Стоят в поле сестрички – Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

3.Загадка о колокольчиках

То фиолетовый, то голубой, Не раз на лугу он встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчики)

4.Загадка о вьюнке

Перелез без рук, без ног Через изгородь... (вьюнок)


Всевозможные проявления искусства, сопровождавшие повседневный народный быт в часы нелегкого труда и скромного досуга, формировали эстетическое представление на родных мастеров. Чтобы народное искусство стало ближё и понятнее нам, современным людям, следует не забывать о том животворящем источнике, который с раннего детства питал будущего народного мастера и художника. В благодатном царстве травы-муравы - так поэтически называли иногда мир травянистых растений - дети и подростки ненавязчиво, в играх и забавах постигали красоту и приобретали первые навыки рукомесла. И кто знает, может быть, первый венок, сплетенный в детстве в зеленой мастерской под открытым небом, кукла, сделанная из соломы, или плетенка из листьев рогоза стали началом славного пути народного мастера.

***
С ранней весны и почти до поздней осени выходили крестьяне сажать картошку, сеять хлеб, косить траву, ворошить и стоговать сено, жать рожь и ставить суслоны (* Суслон - составленные на поле снопы для просушки), теребить и выстилать лен. Вместе со взрослыми в работе так или иначе принимали участие дети и подростки. Работу им давали по силам: кто поменьше, бросал в борозды картошку, ворошил сено, подносил снопы; ребята постарше работали почти наравне со взрослыми.
Но, как говорится, делу - время, потехе - час. Наступала пора и отдохнуть. Каждый находил забаву по душе, в согласии со своим характером и наклонностями. В детстве травы притягивают к себе почти каждого, учат наблюдать, размышлять, проявлять смекалку и приобщаться к рукоделию. Чаще всего действенное взаимоотношение с природой, а не праздное созерцание рождает чувство любви и бережного отношения к ней. Весной и в начале лета, когда расцветали одуванчики, рука таки тянулась к сочным полым стеблям. Конечно же, мальчишки, сорвав стебель, делали из него в первую очередь звонкоголосую свистульку, чтобы промчаться с ней по лугу, нарушая тишину пронзительным ликующим звуком.

Девочки предпочитали  тихие занятия. Сорванный стебель приставляли торцом к губам, быстро и часто говорили: "Бабка, бабка, завей кудри! Бабка, бабка, завей кудри!" Эту фразу повторяли до тех пор, пока узкие продольные полоски расщепленного стебля не завивались в крутые кольца. В итоге ствол одуванчика становился похожим на маленькое кудрявое деревце. Каждая девочка была уверена, что получить подобные завитушки на стебле можно только при произнесении вышеупомянутой волшебной фразы. Даже от того, как она произносится, зависят форма и размеры кудрей. И действительно в этом есть своя логика - ведь "волшебные слова" заставляют губы вибрировать в определенном ритме, а вибрация передается стебельку одуванчика в виде толчков определенной силы. Если кто-то пытался произносить другую, выдуманную, фразу, то кудри завивались тоже, но не такие, какие можно было получить с помощью таинственной бабки, возможно, самой Бабы Яги. Обычно способом завивки кудрей девочки изготавливали что- то вроде кулона с цепочкой .

В конце лета в болотах, по берегам рек и озер созревали темно-коричневые продолговатые початки рогоза, называемые в народе помаранчиками, - видимо, от слова "марать". Помаранчиками забавлялись во время отдыха у костра. Объектом шуток становился не только новичок, но и всякий, чья бдительность по какой-либо причине притупилась. Принесенные к костру, помаранчики ни у кого не вызывали подозрения, поскольку их использовали для защиты от комаров, которые не давали покоя даже у большого костра. Кончик помаранчика поджигали и втыкали стебель вертикально в землю. Початок (разумеется, если он был сухим) начинал тлеть, при этом шел душистый дымок, как от индийской благовонной свечи. для человека дымок был приятен, к тому же не ел глаза, а вот комары боялись его, как черт ладана. Час, а то и два чадил этот маленький факел, исправно неся свою службу.

Ребята, склонные к рукомеслу находили и другое применение початкам рогоза. С помощью перочинного ножа них руках он мог превратиться вдруг в забавную фигурку, изображающую какого-нибудь зверька, птицу, гномика. Для этих целей используется рогоз, срезанный в тот же день, пока его початок еще не успел высохнуть. Причем выбирать надо только темно-коричневые или черные початки. Ворсинки таких помаранчиков покрыты темным налетом только сверху. Его можно легко соскребать кончиком ножа, тогда обнажаются более светлые нижние слои. Комбинируя по своему усмотрению темные и светлые пятна на поверхности помаранчика, можно создавать самые различные узоры и другие изображения.

А давайте и мы с вами поиграем.

Динамическая пауза.

«На лугу поутру»

На лугу поутру Мы затеяли игру. (Встали, руки  на пояс). Ты – ромашка, я – вьюнок. (Показывают рукой) Становитесь в наш венок. ( Руки  стороны)

Раз, два, три, четыре. (Показывают рукой) Раздвигайте круг по шире. (Ходьба на месте, Руки в стороны, покачивания вверх и вниз.)

А теперь мы – ручейки, Побежим вперегонки, (Имитация бега.)

Прямо к озеру спешим (Руки вперед), Станет озеро большим. (Ходьба на месте, развести руки в стороны)

Как прекрасны все цветы!(Руки в верх, с покачиванием в право и лево) А со мной согласны вы?(Руки в перёд)

Вся природа дивным цветом  Расцвела. Спасибо, ЛЕТО! (Дети кивают головой, поворачиваются, показывают руками, разводят руки в стороны)


Летним утром молодую зорьку встречают седые от росы травы. Там, где их коснулись зоревые лучи, они кажутся дымчато-розовыми, а в тени - серебристо-сизыми. Пройдет по лугу человек, и вслед за ним потянется зеленая дорожка. Это стряхну ли с себя холодную влагу мятлик и лисохвост, тимофеевка, щучка и другие злаки. Освободились от студеного плена зверобой, нивянка, пижма, тысячелистник... Что ни трава, то обязательно лечебная. Всю ночь настаивалась на этих травах роса, вбирая в себя их целительные свойства. Поэтому не мудрено, что, начиная с весны, как только выпадали первые обильные росы, девицы да молодицы ходили на луг умываться росой, чтобы лицо было белым, а волосы мягкими и шелковистыми.
Наиболее действенной считалась роса, выпадавшая в большие праздники. Самыми целебными признавались купальские росы, выпадавшие на Ивана Купалу. Обильные купальские росы были не только признанным целебным средством, но и предвестником хорошего урожая овощей и фруктов. Это была роса надежды на физическое и духовное здоровье, на изобилие и достаток. Купальский праздник приходится на самый разгар лета, когда нок большинство лекарственных трав вовсю цветут, а значит, их наземные части содержат наибольшее количество полезных веществ. А если до праздника к тому же не один день отстояла сухая теплая погода с ежедневными росами, то целебная сила купальской росы еще больше возрастала. Крестьяне считали, что, прогулки босиком по росе укрепляют здоровье и лечат самые разнообразные недуги. По сути дела, хождение по росе - активный массаж ног, сопровождаемый водными процедурами. Насыщенные целебной росой травы хлещут по ногам, словно хороший банный веник. Неиссякаемой была вера в то, что только купальские росы несут в себе оплодотворяющие силы земли, помогая от бесплодия. Недаром на Руси Иван Купала почитался как покровитель рожениц. Об одном из купальских обрядов С. Есенин писал:


Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила,
Травы ворожебные ноги ей кололи,
Плакала, родимая в купырях от боли.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, 
Сутемень колдовская счастье мне пророчит


Конкурс «Волшебный кубик»  (На гранях кубика наклеены цветы: ромашка, колокольчик, роза, подснежник, василек, ландыш)

Сегодня на занятии нам будет помогать кубик. Этот кубик не простой, этот кубик луговой. На каждой его грани изображен цветок. Вы, ребята, будете кубик бросать и много нового узнавать.

Учитель предлагает детям по очереди бросать кубик и рассказывает  стих о цветке, чья картинка выпала на верхней грани кубика.

***
Трудно представить себе крестьянина, подносящего в заскорузлых узловатых пальцах к своему носу полевой цветок. Но и безразличным к цветочным запахам он не был, хотя бы уже потому, что они вполне реально могли предупреждать о приближении ненастья, особенно в сенокосную пору, когда дорог был каждый погожий час. С запахом скошенной травы связана распространенная повсеместно примета: если трава утром пахнет сильнее обычного, жди дождя. О надвигающейся непогоде давали знать также запахи отдельных растений. Было подмечено, что перед дождем особенно сильно пахнет желтый подмаренник. Усиление запахов перед ненастьем объясняется понижением атмосферного давления, которое облегчает возгонку эфирных масел. К тому же увеличивающаяся влажность способствует распространению запахов. У многих растений возгонка эфирных масел из листьев и цветов может происходить наоборот, при усилении жары. Разогретая лучами солнца полынь насыщает воздух терпким горьковатым запахом, чаще всего предвещая сухую погоду.


Запахи некоторых травянистых растений, по убеждению крестьян имеют лечебные свойства и обладают магической силой. Считалось, ароматический запах аира, растущего в чистых заводях, оберегает человека от нечистой силы и исцеляет от различных недугов. На Троицу, или пятидесятницу, празднуемую обычно в конце мая или начале июня крестьяне украшали стены изб душистыми берёзовыми ветками, клали на окна запашистый чабрец, а на полу разбрасывали листья аира. Совсем не случайно хозяйки стелили на пол именно аир: всякий раз, когда на него ступали ногами, аромат, исходящий от него, усиливался и, смешиваясь с запахами березовой листвы и чабреца, наполнял избу таким благоуханием, которое, пожалуй, не уступало даже изысканным духам. Запахи, источаемые растениями, создавали особое праздничное настроение. Кроме того, воздух насыщался фитонцидами, убивающими болезнетворных микробов.

Ребята, а знаете ли вы названия лекарственных трав?

Конкурс «Лекарственные травы»

Слайд шоу

Учитель показывает лекарственные травы, дети отгадывают.

С наступлением зимы в деревнях, где были развиты промыслы, связанные с обработкой травянистых растений, мастера доставали с чердаков высушенное сырье. Увлажнив по мере необходимости листья рогоза, стебли камыша и ситника, они приступали к плетению.

  Настоящей школой рукоделия для девочек было плетение венков из полевых и луговых цветов . Навыки, приобретенные в работе с простыми природными материала ми, давали возможность в дальнейшем болеё успешно осваивать приемы вышивки, ткачества, вязания и плетения. Рассказывая об играх крестьянских детей, Н.А. Некрасов нарисовал выразительные портреты двух девчушек:


Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, 
- Все беленький, желтенький,
бледно-лиловый,
Да изредка красный цветок... -


Из первой скорее всего в будущем выйдет непряха, то есть "не умеющая прясть". (Кстати, всем хорошо знакомое слово неряха произошло от слова непряха.) Из второй девчушки наверняка получится хорошая мастерица, ведь, судя по описанию, она сплела венок, имеющий довольно сложную композицию.

Венок из полевых цветов, украшавший голову девушки в летние праздники, стал со временем прообразом женского народного головного убора - венца. Во всех губерниях России бытовали венцы, имевшие свою форму и неповторимую декоративную отделку. Близки к венцам были и кокошники, украшавшиеся жемчугом и золотым шитьем. На некоторых венцах и кокошниках в сложном переплетении причудливых узоров угадываются контуры полевых цветов - васильков, ромашек, колокольчиков.
Вот так богато украшали крестьяне свои праздничные наряды. А что за праздник без песен?

Конкурс  «Угадай мелодию»

Чтобы молоко у коровы всегда было вкусным и питательным, на молочную посуду принято было надевать купальские венки. Они напоминали красочный растительный рельеф, созданный на керамических и деревянных сосудах рукой искусного мастера. Но венок из живых трав вскоре все, же засыхает, и посуда теряет свою привлекательность. Венок, надетый в праздничные дни на посудину с молоком, навел, вероятно, народных художников на мысль украшать ее в зависимости от того материала, из какого она сделана, росписью, лепниной или резьбой. Сначала, видимо, орнаментальным венкам, изображенным на сосудах, придавалось лишь магическое значение, а затем стали обращать внимание и на его красоту. Примечательно, что в названии растительного орнамента, сплошным кольцом огибающего сосуд, осталось воспоминание о живых венках, надевавшихся на него при совершении народных обрядов. Такой орнамент и по сей день называют художники - венцом. Венец вокруг сосуда, написанный или вылепленный по-прежнему остается не только украшением, но и добрым оберегом, символом изобилия, хотя его древнее значение современными людьми почти забыто.


Подобным образом возникали в свое время в архитектуре орнаментальные венцы, украшая столбы и колонны Нет сомнения, что им предшествовали венки из натуральных цветов и листьев. Во многих европейских странах существо вал некогда обычай украшать венками плодовые деревья . Считалось, что венки из купальских трав передают им свою животворящую силу, способствуют вызреванию крупных и сочных плодов.

Слайд шоу: «Растительный орнамент в народном творчестве»

Орнаментальные композиции, в которые искусно вплетались букеты, широко использовались в декоративной отделке городских зданий. Лепными барельефами с их изображениями украшали наличники окон, простенки, фризы, фронтоны и пилястры каменных домов 18-19 веков. Букет был одним из распространенных мотивов в изразцовом искусстве. Изразцам и украшали не только печи, но и внутренние и наружные стены архитектурных сооружений. Садовые и полевые цветы, преображенные фантазией художника, и поныне не увядают на замечательных изразцах, украшающих храмы Москвы, Ярославля и других городов.

 IV. Итог урока.

Заключение.




1. СХК Организационноэкономическая характеристика ОАО СХК.
2. Погода. Элементы погоды. Комплексные типы погод. Предсказание погоды. Местные признаки погод
3. ИО Группа профессия Мастер п-о
4. Инженерно геодезическая практика
5. Мурманска Большакова Елена Константиновна Никутина Ирина Анатольевна Воспитание интереса к детской к
6. тг. на сберегательный счет с 8 процентной годовой ставки
7. Стаття 1 Екологічна експертиза в Україні Екологічна експертиза в Україні вид науковопрактично
8. .1 Причины возникновения кризисов и их роль в социальноэкономическом развитии4 1
9. Тема Разработка интернетмагазина для ООО Компас ВВЕДЕНИЕ С недавним же появлением глобальной
10. Технологический проект холодного цеха ресторана высшего класса на 50 мест в торговом зале
11. ЛЕКЦИЯМ Товары Товары можно учитывать несколькими способами- по покупным ценам- непосредственно
12. Тема Тема 9
13. Реферат- Меры пресечения в уголовном процесс
14. Курсовая работа- Методы защиты информации в телекоммуникационных сетях.html
15. Курсовая работа- Ценовая политика организации
16. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Общие положения Контрольная работа выполняется по одному из 10 вариантов
17. Владимир Соловьев и гностицизм- предыстория Премудрости Божьей и Вечной Женственности История религии
18. Таким образом революция в информационных технологиях усилила понимание того что наряду с материальными н
19. Надкрановая часть колонны Расчет арматуры в надкрановой части колонны сечения IIIIII и IVIV На основ
20. Kitstud- T~~ nr