Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 29 .Владимир Мономах как образ идеального князя. Летописи, как и любые другие литературные произведении, должны чему то учить, а следовательно в них должны быть представители хороших и плохих героем. В отличии от других литературных произведений летопись своих героев берёт из жизни, а следовательно летописцам нужно найти реальных людей и утрировать их образ, то есть очернить или идеализировать его. Примером такого героя может служить Владимир Всеволодович Мономах.
Образ идеального князя летописцы создали именно из Владимира Мономаха по нескольким причинам, рассмотрим их на фоне его биографии.
Карьеру он начинал как военный и снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Нам известны его походы против половцев в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др. в которых терпел поражения и одерживал победы. Он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.) В «Поучении» Владимир отметит, что он заключил «без единого» 20 договоров с половцами.
Принципиальное значение имело решение 1107 г.: Владимир женил на половчанке своего сына
Юрия Долгорукого, а Олег Святославич сына Всеволода. Этими браками предполагалось снять
напряженность между Русью и Степью. Но результатом явилось включение половцев во внутренние
усобицы на Руси. Олег приводил половцев и ранее, а Юрий Долгорукий наводнит ими Русь в
середине XII в.
На Киевский стол Владимира Мономаха (1053 1125) привели чрезвычайные события: восстание в Киеве в 1113 г. Необходимо иметь в виду, что большинство социальных выступлений того времени это борьба за сохранение ранее сложившегося положения. Восстание 1113 г. вызвало в
литературе едва ли не самый широкий отклик отчасти потому, что наиболее полное его описание
дано у В.Н.Татищева, с источниковедческой точки зрения все еще мало изученного (его тексты
обычно сравнивают с летописями, которых у него вообще не было). Оно началось сразу после смерти
Святополка, что само по себе свидетельствует о негативном отношении киевлян к умершему князю.
Громили восставшие и дворы ближайшего окружения князя, а также дворы хазарских иудеев-
ростовщиков, которым покровительствовал Святополк и его окружение. Именно восставшие киевляне
настояли на том, чтобы Владимир принял княжеский стол в Киеве. Князь согласился занять
освободившийся стол, но отказался выполнять одно из главных требований выселение хазарских
иудеев-ростовщиков, ссылаясь на то, что такого рода мероприятия требуют проведения княжеского
съезда.
После советов с митрополитом Никифором, который «резы» (т.е. проценты) считал вообще
недопустимыми для христиан, князь огласил «Устав о резак», которым ограничивался процент плат с
должников. Но в 1124 г. восставшие вернулись к главному вопросу и без княжеского благословения
осуществили выселение иудеев. Коснулось оно и некоторых других земель, в том числе
западнославянских. Именно в этот период в Крыму и далеко в Западной Европе появятся иудеи-
«выселенцы» из Руси.
Об особых добродетелях Владимира Мономаха в летописи неоднократно говорится и в связи с
Любеческим съездом, и в связи с организацией походов на половцев в начале XII в. В этом
прославлении Владимира Мономаха многое зависело от того, что редакции «Повести временных лет»
сохранились по городам, где княжили потомки Владимира Мономаха. Но были и объективные
обстоятельства, заставлявшие видеть во Владимире идеального правителя. В определенной степени
это проявляется и в его «Поучении» сыновьям. Владимир рисует там действительно образ
идеального правителя, задача которого быть справедливым, ответственным перед теми, кем
управляешь. Он ссылается на византийские источники, но представление о власти у него совершенно
не византийское. Пересказывая свои «труды» на полях сражений, в дальних походах, на охоте, он
указывает на необходимость жертвенности правителя. И князю удалось многое: он сумел собрать
большую часть Русской земли. Правда, Полоцк уже не вернется, в последний раз в 1094 г. упомянута
Тмутаракань. Но заметно укрепились позиции на Волго-Балтийском пути, и было остановлено
наступление половцев по границам лесостепи.
В Киеве князь старался сохранить взаимодействие с митрополией и городскими верхами, а по
основным центрам опять-таки разместить своих сыновей.