Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Вариант 11 1Вот и окончена школа семь классов

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Вариант 11

(1)Вот и окончена школа, семь классов. (2) Потом буду доучиваться. (3) А пока я еду в Иркутск. (4) Сколько волнений, разговоров было у нас, споров, чтобы меня отпустили одну. (5) На двоих не хватало денег. (6) Но всё это позади. (7) Я еду в Иркутск. (8) В знаменитый, большой и всемогущий город, откуда возвращаются только здоровыми.(9) Я сижу в купе как взрослый, равноправный пассажир, смотрю в окно. (10) Но чем дальше уносит меня поезд от дома, тем быстрей исчезают все мои доводы, с помощью которых я уговорила маму отпустить меня одну. (11) В душе страх, растерянность. (12) Как я буду одна в большом незнакомом городе? (13) Как найду ортопедический институт?(14) Примут ли меня?...

(15)А по радио объявляют уже иркутское время. (16) Скоро будет Иркутск. (17) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

(18) Мама говорит, что Родина у человека там, где он родился и вырос. (19) А где у меня? (20) Родилась в Новоград-Волынском, на Украине, выросла в Партизанске, а сейчас вот еду лечиться в Иркутск, в Сибирь. (21) И везде Родина. (22) Но, конечно, Приморский край лучше всех. (23) Только у нас такие зелёные сопки. (24) Один багульник дальневосточный чего стоит! (25) Весной все сопки становятся розовыми от цветущего багульника. (26) А тут скалы, на которые не заберёшься. (27) Омуль, конечно, вкусный, я его уже пробовала, а в орехах сибирских нечего есть, одна скорлупа…

(28) – Маринка! (29) Ты что замечталась? (30) Давай пить чай да ложиться спать. (31) Завтра ты уже приедешь.

(32) – Хорошо, сейчас, – поворачиваюсь я к соседям. (33) Они у меня хорошие, но очень разные. (34) Смешливая украинка Оксана, пожилая седая Белла Наумовна, едущая к сестре в гости. (35) Третий сосед – Алёша, молчаливый, застенчивый парень. (36) После службы в армии он ехал в своё Закарпатье.

(37) За четыре дня я со всеми подружилась и не могла представить, что скоро с ними расстанусь.

(38) В Иркутск поезд приходил в пять утра. (39) Но мои попутчики не спали, чтобы меня проводить. (40) Я выслушала гору наставлений, советов, предостережений. (41) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама. (42) А я это и раньше замечала. (43) Идёшь по городу, вокруг люди спешат, не обращают на тебя внимания, не разговаривают. (44) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются.

(45) И вот сейчас я сижу, держу наготове рюкзак и слушаю своих соседей. (46) Оказывается, в большом городе много всяких опасностей: жуликов, которые так и норовят залезть к тебе в карман и обчистить, машин и мотоциклов, готовых задавить человека. (47) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым. (48) Алёша хитро усмехнулся и отобрал его.

(49) Поезд сердито засвистел, собираясь мчаться дальше. (50) Дав последние наставления, Белла Наумовна засеменила к вагону. (51) Алёша хлопнул меня по плечу и уже на ходу вскочил на ступеньки вагона. (52) Все трое замахали мне руками, что-то закричали, но уже ничего не слышно. (53) До свиданья, мои милые попутчики! (54) Может, ещё и встретимся. (55) Жизнь такая большая. (56) Я с трудом поднимаю рюкзак и тащу его к широким воротам вокзала…                               (По М. Бараз)

Маргарита Ульяновна Бараз (1938–2011) – дальневосточная писательница, автор замечательных рассказов и повестей для подростков. Представленный фрагмент взят из её автобиографической повести «Мороз и солнце», в которой рассказывается о военных и послевоенных годах, о нелёгкой судьбе девочки Марины, о том, как она закаляла свой характер.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью Марина поехала в Иркутск?» 

1)Она отправилась в Иркутск в гости.            2)  Девочка поехала туда на каникулы.

3)Она поехала для лечения.                             4)  Она поехала с целью разыскать отца.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется слово «гора» в (предложении 40). 

1) Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. 

2) Естественное или специально сооруженное возвышение для спуска на лыжах, санках.

3) Какое-либо препятствие, мешающее осуществить задуманное

4) Очень большое количество, множество; куча, нагромождение чего-либо.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 

1) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама.

2) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым. 

3) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

4) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются. 

А4. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове ИРКУТСК (предложение 7) звуков меньше, чем букв.

2) В слове ЕДУ (предложение 7) первый звук – [э].

3) В слове ЗАКАРПАТЬЕ (предложение 36) буква Е обозначает два звука.

4) В слове ПОПУТЧИКИ ( предложение 39) согласный звук [т] является непроизносимым.

А5. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.  

  1) разговоров ( 4)              2) волшебные ( 44)         3) засвистел ( 49)            4) замечала ( 42)

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»? 

   1) закричали ( 52)             2) возвращаются ( 8)       3) беспокойная ( 41)      4) вскочил ( 51) 

А7. В каком слове выбор гласной в окончании глагола объясняется тем, что этот глагол относится к I спряжению? 

    1) встретимся ( 54)           2) приедешь ( 31)       3) уносит ( 10)                 4) становятся ( 25)

В1. Замените разговорное слово «обчистить» в пр. 46 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание СЛУЖБА В АРМИИ (предложение 36), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 25. 

В4. Среди пр. 45-56 найдите предложение с обособленным определением.

В5. Выпишите в  цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. 

Если смотреть на карту,(1) то я,(2) наверное,(3) сейчас как раз в середине нашей страны. Мама говорит,(4) что Родина у человека там,(5) где он родился и вырос. А где у меня? Родилась в Новоград-Волынском,(6) на Украине,(7) выросла в Партизанске, а сейчас вот еду лечиться в Иркутск,(8) в Сибирь. И везде Родина. Но,(9) конечно,(10) Приморский край лучше всех…

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 43.

В7. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 

   Они у меня хорошие,(1) но очень разные. Смешливая украинка Оксана,(2) пожилая седая Белла Наумовна,(3) едущая к сестре в гости. Третий сосед – Алёша,(4) молчаливый,(5) застенчивый парень. После службы в армии он ехал в своё Закарпатье. За четыре дня я со всеми подружилась и не могла представить,(6) что скоро с ними расстанусь.

В8. Среди пр. 17-26 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

В9. Среди предложений 18-27 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Вариант 12.

(1) По ночам мы жгли тумбочки. (2) На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек. (3) Не то чтобы они совсем никуда не годились, напротив, они были ничуть не хуже тех, что стояли возле наших коек, – такие же тяжёлые, такие же голубые, с такими же фанерными полочками внутри. (4) Просто они были лишние и лежали на чердаке. (5) А мы сильно зябли в нашем общежитии. (6) Толька Рябов даже оставил однажды включенной сорокасвечовую лампочку, жёлтенько светившуюся под потолком комнаты. (7) Когда утром мы спросили, почему он её не погасил, Толька ответил: «Для тепла…»

(8) Обречённая тумбочка втаскивалась в комнату. (9) Она наклонялась наискосок, и по верхнему углу наносился удар тяжёлой чугунной клюшкой. (10) Тумбочка разлеталась на куски, как если бы была стеклянная. (11) Густокрашеные дощечки горели весело и жарко. (12) Угли некоторое время сохраняли форму то ли квадратной стойки, то ли боковой доски, потом они рассыпались на золотую, огненную мелочь.

(13) Из печи в комнату струилось тепло. (14) Мы, хотя и сидели около топки, старались не занимать самой середины, чтобы тепло беспрепятственно струилось и расходилось во все стороны. (15) Однако к утру все мы мёрзли под своими одеялишками.

(16) Конечно, может быть, мы не так дорожили бы каждой молекулой тепла, если бы наши харчишки были погуще.(17) Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (18) По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. (19) Наверное, мы ещё росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.

(20) На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей – это примерно наша месячная стипендия. (21) Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло – шестьсот рублей килограмм. (22) Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках.

(23) А между тем сливочное масло существовало в виде жёлтого плотного куска даже в нашей комнате. (24) Да, да! (25) И рядом с ним ещё лежали там розовая глыба домашнего окорока, несколько белых сдобных пышек, сваренные вкрутую яйца, литровая банка с густой сметаной и большой кусок запечённой в тесте баранины. (26) Всё это хранилось в тумбочке Мишки Елисеева, хотя на первый взгляд его тумбочка ничем не выделялась среди четырех остальных тумбочек: Генки Перова, Тольки Рябова, Володьки Пономарева и моей.

(27) Отличие состояло только в том, что любую нашу тумбочку можно было открыть любому человеку, а на Мишкиной красовался замок, которому, по его размерам и тяжести, висеть бы на бревенчатом деревенском амбаре, а не на столь хрупком сооружении, как тумбочка: знали ведь мы, как ее надо наклонить и по какому месту ударить клюшкой, чтобы она сокрушилась и рухнула, рассыпавшись на дощечки.

(28) Но ударить по ней было нельзя, потому что она была Мишкина и на ней висел замок. (29) Неприкосновенность любого не тобой повешенного замка вырабатывалась у человека веками и была священна для человека во все времена.

(30) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. (31) Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (32) Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.

(33) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. (34) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (35) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (36) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (37) Я не удержался и заворочался на койке. (38) Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. (39) Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. (40) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

– (41) Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживём.

(42) Рот его в это время был полон жёваным хлебом, перемешанным с жёлтым маслом и розовой ветчиной.                     (По тексту В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»)

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята, несмотря на постоянное чувство голода, не взломали тумбочку Мишки Елисеева и не съели его припасы?»  

1)Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. 

2) А между тем сливочное масло существовало в виде жёлтого плотного куска даже в нашей комнате.
3) Отличие состояло только в том, что любую нашу тумбочку можно было открыть любому человеку, а на Мишкиной красовался замок, которому, по его размерам и тяжести, висеть бы на бревенчатом деревенском амбаре, а не на столь хрупком сооружении, как тумбочка: знали ведь мы, как ее надо наклонить и по какому месту ударить клюшкой, чтобы она сокрушилась и рухнула, рассыпавшись на дощечки.

4) Неприкосновенность любого не тобой повешенного замка вырабатывалась у человека веками и была священна для человека во все времена.

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово «мелочь» в (предложении 12).

   1) маленькие кусочки      2) некрупные монеты     3) малоценный предмет     4) пустяк

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Угли некоторое время сохраняли форму то ли квадратной стойки, то ли боковой доски, потом они рассыпались на золотую, огненную мелочь.
2) И рядом с ним ещё лежали там розовая глыба домашнего окорока, несколько белых сдобных пышек, сваренные вкрутую яйца, литровая банка с густой сметаной и большой кусок запечённой в тесте баранины. 
3) Но ударить по ней было нельзя, потому что она была Мишкина и на ней висел замок. 
4) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. 

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВИСЕЛ ( 28) все согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости.
2) В слове ЖЁЛТОГО ( 23) все согласные твёрдые.
3) В слове ВОЗМОЖНОЕ ( 22) буква Е обозначает два звука.
4) В слове СТЕКЛЯННАЯ ( 10) звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

   1) наклонялась     2) наслаждались            3) роскошный           4) пригорок

А7. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения. 

  1) никуда ( 3)       2) разлеталась ( 10)         3) съедали (18)      4) приходил (31) 

А8. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных». 

  1.  сильно ( 5)        2) беспрепятственно ( 14)         3) священна ( 29)           4) жёваным ( 42)

В1. Замените разговорное слово ХАРЯ в пр. 32 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание С ФАНЕРНЫМИ ПОЛОЧКАМИ (пр. 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 42.  

В4. Среди пр. 13-19 найдите предложение с обособленным распространённым приложением.

В5. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, (1) так, (2) чтобы не дразнить нас. Во всяком случае, (3) мы редко видели, (4) как он ест. Однажды ночью, (5) проснувшись, (6) я увидел Мишку сидящим на койке. 

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

В7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, (1) который мы съедали за один раз. Наверное,(2) мы ещё росли, (3) если нам так хотелось есть каждый час, (4) каждую минуту и каждуюсекунду.

В8. Среди пр. 1-7 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

В9. Среди пр. 27-30 найдите сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. 

Вариант 13.

(1)Дюшка стоял возле крыльца, глядел на грачей, на молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком, на старый пень посреди истоптанного двора.

(2) Неожиданно Дюшка ощутил: что–то живёт на пустой улице, что–то помимо грачей, берёзки, старого пня.(3)Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (4)Что–то есть, что–то, заполняющее всё, — невидимое, неслышимое, крадущееся по посёлку мимо Дюшки. (5)И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.(6)Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди!

(7) Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть своё хрупкое неведенье. (8)Вот–вот — и откроется. (9)Вот–вот — великая тайна, не подвластная никому. (10)Стоит лишь поднапрячься — вот–вот…

(11) Берёза... (12)Она в сквозной дымке. (13)Вчера этой дымки не было — ночью распустились почки. (14)Что–то тут, рядом, а не даётся.

(15) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. (16)Хлопанье крыльев, шум рассекаемого воздуха, сизый отлив чёрных перьев на солнце. (17)Где–то в конце улицы сердито заколотился звук работающего мотора. (18)Грачи, унося с собой шорох взбаламученного воздуха, растаяли в небе.(19)Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов, давя ребристыми скатами и без того вмятую щебёнку, прокатил лесовоз–тягач с пустым мотающимся прицепом.

(20)Он прокатил, скрылся за домами, но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов, о тёмные, маслянисто отсвечивающие окна. (21)Но и этот отзвук должен исчезнуть. (22)Непременно. (23) И он исчез.

(24)И берёза в зелёной дымке, которой вчера не было... (25) Вот–вот — тайна рядом, вот–вот — сейчас!..

(26)Пуста улица, нет грачей. (27)Улица та же, но и не та — изменилась. (28)Вот–вот… (29)Кажется, он нащупывает след того невидимого, неслышимого, что заполняет улицу, крадётся мимо.

(30)Хлопнула где–то дверь, кто–то из людей вышел из своего дома. (31)Скоро появится много прохожих. (32)И улица снова изменится. (33)Скоро, пройдет немного времени…

(34)И Дюшка задохнулся — он понял! (35)Он открыл! (36)Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое и неслышимое, крадущееся мимо: «Пройдёт немного времени...»

(37) Время! (38)Оно крадётся.

(39) Дюшка его увидел! (40) Пусть не само, пусть его следы.

(По В. Тендрякову.)

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дюшка решил, что он делает открытие, раскрывает тайну?»

1) (5) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.(6)Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди! 
2) (34) И Дюшка задохнулся – и он понял! (35) Он открыл!
3) (31)Скоро появится много прохожих. (32)И улица снова изменится. 
4) (7) Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть свое хрупкое неведенье. (8)Вот–вот — и откроется. 

А2. Укажите, в каком значении употреблено в тексте слово ПУСТОЙ (предложение 2).

   1) бессодержательный         2) безлюдный        3) свободный        4) порожний

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 

1) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.
2) Пусть не само, пусть его следы.
3) Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки. 
4) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. 

А4. Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове СОЛНЦЕ буква Л обозначает непроизносимый звук. 
2) В слове ПОСЁЛКУ все согласные образуют пары по твёрдости/ мягкости. 
3) В слове ХРУПКОЕ все согласные звуки твёрдые.
4) В слове ВЧЕРА первый звук [ф]. 

А5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне. 

    1) великая        2) пересекали        3) машинным        4) берёза

А6. В каком слове правописание приставки   НЕ  определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед глухим согласным пишется С»? 

1) спугнуть        2) распустились         3) рассекаемого            4) истоптанного

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? 

   1) машинным ( 19)         2) неожиданно ( 15)       3) истоптанного ( 1)         4) длинные ( 3)

Часть "B"

В1. Замените разговорное слово «расхлябанных» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «с тяжестью взлетели» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 21. 

В4. Среди предложений 7-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

В5. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятые при вводном слове. 

Пуста улица,(1) нет грачей. Улица та же,(2) но и не та — изменилась. Вот–вот… Кажется, (3) он нащупывает след того невидимого, неслышимого, (4) что заполняет улицу, (5) крадётся мимо.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

В7. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов,(1) давя ребристыми скатами и без того вмятую щебёнку, (2) прокатил лесовоз–тягач с пустым мотающимся прицепом. Он прокатил, (3) скрылся за домами, (5) но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов,(4) о тёмные, (6) маслянисто отсвечивающие окна.

В8. Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение.

В9. Среди предложений 11-14 найдите бессоюзное сложное предложение. 

Вариант 14.

(1) С французским у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. (3) Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (4) Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (5) Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. (6) Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. (7) Все было впустую. (8) Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. (9) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (10) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (11) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. (12) Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. (13) Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. (14) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня.(15) При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. (16) Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и её, я ничего не понимал. (17) Тогда она решилась и остановила машину.

(18)— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. – (19) Хватит, отучился, поедем домой.

(В.Распутин)

А1. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тосковал герой?» 

1) Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. 
2) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. 
3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. 
4) Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. 

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово КОЛЕНО (предложение 2).

  1) сустав ноги         2) звено        3) фигура         4) поколение 

А3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 

1) Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. 
2) Тогда она решилась и остановила машину. 
3) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. 
4) Хватит, отучился, поедем домой. 

А4. Укажите верное суждение.

1) В слове УЕЗЖАТЬ звуков больше, чем букв.
2) В слове МАШИНОЙ все согласные твёрдые. 
3) В слове ВПЛОТЬ первый звук [ф]. 
4) В слове СЛУШАЯ буква Я обозначает один звук. 

А5. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне является исключением из правила.

  1) сочетание      2) отвлекался     3) выдержал     4) собирайся

А6. В каком слове правописание приставки не зависит от ударения? 

  1) некогда        2) невольно        3) никто       4) ничего

А7. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю). 

  1) выговаривал      2) проглатывая       3) выпаливая       4) жаловался

Часть "B"

В1. Замените разговорное слово ШПАРИЛ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание С РЕВОМ ПОГНАЛСЯ (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 1. 

В4. Среди предложений 2-6 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.

В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 

Ничего подобного она,(1) конечно,(2) не слыхивала. 6)Снова и снова она показывала,(3) как произносятся носовые,(4) сочетания гласных,(5) просила повторить — я терялся, (6) язык у меня во рту деревенел и не двигался.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

В7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. 

При ней я крепился,(1) не жаловался и не плакал,(2) но,(3) когда она стала уезжать,(4) не выдержал и с ревом погнался за машиной.

В8. Среди предложений 9-11 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

В9. Среди предложений 14-17 найдите сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной).

Вариант 15.

       (1)В тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге. (2)Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. (3)Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. (4)Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (5)Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (6)Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкою.(7) Антон прослезился, увидя его, поклонился ему до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей. (8)Владимир Андреевич отказался от предлагаемого завтрака и спешил отправиться. (9)Антон повез его проселочными дорогами — и между ими завязался разговор.<…>

       (10)Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между  деревьями сада. (11)В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию,  общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через  мост и мимо села.  (12)Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увиделберезовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею;  сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

       (13)Через десять минут въехал он на барский двор. (14)Он смотрел вокруг себя с  волнением неописанным. (15) Двенадцать лет не видал он своей родины. (16)Березки,  которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями. (17)Двор, некогда украшенный тремя  правильными

цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная  лошадь. (18)Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали  косматыми хвостами. (19)Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого  барина с шумными изъявлениями радости.

(20)Насилу мог он продраться сквозь их  усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и  с плачем обняла своего воспитанника. (21) «Здорово, здорово, няня,— повторял он,  прижимая к сердцу добрую старуху,— что батюшка, где он? каков он?»      А.С.Пушкин

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героя охватило волнение?»

1) Сердце его исполнено было печальных предчувствий он боялся уже не застать отца в живых  он воображал грустный образ жизни ожидающий его в деревне  глушь  безлюдие бедность и хлопоты по делам в коих он

не знал никакого толку.

2) Владимир увидел   березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею  сердце в нем забилось перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

3) Березки которые при нем только что были посажены около забора  выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями.

4) Двенадцать лет не видал он своей родины.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «высыпала»(предл. 19).

   1) отряхнулась       2) вышла        3) подала     4) поскакала

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяэпитет.

  1) Владимир Андреевич приближался к той станции с которой должен он был своротить на Кистеневку.

  2) Сердце его исполнено было печальных предчувствий он боялся уже не застать отца в живых  он воображал грустный образ жизни…

  3) Березки которые при нем только что были посажены около забора  выросли…

  4) Владимир увидел   березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею  сердце в нем забилось…

A4. Укажите ошибочное суждение.                                                                                                             

  1) В слове грустный согласный звук [т] является непроизносимым.                                  

  2) В слове выехав  последний  звук – [ф].                                                                                                                      

  3) В слове десять  мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).                                                                                                                                                       

 4) В слове залаяли звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

      1) Поклонился     2) Цветниками        3) Водивший          4) запрягать

А6. В каком слове правописание приставки зависит от  её значения?                                    

       1) Предчувствий          2) Приближался           3) Неописанным      4) забилось

А7.  Укажите ошибочное суждение:

 1). в слове присланные суффикс   - нн -         2) в слове украшенный суффикс  - енн -

  3) в слове неописанным суффикс - анн -      4) в слове некошеный суффикс      - ен-

В1. Замените разговорное слово «батюшка» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «деревенским кучерам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В4. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленными обстоятельствами .

В5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обращении:

Насилу мог он продраться сквозь их  усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо;(1) в сенях встретила его Егоровна и  с плачем обняла своего воспитанника. «Здорово,(2) здорово,(3) няня,(4)— повторял он,(5)  прижимая к сердцу добрую старуху,(6)— что батюшка,(7) где он? каков он?»

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Смотритель осведомился, (1) куда надобно было ему ехать, (2) и объявил, (3) что лошади,(4) присланные из Кистеневки,(5) ожидали его уже четвертые сутки.  Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон,(6) некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкою. Антон прослезился,(7) увидя его,

(8) поклонился ему до земли,(9) сказал ему,(10) что старый его барин еще жив, (11) и побежал запрягать лошадей.

В8. Среди предложений 1–9 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным  подчинением придаточных.

В9. Среди предложений 10 - 19найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Вариант 16.

1) Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. (2) Там всегда людно. (3)Алексей Саврасов. (4) «Грачи прилетели»… (5)Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. (6) Ваш слух, несомненно, уловит музыку весны. (7)Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон. (8) Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест. (9) В стене зала будто вырублено светлое окно. (10)Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. (11) Лучи солнца пробивают легкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. (12)Живопись холста многослойна. (13) Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к деталировке картины, которую можно рассматривать часами. (14) Пейзаж до предела обжит. (15) Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. (16) Все свидетельствует о неумолимом влиянии времени. (17) Кричат грачи, вьется сизый дымок из труб деревянного домика, мерцает весеннее солнце. (18) Во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России, и эта пристрастность передается вам. (19) Вы дышите еще морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. (20) Весь холст полон удивительного внутреннего движения. (21) Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака. (22) В картине нет манеры, нет претендующих на виртуозность приемов. (23) Язык холста прост до изумления, он почти коряв. (24) Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всё уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра. (25) Саврасов – лирик, и его «Грачи» – пример проникновения в самую суть, душу русской природы. (26) Прошло более ста лет со дня рождения «Грачей». (27) Бесконечно далеко то время, но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлен им на холсте. (28) Миг, остановленный на века! (29) И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России. (30) «В России природа поет», – говорил Саврасов. (31) Идут тысячи людей через залы Третьяковки, останавливаются у картины «Грачи прилетели» и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному. (32) Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, – русскую природу…

                                                                   (по И. Долгополову)

А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России?»

  1.  1) (1) Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. (2) Там всегда людно.
  2.  2) (15) Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах.
  3.  3) (30) «В России природа поет», - говорил Саврасов.
  4.  4) (23) Язык холста прост до изумления, он почти коряв.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пелена» (предложение 11).

  1.  1) покрывало        2) сплошной покров, заволакивающий собой что-либо со всех сторон
  2.  3) пеленки            4) нижний край крыши; карниз

А3. Укажите вариант, в котором средством выразительности является эпитет.

  1.  1) Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака.
  2.  2) Саврасов – лирик, и его «Грачи» - пример проникновения в самую суть, душу русской природы.
  3.  3) Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к деталировке картины, которую можно рассматривать часами
  4.  4) Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всѐ уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра.

А4. Укажите ошибочное суждение:

1.В слове БЕРЁЗ (пр.7)  буква З обозначает глухой согласный звук [с].

2. В слове БЕСХИТРОСТНО (пр.32) вторая буква Т обозначает непроизносимый согласный звук.

3. В слове БИРЮЗОВЫХ (пр.10) мягкость согласного звука [б̉] обозначается буквой И.

4. В слове ДЕРЕВЯННОГО (пр.17) количество звуков и букв совпадает.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной.

   1) мерцает          2) озарил           3) рождения        4) отражения

А6. В каком слове правописание приставки зависит от значения?

  1) отсыревших              2) прилетели         3) рассматривать          4) претендующий

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

  1) серебряный             2) изысканные         3) весеннее                    4) деревянный

В1. Замените слово «заученность» в предл. 24 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «грачиный гомон» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

В4. Среди предложений 17-19 найдите предложение с однородными членами. 

В5. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

  Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

В7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

Кричат грачи,(1) вьется сизый дымок из труб деревянного домика,(2) мерцает весеннее солнце. Во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России, (3)и эта пристрастность передается вам. Вы дышите еще морозным,(4) колючим воздухом,(5) слышите пение весны.

В8. Среди предложений 10-20 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

В9. Среди предложений 24 - 32 найдите бессоюзное предложение.

Вариант 17.

(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было.

(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.

(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному. (12)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации*, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (13)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. (14)Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.

(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих.

(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.

(20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.

(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей.

– (28)Он прозрел, да, это правда, – он прозрел, – думал старик. – (29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.

                                                                              (По В. Короленко)  

Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) – писатель, журналист, публицист. Основные произведения – «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант»

*Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старик решил, что музыкант “прозрел”?»

1) Музыкант стал видеть.

2) Музыкант стал эгоистом, и его не тревожили чувства окружающих.

3) Музыкант черпал вдохновение в народной мелодии.

4) Музыкант перестал замыкаться в собственном горе, и в его душе появилось ощущение жизни.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово « глубокая» (предложение 7).

 1) недоступная, скрытая                      2) полная, абсолютная

 3) очень давняя                            4) касающаяся сущности каких-либо явлений

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.

2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон

3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему- то особенному, непривычному.

4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

А4. Укажите неверное суждение.

1) В слове СЕРДЦЕ (пр.21)  согласный звук [д] является непроизносимым.

2) В слове ВСЁ (пр.30) первый звук - [ф].

3) В слове ОПУЩЕННОЮ (пр.16) звуков больше, чем букв.

4) В слове СВЯЗЬ (пр.12) происходит оглушение звонкого согласного звука.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной.

  1) хранила                  2) касался             3) навевая                   4) прозвенел

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполное действие»?

   1) непривычных              2) признал            3) притих                         4) природа

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»?

    1) похищен               2) неподвижны            3) болезненный         4) мгновенно

В1.Замените разговорное словосочетание «набит битком» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «народная мелодия» ( предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В4. Среди предложений 15–19 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Не мудрено, (1) что он производит такое потрясающее впечатление, (2) – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – У него, (3) по-моему, (4) замечательно драматическая наружность. Действительно, (5) и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, (6) и неподвижные глаза, (7) и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, (8) непривычному.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ему казалось, (1) что эта могучая, (2) свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, (3) болезненным вопросом, (4) который откроет новую рану в душе его слепого питомца.

 В8. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

В9. Среди предложений 15 - 21 найдите бессоюзные предложения.

Вариант 18.

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на острове нескольких актёров – мужчин и женщин.  (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

– (7)Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

(12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.

(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.

(15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:

– (16)А Паганини играл и на одной струне…

(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.

(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

(26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

(27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас. (31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.

(34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

(35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.

(38)Где теперь эта скрипка – я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

                                                                                                   (По К. Паустовскому)

1Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егоров стал играть на одной струне?»

1) «Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке».

2) Егоров захотел соперничать в мастерстве с Паганини.

3) Егоров хотел оказаться в центре зрительского внимания, чтобы на него «наводили лучи фонариков».

4) В тяжёлые военные будни людям нужна была музыка, и Егоров не мог обмануть их ожидания и разочаровать зрителей.

А2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).

  1) вернуть себе силой                2) ударами размягчить

  3) удалить, распространить       4) отразить встречным ударом

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове  АКТЁРЫ (пр.7) буква Ё обозначает один звук.

2) В слове ОТДАЛ (пр.33) буква Т обозначает звонкий согласный звук [д].

3) В слове КАРМАННЫХ (пр.10) количество звуков и букв совпадает.

4) В слове ИЗВЕСТНОМУ (пр.35) согласный звук  [т] является непроизносимым.

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

    1) задрожало   2) положили               3) равняться       4) росла

А6.В каком слове правописание приставки зависит от её значения?

  1) вспыхнули      2) отбивали               3) непрерывные        4) вспыхнули.

А7. В каком слове правописание суффикса подчиняется правилу

«В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

  1) неожиданно      2) карманных                  3) раненые            4) изуродованной

В1. Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

B2 Замените словосочетание «струны на скрипке» (предложение 1),построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

В4. Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным приложением.

В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В7. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В коротком антракте войны,(1) в глухом лесу,(2) где пахло гарью,(3) звенела и росла мелодия Чайковского,(4) и от её томительного напева,(5)казалось,(6) разорвётся,(7) не выдержит сердце.

 В8. Среди предложений 23-33 найдите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным, имеющим значение сравнения .

В9. Среди предложений 1 - 6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Вариант 19.

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

(2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.

– (5)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– (6)Дагни, – вполголоса ответила девочка.

(7)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. (8)Испугаться она не могла, так как глаза Грига смеялись.

– (9)Вот беда! – сказал Григ. – (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять.

(15)Дагни даже всплеснула руками.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Мне её ещё нужно сделать. (18)Я сделаю её, может быть, за несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь давай корзинку, ты её едва тащишь. (21)Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

(22) Корзина действительно была тяжёлая, и Дагни, вздохнув, протянула её Григу.

(23)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– (24)Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни.

– (25)Разве вы не зайдёте к нам?

– (26)Спасибо. (27)Сейчас мне некогда. (28)Прощай, Дагни!

…(29)Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город. (30)Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. (31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и концерты проходили в городском парке под открытым небом.

(32)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами.

(33)Дагни впервые слышала симфоническую музыку. (34)Она произвела на неё странное действие. (35)Все переливы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. (36)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

(38)Тётушка смотрела на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.

– (39)Что случилось? – спросила Дагни. (40)Тётушка схватила её за руку и прошептала:

– (41)Слушай!

(42)Тогда Дагни услыхала, как человек во фраке сказал:

– (43)Слушатели из последних рядов просят меня повторить. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.

(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря.

(47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря!

(51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

(По К. Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

А1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Эдвард Григ сказал, что сделает Дагни подарок только через десять лет?»

1) У Эдварда Грига не было в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

2) Эдвард Григ считал, что подарки надо делать только на день

рождения.

3) Эдварду Григу нужно было много времени, чтобы подготовить подарок для Дагни.

4) Дагни должна была повзрослеть, чтобы понять серьёзную музыку.

А2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «открытым» (предложение 31).

1) ничем не заслонённый       2) искренний, откровенный   3) явный, прямой   4) внешне заметный

А3.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.

3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.

4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОТВЁЗ (пр.10) буква З обозначает глухой согласный [с]

2) В слове БЕЛЫЕ 5 букв, 5 звуков.

3) В слове СДЕЛАТЬ первый звук [з]

4) В слове ПОДАРИТЬ мягкость согласного звука [р] обозначена буквой И.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной.

   1) показался        2) горные           3) собирала             4) откликается

А6. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?

  1) вздохнув       2) сделать                      3) всплеснула            4) вздрогнула

А7. В каком слове  правописание суффикса определяется правилом: «В причастии пишется НН, если есть приставка кроме НЕ»?

  1) особенно       2) струнный                      3) истинный        4) посвящённый

В1.Замените разговорное слово «почудилось» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 44.

В4. Среди предложений 47-48 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я сделаю её,(1) может быть,(2) за несколько дней,(3) но такие вещи не дарят детям. Я делаю подарки для взрослых,(4) а ты ещё маленькая и многого не понимаешь.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В7. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу,(1) отец отвёз её погостить к своей сестре в город. Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. Был тёплый июнь,(2) стояли белые ночи,(3) и концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер,(4) ни дирижёр,(5) ни оркестранты не включили лампочек над пультами.

В8. Среди предложений 45-52 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

В9. Среди предложений 1 - 7 найдите  предложение с сочинительной и бессоюзной связью.

Вариант 20.

(1)Я с детства мечтал стать клоуном. (2)Когда мне было восемь лет, отец купил телевизор. (3)Я увидел выступление Чарли Чаплина и в один миг понял, что хочу быть именно клоуном. (4)Каждый раз, когда я ложился спать и закрывал глаза, передо мной появлялась огромная цирковая арена.

(5)Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!

(6)И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. (7)При этом шансов у меня почти не было: в цирковом училище конкурс был – сто двадцать человек на место. (8)Когда я поступал в шестой раз, я уже взрослый был тогда, мне сказали: (9) «Ну нет у тебя данных!» (10)А на седьмой все-таки взяли.

(11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера – главная сила человека.

(12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках. (13)Случилось это в Англии. (14)Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. (15) А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему театру. (16)Тогда я решил поработать с британскими кошками. (17)Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек, несчастные, облезлые, грязные. (18)У одного кота, по-видимому, в драке был выдран клок шерсти, у другого на лапе кровоточила рана. (19)Это были уличные кошки.

(20)Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. (21)Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. (22)Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.

(23)Три дня я безрезультатно пытался найти с ними общий язык.

(24)Они не подпускали меня к себе. (25)В отчаянии я протянул руки к небу и воскликнул:

– (26)Господи, помоги!

(27)И... произошло чудо. (28)Кошки заболели. (29)Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза: кошачий грипп. (30)Пришлось каждый день делать уколы. (31)Ставить капельницы.

(32)Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. (33)А это значит, она меня полюбила, значит, будет театр кошек в Англии.

(34)Вот, оказывается, как просто происходит чудо. (35)Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. (36)Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг.

(37)А потом, когда кошки выздоровели, началась игра. (38)Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые  выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.

(39)Но знаете ли вы, как трудно в действительности быть клоуном?

(40)Это для нас стало не работой, а смыслом жизни. (41)Свои номера и спектакли с кошками мы выстраиваем так, чтобы, немного посмеявшись, зрители задумались, посмотрели на мир глазами умиления и восторга.

(42)И тогда у них пробуждается желание творить добро, любить наших меньших братьев.

(По Ю. Куклачёву)

Куклачёв Юрий Дмитриевич (1949) – российский клоун, народный артист РСФСР. Приобрёл славу, первым занявшись цирковой работой с кошками Создатель и руководитель Театра кошек.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Юрию Дмитриевичу Куклачёву удалось «найти общий язык» с британскими кошками?»

 1) Это были уличные кошки.                            2) Кошки заболели.

 3) Пришлось каждый день делать уколы.       4) Они … поняли, что я им друг.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «перевернувший»  (пр.12).

 1) перелиставший        2) изменивший          3) переворошивший        4) опрокинувший

А3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!

2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.

3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.

4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЦИРКОВАЯ (пр.4) буква И обозначает звук [ы].

2) В слове БРАТЬЕВ (пр.43) количество звуков и букв совпадает.

3) В слове ВСЁ (пр.12)первый звук – звонкий  согласный [в].

4) В слове гуляют буква Ю обозначает два звука.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.

 1)карантин        2) показала                  3)ложился          4) умиления

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?

  1) преодолевая      2) пристально                    3) прижимались       4) пришлось

А7. В каком слове в суффиксе сохраняется гласная неопределенной формы глагола?

  1) видевшие    2)выстраиваем              3) лишённые         4) пробуждается

В1.Замените разговорное слово «массу» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «хозяйской ласки» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В4. Среди предл. 16–20 найдите предложения с обособленным(-ыми)определением(-ями).

В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2) облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

В7. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью

Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы,(1) животные испуганно прижимались к стене, (2)многие прятались за батарею. Они пристально глядели на меня,(3) а глаза их горели ненавистью. Это были не кошки,(4) а какие-то тигры,(5) способные растерзать меня в любую секунду.

В8. Среди предложений 32-40 найдите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным, имеющим значение времени .

В9. Среди предложений 6 - 12 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.




1. Иммунология, которой нас обучают вирусы.html
2. Захищені протоколи
3. зависшие деньги их российских клиентов а также крупные неоплаченные кредиты западных банков и их контраг
4. Классификация компьютерных сетей По назначению- Промышленные сети ~ применяются в цехах
5. тема Административноправовые отношения- понятие особенности содержание и виды
6. . Основные средства и другие долгосрочные вложения Основные средства 01.
7. политической жизни все более четко про слеживались две тенденции- демократическая и антидемократическая
8. тема Что является предметом международного права при узком подходе а только межгосударственные отн
9. тематические методы и пр
10. Лабораторная работа 3 Работа с электронными каталогами и электронными библиотеками 2 часа Цель- н
11. 080260412 ПЗ 1 Введение В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются
12. Давайте дружить
13.  Что такое визуальное моделирование Визуальным моделированием visul modeling называется способ представлен
14. СТАТЬЯ 1 ПОЛНЫЕ И СОКРАЩЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ И определениЯ Все названия и определения предусмотренные т
15. Репрессированное тело как социально-культурный симптом.html
16. Союз Православных Единоборцев г
17. класса каждый получит готовую работу созданную своими руками под руководством наших преподавателей Каждом
18. Абхазия1
19. по теме- Современные методы исследования пищеварительной системы Укажите один правильный ответ
20. Сетевые организации Сущность и эволюция сетевой формы организаций